курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Петрозаводский государственный университет
Кольский филиал
Кафедра юриспруденции
Дисциплина “Уголовно-исполнительное право ”
Контрольная работа
Учреждения, исполняющие наказания
студента 3 курса (группа 2005/6 г. об)
заочной формы обучения
гуманитарного факультета
специальность 030501
Юриспруденция
Преподаватель: ст. преп. Круглин В.И.
Апатиты 2009
Исполнение наказания преследует цели исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. [1]
Наказание всегда связано с ограничениями прав, свобод и законных интересов лиц, его отбывающих. Поэтому деятельность, связанная с исполнением наказания, должна быть не только урегулирована государством на законодательном уровне, но и осуществляться государственными органами. [2]
С системой уголовных наказаний, предусмотренных ст.44 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), корреспондирует система учреждений и органов, их исполняющих, закрепленная ст.16 УИК РФ. Поэтому виды исполняемых наказаний расположены в основном в той последовательности, которая предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Исключение оставляют наказания, исполняемые в отношении осужденных военнослужащих, сгруппированные УИК РФ в одной части статьи.
Учреждения, исполняющие наказание, составляют целостную систему, отдельные звенья которой связаны между собой единством целей, задач и принципов, определенных уголовно-исполнительным законодательством.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых содержится в ст.16 УИК РФ, делятся на две группы.
Первую группу составляют те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:
а) судебные приставы-исполнители.
б) дисциплинарная воинская часть;
в) учреждения уголовно-исполнительной системы: уголовно-исполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; исправительные учреждения;
Ко второй группе относятся учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности: а) суд; б) командование воинских частей и учреждений.
Темой данной работы является описание учреждений, исполняющих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок и смертной казни.
В соответствии с ч.7 ст.16 УИК РФ наказание в виде ограничения свободы исполняется исправительным центром.
Данный вид наказания задумывался, с одной стороны, как наказание, которое должно было быть достаточно суровым для реализации такой цели наказания, как восстановление социальной справедливости, с другой, чтобы у него отсутствовали те негативные последствия, которые свойственны лишению свободы, и главное - отсутствие изоляции от общества.
Поэтому условия и порядок отбывания ограничения свободы урегулированы в соответствии с данными целями.
Однако как материальные возможности государства, так и внутренние противоречия законодательства (конкуренция с институтом колоний-поселений не позволяют на протяжении уже свыше 10 лет исполнять это наказание.
За это время было принято два Федеральных закона, которыми продлялось действие отлагательных норм о введении в действие наказания в виде ограничении свободы. [3]
В соответствии с ч.8 ст.16 УИК РФ наказание в виде ареста исполняется арестным домом.
Арестные дома - места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора.
Арест в отношении военнослужащих исполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт (ч.12 ст.16 УИК РФ).
Арест, так же как и ограничение свободы, не назначается и не исполняется с момента принятия УИК РФ И УК РФ, и перспектив в обозримом будущем это наказание не имеет. [4]
В соответствии с ч.9 ст.16 УИК РФ наказание в виде лишения свободы исполняется колонией - поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, следственным изолятором.
В соответствии с ч.10 ст.16 УИК РФ наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Лишение свободы - наиболее часто назначаемый судами РФ вид наказания. Его удельный вес на протяжении многих лет стабильно составляет свыше 30% от всех уголовных наказаний.
В соответствии с доктриной уголовно-исполнительного права основными учреждениями, исполняющими лишение свободы, являются исправительные колонии, подразделяемые на три вида: исправительные колонии общего, строгого и особого режима.
Вышеуказанные исправительные учреждения предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.
Дифференциация осужденных к лишению свободы осуществляется по признакам пола, возраста, тяжести преступления, за совершение которого виновный осужден; опасности личности преступника, поведения осужденного во время отбывания наказания и по состоянию здоровья.
Дифференциация осужденных имеет важное значение для групповой индивидуализации исполнения лишения свободы, предупреждения вредного влияния более опасных преступников на лиц, впервые осужденных к лишению свободы на непродолжительные сроки (совершеннолетних и лиц, не достигших 18-летнего возраста); предупреждения возможности распространения опасных инфекционных заболеваний.
Предусмотренная УИК РФ классификация лиц, отбывающих наказания, создает благоприятную возможность для проведения индивидуальной воспитательной работы с осужденными, направленной на осознание ошибочности сформировавшихся у осужденного взглядов на принятые в обществе нормы, определяющие поведение человека.
В соответствии с ч.11 ст.16 УИК РФ наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.
Смертная казнь впредь до её отмены согласно с.20 Конституции РФ является исключительной мерой наказания. [5] Обвиняемому представляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. В целях обеспечения безопасности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предупреждения преступлений и правонарушений УИК не называет вид исправительного учреждений, в которых смертная казнь приводится в исполнение. В то же время на законодательном уровне подробно урегулированы порядок применения этого наказания и особенности правового положения осужденных к смертной казни.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда от 02.02.1999гг. № 3-П наказание в виде смертной казни на территории РФ не может не исполняться, ни назначаться впредь до реального обеспечения права каждого обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, т.е. до создания судом присяжных в каждом субъекте Российской Федерации. [6]
Наказание есть мера государственного принуждения и реализация ее требует постоянного контроля государства за исполнением возложенных на осужденных ограничений. Достижение целей наказания является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и предполагает создание специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов.
Российская Федерация уважает права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. [7]
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей.
Осужденные - иностранные лица и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. С изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством российской Федерации.
Федеральная служба исполнения наказаний в качестве основной из своих задач ставит обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов. [8]
Нынешнее исправительное учреждение - это важнейший государственный социальный институт, в котором в целом узаконен набор инструментов, предусматривающих реабилитацию правонарушителя.
Отбывающему наказание человеку предоставлено законом право на получение образования, профессии, охрану здоровья, социальную, правовую и другую защиту, чтобы он, выйдя на свободу, смог адаптироваться к условиям нормальной жизни.
Реализация этих прав предоставляет хорошие возможности для совместных действий. Разовая помощь также необходима, но куда лучше, если эта работа строится на комплексной основе. Надо оказывать конкретную помощь по каждому направлению, знать реальные проблемы и вовремя их решать. [9]
Стоит отметить основные положения, касающиеся прав и социальной защиты осужденного.
В соответствие со ст.12 УИК осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана предоставить осужденному указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденному могут быть применены не иначе как на основании федерального закона.
Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований.
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющего наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека
Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.
Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий.
Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание таклй помощи.
Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическим представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительства и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.
Осужденные также имеют право на личную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности.
В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного (ст.13 УИК РФ).
Стоит отметить, что уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет.
Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденными в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст.44 УИК РФ).
Осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за чет средств, заработанных в период отбытия наказания, а также за счёт получаемых пенсий, социальных событий и денежных переводов. Указанные средства зачисляются на счета осужденных (ст.88 УИК РФ)
Осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязательств (ст.98 УИК РФ).
Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца. Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба.
В качестве одного из элементов социальной защиты необходимо отметить положение ст.180 УИК РФ, в которой говорится, что не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.
Осужденные являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
Работа исправительных учреждений постепенно ориентируется на решение социально-экономических проблем осужденных. Однако этот процесс сдерживается в связи с проблемами бюджетного финансирования и недостаточной поддержкой со стороны региональных властей. Профессиональное обучение осужденных чаще всего проводится в интересах обеспечения существующего в исправительном учреждении производства, без учета их склонностей, а также возможности будущего трудоустройства. [10]
Решить проблему социальной интеграции лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, невозможно силами только сотрудников исправительных учреждений. Необходимо расширить границы периода реабилитационной и социальной работы с такими лицами, включив в него первый год пребывания на свободе. Межведомственный характер задачи по обеспечению непрерывности социального сопровождения требует координации деятельности различных служб и структур.
Реализация прав и свобод осужденных будет проходить наиболее успешно, если в ней примут активное участие организации и частные лица, понимающие, что совместное участие в социальной адаптации осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, - это задача не только государства, но и всего общества.
Нормативно-правовые акты и другие официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Теис. - 1996. - 48 с.
2. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 № 2-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 19.07.2009) // Российская газета. - 1997. - № 9
3. Указ Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" от 13.10.2004 № 1314 (в ред. от 17.11.2008) // Российская газета. - 2004. - № 220
Специальная литература:
4. Кутуков С.А. Уголовно-исполнительная система как часть общества: социальные функции и проблемы взаимодействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2008. № 1. - с.14-24
5. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.С. Михлина. - М: Издательство "Юрайт". - 2008. - 513с.
6. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. И.Л. Трунова. - М.: Издательство "Эксмо". - 2006. - 641с.
7. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: Издательство "НОРМА". - 2005. - 461 с.
[1] См.: Ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 19.07.2009) // Российская газета. - 1997. – № 9
[2] См.: Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.С. Михлина. – М: Издательство «Юрайт». - 2008. – 513с.
[3] См.: Кутуков С.А. Уголовно-исполнительная система как часть общества: социальные функции и проблемы взаимодействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. -2008. № 1. – с.14-24
[4] См.: Кутуков С.А. Уголовно-исполнительная система как часть общества: социальные функции и проблемы взаимодействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. -2008. № 1. – с.14-24
[5] См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Теис. - 1996. - с.14
[6] См.: Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. И.Л. Трунова. – М.: Издательство «Эксмо». - 2006. – с 141.
[7] См.: Ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 19.07.2009) // Российская газета. - 1997. – № 9
[8] См.: Ст. 1 Указа Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.10.2004 № 1314 (в ред. от 17.11.2008) // Российская газета. – 2004. - № 220
[9] См.: Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. И.Л. Трунова. – М.: Издательство «Эксмо». - 2006. – 311с.
[10] См.: Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. И.Л. Трунова. – М.: Издательство «Эксмо». - 2006. – с. 315
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Петрозаводский государственный университет Кольский филиал Кафедра юриспруденции Дисциплина “Уголовно-исполнитель
Факты не подлежащие доказыванию
Федеральные и региональные целевые программы
Федеральный закон об обязательном гос.пенсионном страховании РФ. Социальные пенсии
Федеративное государство
Феодальное право Новгорода и Пскова
Физические лица
Фикция в семейном праве
Финансово-экономические основы местного самоуправления
Финансовое право
Финансовое право
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.