курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина"
Кафедра государственного и муниципального управления
Курсовая работа
На тему: "Вклад российских ученых в развитие социологии труда"
Выполнил:
Студент 4курса, 404гр.
Очной формы обучения
Спец.080504.65 "ГМУ"
Семченко В.А.
Проверил:
Моисеенко Е.С.
Саратов 2007
Содержание
Введение
1. Теоретические основы социологии труда
1.1 Социология труда как научная дисциплина
1.2 Методы и задачи социологии труда
2. Основные направления развития социологии труда в России
2.1 Некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского
2.2 Взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда
Заключение
Библиографический список
Введение
Социология труда является одним из основных направлений социологической науки. Объект ее исследований составляют социальные процессы и явления, связанные с трудовой деятельностью. Этим определяется ее практическое значение. Она описывает, изучает, объясняет и позволяет предсказывать особенности поведения и отношений между людьми на предприятиях, в организациях, в научных лабораториях и различных учреждениях, т.е. везде, где люди связаны единым трудовым процессом.
Понимание труда как одного из базовых условий жизни общества возникло уже в древних государствах. Что и обусловило формирование данной науки во многих государствах. В частности интенсивно развивалась социология труда и в нашей стране. Многие научные деятели занимались данной темой, что конечно же отразилось на социологии труда не только России, но и мировой социологии труда. Поэтому изучение вклада российских ученых в развитие социологии труда является сегодня актуальной темой. Применение сегодня знания российских ученых в сфере социологии труда может позволить эффективно управлять человеческим потенциалом в современных организациях.
Объектом исследования в данной работе является социология труда, а предметом вклад русских ученых в развитие социологии труда.
Целью работы является на основании научной литературы раскрыть вклад русских ученых в развитие социологии труда.
Задачи исследования:
· Раскрыть социологию труда как научная дисциплина;
· Рассмотреть методы и задачи социологии труда;
· Проанализировать некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского;
· Раскрыть взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда.
Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на две главы.
Первая глава раскрывает теоретические основы социологии труда, в частности проводится анализ социологи труда как научной дисциплины, а так же методы и задачи данной научной дисциплины.
Вторая глава посвящена основным направлениям развития социологии труда в России. Для этого проанализированы некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского, а так же взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда.
Для раскрытия данной темы была проработана учебная литературы. Подробна эта тема освещена в учебниках Ядов В.А. "Социология в России", Адамчук В.В. "Экономика и социология труда", Кравченко А.И. "История менеджмента".
1. Теоретические основы социологии труда
1.1 Социология труда как научная дисциплина
Социология труда является одним из основных направлений социологической науки. Предмет изучения социологии труда – социальные отношения и социальные процессы в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и регулирования социальных процессов в сфере труда.
На практике проблема социологии труда может заключаться в следующем. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.
Таким образом, объектом изучения дисциплины социология труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг. Социология труда описывает, изучает, объясняет и позволяет предсказывать особенности поведения и отношений между людьми на предприятиях, в организациях, в научных лабораториях и различных учреждениях, т.е. везде, где люди связаны единым трудовым процессом.[1]
Предмет этой дисциплины значительно шире: изучение трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в интересах повышения эффективности национальной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом.
Таким образом, социология труда — это отрасль социологии, изучающая трудовую деятельность как особую эволюционирующую подсистему общественных отношений в ее различных исторических и культурных формах, а также во взаимосвязях с другими подсистемами (сферами) деятельности и общественных отношений. Социология труда — это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда — это поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Именно такого рода стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.
Специфика труда как одной из подсистем общественной жизни проявляется в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Внешний аспект характеризуется составом и содержанием социальных функций труда, т.е. тех функций, которые он выполняет по отношению к другим подсистемам общества. Внутренний аспект заключается в особенностях состава, связей и изменений элементов, составляющих саму сферу труда как относительно самостоятельную область деятельности и отношений, включая и вещные элементы, и участников трудовой деятельности, и многообразные социальные связи, которые складываются между ними, а также другие компоненты социального свойства.
При анализе внутренних особенностей труда как социальной подсистемы учитываются: иерархическое строение сферы труда, состоящей из личностей работников, трудовых общностей малых, средних и больших организаций, имеющих свои индивидуальные и видовые особенности; специализация трудовых организаций (продуктовая или отраслевая, технологическая или процессуальная, региональная или пространственная); социальные свойства и типы трудовых организаций; социально-психологические особенности участников социально-трудовых отношений.
Вследствие этого особое значение приобретает исследование процесса стоимости рабочей силы, а также формирования трудовых затрат на всех стадиях воспроизводственного цикла.
Расширение и углубление знаний в этой области требует изучения зарубежного, а также отечественного опыта в различных регионах страны и на различных предприятиях, изучения состояния внутренних рынков труда, знакомства с методическими приемами экономического анализа, аудита, социологического исследования.
Понимание труда как одного из базовых условий жизни общества возникло уже в древних государствах. О связи между разделением труда и устройством общества размышляли великие греки — Платон и Аристотель. В Новой истории на роль труда в жизни общества обратили внимание такие выдающиеся мыслители Западной Европы, как Ш. Фурье, А. Сен-Симон, О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель. [2]Это произошло отнюдь не случайно, а в связи с очень острыми социальными конфликтами, сопровождавшими становление индустриального общества. Примечательно, что именно в этот период произошло зарождение самой социологической теории и практики. Не только ученые, но и крупные предприниматели Франции, Англии, Германии скрупулезно изучают и описывают быт промышленных рабочих, стремясь открыть секреты трудового поведения и тем самым погасить социально-трудовые конфликты, чреватые большими экономическими потерями.
Но как самостоятельное научное направление социология труда формируется лишь в 20-е годы ушедшего века под влиянием очередной волны социальных потрясений начала века, на этот раз вызванной нарастающими глобальными процессами индустриализации и урбанизации. Под влиянием этих процессов оказывались и такие страны, которые лишь выходили на дорогу индустриализации, например, Россия, где со второй половины XIX в. начинает складываться самобытная Школа исследования социальных проблем труда, представленная, в частности, именами В. Берви-Флеровского, Е. Дементьева, С. Прокоповича, П. Тимофеева, С. Булгакова.
Трудовая деятельность пронизывает многие пласты жизни общества, отношения и взаимодействия людей. Поэтому закономерен интерес, проявляемый к труду не только социологами; но и представителями других направлений обществознания: экономистами, социопсихологами, правоведами, историками. Соответствующие науки, имея общий объект исследования — труд, изучают разные его стороны, отличаясь предметом исследования и понятийным аппаратом.
Поскольку процесс труда невозможен без природно-материальных элементов и процессов, постольку наряду с общественными науками труд изучается и естественными науками (инженерной психологией, психофизиологией, медициной, эргономикой и др.).
Предметная особенность социологического подхода к изучению труда состоит в том, что он (труд) рассматривается комплексно, с системных позиций. С точки зрения социологии это особая, относительно самостоятельная форма социальной жизни, одна из социальных подсистем. Функционирование и эволюция этой подсистемы происходит в широком и постоянно меняющемся культурно-историческом контексте, взаимосвязано и взаимообусловлено с другими подсистемами (сферами) деятельности и отношений между людьми.
1.2 Методы и задачи социологии труда
Методология как совокупность методов, используемых в экономике и социологии труда для исследования рынка труда и элементов его организации, опирается на совокупность российских государственных законов "О труде", "О занятости", "О социальном партнерстве" и др., а также на нормативные документы, определяющие приемы, правила, способы исследования конкретных элементов труда, его организации и оплаты; методику, т.е. технику учета и анализа трудовых и социальных процессов и явлений: формы, бланки, технику расчета, инструкции, правила, положения и т.п.
Социология труда, будучи одной из отраслей социологической науки, пользуется всем арсеналов методов, применяемых ею: различными видами опросов (главном образом анкетным), прямым и косвенным социологическим наблюдением, участвующим или включенным наблюдением, анализом документов (разных видов заводской отчетности и нормативных документов), социографическим методом (при исследовании образа жизни работников). Используются также статистические методы, в ряде случаев — социальные эксперименты, сравнительно-исторический метод и метод межстранового сравнения. Как любая научная дисциплина, социология труда применяет также и общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, классификацию, аналогию, системный анализ, моделирование и др.[3]
Метод системного анализа занимает ведущее место, поскольку его принципы составляют одно из базовых требований современного социологического исследование. Успешное применение социологических методов в исследовании проблем труда предполагает определенную глубину знаний по технологии и экономике отраслей хозяйства, к которым относятся изучаемые объекты — трудовые коллективы и организации.
Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в: достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда); процессе методов сбора фактов; способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.
Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой — способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.
Основные задачи дисциплины социология труда определены ее целью, которая предусматривает исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами – формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.
Главная задача – изучение сущности и механизмов социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изучении методологических положений экономической трудовой теории, раскрывающей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также экономические и социальные особенности труда в конкретных исторических условиях.
Другая задача – изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда. Определяющими предпосылками для решения этой задачи являются, во-первых, механизм реализации российских законов и социально-экономической политики в регулировании социально-трудовых отношений, а во-вторых, изучение закономерностей, объективных и субъективных факторов, воздействующих на социальные процессы, отношение человека к труду, его поведение в коллективе.
Еще одна задача – выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками.[4]
Так же можно выделить и другие задачи социологии труда, которые состоят в: изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива); анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов; поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника; оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка; усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда; изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов; создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д.
Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики.
2. Основные направления развития социологии труда в Росссии
2.1 Некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского
Значительный вклад в развитие русской классической школы социологии труда дореволюционного периода (середина 19 века - 1917г.) внесли выдающиеся русские учёные: Питирим Александрович Сорокин, Василий Васильевич Берви-Флеровский, Сергей Николаевич Булгаков, Борис Николаевич Чичерин, Николай Константинович Михайловский и другие.
Важной заслугой П.А. Сорокина (1889-1968г.) является разработка теории социальной стратификации - дифференциация данной совокупности людей на классы, группы, слои в иерархическом ранге, выражающаяся в существовании высших, средних и низших слоёв населения. Любая организованная социальная группа расслаивается именно из-за своего постоянства и организованности; например, деловая организация, семья, политическая партия, шайка разбойников, научное общество и др. Сорокин выделил 3 формы социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Если экономический статус у членов общества неодинаков, если среди них есть как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется экономическим разделением независимо от того, на каких принципах оно построено, на коммунистических или капиталистических. Профессиональная стратификация проявляется в двух видах: как межпрофессиональная, так и внутрипрофессиональная. Межпрофессиональная стратификация -это иерархия межпрофессиональных групп, а внутрипрофессиональная - внутри каждого профессионального класса. Он выделил социально-значимые профессии, связанные с функциями организации и контроля группы. Это люди, напоминающие машиниста локомотива, от которого зависит судьба пассажиров в поезде. Он отмечал, "что в любом обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для её выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот ".[5]
Профессиональные группы неквалифицированных рабочих всегда находятся внизу профессиональной пирамиды и являются самыми низкооплачиваемыми работниками во все времена и во всех странах, за исключением России. Группы работников физического труда всегда были менее оплачиваемыми, менее привилегированными, менее влиятельными и ценимыми по сравнению с группами работников умственного труда, и только в России в отношении таких интеллектуальных профессий, как врач и учитель, нарушен этот универсальный и постоянно действующий общепринятый порядок вещей.
Внутрипрофессиональные группы Сорокин подразделил на следующие слои:
1) предприниматели, или хозяева, экономически независимые в своей деятельности;
2) служащие высшей категории (директора, менеджеры, главные инженеры, члены совета директоров корпораций), профессиональная функция которых заключается не в физическом, а в интеллектуальном труде;
3) наёмные рабочие, которые заняты в основном физическим трудом и зависимые в своей деятельности.
Питирим Сорокин разработал идею социальной мобильности, под которой понимается любой переход индивида, или социального объекта, из одной социальной позиции в другую, и различал два основных типа социальной мобильности - горизонтальную и вертикальную.
Под горизонтальной мобильностью, или перемещением, подразумевался переход индивида, или социального объекта, из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, например, переход из одного гражданства в другое, переход из одной семьи в другую, с одного предприятия на другое при сохранении своего профессионального статуса. Под вертикальной социальной мобильностью понимается перемещение индивида из одного социального слоя в другой, при этом существует два типа социальной мобильности: восходящая, т.е. социальный подъём, и нисходящая, т.е. социальный спуск. Сорокин использует разные исторические примеры в качестве иллюстрации. Он отмечает, что большевики в России до революции не имели высокого положения, но затем эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение, которое раньше занимала царская аристократия. Аналогичные явления наблюдаются в политической и профессиональной стратификации.
Своего пика социология труда достигла в 1912 г., когда появилась очень своеобразная концепция отца Сергея Булгакова (1871-1944), благодаря которой отечественная социология труда заявила о себе как о серьезном мировом явлении.[6]
Его оригинальные и светлые социологические идеи были высказаны в трудах "Философия хозяйства " и " Христианская социология ", в которых рассматриваются проблемы труда и хозяйства.
К сожалению, идеи этого замечательного русского философа забыты, но в настоящее время их актуальность не вызывает сомнений, и возвращение к ним жизненно необходимо.
В работе " Христианская социология " С.Н. Булгаков считал, что экономические науки имеют очень ограниченный кругозор и только христианство объясняет всё. Хозяйственная деятельность связана с человеческим трудом, направленным на удовлетворение человеческих нужд. Человек есть микрокосмос в макрокосмосе, или мир малый в большом мире. Всё в мире сопряжено в человеке, который имеет хозяйственное отношение к миру.
Труд есть деятельность человека. По мнению социалистов и Адама Смита, "экономический человек" не имеет души и сердца, а является лишь счётной машиной. Маркс считает, что человек имеет право на существование только постольку, поскольку он олицетворяет капитал, но в действительности всё не так; в действительности существуют люди, одарённые Богом и обладающие или не обладающие чувством долга и совестью. Человек остаётся целостным во всех сторонах своей жизни, в частности и в хозяйственной деятельности. Нельзя отделить от духовной жизни какую-нибудь сторону вообще, хозяйственную или другую. Существует не один лишь экономический человек вообще; каждая эпоха имеет своего экономического человека; и религиозная личность имеет и в хозяйственной жизни определённое значение. Каждая религия имеет свою практическую этику, которую она включает и в хозяйственную жизнь.
С.Н. Булгаков считал, что основа нашего хозяйства должна быть христианской. Восстановление утраченного хозяйственного порядка невозможно без духовного возрождения, ибо хозяйственная дисциплина укрепляется лишь в связи с преодолением естественной инерции и распущенности человека. Труд необходим каждому для оправдания его существования. Плохо приходится, если отделить социальную жизнь от духовной; надо исполнять социальное дело для Господа.
Одним из первых представителей русской школы социологии труда был Василий Васильевич Берви-Флеровский(1829-1918). В своей знаменитой книге " Положение рабочего класса в России " он на основе широкой статистической информации и личных наблюдений проанализировал различные типы хозяйств практически по всей бескрайней территории земледельческой и промышленной России, описал нравственное настроение работников, их условия труда и быта, уровень и образ жизни в различных губерниях, отдавая при этом свои предпочтения и симпатии крестьянству и земельной общине. Он призывал избавить народ от тяжкого хождения на доработки, " которое бьёт и уходящего работника и оставшееся семейство ", к избавлению работников от малопроизводительного ручного труда и к развитию машинного и усовершенствованного производства, поскольку одной фабрики достаточно для снабжения целого края, а также к созданию учреждений для оказания помощи всем рабочим, " обременённым большими семействами ".[7] Он обращал внимание на то, что интеллектуальный труд получает очень маленькое вознаграждение.
Важной заслугой В.В. Берви-Флеровского являются его идеи о русской земельной общине, которую он считает высшей формой самоуправления народа и спасением народа.
Становление социологии труда как особой социологической дисциплины произошло не одновременно. Вся общая социология находилась ещё в процессе своего оформления: уточнялись предметы и методы исследования, вырабатывался понятийный аппарат, накапливался фактологический материал.
Перед социологией труда встала задача синтезировать разрозненные знания обществоведческих дисциплин в единое целое, что удалось достичь только к концу 20 века.
2.2 Взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда
После 20-х годов 20 века начался современный этап эволюции социологии труда, который продолжается и сейчас. Для этого этапа характерна ориентация на разработку общетеоретических вопросов и на прикладную социологию, а также стремление адаптировать сложившийся в русской социологии и марксизме понятийный аппарат к новым общественным условиям и идеологическим стандартам. В то время " машина красного террора " работала безостановочно. Из страны высылались лучшие философы и социологи на знаменитом " философском пароходе ", учёные, не принявшие разрушительные социалистические идеи. Началось формирование учёных -ортодоксальных марксистов.
Одним из лидеров нового поколения стал А.К. Гастев (1882-1941), видный революционер, писатель, создавший в 1921 г. Центральный институт труда (ЦИТ),разработал концепцию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места, методику рационального производственного обучения и теорию управленческих процессов. [8]Данная концепция получила название " технобиосоциальной "и охватила сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории и педагогики, а также содержала основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики и праксеологии.
Оригинальность Гастева — в тесном соединении внедрения новых форм организации труда и системы обучения рабочих новым трудовым приемам. Главное, рассуждал Гастев, дать каждому рабочему не "застывшую норму" или стандарт, как это делал Тейлор, а психологическую и общебиологическую установку — нацеленность на постоянное, каждодневное совершенствование и приемов, и организации труда.[9]
Большую известность приобрели социологические идеи Александра Александровича Богданова (1873-1928), изложенные в работе " Тектология. Всеобщая организационная наука". Он рассматривал тектологию - " учение о строительном искусстве"-как теорию организации и дезорганизации, или науку об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных.
Богданову принадлежит заслуга в разработке личной тектологии, или науки об организации жизнедеятельности, в основе которой лежат сознание и самосознание. Он считал, что у каждого человека есть своя маленькая и несовершенная стихийно построенная тектология, которой он оперирует практически неосознанно. Эту тектологию он получает из социальной среды через общение с другими людьми, на основе которого он и формирует свой житейский опыт. Богданов считал, что многие правила, общие нормы и методы организации жизнедеятельности, ведущие к взаимопониманию и согласию, имеют всеобщее значение, а их познание, в частности, для руководителей, представляет огромную ценность.[10]
В тридцатые годы в Советском Союзе социология была объявлена буржуазной лженаукой, враждебной марксизму. И в то же время в нацистской Германии она была запрещена как социалистическая наука, т.е. одновременно её не приняли как фашисты, так и коммунисты, что свидетельствует о непосредственной близости таких, казалось бы, разных идеологий.
Возрождение советской социологии началось в период "хрущёвской оттепели", после исторического 20 съезда КПСС(1956),когда произошло развенчание культа личности Сталина. В 1970 году был образован институт конкретных социологических исследований АН СССР, в 1974 году стал выпускаться журнал "Социологические исследования", издавались социологические ежегодники, сборники статей и монографии, проводились научные социологические конференции в разных регионах страны. В то же время возникли и расширились международные контакты с зарубежными социологами.
В 70-е годы "выездные" советские социологи участвовали в международных социологических конференциях, что, несомненно, способствовало повышению научного уровня отечественной социологии.
Классическими темами социологических исследований в сфере труда в 60-70 гг. были: миграция и текучесть кадров, отношение труду, выбор профессии и профориентация, условия труда и жизни различных социальных групп населения, и т.д.
В этот период были опубликованы крупные монографии по социологии труда А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, В.Г. Осипова, Г.А. Пруденского. Проблематику социального планирования разрабатывали М.А. Антонов, З.И. Файнбург, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов, Ю.Е. Волков, В.И. Герчиков и другие. Они занимались изучением вопросов совершенствования профессионально - квалифицированной структуры предприятия, улучшения условий труда и быта, стимулирования труда и развития социальной активности работников.[11]
Проблемы профориентации и профотбора были в центре внимания В.М. Шубкина, М.К. Титма, В.Г. Подмаркова, Н.Н. Назимова, а управленческим трудом занимались А.А. Свенцицкий, Б.Д. Парыгин, В.М. Шепель, Д.П. Кайдалов, Ю.С. Колесников и др.
Заметным достижением советской социологии труда является книга ленинградских социологов "Человек и его работа". В методологическом и методическом значении это работа, несмотря на некоторые недостатки, представляет собой пример отечественного классического социологического исследования в сфере труда.
Основные задачи социолога состояли в том, чтобы:
- выяснить на материале эмпирических данных реальную картину отношения к труду рабочей молодёжи;
- изучить тенденции изменения отношения к труду;
- определить наиболее существенные объективные и субъективные факторы, способствующие превращению труда в первую жизненную потребность рабочего, и факторы препятствующие этому; на этой основе выяснить возможные последствия технического процесса с точки зрения его влияния на изучаемый процесс;
- сформулировать практические рекомендации с учётом современного уровня материально - технической базы промышленного производства и социальных условий трудовой деятельности для того, чтобы более полно использовать реальные возможности формирования отношения к труду как к первой жизненной потребности.
В этом исследовании под руководством В.Я. Ядова было обследовано 2,5 тыс. молодых рабочих в возрасте до 30 лет, занятых различным по характеру и содержанию трудом; неквалифицированных, малоквалифицированных, высококвалифицированных специальностей.[12]
В работе было зафиксировано, что не условия в первую очередь определяют общественную сущность отношения рабочего к своему труду - содержание труда, творческие возможности работы ведущими специфическими факторами, которые определяют отношение рабочего к труду преимущественно или как к потребности личности, или как к средству существования. Содержание труда детерминирует объективные показатели работы, прежде всего степень удовлетворённости размером заработной платы.
В процессе исследования выяснилось, что размер заработка и материальная заинтересованность в более широком смысле выступают как фактор вторичного порядка, подчинённый функциональному содержанию труда. При этом материальное стимулирование работника повышает производительность и качество труда независимо от содержания трудовой деятельности, однако только при условии высокого содержания самого труда оно является эффективным средством формирования отношения к труду как к потребности личности, но при низком содержании труда материальное стимулирование скорее тормозит этот процесс, чем способствует его развитию.
Принцип материальной заинтересованности в результатах труда, наиболее полно отвечающий условиям социалистического производства, сам по себе повышает результативность труда. Но в зависимости от содержания труда он либо содействует, либо, напротив, препятствует формированию отношения к труду как к потребности личности. Было отмечено, что в группах с творческим содержанием труда относительно высокая заработная плата рабочих есть то необходимое условие, которое открывает простор для свободного развития содержательного интереса к труду, совершенствования личности рабочего в процессе труда. В группах с низким (нетворческим) содержанием труда и большой физической нагрузкой относительно высокая заработная плата выступает как форма компенсации за непривлекательную или малопривлекательную по своему содержанию работу. В этих условиях материальное стимулирование рабочего не действует, а сдерживает формирование содержательного интереса к труду и способствует к закреплению отношения к нему как к средству существования, к средству удовлетворения потребностей личности лежащих за пределами трудовой деятельности.
В то же время результаты проводимых социологических опросов фиксировали приоритетность творческих мотивов в структуре мотивации работников, а данные социальной статистики отражали совершенно противоположенную социальную мобильность, или трудовые перемещения, людей с высоким уровнем образования (инженеров) на рабочие места, не требующие соответствующего уровня образования, с более высокой оплатой труда (водители такси, грузчики и т.д.).
Исследования показали, что рабочие с большим жизненным и производственным опытом более удовлетворены имеющейся работой и специальностью, чем молодые и сравнительно менее опытные. Молодые люди предъявляют более жёсткие требования к своей работе и стремятся реализовать эти требования на практике. От этого доля молодёжи среди меняющих место работы намного выше, чем доля рабочих старшего возраста.
Было выявлено противоречие между уровнем запросов рабочих и уровнем возможностей к их удовлетворению в содержании труда на рабочем месте.
Весомый вклад в развитие современной зарубежной и отечественной социологии труда внёс известный российский социолог Ф.И. Кравченко, посвятивший ей следующие работы: "Социология труда в 20 веке: Историко - критический очерк" (1987); "История зарубежной социологии труда. Общие принципы" (1991); "Трудовые организации: структура, функции, поведение" (1991).
В одной из своих последних работ - "Прикладная социология и менеджмент" (1995) - А.И. Кравченко даёт глубокий анализ достижений прикладной социологии, ориентированной на менеджмент, подробно рассматривая вопросы управления персоналом, гуманизации и рационализации труда, а также проблему внедрения новых форм организации труда.
Исключительно важное значение в развитии социологии труда имеет работа новосибирских социологов Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной "Методологические проблемы систематического изучения деревни" (1977), основные достоинства которой заключались в системном подходе к изучению такого сложного социального объекта как советская деревня, излагалась теоретическая концепция деревни и её подсистем, давалась характеристика системообразующих связей деревни: трудовых ресурсов, занятости сельского населения и его образа жизни. Заметным явлением стало их совместная публикация "Социология экономической жизни" (1991), где даётся определение предмета экономической социологии как междисциплинарной науки, исследующей закономерности экономической жизни (экономические отношения, экономические процессы) с помощью системы категорий, выработанных социологией. Там же рассматриваются малоизученные проблемы экономической культуры как регулятора функционирования и развития экономики общества в целом.
Дальнейшее развитие идеи влияния культурных факторов на экономику получили в блестящей работе Р.В. Рывкиной "Экономическая социология переходной России. Люди и реформы" (1998), в которой отражено, что экономическая культура общества включает в себя традиции, привычки и сложившиеся нормы поведения, которые реализуются в сфере экономики и связаны с экономической деятельностью людей.
Экономическая культура тесно связана с правом, нравственностью и религией, и от традиций в правовой сфере и морального облика разных наций и народов зависит, "какие именно экономические действия позволяют, а какие не позволяют себе люди".
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, отметим следующее.
Социология труда — это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Данная наука изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и регулирования социальных процессов в сфере труда. Объектом изучения дисциплины социология труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг. Предмет изучения социологии труда – социальные отношения и социальные процессы в сфере труда.
Социология труда, будучи одной из отраслей социологической науки, пользуется всем арсеналов методов, применяемых ею: различными видами опросов, прямым и косвенным социологическим наблюдением, участвующим или включенным наблюдением, анализом документов, социографическим методом. Используются также статистические методы, в ряде случаев — социальные эксперименты, сравнительно-исторический метод и метод межстранового сравнения. Как любая научная дисциплина, социология труда применяет также и общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, классификацию, аналогию, системный анализ, моделирование и др.
Главная задача социологии труда – изучение сущности и механизмов социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.
Значительный вклад в развитие русской классической школы социологии труда дореволюционного периода (середина 19 века - 1917г.) внесли выдающиеся русские учёные: Питирим Александрович Сорокин, Василий Васильевич Берви-Флеровский, Сергей Николаевич Булгаков, Борис Николаевич Чичерин, Николай Константинович Михайловский и другие.
После 20-х годов 20 века начался современный этап эволюции социологии труда, который продолжается и сейчас. Одним из лидеров нового поколения стал А.К.Гастев. Большую известность приобрели социологические идеи Александра Александровича Богданова, изложенные в работе " Тектология. Всеобщая организационная наука".
В этот период были опубликованы крупные монографии по социологии труда А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, В.Г. Осипова, Г.А. Пруденского. Проблематику социального планирования разрабатывали М.А. Антонов, З.И. Файнбург, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов, Ю.Е. Волков, В.И. Герчиков и другие. Они занимались изучением вопросов совершенствования профессионально - квалифицированной структуры предприятия, улучшения условий труда и быта, стимулирования труда и развития социальной активности работников.
Проблемы профориентации и профотбора были в центре внимания В.М. Шубкина, М.К. Титма, В.Г. Подмаркова, Н.Н. Назимова, а управленческим трудом занимались А.А. Свенцицкий, Б.Д. Парыгин, В.М. Шепель, Д.П. Кайдалов, Ю.С. Колесников и др.
Библиографический список
1. Адамчук В.В. Экономика и социология труда М.: ЮНИТИ, 2001
2. Вейл П. Искусство менеджмента М.: Новости, 1993.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов М.: Норма, 2000
4. Златин П. А., Крекова М. М., Соколянский В. В. Социология и психология труда. Часть 1 М.:МГУ, 2000
5. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент М.: МГУ, 1995
6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов М.: Академический проект, 2000
7. Кравченко А.И. Социология менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999
8. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда М.: КноРус, 2000
9. Новикова С. С. История развития социологии в России http://www.vusnet.ru/biblio/archive/novikova_hirsc
10. Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости. Учебное пособие М.: Дело, 2005
11. Ромашов О. В. Социология труда и экономическая социология М.: Гардарика, 2001
12. Социология труда / Под ред. Н.И.Дряхлова, А.И.Кравченко, В.В. Щербины. М.: МГУ, 1993.
13. Токарская Н.М. Социология труда М.:Логос, 2002
14. Ядов В.А. Социология в России, 1998 http://www.vusnet.ru/biblio/archive/jadov%5Fsociologija/09.aspx
[1] Адамчук В.В. Экономика и социология труда М.: ЮНИТИ, 2001 с.12
[2] Новикова С. С. История развития социологии в России http://www.vusnet.ru/biblio/archive/novikova_hirsc
[3] Адамчук В.В. Экономика и социология труда М.: ЮНИТИ, 2001, с.21
[4] Адамчук В.В. Экономика и социология труда М.: ЮНИТИ, 2001, с.25
[5] Кравченко А.И. Социология менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999 с.127
[6] Ядов В.А. Социология в России, 1998 http://www.vusnet.ru/biblio/archive/jadov%5Fsociologija/09.aspx
[7] Новикова С.С. История развития социологии в России http://www.vusnet.ru/biblio/archive/novikova_hirsc
[8] Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов М.: Академический проект, 2000, с. 324
[9] Вейл П. Искусство менеджмента М.: Новости, 1993, С.196
1 Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов М.: Академический проект, 2000, С. 277
[11] Новикова С. С. История развития социологии в России http://www.vusnet.ru/biblio/archive/novikova_hirsc
[12] Ядов В.А. Социология в России, 1998 http://www.vusnet.ru/biblio/archive/jadov%5Fsociologija/09.aspx
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина" Кафедра государственного и муни
Власть и социальные патологии в современном обществе
Влияние демографического потенциала на экономический рост в России
Влияние культуры на развитие личности
Влияние манипуляции историей на общественно-политическую жизнь Беларуси
Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков
Возникновение и деятельность системы социальных детских приютов в Беларуси
Возникновение социологии
Возниконовение семейных конфликтов
Восприятие системы образования РФ старшеклассниками
Вплив девіантної поведінки на взаємовідносини в сім'ї
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.