курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение
Быть может, уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих ночных светил заставляли его уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания. Шли века, человек приобретал все большую власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полете к Луне, Солнцу и звездам. Средства для таких полетов, предлагавшиеся народной фантазией, были примитивны: колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека.
В 17 веке появился фантастический рассказ французского писателя Сирано де Бержерака о полете на Луну. Герои этого рассказа добрался до Луны в железной полоске, над которой он все время подбрасывал сильный магнит. Притягиваясь к нему, полоска все выше поднималась над Землей, пока не достигла Луны. “Из пушки на Луну” отправились герои Жюля Верна. Известный английский писатель Герберт Уэльс описал фантастическое путешествие на Луну в снаряде, корпус которого был сделан из материала, не подверженного силе тяготения.
Предлагались разные средства для осуществления космического полета. Писатели фантасты упоминали и ракеты. Однако эти ракеты были технически необоснованной мечтой. Ученые за многие века не назвали единственного находящегося в распоряжении человека средства, с помощью которого можно преодолеть могучую силу земного притяжения и унестись в меж планетное пространство. Великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего соотечественника К. Э. Циолковского.
Скромный калужский учитель сумел рассмотреть в известной всем пороховой ракете прообраз могучих космических кораблей будущего. Его идеи еще долго будут служить основой в освоении человека космического пространства.
Много веков прошло с тех пор, когда был изобретен порох и создана первая ракета, применявшаяся главным образом для увеселительных фейерверков в дни больших торжеств. Но только Циолковский показал, что единственный летательный аппарат, способный проникнуть за атмосферу и даже на всегда покинуть Землю, - это ракета.
В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: “Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, с начала робко проникнуть за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все около земное пространство”.
Осваиваем Космос
Сейчас мы становимся свидетелями того, как начинается сбываться это великое пророчество. Начало проникновения человека в космос было положено 4 октября 1957 года. В этот памятный день вышел на орбиту запущенный в СССР первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Он весил 86,3 кг. Прорвавшись сквозь земную атмосферу, первая космическая ласточка вынесла в околоземное пространство научные приборы и радиопередатчики. Они передали на Землю первую научную информацию о космическом пространстве, окружающем Землю.
Первый спутник начал обращаться вокруг Земли по эллиптической орбите. Крайние точки ее подъема - наибольшая (апогей) и наименьшая (перигей) - располагались соответственно на высоте 947 и 228 км. Наклон плоскости орбиты к экватору составлял 650. Свой первый оборот спутник совершил за 1 час 36,2 минуты и делал за сутки немногим менее 15 оборотов.
Сравнительно низкое расположение перигея орбиты вызвало торможение спутника в разряженный слоях земной атмосферы и сокращало его период обращения на 2,94 секунды в сутки. Такое незначительное сокращение времени обращения говорило о том, что спутник снижался очень медленно, причем с начала уменьшался апогей, а сама орбита постепенно приближалась к круговой.
Через 20 дней космический первенец умолк - иссякли батареи его передатчиков. Раскаляемый Солнцем и замерзающий в земной тени, он безмолвно кружился над пославшей его планетой, отражая солнечные лучи и импульсы радиолокаторов. Постепенно опускаясь, он просуществовал еще около двух с половиной месяцев и сгорел в нижних, более плотных слоях атмосферы.
Полет первого спутника позволил получить ценнейшие сведения. Тщательно изучив постепенное изменение орбиты за счет торможения в атмосфере, ученые смогли рассчитать плотность атмосферы на всех высотах, где пролетел спутник, и по этим данным более точным предусмотреть изменение орбит последующих спутников.
Определение точной траектории искусственных спутников позволило провести ряд геофизических исследований, уточнить форму Земли, точнее изучить ее сплюснутость, что дает возможность составлять более точные географические карты.
Отклонения действительной траектории спутника от вычисленной говорят о неравномерности поля Земного тяготения, на которую влияет распределение масс внутри Земли и в земной коре. Таким образом, изучив движение спутника, ученые уточнили сведения о поле земного тяготения и о строении земной коры.
Такие вычисления делались и раньше на основании движения Луны, но спутник, летящий на высоте всего несколько сот километров над Землей, сильнее реагирует на ее поле тяготения, чем Луна, находящаяся от Земли на расстоянии почти 400 тыс. км.
Очень большое значение имело изучение прохождения радиоволн через ионосферу, т.е. через наэлектризованные верхние слои земной атмосферы. Радиоволны, посланные со спутника, как бы насквозь прощупывали ионосферу. Анализ этих результатов позволил существенно уточнить строение газовой оболочки земли.
Второй советский спутник был выведен на более вытянутую орбиту 3 ноября 1957 г. Если ракета первого спутника позволила поднять его на 947 км (апогей), то ракета второго спутника была более мощной. При почти той же минимальной высоте подъема (перигей) апогей орбиты достиг 1671 км, и спутник весил значительно больше первого — 508,3 кг.
Третий спутник поднялся еще выше — на 1880 км и был еще тяжелее. Он весил 1327 кг.
Вслед за советскими спутниками вышли на свои орбиты американские спутники. Свою программу ракетных исследований по плану Международного геофизического года американцы начали практически осуществлять позже. Только 31 января 1958 г. после нескольких неудачных попыток американцам удалось вывести на орбиту свой первый искусственный спутник Земли “Эксплорер-1” (“Исследователь-1”). Он весил 13,96 кг и был оборудован аппаратурой для изучения космических лучей. микрометеоритов, а также для измерения температуры оболочки спутника и газа, заполнявшего его внутренний объем.
Следующий спутник американцев — “Авангард” весил 1,5 кг. Он не имел на борту вообще никакой научной аппаратуры и был предназначен только для испытаний радиопередатчиков и солнечных батарей.
Оба эти американских спутника не могут идти ни в какое сравнение с первыми советскими спутниками. Позднее американцы вывели на орбиты несколько десятков спутников. Вес их колебался от нескольких десятков до нескольких сотен килограммов. С их помощью американскими ученым удалось получить ряд важных данных о строении верхней атмосферы и околоземного пространства. Эти результаты могли бы быть более значительными, если бы американские спутники направлялись с целью изучения космоса. Но при запуске многих из них преследовались военные цели. С каждым годом растет число спутников, выпущенных советскими и американскими учеными. Усложняется и становится более многообразной и научная аппаратура — в космос посылаются целые лаборатории. Орбиты спутников, как обручи, опоясали земной шар во всех направлениях — от экваториальных (параллельных экватору) до полярных (проходящих через полюсы Земли). Ученые кропотливо изучают поступающую со всех широт и высот научную информацию (сообщения от установленных на спутниках приборов).
2 января 1959 г. умчалась в сторону Луны и вышла на околосолнечную орбиту советская космическая ракета “Луна-1”. Она стала спутником Солнца. На Западе ее назвали лунником. Запуском ее была прослежена вся толща околоземного космического пространства. За 34 часа полета ракета прошла 370 тыс. км, пересекла орбиту Луны и вышла в околосолнечное пространство. После этого еще около 30 часов велось наблюдение за ее полетом и принималась с установленных на ней приборов ценнейшая научная информация. Впервые приборы, посланные человеком, изучали космическое пространство на протяжении 500 тыс. км от Земли.
Сведения, полученные в этом полете, существенно дополнили наши сведения об одном из важнейших открытий первых лет космической эры — открытии околоземных поясов радиации. Кроме различных измерении, на протяжении 500 тыс. км полета велись наблюдения газового состава межпланетной среды, наблюдения метеоритов, космических лучей и др.
Не менее изумительным был полет второй советской космической ракеты “Луна-2”, запушенной 12 сентября 1959 г. Приборный контейнер этой ракеты 14 сентября в 00 часов 02 минуты 24 секунды коснулся поверхности Луны! Впервые за всю историю аппарат, созданный руками человека, достиг другого небесного тела и доставил на безжизненную планету памятник великому подвигу советского народа— вымпел с изображением Герба СССР. Луна-2 установила, что у Луны нет магнитного поля и поясов радиации в пределах точности приборов.
Не успела весть об этом событии как следует дойти до сознания людей, как наша страну поразила мир новым удивительным достижением: 4 октября 1959 г., в день второй годовщины запуска первого советского спутника Земли, в Советском Союзе была запущена третья космическая ракета — “Луна-3”. Она отделила от себя автоматическую межпланетную станцию с приборами. Контейнер был направлен так, что, обогнув Луну, он вернулся обратно в район Земли. Установленная в нем аппаратура сфотографировала и передала на Землю изображение не видимой нами обратной стороны Луны.
Этот блестящий научный эксперимент интересен не только беспримерным фактом получения первой фотографии, сделанной в космосе, и передачи ее на Землю, но и осуществлением чрезвычайно интересной и сложной орбиты.
“Луна-3” должна была оказаться над обратной стороны Луны, а система ориентации должна была развернуть контейнер так, чтобы его фотоаппараты были направлены на Луну. Для этого по команде с Земли весь контейнер привели во вращение, и, когда в фотоэлементы, расположенные на нижнем днище контейнера, попали яркие лучи Солнца, вызванный ими в этих фотоэлементах ток послужил сигналом, по которому контейнер прекратил вращение и, остановившись, как завороженный, стал смотреть на Солнце. (От слабого отраженного света Земли и Луны фотоэлементы — датчики солнечной ориентации — сработать не могли.) Фотоаппараты и лунные датчики, расположенные на противоположном верхнем днище контейнера, оказались смотрящими в сторону Луны. В начале работы выбрали такое взаимное расположение Земли Луны и Солнца, при котором Земля была в стороне от линии, соединяющей Луну и Солнце. Поэтому Земля — светило значительно более яркое, чем Луна,— не могла попасть в объективы датчиков лунной ориентации, так как находилась в другом секторе неба.
После того как освещенная Солнцем обратная сторона Луны оказалась в поле зрения лунных датчиков, солнечные датчики отключились, станция более точно “довернулась” по лунным датчикам и началось фотографирование.
И так, при подлете контейнера к Луне требовалось, чтобы он, Луна и Солнце оказались на одной прямой. Кроме того, притяжение Луны должно было так искривить орбиту “Луны-3”, чтобы она вернулась к Земле со стороны северного полушария, где расположены все советские наблюдательные станции.
Стартовав из северного полушария, “Луна-3” как бы поднырнула под Луну — прошла с ее южной стороны,—затем отклонялась вверх, полностью обогнув Луну, и вернулась к Земле, как и было рассчитано, со стороны северного полушарии.
Автоматические устройства на борту контейнера в космосе проявили пленку и с помощью электронной техники по радио передали фотографии на Землю.
Фотографирование обратной стороны Луны представляет собой первый активный шаг в практике “внеземной” астрономии. Впервые изучение другого небесного тела велось не наблюдением с Земли, а непосредственно из космического пространства вблизи этого тела.
Наши астрономы получили уникальную фотографию обратной стороны Луны, по которой смогли составить атлас лунных гор и “морей”. Названия присвоенные открытым горным образованиям и равнинам, на вечно утвердили славу родины первооткрывателей, пославших чудесное автоматическое устройство - прообраз будущих космических обсерваторий.
Американским ученым после многих неудачных попыток так же удалось получить серию снимков поверхности Луны. Ракеты серии “Рейнджер” мчалась навстречу и непрерывно вела телевизионную передачу изображений лунной поверхности. Фотографии изображений, переданных с минимальных расстояний (в последние мгновения, перед тем как космический аппарат разбился о поверхность Луны), позволяли различать детали около 50 м.
Прочно овладев техникой запуска автоматических аппаратов, советские ученые приступили к созданию космического корабля для полетов человека.
Десятки неразрешенных вопросов стояли перед наукой. Надо было создать во много раз более мощные ракеты-носители для выведения па орбиту космических кораблей, в несколько раз более тяжелых, чем самые тяжелые искусственные спутники, запущенные ранее. Нужно было сконструировать и построить летательные аппараты, не только полностью обеспечивающие безопасность космонавта на всех этапах полета, но и создающие необходимые условия для его жизни и работы. Необходимо было разработать целый комплекс специальной тренировки, который позволил бы организму будущих космонавтов заранее приспособиться к существованию в условиях перегрузок и невесомости. Надо было разрешить счет, мною и других вопросов.
Несмотря на всю сложность этой грандиозной проблемы, советская наука и техника блестяще справились с ее решением.
После ряда пробных запусков, когда места в кабине спутника занимали различные живые существа — от грибков и бактерий до известных всему миру Белки и Стрелки,— конструкция космического корабля со всеми его сложными системами выведения на орбиту, стабилизации полета и обратного спуска на Землю была полностью отработана.
В исторический день 12 апреля 1961 г. Ушел в космос корабль “Восток” с первым в истории человечества летчиком-космонавтом на борту Юрием Алексеевичем Гагариным. Облетев земной шар, он через 1 час 48 минут благополучно приземлился в заданном районе Советского Союза.
Слава о новом беспримерном подвиге советского народа в деле освоения космического пространства громовым эхом прокатилась по всему миру. Она вызвала радость и восхищение в сердцах наших друзей.
Прошло всего несколько месяцев, и 6 августа того же года стартовал космический корабль “Восток-2” с летчиком-космонавтом Германом Степановичем Титовым. “Восток-2” сделал 17,5 витков вокруг Земли и пробыл в космическом полете 25 часов 18 минут.
Тщательное изучение научных данных, полученных в этих двух полетах, позволило уже через год — в августе 1962 г.— сделать новый большой шаг вперед. Стартовавшие один за другим (с интервалом в одни сутки) космические корабли “Восток-3” и “Восток-4” с летчиками-космонавтами Андрияном Григорьевичем Николаевым и Павлом Романовичем Поповичем совершили первый групповой полет в космос.
“Восток-3” сделал более 64 оборотов вокруг Земли и находился в космическом полете 95 часов. “Восток-4” сделал более 48 оборотов и пробыл в космическом полете 71 час. Этот полет доказал, что разработанная нашими учеными система подготовки космонавтов позволяет им выработать такие физические качества, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность и полную работоспособность в условиях длительного космического полета. В этом состоял главный итог полета.
По сравнению с полетами наших космонавтов более чем скромными кажутся первые робкие прыжки в космос американских космонавтов Шепарда и Гриссома, один из которых чуть было не кончился трагично. По сравнению полетами Ю. А. Гагарина и Г. С. Титова это были всего лишь “подпрыгивания” над нашей планетой.
По сообщению корреспондента газеты “Нью-Йорк Таймс” 15- минутный прыжок Аллана Шепарда был осуществлен с помощью ракеты, мощность которой составляла “всего лишь одну десятую мощности советской ракеты, а вес капсулы составлял лишь одну пятую веса кабины корабля “Восток”.
Только 20 февраля 1962 г., после предварительных запуске по проекту “Меркурий” двухтонной кабины с роботом и обезьянами, американцам удаюсь осуществить первый космический полет Джона Гленна. Этот полет был совершен на космическом корабле “Френдшип-7” весом около полутора тонн. Джон Гленн совершил на своем корабле три витка вокруг Земли и опустился в Атлантический океан. Но его полет протекал не совсем благополучно. Во время полета обнаружились неисправности в системах автоматического управления космическим кораблем, и после первого витка Гленну пришлось перейти на ручное управление. Отказала также на некоторое время система охлаждения, и в кабине сильно повысилась температура. На втором и третьем витках полет продолжался только благодаря энтузиазму, выдержке и мужеству космонавта.
Второй космический день Америки — 24 мая 1962 г.— был омрачен большими волнениями за судьбу второго космонавта — Малькольма Скотта Карпентера.
Полет Карпентера был еще более драматичным, чем полет Джона Гленна. Неполадки обнаружились опять и системе управления и терморегулирования кабины и скафандра. Космонавт приводнился в Атлантическом океане в 350 км от предполагаемого района посадки корабля. 20 морских кораблей и 70 самолетов и вертолетов и в течение часа разыскивали отважного космонавта. Одна шведская газета назвала этот полет “космической драмой между жизнью и смертью”.
Третий космический день Америки был 3 октября 1162 г. В этот день в США с мыса Кеннеди па полуострове Флорида стартовал двухтонный космический корабль-спутник “Сигма-7”, пилотируемый летчиком-космонавтом Уолтером Ширрой.
Космический корабль сделал 6 витков вокруг Земли и благополучно приводнился в центральной части Тихого океана. Неисправности системы регулирования температуры внутри скафандра, омрачившие и этот полет, удалось быстро исправить непосредственно на орбите, и дальнейший полет продолжался благополучно.
Наряду с полетами космических кораблей в СССР и США были осуществлены и пробные запуски ракет к планетам. 12 февраля 1961 г. с борта искусственного спутника Земли в сторону Венеры стартовала советская автоматическая межпланетная станция “Венера”. Вслед за ней к Венере была запущена американская автоматическая станция “Маринер-2”.
1 ноября 1962 г. в сторону Марса стартовала советская космическая ракета “Марс-1”. Ее орбита была самой протяженной по сравнению с орбитами всех предыдущих полетов космических аппаратов. Вытянувшись по эллипсу от Земли, она коснулась орбиты Марса. Семь с половиной месяцев длился полет только до встречи с Марсом: 500 млн. км прошел за это время “Марс-1”.На значительных расстояниях от Земли сократилось число регистрируемых микрометеоров. Они, по-видимому, концентрируются вблизи Земли, до 40 тыс. км от ее поверхности.
Так закончилась первая космическая пятилетка. Но космические события следуют с космической быстротой.
14 июня 1963 г. вышел на орбиту космический корабль “Восток-5” с летчиком-космонавтом Валерием Федоровичем Быковским, а вслед за ним корабль-спутник “Восток-6”, пилотируемый первой в мире женщиной-космонавтом Валентиной Владимировной Терешковой. Пять суток пробыл в космосе Валерий Быковский, за 119 часов он 81 раз облетел Землю. Первая в мире женщина-космонавт пробыла в космосе 71 час и совершила 48 оборотов вокруг Земли. Своим полетом она убедительно доказала равные возможности женщины в таком трудном и сложном деле, каким является освоение космоса.
Новым этапом в исследовании необъятных просторов Вселенной явился запуск 12 октября 1964 г. в СССР трехместного корабля “Восход”. Экипаж корабля состоял из трех человек: командира корабля инженера-полковника Владимира Михайловича Комарова, научного сотрудника кандидата технических наук Константина Петровича Феоктистова и врача Бориса Борисовича Егорова. Три специалиста разного профиля провели обширные исследования космоса. Корабль “Восход” существенно отличается от кораблей типа “Восток”. Его орбита пролегала выше, космонавты впервые совершали полет без скафандров, а приземлились, не покидая кабину, которая системой “мягкой посадки” была плавно спущена и буквально мягко “поставлена” на поверхность Земли. Новая система телевидения передавала с борта корабля не только изображение космонавтов, но и картину наблюдений.
С каждым годом ширится фронт мирных исследований космического пространства. Вслед за спутниками, “жестко” привязанными к своим орбитам, в космос вышли аппараты, способные осуществлять достаточно широкое маневрирование.
Советские космические аппараты “Полет-1” и “Полет-2”, маневрируя в космосе, переходили с орбиты на орбиту, меняя не только высоту, но и плоскость наклона орбиты. Это первые шаги на пути соединения, или, как говорят инженеры, стыковки, космических кораблей непосредственно в космосе, на орбите. Причаливая к кораблю, ракеты-заправщики смогут перегружать на негорючее и строительные детали. Из конструкций, доставленных на орбиту, космонавты смонтируют сначала космические лаборатории, а потом, наверное и целые научные города...
Мирным целям успешно служат и некоторые американские спутники. С помощью метеорологических спутников американцам удалось заблаговременно предупредить население о приближении нескольких тайфунов — сильнейших разрушительных ураганов, очень часто проносящихся над Америкой.
Спутники “Телестар-1” и “Телестар-2” успешно перекинули телевизионный “мост” между Европой и Америкой, ретранслируя из Америки в Европу телевизионные программы.
Проведен первый международный космический эксперимент: радиоволны, посланные из английской обсерватории Джоурелл Бенк, отразившись от огромного надутого металлизированного шара — американского спутника “Эхо-2”,— были приняты в Советском Союзе под Горьким, в Зименках. Были переданы радиотелеграммы, фототелеграммы и радиотелефонный разговор.
30 января 1964 г. и СССГ был произведен запуск интереснейших спутников — “Электрон-1” и “Электроя-2”. С одной ракеты были запущены сразу два спутника, один на более высокую, другой на более низкую орбиту.
Ценность такого запуска заключается в том, что одновременные измерения на разных высотах позволят лучше исследовать пространственную структуру поясов радиации и их изменение во времени. Запущенные через полюсы “Электрон-3” и “Электрон-4” продолжили одновременно комплексное исследование верхних слоев атмосферы.
После неудачных попыток в выведении тяжелых кораблей-спутников американцам в 1964 г. удалось запустить два многотонных спутника. Это первые удачные запуски по рассчитанной на многие годы программе, которая предусматривает вначале облет, а затем и высадку космонавтов на Луне.
Тем же задачам посвящены и продолжающиеся в СССР исследования окололунного пространства. Очередная станция “Луна-4” прошла в непосредственной близости от нашего естественного спутника. Непрерывно ведется изучение и дальнего космоса. 2 апреля 1964 г. отправилась в глубины космоса очередная советская автоматическая станция “Зонд-1”. Ее задача прозондировать многие миллионы километров околосолнечного пространства и передать на Землю научную информацию.
Новая эра в космонавтике
В 1965 г. Своим полетом Павел Беляев и Алексей Леонов заверил славную рабочую биографию космических кораблей серии “Восток” и “Восход”. Начался следующий этап в освоении космического пространства, связанный с переходов на более совершенную космическую технику. С весны 1967 г. Центр подготовки космонавтов приступил к освоению новых космических кораблей “Союз”. “Союз” во многом отличался от своих орбитальных предшественников и был более совершенной во всех отношениях машиной.
Космический корабль “Союз-1” выведен на орбиту 23 апреля 1967 г. С целью испытаний корабля и отработки систем и элементов его конструкции в условиях космического полета. Пилотировался летчиком- космонавтом В.М. Комаровым, совершившем ранее полет на космическом корабле “Восход”. Высота перигея орбиты 201 км., апогея 224 км. В течение испытательного полета, продолжавшегося более суток, В.М. Комаровым была выполнена программа отработки систем нового корабля. 24 апреля космический корабль “Союз-1” при спуске успешно прошел участок торможения в плотных слоях атмосферы и погасил 1 космическую скорость. Однако при раскрытии основного купала парагиюта произошел сбой и с высоты около 7000 м. Корабль снижался с очень большой скоростью, что привело к аварийной посадке и гибели В.М. Комарова. Но не смотря на трагичный исход и гибель космонавта, было решено продолжать разработку космических кораблей серии “Союз”.
25 октября 1968 года выведен на орбиту беспилотный космический корабль “Союз-2”. Полет прошел успешно.
26-30 октября 1968 г. “Союз-3”-Г.Т. Береговой. Осуществлено многократное маневрирование и сближение с беспилотным кораблем “Союз-2”.
14-17 января 1969 г. “Союз-4” В.А. Шаталов.
15-18 января 1969 г. “Союз-5” - Б.В. Волынов, А.С. Елисеев, Е.В. Хрунов. Впервые 16 января в 11 час. 20 минут произведено автоматическое сближение и ручная стыковка двух космических кораблей “Союз-4” и “Союз-5”, создана первая экспериментальная космическая станция. Осуществлен переход А.С. Елисеева и Е.В. Хрунова из корабля в корабль через открытый космос.
11 октября 1969 г. -“Союз-6” - Г.С. Шопин, В.Н. Кубасов.
12 октября 1969 г. -“Союз-7” - А.В. Филипченко, В.Н. Волков.
13 октября 1969 г. -“Союз-8” - В.А. Шаталов, А.С. Елисеев.
11-18 октября 1969 г.-первый групповой полет космических кораблей “Союз-6” -“Союз-7” -“Союз-8”. Проведены эксперименты по сварке металлов в условиях вакуума и невесомости.
1-19 июня 1970 г. -“Союз-9” -А.Г. Николаев, В.И. Севастьянов. 18 суток проводилась программа научно-технических и медико-биологических исследований.
23-25 апреля 1971 г. -“Союз-10” - В.А. Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н. Рукавишников. Во время полета произведена стыковка “Союз-10” - станция “Салют”.
6-30 июня 1971 г. -“Союз-11” - Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков, В.И.Поидаев. После 24-х дней на орбите программа успешно выполнена, но при возвращении экипаж погиб.
27-29 сентября 1973 г. -“Союз-12” - В.Г. Лазарев, О.Г. Макалов. Произведена проверка усовершенствования бортовых систем.
18-26 декабря 1973 г. -“Союз-13” - П.И. Климук, В.В. Лебедев.
3-9 июля 1974 г. -“Союз-14” - П.Р. Попович, Ю.П. Артыхин. Успешная стыковка “Союз-14” - “Салют-3” (станция).
26-28 августа 1974 г. -“Союз-15” - Г.В. Сарафанов, Л.С. Демин.
2-8 декабря 1974 г. -“Союз-16” - А.В. Филипченко, Н.Н. Рукавишников. Проведены испытания нового стыковочного аппарата.
11 января-9 февраля 11975 г. -“Союз-17” - А.А. Губарев, Г.М. Гречко. Стыковка “Союз-17” - “Салют-4”. Успешно выполнен большой объем научных исследований и экспериментов.
24-26 июля 1975 г. -“Союз-18” - П.И. Климчук, В.И. Севастьянов осуществили 63-суточный полет на борту научной станции “Салют-4”, за время которого произвели стыковку “Союз-18” - “Салют-4”. Выполнен комплекс научно-технических задач, медико-биологические и прикладные исследования.
15-21 июля 1975 г. - Состоялся 1 в мире Международный совместный советско-американский космический полет по программе “Союз” - “Апполон”. Произведена стыковка корабля “Союз-19” на борту с А.А. Леоновым и В.Н. Кубасовым и корабля “Апполон”, пилотируемого Т. Стаффором, Д. Слейтоном, В. Брандом.
6 июля - 24 августа 1976 г. -“Союз-21” - Б.В. Волынов, В.М. Жолобов. Произведена стыковка “Союз-21” - “Салют-5”.
15-23 сентября 1976 г. -“Союз-22” - В.Ф. Быковский, В.В.Аксенов. Космонавты произвели фотографирование Земли с помощью многозональной аппаратуры по программе “Итеркосмос”.
14-16 октября 1976 г. -“Союз-23” - В.Д. Зудов, В.И. Рождествеский.
7-25 февраля 1977 г. -“Союз-24” - В.В. Горбатко, Ю.Н. Глазков. Стыковка “Союз-26” - “Салют-6”.
9-11 октября 1977 г. -“Союз-25” - В.В. Коваленок, В.В. Рюмин.
10 декабря 1977 г. - 16 марта 1978 г. -“Союз-26” - Ю.В. Раманенко, Г.М. Гречко в длительном полете произведена стыковка “Союз-26” - “Салют-6”.
10-16 января 1978 г. -“Союз-27” - В.А. Дженникобеков, О.Г. Макаров. Произведена стыковка “Союз-27” - “Салют-6”.
2-10 марта 1978 г. -“Союз-28” - На борту 1 Международный экипаж: Герой Советского Союза А.А. Губарев и космонавт-исследователь ЧССР В. Ремек. Стыковка “Союз-28” - “Салют-6”. Проводились совместные научно-технические исследования и эксперименты.
15 июня - 2 ноября 1978 г. -“Союз-29” - “Салют-6” - 140 суток в полете В.В. Коваленок и А.С. Иванченко. Выполнили совместные исследования с международными экипажами.
27июня-5 июля 1978 г. -“Союз-30” - 2 Международный экипаж - Дважды Герой Советского Союза П.И. Климук и космонавт-исследователь Польши М. Гермагиевский. Произведена стыковка “Союз-29” - “Салют-6” - “Союз-29”.
26 августа- 3 сентября 1978 г. - “Союз-31” - 3 Международный экипаж : Дважды Герой Советского Союза В.Ф. Быковский и космонавт-исследователь ГДР З.Йен. Выполнен полет по программе “Итеркосмос”.
25 февраля - 19 августа 1979 г. - “Союз-32” - В.А. Ляхов, В.В. Рюмин. Произвели стыковку “Слюз-32” - “Салют-6”, приняли на ее борт грузы, доставленные транспортными кораблями “ Прогресс”, вышли в открытый космос.
10-12 апреля 1978 г. -“Союз-33” - 4 Международный экипаж : Дважды Герой Советского Союза Н.Н. Рукавишников и космонавт-исследователь Н.Р. Болгарии, Г. Иванов.
9 апреля 1980 г. -“Союз-35” - Л.И. Попов и В.В. Рюмин перешли в орбитальную станцию “Салют-6” и приступили к выполнению обширной программы 185-суточного полета. “Самлют-6” на орбите уже свыше 3-х лет. Завершен полет 11 октября 1980 г.
26 мая-3 июня 1980 г. - Дважды Герой Советского Союза В.Н. Кубасов и гражданин Венгрии Берталан Фаркаги Выполнили очередной 5 международный полет по программе “Интеркосмос”.
5-9 июня 1980 г. -Произведены испытания нового космического корабля “Союз-Т-2”. На борту Ю.В. Малышев и В.В. Аксенов. Совместно с экипажем “Салют-6” выполнили программу исследований и экспериментов.
23-31 июня 1980 г. -“Союз-37” - 6 Международная экспедиция “Союз-37” - “Салют-6” - “Союз-36”. На борту Дважды Герой Советского Союза В.В. Горбатко и космонавт-исследователь Республики Вьетнам Фан Туан.
18-26 сентября 1980 г. -“Союз-38” - 7 Международная экипаж Герой Советского Союза Ю.В. Романенко и кубинец Арнальдо Тамайо Мендее. Посетили станцию “Салют-6” и вернулись на Землю. Орбитальный комплекс “Союз-37” - “Салют-6” - “Союз-38”.
27ноября - 10 декабря 1980 г. - Л. Кизим, О. Макаров и Г. Стрекалов провели испытания трехместного корабля “Союз Т” в автономном полете и входе совместных работ с орбитальным комплексом “Салют-6” - “Прогресс”.
12 марта - 26 мая 1981 г. - “Союз Т-4” - “Салют-6” - В.В.Коваленок, В.П.Савиных.
22-30 марта 1981- “Союз-39” - “Салют-6”. В.Джангибеков (СССР) - Ж.Гуррачча (Монголия) образовали орбитальный комплекс “Союз-Т-4” - “Салют-6” - “Союз-40”.
14 -22 мая 1981 г. -“Союз- 40” - “Салют-6”. На борту Л. Попов(СССР) - Д.Прунариу (Румыния). После “Союз-Т-4” - “Салют-6” - “Союз-40”.
24 июня - 2 июля 1982 г. “Союз-Т-6” - “Салют-7”. Советско-французский экипаж - В. Джанибеков, А. Иванченков - Жан Луи Кретьен. 26 июня после “Союз Т-5”-“Салют-7”-“Союз-Т-6”
19-27 августа 1982 г. -“Союз-Т-7”- “Салют-7”- “Союз-Т-5” На борту Л.И. Попов, А.А. Серебров, С.Е. Совитская - вторая в СССР женщина космонавт.
27 июня-23 ноября 1983 г. “Салют-7”-“Союз-Т-9”-150 суток на борту О.К. В.А. Ляхов, А.П. Александров. Эксперименты в интересах науки и народного хозяйства. Проведены монтажно-сборочные работы в открытом космосе.
8 февраля-2 октября 1984г. -“Союз Т-10”- “Салют-7”- “Союз Т-11” Л.Д. Кизим, В.А. Соловьев, О.Ю. Атьков.
17-29 августа 1984г. “Салют-7”-“Союз Т-12”. Впервые в открытом космосе женщина космонавт С.Е. Совитская, В.А. Джанибеков, И.П. Волк.
1988г. -2 полет Жана Луи Кретьена на орбитальном комплексе “Мир”.
Декабрь 1990г.- неделю на орбитальном комплексе “Мир” работал японский журналист Тоехиро Акияма. Его теле репортажи смотрела вся Япония.
18-26 мая 1991г. В космосе англичанка Хелен Шарман.
Октябрь 1991г. - на станции “Мир” инженер электрик из Австрии, Франц Фибел. Программа исследования “Астромир”.
Март 1992г. - осуществлен российско-германский проект “Мир-92”. На борту Клаус Дитрих Фиаде.
Глобальность космических полетов, перспективы развития космонавтики, тот факт, что все большее число стран выходит в космос, дороговизна космических программ настоятельно требуют всемирного сотрудничество в освоении космического пространства.1992 год ООН объявила международным годом космоса.
1992 г.- подписано новое соглашение о сотрудничестве в космонавтике между Россией и США. В последние годы подписаны соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях с Италией, Бразилией, ФРГ, Канадой, Финляндией, Швейцарией...( а до этого - с ГДР, Францией, Польской Н.Р., ЧССР, ФРЮ, Кубой, Вьетнамом, Индией...). Широко развивается сотрудничество на космической основе. Космонавтика начала приносить солидный доход и в рублях и в иностанной валюте.
Космический корабль многоразового использования “Энергия”-“Буран”.
Через 31 год после запуска первого в истории человечества искусственного спутника Земли весом около 83,6 кг наша самая новая ракета-носитель “Энергия” вывела на околоземную орбиту груз весом свыше 100 тонн. Это космический корабль “Буран”, совершивший свои 2 первых витка и красиво приземлившийся на Байконуре. “Энергия”- базовая ракета целой системы ракета-носитель. Решение о создании системы “Энергия” - “Буран” было принято еще в 1976г. 15 мая 1987 г. - впервые стартовала советская ракета-носитель “Энергия”. В качестве полезного груза использовался макет космического корабля. Основная цель запуска: получение опытных данных о работе конструкции, ее бортовых системах в условиях реального полета - была достигнута.
15 ноября 1988 г. - 2 запуск ракетоносителя “Энергия”.
В качестве полезного груза на этот раз для нее одновременно стартовал орбитальный корабль “Буран”.
Чисто внешне система “Энергия”-“Буран” напоминала американский “Спейс”-“Шатл”.
“Буран”- многоразовый корабль с возвращением из космоса, построенный по схеме самолета “бесхвостка”. Длина “Бурана”-36,4 м, размах крыла около 2,4 метра, высота более 16 метров. Стартовая масса около 100 тонн (на топливо приходится 14 тонн.). Для перевозки “Энергия”- “Буран” и блоков ракетоносителя “Энергия” служил огромный самолет “Мрия”. (Ноябрь 1989 г.)
Комплекс “Энергия”- “Буран” открыл большие возможности на новом этапе развития космонавтики: вывод на орбиту, возврат с орбиты больших искусственных спутников Земли, блоков орбитальных станций, спасение космонавтов в аварийных ситуациях, монтажные работы для создания в космосе огромных электростанций и стартовый площадок. Это серьезная база для осуществления заветной мечты- пилотируемых экспедиций на Марс.
В 1990 была установлена ракета-носитель “Энергия- М” - облегченный вариант ракета- носитель “Энергия”. На низкие орбиты искусственных спутников Земли этот носитель может выводить аппаратуру массой до 35 тонн, а на геостационарную орбиту - до 6 тонн. Стартовая масса “Энергия-М” - 1050 тонн.
Вслед за “Спейс”- “Шатлами” и “Бураном” идет разработка многоразового корабля “Гермес” и обсуждаются возможности его стыковки в будущем российскими орбитальными комплексами.
Полет станции “Мир” продолжается: 11 лет на орбите.
Одиннадцать лет назад в Советском Союзе была запущена восьмая долговременная орбитальная станция (ДОС). Это событие произошло 20 февраля 1986 г. в 00 ч 28 мин 23 с по декретному московскому времени. Для выведения станции “Мир” на низкую опорную орбиту использовалась ракета-носитель (РН) “Протон”, стартовавшая с космодрома Байконур. Последующий перевод на рабочую орбиту высотой около 350 км был осуществлен с помощью двигательной установки самой ДОС.
В настоящее время высота орбиты станции “Мир” корректируется в пределах 375-410 км, чему соответствует изменение периода обращения в пределах 91,9-92,6 мин, угол наклонения к плоскости экватора равен 51,6°.
Первый экипаж в составе командира Леонида Кизима (третий полет) и бортинженера Владимира Соловьева (второй полет) прибыл на станцию 15 марта 1986 г. в грузо-пассажирском транспортном корабле “Союз Т-15” (последний корабль этой серии), который стартовал 13 марта с космодрома Байконур. Отсюда проводились все последующие запуски модулей ДОС (РН “Протон”), транспортных кораблей “Союз” и “Прогресс” (РН “Союз”). Упомянутый экипаж провел уникальную космическую экспедицию, установив своеобразный космический рекорд работы на двух станциях в одном полете. Проработав на станции “Мир” до 5 мая, космонавты отстыковались и отправились на летавшую в то время по орбите вокруг Земли станцию “Салют-7”. Проведя там научные эксперименты (с 6 мая по 25 июня; всего 49 сут 22 ч), экипаж на корабле “Союз Т-15” вернулся на станцию “Мир”, захватив с собой около 300 кг наиболее ценной научной аппаратуры. Исследования на станции “Мир” были продолжены до 16 июля, общее время работы на ней первой основной экспедиции (ЭО-1) составило 70 сут 11 ч 58 мин.
За одиннадцать лет полета ДОС “Мир” находилась без экипажа только 13,5 месяцев, а с 8 сентября 1989 г. постоянно обитаема. Конфигурация ДОС “Мир” за десять лет претерпела значительные изменения и сейчас она выглядит следующим образом. Основу станции составляет базовый блок “Мир”, к агрегатному отсеку которого пристыкован астрофизический модуль “Квант”, имеющий стыковочный узел по схеме “конус-штырь” для взаимодействия с ТКА “Союз” или “Прогресс”. К четырем боковым стыковочным узлам переходного отсека пристыкованы: модуль дооснащения “Квант-2”, технологический модуль “Кристалл”, исследовательский модуль “Спектр” и научный модуль “Природа”. На осевом стыковочном узле (по схеме “конус-штырь”) оставлено место для причаливания ТКА “Союз” или “Прогресс”. На модуле “Кристалл” установлен андрогинный стыковочный узел, предназначавшийся для стыковки с многоразовым орбитальным кораблем “Буран”. В 1993 г. к нему пристыковывался корабль “Союз ТМ-16”. Сейчас этот узел применяется для стыковок с американской многоразовой орбитальной ступенью “Атлантис”. При этом используется присоединенный к модулю “Кристалл” специальный стыковочный отсек, доставленный в полете STS-74. В перечисленной комплектации масса станции из шести модулей составляет около 122 т, суммарный объем герметичных помещений — более 400 м3. Кроме шести модулей ДОС в данный сложный орбитальный научно-исследовательский комплекс могут входить один (или два) пилотируемый корабль “Союз”, автоматический корабль “Прогресс” (или второй “Союз”) и “Атлантис”. Тогда общая масса орбитального комплекса составляет около 250 т. Габаритные размеры комплекса весьма внушительны: 33 м по главной продольной оси, которая проходит через блок “Мир”, модуль “Квант” и два транспортных корабля; 27,5 м по корпусам модулей “Квант-2” и “Спектр”; около 31 м по корпусам модулей “Природа” и “Кристалл” со стыковочным отсеком.
За время полета на внешней поверхности ДОС появились заметные конструктивно-компоновочные изменения. В 1987 г. Ю.В. Романенко и А.И. Лавейкин установили на базовом блоке дополнительную третью солнечную батарею. В 1991 г. В.М. Афанасьев и М.Х. Манаров смонтировали на нем телескопическую грузовую стрелу и испытали ее работоспособность. С тех пор эта стрела облегчает транспортировку грузов и космонавтов к месту работы и экономит массу времени при выходе в открытый космос. В том же году А.П. Арцебарский и С.К. Крикалев собрали из стержневых элеметов 20-секционную ферму “Софора” длиной 14 м. С помощью монтажной платформы ферма закреплена на модуле “Квант” под углом 79° к продольной оси ДОС. На свободном конце этой фермы в 1992 г. А.Я. Соловьев и С.В. Авдеев смонтировали выносную двигательную установку для облегчения управления станцией по крену. В 1993 г. А.А. Серебров и В.В. Циблиев рядом с “Софорой” собрали из трансформируемых ячеек ферму “Рапана” длиной 6 м, которая затем была В. Г. Корзуном и А.Ю. Калери достроена фермой “Стромбус” до 11,5 м. В 1995 г. В.Н. Дежуров и Г.М. Стрекалов одну из солнечных батарей модуля “Кристалл” перенесли на модуль “Квант”. В общей сложности совершено 59 выходов в открытый космос суммарной продолжительностью 259 ч 47 мин. Один выход на 6 ч 2 мин совершили американцы из ступени “Атлантис”, когда она была пристыкована к станции “Мир”.
Бортовая энергосистема ДОС снабжает научную аппаратуру и оборудование бортовых обеспечивающих систем электроэнергией от аккумуляторов, систематически заряжаемых с помощью солнечных батарей. Состав газовой среды в жилых и рабочих помещениях ДОС не отличается от земного. Это позволяет использовать обычное оборудование для научных исследований, облегчает сравнение результатов экспериментов, проводимых на орбите, с контрольными на Земле, а также уменьшает опасность возникновения пожаров. Здесь прошли всестороннюю проверку и включены в штатный состав система обеспечения жизнедеятельности экипажа, получающая кислород методом электролиза воды, а также безрасходная система ориентации и стабилизации с использованием силовых гироскопов (гиродинов).
Одним из важнейших достоинств конструктивно-компоновочной схемы станции “Мир” является заложенная при проектировании высокая ремонтопригодность. Благодаря удачно подобранной стратегии регламентно-профилактических работ удалось значительно увеличить ресурс ее активного существования.
Важный результат программы - создание системы транспортно-технического обеспечения (ТТО) космических объектов (КО) на орбите. Эта система предназначена для выведения КО на заданные орбиты, увеличения срока активного существования, повышения эффективности, надежности и безопасности эксплуатации обслуживаемых КО. Очевидно, что без ТТО невозможно было обеспечить длительный полет ДОС. Уникальным достижением мировой космонавтики является успешное обеспечение длительного эффективного функционирования станции “Мир” в течение уже более одиннадцати лет. При этом системой ТТО решаются следующие основные задачи:
доставка и смена экипажей основных экспедиций ДОС;
доставка на станцию и возвращение на Землю экипажей посещения;
материально-техническое обеспечение станции, т.е. снабжение расходными компонентами, запчастями и т.п.;
4) регулярное и оперативное возвращение на Землю результатов деятельности экспедиции на орбите;
5) техническое обслуживание (профилактика, ремонт, замена блоков);
6) проведение монтажно-сборочных работ (солнечные батареи, радиоантенны, исследовательская аппаратура, ферменные конструкции);
7) сборка многоблочной ДОС. Впервые потребность создания транспортно-космических систем (ТКС) возникла после появления в 1971 г. долговременных орбитальных станций типа “Салют”. ТКС предназначались для повышения эффективности и увеличения сроков эксплуатации ДОС путем решения задач ТТО с помощью транспортных космических аппаратов (ТКА). Для решения этих задач создан комплекс грузо-пассажирских (“Союз”, “Союз-Т”) и грузовых (“Прогресс”) космических аппаратов, а также спускаемых грузовых капсул (СГК). В КБ “Салют” и на машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева был разработан функционально-грузовой модуль, решавший задачи универсального транспортного корабля снабжения (УТКС). Он прошел успешные летные испытания в автономном полете (“Космос-929”) и использовался (“Космос-1267”, “Космос-1443”, “Космос-1686”) для расширения возможностей станций “Салют-6” и “Салют-7”. В настоящее время на основе УТКС создаются блоки международной станции “Альфа”. На этом же заводе изготовлялись все станции типа “Салют” и блоки станции “Мир”, здесь серийно выпускается одна из самых надежных в мире РН “Протон”.
По мере усложнения станций типа “Салют”, снабженных двумя стыковочными узлами, и создания станции “Мир” с семью узлами расширился круг решаемых ими задач, заметно возросли требования и были выдвинуты новые задачи ТТО. Появились новые транспортные корабли: модернизированные “Союз ТМ” и “Прогресс М”. Кроме того, учитывая экстремальные условия космических полетов, экспериментально прорабатывались задачи аварийного спасения и срочного возвращения экипажей на Землю. Станция “Мир” с 1987 г. работает в рамках международных программ. С 1995 г. международной стала и транспортно-космическая система, после того, как в ее состав была функционально включена американская орбитальная ступень “Атлантис”. В ходе продолжительной эксплуатации ТКС накоплен бесценный опыт управления длительными орбитальными полетами.
За одиннадцать лет работы транспортно-космической системы проведено 77 успешных запусков ракеты-носителя “Союз”, 6 стартов “Протона” и 5 стартов “Спейс Шаттла” (данные приводятся на 20 февраля 1997 г.). С использованием грузопассажирских кораблей типа “Союз” доставлено 23 экспедиции основные (30) и 14 экспедиций посещения (ЭП). При этом за 25 пилотируемых полетов кораблей “Союз” на станцию “Мир” прибыло 22 советских, 13 российских и 15 иностранных (из 9 стран) космонавтов (67 “человекополетов”). В пяти полетах “Атлантиса” было доставлено 5 членов основных экспедиций (среди них двое наших) и 25 членов (один канадец, остальные американцы) кратковременных экспедиций посещения. Всего на станции “Мир” побывало 79 космонавтов и астронавтов (97 “человекополетов”). При этом Александр Викторенко и Анатолий Соловьев работали на станции по четыре раза, еще 12 человек по два раза. Суммарная продолжительность работы космонавтов и астронавтов на станции “Мир” составила более 9000 “человекосуток”. С помощью 18 грузовых ТКА “Прогресс” и 33 “Прогресс М” доставлено около 125 т грузов, что превосходит суммарную массу шести модулей самой станции. Это еще раз подчеркивает важность ТКС.
Основные направления научных исследований на ДОС “Мир”: астрофизика, геофизика, космическая технология, медицина, биология, биотехнология.
Самыми значительными астрофизическими достижениями стали наблюдения с телескопами орбитальной обсерватории “Рентген”, установленной на модуле “Квант”, созданной совместно специалистами СССР, Великобритании, Нидерландов, ФРГ и ЕКА. Получен огромный объем информации о рентгеновских источниках в различных районах Вселенной. Регулярно с помощью телескопов “Глазар” и “Глаэар-2” проводились обзоры небесной сферы для создания звездного атласа в ультрафиолетовом диапазоне. Очень повезло астрономам, что вспышка сверхновой в Большом Магеллановом Облаке произошла в тот момент, когда на орбите уже находилась станция “Мир”. Это позволило наблюдать развитие сверхновой в диапазонах электромагнитных волн, недоступных для наземных приборов.
С помощью различных спектрометров в течение многих лет ведутся регулярные геофизические исследования. Проводятся измерения потоков заряженных частиц высоких энергии и их взаимодействие с магнитным полем Земли, изучается их вклад в радиационные пояса. По результатам наблюдений получена новая информация о верхних слоях атмосферы, полярных сияниях, потоках микрометеорных частиц вдоль орбиты ДОС. Материалы с результатами геофизических исследований либо привозились космонавтами при возвращении, либо доставлялись с помощью специальных СГК. Постоянно ведутся съемки различных районов планеты (в том числе зарубежных территорий на коммерческой основе) с целью исследования природных ресурсов Земли и окружающей среды.
Эксперименты по космической технологии проводились на электронагревательных установках отечественного и зарубежного производства. Цель этих работ - изучение процессов структурообразования металлических сплавов в условиях невесомости и получение кристаллов полупроводниковых материалов улучшенного качества. Изучалось влияние факторов открытого космического пространства на различные материалы и элементы электрорадиосистем.
Постоянно проводятся эксперименты, направленные на дальнейшее совершенствование космической техники, проверку конструкторско-технологических решений и испытания новых образцов, включая монтажно-сборочные работы. Сюда же относятся исследования динамических характеристик ДОС “Мир” в различной конфигурации. Важным техническим экспериментом стало испытание индивидуального средства передвижения космонавта в открытом космосе. Испытательные полеты на “космическом кресле” успешно провели А.А. Серебров и А.С. Викторенко в феврале 1990 г. Сейчас оно выведено в открытый космос и прикреплено к внешней поверхности модуля “Кристалл”.
Был проведен оригинальный эксперимент (на грузовом корабле “Прогресс М-15”) по развертыванию в космосе крупногабаритного бескаркасного пленочного отражателя. Такие отражатели могут использоваться в качестве солнечного паруса для создания тягового усилия или для освещения районов земной поверхности отраженным солнечным светом.
Выполнены многочисленные биологические исследования жизненного цикла и изменений в развитии высших растений и животных в условиях космического полета. Проводились эксперименты по электрофоретическому разделению и очистке биологически активных веществ и лекарственных препаратов. Получены и доставлены на Землю опытные партии монокристаллов белковых соединений для последующего использования в фармакологии.
На станции постоянно ведутся медицинские эксперименты, наблюдения и исследования по дальнейшей оценке влияния невесомости и других факторов космического полета на организм человека. Апробирована и доведена до практического использования созданная в нашей стране система профилактических предполетных, полетных и реадаптационных мероприятий, включающая режимы работы, отдыха и питания, программы проведения наземных и орбитальных тренировок, вопросы применения фармакологических средств и специальных устройств, обеспечение психологической поддержки и многое другое. Это позволило без ущерба для здоровья совершать длительные космические полеты, сохраняя высокую работоспособность и хорошее самочувствие у мужчин и женщин. Обширная статистика это подтверждает. Наш единственный в мире многолетний опыт в этой области сейчас интенсивно осваивают американские ученые и астронавты для реализации его на станции “Альфа”. Советскими и российскими космонавтами за 11 лет в 17 полетах достигнута длительность пребывания на орбите 4-5 месяцев, около 6 месяцев продолжалось 18 полетов, четыре полета (Романенко Ю.В., Титов В.Г., Манаров М.Х., Крикалев С.К.) длились 10-12 месяцев. Кроме того, превысив рекорды своих стран, два американских астронавта летали на станции “Мир” по 4 месяца и немецкий космонавт - 6 месяцев. Полеты космонавтов на станции “Мир” существенно подняли планку и мировых рекордов. Врач В.В. Поляков совершил два полета продолжительностью 240 и 437 сут, установив абсолютные мировые рекорды продолжительности за один полет и по суммарному пребыванию в космосе. Особого внимания заслуживают рекордные полеты женщин: 169-ти суточный полет Елены Кондаковой и 188-ми суточный полет Шеннон Люсид.
Полет станции “Мир” продолжается (2-е полугодие 1995 г.).
Девятнадцатая основная экспедиция (эо-19)
Первая стыковка американской орбитальной ступени “Атлантис” к модулю “Кристалл” орбитальной станции “Мир” состоялась 29 июня 1995 г. в 16 ч 00 мин 16 с (здесь и далее декретное московское время). Вместе с пятью американскими астронавтики (командир полета STS-71 Роберт Гибсон, пилот Чарльз Прекорг, специалисты - Эдлен Бейкер, Грегори Харбо. Бойни Данбар) на станцию “Мир” прибыл экипаж ЭО-19 (позывной “Родник”), в состав которого вошли Соловьев А.Я. и Бударин Н.М. Почти пять суток на станции “Мир” работало 10 человек. Расстыковка “Атлантиса” и “Мира” произошла 4 июля 1995 г. в 14 ч 09 мин 22 с. Приземлился “Атлантис” на космодроме Космического центра имени Дж. Кеннеди (мыс Канаверал, штат Флорида) 7 июля в 17 ч 54 мин 36 с ДМВ. Длительность полета “Атлантиса” составила 9 сут 19 ч 22 мин 17 с. Вместе с пятью членами экипажа STS-71 на Землю вернулся экипаж ЭО-18, в который входили Дежуров В.Н., Стрекалов Г.М. и американский астронавт Норман Тагард. В этом своем пятом полете он установил национальный рекорд США, который теперь равен 115 сут 8 ч 43 мин 2 с. Правда, пока он уступает достижению абсолютной мировой рекордсменки среди женщин Елены Кондаковой, пролетавшей в космосе 169 сут 5 ч 21 мин.
Работу на станции “Мир” продолжил экипаж ЭО-19: Соловьев АЛ. и Бударин Н.М. Они осуществили три выхода в открытый космос:
1) 14 июля 1995 г. (продолжительность 5 ч 34 мин) проведены осмотры зоны солнечной батареи на модуле “Квант-2”, зоны соприкосновения на конусах модулей “Спектр” и “Кристалл”
, привалочного шпангоута бокового стыковочного узла на переходном отсеке базового модуля “Мир”, осуществлен ввод в строй дополнительной солнечной батареи на “Спектре”.
2) 19 июля 1995 г. (продолжительность 3 ч 08 мин) проведен демонтаж аппаратуры “Трек” (США) и кассет с образцами конструкционных материалов с внешней поверхности модуля “Квант-2” и поставлены новые кассеты для оценки влияния условий открытого космоса.
3) 21 июля 1995 г. (продолжительность 5 ч 50 мин) установлен спектрометр “Мирас” (Бельгия) на модуль “Спектр”.
17 июля 1995 г. была проведена перестыковка модуля “Кристалл” с осевого стыковочного узла (ось X) на боковой (ось Z).
Затем была работа с грузовым кораблем “Прогресс М-28”, стартовавшим 20 июля 1995 г. в 6 ч 04 мин 40 с ДМВ. Стыковка к переходному отсеку станции “Мир” проведена 22 июля в 8439 мин 37 с, отстыковка корабля “Прогресс М-28” прошла 4 сентября в 8 ч 09 мин 51 с ДМВ.
Двадцатая основная экспедиция (эо-20)
3 сентября 1995 г. в 12 ч 00 мин 22 с. с космодрома Байконур (Казахстан) был запущен очередной корабль “Союз ТМ-22”, который пристыковался к переходному отсеку станции “Мир” 5 сентября в 13 ч 29 мни 53 с ДМВ. Он доставил экипаж ЭО-20 (позывной “Уран”) в составе: командир Гидзеко Ю.П., бортинженер Авдеев С.В. и второй бортинженер Томас Райтер (Германия). Их дублерами были командир экипажа (позывной “Вулкан”) Герой Советского Союза полковник Манаков Г.М. (69-й летчик-космонавт СССР, 229-й в мире), совершивший два полета, и новички Виноградов П.В. (отряд космонавтов НПО “Энергия”) и астронавт Европейского космического агентства Крисгер Фуглесанг (Швеция).
Подполковник Гидзенко Юрий Павлович (329-й космонавт мира, 11-й летчик-космонавт РФ) родился 26 марта 1962 г. в селе Еланец Еланецкого района Николаевской области Украины. Окончил в 1983 г. Харьковское высшее военное авиационное училище им. С.И. Грицевца. Служил в авиационных частях Вооруженных сил СССР. Имеет квалификацию “Военный летчик 3 класса” (общий налет 730 часов) и “Инструктор парашютно-десантной подготовки” (145 прыжков). В октябре 1987 г. зачислен в отряд космонавтов ЦПК им. Ю.А. Гагарина. В 1994 г. заочно закончил Московский государственный университет геодезии и картографии. Герой Российской Федерации Авдеев Сергей Васильевич ( 274-й космонавт в мире, 2-й летчик-космонавт РФ) родился 1 января 1956 г. в г. Чапаевске Куйбышевской обл. Окончил в 1979 г. Московский инженерно-физический институт и распределен на работу в НПО “Энергия”. В отрад космонавтов НПО “Энергия” зачислен в сентябре 1987 г. Первый полет длительностью 189 суток он совершил с 27 июля 1992 г. по 1 февраля 1993 г. в качестве бортинженере российско-французского экипажа на корабле “Союз ТМ-15” (вместе с Героем Советского Союза Соловьевым А.Я. и французом Мишелем Тонини) и ЭО-12 на станции “Мир”. Выполнил 4 выхода в открытый космос общей продолжительностью 18 ч 21 мин. Имеет квалификацию “Космонавт 3 класса”.
Астронавт Европейского космического агентства, гражданин Федеративной Республики Германии Рейтер Томас (опыта космических полетов не имел) родился 23 мая 1958 г. во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Окончил Университет Вооруженных Сил Германии (Нойбиберг) в 1982 г. по специальности “Космические технологии”. Прошел подготовку в качестве пилота военных реактивных самолетов на базе ВВС США Шепард (штат Техас). Служил в эскадрилье истребителей -бомбардировщиков в Германии (Ольденбург). В 1990 г. завершил курс обучения в Германском летно-испытательном центре (Манчинг), а в 1992 г. окончил Высшую школу летчиков-испытателей в Великобритании (ВоскомбДаун). Имеет квалификацию “Летчик-испытатель 1 класса”, освоил 15 типов боевых реактивных самолетов (общий налет свыше 1500 ч). В мае 1992 г. Т. Райгер зачислен кандидатом в астронавты ЕКА и принят в Европейский центр астронавтов в Германии (Кельн). В августе 1993 г. приступил к занятиям в ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
После передачи смены экипаж ЭО-19 сел в корабль “Союз ТМ-21 ”, на котором на станцию “Мир” прилетели Дежуров В.Н., Стрекалов Г.М., Тагард Н. Расстыковка произошла 11 сентября 1995 г. в 6 ч 30 мин 44 с ДМВ. Приземлился спускаемый аппарат корабля “Союз ТМ-21” с космонавтами Соловьевым А.Я. и Бударимым Н.М. в 9 ч 52 мин 40 с ДМВ 11 сентября 1995 г. в 108 км северо-восточнее г. Аркалыка в Казахстане. Длительность их полета составила 75 сут 11ч 20 мин 22 с. Суммарная длительность пребывания в космосе за четыре полета Соловьева А.Я. равна 453 сут 6 ч 28 мин. Напомним, что третий результат в мировой табели у Викторенко А.С. - 488 сут за четыре полета. Второе место у Макарова М.Х. (541 сут за два полета), а абсолютным рекордсменом мира является Поляков В.В. (678 сут за два полета).
12 ноября 1995 г. в 15 ч 30 ми 43 с ДМВ в свой 15-й полет (STS-74) с космодрома Космического центра имени Дж. Кенкеян (мыс Канаверал, штат Флорида) отправился “Атлантис” с пятью астронавтами (четыре американца и один канадец) на борту. 15 ноября в 9ч 27 мин 39 с ДМВ состоялась вторая (после STS-71) стыковка “Атлантиса” с “Миром”, началась работа итернационального экипажа с представителями четырех стран.
Экипаж полета STS-74
Командир, полковник морской пехоты США, астронавт NASA Камерон Кеннет Д. (Сamегоn Kennet D.; 240-й в мире, 147-й астронавт США) родился 29 ноября 1949 г. в г. Кливленд (штат Огайо). В 1969 г. зачислен в морскую пехоту США, служил во Вьетнаме. В 1972-73 гг. прошел летную подготовку в г. Пенсакола (штат Флорида), получил квалификацию летчика морской авиации. В 1978 г. получил в Массачусетском технологическом институте степень бакалавра по аэронавтике и астронавтике, а в 1979 г. - степень магистpa. Служил в г. Ивакуни (Япония) в авиационной группе морских пехотинцев, затем - в Тихоокеанском ракетном испытательном центре. В 1982 г. закончил Школу легчиков-испытателей ВМФ США в г. Патаксент-Ривер (штат Мери-леид). Остеил 46 типов самолетов (общий налет 3400 час). В отряд астронавтов NASA зачислен в октябре 1984 г. Совершил два космических полета: 1) пилот корабля (STS-37, “Атлантис-8”) 5-11 апреля 1991 г. 2) командир корабля (STS-56, “Дискавери-16”) 8-17 апреля 1993 г. В 1994 г. руководитель полетных операций от NASA в ЦПК им. Ю.А. Гагарина при подготовке астронавтов NASA к полету на станции “Мир”.
Пилот корабля, подполковник ВВС США, астронавт Халселл Джеймс Домльд. мл. (Halsell James Donald, Jr.; 310-й в мире, 195-й астронавт США) родился 29 сентября 1956 г. в г. Монро (штат Луизиана). В 1978 г. окончил Академию Военно-воздушных сил США и получил степень бакалавра машиностроения. В 1979 г. закончил курсы подготовки летчиков на базе ВВС Коламбус (штат Миссисипи). В 1983 г. получил степень магистра по менеджменту в Тройском университете (шт. Алабама), а в 1985 - по космическим операциям в Технологическом институте ВВС на базе Райт-Пайтерсон (штат Огайо). Затем окончил Школу летчиков-испытателей на базе ВВС Эдварде (штат Калифорния). Имеет налет на самолетах и планерах около 3000 часов. В отряд астронавтов NASA зачислен в июле 1991 г. Свой первый космический полет совершил 8-23 июля 1994 г. в качестве пилота корабля (STS-65, “Колумбия-17”). Продолжительность этого полета, равная 14 сут 17час. 35 мин, стала рекордной для американских МТКК “Спейс-Шаттл”.
Специалист полета, полковник ВВС США. астронавт Росс Джерри Линн (Ross Jerry Lynn; 194-й в мире, 116-й астронавт США) родился 20 января 1948 г. в г. Краун Пойнт (штат Индиана). В 1970 г. окончил Университет Пердью, после получения степени бакалавра ему присвоили офицерское звание, там же в 1972 г. получил степень магистра по машиностроению. В 1976 г. закончил курсы инженеров-испытателей и был направлен на базу ВВС Эдварде, где принимал участие в летных испытаниях самолета-разведчика PC-135S и бомбардировщика В-1. Росс летал на самолетах 21 типа (общий налет более 2400 ч), имеет удостоверение на право пилотирования личного самолета. В отряд астронавтов зачислен в сентябре 1980 г. Совершил четыре полета на многоразовых транспортно-космических кораблях общей продолжительностью 27 сут 5 ч.21 мин:
1) 27 ноября-З декабря 1985 г. (STS-23-61B, “Атлантис-2”);
2) 2-6 декабря 1988 г. (STS-27, “Атлантис-З”);
3) 5-11 апреля 1991 г. (STS-37. “Атлантис-8”);
4) 26 апреля-8 мая 1993 г. (STS-55, “Колумбия-14”).
Специалист полета, подполковник Армии США МакАртур Вильям Сарлес, мл. (McArtur William Surles, Jr.; 302-й в мире, 190-й астронавт США) родился 26 июля 1951г. в г. Лауринбург (штат Северная Каролина). В 1973 г. окончил Военную академию США в г. Вест Пойнт (штат Нью-Йорк). В 1976 г. с отличием закончил Школу военной авиации в Форт Ракер (штат Алабама) и получил квалификацию военного летчика армии США. В 1983 г. окончил
Технологический институт (штат Джорджия) и получил степень магистра по аэронавтике, в 1987 г. окончил Школу летчиков-испытателей ВМС США в Патак-сент-Ривер (штат Мериленд). МакАртур освоил 37 различных типов самолетов (общий налет более 3300 час). В отряд астронавтов NASA зачислен в июле 1991 г. Свой первый космический полет совершил 18 октября - 1 ноября 1993 г. (STS-58, “Колумбия-15”).
Специалист полета, майор ВВС Канады, астронавт ККА Хадфилд Крис Остин (Hadfield Chris Austin; 337-й астронавт мира, 4-й астронавт Канады) родился 29 августа 1959 г. в г. Сарния (провинция Онтарио, Канада). В 1980 г. окончил начальные курсы летчиков в г. Портедж Ла Прейри (провинция Манитоба). В 1982 г. с отличием закончил Королевский военный колледж в г. Кингстон (пр. Онтарио), получил степень бакалавра. Затем в 1989 г. окончил Школу летчиков-испытателей на базе ВВС Эдварде (штат Калифорния). Общий налет более 2000 часов. В отряд астронавтов Канадского космического агентства зачислен в июне 1992 г. Опыта космических полетов не имел.
В полете STS-74 решались следующие основные задачи:
1) сближение и стыковка с модулем “Кристалл”, который находится на боковом стыковочном узле переходного отсека базового модуля станции “Мир” (ось Z);
2) доставка и установка на модуле “Кристалл” специального стыковочного отсека, разработанного в РКК “Энергия” им. С.П. Королева, с двумя андрогинными узлами для обеспечения последующих стыковок с “Атлантисом” без перемещения модуля “Кристалл” на основную ось X, как делалось в полете STS-71;
3) доставка солнечных батарей для последующей установки их на модуле “Квант”: одна из батарей площадью 36 м2 имеет мощность 4 кВт, а вторая с американскими фотоэлектрическими преобразователями площадью 42 м2 даст 7,2 кВт:
4) выполнение совместной научной программы.
После успешной работы 18 ноября 1995 г. “Атлантис” отстыковался от станции “Мир” в 11 ч 15 мин 44 с ДМВ и совершил 20 ноября в 20 ч 1 мин 27 с ДМВ посадку на мысе Канаверал.
Затем была работа с грузовым кораблем “Прогресс М-ЗО”, стартовавшим 18 декабря 1995 г. с космодрома Байконур (Казахстан) в 17 ч 31 мин 35 с ДМВ. Стыковка со стороны модуля “Квант” проведена 20 декабря в 19ч 10 мин 11 с ДМВ, отстыковка корабля “Прогресс М-ЗО” прошла 22.02.1996 г. в 10 ч 26 мин 47 с ДМВ, включение ТДУ для схода с орбиты в 17 ч 58 мин.
Работая на станции “Мир”, экипаж ЭО-20 выполнил три выхода в открытый космос:
1) 20 октября 1995 г. (продолжительность 5 ч 16 мин) Авдеев и Райтер установили на модуле “Спектр” электронное и механическое оборудование ЕКА, аппаратуру для исследования микроатмосферы около станции “Мир”, поставили кассеты швейцарско-российского детектора межзвездного газа “Комза”;
2) 8 декабря 1995 г. (продолжительность 29 мин) Гидзенко и Авдеев перенесли пассивное стыковочное устройство, подготовили его к приему модуля “Природа”;
3) 6 февраля 1996 г. (продолжительность 3 ч 06 мин) Гидзенко и Райтер заменили кассеты, сняли образцы и элементы грузовой стрелы, вывели СПК (средство передвижения космонавта) на выходное устройство у люка модуля “Квант-2”.
Двадцать первая основная экспедиция (ЭО-21)
21 февраля 1996 г. в 15 ч 34 мин 05 с космодрома Байконур стартовал космический корабль “Союз ТМ-23” с экипажем ЭО-21 (позывной “Скиф”). Стыковка со станцией “Мир” проведена 23 февраля в 17 ч 20 мин 36 с ДМВ. После передачи смены экипаж ЭО-20 вернулся в СА корабля “Союз ТМ-22” на Землю 29 февраля 1996 г. в 13 ч 41 мин 18 с в 105 км северо-восточнее г. Аркалыка (Казахстан). В этом полете Томас Райтер превысил результат Тагарда и установил новый рекорд продолжительности для астронавтов ЕКА, равный 178 суток 1 ч 40 мин 56 с.
ЭКИПАЖ ЭО-21
Командир, подполковник Онуфриенко Юрий Иванович (опыта космических полетов не имел) родился 6 февраля 1961 г. в селе Рясное Золочевского района Харьковской обл. В 1982 г. окончил Ейское высшее авиационное училище летчиков им. В.М. Комарова. Служил в Вооруженных силах СССР. Имеет квалификацию “Военный летчик 3 класса” (общий налет 810 ч, 60 прыжков с парашютом). В апреле 1989 г. зачислен в отряд космонавтов ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
Бортинженер Герой Российской Федерации Усачев Юрий Владимирович (305-й космонавт в мире, 5-й летчик-космонавт РФ) родился 9 октября 1957 г. в г. Донецке Ростовской обл. В 1985 г. закончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе и распределен на работу в НПО “Энергия” (ныне Ракетно-космическая корпорация им. академика С.П. Королева). В отряд космонавтов НПО “Энергия” зачислен в апреле 1989 г. Первый полет длительностью 182 сут он совершил в качестве бортинженера на корабле “Союз ТМ-18” (вместе с Героями Советского Союза Афанасьевым В.М. и Поляковым В.В.). Второй - в качестве бортинженера ЭО -15 с 8 января по 9 июля 1994 г. Имеет квалификацию “Космонавт 3 класса”.
Экипажу ЭО-21 предстоят работа по насыщенной программе, в которую вошла стыковка в марте с “Атлантисом” в полете STS-76, прием в апреле модуля “Природа” и встреча летом французской астронавтки Деа Клаудия Андре (Deshays Claudie Andre).
На “Атлантис” (в конце марта 1996 г.) прибыл третий член экипажа 21-й основной экспедиции Люсид Шеннон Уэлс (Lusid Shannon Wells; 170-я в мире, 99-й астронавт США). Родилась 14 января 1943 г. в Шанхай (Китай). В университете Оклахомы получила степень бакалавра (1963 г.) и магистра (1970 г.) химических наук, а в 1978 г. - доктора биохимических наук. В августе 1978 г. принята в отряд астронавтов NASA. Совершила 4 космических полета в качестве специалиста:
1) 17-24 июня 1985 (STS-18-51. “Дискавери-5”):
2) 18-23 октября 1989 (STS-34, “Атлантис-5”);
3) 2-11 августа 1991 (STS-43, “Атлантис-9”);
4) 18 октября - 1 ноября 1993 (STS-58, “Колумбия-15”).
Дублерами экипажа ЭО-21 были Герой Российской Федерации полковник Циблиев Василий Васильевич (296-й космонавт в мире, 4-й летчик-космонавт РФ) и Лазуткин Александр Иванович (опыта космических полетов не имеет).
(Использованы справочно-информационные материалы ЦУПа, NASA, РКК “Энергия” им. С.П. Королева, ЦПК им. Ю.А. Гагарина, ИМБП, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и информация пресс-конференций, проводимых в ЦУПе).
Заключение
Космонавтика нужна науке - она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики.
Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология - это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. А впереди - электростанции в космосе, удаление вредных производств с поверхности планеты, заводы на околоземной орбите и Луне. И многое- многое другое.
Много изменений произошло в нашей стране. Распался Советский Союз, образовалось Содружество Независимых Государств. В одночасье оказалась неопределенной и судьба советской космонавтики. Но надо верить в торжество здравого смысла. Наши достижения в космосе не будут преданы забвению и получат дальнейшее развитие в новых идеях. Космонавтика жизненно необходима всему человечеству !
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat2000.bizforum.ru/
Введение Быть может, уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих ночных светил заставляли его уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться на
Применение производной и интеграла для решения уравнений и неравенств
Построение экономической модели с использованием симплекс-метода
Нелинейные САУ
Принципы измерения расстояний и линейных перемещений
Линейные диофантовы уравнения
Алгебраические расширения полей
Численные методы
Оператор сдвига
Овалы Кассини и пузыри в моделировании мягких оболочек
Оптика
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.