База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Военная психология и ее значение в военной атмосфере — Психология

Оглавление

Введение

Глава 1. Военная психология и ее значение в военной атмосфере

1.1 Теоретические основы военной психологии

1.2 Состояние и перспективы военной психологии

Глава 2. Общая характеристика основных видов отрицательных психических состояний

2.1 Морально-психологические состояния военнослужащих

2.2 Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих

Глава 3. Предупреждение и преодоление отрицательных психических состояний в экстремальных условиях

3.1 Психологическое сопровождение военнослужащих

3.2 Управление психическими состояниями военнослужащих в бою

3.3 Приемы психологической саморегуляции, направленные на поддержание положительных психических состояний воинов

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность. Служебные задачи, выполняемые войсками и органами пограничной службы РФ как в регионах со сложной общественно-политической обстановкой, так и в обычных условиях, подвергают серьёзным испытаниям физические и психологические возможности человека. Пограничнику приходится сталкиваться со значительными трудностями и препятствиями как внешнего, так и внутреннего характера. Пограничная служба всюду проходит в сложнейших условиях - на пограничных заставах и комендатурах, на кораблях и в пунктах пропуска через Государственную границу - везде существуют свои неизбежные физические и психологические сложности. Это и значительное удаление от населённых пунктов, и жизнь в небольшом замкнутом коллективе, и несение службы, как правило, в ночное время, а отдых - днём, и постоянные большие физические нагрузки. Обстановка на границе и в пунктах пропуска непредсказуема, тишина и покой в любой момент могут смениться на конфликтную ситуацию или боестолкновение с нарушителями. Общение с пассажирами и обслуживающим персоналом транспортных средств загранследования в пунктах пропуска изобилуют стрессовыми ситуациями, в которых сотрудник органов пограничного контроля не имеет возможности как-то разрядиться. Усталость и психологическое напряжение накапливаются изо дня в день. Причём психологические нагрузки превалируют над физическими. В последнее время значительным отрицательно воздействующим на морально-психологическое состояние военнослужащих органов и войск пограничной службы фактором является и заниженная социальная самооценка, в связи с низким уровнем денежного содержания, недостаточным материальным обеспечением служебной деятельности и падением престижа пограничной службы.

В этих условиях нужны сильные мотивы, которые бы побуждали воина стойко преодолевать отрицательное воздействие факторов в ходе выполнения служебных задач. Отсюда резко возрастает роль психологического обеспечения служебной деятельности.

Психологическое обеспечение служебной деятельности является составной частью морально-психологического обеспечения и представляет собой комплекс непрерывно осуществляемых мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять служебные задачи в любых условиях обстановки.

Целью психологического обеспечения является выработка у личного состава способности переносить большие нервные нагрузки и сохранять боеспособность в обстановке сильных психотравмирующих факторов. Это достигается формированием психологической готовности военнослужащих к успешному выполнению служебных задач; прогнозированием и оценкой морально-психологической обстановки в воинских коллективах; формированием психологической устойчивости военнослужащих к воздействию психотравмирующих факторов службы; оказанием психологической помощи военнослужащим; оценкой и прогнозированием профессиональной пригодности и рациональной расстановкой личного состава по подразделениям и пограничным нарядам.

Основными направлениями работы должностных лиц по решению данных задач являются:

·           психологическая подготовка военнослужащих,

·           психологическое сопровождение служебной деятельности,

·           психологическая помощь и реабилитация военнослужащих.

Психологическая подготовка заключается в многократной тренировке служебных действий в напряжённых ситуациях, в обстановке опасности и неопределённости, в результате чего у военнослужащих исчезает состояние психологической напряжённости, угнетающе действующее на психику. Таким образом, возникающая в ходе выполнения служебных задач напряжённость из фактора, угнетающего психику, становится нейтральной или даже стимулирующей.

Цель исследования – рассмотреть отрицательные психические состояния пограничников в экстремальных условиях.

Задачи исследования:

1.   Рассмотреть теоретические основы военной психологии.

2.   Изучить состояние развития и перспективы военной психологии.

3.   Определить особенности морально-психологических состояний военнослужащих.

4.   Выявить положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих.

5.   Проанализировать пути и методы предупреждения и преодоления отрицательных психических состояний в экстремальных условиях.

Объект исследования – основополагающие характеристики военной психологии.

Предмет исследования – психические состояния пограничников.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Соснин В.А., Шеляга В.В., Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко И.Ф .и других.

Методы исследования: анализ литературы.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Военная психология и ее значение в военной атмосфере

 

1.1 Теоретические основы военной психологии

Военная психология — прикладная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую и боевую), а также психологические закономерности становления конкретных видов воинской деятельности[1].

Повседневные задачи, решаемые военными специалистами (руководителями, педагогами, войсковыми психологами и др.) требуют от них понимания закономерностей проявления и формирования психологии личности военнослужащего и воинских коллективов в условиях различных видов воинской деятельности. Эти закономерности и являются предметом военной психологии как отрасли психологической науки.

Понимая условия возникновения и механизмы проявления тех или иных психических процессов, состояний и свойств у военнослужащих, практик может управлять ими. То есть - учитывать эти закономерности в своей работе, целенаправленно формировать и развивать у воинов необходимые для службы и боя качества, а также корректировать их в случае необходимости.

Важнейшей характеристикой жизнедеятельности военнослужащих является то, что она протекает в форме военно-социального взаимодействия. Это означает, что практически любые действия, повседневная жизнь и служба, различные виды боевой деятельности военнослужащих осуществляются как процессы их взаимодействия. Социальное взаимодействие военнослужащих (их гpупп) побуждается индивидуальными, гpупповыми и общественными потpебностями жизнедеятельности. Эти потребности удовлетвоpяются в pамках основных форм взаимодействия - общения и совместной деятельности. Если брать человеческое общество в целом и частности, то именно благодаря общению и совместной деятельности производятся условия жизни и сами индивиды, обеспечивается их взаимопонимание и согласуются отдельные действия, формируются общности - большие и малые социальные группы. Особый тип взаимодействия - это противодействие, борьба, социальные конфликты, в том числе и военные.

К основным социально-психологическим проблемам, являющимся значимыми для военных психологов и других руководителей можно отнести следующие:

·           Роль морально-психологического фактора в повышении боевой готовности и эффективности боевой деятельности войск и отдельных военнослужащих.

·           Военный руководитель, стиль его деятельности и общения, условия эффективности влияния на подчиненных.

·           Социально-психологические массовидные явления в боевых условиях (паника, сплоченность воинских коллективов).

·           Способы эффективного влияния на моральный дух, психологическое состояние противника и население, методы психологической войны.

·           Социально-психологическая характеристика личности военнослужащего, обусловленная его социально-демографическими, национальными, возрастными, половыми, профессиональными, социально-классовыми и т.п. особенностями.

·           Социально-психологическая характеристика воинских коллективов (подразделений, экипажей, караулов и т.п.) как малых социальных групп.

·           Состояние взаимоотношений в подразделении как малой группе, их оптимизация. Конфликты в общении военнослужащих, способы их предупреждения и разрешения.

·           Социально-психологическая адаптация военнослужащих, как процесс их приспособления к специфике нового для них социального статуса военнослужащего, вхождения в конкретный воинский коллектив.

Социально-психологические факторы эффективности совместной воинской деятельности - условия совместимости и срабатываемости военнослужащих, требования к служебной коммуникации и др.[2]

В настоящее время все больше ученые и практики начинают обращаться к тем задачам, которые были поставлены перед военной психологией в 20-30 –е годы ХХ столетия Н.Н.Головиным, в частности: изучение проблем человеческого подсознания, разрешение вопроса поиска приемов связывания психологии действующих войск и психологии высших штабов, осуществление психологической экспертизы приказов и принимаемых решений.[3]

1. Оценка требования, предъявляемых обстановкой современного боя к психологическим качествам воина с учетом содержания и объема переносимых нагрузок;

2. Раскрытие закономерностей, управляющих поведением и действиями воинов и воинских коллективов в обстановке боевой учебы и, особенно, боевой деятельности;

3. Разработка рекомендаций по изучению индивидуальных особенностей воинов и воинских коллективов для использования их в повседневной работе офицеров;

4. Поиск и нахождение путей повышения эффективности процессов руководства воинами и воинскими коллективами, их обучения, сплочения;

5. Изыскание средств надежной оценки возможностей воинов и воинских коллективов и их целесообразной расстановки по профилям подготовки и по выполняемым задачам;

6. Разработка путей и средств осуществления психологической подготовки личного состава в подразделении, части, соединении к активным боевым действиям в условиях современной войны;

7. Определение средств предупреждения конфликтов, искоренения неуставных взаимоотношений и нарушений воинской дисциплины в подразделениях и частях;

8. Психологическое обеспечение мобилизации, активизации личного состава на успешное выполнение служебных и учебно-боевых задач;

9. Создание средств и процедур оценки морально-психологического состояния личного состава, предупреждения снижения и восстановления психологической устойчивости в сложных условиях, пресечения отрицательных психических реакций;

10. Вооружение командиров, офицеров воспитательных структур знаниями военной психологии и формирование психологического склада мышления, обеспечивающего достижение наиболее продуктивных взаимоотношений с подчиненными;

11. Обеспечение деятельности военных психологов, психологической службы ВС РФ.

 

1.2 Состояние и перспективы военной психологии

Состояние военной психологии - это отражение развития науки к моменту ее анализа и оценки. Оно оценивается по трем показателям: наличие социального заказа на развитие психологии в конкретной отрасли; заказ войсковой практики на психологическую науку; уровень развития психологической науки.

Таким образом, военно-психологическая наука в современных условиях, на основе достижения нового качественного уровня научно-психологической мысли, направляет свои усилия на обеспечение эффективной реализации задач, решаемых Вооруженными силами РФ в различных условиях, а также на оказание психологической помощи военнослужащим и членам их семей.

Пути внедрения достижений военной психологии опираются главным образом на активизацию человеческого фактора посредством проведения научных конференций, круглых столов в тесном сотрудничестве с войсками, научной общественностью, расширение рамок участников научных форумов с привлечением большего количества должностных лиц командного звена; формирование мотивации на овладение новейшими достижениями психологической науки у военнослужащих, прибывающих для переподготовки и повышения квалификации; дальнейшая разработка практических пособий для различных должностных лиц Вооруженных сил РФ.

Общие перспективы развития военной психологии заключаются в ее дальнейшей интеграции в психологической науке, упрочении научных позиций, консолидации усилий военных психологов для решения проблем, связанных с психологическим обеспечением деятельности Вооруженных сил РФ, в обосновании необходимости создания самостоятельной психологической службы в интересах анализа и использования новейших достижений психологии для нужд армейской практики[4].

Приоритетными направлениями исследований являются: анализ влияния этнопсихологических проблем на деятельность Вооруженных сил на современном этапе; психология управленческой деятельности военного руководителя в условиях боевой деятельности; психологическое обеспечение в боевой обстановке; психологическая и информационная безопасность военнослужащих в современной войне; психологическая реабилитация военнослужащих - участников вооруженных конфликтов[5].

Общая перспектива исследований имеет выраженную прикладную для деятельности Вооруженных сил направленность. К числу перспективных исследований по военной психологии относятся, прежде всего, разработка инструментария (методик) по психологическому анализу боевой задачи, ошибочных действий, оценки психогенных потерь, оценки психического здоровья личного состава и др. Опыт ведения боевых действий выдвигает на первый план вопросы техники общения с агрессивно настроенной группой, освоения техники беседы с паникером, с мародером, с дезертиром, воинами с отрицательной молодежью. Особе насущными является разработка техник оказания психологической помощи и восстановления боеспособности, в частности, техника устранения страха, паники, ригидности, техника самонастройки, саморегуляции, техника реабилитации военнослужащих в боевых и других экстремальных действиях.

Однако с большими трудностями идет процесс внедрения достижений военной психологии в практику. Главная проблема - отсутствие материального обеспечения психологической работы, вследствие чего основной упор в ее организации и проведении делается на личностный фактор. Многие должностные лица, понимая большое значение военной психологии для повышения эффективности боевой деятельности частей и соединений, активно содействуют работе военных психологов. Кроме того, трудно формируется у командиров, да и в воспитательных структурах понимание того, что психолог при решении задач психологического обеспечения работы обязан руководствоваться этическими нормами. Да и для самого психолога наличие дилеммы - выполнить задачу командира и «не навредить» человеку - порой является весьма трудной проблемой.


Глава 2. Общая характеристика основных видов отрицательных психических состояний

 

2.1 Морально-психологические состояния военнослужащих

В современной литературе имеется множество определений морально-психологического состояния.

Наиболее приемлемым (психологическим, доступным для технологизации) является определение, данное В.П.Кашириным: морально-психологическое состояние личного состава - это обусловленное влиянием социальных, материально-технических и природных факторов относительно устойчивое и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов на решение поставленных боевых задач, степень психологической готовности и способности выполнить эти задачи.

МПС выступает результатом активизации и актуализации воспринятых и усвоенных, внутренне принятых личным составом смысла войны, боевых действий, военно-профессиональных, политических, нравственных, правовых, эстетических, общекультурных ценностей, интересов, установок, позиций, взглядов. Все это в совокупности и составляет содержание, слагаемые, компоненты МПС[6].

В.П. Каширин отмечает, что как явление духовное, морально-психологическое состояние проявляется в конкретных реальных формах индивидуально- и социально-психологических явлений.

К числу таких явлений относятся:

а) умонастроения военнослужащих, состояние рациональной сферы их психики в данный момент или за определенный промежуток времени, возникающие как результат существующих в психологии воинского коллектива суждений, мнений, рациональных отношений, установок и т.д.;

б) индивидуальные и групповые эмоциональные состояния как совокупность сопереживаний, овладевших личным составом в связи с теми или иными событиями, фактами и т.д.;

в) состояние волевой мобилизованности, готовности, настроенности и решимости действовать в соответствии с политическими и нравственными ценностями нашего общества, интересами народа при выполнении воинского долга.

Морально-психологическое состояние (МПС) имеет определенную структуру, в которой можно выделить три неразрывно связанные, взаимодействующие группы элементов:

1. моральные, отражающие представления о войне, её характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности вооруженных сил по защите Отечества;

2. общественно-психологические, индивидуально-психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства, уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию);

3. элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей военной специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов и т.д.), взаимоотношений (с командирами, подчиненными, местным населением и др.).

Морально-психологическое состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны; духовно-нравственной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к победе; психологической устойчивостью; высоким профессионализмом и физической подготовленностью; эффективностью системы управления, верой в своих командиров (начальников); постоянной и целенаправленной работой по выработке и наращиванию морально-боевых качеств; своевременным и всесторонним материально-бытовым обеспечением войск, удовлетворением нужд и запросов военнослужащих; качественной организацией восстановления боеспособности войск, включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил.

Нельзя осуществить психологический анализ МПС не рассмотрев побудительные и исполнительные механизмы боевой деятельности воина, то есть психологического механизма регуляции боевого поведения.

Если исполнительные механизмы кроются в приобретенных знаниях, навыках, умениях, мастерстве личного состава, его дисциплинированности, то есть то есть в военно-профессиональном компоненте, то в основе побудительных механизмов лежит мотивацонно-потребностная сфера личности и ее базовая основа - система ценностей и уровень притязаний.

Говоря о мотивационно-потребностной сфере, прежде всего, следует иметь в виду:

·           какое значение имею происходящие события для их участников;

·           в каком отношении он находится к происходящим событиям (добровольно участвует или по принуждению);

·           какой смысл вкладывает военнослужащий в конкретную боевую ситуацию.

Второе место в побудительных механизмах регуляции боевой деятельности занимают мотивы. М.И. Дьяченко выделил следующие группы мотивов:

·           широкие социальные (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и др.)

·           коллективно-групповые (чувство боевого товарищества, групповые традиции, страх потерять уважение сослуживцев и т.д.);

·           индивидуально-личностные (желание отличиться, получить награду; чувство мести; стремление получить материальное вознаграждение и т.д. В.П. Каширин выделяет в структуре МПС два компонента – военно-профессиональный и морально-политический, предлагает систему показателей для каждого из них (они представлены в его методиках в виде общественно-политических, социально-нравственных и профессионально-деятельностных объективных требований, норм, правил, выраженных в Конституции России, военной присяге, воинских уставах, приказах, и критерии в виде оцениваемой по специальной шкале степень выраженности понимания, согласия, принятия этих требований[7].

При оценке МПС, необходимо соблюдать выработанную и проверенную на практике оценочную «траекторию», включающую следующие стадии:

1. Формулирование целей оценки МПС.

2. Определение предмета оценки.

3. Выбор показателей, характеризующих предмет.

4. Установление критериев оценки показателей.

5. Определение соответствующих методов оценки.

6. Формирование оценочного вывода.

Таким образом, морально-психологическое состояние является отражением текущего состояния целевого психологического ресурса военнослужащих, их готовности и способности эффективно решать стоящие перед ними задачи. Изучение МПС осуществляется с помощью традиционных методов сбора психологической информации .

 

2.2 Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих

Психические состояния воина в бою - это временные целостные состояния его психики в боевой обстановке, определяющие уровень влияния боевых стресс-факторов на его поведение, протекание психических процессов и на саму боевую деятельность.

К психическим состояниям относятся: подъем, боевой порыв, воодушевление, бодрость, уверенность, готовность, решительность, неуверенность, страх, ужас, утомленность, тоска, печаль и другие. Они характеризуются силой, продолжительностью и динамичностью.

По доминирующему влиянию на боевую деятельность психические состояния воинов можно разбить на две группы.

Положительные: уверенность, бодрость, подъем, приподнятость, боевой порыв, готовность к активным действиям и т.д.

Отрицательные: неуверенность, страх, ужас, утомленность, подавленность, сомнение, боязнь, отчаяние, безразличие, напряженность, усталость и т.д.

Психические состояния, как положительные, так и отрицательные, влияют на ход и достижение результатов боевой деятельности, использование знаний, навыков, умений, процесс адаптации к стресс-факторам боя.

Визуально психическое состояние бойца проявляется в позе, психомоторике, выражении лица, мимических реакциях, жестах, интонациях и тембре голоса. Например, состояние смелости обычно сопровождается выпрямлением фигуры, ускорением речи, блеском глаз. Военнослужащий, охваченный неуверенностью, сутулится, темп его речи замедлен, ее тон понижен. В условиях опасности выразительные движения становятся еще более разнообразными в силу того, что некоторые из них возникают и проявляются непроизвольно, спонтанно. «Внешний рисунок» поведения одного воина положительно или отрицательно влияет на психику и действия других в зависимости от того, какую информацию он несет, как воспринимается (пассивно, активно, сознательно или некритически)[8].

Психическое состояние военнослужащего в данное время и конкретных боевых обстоятельствах обусловлено его прошлым опытом (участием в боевых действиях, боевыми успехами или неудачами), сформированными до этого волевыми, моральными и другими качествами.

Обобщая опыт выполнения боевых задач в локальных военных конфликтах, отмечают, что у одних воинов возникало чувство страха, у других, наоборот, - мобилизация духовных и физических сил. Сказывается зависимость форм поведения от характера, темперамента и других свойств личности. Военнослужащие, обладающие различным опытом, ведут себя неодинаково. Новички проявляют чрезмерную осторожность, точно выполняют меры безопасности. Более опытные ведут себя раскованно, свободно. В их деятельности не видно признаков напряженности. «Привыкание» людей к воздействию стресс-факторов боя ведет к притуплению чувства опасности и, как следствие, пренебрежению мерами безопасности. Формирование у военнослужащих правильных представлений об обстановке - один из важнейших элементов управления их психическими состояниями. Самым сильным средством, стимулирующим боевую активность, является личный пример командира[9].

Взаимоотношения, морально-психологическая атмосфера в воинском коллективе всегда оказывают влияние на психические состояния бойцов. Состояния вызываются значимыми для личности воина или же слабыми, но длительно действующими воздействиями. Особенности состояний бойца зависят прежде всего от психических свойств его личности, мотивации, боевого мастерства, типа нервной системы, а также процессов и результатов деятельности.

Исследования показывают, что психические состояния воина-специалиста в период применения боевой техники зависят от таких факторов, как ее общая конструкция, удобство и надежность в эксплуатации, условия обитаемости, соответствие психофизиологическим особенностям человека. К этому присоединяется влияние опыта боевой работы.

Особым отрицательным психическим состоянием является психическая напряженность. Она вызывается не только ситуацией опасности, риска, но и необходимостью обстановки, возрастанием ответственности, необходимостью выполнения задачи, связанной с большими трудностями.

Степень напряженности в условиях боя, ее длительность и влияние на деятельность зависят не только от характера боевой задачи, обстановки, вида оружия, но и от индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы, эмоциональной устойчивости. Поэтому в одной и той же ситуации степень напряженности у разных людей бывает разная. Напряженность как состояние затрагивает всю психику и влияет как на характер и уровень психической активности в целом, так и на отдельные психические функции.

С этой точки зрения можно выделить несколько форм напряженности:

·           перцептивную, возникающую в случае больших затруднений и ошибок в восприятии необходимой информации!

·           интеллектуальную, когда человек не может найти способ решения задачи или выход из критической ситуации;

·           эмоциональную, когда возникают эмоции, дезорганизующие деятельность;

·           волевую, когда человек не может проявить сознательное усилие и овладеть собой;

·           мотивационную, связанную с борьбой мотивов (например, продолжать активно выполнять долг или же уклониться от опасности и риска).

Ведение боя требует напряжения умственных, физических и нравственных сил воина. В отличие от напряжения сил, которое может, если не является запредельным, повысить возможности человека во время действий в сложной ситуации, напряженность отрицательно сказывается на функционировании психических процессов и деятельности в целом. Ее отрицательное влияние выражается в ухудшении внимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений. Она затрудняет контролирующие и регулирующие функции сознания, мешает своевременно учитывать и предвосхищать изменения в обстановке, четко и оперативно применять и видоизменять приемы и способы действий, сохранять устремленность к цели. Оптимальным состоянием бойца является состояние напряжения всех сил, целесообразная мобилизованность всех потенциальных возможностей и способностей[10].

Есть основания наряду с индивидуальной выделять групповую напряженность, которая нарушает общую деятельность, понижает уровень коллективного взаимодействия. Современная боевая техника и оружие требуют совместных и согласованных действий воинов. Боевой результат обусловлен деятельностью многих людей. Если возникает групповая напряженность (трения, конфликты и т.п.), нарушается взаимопонимание, исчезает слаженность и согласованность в их боевой работе.

Устойчивость к психической напряженности, сохранение эффективности боевой деятельности определяются прежде всего высоким уровнем направленности личности, мотивами поведения воинов, их мастерством, готовностью к активным и самоотверженным боевым действиям. Именно поэтому психологическая подготовка к выполнению задач, умелое руководство личным составом могут предупредить появление крайних форм напряженности, помочь воинам преодолеть возникшую напряженность. Психическая напряженность в боевой обстановке предупреждается, как показали Великая Отечественная война и участие в различных военных конфликтах, активизацией и формированием высоких мотивов поведения воинов: любви к Родине, ненависти к ее врагам, чувства долга, верности боевым традициям. Эти мотивы придают действиям воина в сложной обстановке смысл вклада в общий успех, в победу правого дела, что приносит ему большое моральное удовлетворение, тем самым повышая устойчивость его психики и поведения. Важную роль играет управленческое мастерство, личная забота командиров о физическом и психическом здоровье подчиненных.Таким образом, знания о сути психических состояний помогут военнослужащим минимизировать влияние отрицательных состояний на психику, что обусловит успешное решение боевых задач, стоящих перед воином.

Знания о психических состояниях подчиненных помогут и командирам эффективнее управлять деятельностью воинов в условиях боя.

История ведения боевых действий свидетельствует о том, что исход любого боя во многом зависит от психологических возможностей сражающихся. Анализируя сущность, содержание и динамику протекания некоторых психических состояний военнослужащих, участвующих в боевых действиях, можно пронаблюдать тенденции в их поведении.

Современный общевойсковой бой с применением боевой техники и оружия предъявляет к психике военнослужащих и их здоровью очень высокие требования. Боевая обстановка требует от каждого военнослужащего проявления особых усилий, и в первую очередь психологических.

Последствиями различных видов боевых действий являются разные психические состояния воинов. При этом их внутренняя активность, напряженность находит выход, совпадает с внешней активностью самих боевых действий.

Сложность выполнения самых различных задач в боевой обстановке требует от военнослужащих повышенной затраты физических сил. В результате чего резко повышается их утомляемость, что в конечном счете приводит к снижению уровня боевой активности и боеспособности подразделений и частей. Порой заметно возрастает число отрицательных психических состояний, таких, как беспокойство, боязнь, неуверенность, страх.

Боевая обстановка требует от воина быть осторожным в своих действиях, что очень часто вызывает закрепощенность процесса его мышления, притупленность восприятия реальной опасности. Так, определенная часть воинов, испытывающая отрицательные психические состояния в боевой обстановке, старается быть поближе к своим товарищам, коллективу. В бою такие военнослужащие не проявляют инициативы, хотя и исполнительны, трудолюбивы. Но производительность (результативность) их не высока, так как их мысли постоянно сосредоточены на том, как избежать гибели.

В ходе выполнения необходимых работ по подготовке к оборонительному бою далеко не все военнослужащие ведут себя одинаково. Одни - собраны, отличаются точностью действий. Другие - суетливы, эмоциональны, быстро устают и т.д. Определенный процент военнослужащих испытывает состояние обреченности из-за долгого времени нахождения в условиях постоянной опасности, ожидания возможного применения противником неизвестного оружия, например, мин, различных «военных сюрпризов», использования электронно-компьютерных технологий. Это накладывает дополнительный психологический отпечаток на психическое состояние[11].

К числу военнослужащих, испытывающих отрицательные психические состояния, в большей степени относятся воины, входящие в группы риска, - часто обращающиеся с жалобами невротического характера, эмоционально возбудимые, склонные к употреблению алкогольных и наркотических веществ.

Отрицательными психическими состояниями могут быть уныние, беспокойство, страх, ощущение упадка. При этом военнослужащий очень быстро устает физически, у него наступает нервно-физиологическое истощение, наблюдается повышенная нервозность, ослабевают психические процессы, особенно внимание и память[12].

Большую склонность к отрицательным психическим состояниям имеют военнослужащие с повышенной внушаемостью. Они более подвержены влиянию отрицательных реакций в опасной ситуации. Причем внушаемость находится в прямой зависимости от психического состояния и наоборот.

Кроме того, особую опасность в боевой обстановке могут вызвать так называемые психогенные отравляющие вещества, которые способны вывести военнослужащего из строя на длительное время. Этот тип отравляющих веществ поражает центральную нервную систему и вызывает психические расстройства, напоминающие разного рода галлюцинации. Внешне военнослужащие, подвергшиеся их воздействию, проявляют активность в поведении, находятся в состоянии подъема, а на самом деле практически теряют ориентацию во времени и в обстановке[13].

В ходе анализа документов и процесса боевой подготовки было выявлено, что на занятиях по специальной подготовке военнослужащие, например, мотострелковых подразделений испытывают различные уровни психических состояний по их видам, содержанию и направленности. При этом преобладающими состояниями выступают состояния подъема, упадка, агрессивности, готовности, неуверенности, пассивности, боязни, ригидности, фрустрации, страха.

В ходе проведенных экспериментов было выявлено, что в результате испытываемого отрицательного психического состояния типа «состояния упадка» результативность работы воина снижалась в среднем до 20%, а иногда и более. И наоборот, у того, кто находился в состоянии активности или подъема, работоспособность повышалась до 32%.

Если, к примеру, в условиях повседневной деятельности подобные состояния испытывают в среднем 7-9% личного состава мотострелковых подразделений, то только из-за отрицательного психического состояния самого руководителя занятия динамика отрицательных психических состояний у подчиненных возрастает до 36%. Такие военнослужащие оказывают и на своих сослуживцев негативное воздействие (см. таблицу 1).

Таблица 1

Негативные состояния военнослужащих

№ п.п.

Перечень психических состояний, наблюдаемых у воинов в ходе боевой учебы

Процент выраженных психических состояний, проявляющихся у воинов:

до выполнения поставленных задач

после выполнения поставленных задач

1. Раздражительность 7,1 5,3
2. Безразличие 4,1 8,5
3. Тревога 3,2 1,3
4. Боязнь 1,6 0,7
1 Усталость 1,4 7,5
6. Страх 6,9 -
7. Рассеянность 8,4 5,2
8. Разбитость 6,6 9,4
9. Сонливость 4,2 8,1
10. Тяжесть в голове 3,0 6,1
11. Неуверенность в собственных силах 12,6 2,3
12. Напряженность 41,5 12,8
13. Собранность 34,6 23,7
14. подъем 41,3 18,9
15. Боевая активность 57,8 31,3
16. Ригидность 9,0 9,0

Таким образом, психические состояния военнослужащих в условиях боевой обстановки или обстановки, приближенной к боевой, в определенной степени прогнозируемы на основе знания сущности психических состояний военнослужащих, их индивидуально-психологических особенностей, типологии характеров, реакций, связанных со структурно-содержательным анализом личностей и коллективов подразделений.


Глава 3. Предупреждение и преодоление отрицательных психических состояний в экстремальных условиях

 

3.1 Психологическое сопровождение военнослужащих

Психологическое сопровождение - это комплекс непрерывных мероприятий по поддержанию высокой служебной активности военнослужащих, их устойчивости к стрессам и психологическому воздействию, предотвращению отрицательных психологических состояний.

Целью психологического сопровождения является сохранение достигнутого в процессе психологической подготовки уровня боеспособности личного состава. В этих целях проводится непрерывный анализ динамики морально-психологической обстановки в ходе выполнения служебных задач, вырабатываются рекомендации органам управления для принятия целесообразных решений; поддерживаются и развиваются боевой настрой и установка на безусловное выполнение служебных задач; контролируется степень, усталости личного состава; создаются по возможности комфортные условия в местах несения службы и отдыха личного состава[14].

Психологическая помощь заключается в проведении мероприятий, направленных на преодоление психотравмирующих последствий воздействия боевой обстановки на психику военнослужащих и восстановление их боеспособности.

Целями психологической помощи являются восстановление психического здоровья людей, из служебной активности, преодоление дезорганизационных проявлений в воинских коллективах.

Задачи психологической помощи:

·           снятие у военнослужащих психологической напряжённости и усталости,

·           быстрое возвращение в строй военнослужащих, не нуждающихся в госпитализации,

·           эвакуация лиц, получивших боевые психофизиологические травмы, для оказания им медицинской помощи и проведения реабилитации,

·           восстановление боеспособности деморализованных воинских подразделений. 

Способы оказания психологической помощи:

·           индивидуальные беседы и консультирование,

·           групповые формы психологической работы-беседы, выступления, активный отдых, культурно-досуговые мероприятия и т.д. 

Психологическая помощь военнослужащим организуется и проводится командирами и их заместителями. Особая роль в проведении этой работы отводится военным психологам, реализующим непосредственно психологическое воздействие на военнослужащих, нуждающихся в помощи[15].

К сожалению, психологов в войсках и органах в настоящее время практически нет.

Психологическая реабилитация осуществляется с целью восстановления личностного и социального статуса военнослужащих для сохранения их психологического здоровья и активизации уровня их жизнедеятельности при выполнении служебных задач. Она включает в себя:

·           восстановление утраченных (нарушенных) функций социального и личностного статуса военнослужащих,

·           психологическая и психофизиологическая экспертиза военнослужащих,

·           рациональное распределение военнослужащих по подразделениям, пограничным нарядам и видам деятельности в соответствии с их психологическим состоянием[16].

Для целенаправленной психологической помощи, как показывает войсковой опыт, необходимо создавать пункты психологической реабилитации в региональных управлениях, а у каждого начальника отдельно расположенного подразделения должен быть заместитель-психолог.

Психологическое обеспечение организуется во всех видах служебной деятельности. При этом наибольший эффект достигается тогда, когда оно организуется и проводится непрерывно, комплексно и целенаправленно, когда в его интересах используются все виды и формы, методы и средства воспитания и обучения, когда на решение задач психологического обеспечения направляется весь уклад повседневной жизни , система боевой, специальной и общественно-государственной подготовки личного состава органов и войск пограничной службы[17].

3.2 Управление психическими состояниями военнослужащих в бою

Управление психическими состояниями военнослужащих в бою является сложной задачей, включающий в себя целый комплекс таких вопросов, как предупреждение возникновения и пресечение в бою отрицательных психических состояний, ликвидация их последствий в подразделениях и т.д.

Постоянное усложнение ведения современного боя, возрастающие требования к качеству выполняемых задач приводят к повышению значимости управления психическими состояниями военнослужащих в боевой обстановке.

Управление является особым видом боевой деятельности, предназначенной для организации и координации психологических усилий всех командиров подразделений и воинов по достижению конечного или ожидаемого результата при выполнении боевой задачи. Организация современного боя представляет собой сложнейшую систему, которая, в свою очередь, образует подсистемы различного уровня и сложности. Управление психическими состояниями в процессе целенаправленного воздействия имеет конкретные цели и предполагает конечный результат.

Управление психическими состояниями военнослужащих осуществляется командирами разных уровней с учетом информации о поведении их подчиненных в бою, их отношения к боевой задаче, анализа реакции личного состава на разговоры о боевой обстановке, на основе переработки и осмысления этой информации и принятии конкретных решений.

Управление психическими состояниями военнослужащих - процесс глубинного порядка, очень сложный по своей динамике. Это - регулирование взаимодействия разноуровневых элементов системы управления, к которым относятся: организационный; военно-технический; идейно-политический; психологический[18].

Организационный - включает в себя психологические проблемы формированных контактов между командирами всех степеней.

Военно-технический - включает в себя социально-психологические проблемы боевого обеспечения подразделений и частей.

Идейно-политический - включает в себя наличный уровень сформированности у военнослужащих политических убеждений.

Психологический - основной элемент системы управления. Подразделение - объект управления психическими состояниями, имеющий свою специфику, суть которой заключается в строгой детерминированности и взаимосвязи. Поэтому все элементы системы управления психическими состояниями необходимо рассматривать в единстве, так как они представляют собой сложный социально-психологический механизм.

Поэтому командиру надо знать индивидуально-психологические особенности своих подчиненных и их уровень морально-психологических и боевых качеств, индивидуально-психологические особенности, их мотивы, потребности, цели, установки в сложных условиях боевой обстановки.

Использование боевой техники и оружия в бою, отношение личного состава к конкретной боевой задаче, характер взаимоотношений между военнослужащими разных степеней и ряд других аспектов находятся в прямой зависимости от содержания тех или иных преобладающих в конкретный отрезок времени психических состояний.

Отсюда следует, что управление психическими состояниями военнослужащих признано обеспечить функционирование и развитие внутри коллективных отношений для того, чтобы все психологические процессы и явления, происходящие в воинском коллективе, а также уровень необходимых личностно-профессиональных качеств воинов способствовали выполнению боевой задачи.

Недостаток четкой организации, уставных, здоровых взаимоотношений в подразделениях оказывает отрицательное воздействие на содержание и характер психических состояний военнослужащих.

Исходя из этого, активность воина зависит не столько от его потенциальных личностных возможностей и его боевого или социального опыта, сколько от уровня управления членами подразделения, его потенциальных возможностей, боевого настроя людей, их психических состояний перед предстоящей атакой или оборонительным боем.

Анализ опыта ведения боевых действий во время Великой Отечественной войны, в Республике Афганистан и Чеченской Республике свидетельствует о том, что успех в большинстве случаев зависел не столько от исполнителей - солдат или сержантов, сколько от руководящего звена, задействованного в общей системе управления боевыми действиями, их умения предвидеть, продумать, организовать боевые действия, обеспечить всем необходимым своих подчиненных, спрогнозировать поведенческие реакции в реальной боевой ситуации[19].

При рассмотрении вопросов, связанных с управлением психическими состояниями военнослужащих в современном бою, можно рассмотреть проблемы: организационно-технического порядка; психологические; психологические проблемы внутриколлективных отношений.

Проблемы организационно-технического порядка заключаются прежде всего в способности военнослужащего освоить современную боевую технику и оружие, а также в умении профессионального психологического отбора по предназначению и целесообразности использования воинов в конкретных боевых действиях. Здесь очень важны их психологическая совместимость в период подготовки и выполнения боевой задачи и психологические проблемы надежности подразделений и части в целом в бою[20].

Психологические проблемы управления психическими состояниями военнослужащих в современном бою связаны прежде всего с комплектованием и доукомплектованием подразделений и частей личным составом в бою. Потому что в условиях военного времени, в период проведения отмобилизования различных возрастов мужского населения комплектующими военными комиссариатами будет присутствовать достаточно высокий процент (30% и более) лиц, прибывающих в подразделения и часть в целом не по назначению. Поэтому в такой ситуации командирам необходимо знать политические взгляды и уровень коллективистских качеств, прибывающих для пополнения военнослужащих в условиях боевой обстановки[21].

В управленческой деятельности командиров и офицеров воспитательных структур психические состояния подчиненных должны стоять в центре внимания, так как именно от содержания и направленности последних в конечном счете зависит успех любого вида деятельности в боевой обстановке.

Психологические проблемы внутриколлективных отношений заключаются в психологической совместимости и самоутверждении военнослужащих, а также коллективной активности воинов в бою. Здесь же остро может стоять проблема возникновения, распространения и борьбы с упадническими настроениями и слухами в боевой обстановке.

Сработанность экипажей, расчетов, отделений наиболее четко выявляется при выполнении боевых задач в обстановке многочисленных раздражителей и дефицита времени. Боевая обстановка «обнаруживает» очень быстро недостаточность правильного понимания задачи каждым воином, проявления уровней осознанности и активности каждым членом экипажа (расчета).

Психологическая несовместимость, как правило, проявляется при выполнении сложных учебно-боевых задач. В такой обстановке конфликты, например, протекают наиболее остро, порой носят скрытый характер.

Воинский коллектив представляет собой сложный психологический механизм, в котором проявляются самые различные социально-психологические явления. Поэтому самоутверждение воина в бою - это своего рода очередной этап его гражданского становления, попытка получить признание в глазах окружающих его военнослужащих, личностных боевых возможностей в конкретной ситуации.

Успешность или неуспешность самоутверждения личности в подразделении напрямую зависит от содержания тех психических состояний, которые испытывает военнослужащий в данный момент.

Важнейшим условием повышения боеспособности воинов и подразделений в бою является работа командиров и офицеров воспитательных структур по пресечению отрицательных психических состояний среди подчиненных.

Задачи ликвидации последствий отрицательных психических состояний нельзя ограничивать только пассивными мероприятиями по устранению уже причиненного психологического ущерба, надо вести и активную борьбу с этим явлением: прогнозирование их возникновения, предупреждение, профилактику и ликвидацию.

Рассмотренные проблемы психических состояний личного состава в условиях современного боя дают основания для возможного анализа, прогнозирования с целью успешного управления военнослужащими в сложных условиях боевой обстановки.

 

3.3 Приемы психологической саморегуляции, направленные на поддержание положительных психических состояний воинов

Существует много приемов, помогающих военнослужащим адекватно реагировать на боевую обстановку и успешно выполнять стоящие перед ними задачи. К ним относят различные приемы психической саморегуляции, такие как идеомоторная тренировка, а также созданные на ее основе ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, индивидуальный психофизический тренинг, гетеротренинг, а также аутогенная тренировка, настрои. В эту же группу следует отнести и такие хорошо известные формы эмоционального заражения и энергетической мобилизации военнослужащих, как митинги-клятвы, ритуалы прощания с погибшими боевыми товарищами, встречи с очевидцами зверств противника на оккупированной территории и др.

Психическая саморегуляция - это регуляция различных состояний, осуществляемая самим человеком с помощью своей психической активности.

Психической саморегуляцией (ПСР) называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Иначе говоря - это самовоздействие для целенаправленной регуляции психической деятельности, процессов, реакций и состояний.

Главной особенностью этих определений является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направленность на использование внутренних средств регуляции.

На сегодняшний день наиболее известными, доступными и весьма эффективными средствами регуляции психической деятельности являются аутогенные способы саморегуляции, направленные на улучшение психического состояния военнослужащих в бою[22].

К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции:

·           дыхательные (успокаивающее и мобилизующее дыхание);

·           управление тонусом скелетной мускулатуры (расслабление мышц по контрасту, релаксация);

·           воздействие на биологически активные точки;

·           самоубеждение;

·           самовнушение;

·           самоприказ;

·           самоподкрепление;

Так и сложные психорегуляционные комплексы:

·           индивидуальный психофизический тренинг;

·           ситуативно-образный психологический тренинг и др.

Выбор того или иного метода зависит от этапа психологической подготовки военнослужащих, от степени подготовленности и овладения данными методами, а также от самих боевых действий. Простейшие приемы отличаются простотой в овладении и выполнении, не требуют много времени на выполнение процедур (1-3 мин.), эффективны (результат обнаруживается уже в процессе выполнения приемов), не влекут негативным побочных явлений (например, сонливости) и др.

Дыхательные приемы. Известно, что нервные импульсы из дыхательных центров мозга распространяются на его кору и изменяют ее тонус. При этом тип дыхания с коротким и энергичным вдохом и медленным выдохом вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, обуславливает снятие эмоционального напряжения. Медленный вдох и резкий выдох тонизирует нервную систему» повышают активность ее функционирования. Таким образом, для того, чтобы в стрессогенной ситуации обрести спокойствие, снять чрезмерную или неактуальную психическую напряженность, необходимо выполнить 8-10 коротких вдохов (используя движения нижней части живота) и медленных продолжительных выдохов. И, напротив, для того, чтобы максимально мобилизоваться, побороть сомнения в своих силах, преодолеть «мандраж», необходимо выполнить 8-10 дыхательных процедур с медленным, продолжительным вдохом и резким, энергичным выдохом. Известны приемы «Успокаивающее дыхание», «Мобилизующее дыхание» и др.

Приемы управления тонусом скелетной мускулатуры. Они основываются на том факте, что произвольное расслабление скелетной мускулатуры действует на человека расслабляюще, успокаивающе, а напряжение, напротив, активизирующе, мобилизующе. Известны приемы «Расслабление по контрасту), «Релаксация» и др. Разрядке негативных эмоциональных состояний и поддержанию бодрого настроения поможет упражнение «Расслабление по контрасту». Здесь релаксация достигается через напряжение. Нужно напрячь, к примеру, кисти рук, а затем максимально их расслабить и т.п. Вместе с расслаблением должно прийти и ощущение освобождения от напряжения, которое нужно всячески усиливать.

Прием «Выдыхание боли». Находясь в любом положении, расслабиться, установить ровное дыхание. Затем, делая вдох, представить, что в груди формируется облако целительных жизненных сил, к примеру, серо-голубого цвета. Далее представить болевой участок, «увидеть» больной орган, имеющий коричнево-черный цвет. После чего, делая медленный выдох, направить целительное облако на больной орган, наблюдая, как оно обволакивает болевой участок, вырывает куски боли и выбрасывает из тела. Упражнение повторять до тех пор, пока оно не «вычистит» болящий орган и последний не приобретет естественный цвет.

Прием «Образ боли» предполагает работу с субмодальностями - качествами образа боли - последовательное изменение таких качеств образа боли, как температура, цвет, материал от неприятных до приятных. На последнем этапе целесообразно представить боль. Например, в виде воздушного шара, улетающего от болезненного места.

Прием «Перегрузка» предполагает во время переживания боли детально описывать все находящиеся в поле зрения предметы, последовательно перемещаясь из угла в угол.

Прием «Контекст» предполагает представление такого контекста переживания боли, в которой человек перестает о ней думать, например, при переживании болевого ощущения следует представить ситуацию чрезвычайной опасности (появление перед военнослужащим противника). Важно рефлекторно закрепить («заякорить») болевое ощущение с ситуацией опасности.

Самовнушение. Широкое распространение среди приемов самовнушения получила методика французского аптекаря Куэ, названная им «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Метод Куэ - метод самовнушения, основанный на многократном повторении формулы, содержащей утверждение о хорошем здоровье того или иного органа, хорошем самочувствии, настроении, уверенности в себе и т.д. Он позволяет подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Согласно Куэ, формула самовнушения должна быть простой и не носить подавляющего характера. Например: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». Произвольное самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых усилий.

Индивидуальный психофизический тренинг (метод подготовки специалистов ВДВ А. Ю. Федотова).

ИПФТ - это комплекс методик подготовки воинов к деятельности в трудных ситуациях посредством целенаправленного развития заданной структуры психологических качеств, основанной на взаимосвязи биодинамической и чувственной ткани, путем усвоения двигательных инвариантов и формированием соответствующих им чувственных образов профессионального действия, закрепляемого на рефлексивном слое сознания в виде профессионально ориентированных интегральных образов и понятий.

Целенаправленное формирование чувственных образов профессиональных действий, значимых сенсорных признаков средств и предметов профессиональной деятельности дает исходный материал, комплексироване которого в трехмерной системе координат трудной ситуации позволяет получить целостный образ ситуации, облегчающий прогнозирование ее развития и разрешение за счет непрерывного и адекватного оценивания эффективности действий при их корректировке в соответствии с каждым из возможных вариантов развития событий.

Программа ИПФТ разрабатывается в зависимости от специфики боевой деятельности, в соответствии с особенностями задач, условий, средств и способов их боевого применения. Использование ее в общем контексте профессиональной подготовки позволяет повысить эффективность их деятельности в трудных ситуациях.

Ситуативно-образный психологический тренинг (по методике С. Дудина).

СОПТ - метод психологической подготовки военнослужащих к бою, основывающийся на мысленном воспроизведении боевой ситуации, вариантов ее развития, совершаемых действий и эмоционального фона деятельности. При этом военнослужащий как бы воспринимает реальную боевую ситуацию «глазами» ее участника (субъекта боевой ситуации)[23].

Тренинг делится на три этапа. В ходе первого этапа военнослужащие подробно описывают боевую ситуацию.

После этого, на втором этапе, они мысленно повторяют фразы, характеризующие боевую ситуацию, и стараются как можно ярче представить себе те образы, о которых идет речь. Важно, чтобы военнослужащие старались воспроизвести не только визуальные образы ситуаций, но и слуховые, тактильные, вкусовые, дающие полную картину условий выполнения боевой задачи. Далее воины формируют образ своего поведения. Это способствует развитию чувства уверенности в себе, своих силах, требуемых для боя качеств характера. В этих целях военнослужащие могут идентифицировать себя с конкретными или вымышленными личностями, которые являются для них эталоном смелости, мужества и уверенности в себе. Заканчивается этот этап - целенаправленным, жестким самовнушением уверенности, самообладания в самых сложных ситуациях боевой деятельности.

На третьем этапе СОПТ боевая ситуация подвергается рациональному разбору. Он заключается в анализе ошибок, допущенных ее участниками, возможных вариантов развития событий, ощущений и переживаний, возникших в ходе боя. Разбор производится в виде дискуссии либо беседы с личным составом.

Целесообразно, чтобы на этапе подготовки к выполнению боевой задачи проводилось 6-8 СОПТ. Такое число способствует развитию первичных навыков самогипноза, что сокращает время на проведение тренировок и повышает их эффективность.

Эффективность СОПТ намного повышается, если она проводится в аутогипнотическом состоянии или состоянии аутогенного погружения.

Итак, рассмотренные приемы саморегуляции, направленные на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих воину осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния и преодолению боевых стресс-факторов, поддерживают положительные психические состояния военнослужащих в бою, повышают эффективность боевой деятельности и помогают сохранить психическое здоровье.

По своему содержанию и направленности приемы саморегуляции являются формами активного самовоздействия.

Перед началом занятия целесообразно провести краткий опрос военнослужащих о знании ими Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ. Затем обосновать актуальность темы, подчеркнув особую значимость влияния саморегуляции на психические состояния воинов в бою.

Необходимо разъяснить военнослужащим суть понятий «психические состояния», «психическая саморегуляция».

Целесообразно подчеркнуть, что применение различных приемов саморегуляции способствует формированию положительных психических состояний военнослужащих, что повышает эффективность боевой деятельности.


Заключение

Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.

С другой стороны, психологический анализ войны, боя позволяет правильно обосновать пути совершенствования боевой, общественно-государственной, психологической подготовки, несения боевого дежурства, вахтенной и караульная службы и т.д. так как необходимым участником, субъектом любых событий здесь является человек. Военная наука обречена на сотрудничество с военной психологией. Таким образом, заказ на военную психологию продиктован:

1. необходимостью совершенствования военно-профессионального развития военнослужащих и обоснования эффективных путей военной реформы. Военная психология опирается на образ человека-деятеля, субъекта воинской деятельности в мирное и военное время;

2. потребностью человека в армии постоянно разрешать личные проблемы, осуществлять себя, искать и находить смысл своего бытия, строить свою семью, воспитывать детей. В решении этих проблем военная психология опирается на образ «человека-нуждающегося».

Стратегический путь развития сегодня военной психологии в обеспечении конструктивного разрешения объективного противоречия между «человеком-деятелем» и «человеком-нуждающимся", «человеком-ценностью» и «человеком-средством» в интересах Человеческой Личности - защитника своей Родины.

Для того, чтобы соответствовать уровню поставленных задач военная психология сама «должна измениться", пересмотреть свою методологию, мировоззренческие позиции, теоретическую концепцию, используемые методы и технологии.

Исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что когда военнослужащий получает задание, нередко он испытывает беспокойство, испуг, тревогу, боязнь и страх. Все это представляет угрозы биологическому или социальному существованию человека, мешает продуманным боевым действиям во время боя.

Длительное пребывание человека в обстановке действия боевых стресс-факторов может привести к психогенным психическим расстройствам различной глубины. Наиболее частыми из них в боевых условиях являются неврозы (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний) и острые реактивные психозы (ступор, сумеречные состояния сознания, реакции убегания). В случае возникновения подобных психических расстройств воин на определенное время полностью или частично утрачивает способность к активным произвольным действиям. Это происходит потому, что названные расстройства часто сопровождаются двигательными нарушениями, потерей слуха, зрения, истерическим воспроизведением признаков лучевой болезни, поражения ОВ, ступорозными реакциями, потерей ориентировки в пространстве, времени, боевой ситуации, собственной личности.

Устойчивость к действию психотравмирующих факторов боя, сохранение боевой активности, как показывает изучение, во многом определяются прежде всего высоким уровнем направленности личности, мотивами боевого поведения воинов, готовностью к активным и самоотверженным действиям, их боевым опытом. Например, установлено, что уже в 4-5 бою сила влияния на поведение воинов таких боевых факторов, как опасность, внезапность, неожиданность, новизна боевых событий и др. снижается в 1,5-2,5 раза.

Таким образом, анализ воздействия факторов современного боя на психику и поведение людей позволяет сделать следующие выводы. Опасная обстановка неизбежно вызывает у воинов психическое напряжение ( стрессовое состояние). Это состояние оказывает существенное влияние на протекание психических процессов (восприятие, внимание, память, мышления, волю, эмоции) и эффективность боевой деятельности. Стресс может влиять на психику как мобилизующе (боевое возбуждение), так и угнетающе (дистресс). Характер этого влияния зависит от мотивации, индивидуально психологической устойчивости, боевого опыта воинов. Следовательно, имеются реальные основания для изменения восприимчивости воинов к действию боевых стресс-факторов в процессе психологической подготовки и обеспечения их высокой активности в бою.

Анализ деятельности войсковых психологов показывает, что психическая саморегуляция может стать важным средством формирования психологической способности военнослужащих к боевым действиям, так как она отличается сравнительной простотой приемов и высокой эффективностью воздействия. Она также позволяет реализовать идею активного участия военнослужащего в процессе психологической подготовки.

Помимо этого освоение методов саморегуляции дает военнослужащему неоспоримое преимущество перед неподготовленным противником и в значительной степени снижает вероятность психических расстройств. Она повышает психическую способность, а следовательно, и моральную готовность военнослужащих к боевым действиям, и может служить как самостоятельным средством работы, так и средством, позволяющим значительно усилить терапевтический эффект других методик.


Список использованной литературы

1.  Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко И.Ф., и др. Психология воинского коллектива. – М.: Воениздат, 1967.

2.  Броневицкий Г.А., Зуев Ю.П., Столяренко А.М. Основы военно-морской психологии. – М.: Воениздат, 1977.

3.  Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко ; Под ред. А. В. Барабанщикова .— М. : Воениздат, 1986.

4.  Военная психология: Учебник для высш.военно-политических училищ / Под ред.В.В.Шеляга .— М. : Воениздат, 1972.

5.  Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Авт. кол. А. Я. Анцупов, В. Н. Бондаренко,В. И. Буянов и др.; Под общ. ред. В. Ф. Кулакова; М-во обороны РФ, Гл. упр. воспитат. работы Вооруж. Сил РФ .— М. : Совершенство, 1998.

6.  Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.

7.  Караяни А. Г. Прикладная военная психология : учебно-методическое пособие : [учебное пособие для курсантов и слуш. высш. воен.-учеб. заведений] / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников .— СПб. [и др.] : Питер, 2006.

8.  Коупленд Н. Психология и солдат. – М.: Воениздат, 1960.

9.  Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007.

10.    Максименко С.Д. Общая психология: Учебное пособие. Серия: Образовательная библиотека. – М.: Академия, 2001.

11.    Общая психология. Курс лекций. – М.: Владос, 2007.

12.    Психология и педагогика. Военная психология / Под редакцией А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004.

13.    Психология и педагогика. Военная психология : учебник для курсантов высш. воен.-учеб. заведений М-ва обороны Рос. Федерации / под ред. А. Г. Маклакова .— М. [и др.] : Питер, 2007.

14.    Рудской И. И., Манько В. Н. Общая и военная психология: учебник в 2-х частях. – М.: Граница, 2004.

15.    Сидоров П.И. Психология катастроф.— М. : Аспект Пресс, 2008.

16.    Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию : учебное пособие / Г.К. Синилов ; Моск. ун-т МВД России.— М. : НОРМА, 2009.

17.    Современная военная психология: Хрестоматия / А. Е. Тарас.— Минск : Хаpвест, 2003.

18.    Солдат и война: Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов.— М. : Воениздат, 1971.

19.    Соснин В.А. Психология современного терроризма / В.А. Соснин .— М. : Форум, 2010.

20.    Феденко Н.Ф., Сергеюк П.И. Психология личности воина-пограничника в условиях воинской деятельности по охране государственной границы СССР. – М.: тип. журнала «Пограничник», 1980.



[1] Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Авт. кол. А. Я. Анцупов, В. Н. Бондаренко,В. И. Буянов и др.; Под общ. ред. В. Ф. Кулакова; М-во обороны РФ, Гл. упр. воспитат. работы Вооруж. Сил РФ .— М. : Совершенство, 1998. – с. 26.

[2] Броневицкий Г.А., Зуев Ю.П., Столяренко А.М. Основы военно-морской психологии. – М.: Воениздат, 1977. – с. 47.

[3] Караяни А. Г. Прикладная военная психология : учебно-методическое пособие : [учебное пособие для курсантов и слуш. высш. воен.-учеб. заведений] / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников .— СПб. [и др.] : Питер, 2006. – с. 85.

[4] Рудской И. И., Манько В. Н. Общая и военная психология: учебник в 2-х частях. – М.: Граница, 2004. – с. 26.

[5] Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Авт. кол. А. Я. Анцупов, В. Н. Бондаренко,В. И. Буянов и др.; Под общ. ред. В. Ф. Кулакова; М-во обороны РФ, Гл. упр. воспитат. работы Вооруж. Сил РФ .— М. : Совершенство, 1998. – с. 47.

[6] Рудской И. И., Манько В. Н. Общая и военная психология: учебник в 2-х частях. – М.: Граница, 2004. – с. 97.

[7] Караяни А. Г. Прикладная военная психология : учебно-методическое пособие : [учебное пособие для курсантов и слуш. высш. воен.-учеб. заведений] / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников .— СПб. [и др.] : Питер, 2006. – с. 108.

[8] Военная психология: Учебник для высш.военно-политических училищ / Под ред.В.В.Шеляга .— М. : Воениздат, 1972. – с. 46.

[9] Рудской И. И., Манько В. Н. Общая и военная психология: учебник в 2-х частях. – М.: Граница, 2004. – с. 102.

[10] Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко ; Под ред. А. В. Барабанщикова .— М. : Воениздат, 1986. – с. 53.

[11] Рудской И. И., Манько В. Н. Общая и военная психология: учебник в 2-х частях. – М.: Граница, 2004. – с. 113.

[12] Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко И.Ф., и др. Психология воинского коллектива. – М.: Воениздат, 1967. – с. 52.

[13] Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию : учебное пособие / Г.К. Синилов ; Моск. ун-т МВД России.— М. : НОРМА, 2009. – с. 74.

[14] Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – с. 142.

[15] Коупленд Н. Психология и солдат. – М.: Воениздат, 1960. – с. 54.

[16] Современная военная психология: Хрестоматия / А. Е. Тарас.— Минск : Хаpвест, 2003. – с. 87.

[17] Солдат и война: Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов.— М. : Воениздат, 1971. – с. 74.

[18] Максименко С.Д. Общая психология: Учебное пособие. Серия: Образовательная библиотека. – М.: Академия, 2001. – с. 142.

[19] Соснин В.А. Психология современного терроризма / В.А. Соснин .— М. : Форум, 2010. – с. 73.

[20] Психология и педагогика. Военная психология / Под редакцией А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004. – с. 114.

[21] Современная военная психология: Хрестоматия / А. Е. Тарас.— Минск : Хаpвест, 2003. – с. 98.

[22] Сидоров П.И. Психология катастроф.— М. : Аспект Пресс, 2008. – с. 65.

[23] Сидоров П.И. Психология катастроф.— М. : Аспект Пресс, 2008. – с. 87.

Оглавление Введение Глава 1. Военная психология и ее значение в военной атмосфере 1.1 Теоретические основы военной психологии 1.2 Состояние и перспективы военной психологии Глава 2. Общая характеристика основных видов отрицательных

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Воздействие сети Интернет на пользователей
Воздействие стресса на человека
Возможности использования дифференцированного подхода к учащимся на уроке русского языка как средства формирования адекватной самооценки
Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе
Возникновение и развитие конфликтов
Возрастная и дифференциальная психология
Возрастные кризисы
Возрастные кризисы взрослости
Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития
Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru