курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
НОУ СПО Техникум экономики и права «Эксма»
Внешнеторговая деятельность по законодательству РФ
Курсовая работа
по финансовому праву
студента-экстерна
Глухова Леонида Владимировича
Руководитель:
Шеховцева Екатерина Валерьевна
Санкт-Петербург
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1. Понятие и субъекты внешнеторговой деятельности
§ 1.1. Субъекты внешнеторговой деятельности................................................ 5
§ 1.2. Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" как нормативная база внешнеторговой деятельности.......................................................................... 11
Глава 2. Элементы внешнеторговой деятельности
§ 2.1. Понятия и виды валютных курсов......................................................... 17
§ 2.2. Валютные операции................................................................................ 22
Заключение........................................................................................................ 30
Список использованной литературы............................................................... 33
Введение
Актуальность данной темы курсовой работы определяется тем, что совершенствование организации и управления внешнеторговыми операциями в российской экономике не возможно без законодательного регулирования этой области. Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база.
Перелом в регулирование внешнеторговой деятельности связан с принятием закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[1], в котором обусловлено интенсивное развитие внешнеторговых связей РФ, ее интеграция в мировую экономику и необходимость вследствие этого, формирования современного и адекватного механизма торговой политики на основе принципов и правил международной торговли, в первую очередь норм ВТО.
Целью курсовой работы является исследование законодательного обеспечения интересов Российской Федерации во внешнеторговой деятельности.
Методами исследования являются обработка, анализ научных источников, а так же анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
В курсовой работе я рассмотрел: В первой части рассматриваются понятие и субъекты внешнеторговой деятельности РФ. Особым образом рассмотрен Федеральный закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"[2]
Во второй части рассмотрены элементы внешнеторговой деятельности с особым вниманием к валютной сфере.
Задачами исследования являлось:
1.рассмотреть субъекты внешнеторговой деятельности.
2.изучить законодательное государственное регулирование внешнеторговой деятельности.
3.выявить меры обеспечения интересов РФ
Предмет исследования является внешнеторговая политика и меры обеспечения интересов РФ.
Объектом исследования являются внешнеторговое законодательство России.
При написании работы широко использовались действующие законы и положения, регулирующие внешнеторговую деятельность; множество периодических изданий, предоставляющих аналитические материалы и данные; а также информационные ресурсы сети Интернет.
Глава 1. Понятие и субъекты внешнеторговой деятельности
1.1. Субъекты внешнеторговой деятельности
Традиционно под внешнеторговыми сделками понимаются сделки, содержанием которых являются экспортно-импортные операции по обмену товарами, услугами, продуктами творческой деятельности и т.п., в которых хотя бы одной из сторон является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо[3].
Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"[4]. (далее – ФЗ о внешнеторговой деятельности).
Согласно ст. 10 ФЗ о внешнеторговой деятельности1 любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Исходя из смысла этой статьи, субъекты внешнеторговой деятельности различаются по национальной принадлежности и делятся на российских и иностранных лиц.
Российским лицом в соответствии с пп. 23 ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности является лицо - юридическое лицо, созданное в соответствии
с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К иностранному лицу согласно пп. 11 ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности[5] относится физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами;
При анализе норм ФЗ о внешнеторговой деятельности,1 возможно, сделать вывод, что к определению сторон внешнеторговых сделок не применяется терминология валютного законодательства, в котором предусмотрено деление участников соответствующих правоотношений на резидентов и нерезидентов.
При этом п. 6 ст. 1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[6] относит к резидентам Российской Федерации:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
Нерезидентами согласно пп.7 ст.1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[7] являются:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 ст.1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1;
Безусловно, перечень резидентов и нерезидентов Российской Федерации, предусмотренный в ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1, гораздо шире, чем указанный в ФЗ о внешнеторговой деятельности2.
В частности, в перечень лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, включены напрямую в ст. 1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[8] Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, в то время как согласно ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности[9] указанные субъекты правоотношений относятся к российским лицам, а ст. 11 ФЗ о внешнеторговой деятельности2 определяет, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность, только в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 50 Закона о внешнеторговой деятельности2 право осуществления внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах предоставлено дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, а также созданным на основании международных договоров Российской Федерации торговым представительствам Российской Федерации, решение об учреждении которых принимается Правительством Российской Федерации.
При совершении внешнеторговых сделок, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, Российская Федерация несет по данным сделкам имущественную ответственность. Вместе с тем, ни торговые представительства, ни Российская Федерация в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами, а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства.
Таким образом, Российская Федерация, ее субъекты осуществляют внешнеторговую деятельность через специально создаваемые (зачастую в форме унитарного предприятия) структуры, которые, в свою очередь, действуют в интересах государства.
Среди субъектов внешнеторговой деятельности не названы также и филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов Российской Федерации, как расположенные на территории Российской Федерации, так и находящиеся за ее пределами. В качестве участников внешнеторговой деятельности от имени иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся юридическими по законодательству государства их регистрации, могут выступать также и филиалы, представительства, иные подразделения данных организаций, прошедших процедуру аккредитации в установленном законом порядке и в необходимых случаях, вставших на налоговый учет.
Представляется, что не включение указанных субъектов в перечень российских и иностранных лиц, несмотря на их признание в качестве нерезидентов в ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[10], является серьезным упущением в регулировании внешнеторговой деятельности, так как филиалы и представительства не являются по общему правилу юридическими лицами, однако представляют интересы юридического лица вне пределов нахождения последнего, в том числе при осуществлении внешнеторговой деятельности.
В данном случае было бы целесообразно унифицировать нормы действующего законодательства Российской Федерации в сфере внешней торговли, и валютного регулирования и валютного контроля и сформулировать понятия, используемые в ФЗ о внешнеторговой деятельности[11], исходя из критериев, которым соответствуют резиденты и нерезиденты Российской Федерации согласно валютному законодательству. В частности, относительно российских и иностранных лиц могут быть предложены следующие понятия:
- иностранное лицо – физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются резидентами Российской Федерации;
- российское лицо – физическое лицо, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые являются резидентами Российской Федерации;
- участники внешнеторговой деятельности - резиденты и нерезиденты Российской Федерации, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.
1.2 Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" как нормативная база внешнеторговой деятельности.
Вопросы валютного регулирования относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. «ж» ст.71 Конституции РФ)[12], субъекты Российской Федерации нормотворческих полномочий в этой сфере не имеют.
Можно определить валютное регулирование как, деятельность государственных органов, направленных на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение валютных правоотношений.
Закон Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-I "О валютном регулировании и валютном контроле"[13] послужил правовой основой для создания в РФ нормативной правовой базы валютного регулирования и организационной системы валютного контроля. В декабре 1998 г., июле 1999 г., в мае, августе и декабре 2001 г. в этот и другие федеральные законы вносились изменения. Внесение изменений в вышеупомянутый Закон, а также в сопредельные с ним федеральные законы было обусловлено необходимостью последовательной либерализации валютного законодательства РФ, как одного из факторов развития рыночной экономики в РФ, а также устранения имеющихся пробелов, коллизий и противоречий с положениями других федеральных законов.
Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Федеральным законом от 10.12.03 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"[14] (далее - ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле) был принят Государственной Думой 21.11.03, одобрен Советом Федерации 26.11.03 и подписан Президентом РФ 10.12.03.В него были внесены изменения посредством Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ[15] от 18.07.2005 N 90-ФЗ[16], от 26.07.2006 N 131-ФЗ[17]от 30.12.2006 N 267-ФЗ[18], от 17.05.2007 N 83-ФЗ[19], от 05.07.2007 N 127-ФЗ[20] от 30.10.2007 N 242-ФЗ[21]
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[22] состоит из 5 глав:
· Общие положения (ст.ст.1-4).
· Валютное регулирование (ст.ст. 5-18).
· Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки (ст.ст. 19-21).
· Валютный контроль (ст.ст. 22-25).
· Заключительные положения (ст.ст. 26-28).
Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.
В ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 установлены принципы и правовые основы валютного регулирования и валютного контроля, законодательно определены права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля, определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, а также особенности и порядок вступления ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле в силу.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[23] является системообразующим законом в области валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
Так, в ст. 4 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 четко раскрывается понятие валютного законодательства РФ. В частности, установлено, что валютное законодательство РФ состоит из ФЗ о валютном регулировании и валютном1 контроле и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 также предусмотрено, что органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1.
Что касается международных договоров РФ, то они применяются к отношениям, указанным в ст. 2 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора РФ следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1, применяются правила такого международного договора.
Издаваемые в установленном порядке акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[24] или иными федеральными законами.
К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 определено, что акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. А акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Кроме того, ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 установлено, что акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования не применяются.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[25] органы валютного контроля наделяются правом издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, но только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. В данном случае нормативные акты органов валютного регулирования занимают подчиненное положение по отношению к законодательным актам валютного законодательства РФ.
С учетом состояния внутреннего валютного рынка, платежного баланса страны, во избежание расширительного толкования норм о полномочиях органов валютного контроля в ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 предусмотрен исчерпывающий перечень мер, при помощи которых Правительство РФ и ЦБ РФ будут устанавливать требования при осуществлении резидентами, за исключением кредитных организаций, валютных операций движения капитала.
С вступлением ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 в силу нормы российского законодательства приведены в соответствие с международными требованиями и обязательствами о свободном перемещении капитала, что расширит возможности резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, способствуя укреплению и развитию национальной экономики.
Очевидно, что с ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[26] связаны надежды на благоприятные условия для инвестирования капитала в российскую экономику, развития международных связей, снятия напряженности в отношениях с иностранными партнерами, что также благотворно скажется на деловой активности иностранных граждан в РФ.
Глава 2. Элементы внешнеторговой деятельности
2.1. Понятия и виды валютных курсов
Валюта является товаром и как всякий товар имеет цену. Цена товара валюты - валютный курс. Валютный курс определяют как стоимость денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах другой страны.
Основополагающая роль валютного курса связана с:[27]
1. необходимостью конвертации одних денежных единиц в другие при совершении международных операций (торговля товарами и услугами, движение капиталов и кредитов);
2. сравнение цен на мировых товарных рынках, а также стоимостных показателей разных стран;
3. периодическая переоценка счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и физических лиц.
На валютный курс влияют следующие факторы:
- Спрос и предложение на валютном рынке;
- Платежеспособность страны;
- Сальдо платежного баланса;
- Инфляция.
Валютные курсы подразделяются на два основных вида: фиксированные и плавающие. Существует нечто среднее «Политика управляемого плавания». В основе фиксированного курса лежит валютный паритет, т.е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран. Плавающие валютные курсы зависят от рыночного спроса и предложения на валюту и могут значительно колебаться по величине.
Валютный курс – это не технический коэффициент пересчета, а «цена» денежной единицы данной страны, выраженная в иностранной валюте или международных валютных единицах (ЭКЮ, СДР).[28]
Валютный курс необходим для международных валютных, расчетных, кредитно-финансовых операций.
Например, экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как в нормальных условиях валюты других стран не обращаются в качестве денежного средства на территории данного государства. Импортер приобретает иностранную валюту для оплаты купленных за рубежом товаров.
Стоимостной основой валютного курса служит паритет покупательной способности (далее – ППС), т.е. соотношение валют по их покупательной способности.
Покупательная способность выражает средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции.
При свободном размене банкнот на золото и свободе золотого обращения между странами валютный курс незначительно отклоняется от ППС вследствие действия механизма золотых точек. Механизм золотых точек – пределы отклонения валютного курса от монетарного паритета (обычно не более 1 %): нижний (при достижении которого начинается отток золота из страны) и верхний (начинается его приток). Монетарный паритет – соотношение весового содержания золота в денежных единицах (монетах) различных стран.[29]
В условиях бумажноденежного обращения валютные курсы могут существенно отклоняться от ППС. Для промышленно развитых стран это отклонение составляет, по последним подсчетам, до 40 %. Во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой курс национальной валюты в 2- 4 раза ниже паритета.
Отклонение валютного курса от ППС происходит под влиянием спроса и предложения на валюту, которые в свою очередь зависят от различных факторов.
Валютные курсы публикуются в прессе. Обычно в текущей информации содержатся котировки за два предшествующих дня и краткосрочные прогнозы
Множество валютных курсов можно классифицировать по различным признакам (Таблица №1)
Таблица № 1. Классификация видов валютного курса.
КРИТЕРИЙ | ВИДЫ ВАЛЮТНОГО КУРСА |
1. Способ фиксации |
Плавающий Фиксированный Смешанный |
2. Способ расчета |
Паритетный Фактический |
3. Вид сделок |
Срочных сделок Спот-сделок Своп-сделок |
4. Способ установления |
Официальный Неофициальный |
5. Отношение к паритету покупательной способности валют |
Завышенный Заниженный Паритетный |
6. Отношение к участникам сделки |
Курс покупки Курс продажи Средний курс |
7. По учету инфляции |
Реальный Номинальный |
8. По способу продажи |
Курс наличной продажи Курс безналичной продажи Оптовый курс обмена валют Банкнотный |
Одним из наиболее важных понятий, используемых на валютном рынке, является понятие реального и номинального валютного курса. Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте. Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны. Валютный курс, поддерживающий постоянный паритет покупательной силы: это такой номинальный валютный курс, при котором реальный валютный курс неизменен.
Кроме реального валютного курса, рассчитанного на базе отношения цен, можно использовать этот же показатель, но с другой базой. Например, приняв за нее отношение стоимости рабочей силы в двух странах. Курс национальной валюты может изменяться неодинаково по отношению к различным валютам во времени. Так, по отношению к сильным валютам он может падать, а по отношению к слабым – подниматься.[30]
Именно поэтому для определения динамики курса валюты в целом рассчитывают индекс валютного курса. При его исчислении каждая валюта получает свой вес в зависимости от доли приходящихся на нее внешнеэкономических сделок данной страны. Сумма всех весов составляет единицу (100%). Курсы валют умножаются на их веса, далее суммируются все полученные величины и берется их среднее значение.
В современных условиях валютный курс формируется, как и любая рыночная цена, под воздействием спроса и предложения. Уравновешивание последних на валютном рынке приводит к установлению равновесного уровня рыночного курса валюты. Это так называемое «фундаментальное равновесие». [31]
Размер спроса на иностранную валюту определяется потребностями страны в импорте товаров и услуг, расходами туристов данной страны, выезжающих в иностранные государства, спросом на иностранные финансовые активы и спросом на иностранную валюту в связи с намерениями резидентов осуществлять инвестиционные проекты за рубежом.
Чем выше курс иностранной валюты, тем меньше спрос на нее; чем ниже курс иностранной валюты, тем больше спрос на нее.
Размер предложения иностранной валюты определяется спросом резидентов иностранного государства на валюту данного государства, спросом иностранных туристов на услуги в данном государстве, спросом иностранных инвесторов на активы, выраженные в национальной валюте данного государства, и спросом на национальную валюту в связи с намерениями нерезидентов осуществлять инвестиционные проекты в данном государстве.
Так, чем выше курс иностранной валюты по отношению к отечественной, тем меньшее количество национальных субъектов валютного рынка готово предложить отечественную валюту в обмен на иностранную и наоборот, чем ниже курс национальной валюты по отношению к иностранной, тем большее количество субъектов национального рынка готово приобрести иностранную валюту.
2.2. Валютные операции
Необходимым условием расчетов по внешней торговле, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения[32].
Для того чтобы раскрыть сущность и содержание понятия «валютные операции», необходимо дать определение основным, ключевым терминам. Согласно, Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ[33] валюта Российской Федерации это:
· денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
· средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Иностранная валюта включает:
· денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
· средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Новый закон о валютном регулировании «О Валютном регулировании и валютном контроле»[34], декларирующий принципиально иной подход к государственному воздействию на участников валютных операций. Операция предполагается совершаемой свободно, если иное не установлено законом.
Можно выделить три принципа, положенные в основу Закона:
- если порядок проведения валютной операции не установлен, она совершается без ограничений (п.2 ст. 5 Закона),
- международные (резидент – нерезидент) валютные операции совершаются свободно, за исключением ограниченного круга операций движения капитала, перечисленных в Законе (ст. 6 Закона),
- валютные операции между резидентами запрещены, если иное не установлено Законом (ст.9 Закона).
Исчезло из нового Закона разграничение валютных операций на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Валютные операции разграничиваются в зависимости от состава их участников на операции:
-между резидентами,
-между резидентами и нерезидентами,
- между нерезидентами и нерезидентами.
Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
1) операций, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 6 статьи 12 и частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
2) операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
3) операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
4) операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
5) операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации[35];
6) операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации1;
7) операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) операций, связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей1;
9) операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой1;
10) операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации1;
11) операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях1;
12) переводов физическим лицом - резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящей части[36];
13) переводов физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках[37];
14) операций по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории Российской Федерации работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер2;
15) операций, предусмотренных настоящей частью и частью 3 настоящей статьи, совершаемых доверительными управляющими;
16) операций, связанных с расчетами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорам перевозки пассажиров[38].
17) переводов физическими лицами - резидентами со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу иных физических лиц - резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации[39].
Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:
1) с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
2) с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
3) с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
4) с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 года N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе"[40];
5) с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
6) с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
7) с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации[41].
Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона1.
Валютные операции между нерезидентами
1) Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.
2) Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
3)Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона.
Заключение
Как показало исследование динамики развития внешней торговли России за последнее время характерными являются следующие тенденции:
- Постоянный рост оборота внешней торговли России.
- Увеличение доли экспорта продукции топливно-энергетического комплекса.
- Снижение в экспорте доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности.
- Рост положительного сальдо внешней торговли.
Не все эти тенденции можно считать положительными, так как наблюдается дальнейший рост зависимости России от экспорта сырья, что не характерно для наиболее развитых стран мира.
В целом повысилась самооценка российского бизнеса, что проявилось в росте конкурентоспособности промышленности. Нужно отметить, что это признак активизации использования неценовых факторов конкурентоспособности, т.е. факторов, связанных с эффективностью производства, рост которой компенсирует укрепление рубля.
Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую "стратегичность", устойчивость, предсказуемость.
Факторы торгово-политического характера — унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие — формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.
Становление валютного рынка в России имеет свою специфику, состоящую в сохранении пока еще очень высокой степени его централизации. Это связано с ограниченным объемом валютных ресурсов стране в целом и, в частности, у уполномоченных банков, с недостаточной налаженностью контактов между уполномоченными банками, в связи с тем, что система кредитных отношений в централизованной экономике строилась по вертикальному принципу.
Тем не менее, есть основания полагать, что в перспективе валютный рынок РФ будет развиваться в русле основных закономерностей, проявляющихся в международной практике.
На основе вышеизложенного материала курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Формой
законодательного регулирования внешнеторговых отношений являются Федеральный
закон Российской Федерации "Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности" [42] и Федеральный закон Российской Федерации "О
валютном регулировании и валютном контроле".[43] Формой связи между производителями продукции разных стран
выступает внешняя торговля, обслуживающая сферу товарного обращения (включая
услуги и посредников) через внешнеторговые операции, которые носят коммерческий
характер. Таким образом, внешнеторговые операции представляют собой комплекс
основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, то
есть набор технических приемов, последовательное применение которых
обеспечивает реализацию договора купли-продажи. Внешнеторговые операции
охватывают разнообразную сферу взаимоотношений экономического, финансового и
правового характера между партнерами, которые осуществляются на основе
заключаемых внешнеторговых сделок.
Список использованной литературы
I. Нормативная литература
1. Конституция Российской Федерации.- М.: Юрайт-Издат, 2002. – 48 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 июня 2007 года.- М.: Эксмо,2007. – 736 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.- М.: Эксмо,2007. – 832 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле"//Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859.
6. Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"//Собрание законодательства Российской Федерации, 05.07.2004, №27, ст. 2711.
7. Федеральный закон от 18.07.2005 № 90-ФЗ "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации"// Российская газета от 20.07.2005.
8. Федеральный закон от 26.07.2006 № 131-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"// Российская газета от 27.07.2006.
9. Федеральный закон от 30.12.2006 № 267-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"// Российская газета от 31.12.2006.
10. Федеральный закон от 30.12.2006 № 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с принятием федерального закона "О банке развития"// Российская газета от 24.05.2007.
11. Федеральный закон от 05.07.2007 № 127-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"// Собрание законодательства Российской Федерации, 16.07.2007, №29, ст. 3480.
12. Федеральный закон от 05.07.2007 № 127-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"// Собрание законодательства Российской Федерации, 05.11.2007, №45, ст. 5419.
13. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859.
14. Закон от 09.10.92 г. N 3615-1О "О валютном регулировании и валютном контроле" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 45. Ст. 2542.
II. Специальная литература
1. Большая советская энциклопедия. Т. 3. -М.: Советская энциклопедия, 1970.- С. 341.
2. Большой экономический словарь. /под ред. А.Н. Азрилияна. -5-е изд., перераб. и доп. -М.: Институт новой экономики, 2002. – С.280.
3. Банковское дело : Учебник. /под ред. Г.Г.Коробовой. - изд. с изм. - М.: Экономистъ, 2006. –С.266.
4. Веременко С.А. Банковское дело. / М.: ЮНИТИ, 2005. – С.90.
5. Астахов В. П. Бухгалтерский учет и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности. / М.: ПРИОР, 2001. – С.236.
6. Доронин И.Г. Валютный рынок России. / М.: Финансы, 2005. – С.120.
7. Деньги и финансовые институты. /под. ред. И.Т. Балабанова, О.В. Гончарук. - М.: Питер, 2003. – С.83.
8. Деньги. Кредит. Банки. / под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ, 2003. –С.243-245.
9. Дадалко В.А. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. / М.:Армита.Маркетинг, Менеджмент, 2000. –С.394.
10. Международные валютно-кредитные отношения. / под. ред Колесников В.И. - М.: Питер, 2001. –С.197.
11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. . 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. –C.259.
12. Л.А. Воловик .Основы внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие. / М.: КГУ. Калининград, 2003. – С. 56.
13. Практика внешнеэкономической деятельности. Учет, анализ и контроль валютных операций. /под ред. Ю.Г. Ермолаева. - М.: АРГО, 2003. – С. 69.
14. Володин Ф. Г. Валютная политика ЦБ: структурный анализ и новации // Банковские услуги, 2004.- С. 2-10.
15. Бородин А.Ф. О роли банковского сектора в обеспечении устойчивого роста экономики // Деньги и кредит, 2003.- С.15-16.
[1] Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
2 Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50 ст. 4859
[3]Большая советская энциклопедия. Т. 3. -М.: Советская энциклопедия, 1970.- С. 341.
[4] Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
[5] Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
[6] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[7] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[8] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[9] Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
[10] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[11] Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
[12] Конституция Российской Федерации.- М.: Юрайт-Издат, 2002. – 48 с.
[13]Закон от 09.10.92 г. N 3615-1О "О валютном регулировании и валютном контроле" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 45. Ст. 2542.
[14] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[15] Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"// Собрание законодательства Российской Федерации, 05.07.2004, №27, ст. 2711.
[16] Федеральный закон от 18.07.2005 № 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"// Российская газета от 20.07.2005
[17] Федеральный закон от 26.07.2006 № 131-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"// Российская газета от 27.07.2006
[18] Федеральный закон от 30.12.2006 № 267-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"// Российская газета от 31.12.2006
[19] Федеральный закон от 30.12.2006 № 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с принятием федерального закона "О банке развития"// Российская газета от 24.05.2007
[20] Федеральный закон от 05.07.2007 № 127-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"// Собрание законодательства Российской Федерации, 16.07.2007, №29, ст. 3480
[21] Федеральный закон от 05.07.2007 № 127-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"// Собрание законодательства Российской Федерации, 05.11.2007, №45, ст. 5419
[22] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[23] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[24] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[25] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[26] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[27] Международные валютно-кредитные отношения. / под. Ред. Колесников В.И. - М.: Питер, 2001. –С.183
[28] Международные валютно-кредитные отношения. / под. ред. Колесников В.И. - М.: Питер, 2001. –С.197
[29] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / под ред. Л.Н. Красавиной. . 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. –C.194
[30] Дадалко В.А. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. / М.:Армита. Маркетинг, Менеджмент, 2000. –С.394
[31] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / под ред. Л.Н. Красавиной. . 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. –C.259
[32] Деньги. Кредит. Банки. / под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ, 2003. –С.243-245
[33] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[34] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[35] Федеральный закон от 18.07.2005 № 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"// Российская газета от 20.07.2005
[36] Федеральный закон от 05.07.2007 № 127-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"// Собрание законодательства Российской Федерации, 05.11.2007, №45, ст. 5419
[37] Федеральный закон от 18.07.2005 № 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"// Российская газета от 20.07.2005
[38] Федеральный закон от 30.12.2006 № 267-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"// Российская газета от 31.12.2006
[39] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[40] Федеральный закон от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”//Собрание законодательства РФ", 17.03.1997, №11, ст. 1238
[41] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
[42] Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
[43] Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
НОУ СПО Техникум экономики и права «Эксма» Внешнеторговая деятельность по законодательству РФ Курсовая работа по финансовому праву студента-экстерна Глухова Леонида Владимирович
Внутренний государственный долг РФ, проблемы эффективного управления
Водный налог
Водный налог
Воздействие финансов на экономику и социальную сферу
Война и деньги
Всемирная история денег
Государственные расходы, их динамика в современной России
Государственный бюджет
Государственная бюджетная политика и направления по ее совершенствованию
Государственная поддержка малого предпринимательства
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.