База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Учение о разделении властей С. Е. Десницкого — Право, юриспруденция

С. Е. Десницкий (l710-- 1789) происходил из мещан украинского  г.Нежина- Он закончил духовную семинарию Троице- Сергиевой лавры, затем Петербургскую академию и в числе других учеников был направлен для продолжения образования в Англию в Глазговский университет. Здесь он защитил диссертацию  по римскому праву, получив ученую степень доктора права. Возвратившись в Россию, Десницкий становится профессором  юридического факультета Московского университета, где впервые на русском языке читает лекции по праву. В этот период своей деятельности он написал ряд статей и докладов, в которых изложил радикальные предложения по проблемам политико-юридических преобразований в государстве.

В размышлениях о причинах происхождения государства Десницкий не придерживался договорной теории. Он высказал предположение о прохождении человечеством исторически последовательных “ состояний”, хронологически сменяющих друг друга. Первым из них была охота (ловля зверей и собирательство  дикорастущих плодов); вторым-- скотоводство и пастушество,  третьим-- “хлебопашественное состояние” и последним,  четвертым,-- “коммерческое”. В первых двух главенствует  коллективное владение вещами, обусловленное несовершенством  трудового процесса и отсутствием условий хранения продуктов. В “хлебопашественном состоянии” появляются жилища,  каждый начинает обрабатывать землю, у людей возникает  желание получить все это “во всегдашнее право собственности”.  Таким образом, у Десницкого право частной собственности, как и у Джона Локка, складывается в результате трудовых затрат. Причины неравенства Десницкий, как и Дж.Локк, усматривал в различных физических качествах человека, его трудолюбии и умении накапливать.

Государство, по мнению Десницкого, возникает только в коммерческом состоянии. Ранние “первовозникающие государства”,  соответствовавшие “хлебопашественному состоянию”, государствами в собственном смысле не были, поскольку они не имели ни права, ни средств для его реализации. Однако Десниц- кий высказал предположение, что власть в обществе с самого начала его образования сосредоточилась в руках тех, кто обладал богатством.

Цель государства мыслитель усматривал в достижении наибольшего  количества благ наибольшим числом людей.

Лучшей формой организации власти Десницкий считал конституционную  монархию.

Законодательная власть, по его проекту, осуществляется монархом совместно с однопалатным органом-- Сенатом, с” стоящим из 600 -- 800 депутатов. Сенату дозволено “.-с приказанием  и по усмотрению монархов российских делать указы вновь, старые поправлять или уничтожать и сверх того, пошлины в государстве налагать-, войну продолжать и заключение трактатов  с соседними державами наблюдать”. Но “конечное повеление”  принадлежит только монарху. Сам представительный орган “никаких узаконений без изволения и приказания монархов  в России не предпринимать, не делать” не должен. Сенату также вручается еще и высшая судебная власть-

В Сенат могли быть избраны депутаты от всех сословий: помещиков, купцов, ремесленников, духовенства и интеллигенции (“ училищных”) по избирательному праву с умеренным цензом. Депутаты избираются на пять лет и могут быть а дальнейшем переизбраны, но не более чем на три срока. Сенаторы  из своего состава избирают ежегодно президента, который и представляет монарху все дела, требующие решенил Все сенаторы равноправны независимо от их сословной принадлежности.

Для заседаний Сената и “жилья” сенаторов Десницкий рекомендует “построить в Москве и Санкт-Петербурге особливые здания”.

В предложениях по учреждению судебной власти Десницкий разработал ряд положений конституционного характера. Он считал необходимым полное отделение судопроизводства от администрации, введение равного для всех сословий суда присяжных,  установление гласности и непрерывности процесса, предоставления обвиняемому права на защиту.

Низшая судебная инстанция определена в проекте Десницко- го в виде всесословного судебного органа при местной административной  власти. Таким образом, здесь он проявил определенную  непоследовательность, не доведя до конца осуществление принципа независимости суда.

Исполнительная власть у него осуществляется монархом, обладающим правом отлагательного вето, и высшими органами управления-- коллегиями, имеющими двойное подчинение: монарху и Сенату.

У Десницкого есть еще и показательная власть, которая вручена воеводам в губерниях и провинциях. Они назначаются непосредственно монархом, но в своей деятельности подотчетны губернскому суду, который принимает жалобы на действия воевод и публично их рассматривает.

В дополнение к наказательной власти Десницкий присовокупляет  еще и гражданскую власть, которой он наделяет выборные органы местного самоуправления.

Компетенция всех пяти властей должна быть строго определена  законом, с тем “чтоб одна власть не входила из своего предела в другую”, так как от исполнения ими своих функций “зависят все почти чиноположения и все главные правления в государствах”.

В правовой сфере Десницкий также разработал ряд институтов.  Он предложил деление права на государственное, гражданское,  уголовное и судебное.

Применение смертной казни он считал допустимым только в двух случаях: умышленное убийство и измена родине, но возражал против “мучительских” способов ее исполнения, а также применения позорящих наказаний.

Десницкий требовал строжайшего соблюдения законности в практике государственной жизни.

Десницкий выступал за равное отношение ко всем народам, населяющим Россию. “Российская монархия,-- писал он, -- самоеда приглашает быть участником законодательной власти”.

В целом просветительская доктрина Десницкого была направлена  не на утверждение “просвещенного абсолютизма”, а на создание конституционного варианта монархического правления  в России.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/

С. Е. Десницкий (l710-- 1789) происходил из мещан украинского  г.Нежина- Он закончил духовную семинарию Троице- Сергиевой лавры, затем Петербургскую академию и в числе других учеников был направлен для продолжения образования в Англию в Глазговск

 

 

 

Внимание! Представленный Доклад находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавался, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальный Доклад по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru