курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский Государственный Технический Университет
КАФЕДРА «Экономической теории»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования»
Выполнила:
Скобелкина Анастасия
Проверил:
Надирова С.Г.
Караганда – 2008
Введение
1 Свойства природных ресурсов и их экономическая классификация
1.1 Экономическая классификация природных ресурсов
1.2 Экономическая оценка природных ресурсов
2 Воспроизводство природных ресурсов в республике Казахстан
2.1 Общая экономическая характеристика природных ресурсов РК
2.2 Анализ использования и воспроизводства природных ресурсов и полезных ископаемых в РК
2.3 Анализ государственной деятельности Республики Казахстан в области организации воспроизводства природных ресурсов
3 Эффективность использования природных ресурсов
Заключение
Список использованной литературы
Современный этап развития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления природных ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, интенсификацией и расширением сферы проявления специфических природно-антропогенных процессов, возникающих вследствие техногенного воздействия на природу. Обострение сырьевых, топливных, энергетических, водных и в целом экологических проблем перешагнули границы отдельных регионов и приобрели глобальный масштаб. В этой связи большое значение приобретает изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о региональном и оптимальном освоении природных богатств.
Одно из главных богатств Казахстана - это его природные ресурсы. По оценке ученых ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. По подсчетам некоторых ученых разведанные недра Казахстана оцениваются примерно в 10 триллионов долларов США.
Воспроизводство природных ресурсов – объективная необходимость, обусловленная всевозрастающим их потреблением, а также некоторыми негативными последствиями хозяйственной и иной деятельности, например, загрязнением окружающей среды.
Воспроизводство – категория экономическая. Однако эта деятельность имеет и юридический аспект, т.к. значительная часть отношений по воспроизводству природных богатств возникает, изменяется и прекращается в установленном законом порядке, содержание его носит и правовой характер.
Отсутствие специальных научных разработок, а также всевозрастающая потребность в надлежащей организации процесса воспроизводства природных богатств, развитие соответствующего законодательства, повышение его регулятивной роли, организующей роли органов власти и управления в области охраны природы и побудили нас избрать данную проблему в качестве предмета исследования.
Целью данной курсовой работы является исследование процессов воспроизводства природных ресурсов в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор свойств природных ресурсов и их экономической классификации.
2. Дать общую экономическую характеристику природных ресурсов РК
3. Провести анализ использования и воспроизводства природных ресурсов и полезных ископаемых в РК
4. Проанализировать государственную деятельность Республики Казахстан в области организации воспроизводства природных ресурсов
Объектом исследования является процесс воспроизводства природных ресурсов.
Предметом исследования является изучение проблем и задач воспроизводства природных ресурсов в Республике Казахстан.
Методологической базой для написания курсовой работы явились статистические данные по запасам природных ресурсов Республики Казахстан и уровню воспроизводства природных ресурсов в республике, а так труды ведущих авторов в данной области.
Природные ресурсы - это компоненты природы, которые на данном уровне развития производительных сил используется или могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда) и предметов потребления. По своей материальной форме это объекты и силы природы, генезис, свойства и размещение которых обусловлены природными закономерностями; по своему экономическому содержанию это потребительские стоимости, полезность которых определяется степенью изученности, уровнем научно- технического прогресса, экономической и социальной целесообразностью использования [1, с.209].
В связи с двойственным характером понятия "природные ресурсы", отражающим их природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную, экономическую значимость - с другой, разработаны и широко применяются в специальной и географической литературе несколько классификаций.
Основной критерий подразделения ресурсов в их экономической классификации - отнесение их к различным секторам материального производства. По этому признаку природные ресурсы делятся на ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производства [3, с.111].
1. Ресурсы промышленного производства. Эта подгруппа включает все виды природного сырья, используемые промышленностью. В силу очень большой разветвленности промышленного производства, наличия многочисленных отраслей, потребляющих разные виды природных ресурсов и соответственно выдвигающих к ним различные требования. Виды природных ресурсов, дифференцируются следующим образом:
1) энергетические, к которым относятся разнообразные виды ресурсов, используемых на современном этапе развития науки и техники для производства энергии: а) горючие полезные ископаемые (нефть, угли, газ, уран, битуминозные сланцы и др.); б) гидроэнерго ресурсы - энергия свободно падающих речных вод, приливно-волновая энергия морских вод и др.; в) источники биоконверсионной энергии - использование топливной древесины, производство биогаза из отходов сельского хозяйства; г) ядерное сырье, используемое для получения атомной энергии;
2) неэнергетические включающие подгруппу природных ресурсов, которые поставляют сырье для различных отраслей промышленности или же участвуют в производстве по технологической необходимости: а) полезные ископаемые, не относящиеся к группе кау стобиолитов; б) воды, используемые для промышленного водоснабжения; в) земли, занятые промышленными объектами и объектами инфраструктуры; г) лесные ресурсы, поставляющие сырье для лесохимии и строительной индустрии; д) рыбные ресурсы относятся к данной подгруппе условно, так как в настоящее время добыча рыбы и обработка улова приобрели промышленный характер.
2. Ресурсы сельскохозяйственного производства. Они объединяют виды ресурсов, участвующих в создании сельскохозяйственной продукции: а) агроклиматические - ресурсы тепла и влаги, необходимые для продуцирования культурных растений или выпаса скота; б) почвенно-земельные ресурсы - земля и ее верхний слой - почва, обладающая уникальным свойством продуцировать биомассу, рассматриваются и как природный ресурс и как средство производства в растениеводстве; в) растительные кормовые ресурсы-ресурсы биоценозов, служащие кормовой базой выпасаемого скота; г) водные ресурсы - воды, используемые в растениеводстве для орошения, а в животноводстве - для водопоя и содержания скота [8, с.98].
Довольно часто выделяют также природные ресурсы непроизводственной сферы или непосредственного потребления. Это, прежде всего ресурсы, изымаемые из природной среды (дикие животные, составляющие объект промысловой охоты, дикорастущие лекарственные растения), а также ресурсы рекреационного хозяйства, ресурсы заповедных территорий и ряд других [11, с.19].
При учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия пользуются представлениями об исчерпаемости запасов. Все природные ресурсы по исчерпаемости делятся на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.
1. Исчерпаемые ресурсы. Они образуются в земной коре или ландшафтной сфере, но объемы и скорости их формирования измеряются по геологической шкале времени.
1. Не возобновляемые, к которым относят: а) все виды минеральных ресурсов или полезные ископаемые. Они как известно, постоянно образуются в недрах земной коры в результате непрерывно протекающего процесса рудообразования, но масштабы их накопления столь незначительны, а скорости образования измеряются многими десятками и сотнями миллионов лет (например, возраст каменных углей насчитывает более 350 млн. лет), что практически их учитывать в хозяйственных расчетах нельзя.
2. Возобновляемые ресурсы, к которым принадлежат: а) ресурсы растительного и б) животного мира. И те и другие восстанавливаются довольно быстро, и объемы естественного возобновления хорошо и точно рассчитываются.
3. Относительно (не полностью) возобновляемые. Некоторые ресурсы хотя и восстанавливаются в исторические отрезки времени, но возобновляемые объемы их значительно меньше объемов хозяйственного потребления. Именно поэтому такие виды ресурсов оказываются весьма уязвимыми и требуют особенно тщательного контроля со стороны человека. К относительно возобновляемым ресурсам относятся и очень дефицитные природные богатства: а) продуктивные пахотно-пригодные почвы; б) леса с древостоями спелого возраста; в) водные ресурсы в региональном аспекте. Продуктивных пахотно-пригодных почв сравнительно немного (по разным оценкам их площадь не превышает 1,5-2,5 млрд. га). Наиболее продуктивные почвы, относящиеся к первому классу плодородия, занимают, по оценкам, всего 400 млн. га. Продуктивные почвы образуются крайне медленно – на формирование 1 мм слоя, например, черноземных почв требуется более 100 лет. В то же время процессами ускоренной эрозии, стимулированными нерациональным землепользованием, за один год может быть разрушено несколько сантиметров верхнего, наиболее ценного пахотного слоя. Антропогенное разрушение почв происходит в последние десятилетия настолько интенсивно, что дает основание отнести почвенные ресурсы к категории "относительно возобновляемых" [17, с.209].
Экономическая (или в более широком смысле - хозяйственная) оценка природных условий и естественных ресурсов принадлежит к числу понятий, довольно давно занимающих видное место в проблемах современной экономической географии. Рассмотрение данного вопроса привело к выводу об актуальности более углубленной теоретической и методической разработки этой проблемы. В связи с этим встал вопрос о возможности определения самого содержания понятия экономической оценки, выяснения сущности отражаемых его процессов действительности, установления критериев. Сам по себе факт природно-обусловленной дифференциации географической оболочки, в ценностном отношении, нейтрален и не может получить какую либо оценку вне зависимости от применяемого критерия. При оценке необходимо применять критерий ценности, определяемый характером отношений ее субъекта и объекта. Экономическая оценка естественных ресурсов подразумевает применение экономических критериев, т.е. сопоставление свойств природных факторов с требованиями, вытекающими из практической, хозяйственной деятельности человека.
В качестве содержания экономической оценки естественных ресурсов рассматривается учет влияния закономерных территориальных различий в природных свойствах этих ресурсов и их источников на производительность общественного труда. Неравномерность пространственного распределения ресурсов делает необходимым также учет различий в объеме (запасы, площади и т.д.) ресурсов оцениваемых объектов [12, с.213].
Критерием оценки предлагается считать сравнительную экономическую эффективность использования данного источника ресурсов или их территориального сочетания. Различия в эффективности выражаются в дифференцированных суммарных затратах живого и овеществленного труда. Ясно, что ценность того или иного вида естественных ресурсов определяется народнохозяйственным эффектом, достигнутым при его использовании. Величина этого эффекта, как и величина необходимых затрат для большинства видов ресурсов территориально дифференцирована; она отражает сложившуюся на каждом этапе территориальную структуру производства со специфической картиной соотношения потребности в ресурсах и возможности их удовлетворения.
Минерально-сырьевые ресурсы, включающие очень широкий (и непрерывно расширяющийся) круг природных веществ минерального происхождения, используемых для получения энергии и материалов путем извлечения и последующей переработки, принадлежат к числу важнейших видов природных богатств [11, с.18].
Единым объектом минерально-сырьевых ресурсов обычно служат месторождения полезных ископаемых. К месторождениям теоретически относят такие участки земной коры в которых "в результате тех или иных геологических процессов произошло накопление минерального вещества, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования".
Хозяйственная (промышленная) ценность каждого месторождения определяется чрезвычайно широким кругом факторов, которые, однако, в большинстве геологических и геолого-экономических работ сводятся к следующим группам или оценочным параметрам:
1.Масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами;
2.Качество полезного ископаемого (вещественный состав и технологические свойства);
3.Продуктивность основных залежей, характеризующая степень сосредоточения в них запасов полезного ископаемого;
4.Горнотехнические условия эксплуатации месторождения;
5.Экономика района месторождения.
Лесные ресурсы - это один из видов биологических ресурсов. Лесосырьевые ресурсы имеют огромное жизненное значение: с их использованием связаны мощные отрасли промышленности, значительная часть работающего населения.
Важной особенностью лесных ресурсов является возможность многоцелевого использования.
При использовании сельскохозяйственных ресурсов наиболее ярко проявляется взаимосвязанность воздействия всех природных компонентов. Поскольку основным свойством земель, используемым в сельскохозяйственном производстве, является их плодородие, то выявление закономерных географических различий в природно обусловленном уровне продуктивности занимает центральное место [5, с.11].
Чрезвычайно важно с точки зрения методики экономической оценки свойством земель (в более широком плане - территории) выступает универсальность ее использования. Она является всеобщим предметом, средством труда, необходимым условием любого вида материального производства [12, с.108].
Одно из главных богатств Казахстана - это его природные ресурсы. По оценке ученых ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. По подсчетам некоторых ученых разведанные природные ресурсы Казахстана оцениваются примерно в 10 триллионов долларов США.
С обретением Республики Казахстан суверенитета и становлением рыночных отношений возникла необходимость в выработке принципиально новой политики использования высокого потенциала минерально-сырьевого комплекса. В результате проведенных реформ была создана действенная система использования минерально-сырьевой базы и развития минерально-сырьевого комплекса. Политическая стабильность, наличие квалифицированных кадров, большой объем накопленной геологической информации и либеральная законодательная база позволили создать благоприятный инвестиционный климат.
Рисунок 1. Схема расчета показателя эффективности использования ресурсов (ЭИР) Республики Казахстан, 2007 год
В республике создана и постоянно совершенствуется законодательная база недропользования. Так, в 1992 году принят Кодекс «О недрах и комплексной переработке минерального сырья», в 1994 году Закон «Об инвестициях», в 1995 году Закон «О нефти», в 1996 году Указ «О недрах и недропользовании». За последние годы был внесен ряд изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, направленные на совершенствование отношений в области налогообложения, ответственности недропользователей, поддержки казахстанских производителей, системы государственного управления в сфере недропользования, передачи права недропользования в том числе и закрепление приоритетного права государства на приобретение доли отчуждаемого права недропользования.
За последние 12 лет в минерально-сырьевой комплекс привлечено более $86 млрд. инвестиций. За этот же период налоговые поступления и платежи по контрактным обязательствам составили порядка $33,6 млрд., отчисления на развитие социальной сферы и местной инфраструктуры более $ 1,5 млрд., на обучение казахстанских специалистов направлено около $ 0,4 млрд.
По состоянию на 01.01.08г. по видам полезных ископаемых республиканского значения, было выдано лицензий и заключено контрактов в количестве 1951, из них отозвано лицензий и расторгнуто контрактов 1154, в т.ч. по углеводородному сырью – выдано 334, отозвано 81, по твердым полезным ископаемым выдано 1141, отозвано 806, по подземным водам выдано 476, отозвано 267.
Республика Казахстан входит в десятку крупнейших производителей угля на мировом рынке, а среди стран СНГ занимает третье место по запасам и первое место – по добыче угля на душу населения.
В настоящее время угольная отрасль республики обеспечивает выработку в Казахстане 78% электроэнергии, практически стопроцентную загрузку коксохимического производства, полностью удовлетворяет потребности в топливе коммунально-бытового сектора и населения.
Крупнейшими производителями угля в Казахстане являются предприятия Павлодарской области: ТОО <Богатырь Аксес Комир> (42,8% от общереспубликанской добычи), разрез <Восточный> ОАО <Евроазиатская энергетическая корпорация> (20,7%), ЗАО <Майкубен-Вест> (3,3%, в т.ч. 96,6% общереспубликанской добычи бурых углей) и Карагандинской: Угольный департамент ОАО <Миттал Стил Темиртау> (12,3%) и Угольный департамент <Борлы> корпорации <Казахмыс> (8,7%). На них приходится 87,7% добычи угля в республике [14].
В соответствии со стратегией развития угольной отрасли намечается довести объем добычи угля в 2006 году до 88 млн. тонн, в 2010 году – 90÷92 и в 2015 году – 95÷97 млн. тонн.
Начиная с 2002 года с улучшением экономического положения, в республике начала стабилизироваться ситуация в лесном хозяйстве.
Если в 1999 году посадка леса была проведена на площади 5,7 тыс. га, то уже в 2007 году на площади 24,9 тыс. га, т.е. увеличилась в 4,4 раза.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан в 2002 году 124 государственных учреждений по охране лесов и животного мира (22,8 млн. га или 86% от общей площади государственного лесного фонда), как юридические лица и имущественный комплекс, переданы в коммунальную собственность в ведение акимов областей, одновременно с передачей функций по ведению лесного хозяйства, выполняемых данными госучреждениями.
Рисунок 2 Доля регионов в республиканском объеме инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности (в процентах)
При областных акиматах созданы структурные подразделения лесного и охотничьего хозяйства.
Особо охраняемые природные территории (10 заповедников и 7 национальных парков и 2 природных резервата) остались в ведении Комитета (3,4 млн. га или 13% от площади гослесфонда).
В настоящее время подготовка специалистов лесного хозяйства осуществляется в 6 вузах и двух колледжах страны, что является достаточным для укомплектования лесоохранных учреждений и особо охраняемых природных территорий подготовленными специалистами лесного хозяйства.
Для успешной реализации задач, которые стоят перед лесной отраслью, необходима подготовка соответствующих специалистов, что возможно при развитии сети профессиональных школ по подготовке специалистов лесного хозяйства, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, мебельной промышленности, а также специалистов высшего и среднего звена, системы повышения квалификации.
Кроме охраны лесов от пожаров и незаконных рубок, одной из основных задач в развитии лесного хозяйства предполагается совершенствование вопросов лесопользования и воспроизводства лесов, развивитие института частного лесовладения.
Так, в соответствии с Лесным кодексом, лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда предоставляются в долгосрочное и краткосрочное лесопользование. При этом заготовка древесины может осуществляться только на условиях долгосрочного лесопользования, предоставляемого на тендерной основе. Такие тендеры уже прошли в прошлом году в Восточно-Казахстанской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях.
Увеличение зеленых насаждений в Казахстане сегодня включено в число государственных приоритетов. И в Стратегии «Казахстан-2030» и во всех своих ежегодных посланиях народу Казахстана Президент Республики Казахстан выделяет данное направление как одно из приоритетных.
В целях совершенствования законодательства в области лесного хозяйства Комитетом лесного и охотничьего хозяйства в 2003 году разработан и утвержден Лесной кодекс Республики Казахстан.
Таблица 1 Площадь лесного фонда Республики Казахстан
Общая площадь лесного фонда млн.га
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Республика Казахстан | 24,7 | 26,6 | 26,1 | 26,2 | 26,2 | 26,5 | 26,8 | 27,8 |
Акмолинская | 0,5 | 0,9 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Актюбинская | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 1,0 |
Алматинская | 4,6 | 4,9 | 4,9 | 4,8 | 4,8 | 4,9 | 4,9 | 5,0 |
Атырауская | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,1 |
Восточно-Казахстанская | 3,4 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 |
Жамбылская | 4,2 | 4,7 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4,2 | 4,3 |
Западно-Казахстанская | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Карагандинская | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Костанайская | 6,5 | 6,5 | 6,5 | 6,6 | 6,6 | 6,6 | 6,7 | 6,7 |
Кызылординская | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Мангистауская | 0,2 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Павлодарская | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Северо-Казахстанская | 0,6 | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Южно-Казахстанская | 3,0 | 3,1 | 3,1 | 3,1 | 3,1 | 3,2 | 3,4 | 3,4 |
г. Астана | ||||||||
г. Алматы |
В целях реализации Лесного кодекса принято 16 постановлений Правительства и 17 приказов Комитета.
С целью усиления мер, направленных на сохранение и воспроизводство лесов, в последнее время принят ряд правительственных решений.
Так, в ленточных борах Прииртышья создано два государственных лесных природных резервата, то есть этим лесам придан статус особо охраняемых природных территорий;
- запрещены рубки главного пользования в хвойных и саксауловых насаждениях на участках государственного лесного фонда Республики Казахстан сроком на десять лет;
- запрещен экспорт лесоматериалов, пиломатериалов и отдельных изделий из древесины. Только с введением запрета на вывоз лесоматериалов с территории республики, в комплексе с другими мерами по сохранению лесов, объемы незаконных рубок начали сокращаться. Кроме того, данная мера позволит стимулировать развитие деревообрабатывающей промышленности в республике.
- утверждены нормы и нормативы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на участках государственного лесного фонда;
- принята Программа «Жасыл ел» на 2005-2007 годы.
В соответствии с инициативой «Жасыл ел», высказанной Президентом Республики Казахстан народу Казахстана в своем Послании от 18 февраля прошлого года, Правительством утверждена программа «Жасыл ел» на 2005-2007 годы.
Программа стала отправной точкой для наращивания работ по увеличению лесистости территории республики и озеленению населенных пунктов, а также обеспечению занятости молодежи во всех регионах страны, расширению патриотического движения среди молодежи.
Реализация Программы будет осуществляться в течение трех лет. За этот период планируется провести воспроизводство лесов на общей площади более 87 тысяч гектар и высадить зеленых насаждений в городах и населенных пунктах 13 миллионов штук.
Если в 2004 году лесопосадки были проведены на площади 17 тыс. га, то уже в 2007 году предполагается увеличить эти работы в два раза.
В 2005 году лесовосстановительные работы проведены на площади 24 тыс. га.
Кроме того, в областных центрах заложены парки и скверы на площади 386 гектаров, в том числе в Павлодаре и Костанае парки первого Президента. В населенных пунктах Акмолинской области появилось 20 новых скверов, в областном центре открыт парк 60-летия Победы.
Активное участие в реализации Программы принимают молодежные трудовые отряды «Жасыл ел», которые сформированы во всех областях и городах Астане и Алмате на базе учебных заведений. Их общая численность составила 8 500 человек. В целом, в населенных пунктах республики с участием молодежи высажено около 2 млн. саженцев.
Однако объемы посадки деревьев все же недостаточны: для увеличения лесистости территории Казахстана только на 1 процент требуется вырастить лесов на площади 2,7 млн. га (за последние 60 лет в республике выращено около 1 млн. га лесов).
Газовый сектор нефтегазового комплекса Республики Казахстан является одной из важной составляющей экономики страны. Для Казахстана все более перспективным энергоносителем становится природный газ, разведанные и оценочные запасы которого (с учетом открытых новых месторождений на Каспийском шельфе) составляют около 3,3 трлн.м3, а потенциальные ресурсы достигают 6-8 трлн.м3.
Принципиальным значением является вопрос совершенствования нормативной базы газовой отрасли. Основополагающими документами в сфере газоснабжения являются Правила поставки, транспортировки и реализации природного газа и Правила поставки, перевозки и пользования сжиженными углеводородными газами, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2003 года №568. Указанные Правила отражают широкий круг вопросов, охватывающих отношения между транспортировщиком, поставщиками и потребителями газа.
Рисунок 3 Распределение объектов недропользования Республики Казахстан по видам работ по состоянию на 1.012008
Сырьевая база топливно-энергетического комплекса в республике достаточна для полного удовлетворения настоящих и перспективных потребностей. Прежде всего, это касается нефти и газа. Государственным балансом полезных ископаемых учтено более 200 месторождений углеводородного сырья. На территории республики действуют 3 нефтеперерабатывающих и 3 газоперерабатывающих завода, нефтяные операции выполняют около 260 компаний. Прогнозные ресурсы углеводородов связаны с 15 осадочными бассейнами, которые, характеризуясь многообразием геологического строения и широким стратиграфическим диапазоном нефтегазоносности, позволяют рассчитывать на существенный прирост запасов нефти и газа.
По запасам меди, свинца и цинка Казахстан относится к крупнейшим провинциям мира. Высокая эффективность разработки месторождений цветных металлов достигается, благодаря комплексному использованию руд, с извлечением свинца, цинка, меди, золота, платиноидов и редких элементов. Ведущими производителями цветных металлов в республике являются корпорация «Казахмыс» и компания «Казцинк»- предприятия с полным производственным циклом от добыча сырья до металлургического передела цветных металлов.
Водные ресурсы Казахстана зависят в большой степени от речного и озерного стоков. Ледники являются основным источником питания рек Казахстана. Всего в горах Казахстана выявлено 2724 ледника с общей площадью оледенения 2033,3 кв м. Почти половина всей площади оледенения приходится на горы Джунгарского Алатау (более 1 тыс. кв м ).
На территории Казахстана насчитывается 85 022 реки и временных водотока, в том числе 84 694 реки длиной до 100 км, 305 – до 500 км, 23 реки длиной свыше 500-1000 км [4, 13].
Таблица 2. Среднегодовое суммарное расчетное водопотребление по странам ЦАР
К наиболее значительным рекам относятся реки Урал, Ишим, Тобол, Илек, Шу,Торгай, Сарысу, Талас, Нура, Эмба и др.
Общий объем уровня воды в озерах Казахстана составляет более 190 кв км.
По подтвержденным запасам нефти Казахстан входит в число 15 ведущих стран мира.
Казахстан обладает значительными запасами углеводородного сырья – 3,3% мирового запаса, (извлекаемые запасы нефти составляют 4,8 млрд. тонн и извлекаемые запасы газа, с учетом новых месторождений на Каспийском шельфе, достигли более 3 трлн. куб.м, а потенциальные ресурсы оцениваются в 6-8 трлн.куб.м).
Воспроизводство природных ресурсов естественный (регулируемый и нерегулируемый) и искусственный процесс приращения запасов природных ресурсов, восстановление качественных их характеристик. Включает такие виды, как рекультивация и мелиорация земель, агротехнические меры по улучшению почв, лесовосстановительные работы, выращивание рыбопосадочного материала, биотехнические мероприятия по сохранению и воспроизводству диких зверей и птиц, охрана водных ресурсов и воздушного бассейна.
Общее количество контрактов, по которым ведется мониторинг – 828 в том числе: углеводородного сырья –253, по твердым полезным ископаемым 335, по подземным водам 215 и по операциям, не связанным с добычей – 25.
Недропользование осуществляется 158 компаниями, из них отечественных - 79 (50 % от общего количества компаний), иностранных – 51 (32 %) и совместных – 28 (18 %).
Суммарный объем инвестиций в недропользование минерально-сырьевого комплекса за период 2000-2007 годы составил $ 74,6 млрд. По сравнению с 2000 г. его объем возрос в четыре раза и по итогам 2007 г. составил $ 16,5 млрд., в том числе $ 1,9 млрд. на проведение геологоразведочных работ, что составляет 12 % от общего объема инвестиций в недропользование МСК за 2007 г. Прогноз инвестиций на 2008 г. составляет - $ 18,4 млрд., в том числе на проведение геологоразведочных работ - $ 2,1 млрд.
Приоритетным направлением инвестирования являются объекты недропользования по углеводородному сырью - $ 13,0 млрд., что составляет 80 % от общего объема инвестиций за 2007 г.($ 16,5 млрд.).
Прогноз инвестиций на 2008 г. по углеводородному сырью составляет - $ 14,3 млрд.
По результатам анализа исполнения контрактных обязательств в 2007 году, расторгнуто 97 контрактов на недропользование, из них по углеводородному сырью – 14, твердым полезным ископаемым – 59, подземным водам – 24.
В адрес 182 компаний, направлены уведомления о нарушениях контрактных обязательств и лицензионных условий.
По истечении установленного срока контракты с недропользователями, не устранившими нарушения и не представившими разъяснения о причинах невыполнения обязательств, будут расторгнуты в одностороннем порядке.
Угледобывающая отрасль Казахстана, пережив нелегкие времена, сегодня занимает ключевые позиции в экономике страны. С начала независимости республики шахтерами страны добыто свыше 1 миллиарда 200 миллионов тонн "черного золота".
Для достижения указанных объемов будут приняты меры по обеспечению прироста добычи угля за счет:
- технического перевооружения действующих шахт и разрезов с переходом на угледобывающую технику современного технического уровня;
- реализации комплексных планов эффективной отработки Экибастузского и Шубаркольского угольных месторождений;
- повышения добычи низкозольного угля на Майкубенском месторождении, а также на разрезе «Каражира» для более полного обеспечения потребностей тепловых электростанций, улучшения снабжения твердым топливом других отраслей и коммунального сектора.
- повышения конкурентоспособности казахстанского угля путем внедрения международных стандартов серии ИСО. В этой связи разработана и утверждена Приказом Министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 31 мая 2006 года № 166 Программа «Обеспечение перехода угольной отрасли на международные стандарты».
В соответствии с вышеперечисленными документами в Республике Казахстан на период до 2020 года намечается:
- восстановление блоков №№ 1, 2 и 3 мощностью по 500 МВт на Экибастузской государственной районной электрической станции – 1 (далее ГРЭС-1);
- строительство энергоблоков № 3 и № 4 по 500 МВт на Экибастузской Государственной районной электрической станции - 2 (далее ГРЭС-2);
расширение теплоагрегатов тепловой электроцентрали 2 (далее ТЭЦ) на 240 МВт в городе Астане, строительство новых теплоагрегатов № 1 и № 2 на ТЭЦ-3 городе Астане мощностью 240 МВт;
- строительство новой ТЭЦ в поселке Кощи Акмолинской области мощностью 195 МВт;
- расширение Степногорской ТЭЦ на 200 МВт;
- строительство Семипалатинской ТЭЦ - 3 мощностью 130 МВт;
- строительство Карагандинской ТЭЦ - 4 мощностью 600 МВт;
- строительство Балхашской тепловой электростанции (ТЭС) мощностью 4000 МВТ на полное развитие;
- расширение мощностей на Усть-Каменогорской ТЭЦ, Семипалатинской ТЭЦ-1, Карагандинских ТЭЦ 2 и ТЭЦ - 3, Карагандинской ГРЭС-1, ГРЭС ТОО «Корпорация Казахмыс», ТЭЦ-3 акционерного общества «Павлодарэнерго», Рудненской ТЭЦ, Жамбылской и Талдыкорганской ГРЭС.
Развитие плантационного выращивания древесных пород различного целевого назначения является одной из приоритетных задач в области лесного хозяйства. В этой связи следует отметить большую роль развития института частного лесовладения.
Формирование и развитие частного лесного фонда должно осуществляться в рамках региональных программ областных исполнительных органов путем предоставления физическим и юридическим лицам в безвозмездное долгосрочное землепользование или собственность земельных участков для лесоразведения из земель лесного, земельного фонда, а также предоставления им инвестиционных преференций, налоговых льгот и других мер экономического стимулирования этой деятельности.
Это позволит привлекать инвестиции в лесоразведение, и в конечном итоге повышать лесистость территории республики, способствовать сохранению естественных лесов.
Для достижения благоприятного уровня ведения лесного хозяйства, обеспечивающего охрану и защиту лесов, стабильные объемы их воспроизводства и лесоразведения в первую очередь требуется принятие мер по сокращению площадей лесных пожаров, незаконных рубок и погибших лесонасаждений от вредителей и болезней, так как увеличение лесопосадочных работ не имеет смысла без обеспечения сохранения уже существующих лесов.
В этих целях численность государственной лесной охраны, уровень материально-технической обеспеченности лесоохранных учреждений и особо охраняемых природных территорий должны быть доведены до нормативных показателей. По особо охраняемым природным территориям республиканского значения данная работа в течение последних лет проводится целенаправленно. В лесоохранных учреждениях, находящихся в ведении акимов областей, и численность, и материально-техническое обеспечение далеко не соответствует нормативам, установленным Правительством.
Основная добыча природного газа ведется в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Мангистауской областях.
В связи с тем, что в западных областях РК расположены основные запасы попутного и природного газа, в данных регионах проводится более активная работа по газификации населенных пунктов, чем в других областях РК. Вместе с тем уровень газификации в регионах не обеспечен в полном объеме.
Так, в Мангистауской области уровень газификации населения составляет 91%, Западно-Казахстанской - 67%, Актюбинской - 58,3%, Атырауской области - 56%.
На юге уровень газификации населения природным газом составляет: г. Алматы - 81% , Жамбылской-24% , Южно-Казахстанской-41,5% , г. Кызылорда - 44,5%, Костанайской области - 16%, Алматинская - 5,7%.
Для обеспечения стабильных поставок газа в Южные Регины страны требуется строительство магистральных газопроводов по маршруту «Запад-Юг».
С разработкой новых месторождений наращиваются объемы добычи и выработки товарного газа, что в свою очередь влечет за собой увеличение экспортного потенциала и насыщение внутреннего рынка газа.
В целях эффективной реализации основных направлений и положений Концепции развития газовой отрасли Республики Казахстан до 2015 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 января 2002 года №25 была разработана Программа развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2004 года №669.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2007 года №1007 утвержден План мероприятий по реализации Программы развития газовой отрасли Республики Казахстан на период 2007-2010 годы (второй этап).
В последние годы в Казахстане больше внимания стало уделяться развитию геологоразведочной отрасли. Ежегодно увеличивается финансирование на проведение геологического изучения недр. Комитетом геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан разработана и реализуется «Программа развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РК. Также Комитетом активно развивается международное сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья. В целом, геологическими исследованиями, выполняемыми за счет средств республиканского бюджета и привлекаемых инвестиций, обеспечивается геологическое изучение недр страны, выявление дефицитных видов сырья и поддержание общей конкурентоспособности минерально-сырьевой базы Республики Казахстан.
На данный момент в республике существует проблема с воспроизводством водных ресурсов. Экологи уже давно предупреждают: такое положение дел может привести кмасштабной экологической катастрофе, которая существенно подорвет ибез того слабую экономику центральноазиатских стран. Прорыв дамб иканалов чреват нетолько разрушениями от потоков воды иселей.
Таблица 3. Обязательства согласно трехстороннего соглашения по использованию водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ
По прогнозам аналитиков, значение чистой питьевой воды вЦентральной Азии скаждым годом будет только возрастать. Из-за интенсивного загрязнения атмосферы ледники Тянь-Шаня иПамиро-Алая стали таять гораздо позднее, что серьезно осложнило ситуацию вФерганской долине, где уже который год стоит засуха. Воды Сырдарьи сегодня едва доходят до середины территории Узбекистана, западные области которого уже практически полностью обезвожены. По прогнозам экспертов, через 15-20 лет водные ресурсы региона сократятся минимум натреть.
Среди мер по охране природной среды одно из центральных мест занимает воспроизводство природных ресурсов, которое еще в конце 70-х годов приобрело конституционное значение. Из Конституции Республики Казахстан заключается, что в интересах настоящего и будущего поколений необходимо принимать меры для обеспечения воспроизводства природных ресурсов и улучшения окружающей природной среды.
Воспроизводство природных ресурсов – объективная необходимость, обусловленная всевозрастающим их потреблением, а также некоторыми негативными последствиями хозяйственной и иной деятельности, например, загрязнением окружающей среды.
Воспроизводство – категория экономическая. Однако эта деятельность имеет и юридический аспект, т.к. значительная часть отношений по воспроизводству природных богатств возникает, изменяется и прекращается в установленном законом порядке, содержание его носит и правовой характер.
Особое значение в настоящее время в Республике Казахстан приобретает организация воспроизводства природных богатств. Эта деятельность, по существу, превратилась в одну из функций государственного управления в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В этой связи возрастает роль различных органов государственной власти и управления.
В советской юридической науке до сих пор не проводилось специальных исследований всего комплекса вопросов воспроизводства природных богатств. Имеющиеся работы были посвящены, главным образом, восстановлению земельных ресурсов, лесов, животного мира, причем без учета их взаимосвязи и взаимозависимости.
Отсутствие специальных научных разработок, а также всевозрастающая потребность в надлежащей организации процесса воспроизводства природных богатств, развитие соответствующего законодательства, повышение его регулятивной роли, организующей роли органов власти и управления в области охраны природы и побудили нас избрать данную проблему в качестве предмета исследования.
Исследование проблемы, и, прежде всего действующего законодательства, показало, что наряду с Конституцией Республики Казахстан в настоящее время существует целая система юридических норм, закрепляющих основные направления воспроизводства земельных, водных, лесных и других ресурсов природы, порядок и условия этой деятельности, определяющих круг субъектов данных отношений и органов управления названными процессами.
Имеются и нормы юридической ответственности за нарушения требований по воспроизводству природных ресурсов.
К числу наиболее значимых актов, предусматривающих мероприятия по воспроизводству ресурсов природы, относятся Земельный кодекс 2003 г., Водный кодекс 2003 г., Лесной кодекс 2003 г., Об охране окружающей среды 1997 г. и др. Содержание этих актов нацеливает все органы власти и управления, самоуправления общественности природопользователей на необходимость тщательного и систематического контроля за проведением работ по борьбе с эрозией почв; за правильным использованием земель, вод, лесов, других природных богатств; за соблюдением природопользователями действующих норм и правил по рекультивации земель, воспроизводству растительного и животного мира и т.п.
К примеру, актами, предусмотрена обязанность предприятий, учреждений и организаций следить за своевременным выполнением планировочных, строительно-монтажных, мелиоративных и других работ в соответствии с утвержденным проектом, за своевременным перечислением средств землепользователям на освоение земельной территории, указанной в проекте рекультивации. Землепользователи, в свою очередь, несут ответственность за качественное выполнение работ по восстановлению плодородия земель и за своевременное их вовлечение в сельскохозяйственное или другое производство. Базовыми нормами в данном случае являются гл. II Земельного кодекса РК.
К сожалению, воспроизводство земельных ресурсов по объективным и субъективным причинам еще не находится на должном уровне. В Республике практически уже нет площадей для освоения.
Известно, что при строительстве и эксплуатации Шардаринской ГЭС пришлось распроститься с более чем 90 тыс. гектаров плодородных земель. К тому же при сбросе водных масс из верхнего бьефа плотины в нижний мощными потоками воды разрушаются берега. За год из сельскохозяйственного производства выбывает несколько сот гектаров плодороднейших земель. Осваивать новые земли взамен выбывших, как уже было отмечено, не представляется возможным. Таких земель просто нет в природе.
В последнее время у нас в республике разгорелись дискуссии относительно того, поднимать ли уровень Балхашского водохранилища или оставить его прежним и даже понизить этот уровень. Действительно, проблема ее серьезная. Но хочется надеяться, что соответствующие специалисты все-таки при ее решении учтут интересы воспроизводства земельных ресурсов, животного мира и сохранения среды обитания диких наземных животных.
В ныне действующем водном законодательстве также содержатся нормы, посвященные воспроизводству водных ресурсов. Здесь, в первую очередь, следует назвать ст. 121, 125 и 127 Водного кодекса Республики Казахстан. К сожалению, восстановление водных ресурсов связано лишь с платой за их использование. Другие же вопросы, касающиеся, например, прав и обязанностей водопользователей, в Кодексе не отражены. Поэтому не случайно ни в законодательстве, ни на практике не упоминаются и не используются такие виды воспроизводства водных ресурсов, как переход на оборотное водоснабжение, безводную технологию, воздушное охлаждение и т.д.
Необходимо отметить, что перечисленные нормы, безусловно, будут способствовать сокращению количества случаев нарушения требований по воспроизводству животного мира. Однако предстоит еще многое сделать в смысле конкретизации и Закона, и других нормативных актов, а также практики их применения и установления конкретных мер ответственности за упомянутые нарушения.
На качестве воспроизводства животного мира заметно сказывается ухудшение среды обитания. Особенно это касается рыбных запасов. Наиболее характерна в этом отношении судьба рек и их рыбных запасов. Пример этот имеет давнюю историю, но подобные случаи весьма возможны и в настоящее время.
Эти реки (Ишим, Тобол и др.) до того, как они были зарегулированы в результате строительства гидроузлов и других гидротехнических сооружений, издавна считались идеальным местом нереста и нагула ценных промысловых рыб. Нарушение гидрологического режима рек значительно сократило рыбные запасы региона. Компенсационные меры в виде строительства рыбозаводов по выращиванию молоди рыб, рыбоходных каналов и т.д. не дали желаемого результата. К тому же строительство этих объектов неоправданно затягивалось, а последующая эксплуатация нередко осуществлялась с нарушением соответствующей технологии. Отсюда воспроизводство рыбных запасов рек продолжает оставаться до сих пор острой проблемой. В этой связи со всей очевидностью встает вопрос о более четкой регламентации прав и обязанностей лиц, ответственных за строительство и эксплуатацию такого рода сооружений. Отсутствие же подробной регламентации приводит порой к значительному снижению
Воспроизводство природных ресурсов требует больших материальных затрат, поэтому все нормы права, регулирующие этот процесс (обязывающие, запретительные), должны строго соблюдаться, ибо отступление от указанных норм не только сводит на нет уже затраченные усилия, но и нередко порождает более существенные по своим масштабам последствия.
Представляется, что экспериментирование с воспроизводством природных ресурсов может и должно иметь место, но только в целях познания природных процессов и в специально отведенных для этого местах, а не на широком поле производственной или иной деятельности. В этой связи целесообразно более детально конкретизировать правовые нормы, регулирующие воспроизводство и охраняющие при этом интересы государства. Пока же еще у нас в законодательстве существует больше общих, базовых норм, чем конкретных.
Важнейшим организационно-правовым средством, обеспечивающим рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, являются перспективные и текущие государственные планы экономического и социального развития. К этим планам относятся территориальные комплексные схемы охраны природной среды, генеральные схемы охраны и обеспечения рационального использования земельных, лесных и других ресурсов.
В последнее время стали чаще разрабатываться программы охраны природных ресурсов, в которых значительное место уделено их воспроизводству.
Важнейшим условием реализации планов по охране природы является их финансовое обеспечение. Анализ источников финансирования мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов показывает, что за счет государственного бюджета финансируются мероприятия по охране природы при строительстве наиболее крупных объектов общегосударственного значения. Из бюджета Республики Казахстан средства направляются на строительство отдельных природоохранительных объектов, на проведение мероприятий по мелиорации сельскохозяйственных земель, на развитие лесного хозяйства и т.д.
Общеизвестно, что в воспроизводстве природных ресурсов огромная роль принадлежит заповедной (консервативной) форме охраны среды.
Несмотря на количественный рост заповедных территорий, качество заповедной охраны природы оставляет желать лучшего. Главная причина здесь заключается в отсутствии полноценного ее финансирования. Кроме того, недостаток технических средств охраны, малочисленность штатных работников приводят к печальным результатам.
Третья форма охраны природной среды - ее улучшение, оздоровление - также играет большую роль в воспроизводственной деятельности. Проблем здесь довольно много, одна из самых острых - проблема утилизации отходов производства и потребления. В настоящее время уже предпринимаются серьезные меры в этом направлении. Не отстает в этом отношении и Республика Казахстан: достаточно сослаться на факт строительства в Шымкенте завода по переработке отходов.
Воспроизводство природных ресурсов немыслимо без такого рычага поведения участников экологических отношений, как материальное и моральное поощрение. Меры морального и материального поощрения предусмотрены всеми заглавными актами, законами. Применение этих мер становится все более заметным, важно, чтобы они и стали нормой жизни.
Исследование данной проблемы привело нас к выводу о необходимости принятия закона о воспроизводстве природных ресурсов, а также Постановления Правительства РК об улучшении и оздоровлении окружающей природной среды. Кстати сказать, первая форма охраны окружающей природной среды закреплена в специальном законе.
Воспроизводство природных ресурсов немыслимо без применения средств его обеспечения, в том числе мер юридической ответственности. Однако данный вопрос является большим, самостоятельным и специфическим. Вот почему мы в данном случае не будем его анализировать.
Для вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира необходимо повысить показатель эффективности использования природных ресурсов.
В настоящее время усредненный показатель эффективности использования ресурсов (всех производственных технологий и процессов. - Примечание Kazakhstan Today) по Казахстану равен 31%, что больше, чем среднемировой уровень (24%), но в полтора раза меньше, чем в наиболее конкурентоспособных странах, для сравнения: в Японии он составляет 36%, в США - 34%, в Германии - 33%.
При этом, что анализ обобщенного показателя эффективности использования ресурсов страны показывает, что экономический рост достигался преимущественно за счет роста цен и потребления значительных ресурсов, при этом имеет место огромная потеря и деградация природных богатств. Достижение конкурентоспособности невозможно без изменения данной тенденции. Экономический рост Казахстана должен происходить за счет повышения показателя эффективности использования ресурсов, а не за счет наращивания потребления ресурсов.
Согласно расчетам, резервы роста Казахстана счет потребления ресурсов могут быть исчерпаны в ближайшие 15-20 лет, лишь при уровне эффективности использования природных ресурсов не ниже 37% начиная с 2012 года и не ниже 43% - с 2019 года страна может конкурировать с развитыми странами.
В современном мире качество жизни людей определяется тремя основными составляющими: это продолжительность жизни, уровень благосостояния, состояние окружающей среды. По показателю качества жизни Казахстан занимает 78-ю позицию в мире, по индексу экологической устойчивости - 70-е место.
Проект концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2006 - 2024 годы, который в настоящее время проходит согласование в министерствах, предусматривает поэтапное повышение основных показателей развития страны. Так, показатель эффективности использования ресурсов планируется к 2012 году повысить до 37%, к 2018-му - до 43%, к 2024-му - до 53%.
Прогнозируется, что к 2018 году Казахстану удастся укрепить свое положение среди лидеров мирового развития по уровню качества жизни, существенно сократить потери от нерационального использования природных ресурсов и обеспечить высокий уровень экологической устойчивости. К 2024 году Республика Казахстан сможет соответствовать международным критериям устойчивого развития.
Эффективность использования природных ресурсов Казахстана не приносит максимальную выгоду. Причем, этот касается не только нефти, газа, других минеральных ресурсов, но в не меньшей степени – лесных богатств, водных биологических и энергетических ресурсов.
Казахстан, с его малыми гидроресурсами, использует свой потенциал менее чем на 20 процентов, в то время как другие развитые страны – на 70–80 процентов.
По территории Казахстана протекают крупнейшие реки Азии. Коэффициент использования их гидроресурсов по республике равен 3%. Единственная, соответствующая мировым стандартам, действующая ГЭС это Шардаринская ГЭС. Практически все гидростанции республики в процессе сохранения электроэнергии теряют до 80%. На остальных же участках крупных рек пригодных для строительства ГЭС их просто нет.
Промышленное рыболовство развито практически только, на Каспии и озере Балхаш. Причем доля ловли уменьшается пропорционально с каждым годом. Крайне низкая эффективность использования рыбной отрасли понятна и очевидна.
В большинстве стран рыбная отрасль традиционно закрыта для иностранцев. В Республике Казахстан доля иностранных фирм в рыболовной промышленности по республике составляет 40%. Надо прекратить выдачу квот иностранным компаниям и предпочтение отдавать отечественным предприятиям, развивающим собственную переработку.
Следующая причина низкой эффективности использования водных рыболовных ресурсов Республики Казахстан это незаконная ловли и контрабанды. Доля законной ловли рыбы в общей составляет лишь 20%. И та производится с нарушением всех международных норм. В республике производится отлов рыбы молодого возраста, которая во всех развитых страна законодательно запрещена.
Необходимо для увеличения эффективности использования водных рыболовных ресурсов разработать систему мер, обеспечивающих эффективный таможенный контроль и пресечение незаконной ловли и контрабанды.
Коэффициент эффективности использования добычи нефти по Республике Казахстан равен 40%.
В 2007 году Казахстан занял одно из лидирующих мест в мире по добыче нефти. А вот что касается переработки нефти, то здесь республика существенно отстает.
Казахстанская нефть содержит в своем составе большое количество масленичных веществ. Поэтому на мировом рынка она продается на 10, а то и 30% дешевле.
Основная причина низкой эффективности использования нефти в Республике Казахстан это низкая переработки сырья внутри страны.
Еще одна проблема. Сегодня в Республике Казахстан на нефтяных промыслах сжигается по самым минимальным оценкам более 15 млрд. кубометров попутного газа в год. Тем более, что во всем мире уже давно известна и действует система мер, доказавшая свою эффективность. Надо незамедлительно создать соответствующую систему учета, увеличить экологические штрафы, а также – ужесточить лицензионные требования к недропользователям.
По потерям энергии в тепловых сетях Республика Казахстан занимает третье место в мире. Это плохой рекорд. Что же касается уровня энергоэффективности, то по большинству производств он отстает от современного в 10–20 раз. К 2020 году поставлена задача по снижению энергоёмкости экономики практически на половину.
В Республике Казахстан по международным оценкам очень низкая эффективность использования недр. И составляет лишь 30%.
Слишком много уделяется внимания нефти и газу, но в Казахстане много и других ресурсов.
Экономика Республики Казахстан имеет сырьевую направленность. Доля пригодных для промышленности веществ в общей массе часто не достигает 20%. На международный рынок республиканское сырьё уходит по этой стоимости. Даже при частичной обработке, которая в Казахстане практически не проводится, доля полезных веществ увеличивается до 70%, а соответственно и цена, и легкость транспортировки.
Одна из причин низкой эффективности использования природных ресурсов в Республике Казахстан это то, что нет материальной ответственности за нерациональное использование недр. Необходимо их комплексное использование.
Важное значение в повышении использования природных ресурсов в Республике Казахстан имеет также стимулирование использования отходов, которые на самом деле не являются отходами, а представляют собой не до конца переработанное сырье. Минеральные ресурсы заканчиваются, особенно это относится к нефти и газу, их осталось – на 20 лет.
Что касается иностранных фирм – они должны много платить только за право приступить к разработке недр на территории Казахстана, а если будут вывозить сырье, – тогда платить должны еще больше.
В первую очередь население Республики Казахстан должно само использовать сырье, а на экспорт давать только излишки.
Заключение
Среди мер по охране природной среды одно из центральных мест занимает воспроизводство природных ресурсов, которое еще в конце 70-х годов приобрело конституционное значение. Из Конституции Республики Казахстан заключается, что в интересах настоящего и будущего поколений необходимо принимать меры для обеспечения воспроизводства природных ресурсов и улучшения окружающей природной среды.
Особое значение в настоящее время в Республике Казахстан приобретает организация воспроизводства природных богатств. Эта деятельность, по существу, превратилась в одну из функций государственного управления в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В этой связи возрастает роль различных органов государственной власти и управления.
В советской юридической науке до сих пор не проводилось специальных исследований всего комплекса вопросов воспроизводства природных богатств. Имеющиеся работы были посвящены, главным образом, восстановлению земельных ресурсов, лесов, животного мира, причем без учета их взаимосвязи и взаимозависимости.
За последние 12 лет в воспроизводство минерально-сырьевого комплекса привлечено более $86 млрд. инвестиций. За этот же период налоговые поступления и платежи по контрактным обязательствам составили порядка $33,6 млрд., отчисления на развитие социальной сферы и местной инфраструктуры более $ 1,5 млрд., на обучение казахстанских специалистов направлено около $ 0,4 млрд.
Начиная с 2002 года с улучшением экономического положения, в республике начала стабилизироваться ситуация в лесном хозяйстве.
Если в 1999 году посадка леса была проведена на площади 5,7 тыс. га, то уже в 2007 году на площади 24,9 тыс. га, т.е. увеличилась в 4,4 раза.
При областных акиматах созданы структурные подразделения лесного и охотничьего хозяйства.
На данный момент в республике существует пробдема с воспроизводством водных ресурсов. Экологи уже давно предупреждают: такое положение дел может привести кмасштабной экологической катастрофе, которая существенно подорвет ибез того слабую экономику центральноазиатских стран. Прорыв дамб иканалов чреват нетолько разрушениями от потоков воды иселей. Также внизину могут хлынуть радиоактивные отходы из урановых хвостохранилищ.
Исследование проблемы, и, прежде всего действующего законодательства, показало, что наряду с Конституцией Республики Казахстан в настоящее время существует целая система юридических норм, закрепляющих основные направления воспроизводства земельных, водных, лесных и других ресурсов природы, порядок и условия этой деятельности, определяющих круг субъектов данных отношений и органов управления названными процессами.
Имеются и нормы юридической ответственности за нарушения требований по воспроизводству природных ресурсов.
Исследование данной проблемы привело нас к выводу о необходимости принятия закона о воспроизводстве природных ресурсов, а также Постановления Правительства РК об улучшении и оздоровлении окружающей природной среды.
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория М.: Финансы и статистика,1993
2. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек. 2001.
3. Долан Э. Дж. Микроэкономика, С.-Пб.: АО Санкт-Петербург оркестр, 2000.
4. Журнал «Казахстан. Экономика и жизнь», №4, 2007.
5. Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором / Вопросы экономики 2007.
6. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ. 2000.
7. Кемпбелл Р. Макконнелл ,Стэнли Л. Брю Экономикс М., т.1,2, 1992.
8. Комар И. В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М., 2001.
9. Курс экономической теории под ред. М.Н. Чепурина, Киров. : АСА. 1995.
10.Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 2002.
11. Макроэкономика (Часть II) Учебно-методическое пособие ГАСБУ М., 1994.
12.Марцинкевич В. Мировая экономика в XX веке: потрясающие достижения и серьезные проблемы / Мировая экономика и международные отношения 2007.
13.Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. М., 2003.
14. Назарбаев Н.А. «Казахстан-2030», Алматы, 1996.
15. Национальное Статистическое Агентство «Статистический пресс-бюллетень», том 1-2, Алматы, 2008.
16.Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира, М., 2001.
17.Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 2004.
18. Черника Д.Г. Налоги. М., «Финансы и Статистика», 2001.
19. Эйсмонд О.А., Петров П.Д., Логвин В.Н. Оценка лесной ренты и эффективность повышения рентных платежей. М., 2000.
Министерство образования и науки Республики Казахстан Карагандинский Государственный Технический Университет КАФЕДРА «Экономической теории» КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Воспроизводство природных ресурс
Государственная политика в области монополистического регулирования
Государственная политика занятости в Республике Беларусь
Государственная система социальной зашиты населения
Государственная собственность и государственное предпринимательство в системе современного хозяйствования
Государственное антимонопольное регулирование в России и в странах Европейского Союза и США
Государственное предпринимательство как метод регулирования экономики
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: теоретические аспекты и современная практика
Государственное регулирование ВЭД
Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.