курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
(о почитании святых мощей святого апостола Андрея Первозванного)
"И Слово стало Плотью". Из этого основополагающего утверждения христианства возникло совершенно новое, незнакомое античному миру, отношение к телесности.
Если Бог стал человеком, если Он стал плотоносцем, значит персть уже не "темница духа", как думали античные философы, а данное человеку от Бога благословение - знак полноты его бытия. "Человек более, чем ангел создан по образу Божию" - учил в XIV веке святитель Григорий Палама, один из наиболее известных Отцов Церкви. Смог ли принять подобный строй мысли, не изменив своему мировоззрению, античный грек? Сомнительно. Отношение к плоти как к сосуду благодати возможно лишь для того, кто принимает веру в то, что Бог стал человеком… Поэтому известное обвинение протестантов - "православные отошли от чистоты христианской веры, так как они поклоняются мощам и иконам" - не только несправедливо, но и свидетельствует об умалении христианского мировоззрения в самом протестантизме. Это сам протестант мыслит по-эллински, когда недоумевает, как Бог в Своей благодати может реально присутствовать в мощах или иконе. Это его христианская вера недостаточно последовательна. Ведь если Слово стало плотью, плоть освящена, духоносна, приобщена Божеству, а значит, и достойна почитания.
Нетление - свидетельство победы, знак жизненной полноты, приобщенности к благодати. Нетленные мощи - это видимое свидетельство о том, что Бог в Своей Славе соприсутствует персти. Человек находится не где-то на периферии мироздания. Его не только "видят". Бог дарует человеку не только Свой взгляд, но и Свою благодать, человек сопричастен Божеству - Той Славе, Которой был облечен Бог еще до создания мира.
Нетление мощей, истечение из них мира или чудеса, происходящие от них, - свидетельство святости человека, т.е. свидетельство того, что он жив, предстоит Богу и испрашивает у Него для нас полноту жизни. Слово "мощи" понимается шире, чем телесные останки. Можно сказать, что мощи - это то, что "оставил" нам святой. Греческое слово "та лепсана" происходит от глагола "лепо" - оставляю. Акцент здесь на идее связи, живого и животворящего наследия. Это то, что осталось от святого, не только его телесные останки, но и личные вещи или одежда, к примеру, "милоть" пророка Илии или опоясание с тела апостола Павла.
Почитание мощей - очень древняя христианская традиция. Первым достоверным свидетельством такого почитания является рукопись "Мученичество Поликарпа" (II век по Р. Х.), где описывается мученическая кончина ученика святого апостола Иоанна Богослова Поликарпа Смирнского и, в частности, почитание его останков смирнскими христианами.
Традиция совершать литургию на антиминсе (плат с изображением положения во гроб Спасителя со вшитыми в него мощами) происходит от практики древних христиан, которые совершали Евхаристию в катакомбах, на гробах мучеников. Отсюда же и традиция строительства над мощами храмов или обычай возлагать святые мощи в основание церковных престолов.
О вселенском измерении почитания Божиих угодников свидетельствует другая благочестивая традиция - торжественно переносить мощи из одного города в другой. В строгом смысле слова не существует "русских", "украинских" или "греческих" святых, есть святые единой Кафолической (Соборной) Церкви, просиявшие в Греции, России, Украине или какой-либо другой стране. Поэтому иногда для того, чтобы открыть возможность непосредственного общения со святыней, ее торжественно доставляют в другой город или страну. Это выражает тождество веры и духовного опыта, другими словами, кафолическое измерение Церкви. Вместе с тем это еще и свидетельство любви, которая связывает различные общины, епархии или Поместные Церкви.
Прибытие в Киев, в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру честной главы святого апостола Андрея Первозванного и является таким даром, даром любви.
Апостол Андрей, брат апостола Петра и ученик Иоанна Крестителя был первым апостолом, призванным Господом на служение. Именно поэтому церковное предание усвояет ему имя Первозванного. Услышав слова своего учителя "Се Агнец Божий", апостол прилепляется сердцем ко Христу и неотлучно за Ним следует. После сошествия Святого Духа апостол Андрей проповедовал в Эфимии, Никодимии, Синопе, Трапезунте, Крыме и Кавказе, Керчи и Херсонесе.
В 66 г., в царствование императора Нерона апостол Андрей был распят на кресте, подобно Христу и своему брату апостолу Петру. Местом его мученической кончины стал греческий город Патры. Согласно древнему преданию, апостол Андрей был распят вниз головой - так же, как и апостол Павел.
До IV века мощи апостола находились в Патрах. В 353 г., исполняя волю императора Константина, византийский военачальник Артемий перенес мощи в храм Двенадцати Апостолов в Константинополе, где для мощей каждого апостола была приготовлена специальная ниша. Честная глава апостола осталась в Патрах. Другая часть мощей, оказавшаяся в Константинополе, во время разграбления его крестоносцами была украдена Капуйским кардиналом Петром и вывезена в итальянский город Гаэта. По другим сведениям, мощи апостола Андрея (кроме главы) находились в Риме, где в 1527 г. даже были осквернены немецкими воинами. Что же касается честной главы апостола, то она либо вообще не вывозилась из Патр в Константинополь, либо была вывезена вместе с остальными мощами, а позже возвращена императором Василием I (867-886) в качестве дара за взятую в жены богатую вдовицу Даниилиду, родом из Патр. Позже глава апостола была перенесена в Рим Фомой Палеологом, братом константинопольского императора Константина Палеолога. Какие мотивы двигали императором Константином? Скорее всего это было чисто политическим шагом - последней попыткой византийского императора склонить папу к поддержке Византии против турков. Однако в своих надеждах Константин был обманут. Рим безучастно взирал на страдания ромеев (как называли себя византийцы), и предельно истощенная империя пала. А древняя православная святыня так и осталась в Риме до 1966 г., когда по просьбе Константинопольского патриарха Афинагора папа Павел VI принял наконец решение вернуть главу апостола в Патры, место его мученической кончины. Так, спустя 502 г. пребывания на чужбине, великая православная святыня возвратилась в лоно Православной Церкви.
История честной главы апостола Андрея свидетельствует о том, как драгоценен этот дар, преподнесенный нашей Церкви - возможность приложиться к святыне в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. После стольких лет разлуки греки ревниво относятся к своей святыне, и нынешнее пребывание в Украине - это четвертый случай, когда после своего возвращения мощи покидают Патры. Пребывание мощей в Киеве как бы завершает некий исторический цикл. Ведь мы поклоняемся не мощам, а святому апостолу, соприсутствующему им, а вернее - Божественной благодати, которая навсегда почила в сердце Андрея, когда он впервые увидел Христа.
Церковное предание свидетельствует о том, что святой апостол Андрей уже был здесь, благословив эту землю, предсказав будущность Киева: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет Благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей".
25 августа апостол пришел в страну сбывшегося пророчества. У его честных мощей собралось множество христиан, собранных из множества воздвигнутых за тысячелетие видимой разлуки церквей. Хотя можем ли мы вообще говорить здесь о разлуке, даже с прилагательным "видимая"? Разве ушла воссиявшая по его пророческой молитве благодать?
5 сентября святые мощи вернулись в Грецию. Однако, вернувшись к себе домой, апостол не покинул святой лаврской обители и киевских гор. И не он ли первым увидит грядущего во славе Христа - пришедшую судить мир Распятую Любовь?
Список литературы
1. Петр ЗУЕВ, священник "Возвращение Первозванного Апостола"
(о почитании святых мощей святого апостола Андрея Первозванного) "И Слово стало Плотью". Из этого основополагающего утверждения христианства возникло совершенно новое, незнакомое античному миру, отношение к телесности. Если Бог ст
Иранский взгляд на православие
Жизнь, Любовь и Смерть
Концепция генад Прокла, Ареопагитский корпус и Дамаский
Культура и христианство
Современное состояние иеговизма
Храм как место встречи интеллектуальной и народной культур в средневековой Западной Европе
Новые сроки и старые разочарования
Религиозное сознание и средства массовой информации
Христианские мотивы в лирике Владимира Набокова и Бориса Поплавского
Фатима Арсанова
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.