База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Взаимосвязь характера межличностных отношений подростков-маргиналов с родителями и отношения к национальным традициям — Философия

Асп. Акопян Т. А.

Кафедра психологии.

Санкт-Петербургский государственный университет

Статья посвящена изучению факторов формирования этнической идентичности подростков из национально-смешанных семей (этнических маргиналов).

Практически во всех исследованиях в области детской психологии подчеркивается решающее влияние семьи на общее развитие личности ребенка, так как это влияние ребенок испытывает раньше всего, и тогда, когда он наиболее восприимчив. Роль родителей в период взросления можно считать основной; родители существенным образом воздействуют на усвоение детьми общественных, религиозных, политических и национальных ценностей, помогают им понять происходящее.

Наше этнопсихологическое исследование посвящено изучению факторов формирования этнической идентичности подростков из национально-смешанных семей (этнических маргиналов). Нами было выдвинуто предположение, что положительное отношение подростков-маргиналов к национальным традициям является опосредующим звеном между позитивными взаимоотношениями подростков с родителями и их этнической идентификацией. То есть, на основе хороших, доверительных межличностных отношений подростка с родителями происходит успешное усвоение им национальных обычаев, традиций, культуры, а затем идентификация с народом, которому эта культура принадлежит.

В нашем исследовании приняли участие 180 подростков из национально-смешанных (60) и национально-гомогенных (120) семей. Исследуемые подростки были объединены в 2 группы: 1 группу (экспериментальную) – 60 человек – составили выходцы из национально-смешанных (русско-армянских) семей; 2 группу (контрольную), состоящую из 2 подгрупп, составили потомки русских (60 человек) и потомки армян (60 человек). Подростки обеих подгрупп – это выходцы из национально-гомогенных семей. Число лиц мужского и женского пола во всех группах одинаково, т.е. в каждой группе по 30 человек.

Характер взаимоотношений подростков с родителями, а также отношение подростков к национальным традициям в исследовании определяли с помощью методов опроса (интервью, анкетирование) и проективной методики «Незаконченные предложения» (МНП). Метод семантического дифференциала («Полярные профили») был использован для выявления этнической идентичности подростков.

На основе полученных результатов сделан вывод, что характер межличностных отношений подростков с родителями отражает их отношение к национальным традициям. В группах подростков из национально-гомогенных (русских и армянских) семей отношение к национальным традициям связано с характером взаимоотношений подростка с родителем того же пола. В группах подростков из национально-смешанных семей положительное отношение к национальным традициям связано с позитивными взаимоотношениями с отцом. Для подростков-маргиналов значимыми в этом смысле являются взаимоотношения с отцом армянской национальности. Результаты нашего исследования подтвердили данные о том, что более уважительное отношение к национальным традициям и обычаям имеют родители армянской национальности; на последнем месте родители русской национальности, а родители подростков-маргиналов, состоящие в национально-смешанном браке, занимают промежуточное положение по анализируемому признаку.

Заключение. Позитивное отношение подростков к национальным традициям связано с хорошими взаимоотношениями в семье и может играть значительную роль в процессе формирования их этнической идентичности.

Список литературы

Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.

Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Казахстан, 1971.

Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. №5. С.5 – 23.

Коротеева В.В. Этнические символы и символическая природа этничности: концепции Дж. Армстронга, Э.Смита и Э. Хобсбаума. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭА РАН. 1994. С.37 – 55.

Косвин М.О. Этнография и история Кавказа: исследования и материалы. М.: Изд-во восточной литературы, 1964.

Платонов Ю.В., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.


Асп. Акопян Т. А. Кафедра психологии. Санкт-Петербургский государственный университет Статья посвящена изучению факторов формирования этнической идентичности подростков из национально-смешанных семей (этнических маргиналов). Практически во в

 

 

 

Внимание! Представленная Статья находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Статья по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Факторы, влияющие на стратификационные системы
К вопросу о современной концепции социальной инфраструктуры города
Дэниел Деннет и Ричард Рорти по разные стороны идейных баррикад
Трансфизическое видение мира и человека в новых моделях познания реальности
Американская философия сегодня
Основные направления социальной политики в отношении к пожилым одиноким гражданам
Технология социальной работы с женщинами
Эволюция целей религиозных психопрактик в эзотерических системах мира
Методы прогнозирования численности работающих
Сон как объективная реальность

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru