курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
КузГТУ г. КЕМЕРОВО
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ
для студентов заочной формы обучения всех специальностей
(преподаватель Мякинников С.П.)
1. Исторические предпосылки философии.
2. Основные функции философии.
3. Философия как мировоззрение и как наука.
4. Древнегреческая философия: общая характеристика.
5. Представители раннегреческого периода античной философии.
6. Представители классического периода античной философии.
7. Философия Средневековья: основные черты и направления.
8. Философия Нового времени: основные черты и направления.
9. Немецкая классическая философия: основные черты. Философия И.Канта и Г. Гегеля.
10. Философия экзистенциализма.
11. Современная западно-европейская религиозная философия.
12. Сущность и формы бытия.
13. Понятие и многообразие видов, форм материи. Атрибуты материи.
14. Проблема сущности и природы сознания.
15. Сознание и бессознательное.
16. Гносеология. Познание и практика.
17. Формы познания.
18. Понятие истины и ее свойства.
19. Проблема смысла человеческого бытия.
20. Подходы к осмыслению истории общества.
КузГТУ г. КЕМЕРОВО
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ
для студентов заочной формы обучения всех специальностей
(преподаватель Мякинников С.П.)
1. Исторические ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ
С VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции.
В рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал («стихий»). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. При этом утвердилась также точка зрения, что существует, вообще говоря, лишь одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит.
В Египте и Индии, на мифологию. религия захватывает человека основательнее мифологии.. Именно в Древней Греции философы могли противостоять политическим и религиозным властям. Становлению философии в греческом мире способствовали достигнутые греками в городах-государствах политические и религиозные свободы.
Разумеется, мифология отнюдь не бессодержательна, но она включает и небылицы. Освобождение от них непременно приводит к философии. Исходное начало мироздания начинают видеть не в героях мифов, а в стихиях, существование которых достаточно очевидно.
Изобретение слова «философия» легенда приписывает Пифагору.
Древнезападная, античная, сначала только греческая, а затем и римская, философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VI в. до н.э. по VI в. н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода:
1) протофилософия - период зарождения и формирования (VI в. до н.э.);
2) зрелость и расцвет (V-IV вв. до н.э.);
3) закат - греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III-I вв. до н.э.);
4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I-V н.э.).
2. Содержание функций философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
3. Философия как мировоззрение
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения: мифологию, религию, науку и философию.
Философия и наука
Евклид. Единство философии и математики
Рене Декарт. Единство философии, физики и математики.
При рассмотрении вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики»
С другой стороны, каждый отдельный индивид, приобщаясь к поиску ответов на общефилософские вопросы, ничем и никем не обязывается основывать свои размышления на опыте предшественников. Отсутствие общепризнанных результатов, как коренное отличие философии от науки, было отмечено Ясперсом в его работе «Введение в философию»
В рамках философии существуют направления и школы, как ориентированные на науку, так и нет.
Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.
Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.
Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.
4. Древнегре?ческая филосо?фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VII веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще бо?льшая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.
В соответствии с принятой периодизацией историю античной философии разделяют на три периода:
Период архаики (до VI в. до н. э.)
Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)
Философия Эллинизма
Ранний эллинистический период (кон. IV—I вв. до н. э.)
Поздний эллинистический период (кон. I в. до н. э.-VI в.)
Значимость:
Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли (см. Европейская философия).
5. Представители раннегреческого периода античной философии.
Ранняя классика (Архаика)
VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты. Представители:
Гомер
Гесиод
Орфей
VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы:
Милетская школа
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Пифагорейцы:
Пифагор
Алкмеон Кротонский
Архит
Тимей Локрский
Филолай
Элеаты :
Ксенофан
Парменид
Зенон Элейский
Мелисс
Школа Гераклита
Гераклит
Кратил
Школа Анаксагора
Анаксагор
Архелай
Метродор Лампсакский
Атомисты
Демокрит
Левкипп
Метродор Хиосский
6. Представители классического периода античной философии.
Классика:
V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. Представители:
Сократ
Платон
Спевсипп
Ксенократ
Полемон
Крантор
Кратет Афинский
Клеарх
Мегарская школа
Евклид из Мегары
Стильпон
Диодор Крон
Евбулид
Клиномах
Киники
Антисфен
Диоген Синопский
Киренаики
Аристипп
Арета Киренская
Аристипп, сын Ареты
Феодор-Атеист
Гегесий
Аникерит
Эвгемер
Элидо-Эретрийская школа
Федон из Элиды
Плистен из Элиды
Менедем
IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики. Представители:
Аристотель
Теофраст
Эвдем Родосский
Стратон
Аристоксен
Дикеарх
Клеарх
Эллинистическая философия
IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников). Основные школы:
Скептицизм — Их философия не оформилась в самостоятельную школу
Пиррон
Энесидем
Агриппа
Ксанф
Эпикуреизм
Эпикур
Метродор Лампсакский
Стоики (Ранняя и Средняя стоя)
Зенон Китийский
Клеанф
Тимон
Хрисипп
Зенон Тарсийский
Кратет Малльский
Панетий Родосский
Посидоний
Средняя и Новая Академия
Аркесилай
Лакид из Кирены
Эвандр из Фокиды
Карнеад
Клитомах
Филон Ларисский
Антиох из Аскалона
Киники — философия киников не оформилась в самостоятельную школу
Менипп Гадарский
Бион Борисфенит
Кратет
Гиппархия
Метрокл из Маронеи
Перипатетики
Критолай
Кратипп
7. филосо?фия Средневеко?вья — западная философия в период с V по XV века.
Основная характеристика:
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)
Патристика — II—VII века
Схоластика — VIII—XV века
Мистика
8. Философия Нового времени
Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVI—XVII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.
Основные представители:
Френсис Бэкон
Томас Гоббс
Рене Декарт
Блез Паскаль
Бенедикт (Барух) Спиноза
Готфрид Вильгельм Лейбниц
Дэвид Юм
9. Немецкая классическая философия
Неме?цкая класси?ческая филосо?фия — так в советской и российской философской литературе называется этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Л. Фейербаха.
Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания. В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает Г. В. Ф. Гегель (1770—1831). Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в ее эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, ее проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история.
Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом по Гегелю случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.
10. Экзистенциали?зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Содержание учения:
Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля[3]).
Экзистенциальная философия — это философия бытия человека[4]
Основная категория философии экзистенциализма - это экзистенция.
В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.
11. Современная западно-европейская религиозная философия.
Одной из основных характеристик западно-европейского восприятия мира является изначальное удвоение бытия, представленное еще в философии Платона (мир чувственных вещей и мир идей, где первый создается по образу и подобию второго). Средневековая традиция представляет это удвоение как существование Бога и мира, что представляется не только в этом тотальном противостоянии, но и во всех аспектах существования мира и человека - истина божественная человеческая, тело и душа, церковь и государство и т. д. Согласно теизму Бог - это абсолютное, всесовершенное бытие и одновременно бесконечная Личность, духовно-личностная действительность, трансцендентная миру, творящая мир. Находящаяся вне его и в то же время постоянно проявляющая активность внутри его (Промысел), часто находящую выражение в чуде. С таким пониманием о Боге сопряжено представление о человеке как единства тела души и духа, человеке, имеющем потребность в единении с богом, ищущем личного контакта с ним. Выделение в человеке двух аспектов его существования - материального и духовного, где материальное начало рассматривается как несовершенное и греховное. Как источник зла, а духовное как имеющее сверхъестественный характер, как то, что является источником духовности и нравственности, дает возможность представить канал взаимодействия, восприятия божественного. Таким образом, человек является носителем онтологического противоречия между своей божественной сущностью и способом своего существования. Человек одновременно есть субъект грехопадения и объект спасения. Такая двойственная природа порождает социальное отчуждение человека, которое интерпретируется как разрушение единства человека с Богом, как отпадение человека от своей божественной первоосновы. Что, в свою очередь, приводит к лишению божественной благодати и спасения.
В связи с утверждением изначальной греховности человека, смыслом его существования становится примирение с Богом, обретение милости и спасения, что, в свою очередь, требует наличия некоего сакрального посредника, который указывает путь к спасению. Например, христианство считает Иисуса Христа совершенным человеком, который терпит и страдает и через которого люди вступают в патернальные (отцовские) отношения с Богом и приобщаются к сакральному.
Идея о существовании посредствующего звена между Богом и миром встречается у Филона Александрийского, что находит свое выражение в понятии Логос. В более поздней традиции - патристике - Логос рассматривается как воплощенное Слово Бога, Сын Бога, явленный в Иисусе Христе. Христоцентризм акцентирует в христианстве феномен искупительной жертвы Христа как вектор выходящего за пределы оценочной этики милосердия и спасения человечества несмотря на его греховность. При этом надежда на спасение переносится хронологически на будущее (идея второго пришествия Иисуса Христа и царствия божьего на земле), что задает в христианстве парадигму дистанцирования от социального контекста как воплощения несправедливости и источника страданий. Отсюда и специфическая поведенческая практика, направленная на сознательную самоизоляцию, выпадение из связей "града земного" (отшельничество, монашество, нищенство и т. д.), ориентацию на нездешнее через процедуры обрядности.
12. Бытие, его сущность и формы
Исходной, базовой категорией философского знания является бытие.
Его понятия – синонимы: действительность, универсум, нечто.
Сам термин греческого происхождения «ontos» Онтология, как правило, является исходной частью философской системы. Бытие является предельно широкой категорией из всех других категорий, и следовательно возникают трудности при его определении, т. к. мы определяем любое понятие сведением его к родовому.
У бытия нет родового понятия. И обычное определение невозможно. Прием сопоставления данного понятия с равновеликими, либо прием противопоставления таким же равновеликим. Указываются отличительные или сходные признаки.
Бытие противоположно небытию
Бытие структурно, дискретно, многокачественно. А небытие бесструктурно, однокачественно.
Философия выделяет три основные структурные части бытия:
А) материальное бытие
Б) идеальное бытие
В) человеческое бытие
Бытие едино, монолитно, сводимо к какой – либо единице. Первооснова. Эта сущность выражается в многообразных формах бытия.
Основные формы бытия:
1)материально – предметное, природное бытие, объективное бытие Природа – это все существующее минус то, что создано человеком и сам человек.
2) идеальное бытие. Это субъективное бытие, идущее от человека, созданное им. Это наука, искусство, религия, философия, вся культура. Мысли, чувства, образы
3)человеческое бытие. Экзистенциональное бытие. Объект – субъектное бытие оно соединяет материальное и идеальное бытие. Интегрирует в себе бытие и небытие. Человеческое бытие – это своего рода копия мироздания или микрокосмос.
Цель изучения бытия у науки и у философии различны Для философии это средство для достижения ее высших целей. Для естествознания – это самоцель.
13. Понятие и многообразие видов, форм материи. Атрибуты материи.
Первоначальный смысл заложен в слово материя, с лат. «материал», «доски»
С древнейших времен – до 19 века. Особенность понятия материи основано на том, что и философское и естественное понимание было одинаково. Под материей понималось какое – то вещество. Представители: Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон.
С 19 века с развитием физики. Оказалось, что понятия материи не только вещество, но и поде с такими же признаками, что и у энергии, заряд.
20 – 21 век. В это время представления о материальном бытии стало ещё более сложным, т.к. вещество сегодня представляется, как нечто способное существовать не только в форме жидкости, газа и твердого вещества, также оно может существовать в виде плазмы, т.е. бесструктурное.
Материя - есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания.
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.[2]
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:
физическая;
химическая;
биологическая;
социальная;
механическая.
14. Проблема сущности и природы сознания.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.
Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.
6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.
7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
15. Сознание и бессознательное.
Созна?ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Стороны сознания:
· Предметное сознание – модели окружающего мира
· Самосознание
· Переживания (чувства, эмоции)
Типы сознания:
· Малое сознание
· Большое (расширенное)
Бессозна?тельное или неосознава?емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: не всё, что не относится к бессознательному (Ид) — осознаётся.
Структура психики пол З. Фрейду:
· Сверх – Я (сверхсознание) - все общественные нормы и запреты.
· Я (собственное сознание)
· Оно (ит) – это; бессознательное, жесты, сноведения.
16. Гносеология. Познание и практика.
Гносеоло?гия (от др.-греч. — знание, учение, наука); эпистемоло?гия — теория познания, раздел философии.
Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй.
Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Т. п. исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.
17. Формы познания:
18. Понятие истины и ее свойства.
Истина — информация, соответствующая действительности. (независимо от наличия познающего субъекта и перспектив воспроизведения данной информации)
Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.
Противоположным истине является понятие лжи.
Свойства:
19. Проблема смысла человеческого бытия.
Смысл жи?зни, смысл бытия? — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
· «В чём состоят жизненные ценности?»,
· «Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),
· «Зачем (для чего) мне жить?».
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
20. Подходы к осмыслению истории общества.
Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.
Часто предполагается, что религия — это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти (и сопутствующее желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней.
Большинство людей, кто верит в персонифицированного Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем» (цитата из древнегреческого поэта Эпименида. Именно эти слова цитирует апостол Павел проповедуя Афинянам — см. Деян. 17:28). Убеждение здесь состоит в том, что мы должны искать Высшую Силу, которая придаст нашим жизням смысл и обеспечит цели через Божественные наставления. Решение уверовать в такую власть называется «Шаг веры» (англ. leap of faith) и, в очень большой степени, эта вера определит смысл жизни.
КузГТУ г. КЕМЕРОВО ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ для студентов заочной формы обучения всех специальностей (преподаватель Мякинников С.П.) 1. Исторические предпосылки философии. 2. Основные функции философии. 3. Философия как мировоззрение
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.