База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Возрождение (Ренессанс) — Философия

 Введение.

«Возрождение» является термином,который,в  качестве историографической  категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени  благодаря работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии»,ставшей самой известной  и долго  служившей  образцом и необходимым путеводителем.  В работе Буркгардта   ренессанс  выступал  в качестве  изысканного итальянского явления, для которого  характерны  индивидуализм  практический и теоретический, культ светской жизни  с подчёркнутой чувственностью, светский дух религии  с тенденцией к язычеству, освобождение  от власти авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам. Главная особенность философии Ренессанса — антропо­центризм. Ренессанс, согласно Буркгардту,был поэтому эпохой рождения новой культуры, противоположной  культуре  средневековой, и в этом состоит  её важная роль,она не определялась лишь  воскрешением античности. «То, что мы должны  установить в качестве существенного момента – это то, что не возрождённая античность сама по себе, а соединённая  вместе с новым  итальянским духом, имела силу привлечь к себе весь западный мир».[1] Возрождение античности, таким образом, дало название «Ренессанс» (Возрождение)  всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в ней  действительно происходит синтез  нового духа в Италии, с самой античностью, и в то же время  этот дух, разрушая окончательно Средневековье, открывает  новую эпоху. Возрождение — это культура переходного периода, ис­ключительно интенсивная, но — если не говорить об Ита­лии — очень недолговечная.

И, тем не менее, за это время, исторически не столь уж длительное, произошло много событий в политичес­кой, экономической и духовной жизни Западной Европы. За сравнительно небольшое время сложились современ­ные национальные обособленности, в рамках которых начала развиваться европейская культура. Феодальная раздробленность уступила место абсолютной монархии, которая опиралась не только на феодалов, но и на буржу­азию городов. Города, бывшие ранее изолированными ос­тровами в средневековой Европе, стали центрами куль­турной жизни нации. Складывались и новые производственные отношения. Рутинный, «феодальный» способ производства утрачивал прежнее значение. Начался переход от ремесла к ману­фактуре. Вопросы христианской веры перестали быть заповед­ной областью и стали подвергаться обсуждениям.

 Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) зани­мает период с XIV по XVI вв.  и считается важным периодом в истории философии.

Также эпоха Возрождения рассматривается в следующих книгах:

Баткин Л.М., «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М.,1978;  Баткин Л.М., «Итальянское Возрождение в поисках  индивидуальности».-М.,1989;  Горфункель А.Х., «Философия эпохи Возрождения».-М., 1980;  Сергеев К.А., «Ренессансные  основания антропоцентризма».-СПб., 1993;  «Эстетика Ренессанса. Антология: в 2-х томах».-М., 1981;  Соколов В.В., «Европейская философия XV-XVII вв.» - М.,1984; Кузанский Н., Сочинения: в 2-х томах. – М.,1979;

Глава 1.

Общие положения эпохи Возрождения.

1.1. основные понятия Ренессанса.

Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире.

В эпоху Возрождения в центре внимания мыслителей оказывается  именно человек. (Важно заметить, что в античности в цен­тре внимания была природно-космическая жизнь, в сред­ние века — Бог и идея «спасения» человека.) Философское мышление ренессансного периода можно охарактеризовать как антропологическое.

В новое историческое время человек приобретает го­раздо большую самостоятельность. Он не считает, что своими успехами всецело обязан традиции, наоборот, в качестве художника, ученого, философа он сам вносит вклад в традицию. Поэтому человек эпохи Возрождения склонен приписывать все заслуги только самому себе.

Знаменитые философы ренессанса утверждали ценность человеческой культуры, человеческого знания, способного из­менить мир к лучшему. Широко распространено было мнение о том,  что главное в человеке — его добродетель, активное проявление добрых начал. Подлинное благородство не в происхождении, а в добродетельной душе, в стремлении че­ловека к знаниям «беседы с древними», в творческой деятель­ности.

Образованность и разносторонность в образовании со­путствуют идеалу человека этого времени. Существовали многочисленные примеры близости такому идеалу. Тео­рия архитектуры, живописи и ваяния, математика, меха­ника, картография, философия, этика, эстетика, педаго­гика — вот приблизительный круг занятий флорентий­ского художника и гуманиста Леона Баттиста Альберти.

Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового тем,что  в античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены его природой и от него зависело толь­ко — последует он природе либо отойдет от нее. Средневе­ковье поддерживало убеждение, что человек изначально греховен и природа его испорчена. Потому человек нуж­дается в божественной благодати и спасении. В эпоху  Возрождения этот библейский мотив ослабевает. Человек осознает себя в качестве творца и своей судьбы, и самого себя. Чувствует он себя также и неограниченным господи­ном над природой. Географический детерминизм утрачивает своё значение, точно также, как утрачивают значения различные корпорационные и сословные связи, без которых нельзя было обойтись в Средневековье.

 Известный гуманист  Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей знаменитой «Речи о достоинстве человека» пола­гает, что Бог, сотворив человека и «поставив его в центре мира», не дал ему ни особых обязанностей и ни даже собственного образа. Человек сам должен найти и свое место, и лицо, и обязанности, согласно его собственной воле и решению.[2]

Флорентийский гражданин Джаноццо Манетти (1396-1457) в трактате «О достоинстве и превосходстве челове­ка» провозглашает человека из всех живых существ «са­мым богатым и могущественным, потому что он может пользоваться по своей воле всем, что было создано...». Манетти с гордостью перечисляет все то, что, по его мне­нию, принадлежит человеку: «Нам принадлежат земли, поля, горы, долины... деревья... плоды всех растений, мелкий и крупный скот... домашние и дикие животные... реки, озера, болота... моря... все виды рыб... птицы». Да­лее Манетти высказывает мысль, которая для средневеко­вья показалась бы слишком смелой: «...И что может пока­заться наиболее удивительным, нам принадлежат ангелы, которые, как говорит апостол, созданы для пользы людей как духовные руководители».

1.2.Культ творческого индивидуализма человека.

В эпоху Возрождения всякая деятельность — будь то деятельность художника, скульптора, архитектора, мо­реплавателя или поэта — воспринимается иначе, чем в античности или в средние века.

У древних греков созерцание ставилось выше деятель­ности (исключение составляла государственная деятель­ность). Созерцание, по мнению греков, приобщало челове­ка к сущности природы, к тому, что есть вечное. Кроме того, не следует забывать, что многие виды деятельности были для греков дискредитированы рабским трудом.

В средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство рассматривает труд как своего рода «искупление за грехи» («в поте лица твоего будешь есть хлеб»). То есть труд — уже не рабское занятие. Но, тем не менее, высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души: молитва, богослуже­ние, чтение священных книг.

В эпоху Возрождения деятельность приобретает твор­ческий характер. С ее помощью человек не просто удов­летворяет свои нужды, а созидает новый мир, создает красоту, наконец, творит самое высокое — самого  себя.[3]  Личность теперь как бы перенимает, берет на себя твор­ческие функции Бога: она способна владеть и собой, и природой. У теоретиков возрожденческой эстетики встречается такое, например, сравнение: художник должен творить так, как бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска  спадает   и перед нами предстаёт творческий индивидуум Нового времени, который творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в эпоху Возрождения часто понимали тоже как религиозное, но ясно, что это была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический протестантизм, крепко связанный с частнопредпринимательским духом восходящей буржуазии. О художнике теперь не только говорят, что он должен быть знатоком всех наук, но и выдвигают на первый план его труд, в котором пытаются найти даже критерий красоты. Художник постепенно обособляется от церковной идеологии. В нем больше всего ценятся теперь техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость и специальные навыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже самодовлеющее  произведение искусства.

Вообще художник в эпоху Ренессанса занимает очень высокое положение и характеризуется как свободный творец прекрасных форм. «...Живопись должна быть поставлена выше вся­кой деятельности, поскольку она содержит все формы как существующего, так и не существующего в природе»[4] –Леонардо Да Винчи.

Преклонение перед человеком порождает особый эсте­тический настрой — культ красоты. У великих художни­ков — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля — мировосприятие Ренессанса получает свое высшее выражение.

Новизной является в данную эпоху чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты.

1.3.Проблема личности.

Как уже замечалось ранее, в  эпоху Ренессанса резко возросла ценность отдельного человека как уникального существа. Непохо­жесть на других стала необходимым признаком великого деятеля, знаменитого мастера-художника. Однако нельзя не заметить, что качество неповторимости как таковое не ориентировано ни на добро, ни на зло. Критерий ориги­нальности не учитывает нравственных потенций челове­ка. Это — как бы взгляд на него со стороны, извне.

Указанный нравственный фактор не учитывался тем более, что люди, впитавшие в себя идеи Ренессанса, не столько оценивали себя, сколько гордились и любовались собой, своими, как им казалось, неограниченными воз­можностями. Многие из них становились «титанами» Возрождения. Отечественный исследователь А. Ф„ Лосев (1893-1988) точно назвал такое состояние ренессансных «нравов» об­ратной стороной титанизма, «В термине „обратная сторо­на" нет ничего ненаучного, — писал А. Ф. Лосев, — вся­кая вещь на свете имеет свою прямую и свою обратную сторону»[5]. Не всегда обратная сторона предмета или явле­ния значима для исследователя, но в нашем случае важно дополнить ею прямое, «парадное» представление об эпохе.

Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами бытового коварства, вероломства, убийствами из-за угла, борьбой страстей и самолюбий. Своеволие и распущенность достигают в ренессансной Италии предель­ных выражений.

Разгул страстей и преступ­лений затронул и многих известных и выдающихся деяте­лей Ренессанса.

«Гуманисты непрерывно соперничали и боролись друг с другом, их полемика пересыпана оскорблениями и обви­нениями, — передает бытовой настрой эпохи А. Ф. Ло­сев. — ...причины их столкновений обычно ничтожны — это взаимные ущемления тщеславия»[6].

Можно увидеть, что  здесь наличествует определенная трагичность ренессансного существования. Современный автор Б. Г. Кузнецов (1979) полагает, что такая оценка связана с переживанием исторического времени, которое «вдруг» поглотило казавшуюся незыблемой тысячелетнюю эпоху средневековья. «Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее — это нулевая граница между ничем и ничем». Разрушив статические каноны Средневековья, «Возрождение явилось апофеозом локальной ценности, ценности теперь».

Известный учёный П.О.Кристеллер  полагал, что гуманисты того периода, что нас интересует, были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвен­но. В общем, согласно Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были фило­софами.

"...Гуманизм эпохи Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важ­ный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор имел в качестве своего главного центра группу предметов, которые касались, в основ­ном, не классических наук или философии, но того, что приблизитель­но может быть названо литературой. Были в этой особенной озабочен­ности словесностью, заставлявшей гуманистов посвящать себя изучению греческого и особенно латинского, черты впоследствии при­сущие второй половине XVIII века. Кроме того, гуманитарное образо­вание включениет философию и этические дисциплины, но исключает логику, философию природы, а также математику, астрономию, меди­цину, право и теологию, с той целью, чтобы упомянуть некоторые предметы, которые имели явно определенное место в программах уни­верситетов и в классификационных схемах того времени. Нам кажется, что этот ясный и простой факт дает неопровержимое доказательство несостоятельности попыток связать гуманизм эпохи Возрождения со всем комплексом философии, науки или культуры того времени"[7].

Как доказательство в пользу собственного тезиса Кристеллер ис­пользует, между прочим, тот факт, что на протяжении всего XV в., к примеру, итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой энциклопедической системы знания на другую новую, и что» "напротив, они сознавали, что их предмет изучения занимал место вполне опреде­ленное и ограниченное в пределах всей системы знания". Таким обра­зом, гуманизм не представлял совсем, как показано, "полной суммы наук итальянского Ренессанса". В заключение можно отметить, что гуманизм, по мнению многих учёных, может представлять только половину феномена "Возрождение".

1.4. Пантеизм и алхимия.

Пантеизм характерен для натурфилософии Возрожде­ния. (В переводе с греческого это слово означает «всебожие».) Христианский Бог утрачивает свой внеприродный характер, он как бы сливается с природой. Последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которыми ее наделяли в античности.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. В значительной степени она становит­ся «натурфилософией», которая представляет собой умо­зрительное истолкование природы в ее целостности. Этот взгляд формирует новую картину мира.

Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588). Свою философскую доктрину Телезио изложил в сочинении «О природе вещей согласно ее соб­ственным началам» (1565). Здесь как бы дана заявка на новый метод — изучать природу в соответствии с ее соб­ственными принципами существования. Формально Теле­зио признает Бога в качестве Творца, но реально боже­ственное начало исключается из природы и из сферы

философского анализа. Естествоиспытателя интересует природа, как она есть. Так, в частности, причину движе­ния нужно искать в самой природе. Небесные тела нахо­дятся в движении, потому что внутри они раскалены, в них пылает огонь. Но состоянием огня как раз и является движение. Многие натурфилософы этого времени видели в приро­де некое живое целое, пронизанное магическими силами. Такой полагал природу знаменитый немецкий врач, алхи­мик и астролог Парацельс (1493-1541). Вообще же алхи­мики устанавливали особые связи между веществами и уровнями существования человека. Например, элемент ртуть у них соответствовал духу, сера — душе, а соль — телу. Чтобы управлять силами природы, алхимик стре­мился войти с ними в особый магический контакт.

Глава2.

Основные представители эпохи Возрождения.

2.1.Известнейшие деятели Ренессанса.

Главная особенность философии Ренессанса — антропо­центризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследо­ваний. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и другие.

Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мель­чайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (опре­делениях).

Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скепти­цизм (Мишель де Монтень). На основе рационального созда­ются и первые утопии, рисующие идеальное государство, — «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Кампанеллы и другие.[8]

Основным представителями Возрождения можно считать Николая Кузанского, Франческу Петрарка, Пико дела Мирандолу, Николо Макиавелли, Томаса Мора, Николая Коперника и многих других.

2.2. Учёное незнание Николая Кузанского.

Николай Кузанский ( его собственное имя было Кребс) (1401—1464)  - это  выдающийся философ и теолог своего времени. Кардинал римско-католичес­кой церкви Николай Кузанский — родоначальник ренессансного платонизма.

Среди его работ можно выделить « Об учёном незнании (1438 – 1440), «О предложениях» (1440-1445), «Об искании Бога» ( 1445).

В своей философии  он  отходил   от ортодоксальных традиций средневековой философии и методов схоластики. Особое внимание   уделял проблемам астрономии, космографии, математики, проявлял  интерес к античной философии, обращался к диа­логической форме изложения ее проблем, высокая филологи­ческая культура отличают мышление Николая Кузанского и по­зволяют отнести его систему к философии Возрождения.

Николай Кузанский считал, что познание дано человеку Бо­гом. Поскольку познание идет от Бога, а Бог непознаваем, то есть предел познания — это Бог. Наше человеческое знание конечно, а Бог — бесконечен, следовательно, конечное знание пытается понять бесконечность и бесконечного Бога. Возможно ли такое знание? Николай Кузанский говорит, что человеку свойственна идея Бога. Бесконечный Бог может мыслиться конечным чело­веком в виде предела. Бог — это предел, до которого мы мо­жем знать, за этим пределом нет знания, но есть вера, есть осоз­нание Бога. Поскольку Бог — это истина, то истина не познает­ся, но осознается человеком. Получается, что путь человеческо­го познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возмож­ности постижения предельных божественных истин.

Вот заключение Кузанского: «Наш конечный разум, двигаясь  путём уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше или меньше, она заключается в чём-то неделимом, и, кроме как самое же истинной ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чём-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать её всё точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов  до бесконечности, он никогда не станет равен кругу, если не  разрешится тождество с ним».[9]

С другой стороны — Бог есть всеобщее, Бог — «максимум вселенной». Поскольку Бог проявляется в любой самой малой вещи, процессе, он и «минимум» Вселенной. Человек тоже (как Божие творение) является «малым миром», включающим «боль­шой мир». Ведь человек стремится выйти за пределы своего «я», к своей надиндивидуальности и подойти к «всеобщему», т. е. к Богу. И человек всегда неповторим, индивидуален, лично уни­кален, чем и ценен. Человек, как и мир, есть движение проти­воположностей, человек и мир постоянно в развитии, в движе­нии. У личности есть бесконечные перспективы для развития и саморазвития. Человеческий микрокосм отражает весь мак­рокосм, всю Вселенную. Тогда главное в жизни человека — это деятельность. Созерцательная жизнь становится невозможной, ибо человек — деятельное существо, и богопознание в указан­ных пределах идет через деятельность, через творчество лич­ности.

В целях утверждения своих идей, Николай Кузанский при­менял геометрические термины и доказательства, имея образ­цом Платона и его школу, в которой геометрия была необходи­мым условием изучения философии. Интерес к античности, уход от схоластических силлогизмов к диалектическому мето­ду, гуманистическое понимание ценности человеческой лично­сти у Николая Кузанского повлияли на его современников.

2.3. Франческа Петрарка – первый гуманист эпохи Возрождения.

Другим выдающимся представителем Возрождения был Франческа Петрарка(1304—1374) — выдающийся поэт, создатель знаменитой «Книги Песен» Основные философские труды Петрарки следующие: «Моя тайка» (1342—1343), трактаты «Об уединенной жизни» (1346), «О монашеском досуге» (1347), «Инвектива против врача» (1352—1353), «Старческие письма» (1361), «Книга о делах по­вседневных» (1366).

Он  еди­нодушно считается первым гуманистом. Уже в первые десятилетия XV века это было для всех очевидно, и Леонардо Бруни писал: "Франческо Петрарка был первым, на кого снизошла благодать, и он признал и осознал и вывел на свет изящество древнего стиля, утраченного и забытого"[10].

Петрарка подверг внима­тельному анализу "испорченность" и "безбожие" своего времени и попытался определить их причины, чтобы исправить. Философ считал, что :

1) что­бы не распыляться в поверхностном знакомстве с природой, необходи­мо возвратиться к себе и к собственной душе;

2) чтобы не распыляться в пустых диалектических упражнениях, нужно вновь открыть обаяние цицероновских гуманитарных наук (litterae humanae).[11]

Безукоризненно очерченная программа и собственный метод "фи­лософствования" Петрарки заключаются в следующем: истинная мудрость есть знание пути (метода) достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным.

Петрарка наста­ивает на том факте, что "диалектика ведет к безбожию, а не к знанию. Смысл жизни открывается не тому, кто нагромождает силлогизмы, но тому, кто овладел искусством быть свободным. Диалек­тика, с умом примененная, есть не цель, но инструмент духовного образования. Философия же это прежде всего наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого обще­ства. Истоки такой философии Петрарка видит в диалогах Пла­тона.

Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире. Знание, конечно, имеет источником Бога, знание идет от Бога, но источники мудрости не только в христианских или библейских книгах, они и в античном (языческом) знании и в трудах мусульманских ученых. Петрарка утверждал ценность человеческой культуры, человеческого знания, способного из­менить мир к лучшему. Главное в человеке — его добродетель, активное проявление добрых начал. Подлинное благородство не в происхождении, а в добродетельной душе, в стремлении че­ловека к знаниям «беседы с древними», в творческой деятель­ности, и в христианской вере.

Петрарка поднял достоинство слова, которое для гуманистов является наиболее важным и это может показать следующее его рассуждение : «Хорошо Сократ, который увидев красивого подростка в молчании, сказал: «Говори, чтобы я видел тебя. Через слово лицо человеческое становится прекрасным».[12]

2.4. Пико дела Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией.

Также среди известных философов Ренессанса стоит выделить Пико делла Мирандолу(1463 – 1494). Пико был  глубоко образован­ным аристократом, знавшим древние языки, восточные языки и философию. Учился в Италии и Франции, в своем творчестве испытал влияние платонизма. Видный гуманист, смело выс­тупивший против засилия схоластики и догматизма. В 1486 г.   Пико опубликовал «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме», которые открывались работой «Речь о достоинстве человека». Наиболее известны его трактаты «Гептапл» (толкование семи дней творения) (1489), «О сущем и едином» (1492), «Рассужде­ние против астрологии» (1494).

Дела  Мирандола заложил основу для нового понимания философии и места чело­века  в   мире.   Пико трактовал известный христианский тезис о создании человека Богом по своему образу и подобию в свете идей античной философии. Человек — это центр Вселен­ной, «микрокосм», поэтому человек выше всех смертных су­ществ и может творить свою собственную природу. Человек свободен, его свобода не ограничивается вмешательством Бога. Бог, создав другие творения, ограничил их строгими законами, которым они, безусловно, подчиняются. Не то с человеком. Бог создал человека свободным и разрешает ему самостоятельно творить свой образ. Человек имеет свободную волю, которая ограничена только «мировым порядком». Если человек престу­пает «мировой порядок», он теряет свое высокое достоинство. Конечно, воля Бога выше воли человека, но Бог не подавляет человека, его творческих возможностей, предоставляет ему свободу поступков и мыслей в рамках законов природы и об­щества, т. е. «мирового порядка».

Пико высоко ценил философию как путь к «естественному» счастью. Когда человек познает свою природу, свою деятель­ность, законы мира, пути к истине и благу, он «естественно счастлив». Есть и «сверхъестественное счастье» (высшее счас­тье), которое дается человеку путем веры. Человеку доступны все виды счастья. Сначала он через этику — науку о добре и зле очищается от своих пороков, затем совершенствует свой разум философией и, наконец, через теологию познает божественное. Важно, что философия совершенствует разум, позволяет дос­тичь и сохранить человеческое достоинство и благо. Без философии  нет человека, считал Пико, поэтому каждый человек должен заниматься ею. Изучение философии обеспечивает при­ход человека к добродетели, устраняет пороки.[13]

Познание Бога и мира человеком. Основу достоинства человека Пико видел в способностях к творчеству и познанию законов «мирового порядка». Однако, высшие за­коны доступны через веру, через высшее откровение. Законы мира постижимы через разум. Особенно важно знать не толь­ко христианскую мудрость и античную философию, но и вос­точную мудрость, изложенную в арабских книгах, поучениях Гермеса Трисмегиста, а также Каббалу. Дело в том, что позна­ние Бога связано не только с рациональной деятельностью, но и с деятельностью мистической и магической. Зная древнеев­рейский язык, Пико пытался объединить для познания Бога методы Каббалы (магические), методы аристотелевской логи­ки и методы платоновской философии — диалектику. В целом, по мнению Пико, получится целостное знание, позволяющее проникнуть в законы природы и понять божественную суть.

2.5. Идеи Николо Макиавелли.

Также большой известностью вплоть до сегодняшнего времени  пользуются идеи Никколо Макиавелли (1469—1527) – известного политического философа Европы. Его работы и поныне актуальны. В своих основных тру­дах: «Государь» (1503—1515), «История Флоренции» (1520— 1525), «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия» (1513—1519) Макиавелли обосновал главные принципы исследования зако­нов социума, в особенности политической сферы.

Философия истории дополняется у Макиавелли философи­ей человека, формированием новых методов и принципов ис­следования основ управления государством. В своей работе «Государь» Макиавелли высказал новые идеи о государстве и политике, широко опираясь на труды античных историков, философов и современный ему политический опыт.

Государство имеет в качестве материала человека, а обыч­ный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Эти качества, к сожалению, не­гативные: жадность, мстительность, изменчивость и т. д.

«Ведь о людях можно сказать, что они неблагодарны, из­менчивы, трусливы перед опасностью, жадны до наживы», — пишет Макиавелли[14]. Этот «человек толпы» и определяет суще­ствование государства. Опорой власти является сила, другой опорой служит умело создаваемый Культ личности» государя, третьей опорой выступает сильный бюрократический аппарат и т. д. Но в любом случае государство должно строиться с уче­том реальных фактов и явлений. Главный факт состоит в том, что чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее поте­рять. Абсолютного властителя легко заменить на другого тако­го же. (Скажем, парламент заменить куда сложнее). Другой факт заключается в том, что политический компромисс, устра­ивающий всех, невозможен, поскольку интересы людей слиш­ком различны. Значит, власти всегда угрожают те, чьи интере­сы задеты больше всего. Религия и мораль, по Макиавелли, — это только инструменты политики. Но жить государство по правилам религии или морали не может.

Политическая жизнь и политические решения должны при­ниматься только исходя из анализа самих политических фак­тов. Макиавелли при этом не отрицает ни религии, ни морали. Просто у политики свои законы, государь не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, насилие, жестокость, вероломство), — вполне допустимо в политике.

Макиавелли смог прямо сказать, что монарх может оказаться в таких условиях, что должен будет  применять крайне жестокие и бесчеловечные методы. Крайнее зло требует крайних мер, потому следует избегать компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив только  крайне вредны. Вот образец жесткой трезвости в "Рассуждениях на первые десять книг Тита Ливия", (написанных в 1513—1519 и опубликованные в 1532): "Когда кто-нибудь становится государем какой-нибудь страны, или города, особенно не имея там прочной опоры, и не склоняется ни к монархическому, ни к республиканскому гражданскому строю, то для него самое надежное средство удержать власть — это, поскольку он является новым государем, переделать в этом государстве все по-ново­му: создать в городах новые правительства под новыми наименования­ми, с новыми полномочиями и новыми людьми; сделать богатых бедными, а бедных богатыми, как поступил Давид, став царем: "алчу­щих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем", а кроме того — построить новые города и разрушить построенные, переселить жителей из одного места в другое, — словом, не оставить в этой стране ничего нетронутого. Так, чтобы в ней не осталось ни здания, ни учреждения, ни состояния, ни богатства, которое не было бы обязано ему своим существованием. Он должен взять себе за образец Филиппа Македонского, отца Александра, который именно таким образом из незначи­тельного царя стал государем всей Греции. Писавший о нем автор говорит, что он перегонял жителей из страны в страну подобно тому, как пастухи перегоняют свои стада. Меры эти до крайности жестоки и враждебны всякому образу жизни, не только что христианскому, но и вообще человеческому. Их должно избегать всякому: лучше жить час­тной жизнью, нежели сделаться монархом ценой гибели множества людей. Тем не менее, тому, кто не желает избрать вышеозначенный путь добра, надобно погрязнуть во зле. Но люди избирают некие сред­ние пути, являющиеся самыми губительными, ибо они не умеют быть ни совсем дурными, ни совсем хорошими "[15].

Эти самые горькие рассуждения связаны с пессимистическим ви­дением человека. Согласно Макиавелли, человек сам по себе ни хорош, ни плох, но, скорее, склонен к тому, чтобы быть плохим. Следователь­но, политик не может полагаться на положительное в человеке, но должен принимать преобладание отрицательного и действовать в соот­ветствии с этим. Поэтому не нужно бояться показаться устрашающим, следует принять необходимые меры, чтобы держать в страхе. Конечно, идеальный государь должен быть в одно и то же время и обожаемым и внушающим страх. Но эти две вещи трудно совместимы, и потому, государь выбирает самый эффективный из способов управления госу­дарством.

2.6. «Утопия» Томаса Мора.

Весьма интересны также идеи Томаса Мора (1478—1535) — политического деятеля, лорда-канцлера Англии (1529 г.), историка и философа. Томас Мор проводил принципы ренессансной мысли в своих основных произведениях «Исто­рия Ричарда III» (1512); «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом ост­рове «Утопии» (1516). Эта книга, сокращенно «Утопия», при­несла Мору всемирную известность. Слово «Утопия» дословно переводится с греческого как «место, которого нет». Столица Утопии называется «Амаурото», переводится как «исчезающая». Этими названиями Мор подчеркивает нереальность «наилучшего» идеального государ­ства, расположенного на острове Утопии. Главная идея нового общества у Мора — это отсутствие частной собственности. Сле­дуя греческому философу Платону, Мор утверждал, что соб­ственность разобщает людей, а общность имущества объеди­няет их. В идеальном государстве Мора нет социального нера­венства, все одинаково трудятся по шесть часов в день, осталь­ное время посвящено семье, учебе, развлечениям и отдыху. В «Утопии» разрешены любые религиозные культы, но запрещен атеизм, так как он ведет к безнравственности. Мор считает, что производить важнее, чем потреблять, и ратует за уравнитель­ный подход везде, даже в сфере быта. Одна и та же одежда, еда, развлечения и пр. Подчеркивается значение духовности, духовных удовольствий. В целом, человек Мора нивелирован и почти полностью управляется государством с колыбели. Го­сударство определяет воспитание детей, брак, религию, досуг и т. д.

Вместе с тем, цель формы коммунистического общества Утопии — свободное развитие граждан, прежде всего, разви­тие интеллектуальных и артистических способностей, и совер­шенствование собственных знаний и умений. Правда, у этих добродетельных граждан есть рабы. Эти рабы — преступники, поставленные обществом на тяжелые работы. Рабы необходи­мы, считал Мор, и как отрицательный пример для подрастаю­щих поколений. Другая цель общества и человека Мора — сча­стье. Мор анализирует греческую этику стоицизма, эпикуреиз­ма и считает, что счастье в познании, творчестве. Пьянство, разврат, леность отвергаются обществом, а некоторые из них наказуемы как пороки.

2.7. Теория Николая Коперника.

Следует также не забывать труды такого великого учёного как Николай Коперник, который внес немалый вклад в развитие науки.

Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить - великое дело утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея.

Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.

Эта новая теория исходит из следующих требований:

·  Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.

·  Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.

·  Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.

·  Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди , то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.

·  Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.

·  То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.

·  Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.

В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Формулируя тезисы своей теории, Николай Коперник пользуется понятиями астрономии начала 16 века. Так, в его тезисах речь идет о движении сфер, а не о движении планет. Ибо движение планет объяснялось тогда движением сфер, каждая из которых соответствовала определенной планете. Пятый тезис следует понимать как, что сфера неподвижных звезд не участвует в движении планетных сфер, а остается неподвижной. А в последнем тезисе речь идет о петлях описываемых планетами на небе вследствие движения Земли вокруг Солнца. В теории Коперника оказалось достаточно принять допущение о том, что мы наблюдаем за планетами с движущейся Земли, плоскость орбиты которой, почти совпадает с плоскостями орбит других планет. Такое допущение существенно упрощало объяснение петлеобразного движения планет по сравнению со сложной системой эпициклов и дифферентов в теории Птолемея. Необычайно важным был и четвертый тезис: никто до Коперника, а большинство астрономов и после его смерти, не смели приписывать Вселенной столь огромные размеры.

Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит к описанию последовательности расположения небесных сфер (планет). Затем Коперник останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли.

Заканчивается “Малый комментарий” следующим утверждением :”Таким образом всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет”. Коперник необычайно гордился своим открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы, сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать как сложения движений по окружности.

Заключение.

В заключении можно сказать, что Ренессанс  напрямую был связан с античностью, что доказывает перевод его названия. Именно в  это время люди стали обращаться к трудам таких известных античных философов, как Платон, Аристотель и др. Эпоха Возрождения характеризовалась многими значительными  переменами в умонастроении людей  по сравнению со Средневековьем. Усилились светские мотивы в европейской культуре, более самостоятельными и независимыми от церкви стали  искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был поставлен человек, вследствие чего  людей, изучающих антропоцентризм стали называть гуманистами, а общее течение  получило название  гуманистического.

Жизнь людей эпохи Возрождения была тесно связана с искусством, а внимание художников привлекал реальный мир.

На смену готическим строениям пришли светские здания, дворцы.

Люди перестали зависеть от природных факторов и уже не придавали  большое значение сословным ступеням, что позволило делать акцент на индивидуальных талантах и способностях человека.

Список использованной литературы:

«История философии» -учебник для ВУЗов, ответственные редакторы: В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, изд. "Феникс", г. Ростов-на Дону,1999 г.;

 Ю.И. Романов, Ю. А. Сандулов  «Краткая история философской мысли», изд. второе, стереотипное "Лань" Санкт-Петербург, 2003г.;

Д. Реале, Д.Антисери, «Западная философия от истоков до наших дней», часть2, изд. Спб, 1994 г.;

А.Ф. Лосев «Общая характеристика эстетики ренессанса»- М.,1999;

«Культурология» под редакцей А.Н. Марковой, третье издание, изд. «Юнити», 2001г.;

«Философия», Н.Ф. Бучило, А.Н.Чумаков, второе издание, изд. «ПЕР СЭ», 2001г.



[1] Дж. Реале, Д. Антисери «западная философия от истоков до наших дней» часть 2, С-Пб, 1994 г., стр.219

[2] И. Ю. Романов,  Ю. А. Сандулов,  «Краткая история философской мысли» изд. Спб, 2003 г., стр. 79

[3] И. Ю. Романов,  Ю. А. Сандулов,  «Краткая история философской мысли» изд. Спб, 2003 г., стр. 80

[4] И. Ю. Романов,  Ю. А. Сандулов,  «Краткая история философской мысли» изд. Спб, 2003 г., стр.80

[5] И. Ю. Романов,  Ю. А. Сандулов,  «Краткая история философской мысли» изд. Спб, 2003 г., стр.81

[6] Там же, стр. 82

[7] Д. Реале, Д.Антисери, «Западная философия от истоков до наших дней», часть2, изд. Спб, 1994 г., стр.214

[8] В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, «История Философии», учебник для ВУЗов, изд. Феникс, 1999 г, стр.125

[9] Д. Реале, Д.Антисери, «Западная философия от истоков до наших дней», часть2, изд. Спб, 1994 г., стр.254-255

[10] Дж. Реале, Д. Антисери «западная философия от истоков до наших дней» часть 2, С-Пб, 1994 г., стр.237

[11] Дж. Реале, Д. Антисери «западная философия от истоков до наших дней» часть 2, С-Пб, 1994 г., стр.237

[12] Дж. Реале, Д. Антисери «западная философия от истоков до наших дней» часть 2, С-Пб, 1994 г., стр.238

[13] В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, «История Философии», учебник для ВУЗов, изд. Феникс, 1999 г, стр.130

[14] [14] В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, «История Философии», учебник для ВУЗов, изд. Феникс, 1999 г, стр.132

[15] Дж. Реале, Д. Антисери «Западная философия от истоков до наших дней» часть 2, С-Пб, 1994 г., стр.313

 Введение. «Возрождение» является термином,который,в  качестве историографической  категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени  благодаря работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии»,ставшей самой известной  и долго 

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru