База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Вышивка крестом — Культурология

Гимназия

г. Переславль

Проект на тему:

“Вышивка крестом”

ученицы 8в класса

Долеевой Анны.

   2004г.

Из истории народной вышивки

 Люди издавна украшали свою одежду и свой быт. Стремление создавать прекрасное отразилось в неповторимых, красочных узорах и орнаментах народных вышивок. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Вавилон уже в древности был известен своими вышивками и, по предположению, там и был изобретен способ вышивать на тканях нитями разных цветов. На Руси вышивка бытовала еще в домонгольский период. Археологи при раскопках славянских курганов поселений находят обрывки тканей со следами вышивки. Традиция вышивального искусства постоянно развивалась, уже в XIV-XVII вв. вышивка приобретает широкое распространение в украшении костюмов, предметов обихода. С XVIII века вышивкой занималось все население. Она становится основным занятием девушек-крестьян. В музеях собрано много образцов народной вышивки XIX в. Городская вышивка постоянно испытывала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Так крестьянские девушки к 15 годам должны были приготовить себе приданное: вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки по характеру узоров и приемов русская вышивка очень разнообразна она имеет свои национальные особенности, отличаясь от вышивок других народов.

Я выбрала вышивание крестом, потому что мне очень интересно придумывать и создавать своими руками оригинальные изделия с вышивкой. Это могут быть различные салфетки, небольшие картинки, подушки и многое другое.

Инструменты для вышивания

Инвентарь вышивальщицы очень несложен. Для вышивания вручную необходимы очень несложные инструменты:

     иглы

     наперсток

     ножницы

     пяльцы

        Иглы

В зависимости от вида ткани для ручной вышивки применяются разные виды игл. Иглы для вышивания по редким тканям (редина, художественный холст, рогожка и др.) можно применять специальные для штопки и вышивальные № 1 и 2. Они средней длины с большими ушками. Считать и отделять нити ткани такими иглами очень удобно. Для вышивания на тонких тканях (маркизет, шелковое полотно, батист) лучше использовать тонкие иглы, так как толстые в местах проколов будут оставлять отверстия.

Наперсток

Наперсток применяется только при ручном вышивании для проталкивания иглы через ткань. Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от проколов иглой, помогает делать твердые и четкие проколы ткани. Наперсток может быть металлический или пластмассовый, но обязательно должен быть подобран по размеру пальца (не сдавливать и не спадать с него).

        Ножницы

Должны быть маленького размера с       загнутыми концами. Они служат для отрезания рабочей нити от вышиваемого изделия. Необходимы также большие ножницы с прямыми концами для обработки края изделия, разрезания ткани, мотков ниток.

Пяльцы

 Большинство рукодельных работ делают в пяльцах. Они значительно облегчают работу и улучшают ее качество. Основное назначение пяльцев - держать материал в натянутом состоянии. Они могут быть круглыми и квадратными. Первые обычно употребляются для мелких работ и для вышивки на машине, вторые – для больших. Круглые пяльцы состоят из двух обручей - большего и меньшего (меньший должен свободно входить в больший). Натянуть материал на круглые пяльцы просто. На меньшее кольцо кладут материал для вышивания. Потом сверху накладывают большое кольцо, нажимают, и ткань натянута. При запяливании ткани в круглые пяльцы надо следить за тем, чтобы материал натянулся туго, для этого меньшее кольцо рекомендуется обертывать узкой полоской марли или мягкой ткани. Хорошо иметь несколько пялец разных диаметров. В настоящее время в продаже есть деревянные, металлические и пластмассовые пяльцы. Однако лучшими считаются деревянные, т. к. металлические пяльцы тяжелы, их гладкая поверхность скользит при упоре (закреплении) и на ткани после запяливания остаются темные круги, а пластмассовые непрочны.

Последовательность исполнения изделия

 Подготовка к вышиванию

Подготовка ткани

После окончания вышивки работу обычно стирают, но некоторые ткани могут «сесть», поэтому основу вышивки хорошо бы постирать и погладить еще до начала вышивания.

В процессе работы края материала могут начать осыпаться, поэтому их надо предварительно обработать. Существует множество вариантов: обметать швейной машинкой, промазать клеем, закрепить скотчем, наконец, подшить в подгибку.

Если вы собираетесь вышивать по выдергивающейся канве, то канву и основу прогладьте и совместите слои, избегая натяжения и сморщивания, скрепите слои, сметав по краям.

Новичкам советуют начинать вышивать от центра. Чтобы его найти сложите ткань для вышивания по вертикали пополам, сделайте то же самое, сложив ткань по горизонтали, и заутюжьте найденный центр. Пометьте его.

Подготовка мулине

Из всей коллекции ниток для вышивания отделите те, которые будут использоваться в данной работе. Положите их в конвертики или пакетики, подпишите номер ниток и соответствующий им символ. В процессе работы обрезки ниток кладите в соответствующие пакетики.

Большую помощь в работе могут оказать сортировщики и держатели мулине, которые помогут рассортировать оттенки и быстро находить нужный цвет.

Подготовка схемы

По возможности снимите копию со схемы — процесс вышивания довольно длительный и за это время схема может порваться, испачкаться, потеряться, наконец, а так у вас всегда будет резервная копия.

Если снять копию со схемы не получается (нет цветного ксерокса или она защищена от копирования), то положите ее в прозрачный файл, а места сгибов, во избежание протираний, проклейте прозрачным скотчем.

Уменьшение или увеличение рисунка

Если размер вышиваемого вами изделия больше или меньше понравившегося Вам рисунка, его приходится увеличивать или уменьшать. Сделать это можно следующим образом. Нужный рисунок расчерчивают на равные квадраты. Чем меньше квадраты, тем точнее будет получен узор для вышивки. Затем на чистом листе бумаги вычерчивают то же количество квадратов, но уже уменьшенное или увеличенное в нужное число раз. В полученные клетки переносят линии соответствующих клеток оригинала. При аккуратной работе получается точная копия рисунка. Очень важно при этом приеме увеличения или уменьшения рисунка вычерчивать точные квадраты-клеточки, иначе контуры рисунка узора будут искажены.

Вышивание

Как вышивать и во сколько нитей

Если на ткани уже нанесен цветной рисунок, то вам остается только зашивать разноцветные квадратики ниткой, соответствующего цвета. Вышивание по символьной схеме несколько сложней: к каждой схеме имеется расшифровка - какой цвет ниток соответствует каждому символу. Теперь посмотрите на канву — она вся разделена на клеточки  или имеется четкое равномерное переплетение нитей, которое тоже можно представить в виде квадратиков, в каждый из которых следует «вставить» только один крестик. Таким образом, вам надо выбрать какой-то символ на схеме, вставить в иголку соответствующий ему цвет нити и вышивать одним цветом, переходя от одного крестика к другому. Часто, уже вышитые места на схеме, вышивальщицы зачеркивают карандашом или фломастером, что помогает им лучше ориентироваться на схеме.

Моток мулине представляет собой пасму (обычно ее длина 8 или же 20 м, но может и варьироваться в зависимости от производителя и типа), состоящую из 6 отдельных нитей. Крестики вышивают в несколько ниток, количество сложений может быть разным.

Направление вышивания

Обычно в руководствах советуют вышивать от центра, направление вышивания будет «расходящимся», снежинкой.

Как показывает практика, многие предпочитают вышивать с одного из углов, двигаясь по кругу. Это тоже правильно.

Крепеж нити

  

При вышивании никогда не делают узелков. Начиная вышивать, нитку можно закрепить 2 способами: нитку проводят под стежками, чтобы спрятать кончик (этот способ применяют и в конце вышивания). Второй способ используется, когда вышивают в четное число нитей. Нитку складывают вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок. Не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают ее, вкалывая иглу в ткань. Место закрепления остается совсем незаметным.

Иные рукодельницы, относящиеся к своим работам очень серьезно, начинают и заканчивают нитки под крестиками. Так получается очень аккуратная изнанка, но времени, увы, потребуется гораздо больше.

Хлопковую нитку для работы обычно берут длиной по локоть, металлическую — короче из-за их постоянного спутывания.

Основные виды швов

Шов крестом по горизонтали

Рисунок 1,2

Основные стежки основного ряда проходят слева снизу направо вверх (А - начало); покрывающие стежки выполняются в обратном ряду справа снизу налево вверх; всегда на 2*2 нити ткани.

                      Рисунок 3

Переход к следующему, такому же по длине, ряду стежков выполняется, пропустив двойное число нитей ткани по вертикали вниз.

                      Рисунок 4,5

Показывает смещенное начало ряда на один стежок наружу или внутрь: иглу вводят от последнего покрывающего стежка наискось влево или вправо вниз на двойное число нитей ткани.

   Рисунок 6

Выполнение вышивки при наличии незаполненных участков: при смене цвета или отсутствии рисунка  пропускаются максимум 3 стежка.

                      

                    Рисунок 7,8

Малое количество стежков выполняется слева направо или справа налево. Прежде чем перейти к другому участку мотива, необходимо полностью вышить этот участок.


Шов крестом по диагонали и вертикали

               

      Рисунок 9,10

Стежки выполняются сверху по диагонали  вниз налево или направо.

Каждый стежок выполняется полностью.

 

Рисунок 11,12

При выполнении ряда стежков по вертикали сверху вниз или снизу вверх каждый стежок выполняется полностью.

В идеале на изнанке должны получиться строго горизонтальные или вертикальные ряды. К сожалению, на практике добиться такого довольно сложно, ведь часто приходится делать протяжки, не способствующие очень аккуратному виду сзади. Чтобы этого добиться, делают протяжки на лицевой стороне под крестиками, но обычно такая щепетильность бывает уместна на изделиях, которые часто показывают изнанку (салфетки, полотенца, подстаканники), в картинах же излишняя аккуратность необязательна.

Как быстро работать

Чтобы работа шла быстрее, надо научиться вставлять и выводить иглу обеими руками, т.е. правая рука вкалывает иглу в работу сверху вниз, а левая — снизу вверх. Таким образом, правая рука все время вверху, а левая — внизу. Понятно, что такой способ возможен только когда обе руки свободны. И не забудьте про двусторонние иглы — они еще больше ускоряют процесс.

Охрана здоровья

Вышивка требует усиленного внимания, кропотливое вышивание можно сравнить с работой за компьютером, а, значит, нам надо беречь зрение и осанку. Во время работы необходимо делать перерывы, чтобы сделать гимнастику для глаз и размять мышцы. Не забывайте про хорошее освещение, оно очень важно.

Не лишними могут оказаться доски с увеличивающими рейками, и специальные лампы, которые можно прикрепить даже к вышивальному станку.

Окончание работы

Перед стиркой критически посмотрите на свою работу. Перекосилась вышивка или нет? Она все еще прямоугольная или углы, словно поссорившись, отворачиваются друг от друга? Если да, то после стирки придется форму вышивки восстанавливать.

Стирка

Большие работы вышиваются довольно долго и, несмотря на все усилия, вышивка оказывается грязной. Ее надо постирать руками, это позволит освежить картинку, и крестики расправятся.

Если во время стирки мулине вдруг начало линять, то вышивку надо прополоскать до полного исчезновения цветных подтеков.

Аккуратно отожмите вышивку, можно через полотенце, и повесьте сушиться. Когда она почти высохнет и будет только слегка влажной, переходите к глажению работы.

 Чистенькая, почти высохшая вышивка должна восстановить свою форму.

Глажение

Готовую вышивку утюжат с изнаночной стороны через влажную ткань. Свободные от вышивки участки полотна при необходимости можно дополнительно прогладить с лицевой стороны. Чтобы вышивка оставалась рельефной, утюжить следует на мягкой подложке. При выборе оптимальной температуры утюжки, которая зависит от состава используемых материалов и для вышивальной нити и полотна может быть различной, ориентироваться следует на меньшую температуру.

Чтобы вышивка была жесткой, ее можно подкрахмалить, например, специальным крахмалом из баллончика.

Описание изделия

Передо мной стояла трудная задача: из всего разнообразия изделий, выполненных с помощью вышивки крестиком, мне надо было выбрать только одну. И я становилась на салфетке. Ее можно использовать у себя дома в качестве украшения, а можно подарить близкому человеку. Это будет очень приятно, ведь подарок выполнен своими руками и с душой.

Теперь передо мной лежит готовая салфетка. Края ее украшены бахромой, для этого необходимо выдернуть нитки со всех сторон изделия на расстоянии от 1 до 1,5 см. В центре салфетки, на плотной белой канве выполнена вышивка крестом -  небольшая  ветка цветущей сирени. Далее вы увидите схему рисунка моей салфетки. Для выполнения вышивки используется 6 цветов:

              o- сиреневый

              x- светло-фиолетовый

                   z- розовый

                   e- светло-зеленый

                   v- салатовый

                   c- зеленый

Гимназия г. Переславль Проект на тему: “Вышивка крестом” ученицы 8в класса Долеевой Анны.    2004г. Из истории народной вышивки  Люди издавна украшали свою одежду и свой быт. Стремление создавать прекрас

 

 

 

Внимание! Представленная Работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

My favourite TV programme
Генрих Шлиман, в поисках Трои
Методика организации и проведения фестивалей (конкурсов, смотров) народного художественного творчества
Культура языков коренного населения ХМАО
Научные достижения древней Индии
Археология (эволюция археологических культур)
Билеты по Культурологии
Что такое благородство?
Марийский национальный костюм как пример художественного наследия народа
Преферанс во всех видах, издание 3-е, финальное

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru