курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
... Зачем я жил? для какой цели я родился?...
А, верно, она существовала, и, верно, было
мне назначение высокое, потому что я
чувствую в душе моей силы необъятные...
М.Ю.Лермонтов.
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь,
прочел я у одного поэта (Б.Пастернак "Смерть сапера"). Так рассуждали и декабристы. Но следующее за ними поколение смотрело на мир иначе.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Так высказывался Лермонтов о своих ровесниках в "Думе". И если бы была необходимость подобрать эпиграфы к главам "Героя нашего времени", все их можно было бы найти в этом стихотворении.
Последекабристская эпоха- мрачный период в нашей истории. Господствовали муштра и казармы, живая мысль преследовалась, страна словно оцепенела. В эти годы и появились люди и характеры, которые писатель обобщил в образе Печорина, пояснив, что "герой нашего времени"- портрет, составленный из пороков поколения 30-х годов 19 века в полном развитии.
Да, Григорий Александрович Печорин, к сожалению, отражал думы и настроения многих блестяще образованных и одаренных дворян. Он мог сделать многое, но не совершил ничего достойного. Лучшие силы и чувства потрачены впустую, на достижение целей, не слишком нужных ему и приносящих страдания другим. Полный необъятных сил, он ищет им применение: похищает Бэлу, например. Для этого сбивает с пути мальчишку Азамата, который, скорее всего, "пристал к какой-нибудь шайке абреков, да и сложил буйную голову". Лишает любимого коня Казбича. А бедная Бэла? Ведь и она умирает.
Печорин страдает. Он и сам не рад своей натуре и могучей энергии. Но вот встречается княжна Мери, и прежние сожаления оставлены: он влюбляет в себя девушку, принеся ей разочарование. А попутно заводит смертельную ссору с Грушницким, которого прежде считал приятелем. Печорин, соблазненный разгадкой тайны, мимоходом разрушает жизнь "честных контрабандистов". И только в "Фаталисте", кажется, делает одно полезное дело: разоружает пьяного казака с риском для жизни. Но словно какой-то рок преследует его. Ведь и здесь история кончается трагической смертью Вулича, предсказанной Григорием Александровичем. Кажется, между строк читаем мы: "Дело нужно ему большое, полезное всем, чтобы жизнь обрела для него смысл!" Но вы эпоху "застоя", каким было и время правления Николая 1, больших, настоящих дел всегда не так уж много...
Перечислены наиболее интересные эпизоды известной нам жизни Печорина. Устав от нее, он едет умирать в Персию. О самом страшном для каждого человека роковом рубеже он говорит просто и буднично: "Что ж? умереть, так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно".
Почему же молодой, здоровый, богатый аристократ, счастливый в друзьях и любви, имеющий все возможности для службы и творчества, не находит себе места в жизни. Ведь даже любит он от скуки, тщетно надеясь, что новое увлечение будет долгим.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,:
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
У него нет цели вы жизни, поэтому он мечется, не зная, чем себя занять. Рассуждая с нашей точки зрения, он мог выбрать любую из дорог; жить в своих поместья, обогащая Отчизну и заботясь о крестьянах; по мере сил приносить пользу на государственной службе; заняться наукой, искусством или общественной деятельностью, пробуждая лучшие чувства к людям и осуждая несправедливость. Наконец, жить семьей и воспитывать детей. Но он не выбирает ни одну.
Конечно, во многом виноват сам Печорин. В любую эпоху можно найти себе благое дело. Но виновата и эпоха. Больно за страну, в которой лучшие умы и сильные характеры мелочно проводят свою жизнь. Это говорит о кризисе строя. Образы лишних людей, начавшись Онегиным, присутствуют в лучших произведениях первой половины 19 века.
Печорин-герой промежуточной эпохи. Старое для него не имеет цены, а нового еще нет. Не принимая идеалов светского общества, он замкнулся в себе и погиб в одиночестве. Жалко до слез читать о сильной натуре, сломленной пустотой жизни. У него не было необходимости бороться за достойное существование, и человек, поставленный в исключительные условия, оказался лишним в жизни.
В наше совсем недавнее время тоже существовало много "лишних" людей. Недаром так много в обществе опустившихся интеллигентов. Им некуда было приложить силы. Из рассказов отца я знаю, что два его товарища по университету, поэт и ученый, тщетно пытались послужить стране. Застывшему обществу не нужны талантливые люди.
Я не буду писать, что не в тот век живу,
Наше время совсем не плохое.
Но большие умы нынче нам ни к чему:
Вдруг они посягнут на "святое",
так писал товарищ отца. Он спился. У другого нелады в семье... Конечно, наши родители и дворяне были материально в очень разных условиях. Но беда у них одна: невозможность найти и осуществить свою цель в жизни.
Я верю, что время "лишних" людей прошло, что наше поколение не сможет жаловаться на отсутствие смысла жизни. И надеюсь, что о моих ровесниках нельзя будет сказать:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
... Зачем я жил? для какой цели я родился?... А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... М.Ю.Лермонтов. Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь т
Россия и русский народ в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Творческая история комедии "Горе от ума"
Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия
Комедия "Горе от ума" А.С.Грибоедова - реалистическое произведение
Александр Сергеевич Грибоедов "Горе от ума". Трагедия Чацкого
Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"
Основные мотивы в лирике Есенина
Две России в поэме Гоголя "Мертвые души"
Изображение чиновников в комедии "Ревизор" и в поэме "Мертвые души"
Души "мертвые и живые" в поэме Н.В. Гоголя
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.