курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Министерство образования российской федерации
ГОУ СПО Камчатский педагогический колледж
Квалификационная работа по педагогике
Воспитание младших школьников в процессе занятий ритмикой и хореографией с учетом гендерных особенностей
Студентки 4 курса школьного отделения
по специальности 0312 «преподавание в
начальных классах с дополнительной
подготовкой в области ритмики и хореографии»
Научный руководитель: Волкова Е. С
Петропавловск-Камчатский
2006 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Проблемы соотношения женского и мужского начала в современной науке
1.1 Совместное обучение в современной школе
1.2 Влияние гендерных стереотипов на воспитание
1.3 Проблемы усвоения мужской половой роли
1.4 Проблемы усвоения женской половой роли
1.5 Учет гендерных особенностей в воспитательной работе
ГЛАВА 2 Воспитание младших школьников в процессе занятий ритмикой и хореографией с учетом гендерных особенностей
2.1 Воспитательные функции хореографического искусства
2.2 Содержательная основа профессиональной деятельности учителя начальных классов на занятиях ритмикой и хореографией
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системы образования в целом. В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во времена и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.
В ракурсе этих проблем важным направлением работы, задающим ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребенка в мир человеческих отношений, является проблемы усвоения социальных ролей.
В современном обществе не редкость увидеть девушку, которую трудно отличить от юноши или же молодого человека, поведением, жестами и даже внешним видом похожего на представительницу прекрасного пола. Нарушение половых ролей ведет к изменению в структуре общества, что неизбежно грозит гибели цивилизации.
Вопросы половой идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время все больший круг психологов, находят отражение в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений и содержание современной отечественной педагогики. Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов.
Мне как учителю начальных классов с дополнительной подготовкой в области ритмики и хореографии предоставляется прекрасная возможность осуществлять работу по половому воспитанию, обучая основам танца, поскольку парный танец способствует усвоению половых ролей.
Объектом нашего исследования является – воспитание младших школьников.
Предмет – воспитание мальчиков и девочек в процессе занятий ритмикой и хореографией в соответствии с выполнением половых ролей.
Выдвинута гипотеза – если учитель начальных классов на занятиях ритмики и хореографии строит учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей детей, то происходит усвоение мальчиками и девочками половых ролей.
Цель исследования – подбор психолого-педагогической литературы по гендерному воспитанию а также рассмотрение содержания,(и) организации занятий ритмикой и хореографией с детьми младшего школьного возраста для усвоения социальных ролей мужчины и женщины.
Задачи исследования:
- изучение и подбор психолого-педагогической литературы по гендерному воспитанию.
- подбор видов деятельности на занятиях ритмики и хореографии.
- экспериментальное исследование по усвоению половых ролей в процессе занятий ритмикой и хореографией.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАЧАЛА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
1.1 СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Многое в школьном образовании индифферентно по отношению к половой принадлежности учеников. Четыре элемента педагогической системы (по Беспалько) – цели, содержание, методология и формы обучения в программах, в методических пособиях, - традиционно «бесполые». При одной и той же школьной методике обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Например, у мальчиков медленней созревает левое полушарие, а у девочек правое. Поэтому девочки до десяти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят в ряде речевых способностей. Но у мальчиков уже в шесть лет есть пространственно-временные ориентации, когда у девочек их нет и в тринадцать. Формы занятий, содержание учебного предмета тоже безразлично одинаковые. Оценивание на уроках также должно быть гендерным – с учетом того, что может юноша и чего не может по природным своим данным. Немало важен в «гендерном» преподавании литературы (чтении) выбор учебника, так как восприятие, конструирование текста у мальчиков и девочек различно (см приложение). Для этого учителю необходимо дать экспертную оценку дидактическому пособию, сопоставив «требования» к гендерному преподаванию и принципы написания учебника. Но в настоящее время в школах это не практикуется и даже при объяснении нового материала учителя ориентируются в основном на девочек, так как они смотрят учителю в глаза, согласно кивая головой на вопрос: «Всё понятно?» В то время как мальчики, слушая, исследуют ближнюю территорию. Получается так, что их и не спрашивают, поняли они или нет учебный материал. Им только делают дисциплинарные замечания. Мир мальчиков вращается вокруг действия и его результата, вот поэтому, наверное, им больше всего нравятся уроки трудового обучения и физической культуры.
Девочки достаточно быстро усваивают информацию, мало ее используют, стараются быстро выдать ее обратно. Совместная работа мальчиков и девочек дает возможность интенсивно развиваться тем и другим, но в том случае, если работа носит не только информационный, но и исследовательский характер.
Мальчики и девочки по-разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики стремятся установить правила, иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу. Если возникает конфликт, то мальчики умеют найти выход из ситуации, девочки сразу же обижаются и не желают выполнять работу. Для мальчиков важно, чтобы учитель проговорил условия и правила деятельности в группе, без этого им непонятна работа. Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у преподавателя.
Мальчики и девочки по-разному строят взаимоотношения. Девочки, начиная говорить, сошлются на предыдущего оратора, соглашаясь с его мнением, либо выразят свое несогласие с ним. Мальчики сразу же переходят к делу, перебивая друг друга. Девочки умолкают, давая возможность высказаться всем. (7 стр180)
Следует упомянуть о комфортности мальчиков в период окончания младшей школы.
В младшей школе мальчики словно попадают в ситуацию феминного давления. Их учат и опекают, ими командуют женщины. Если во втором классе многие мальчики учатся хорошо, то к четвертому классу они "скатываются". Мальчишек получающих тройку за тройкой осуждают сразу три феминны: строгая учительница, хихикающая одноклассница и усталая, раздраженная мама. Последствия этого следующие: разрушается идеал успешной учебы, усиливается конфликт мальчики-девочки, развивается конфликт между мальчиком и учителем или даже школой, в итоге интеллект мальчиков заглушается не своиственной им деятельностью.
Поэтому мальчикам до 12 лет лучше обучаться отдельно от девочек, получая примерно половину образования от педагогов мужчин.
Позднее в подростковый период и к началу юношеского, когда у мальчиков появляется интерес не только к противоположному полу, но и к социальным ценностям и "взрослым" отношениям раздельное обучение может принести вред. Не имея нормального выхода подростковая сексуальность ведет к аномалиям полового и гендерного развития, появляется извращенные агрессивные отношения.
От совместного обучения теряют и девочки. Они привыкают выезжать за счет выполнения правил, придуманных другими. Так у девочек меньше развивается креативность и интеллект.
По мнению ученых, психологов и педагогов, которые настаивают на раздельном обучении разнополых детей, решение данной проблемы в идеале выглядит так. В период дошкольного детства и начало школьного (до девяти лет) обучать вместе. После окончания начальной школы, и в подростковый период (10-14 лет) – раздельно, а затем вновь смешано. Но «раздельность» не должна быть абсолютной. Лучше когда коллективы остаются совместными, но при изучении основных предметов мальчики и девочки расходятся на две группы. Технически это сделать не просто.
При раздельном обучении повышается качество образования, но совместное обучение дает возможность научиться общаться с противоположным полом.
И самое разумное в настоящее время – задуматься о методиках преподавания разнополым детям одновременно. Это позволит не только обучатся более эффективно, но и легче адоптироваться в окружающем мире. Впоследствии это поможет им также сообща решать семейные задачи, в которых мужское и женское начало создадут среду для воспитания творческих личностей.
1.2 ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРИОТИПОВ НА ВОСПИТАНИЕ
В настоящее время, в условиях ярко выраженных изменений в полоролевой стратификации российского общества, фактор пола стал важнейшей составляющей многих социальных и педагогических исследований. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа, и взаимодействие между ними необходимо рассматривать как базовую модель всех человеческих соотношений.
Анализируя гендерные исследования в отечественной педагогике, мы отмечаем односторонний подход в полоролевом воспитании детей, который проявляется в сексуальном, физиологическом аспекте. В ″Российской педагогической энциклопедии″ отсутствует понятие ″гендер″, а половое воспитание трактуется как ″комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей.″
Однако, все большее число педагогов понимают, что без конкретизации специфики проявления половых особенностей в различных сферах личностной и профессиональной самореализации нельзя конструировать оптимальные модели педагогического гендерного взаимодействия.
Для современного общества характерна поливариативность стереотипов отношении мужчин и женщин, их половых ролей. Следовательно, всем исследователям, неравнодушным к проблемам детей, необходимо конкретнее определить цели и задачи полового воспитания, основанного на идеале гармонии между людьми.
До середины XIX в. в культуре и в массовом сознании преобладал патриархальный (или маскулинный) стереотип отношении между полами, согласно которому активность полностью принадлежала мужчине, а женщина рассматривалась как пассивное, зависимое, низшее существо. Он был принят и разделялся как мужчинами, так и женщинами.
На рубеже XIX – XX вв. возникает в явной форме новый стереотип отношений – феминный, который предполагает реализацию в женском поведении момента активности и самостоятельности. Он утверждает культурное равенство полов, несмотря на естественный половой дифоризм. В лучшем своем проявлении феминный стереотип приводит к формированию гармоничных партнерских отношений. Его основные принципы – толерантность, взаимопомощь, взаимозависимость, уважение ценности личностного, индивидуального начала ″двусубъектность″ в отношениях
Наряду с этим в условиях современного ″культурного промежутка″ формируется отрицательный стереотип отношений мужчины и женщины – эклектический. Он характеризуется смешением в сознании человека старого, маскулинного, и нового, феминного, попытками их механически совместить. Эклектический стереотип часто возникает в результате столкновения традиционного патриархального воспитания женщины с реалиями индустриального и постиндустриального общества, где она вынуждена быть самостоятельной во всех сферах (14 стр30)
Воспитать в маленькой девочке женщину со всеми ее слабостями и достоинствами, а в мальчике настоящего мужчину одна из задач педагога. Половое воспитание необходимая часть воспитания детей и подростков. На уроке учитель ставит перед собой три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную. Учитель воспитывает человека, гражданина, делая акцент на личностных сторонах воспитания. Но ведь каждому ребенку предстоит стать мужчиной или женщиной, и без соответствующего воздействия окружающего социума он не может правильно формироваться и вести себя как полноценный представитель своего пола.
Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни.
Психосексуальное развитие – долгий и непростой путь. Дети должны осознать себя представителями того или другого пола, вести себя в соответствии с ними. А это возможно лишь при правильном усвоении половых ролей: мужских или женских. Существующие в обществе половые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей. Исходя из своих представлений о качествах, характерных для мужчин и женщин, родители и другие воспитатели, зачастую сами того не осознавая, поощряют детей проявлять полоспецифические черты. Несомненным является то влияние, которое оказывают на ребенка люди, служащие ему моделью полоспецифического поведения и источником информации о половой роли. (20)
1.3 ПРОБЛЕМЫ УСВОЕНИЯ МУЖСКОЙ РОЛИ
младший школьник ритмика хореография гендерный
Процесс усвоения половых ролей для мальчиков и девочек проходит не одинаково. Мальчик находится в менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видит намного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно в глазах младенца он является менее привлекательным объектом. В связи с этим как для девочки, так и для мальчика практически в любой культуре первичной оказывается идентификация с матерью, т. е. феминная. Более того, сами базовые ориентации ребенка по отношению к миру по своей природе феминны, ибо включают в себя такие традиционно женские особенности, как зависимость, подчиненное положение, пассивность и т. п. (5)
А ведь раньше, в Древней Спарте считали, что воспитание мальчиков не женское занятие и потому рано отделяли сыновей от матерей, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мальчиком ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести - семилетним мальчикам приглашали не только гувернанток, но и гувернеров.
Воспитание мальчиков исстари считается обязанностью отца и других взрослых мужчин семьи. «Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старшего в семье мужчины в воспитании сыновей» - писал исследователь русского крестьянского быта историк Н. А. Миненко. Лишь в самом крайнем случае, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя давалась женщине.
Однако с ХХ века все изменилось, и воспитание детей, чем дальше, тем больше становилось сугубо женским занятием.
В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины. Число матерей одиночек растет. Без преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейшим период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате они усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.
Матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие (аккуратность, усидчивость, прилежание) представления о жизни, потом жалуются на безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда тут взяться желанию преодолевать трудности? Что ежечасно, если не ежеминутно слышат сыновья во многих семьях? «Туда не ходи – опасно, то не делай – поранишься, не поднимай тяжести – надорвешься, не трогай …, не лазь…, не смей…» О какой инициативе можно говорить при таком воспитании.
Конечно, страх матерей понятен. Сын у них единственный и мамы боятся, чтобы с малышом не случилось ничего плохого. Поэтому, рассуждают они, лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. Потому что на самом деле за этим таятся эгоистические соображения. Греша гиперопекой, они воспитывают ребенка только для себя, воспитывают таким, какой им удобен и не задумываются серьезно о последствиях, хотя задуматься стоит. Ведь даже с эгоистической точки зрения это не дальновидно. Заглушая в ребенке мужественность женщины, искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может пройти безнаказанно. И рикошетом это обязательно ударит по родным.
Двенадцатилетний Паша выглядел на девять. Отвечая даже на самые простые вопросы, он сжимался в комочек, теребил край своего свитера и говорил, не поднимая глаз, и постоянно ежился, как будто одежда натирала ему кожу. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться один дома. В школе было тоже все не слава Богу. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал материал на зубок. А перед контрольной работой у него начиналась такая трясучка, что он полночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет. В начальной школе Пашу часто били, пользуясь тем, что он не мог дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться за него.(4)
Таким образом, в плане становления половой идентичности мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулиности. Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок, особенно в современном обществе (воспитатели детского сада, врачи, учителя), женщины. Неудивительно, что в итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской.
В тоже время распространенность традиционных представлений об иерархическом соотношении половых ролей приводит к тому, что по сравнению с девочками мальчики испытывают более сильное давление со стороны социума в направлении формирования поло-специфичного поведения.
В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. д. При этом в нашей стране ребенок имеет относительно мало возможностей для собственно маскулинных проявлений (например, агрессии, самостоятельности, двигательной активности и т. п.) так как взрослые относятся достаточно амбивалентно, как к источнику беспокойства.
Поэтому стимуляция со стороны взрослых также является преимущественно негативной: не поощрение «мужских» проявлений, а наказание за «немужские». В качестве примера можно привести типичное родительское высказывание «как не стыдно плакать, ты же мальчик», причем мужские способ реакции на обиду или не предлагаются, или обесцениваются («нельзя драться»).
Таким образом, от ребенка требуется делать что-то, что не является для него достаточно ясным, и основано на причинах, которые он не понимает, с помощью угроз и гнева тех, кто ему близок. Такое положение вещей ведет к нарастанию тревог, что часто проявляется в чрезмерных усилиях быть маскулинным и паническом страхе делать что-то женское. В результате мужская идентичность формируется, прежде всего, как результат отождествления себя с некоторой статусной позицией, или социальным мифом «каким должен быть мужчина». Неудивительно, что созданная на таком основании идентичность является диффузной, легко уязвимой и одновременно очень ригидной.
Особенно усиливаются социальное давления на мальчика с переходом на общественную систему воспитания – дошкольное учреждение или школу, так как, с одной стороны, учителя и воспитатели отличаются значимо более высоким традиционализмом, а с другой – сами родители, готовя ребенка к встрече с новой для него ситуацией социальной оценки, повышают жесткость своих нормативных стандартов.
Все это приводит к тому, что настает момент в социализации мальчика, когда ему необходимо «открестится» от женского мира, его ценностей и создать свой, мужской. Переход к этому этапу обычно начинается в 8 – 12 лет, когда возникают первые детские компании, формируются близкие межличностные отношения со сверстниками, на которые мальчик отныне может опираться как на источник мужских ролевых моделей и сферу реализации маскулинных качеств. Этот процесс, получивший название мужского протеста, характеризуется ярким негативизмом по отношению к девочкам и формированием особого «мужского», подчеркнуто грубого, резкого стиля общения. Однако характерный для нашей страны дефицит возможностей для формирования и проявления маскулиности позволяет предположить, что этот процесс протекает сложно и драматично и завершается значительно позже. Так, изменения быта, происшедшие за последние десятилетия, привели к тому, что «мужских дел» почти не осталось, и у мальчика нет возможности проявить себя настоящим мужчиной в семье, где, прежде всего, и происходит усвоение ребенком половой роли.
Особенность ситуации состоит в том, что мальчику не менее трудно проявить себя и за пределами семьи. Интенсивный запрет на негативные проявления маскулиности (курение, пьянство, драки) сочетается в нашем обществе с отрицательным отношением к активности, конкурентности и к различным формам проявления агрессии. При этом социальных каналов для проявления агрессии в допустимых формах (спорт, игры) у нас явно недостаточно. Немногим лучше обстоит дело и с другими «социализированными» видами маскулинной активности детей и подростков (техническое конструирование, хобби, самостоятельное участие в профессиональной деятельности и т. п.) которые могли бы стать мощным источником формирования позитивной мужской идентичности.
Особенно печальным феноменом в плане формирования моделей маскулиности является школа.
Постоянные и настойчивые требования: «будь мужчиной», «ты ведешь себя не по-мужски», «ты же мальчик», сочетаются с отсутствием возможностей сформировать и проявлять мужской тип поведения в какой-либо из сфер жизни. Можно предположить, что подобная ситуация приводит прежде всего к пассивности, отказу от деятельности, которую предлагается выполнять в феминной форме и наравне с девочками. Лучше быть пассивным, чем «не мужчиной», ведь при этом остается приписать себе целый набор качеств, считая, что они могли б проявиться в иной, более подходящей ситуации.
Существует и другой путь поиска возможностей для проявления маскулиности – на этот раз не в мечтах, а на внесоциальной основе. Прежде всего, бросается в глаза, что большинство членов неформальных объединений – мальчики. Маскулинность подчеркивается как во внешнем виде (кожа, металл), так и в основных ценностях (культ риска, силы) и способе проведения свободного времени (драки, силовые упражнения, гонка на мотоциклах и т. д.). Таким образом, отклоняющееся поведение выступает как дополнительный канал усвоения мужской половой роли, поскольку возможности, предоставляемые в этом плане социумом, невелики.(5)
Сложен процесс усвоения половой роли и у девочек, хотя в меньшей степени.
1.4 ПРОБЛЕМЫ УСВОЕНИЯ ЖЕНСКОЙ ПОЛОВОЙ РОЛИ
Новорожденной девочке «везет», конечно же, больше. Она с самого начала имеет соответствующую ее полу ролевую модель, поэтому ей в дальнейшем не придется отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада, учителя только помогут ей сформировать адекватный образ себя как женщины. Отсутствие в культуре жесткого стереотипа «настоящей женщины», разнообразие представлений о подлинно женских качествах также облегчают формирование полоролевой идентичности, давая девочке широкие возможности соответствовать стереотипу, оставаясь самой собой.
Одной из важнейших задач формирования детской личности является разрушение первичной симбиотической диады «мать – дитя», в которой ребенок не воспринимает себя и фактически не существует как отдельный субъект. Особенно актуальным проведение границ между собой и матерью является именно для девочки, так как в силу специфики собственного опыта (быть женщиной, дочерью и т. д.) мать склонна в большей степени воспринимать, как свое продолжение дочь, а не сына.
Очень скоро выяснятся, что кроме всегда находящейся рядом мамы есть еще один человек – отец, важность и значительность которого всячески подчеркивается окружающими. Причем чаще всего именно этот «важный» человек уделяет девочке сравнительно мало внимания. Желание привлечь его может быть сопряжено с рядом негативных переживаний; во-первых, ощущение собственной вторичности по сравнению с притягательным миром мужчин; во-вторых, необходимость как-то проявить себя, продемонстрировать, чтобы добиться внимания.(5)
Но исследования Э. Хетеринстонга показали, что девушки-подростки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют недостаточную уверенность в отношениях с мальчиками-сверстниками, а впоследствии – с мужчинами. Как правило, они относительно поздно заводят знакомство с юношами. Многие из них проявляют сексуальную заторможенность.
Причем ученый видит 2 типа девушек. Дочери разведенных родителей перенимают критическое отношение матери к отцу. Неудовлетворенность и тревожность матери возбуждают в них желание броситься на поиски «друга», искать безопасность рядом с мужчиной или, по крайней мере, удалиться от грустного домашнего очага, чтобы испытать другую жизнь (развлечение в компаниях с молодыми людьми, ранние половые контакты, ранние замужество, материнство).
Что касается дочерей рано овдовевших матерей, то в их памяти остается идеализированный образ отца, с которым немногие мужчины могут соперничать. К тому же этот образ подкрепляется ностальгическими воспоминаниями матери. Дом, в котором росла девочка при отце, представляется им неким потерянным раем, и это становиться тормозом на пути к возможным новым знакомствам, которые могли бы нарушить спокойствие их нынешней жизни.
Нередко наблюдается желание девочек быть «мальчиками» и наоборот. Причины могут быть самые разные (например, замеченные детьми социальные, политические, экономические приоритеты того или иного пола, то или иное отношение к микросреде к девочкам и мальчикам, видимая увлекательность жизни «другого лагеря»). Вот картинка из жизни.
Утром в детском саду мама шлепает своего сынишку и причитает: «Я тебе сколько раз говорила, что ты мальчик! мальчик! мальчик! А не девчонка!» А он: «Хочу быть девочкой!» Оказалось, что воспитательница сказала: «Завтра праздник. Все мальчики приходят в белых рубашках и темных шортах, а девочки – в нарядных платьицах и с красивыми бантами». Вот и захотелось мальчику быть красивым и нарядным.
Каждому педагогу, работающему с подростками, известен образ девочки-сорвонца, которая играм в куклы предпочитает мальчишеские, одевается исключительно в брюки и ковбойки, движения её резки и угловаты. Она любит занятия спортом и походы, вхожа в мальчишеские компании, с презрением относится ко всему женственному. Трудно ей потом дается вхождение в образ девушки…(10)
Наиболее важной характеристикой образа женщины, предлагаемого в средствах массовой информации и в обществе является его незаметность: женщины гораздо меньше представлены в главных ролях, названиях, картинках, их деятельность менее интересна и социально не вознаграждается, чаще всего сводится к помощи герою-мужчине. Исходя из данных, неудивительно, что уже начиная с возраста 5-6 лет и далее число девочек, говорящих, что они хотели бы стать мальчиками, и играющих в мальчишечьи игры, значительно превосходит число мальчиков, высказывающих кросс-сексуальные предпочтения.
В советских произведениях для детей наряду с подобным образом женщины существует и другой, примером которого может служить «мама –повар» или «мама-милиционер» из стихотворения С. Михалкова: перечислив разные профессии, автор считает нужным подчеркнуть: «мамы разные нужны», явно предполагая, что, если детей не научить, они будут ориентироваться в «оценке» мам на их профессиональный статус.
Таким образом, ребенок с детства усваивает необходимость совмещать женскую роль с профессиональной (причем вопрос об их иерархии остается открытым). В то же время мужская и профессиональные роли представлены как тождественные, так как никакие иные мужские проявления практически нигде не описываются.
В итоге женская роль выглядит не только второстепенной, но и более тяжелой с двойной нагрузкой.(5)
1.5 УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Воспитание, развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтом мы нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.
Итак, они разные. А основные различия, можно обобщить в такие группы:
1) биологические – анатомо-физиологические и психофизиологические особенности строения и функционирования организма;
2) социальные: подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины, мужа-жены, отца-матери в обществе;
3) исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы, влияющие на сегодняшнюю судьбу девочки-девушки-женщны, мальчика-юноши-мужчины;
4) психолого-педагогические: отношения к девочке и мальчику в окружающей микросреде и – вся система воспитания дома и в детских учебно-воспитательных учреждениях. (11)
Как же эти особенности преломляются в повседневной деятельности школьного педагога - учителя начальных классов.
Отметим здесь два аспекта: аспект общей организации совместной воспитывающей деятельности и аспект специальной заботы педагога о правильном взаимоотношении полов.
Первый аспект предполагает достижение общей цели воспитания – создание условий для самоактуализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценостно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободном общении. Жизнь классного (школьного) коллектива должна быть насыщенной и разнообразной: тематические классные часы, интеллектуальные игры и недели школьной науки, походы и экскурсии, вечера встречи и «Огоньки», трудовые десанты и акции милосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев, выставки собственных работ и творческие вечера, лагеря труда и отдыха, прогулки на природу и чаепития «под зелёной лампой»…Да много ёще чего есть увлекательного для школьников-малышей, подростков, старшеклассников.
Вот примеры. Московский учитель Л.А. Нотов последовательно демонстрирует свою подлинную позицию мужчины: всегда берет на себя и на мальчиков (юношей) физически и технически трудную работу, при входе в класс галантно пропустит девочку вперед, никогда не говорит с девочкой сидя, подаст отвечающей девочке мел, легко скажет комплимент, поспешит поднять упавшую вещь.
Шестиклассницы с возмущение прибежали к учителю-мужчине жаловаться на «плохое поведение» мальчишек: «Александр Сергеевич! А наши мальчишки не джентльмены, они….» (дальше следовал большой перечень «прегрешений»). А он с невозмутимым спокойствием ответил: «Джентльмены бывают там, где есть дамы! Может не только мальчики, но и вы в чем-то не на высоте а?» Девочки вмиг посерьезнев, задумались.
Особого внимания и такта требуют девочки и мальчики, перенесшие травмы детства»: ссоры в семье, распад семьи, уход одного из родителей, жизнь в неблагополучной семье, с родителями алкоголиками и наркоманами, половая распущенность родителей, различного рода посягательства на половую неприкосновенность детей ит.д. Эти дети нуждаются в специальной педагогической поддержке – в решение проблем, связанных с душевным здоровьем, с психологической реабилитацией, социальной адаптацией в мире взрослых и детей.
Второй аспект деятельности школьного педагога в решение задач полоролевого воспитания – это формирование адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу. В основе его – макаренковское «воспитание того интимного уважения к вопросам пола, которое называется целомудрием»
Попробуем здесь сформулировать некоторые методические правила:
● Ознакомление педагога с психофизиологическими основами взаимоотношения полов; профессионально и тактичное использование знаний с учетом возраста и уровня индивидуального развития ребенка.
● Умение педагога разбираться в философско-этических и эстетических проблемах, связанных с вопросами пола: любви, счастья, ревности, долга, брака, семьи…. Чистота и открытость нравственно-этической позиции педагога в вопросах пола.
● Умелая подборка художественных произведений на данную тему (литературы, живописи, музыке), умение с их помощью решать педагогические задачи.
Истинные мужественность и женственность воспитываются. Более того, их формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение – необходимое условие счастья детей в будущем. Педагогическая грамотность родителей проявляется в том, насколько им удается воплотить в дочери идеал женственности, а в сыне мужественности. Порой они делают это неосознанно или в силу традиций. Пример родителей, их поведение, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством полоролевого воспитания. (14)
К сожалению, сейчас, в ХХI веке, в борьбе за "равноправие" женщины перешли на чужое поле, а свои позиции сдали. Они утратили женскую мягкость и наивную теплоту души, которая так трогает сильных мужчин. И что же они получили в замен? Современный стиль молодой женщины: напористость, агрессивность, дерзость. Девушки-подростки занимаются каратэ, ушу, курят, пьют, матерятся, вступают в банды. Быть женственными для многих стало быть не престижным, это воспринимается как проявление слабости. В почете подруги Хи-Мэна способные кулаком уложить противника. (20)
Для социализации мальчиков и девочек необходимо использовать различные виды искусства.
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
2.1 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я», прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.
Главная задача массового хореографического воспитания школьников в системе дополнительного образования – не наработка технических возможностей детей, не копирование профессионального обучения, а воспитание тех лучших человеческих качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку вписаться в социальную жизнь, гармонично строить свои личные и самые интимные отношения, выработать иммунитет против примитивного, пошлого, вульгарного.
Обучение танцу, особенно на начальных стадиях, связанно с большими физическими нагрузками, с необходимостью бороться с усталостью физической и нервной, поэтому желательно раздельное обучение мальчиков и девочек, то есть мужской и женский классы, где существуют различия в методах обучения. Делаются акценты на развитие тех или иных групп мышц, увеличиваются или уменьшаются физические нагрузки (в зависимости от класса и возраста).
В преодолении трудностей у детей вырабатывается настойчивость, выдержка, самообладание, радость достижения результата, радость самого процесса преодоления трудностей. Все эти качества, несомненно, будут перенесены учащимися в реальную жизнь, помогут им в решении других задач.
Воспитываясь в танцевальном коллективе, ребенок как ни где в другом месте прочувствует свое либо женское, либо мужское начало. С первых занятий по постановке корпуса дети знакомятся со строением своего тела, где кроме головы, рук и ног существуют женские и мужские различия. Педагог объясняет, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность; занятия танцем приучают к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.
Существует ряд специфических (мужских и женских) различий в основных положениях, технике и манере исполнения движений:
Положение рук:
· у девочек - «на талии»,
· у мальчиков – «на поясе».
Специальные движения:
· мальчики – глубокие приседания, присядки, хлопушки, силовые трюки, большие прыжки, широко раскрытые руки, поддержки.
· девочки – всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие позировки, плавные ходы.
Манера исполнения:
· у девочек – мягкая, плавная, кокетливая, нежная, кроткая,
· у мальчиков – мужественная, широкая, четкая, сдержанная.
Ребенок 6-10 лет, сталкиваясь в жизни, в литературе со многими морально-нравственными качествами человека - с добром и злом, - приходит в коллектив уже достаточно эмоционально и психологически подготовленным как к физической работе, так и к нравственному восприятию. Художественное творчество заставляет ребенка порицать зло, эгоизм, жестокость, зависть, невежество, лень. Правильно подобранный танцевальный репертуар воспитывает такие качества как: доброта, любовь к природе, родной отчизне, дружба и бережное отношение друг к другу.
Одной из важнейших задач учителя является художественно-эстетическое воспитание его учеников. Универсальным средством эстетического воспитания является хореография, поскольку ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития те же, что и музыка, танец дает возможность физического развития, а так же способствует успешному усвоению половых ролей. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связанна с мобилизацией и активным развитием многих фундаментальных функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности, понимание функциональных возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. А также хореографическое исскуство повышает культурный уровень учеников, расширяет их кругозор, способствует правильному восприятию ими действительности, верному подходу к оценке произведений искусства.
Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического, гармоничного духовного и физического развития детей и подростков. Это особенно важно сегодня, когда проблемы формирования культуры поведения современного человека чрезвычайно актуальны. Культура поведения усвоенная на занятиях способствует усвоению половых ролей и культуры поведения в современном обществе.
2.2 СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ И ХОРЕОГРАФИИ
Основой профессиональной деятельности учителя начальных классов на занятиях ритмики и хореографии является классический танец, народно-сценический танец, ритмика, современный танец, эстрадный танец, бальный танец. Дадим краткую характеристику каждому из них.
Ритмика
· дает учащимся элементарные основы музыкальной грамоты, вырабатывает навыки исполнения движения в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и структурой музыкального произведения.
· развивает музыкальную и двигательную память, чувство ритма, музыкальный слух, координация движений и ориентирование в пространстве.
Классический танец
· красота и выразительность движений, сила и ловкость;
· развитие мышечно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы;
· воспитывает трудолюбие, закаляет волю и характер.
Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные учащихся, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской куль туры. В этом — его главное воспитательное значение.
Народный танец – составляет основу репертуара многих самодеятельных коллективов:
· важное средство национального, интернационального и патриотического воспитания;
· помогает детям раскрепоститься, почувствовать свою национальную принадлежность;
· знакомит с культурой других народов, воспитывает уважение к народным традициям;
· являясь мажорным, развивает положительные эмоции ребенка.
Историко-бытовой и современный бальный танец
· знакомит с историей и пластическими характерами прошлых эпох;
· прививает красивые, благородные манеры;
· развивает чувство позы, танцевальную координацию, изящность движений всего тела;
· формирует культуру поведения и общения, прививает навыки вежливости, умения вести себя в обществе;
· учит быть подтянутым, элегантным, корректным.
Этот вид хореографического искусства оказывает большое влияние на развитие внутренней культуры учащихся.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
В процессе прохождения государственной практики в средней школе №15 Петропавловска-Камчатского в соответствии с программой дополнительной подготовки в области ритмики и хореографии, я работала на базе эстетического центра «Гармония» при музыкальном училище в качестве учителя хореографии. Во время занятий с группой детей младшего школьного возраста мной реализовалась воспитательная работа с учетом гендерных особенностей. Перед началом занятий мальчики и девочки не знали стереотипов мужского и женского поведения в танце. После проведения занятий произошло усвоение половых ролей (см приложение), что подтвердило выдвинутую нами гипотезу - если учитель начальных классов на занятиях ритмики и хореографии строит учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей детей, то происходит усвоение мальчиками и девочками половых ролей.
ПРИМЕР ПЕРВОГО УРОКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
План урока
Вводная часть урока:
· приглашение учеников в зал;
· расстановка учеников вдоль станков;
· приветствие, знакомство с педагогом и концертмейстером;
· обход детей и знакомство с их осанкой;
· беседа-диалог о танце;
· знакомство с элементами ритмики: слушание музыки и определение ее характера, темпа и размера; воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
Подготовительная часть урока:
· маршировка вдоль станков сначала бытовым и затем танцевальным шагом в различных ритмах (4/4, 3/4, 2/4) - в ритме марша, в ритме вальса, в ритме польки, меняя темп и включая паузы (на один такт 4/4, на 2/4, на 3/4);
· вспомогательные упражнения на полу.
Основная часть урока - азбука классического танца:
· расстановка детей у станка;
· объяснение и разучивание правильного положения тела и его частей при сомкнутых ногах и с разворотом на 90-120°;
· знакомство с пятью позициями ног, тремя позициями рук и подготовительным положением рук;
· правильное положение тела в 1 полувыворотной позиции ног.
Заключительная часть урока - поклон при полувыворотном положении ног (в ритме марша 4/4).
Перед началом занятий педагог проводит беседу с родителями об одежде детей, о гигиене, о дисциплине и т.д. Дети занимаются в белых купальниках и мягких балетных туфлях.
ОПИСАНИЕ УРОКА
Вводная часть урока.
На первом уроке педагог проводит организационную беседу, на которой он говорит о своих требованиях, предъявляемых к ученикам: форма, культура поведения на занятиях Педагог знакомится с родителями учеников. На первом уроке педагог знакомит учеников с залом, с правилами расположения учеников в танцевальном зале, говорит о постановке корпуса.
После этого педагог начинает знакомиться с каждым учеником, с его профессиональными данными - проверяет осанку, просит показать подъем ноги на полу в сторону, затем, поднимая ногу своего будущего ученика, определяет высоту шага в сторону, изучает гибкость его тела назад и вперед (назад - у станка, вперед - на середине зала).
На этом же уроке дети знакомятся с элементами ритмики и музыкальной, грамоты. Им объясняют значение музыки в хореографическом искусстве. Концертмейстер играет, а дети определяют характер музыки и ее темп. Затем их знакомят с музыкальными размерами 4/4,’ 3/4, 2/4. Хлопая в ладоши и притопывая, они воспроизводят разнообразные ритмические рисунки.
Подготовительная часть урока.
Педагог объясняет детям, что такое бытовой шаг и что такое танцевальный. Педагог знакомит учеников с разными музыкально-танцевальными жанрами: классическим, характерным, историко-бытовым, современным.
Затем вместе с педагогом дети разучивают несколько вспомогательных физических упражнений на полу, для чего, взяв коврик, располагаются в шахматном порядке на равных расстояниях друг от друга. Сначала выполняются упражнения на напряжение и расслабление мышц ног, затем на выворотность ног. Занимаясь партерными упражнениями на ковриках, ученики осваивают технику исполнения тех или других движений.
Основная часть урока - азбука классического танца.
Педагог объясняет детям правильное положение тела и его частей при сомкнутых ногах. При этом следует обратить внимание на следующее:
· тело должно находиться на таком расстоянии от станка, чтобы руки без упора лежали на палке станка и были на уровне талии;
· четыре пальца руки собраны, большой палец не обхватывает палку, а находится рядом с указательным пальцем, не прижимаясь к нему, запястье кисти опущено;
· руки в локтях слегка согнуты, в области подмышек к телу не прижаты;
· локти отведены слегка в сторону от корпуса;
· ноги сомкнуты так, чтобы носок одной ноги был прижат к носку другой, а пятка к пятке, колени и бедра соединены друг с другом;
· стопы должны плотно прилегать к полу, (без упора и завала на большой палец), чтобы тяжесть тела равномерно распределялась на две ноги;
· ноги выпрямлены, бедра подтянуты, коленные чашечки подтянуты наверх, ягодичные мышцы собраны в области копчика;
· живот слегка втянут, а талия как бы стянута поясом («схвачена»);
· плечи свободно опущены, ключицы расправлены, грудная клетка – в положении выдоха;
· нижние края лопаток тянутся вниз к пояснице.
Для правильной осанки важное значение имеет положение корпуса относительно ног:
· таз в центре,
· позвоночник вытянут,
· голова спокойно и непринужденно смотрит прямо,
· подбородок не вниз и не вверх, а только прямо,
· шея не напряжена (следить спереди и сзади),
· все части тела симметричны.
Педагог проверяет осанку детей и отмечает тех, у кого осанка правильная (нормальная).
Затем педагог знакомит учеников с существующими в классическом танце позициями рук и ног. Им объясняется, что такое правильное положение тела (корпуса, ног, рук, головы) при полувыворотном положении ног. Проверив правильность положения тела и ног, педагог предлагает детям постоять таким образом в течение двух четырех тактов музыкального аккомпанемента.
В конце урока следует показать, как делается поклон, когда ноги поставлены в полувыворотное положение (90 -120°).
Дети отходят от станков и поворачиваются лицом к педагогу, разворот ног 120 гр., на счёт раз-два голова наклоняется, на счет три-четыре голова поднимается.
ПРИМЕР ВТОРОГО УРОКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
План урока
Вводная часть урока:
· приглашёние учеников в зал и расстановка их по местам;
· приветствие;
· опрос учеников по ритмической части материала первого урока;
· изучение схемы танцевального (балетного) зала.
Подготовительная часть урока:
· повторение: дети маршируют вдоль станков, шаг бытовой и танцевальный, размер: 4/4, ¾, 2/4.
· новый материал: правильное положение тела и его частей при маршировке;
· новый материал; маршировка по залу в различных темпах и ритмах;
· повторение: дети выполняют вспомогательные упражнения первого урока на полу;
· новый материал: вспомогательные упражнения на полу на укрепление брюшного пресса, на выворотность ног, на исправление сутулости, седлообразной поясницы, асимметрии лопаток.
Основная часть урока - азбука классического танца:
· повторение: дети демонстрируют правильность постановки тела (корпуса, ног, рук и головы) в 1 позиции ног в полувыворотном положении лицом, к станку:(120°);
· новый материал: изучение: подготовительного положения рук.
Заключительная часть урока:
· подскоки в 1 позиции с разворотом на 90 – 120 гр.;
· полька – свободная импровизация;
· поклон в 1 позиции в полувыворотном положении ног.
ОПИСАНИЕ УРОКА
Вводная часть урока.
Педагог приглашает учеников в зал, и дети встают на свои места. Урок начинается с приветствия, после чего педагог с учащимися повторяет весь материал, пройденный на первом уроке, и приступает к изложению нового материала.
Подготовительная часть урока:
Дети маршируют под музыку. Они проходят по залу то шеренгой, то колонной по кругу, то по диагонали, то по прямой линии, расходятся направо, налево, объединяясь в пары и в четверки, следя при этом за дистанцией и интервалами.
Во время маршировки и бега необходимо объяснить детям, в чем заключается правильное положение тела и его частей, обращая особое внимание:
· на умение передавать тяжесть тела с одной ноги на другую при спокойном положении корпуса;
· на симметрию расположения частей тела;
· на подтянутость, легкость и собранность фигуры ребенка (она должна быть, как бы устремлена вверх, но без излишнего напряжения);
· на правильное положение ног во время движения, особенно стоп;
· чтобы корпус дети держали прямо, плечи были бы опущены к лопаткам, грудная клетка слегка развернута, голова не запрокидывалась и не опускалась вниз, шея свободная, не напряженная.
Повторив упражнение подготовительной части первого урока, исполнить упражнения, помогающие исправлению сутулости, седлообразной поясницы, асимметрии лопаток.
Упражнения, способствующие исправлению отклонений в осанке, следует включать в занятия каждый раз; с каждым уроком увеличивать количество исполняемых движений; примерно к концу первой четверти необходимо разучить все упражнения подготовительной части урока и добиться точного их исполнения.
Основная часть урока - классический экзерсис.
Дети повторяют правила постановки тела (корпуса, ног, рук и головы) в 1 полувыворотной позиции, лицом к станку и стоят в таком положении 4 такта. Затем, приподняв руки со станка, спокойно опускают их вниз, сохранив правильное положение тела.
Когда ученику нужно встать в I позицию с разворотом стоп на I20° у станка, необходимо соблюдать следующее правило: телу надо придать отвесное положение, подав его слегка вперед. Такое же положение тело должно сохранить и без опоры, контролируя равновесие. Педагог при этом должен проверить правильность исполнения у каждого ученика и затем предложить детям расслабиться.
При разучивании подготовительного положения рук дети становятся вдоль станков лицом в центр зала или к зрителю (руки опущены вдоль тела) и слушают объяснения учителя.
В подготовительном положении руки свободно опущены вдоль тела и не соприкасаются с ним (в подмышках свободно), образуя овальную форму, слегка закругленную в локтевом суставе. Локти направлены в стороны. Кисти рук продолжают овальную форму всей руки. Ладони слегка закруглены, пальцы сгруппированы в фалангах и направлены в стороны. Большой и средний пальцы приближены друг к другу, но не соприкасаются. Указательный палец и мизинец продолжают слегка закругленную общую линию от локтя. Кисти рук немного приближены.
Педагог проходит по залу, осматривая правильность исполнения подготовительного положения рук, и сразу поправляет и делает замечания.
Затем подготовительное положение рук исполняется под музыку. Педагог сообщает концертмейстеру музыкальный размер и число тактов, необходимых для сопровождения. Перед началом исполнения концертмейстер играет вступление, для того чтобы дети настроились на определенную музыку.
Подготовительное положение повторяется несколько раз всеми вместе, отдельными группами и отдельными учащимися.
Заключительная часть урока.
Сначала дети выполняют подскоки в 1 позиции ног с разворотом на 90 120°. Затем без соблюдения правил исполняются па польки подскоками (свободная импровизация).
После этого дети выстраиваются по линиям в шахматном порядке, встают в 1 позицию, руки в подготовительном положении и делают поклон.
Педагог говорит, что урок закончен. Дети благодарят педагога и расходятся. Отдельным ученикам даются домашние задания по вспомогательным упражнениям.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
1. К концу второй недели дети обычно уже разучивают вспомогательные упражнения подготовительной части урока, но еще не могут их качественно исполнить. Для этого требуются время и постоянные дополнительные тренировки дома.
2. Первое время на занятиях основное внимание уделяется постановке тела (корпуса, ног, рук и головы) в 1, 2 и 3 позициях в выворотном положении ног (разворот ног на 180 гр.) лицом к станку, придерживаясь двумя руками за палку лицом в центр зала, положив раскрытые руки палку станка. Особо обращается внимание на постановку стопы в позициях - не допускать завала на переднюю часть ноги. Снимал руки со станка, следует начать тренировать равновесие.
3. Однако к этому времени не все дети могут стоять выворотно (с разворотом ног на 180 гр.) и в 1, и во 2 позициях, поэтому допускается разворот ног на 160 170°
4. Для выработки равновесия тела большую роль играют правильно поставленные руки, так как они выполняют роль регулятора равновесия.
В экзерсисе у станка и на середине зала на каждом уроке необходимо выполнять упражнения для рук, их комбинации и пор де бра (1-е, 2-е и 3-е), координируя движения рук с поворотами и наклонами головы и одновременно согласовывая е движениями ног.
В дальнейшем значение рук на уроках классического танца будет возрастать, поскольку они несут также пластическую функцию.
5. Путем исполнения вспомогательных подготовительных упражнений можно добиться значительного улучшения стоп.
В экзерсисе при вытягивании стопы нужно соблюдать ряд правил: недопустим скос стопы, «скрючивание» ее, все пальцы должны быть сгруппированы, все мышцы направлены к среднему (третьему) пальцу, свод стопы вытянут и щиколотка напряжена.
Все указанные движения у станка исполняются в 1, 2 или 3 позиции.
Это связано с тем, что можно контролировать и легко устранять завал на большой палец (особенно в 1 позиции), тем самым добиваться устойчивого положения стопы на полу, а значит, и устойчивости тела.
В 3 позиции педагог может устранить такую ошибку, как асимметрия бедер. Обычно в 5 позиции, когда одна нога впереди, боковая часть передней ноги выдвигается вперед.
Движения рекомендуется изучать в трех ракурсах:
· стоя лицом к станку – руки на палке;
· стоя спиной к станку – руки раскрыты в стороны и положены на палку;
· стоя боком к станку – одной рукой за палку.
Важно внимательно следить, как ученик выполняет движения, держась одной рукой за палку. Необходимо контролировать. На каком расстоянии от станка он стоит, куда кладет кисть опорной руки. Нельзя стоять близко к станку, нельзя удаляться от него. Ученик должен видеть кисти рук, локоть опущен, голова прямо. Недопустим завал плечом на опорную руку, поэтому для контроля иногда детям нужно предлагать приподнимать кисть руки над палкой.
Не требовать в течение долгого времени полной выворотности.
Большое внимание уделять танцевальным элементам, танцам, этюдам: русский танец, полонез, полька. Можно исполнять и танцы собственного сочинения – импровизации.
Разработка танца
Сюжет.
Верона XVI век. Бал. Юная Джульетта впервые попадает на бал и встрече\ает Ромео.
О,чудо! Их настигла любовь. Но враждующие семьи всячески пытаются помешать их отношениям.
Чувства же влюбленных сильны их невозможно разрушить, они выше всего этого. Люди не в силах убить настоящую любовь. Любовь сильнее всех преград, сильнее смерти.
Драматургический разбор
Пролог. Участники выходят по одному и становятся в статичные позы, характеризующие XVI век.
Завязка. Встреча на балу Ромео и Джульетты.
Развитие действия. О, чудо! Их настигла любовь.
Кульминация. Враждующие семь всячески пытаются помешать их любви.
Развязка. Чувства влюбленных сильны, их не возможно разрушить. Любовь сильнее всех преград, сильнее смерти.
Конфликт. Конфликт 2х семей.
Количество действующих лиц. 8 человек
Возраст участников. 8-13 лет.
Участники. На полупальцах выбегают и станавливаются. Через1-ую позицию выводят левую ногу вперед, туловище немного наклонено в лево, руки в заниженной 2-ой позиции.
На полупальцах отбегают назад. Номера 3,4,7,8, поворачиваются в противоположную сторону. Номера 8 и6, 4 и 2, 7 и 5, 3 и 1 обходят друг друга левым плечом.( по 5-ой позиции делают переступание, круговые движения руками, согнутыми в локтях)
Номера 2,4,6,8 идут на встречу номерам1,3,5,7 медленным шагом через 1-ую позицию. Руки в заниженной 2-ой позиции, согнуты в локтях, кисти опущены. Поклон (из 1-ой позиции левая нога выводится вперед, правая согнута в колене (правая нога – центр тяжести), правая рука отведена назад, левая в 3-ей позиции)
Участники обходят друг друга через правое плечо. Шаг через 1-ую позицию. Правые руки в 3-ей позиции.
Поклон
1,3,5,7 номера правую ногу заводим перед левой, корпус наклонен вправо, поворот через левое плечо на полупальцах, руки в заниженний 2-ой позиции, кисти опущены.8,6,4,2 номера наоборот.
7,5,3,1 номера (девочки) делают левой ногой шаг, правой мах от колена, поворот на 360 .2 галопа, на 3 галоп корпус отклоняется назад, руки вытянуты вперед и разводятся в стороны (3 раза)
Поклон.
Номера 3,5,7 галопом бегут в правую сторону, номера 4,6,8 в левую сторону. Образуя круг. В это время номера 1,2 сходятся. Номера 3, 5, 8 становятся по левой стороне, номера3,5,7 по правой стороне сцены.
Номера 7и 8, 5 и6, 3 и4 подходят друг к другу.
Участники берутся за руки(через одного) и по очереди начинают наклонять корпус назад(начиная с номера 8) и также возращаются в исходное положение. Номера 1 и 2 подходят к друг другу, остальные делают повороты в разные стороны.
Номера 3.4,5,6,7.8 хаотично делают повороты приближаясь к номерам 1 и 2. номера 1 и 2 присаживаются и обнимают друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В свете современной науки становится очевидной необходимость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг., о целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видные педагоги и психологи (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, М. М. Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного» существа (Т.А. Репина). А результаты не заставили себя ждать: у нас появилась целая популяция молодых людей, так называемых мужчин (по анатомическому признаку) с так называемой сексуально «поисковой» ориентацией. Их отличительная особенность – самоощущение в себе женского начала. А духовно-эстетическую нишу мужественности стали занимать женщины с противоположными гормонально-генетическими сдвигами и нарушениями. Причем большинству женственных юношей и мужественных девушек, а впоследствии мужчин и женщин с такими комплексами, их самочувствие уже стало привычным, а потому они считают себя совершенно нормальными. При этом на наших глазах мужественные девушки с деградирующими детородными функциями все более и более теснят слабеющих в мужестве юношей. А ведь лишь мужчины могут полноценно и целенаправленно поддерживать сильную государственность. В нынешней глобальной цивилизации в последствие объективного распределения психологических возможностей полов, у женщин – другие цели. Это в основном – поддержка жизни семьи, воспитание детей. У мужчин – забота о внешних по отношению к семье факторах (в первую очередь это факторы, обеспечивающие нормальное функционирование государственных и цивилизационых институтов), без чего не может существовать полноценная семья в государстве. И лишь в человеческом объединении усилии мужчин и женщин – согласно объективно заданным приоритетам психологических особенностей полов, где не существует подавления мужского либо женского начал – возможна сильная государственность, основанная на сильной и объективно нормальной семье.
Задачей каждого педагога является - изменить сложившуюся обстановку в стране. Для этого необходимо грамотная помощь детям в их социализации.
Результаты проведенного мною исследования показывают - добиться позитивных изменений в усвоении стереотипов мужского и женского поведения возможно и это поможет их социализации. Но становится очевидным необходимость систематической работы с детьми, а в частности с младшими школьниками.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Различия в восприятии текста литературного произведения
Маскулинное | Феминное |
Книга — отражение жизни многих людей. В книге показан поиск истины, финал логичен. Книга читается глазами взрослого («эдипального читателя»). Чтение — адекватное восприятие написанного автором. Чтение умом. Чтение — следование авторской мысли. Чтение — поиск авторских тем. Воспоиятие художественного времени: рождение — развитие — смерть. Проверка содержания понятийным аппаратом (автор — герой — жанр — действительность). При чтении проявляется стремление познать смысл явлений, событий. Толкование произведения однозначное, сингулярное (в пределах теории Б.О. Кормана). Чтение по преимуществу объективное. Предпочтение отдаётся эпическим и несмешанным формам (например, роману) |
Книга — всего лишь жизнь читателя. В книге нет поиска истины, а лишь отражение моего «Я» и логического финала у неё нет, ситуация должна быть не завершена. Книга читается глазами ребёнка («доэдипального читателя»). Чтение — свободно-субъективное, с гендерной маркировкой. Чтение чувствами. Чтение — замена автора читателем. Чтение — поиск своих, женских тем. Восприятие художественного времени; становление — повторение — сопротивление. Проверка содержания нетрадиционным (непатриатным) понятийным аппаратом. При чтении проявляется любовь к звуку, цвету. Толкование произведения амбивалентное, вариативное, неоднозначное, т.е. «читательское» (в пределах теории «смерти автора» Р.'Барта). Чтение по преимуществу субъективное. Предпочтение отдаётся малым и смешанным формам (стихотворению, новелле, рассказу, эссе, мемуарам, автобиографии) |
Различия в языке, письме
Маскулинное | Феминное |
Письмо — синтез рационального и чувствительного. Письмо — отражение логического начала. Язык — логический, синтаксически правильный. Внимание — произнесённому (ораторскому) слову. Язык — ясный, логический. Язык — отцовский, патриатный. Язык тяготеет к дефинициям |
Письмо — преобладание сверхчувственного. Письмо — отражение эротического начала. Язык — стихия противоречивых высказываний, запутанности при отсутствии выражающих основной смысл слов. Внимание — написанному (эпистолярному) слову. Язык — речь Алисы с невозможностью дешифровки. Язык — материнский с ритмическими импульсами. Язык тяготеет к пародийности, мимитизации |
Различия в конструировании текста
Маскулинное | Феминное |
Конструирование текста — работа с чёткой целью. Выделяются тема и ремарки, главное и детали. Текст конструируется на сознательном уровне. Текст структурируется, строится на бинарности (правда — ложь, добро — зло) |
Конструирование текста — игра в «удовольствие». В тексте ведётся поиск мелочей и деталей, не относящихся к главной теме. Текст конструируется на бессознательном уровне. Текст конструируется путём отказа от бинарности. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб.: «Трускарора», 2003.
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Москва 1999.
3. Санюкевич Л.И. Половое воспитание детей и подростков. – Мн.:Нар. асвета,1979.
4. Алешина А.Е. Воловин А.С. Как воспитать не мальчика, но мужа. // Воспитание школьников. 1999 №7
5. Алешина А.Е. Воловин А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.
6. Аникеева Н. Гендерные отношения в воспитательном пространстве // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003 №2
7. Базарный В. Андреева Л. А где же мальчик? // Литературная газета 2004 №42
8. Бужигеева. М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. 2002 №8
9. Буленкова Н. Школа воспитания девушек // Воспитание школьников. 2002 №6
10. Журавлев Д. Неполные семьи: как помочь детям? // Народное образование 2006 №1
11. Ерофеева Н. В классе мальчики и девочки…Как их учить? // Народное образование 2001 №2
12. Ефремов К. Ефремова Н. Он и Она. Мобильность и стабильность // Народное образование 2003 №6
13. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт //Педагогика 2005 №9
14. Маленкова Л. Проблемы усвоения половых ролей мужчины и женщины В одном классе – два разных мира. // Народное образование 2002 №7
15. Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика.№5. 2004
16. Николаева М. «Педагогическая поддержка младших школьников» Народное образование №1 2006
17. Остапенко А. Может ли школьная оценка быть справедливой? \\Народное образование 2006 №1
18. Пыжиков А.В. Раздельное обучение в советской школе // Педагогика. 2004 №5
19. Сабиров Р. Наука – "бесполой" школе // Народное образование 2002 №6
Использование исследовательских заданий, как средства формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики в школе первой ступени обучения
Корекційно-розвивальна програма "Соціалізація дошкільників"
Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста
Музыкальное воспитание школьников в детском оздоровительном лагере: проблемы и перспективы
Педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции
Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста
Особенности формирования атрибутивной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка на начальном этапе
Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Іменник як частина мови та методика його вивчення у початкових класах
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.