курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
РОССИЙКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал Российского государственного социального университета
Министерства образования и науки РФ в г. Тольятти Самарской области
Кафедра: "СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу "Инновационный менеджмент"
На тему "Выбор приоритетных направлений исследований и разработок"
Выполнила:
студентка 4-го курса
группы МС-7/05
Кривякина Т.С.
Проверил:
Безруков
Тольятти 2008
Содержание
Введение
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
Методология формирования приоритетных направлений инновационно -ориентированных исследований в области техники и технологий на основе запросов ведущих предприятий
Заключение
Список литературы
Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Научно-техническая политика - это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции.
Научно-техническая политика охватывает все структурные звенья, определяющие научно-технический прогресс и разрабатывается по направлениям, связанным с выпуском принципиально новой продукции, продукции, новой для данного предприятия, но имеющейся на рынке, а также совершенствованием уже выпускаемой предприятием продукции. Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.
Инновации (нововведения) представляют собой количественные и качественные изменения технической базы производства и механизма управления предприятием, направленные на производство новой или улучшенной продукции, на внедрение и использование новых видов оборудования, новых форм организации производства, сбыта и новых методов управления. Это не только технический, но и экономический и социальный термин. Новые знания не равнозначны инновации, они предшествуют ей, и только будучи примененными на практике они превращаются в инновации. Предприятие, внедряющее инновацию, всегда рискует. В случае успешного внедрения инновации оно получает вознаграждение за риск в виде возросшей прибыли. По мере процесса распространения инновации прибыли предприятия, первым внедрившего её, начинают сокращаться.
Инновационный менеджмент - процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности.
Сущность инновационного менеджмента заключается: в составлении инновационных программ и проведении единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью.
Главная цель инновационного менеджмента - разработка и производство новых видов продукции, что требует решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества.
Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждается Правительственной комиссией по научно-технической политике.
Финансирование работ, выполняемых программ направлен на развитие исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем.
Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.
Особыми объектами науки федерального значения является Государственный научный центр. Статус государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры. Результаты их научных исследований получили международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы.
Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.
К началу 1996 г. в России было свыше 60 государственных научных центров. Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа.
Федеральная научно-техническая программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению.
Целями федеральных научно-технических программ являются: получение новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решение научно-технических проблем; создание конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России.
При этом необходимо соблюдение следующих условий:
· существенная значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
· принципиальная новизна и взаимоувязанность программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
В качестве государственного заказчика выступает Комитет по науке и технологиям РФ.
Руководство программой осуществляет научный совет. Научный совет отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
В настоящее время в России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди государственных научно-технических программ можно выделить: создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса; экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники осуществляется целевым назначением Комитетом по науке и технологиям РФ из средств федерального бюджета.
Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются: информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий.
Разработка перечисленных направлений связана с осуществлением государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектов.
Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники.
Программы отбираются исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.
Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний период) в соответствии с федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
Программы относятся к федеральному уровню при наличии следующих условий:
· соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;
· значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники;
· невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
· принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
· возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;
· достаточность (полнота и взаимоувязанность) системы программных мероприятий для решения поставленных задач;
· реальность решения проблемы, исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.
Система выбора приоритетных направлений инновационно -ориентированных научных программ и проектов выполняла бы следующие задачи:
учитывала запросы на постановку НИОКР большинства высокотехнологичных предприятий различных отраслей и регионов и формировала многоуровневый характер приоритетных направлений (муниципального, регионального, федерального и отраслевого) и обеспечивала межрегиональные и межотраслевые связи при учете запросов потребителей позволяла формировать и выполнять коллективные ПИОКР с участием нескольких научно-исследовательских организаций в интересах предприятий:
готовила предложения по подготовке вузами специалистов для разработки выбранных приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований и последующей реализации результатов исследований на производстве и формировала предложения для проведения коп-курсов направо выполнения ПИОКР за счет финансирования на основе частно-государственного партнерства:
способствовала образованию кластерных структур, стимулирующих сотрудничество науки, образования и высокоэффективного производства.
Исходя из поставленных задач, очевидно, что система и ее элементы должны охватывать все регионы и большинство высокоэффективных предприятий, находиться в тесных контактах с вузами, администрациями регионов и предприятиями, иметь квалифицированный персонал для научно-технической экспертизы.
Наиболее полно решению этих задач отвечают расположенные, но всех регионах.
Центры трансфера технологий университетов (ЦТТ) и объединившая их Сеть трансфера технологий высшей школы (СТТ BIII), одной из основных задач которой является осуществление "обратной связи" между потребностями рынка в наукоемкой продукции и формированием для вузов инновационно-ориентированной тематики фундаментальных НИР и прикладных ПИОКР, отвечающей требованиям и зaпpocaм отраслей и регионов.
ЦТТ университетов и их инновационные инфраструктуры имеют положительный опыт но взаимодействию с предприятиями и региональными органами. Наиболее активно работают университеты в Томске, Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Н. Новгороде, Воронеже, Владивостоке, Саратове, Волгограде.
Отработаны формы и методы работы, но формированию базы данных запросов предприятий в выполнении ПИОКР и ОКР. Вузы и их структуры участвовали в разработке планов инновационного и социально-экономического развития регионов.
Недостаточный опыт новых ЦТТ может быть восполнен обменом опытом и различными учебными курсами, в том числе с использованием дистанционного образования, организуемыми как в системе высшей школы, так и вне ее.
Формирование приоритетов инновационно-ориентированных исследований будет происходить снизу вверх от отдельных предприятий через многоуровневые срезы (муниципальный, региональный и федеральный).
Сбор информации о запросах предприятий в решении научно-технических проблем, возможностях финансирования выполняемых ИИОКР. потребностях в кадровом сопровождении, осуществляется ЦТТ но единой форме и методике во всех регионах. Для каждого уровня (муниципального, регионального, федерального) определяются наиболее значимые и научно-исследовательские работы.
Для выполнения такой объемной работы должны быть разработаны:
научно методическое и информационное обеспечение анализа запросов на инновационно-ориентированные исследования предприятий и научных организаций в области техники и технологий на регинально-отраслевом уровне:
система мониторинга запросов высокотехнологичных предприятий приоритетных отраслей промышленности в необходимости выполнения ПИР и ОКР в перспективных технологических областях:
методология и механизмы учета контроля и использования результатов научно-технической деятельности предприятий, вузов, проектных и научных организаций:
научно-методическое обеспечение системы мониторинга и анализа развития кадрового потенциала, необходимого для сопровождения инновационно-ориентированных исследований, внедрения их результатов и освоения выпуска инновационной продукции на предприятиях, в вузах, проектных и научных организациях на регионально-отраслевом уровне:
методика комплексной оценки результативности и эффективности профильной деятельности научных организаций и организаций поддержки научно-инновационной деятельности, в том числе относящихся к государственному сектору:
и профессиональные требования работодателей для кадрового обеспечения инновационно-ориентированных предприятий и научных организаций в перспективных высокотехнологичных отраслях промышленности:
методология формирования и прогнозные оценки приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований в области техники и технологий на основе запросов высокотехнологичных предприятий приоритетных отраслей промышленности, разработанные с учетом передового мирового опыта:
Методология формирования приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований в области техники и технологий на основе запросов ведущих предприятий различных форм собственности и отраслей должна учитывать деятельность организаций на регионально-отраслевом уровне. Па первом этапе она должна быть апробирована в не менее чем 6 регионах различных федеральных округов РФ.
Полученные результаты должны способствовать активному развитию перспективных и инновационных исследований в области техники и технологий, эффективному применению полученных результатов в реальном секторе экономики, формированию кластерных структур, объединяющих высокоэффективные предприятия, пауку и образование, вовлечению молодой части трудоспособного населения в высокотехнологичные области науки и производства, повышению отдачи от вложенных в науку госбюджетных средств.
Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества.
Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.
Методология формирования приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований в области техники и технологий на основе запросов ведущих предприятий различных форм собственности и отраслей должна учитывать деятельность организаций на регионально-отраслевом уровне. Полученные результаты должны способствовать активному развитию перспективных и инновационных исследований в области техники и технологий, эффективному применению полученных результатов в реальном секторе экономики, формированию кластерных структур, объединяющих высокоэффективные предприятия, пауку и образование, вовлечению молодой части трудоспособного населения в высокотехнологичные области науки и производства, повышению отдачи от вложенных в науку госбюджетных средств.
1. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. "Стратегия инновационной деятельности предприятия" Сб.научных трудов. "Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка". Под ред. д.э.н. Титова В.В. и Марковой В.Д., Новосибирск, 2000г.
2. Крицков В.Ф., Ягудин С.Ю. "Особенности оценки эффективности создания и освоения новой техники в шинной промышленности", М. ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 2001г.
3. "Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России" / Под ред. В. В. Иванова. С. Клесовой. О. П. Лукши, П. В. Сушкова. М.:ЦИПРЛН РАН, 2006.
4. В. М. Кутузов, Л. В. Муравьев. II. II. Потрохов. II. Г. Рыжов. Л/. К). Шестопалов. Технология реализации комплексных научно-образовательных проектов университетов с инновационными предприятиями. СПб.: СПГЭТУ.-ЛЭТИ. 2006.
5. В. В. Коваль. Инновационный механизм развития взаимодействия ТРТУ и бизнеса / Пятая научно-практическая конференция "Планирование и обеспечение кадров для промышленно-зкономического комплекса региона". СПб., СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2006.
6. Г. Г. Андреев. Сеть трансфера технологий высшей школы, ее цели и задачи.-Инновации. №7. 2006.
7. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 2007 г. – 361 с.
РОССИЙКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал Российского государственного социального университета Министерства образования и науки РФ в г. Тольятти Самарской области Кафедр
Выбор ценностной дисциплины для ОАО "ЭСТА"
Головні цілі інвестиційного менеджменту. Оцінка надійності банка–емітента за допомогою системи "САМЕL"
Государственная инновационная стратегия антикризисного развития
Государственное регулирование экономики
Виды организаций
Виды организаций и управление ими
Виды трудовых коллективов и их особенности
Концепция стратегического управления
Організація роботи менеджера
Менеджмент женского персонала: опыт последнего десятилетия
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.