курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Тема добра и зла - вечная тема в литературе. До тех пор, пока будет жить человек, до тех пор будет идти борьба добра и зла. И всегда, во все времена будут жить люди, проповедующие добро. Вот и роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящен этой теме. Удивительной особенностью жанра этого произведения является то, что он представляет из себя роман в романе. И ........ библейской истории, сочиненной Мастером, ложится на все остальные главы «Мастера и Маргарита».
Перенесемся же мысленно в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой» появляется он перед человеком « лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон, ...руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью». Звали его Иешца Га-Ноури. Он обвиняется в том, что « подговаривал народ разрушить ершалаимский храм». Арестованный пытается оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне...». Но Пилат позвал Кентуриона Крысобоя, который, размахнувшись, ударил бичом и «связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились». Пилат уверен в своем могуществе. Он убежден, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся. Именно таким, как он, по его мнению, принадлежит решать: перерезать или нет! волосок, на котором висит человеческая жизнь. А тут вдруг появляется человек, который смеет ему возражать: «И в этом ты ошибаешься, согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?». Причем, говорит он эти слова со светлой улыбкой. И все это приводит в замешательство прокурора. В невинности Иешца Пилат убедился сразу.
Более того, он попытался даже спасти этого бродячего философа: «Слушай, Га -Ноури, ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Или... не ...говорил?».И все же Понтий Пилат совершает зло. Почему? Когда-то он был воином, человеком прямого действия и прямого слова. Умел ценить мужество, отвагу. И сам не знал страха. Но выслужил высокую должность, стал, так сказать, аппаратным работником. И переродился. И не за жизнь свою боится Пилат. Он боится за карьеру. Из-за болезни доноса он совершает зло, идет против своей совести. Он трус, верный пес кесаря. Хотя потом он наказан бесконечной головой болью и пыткой от воспоминания о той минуте, когда он выдал палачам Иешца. А у Иешца остался его ученик - Левин Матвей, который служит Добру.
Для чего же Булгаков рассказал эту историю о Иешца? Я думаю, что он хотел подчеркнуть, что все, что два тысячелетия назад происходило в Ершалаиме, очень похоже было на то, что видел Булгаков. Во время сеанса черной магии Воланд затевает разговор со своим ассистентом о том, изменились ли горожане. Выходит не изменились. Времена разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим окружают Мастера. То же зло он видит вокруг. Частью этого зла является руководитель писательской организации, который все оценивает по принципу: «Этого не может быть». Он «настучал» на Мастера, а когда того посадили в тюрьму, занял и его квартиру. Именно такие, как Берлиоз, травили в свое время и Булгакова. Но несмотря ни на что, Мастер верит в добро и справедливость. Обнажать и наказывать зло в романе предоставлено шайке Воланда. Но в булгаковской «нечистой силе» есть что-то привлекательное, потому что, обнажая зло, она наказывает людей вовсе не безвинных, выводит их на чистую воду.
Это взяточники, мошенники, дураки-начальники. Иногда читаешь страницы, где речь идет о наказании, так и хочется сказать: «И поделом тебе...».
Роман «Мастер и Маргарита» и в наше время имеет большое значение.
Тема Добра и Зла очень злободневна сейчас. Чтобы выжить в таких условиях, в которых мы оказались надо быть верным добру, служить ему, творить его, сеять вокруг. Все эти проблемы мы называем нравственными. И наше поколение само должно решать эти проблемы.
Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века
Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века.
Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века
Расскажите о творчестве одного из поэтов "серебряного века"
Москва в произведениях русской литературы
Анализ ключевого отрывка романа Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия»
Акмеизм
Героическое и трагическое в романе А. А. Фадеева «Разгром»
Философские проблемы в романе Толстого "Война и мир"
А. Вампилов. "Утиная охота"
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.