курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Порядок выборов Президента и вице-президента в США 4
2. Особенности выборов конгрессменов и сенаторов США 9
Заключение 16
Список использованных источников 17
Введение
Тема контрольной работы: «Порядок выборов Президента, вице-президента, конгрессменов и сенаторов США».
Объектом исследования в контрольной работе являются те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют порядок выборов Президента, вице-президента, конгрессменов и сенаторов США.
Предметом исследования в контрольной работе является порядок выборов Президента, вице-президента, конгрессменов и сенаторов США.
Цель исследования состоит в том, чтобы объективно раскрыть сущность контрольной работы.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Структура контрольной работы включает титульный лист, содержание, введение, два раздела, заключение, список использованных источников. Контрольная работа выполнена на 17 листах компьютерного текста.
1. Порядок выборов Президента и вице-президента в США
Президент США — глава государства США, глава исполнительной власти Федерального правительства США и главнокомандующий Армии и Флотом по Конституции США. Имеет право вето на законопроекты (билли), принятые Конгрессом США. Должность возникла по Конституции США, принятой в 1787 году. Первым Президентом США стал в 1789 году Джордж Вашингтон. Действующий в настоящее время Президент США — Джордж Буш (младший) [7. с. 34].
Стать Президентом США по Конституции США может только гражданин США по рождению, старше 35 лет и проживающий в США не менее 14 лет. Самым пожилым президентом на момент избрания был Рональд Рейган, избранный в возрасте 68 лет.
Согласно 22-й поправке к Конституции, принятой в 1951, одно и то же лицо может быть избрано Президентом США не более двух раз (неважно, подряд или с перерывом). Кроме того, если некоторое лицо после смерти или отставки избранного президента занимало президентский пост (с поста вице-президента или иначе) на протяжении 2 лет и более, то это лицо в дальнейшем может быть самостоятельно избрано президентом не более 1 раза. Фактически президенты и ранее почти все соблюдали это неписаное правило, следуя примеру Джорджа Вашингтона, который пробыл в должности только два срока. Однако в 1940 году Франклин Д. Рузвельт был избран на третий срок, а в 1944 — и на четвёртый (умер в 1945).
После этого, не умаляя заслуг Рузвельта и чрезвычайных условий, в которых он переизбирался (Вторая мировая война), было решено законодательно ограничить количество возможных переизбраний, чтобы этот случай не стал прецедентом для установления диктатуры. Закон не имел обратной силы и не распространялся на действовавшего в тот момент президента Гарри Трумэна, отбывшего почти полностью срок Рузвельта после его смерти плюс свой собственный, но Трумэн сам не пожелал вновь баллотироваться в 1952. Только один президент — Гровер Кливленд — занимал пост два срока с перерывом. Президент США избирается на четырёхлетний срок вместе с вице-президентом с помощью непрямых (двухступенчатых) выборов. Непосредственно за Президента и Вице-президента голосует, так называемая, коллегия выборщиков. По конституции, Законодательное собрание каждого штата может назначить определённое количество выборщиков (равное количеству представителей штата в Конгрессе), которые будут представлять интересы штата. Способ, с помощью которого определяется список выборщиков, Законодательное собрание может выбрать по своему усмотрению, однако, в настоящее время, все штаты определяют своих выборщиков с помощью всеобщего голосования, которое происходит в первый вторник после первого понедельника ноября каждый високосный год [5. с. 78].
Голосование выборщиков происходит в начале января и представляет собой известную формальность, хотя неоднократно случалось, что отдельные выборщики голосовали не так, как обещали при их избрании. В части штатов существуют законы, обязывающие выборщиков голосовать так, как предписывает им штат.
Выборщики голосуют отдельно за Президента и Вице-президента, для избрания кандидат должен набрать абсолютное большинство (более половины) голосов выборщиков. Если этого не происходит, то Президента или Вице-президента избирает Палата представителей или, соответственно, Сенат Конгресса США из числа кандидатов, набравших наибольшее количество голосов выборщиков, по правилам, определённым конституцией.
В случае отстранения Президента от должности, его смерти, отставки или неспособности осуществлять полномочия и обязанности таковые переходят к вице-президенту США. Первоначальный текст конституции США был двусмыслен и позволял как толкование, согласно которому вице-президент получает только полномочия и обязанности (то есть становится, условно говоря, «и. о. президента США»), так и толкование, согласно которому вице-президент получает саму должность (то есть становится президентом США и приносит соответствующую присягу). На протяжении XIX века и XX века это положение всегда практически толковалось в том смысле, что вице-президент становится полновластным президентом; первый прецедент такого перехода полномочий имел место с Джоном Тайлером в 1841, который после кончины Уильяма Гаррисона немедленно провозгласил себя президентом США и отказывался распечатывать письма, адресованные «и. о. президента». Лишь в 1967 принята поправка к Конституции, согласно которой в таком случае однозначно «вице-президент становится президентом».
В случае отстранения, смерти, отставки или недееспособности, как Президента, так и Вице-президента Конгресс может принять закон, указывающий, какое должностное лицо будет действовать в качестве Президента. Такое должностное лицо выполняет соответствующие обязанности, пока не устранена причина неспособности Президента выполнять свои обязанности или не избран новый Президент. C 1947 действует закон, согласно которому президента замещают в его должности следующие официальные лица в таком порядке: вице-президент, спикер палаты представителей, первый член сената, госсекретарь, министр юстиции, министр обороны, министр финансов… Этот список насчитывает всего 18 должностей (есть теории заговора, согласно которым существует секретное продолжение списка, насчитывающее 50 или 100 имён и рассчитанное на случай ядерной войны или масштабной катастрофы; большинство экспертов воспринимает их скептически). Порядок замещения ограничен тем условием, что лицо, вступающее в обязанности президента, должно быть гражданином США по рождению на его территории и жить в США 9 лет (если одно из этих условий не выполняется, то соответствующее лицо пропускается, и право замещения переходит на следующий номер в списке). Опять же не существует действующих законов, уточняющих, становится ли это лицо президентом или и. о. президента; прецедентов такой передачи власти пока не было.
Президент является главнокомандующим армией и флотом Соединённых Штатов и милиции отдельных штатов, когда она призывается на действительную службу США. Президент США имеет право:
- потребовать мнение в письменном виде от высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов по любому вопросу, касающемуся их должностных обязанностей;
- даровать отсрочку исполнения приговора, а также помилование за преступления против Соединённых Штатов, кроме как по делам импичмента (не только собственного, но и чиновников иных уровней).
- по совету и с согласия сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов;
- заполнять все вакансии, открывающиеся в период между сессиями сената, выдавая удостоверения на должности, срок действия которых истекает в конце его следующей сессии;
- в чрезвычайных случаях может созвать обе палаты Конгресса или любую из них;
- в случае разногласий между палатами Конгресса по поводу времени переноса заседаний переносить их сам на такое время, какое сочтёт уместным.
Президент США по совету и с согласия сената назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц США, назначение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должности которых устанавливаются законом (но Конгресс может законом предоставить право назначения таких нижестоящих должностных лиц, каких сочтёт уместным, Президенту единолично, судам или главам департаментов).
Президент периодически дает Конгрессу информацию о положении страны и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтёт необходимыми и целесообразными.
Президент США принимает послов и других официальных представителей, обязан заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись, удостоверяет в должности всех должностных лиц Соединённых Штатов.
Вице-президент США — второе по важности должностное лицо в системе исполнительной ветви федерального правительства США. Избирается вместе с президентом США, у каждого кандидата на президентство есть «в связке» кандидат на вице-президентскую должность. Представляет ту же политическую партию, что и президент. Формально возглавляет Сенат США, имеет ряд других общественных обязанностей.
В случае кончины, отставки или отрешения президента США становится полноценным президентом США (официально это положение принято только в 1967 в качестве 25-й поправки к Конституции; фактически и ранее вице-президент в таких случаях провозглашался президентом, хотя положения первоначального текста Конституции двусмысленны и оставляли место для толкования, согласно которому вице-президент становится лишь и. о. президента).
До 1967 в случае отставки или смерти вице-президента либо его вступления в президентскую должность новый вице-президент не назначался, и пост оставался вакантным вплоть до новых выборов. Теперь, согласно той же 25-й поправке, действует положение, согласно которому в случае вакансии на этом посту Конгресс США должен по представлению действующего президента назначить нового вице-президента. В течение 1973-1974 такое назначение произошло дважды. После отставки вице-президента Спиро Агню Конгресс по представлению Ричарда Никсона утвердил вице-президентом Джеральда Форда. Через 8 месяцев Никсон ушёл в отставку, Форд сам стал президентом, и Конгресс утвердил ему вице-президентом Нельсона Рокфеллера [6. с. 98].
Институт вице-президентства неоднократно критиковался за то, что политик, не избираемый как самостоятельная кандидатура и часто малоизвестный, может внезапно стать главой государства и круто поменять политику избранного предшественника. С другой стороны, сохраняется гарантия того, что на протяжении 4-летнего срока президентство останется в руках одной и той же партии.
В некоторых случаях вице-президент выполняет обязанности президента очень короткое время. Так, на время колоноскопиии Буша, проводившейся под наркозом, вице-президент Чейни взял в свои руки руль управления.
В период после террористической атаки 11 сентября 2001 года вице-президент Чейни часто пребывал в секретном месте, что, как утверждалось, было сделано для предотвращения покушения террористов на двух первых лиц государства одновременно.
2. Особенности выборов конгрессменов и сенаторов США
Система формирования палаты представителей сложилась к настоящему времени в результате длительного и противоречивого процесса толкований и разъяснений Конституции федеральными судами и самой палатой.
В американской конституционной теории и практике не вызывает сомнений лишь положение о том, что «палата представителей состоит из членов, выбираемых раз в два года». Тем самым Конституция установила для палаты представителей двухлетний срок полномочий. Все ее члены переизбираются в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года. Однако срок полномочий палаты представителей исчисляется не со дня выборов, а со дня начала первой сессии вновь избранного конгресса. В настоящее время такая сессия начинается 3 января следующего после выборов года и истекает в тот же день два года спустя. Следует особо подчеркнуть, что срок полномочий палаты представителей совпадает со сроком полномочий всего конгресса. В то же время президент избирается сроком на четыре года, а сенаторы — на шесть лет.
Таким образом, «отцы-основатели» сделали выборы палат и президента раздельными (об этом будет сказано особо в соответствующих разделах книги) и несовпадающими во времени, для того чтобы обеспечить преемственность власти. При таком подходе в самое невыгодное положение попала именно палата представителей, так как срок ее полномочий настолько краток, что она практически едва успевает себя организационно оформить, как наступают очередные выборы. Предельная краткосрочность полномочий палаты приводит, наряду с прочим, к тому, что конгрессмены постоянно озабочены проблемой переизбрания, что, безусловно, не способствует повышению их квалификации как законодателей. Нормы и пропорциональность представительства [2. с. 45].
В Конституции говорится также о том, что члены палаты представителей избираются «населением в отдельных штатах». Эта формула истолковывалась и практически применялась далеко не одинаково на разных этапах развития американской государственности. Первоначальное значение этой формулы сводилось к тому, что палата представителей теоретически считалась частью конгресса, представляющей население и формируемой населением непосредственно, а сенат представлял штаты и формировался законодательными собраниями соответствующих штатов вплоть до введения прямых выборов сенаторов США в 1913 году. Что касается самого способа избрания членов палаты представителей, то он претерпел достаточно существенные изменения.
Следует отметить, что норма представительства каждого штата зависит от числа его жителей, а все члены палаты от данного штата на языке американского конституционного права именуются «делегацией штата в конгрессе». В течение нескольких десятилетий эти делегации избирались по многоименной (полиноминальной) мажоритарной избирательной системе, в соответствии с которой каждый штат представлял собой единый избирательный округ (в настоящее время в таком порядке избираются президентские выборщики). В 1842 году вступил в силу федеральный закон, в соответствии с которым члены палаты представителей избирались по одноименным (униноминальным) избирательным округам, а территория штата разбивалась на количество округов, соответствующее его норме представительства в палате. Прежняя система избрания членов палаты представителей от всего штата целиком была, таким образом, отменена. В 1872 году появился еще один федеральный закон, который добавил к предписаниям закона 1842 года положение о равном количестве населения в избирательных округах каждого штата. Палата представителей получила право по иску избирателей лишать мандата тех ее членов, которые были избраны с нарушением федерального законодательства, но своим правом она пользовалась крайне редко. Судебные дела по вопросам определения границ избирательных округов и их равенства были немногочисленны и не доходили до Верховного суда США вплоть до 1962 года. Это объяснялось тем, что Верховный суд отказывался принимать к своему производству такого рода дела, ссылаясь на их «политический характер».
В 1962 году, однако, Верховный суд в решении по делу Baker v. Carr изменил свою первоначальную позицию и признал возможность рассмотрения судом споров, связанных с избирательными округами. Через два года при рассмотрении дела Wesberry v. Sanders член Верховного суда Г. Блэк, тщательно проанализировав дебаты Филадельфийского конвента, указал, что предписание Конституции об избрании членов палаты «населением в отдельных штатах» подразумевает равное представительство при выборах палаты представителей. С известными оговорками в этом решении Верховного суда был закреплен принцип «один человек — один голос». Это означает равенство по численности населения избирательных округов, создаваемых для выборов в палату представителей. В 1969 году в решении по делу Kirkpatrick v. Preisler Верховный суд указал, что для практической реализации правила «один человек— один голос» каждый штат должен приложить «добросовестные усилия для достижения точного математического равенства» округов.
Процесс пересмотра границ избирательных округов штатов, согласно строгим судебным требованиям принципа «один человек —один голос», начался после переписи 1970 года и затронул все штаты с нормой представительства свыше двух. Многое было сделано для ликвидации наиболее откровенных махинаций с избирательными округами[14] именуемых «джерримэндеринг», но идея равного представительства не реализована последовательно по всей стране.
С 1790 года в США каждые десять лет (в «нулевой» год), как предписывает Конституция, проводятся общенациональные переписи населения; в соответствии с их данными производится перераспределение мест в палате представителей между штатами [3. с. 110].
Если бы конституционные предписания продолжали действовать (один представитель от 30 тыс. человек), то-численность палаты представителей в настоящее время перевалила бы за 7 тыс. Однако этого не произошло. Закон о перераспределении мест в конгрессе от 1929 года, дополненный в 1941 году, зафиксировал численность палаты представителей в 435 депутатов. Помимо этого, в работе палаты принимают участие без права голоса представители от округа Колумбия и так называемых островных территорий. На президента США законом возложена обязанность каждые десять лет в соответствии с данными общенациональной переписи представлять конгрессу план перераспределения мест между штатами. Установился принцип пропорционального представительства в зависимости от численности населения соответствующих штатов. В настоящее время квота представительства штатов превышает 500 тыс. Таким образом, средний избирательный округ по выборам в палату представителей имеет сейчас больше жителей, чем любой из 13 первоначальных штатов, кроме Виргинии. Разбивку территории штата на избирательные округа в соответствии с установленной нормой представительства осуществляет легислатура штата. Заполнение вакантных мест в палате представителей от какого-либо штата регулируется конституциями и избирательными законами соответствующего штата. В случае смерти или отставки члена палаты представителей клерк графства, в котором такой представитель проживал на момент выборов, уведомляет о случившемся администрацию штата, и губернатор назначает дополнительные выборы по соответствующему избирательному округу.
Требования к избирателям палаты представителей. В разд. 2 ст. I говорится, что избиратели в штатах «должны отвечать требованиям, предъявляемым к избирателям более многочисленной палаты законодательного собрания штата». Это означает, что составители Конституции вопрос об объеме и характере требований, предъявляемых к избирателям палаты представителей, полностью передавали на усмотрение штатов. Однако это лишь по видимости абсолютное право штатов на самом деле подвергалось как конституционной, так и судебной регламентации. Поправки XV, XIX, XXIV и XXVI к Конституции лишили штаты права устанавливать требования к избирателям, касающиеся расы, пола, уплаты избирательных налогов и возраста. Ряд цензов был фактически отменен решениями Верховного суда. Существенные изменения в избирательное право были внесены конгрессом, хотя это также не согласуется с буквальным толкованием разд. 2 ст. I. Отмена многих цензов происходила в результате упорной борьбы демократических сил США. Как следствие — увеличился состав избирательного корпуса страны; достаточно сказать, что сокращение возрастного ценза с 21 года до 18 лет, отмена ценза грамотности, сокращение требований ценза оседлости привели к росту федерального электората почти на 32 млн.
В настоящее время активным избирательным правом обладают все американские граждане обоего пола, достигшие к моменту регистрации избирателей (составления избирательных списков) 18 лет и проживающие в соответствующей местности в течение определенного срока (для президентских выборов — 30 дней, для всех других выборов, в зависимости от законов соответствующего штата, — от трех месяцев до одного года). Не допускаются к участию в голосовании душевнобольные и лица, отбывающие наказание в местах заключения. Лишение избирательных прав, по законодательству штатов, может применяться как дополнительная мера наказания к лицам, осужденным за некоторые категории серьезных преступлений.
Требования к кандидатам в члены палаты представителей. Раздел 2 ст. I устанавливает «квалификации» для кандидата в палату представителей: возраст — не моложе 25 лет, наличие гражданства США в течение минимум семи лет, проживание в момент избрания на территории того штата, от которого он избирается. Однако лишь одно из них — быть к моменту избрания жителем соответствующего штата — является абсолютно однозначным. Что касается двух других требований, то их значение вызывало длительное время различного рода споры. В настоящее время установлено, что вышеназванные «квалификации» необходимы не на момент выборов, а на момент принесения присяги в палате.
В истории США были случаи, когда конгресс и законодательные собрания отдельных штатов пытались вводить дополнительные «квалификации» для кандидатов в палату представителей, но такие попытки были редки. В 1969 году Верховный суд в решении по делу Powell v. McCormack окончательно постановил, что перечень «квалификаций», содержащийся в разд. 2 ст. I, является исчерпывающим и конгресс не может лишать мандатов уже избранных членов на том основании, что они не отвечают каким-то иным дополнительным требованиям.
В США неоднократно подвергалось критике «правило локальности», согласно которому член палаты представителей должен быть обязательно жителем того штата, от которого он избирается. Конституционные требования были усугублены сложившейся практикой, которая приобрела силу конвенционной нормы (конституционного соглашения), требующего от кандидата проживания не только в штате, но и в соответствующем избирательном округе. Это соглашение породило местничество, партикуляризм, пренебрежительное отношение к общенациональным проблемам, поскольку член палаты связан не только краткосрочностью своих полномочий, но и необходимостью потрафлять местным интересам [6. с. 213].
Согласно разделу 4 статьи 1 Конституции США, время, место и порядок проведения выборов сенаторов и представителей устанавливаются в каждом штате законодательным собранием оного; но конгресс может в любое время своим законом установить или изменить правила проведения выборов, за исключением тех, которые касаются места выбора сенаторов.
По смыслу данного раздела ст. I все правила, касающиеся времени, места и порядка избрания членов обеих палат конгресса, отнесены к совместной компетенции легислатуры соответствующего штата и конгресса. Конституция делает исключение для правил о месте избрания сенаторов — их принятие является исключительной прерогативой легислатур штатов. Однако конгресс не использовал своих полномочий в этой области вплоть до 1842 года, когда он принял закон о введении униноминальной системы избрания членов палаты представителей. В последующие годы конгресс неоднократно принимал законы, касавшиеся равенства избирательных округов по выборам членов палаты представителей и устанавливающие порядок оспаривания правомерности мандатов, полученных в нарушение закрепленных им правил. Только в 1870 году конгресс принял первый федеральный закон, который имел целью практическую реализацию содержавшихся в поправке XV к Конституции гарантий против расовой дискриминации в сфере избирательных прав. Этот и ряд последующих законов объявляли уголовно наказуемыми деяниями, преследуемыми по федеральным законам, такие нарушения, как незаконная регистрация избирателей, взяточничество, незаконное голосование, представление фальсифицированных отчетов о количестве поданных голосов, вмешательство чиновников по выборам в процедуру голосования, злоупотребление такими чиновниками своими должностными обязанностями. Законодательство закрепило за федеральными судьями право назначения специальных лиц для надзора за соблюдением законности в местах регистрации и голосования; эти лица имели полномочие свидетельствовать своей подписью истинность любых документов о проведении голосования и определения результатов выборов.
Отмена ограничительных цензов и создание механизма контроля за законностью выборов были проведены после второй мировой войны. В 1957, 1960, 1964, 1965, 1968 и 1970 годах конгресс принял законы, гарантирующие осуществление избирательных прав на федеральных, штатных и местных выборах. Законодательство предусматривает назначение федеральных регистраторов и наблюдателей за проведением выборов, приостанавливает или отменяет применение ценза грамотности и некоторых других цензов и ограничений. В настоящее время регулирование выборов в конгресс в наиболее общей форме осуществляется Законом о федеральных избирательных кампаниях 1971 года и поправками к нему 1974 года.
Заключение
Написав контрольную работу на тему: «Порядок выборов Президента, вице-президента, конгрессменов и сенаторов США», сделаем выводы.
Президент США — глава государства США, глава исполнительной власти Федерального правительства США и главнокомандующий Армии и Флотом по Конституции США. Имеет право вето на законопроекты (билли), принятые Конгрессом США. Должность возникла по Конституции США, принятой в 1787 году. Стать Президентом США по Конституции США может только гражданин США по рождению, старше 35 лет и проживающий в США не менее 14 лет.
Вице-президент США — второе по важности должностное лицо в системе исполнительной ветви федерального правительства США. Избирается вместе с президентом США, у каждого кандидата на президентство есть «в связке» кандидат на вице-президентскую должность. Представляет ту же политическую партию, что и президент. Формально возглавляет Сенат США, имеет ряд других общественных обязанностей.
Система формирования палаты представителей сложилась к настоящему времени в результате длительного и противоречивого процесса толкований и разъяснений Конституции федеральными судами и самой палатой.
В американской конституционной теории и практике не вызывает сомнений лишь положение о том, что «палата представителей состоит из членов, выбираемых раз в два года». Тем самым Конституция установила для палаты представителей двухлетний срок полномочий. Все ее члены переизбираются в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года. Однако срок полномочий палаты представителей исчисляется не со дня выборов, а со дня начала первой сессии вновь избранного конгресса.
Список использованных источников
1. Конституция США. - М.: Юрист, 1995.
2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Ответственный редактор Б.А. Страшун. М., Бек, 2000.
3. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
4. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., “Приор”, 2000.
5. Конституционное право зарубежных стран. Под общей ред. члена - корр. РАН, профессора, М. В. Баглая, доктора юридических наук, профессора Ю.И. Лейбо и доктора юридических наук, профессора Л. М. Энтина. М., “Норма”, 2000.
6. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 656с.
7. Ягур Н.Н. История государства и права зарубежных стран. Хрестоматия. - Мн. Тесей 2004 - 92с.
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Порядок выборов Президента и вице-президента в США 4 2. Особенности выборов конгре
Политические преобразования в СССР (50-60–е годы)
Понятие и сущность социальной политики
Революции и реформы политической системы
Соотношение политики и идеологии
Специфіка становлення та еволюції партійної еліти в Румунії у трансформаційний період
Образ советского политического оратора. Н.С. Хрущёв
Политическая элита
Политическая реклама
Социально-политические и психологические истоки тоталитаризма
Этапы развития политических идей
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.