курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра общеэкономических дисциплин
Контрольная работа
План
1. Жизнь Гиппократа. Происхождение и биография
1.1 Гиппократовский корпус
1.2 Учение Гиппократа и его вклад в медицину
2. Основная заслуга ученых в античное время в развитии естественных наук
3. Третий закон диалектики
4. Геогенетический закон
Список литературы
1. Жизнь Гиппократа. Происхождение и биография
Гиппократ (греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) (около 460 года до н. э., остров Кос - между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса) - знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины».
Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников - Платона и Аристотеля. Собранные в т.н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы при получении врачебного диплома стало традицией.
Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:
· труды римского врача Сорана Эфесского, родившегося более чем через 400 лет после его смерти;
· византийский энциклопедический словарь Суда X века;
· произведения византийского поэта и грамматика XII столетия Иоанна Цеца;
· Упоминания о легендарном враче от современников встречаются в диалогах Платона «Протагор» и «Федр», а также в «Политике» Аристотеля.
Невозможно оценить источники Сорана, но многое в его повествовании является несомненным вымыслом. Соран датирует рождение Гиппократа 460 до н.э. и относит период его активной деятельности ко времени Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.); кроме того, он приводит разные мнения относительно возраста, до которого дожил Гиппократ. Но все же все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Эта хронология подтверждается источником того времени: в «Протагоре» Платона Гиппократ упомянут как ныне живущий врач, обучающий медицине за плату. Диалог написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем разворачивается в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа «великим», поэтому не может быть сомнения в том, что выдающийся врач, носивший это имя, действительно жил в конце 5 в. до н.э.
По некоторым данным Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Асклепиады являлись династией врачей, притязающей на происхождение от самого бога медицины.
Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря.
Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам отцом Гиппократа был врач Гераклид, а матерью повитуха Фенарета. У Гиппократа было два сына - Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом.
В своих трудах Соран Эфесский пишет, что изначально медицине Гиппократа обучали в асклепионе Коса его отец Гераклид и дед Гиппократ - потомственные врачи-асклепиады. Также он прошёл обучение у знаменитого философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ также много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по таблицам, которые вывешивались на стенах храмов Асклепия. Местом действия большинства случаев, описанных в тех двух книгах трактата Эпидемии, которые считаются принадлежащими самому Гиппократу, являются Фасос, маленький остров в северной части Эгейского моря, и Абдера, ближайший к нему город на материке; в тех же книгах встречаются упоминания о Кизике на южном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), о Ларисе и Мелибее в Фессалии. Традиционно считалось, что Гиппократ умер в Ларисе.
Последнее дошедшее упоминание Гиппократа современником мы находим также у Платона, в «Федре», где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Эту точку зрения трудно согласовать с некоторыми сохранившимися сочинениями из Гиппократова корпуса. Неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса можно предположить, что Гиппократ прожил очень долго, и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости.
Всю свою продолжительную жизнь Гиппократ посвятил медицине. Среди мест, где он лечил людей, упоминаются Фессалия, Фракия, Македония, а также побережье Мраморного моря. Умер он в преклонном возрасте, по разным источникам от 83 до 104 лет, в городе Лариссе, где ему был установлен памятник.
1.1 Гиппократовский корпус
Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 гг. до н. э. Они были собраны в середине III в. до н. э. в Александрии.
Комментаторы данного сборника ещё в античное время отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго, и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семь людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб). Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений. Некоторые трактаты корпуса датируются временем жизни Гиппократа, другие, по-видимому, относятся к 3-4 вв. до н.э.
«Клятва» является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности:
1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками
2. Принцип непричинения вреда
3. Отрицание эвтаназии и абортов
4. Отказ от интимных связей с больными
5. Сохранение врачебной тайны
Вероятно, к 5 в. до н.э. относится трактат «О древней медицине», где обсуждается проблема обучения искусству врачевания. Его автор (возможно, не Гиппократ) отвергает объяснение заболевания взаимодействием натурфилософских «основных качеств» (теплое, холодное, влажное, сухое), указывает на значение диеты и роль определенных «соков» организма. Он подчеркивает, что медицина имеет дело скорее с относительными, чем с абсолютными факторами: что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что полезно в одно время, может быть вредным в другое.
Трактат «О воздухах, водах и местностях» также относится к 5 в. до н.э., это поистине «золотая книга», занявшая прочное место в истории науки. Автор – опытный практик, на примерах, аргументированно и доказательно приступает он к рассмотрению влияния на общее состояние здоровья трех факторов окружающей среды. Болезни или предрасположенность к болезням могут быть вызваны погодными условиями, например, очень жарким летом или дождливой зимой. Во-вторых, в качестве факторов, влияющих на здоровье, рассматриваются местные климатические условия – преобладающее направление ветров, ориентация города относительно сторон света. В-третьих, на качество воды здесь указывается как на одну из непосредственных причин ряда заболеваний; даются советы, каким источникам отдавать предпочтение. Вторая часть сочинения посвящена разнообразному влиянию климатических условий на формирование национальных типов. При этом автор выказывает глубокое знание негреческих народов, особенно кочевников-скифов, населявших южные территории современных Украины и России.
В сочинении, известном под названием «Эпидемии», дано описание течения болезней. Только 1 и 3 книги считаются «подлинными», остальные пять, по-видимому, принадлежат двум позднейшим подражателям Гиппократа. Также и в Эпидемиях мы видим не только беспристрастное описание отдельных случаев, но и общую статистику заболеваний и попытку соотнести ее с климатическими условиями.
Подобного рода исследования привели к развитию нового направления медицинской науки, а именно прогноза. Самое известное из прогностических произведений корпуса – «Афоризмы». Вероятно, «Афоризмы» – это не специальное сочинение, а собрание ценных наблюдений и советов из более ранних сочинений. Здесь мы находим не только краткие обобщения: в некоторых афоризмах подробно описано все течение болезни, и изучающие медицину, несомненно, находили их весьма полезными.
Сочинения Гиппократова корпуса придают огромное значение соблюдению правильного режима, под которым понимается не только диета в современном смысле, но и весь образ жизни больного. Трактат О режиме – самое раннее сочинение по профилактической медицине, он посвящен не только восстановлению здоровья в случае заболевания, но и его сохранению с помощью правильного режима. Знаменитый трактат «О режиме при острых болезнях», по-видимому, создан в косской школе, так как в нем критикуются воззрения медицинской школы в близлежащем греческом городе Книде. В косской медицине делается упор на индивидуальном подходе к больному и приспособлении лечения к его особенностям; специалисты книдской школы предписывали определенное лечение всякому больному.
Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.
1.2 Учение Гиппократа и его вклад в медицину
Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82 - cite_note-17
В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы - косская и книдская. Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».
Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх жидкостей, циркулирующих в организме, - крови, желчи, чёрной желчи и слизиhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82 - cite_note-25. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больныхhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82 - cite_note-.D0.A2.D0.B5.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D1.82-26, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям.
Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным
Также Гиппократ известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием. Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.
Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну
Указанная направленность практической деятельности снискала Гиппократу славу выдающегося врача современности и всех последующих веков. Но ученый как представитель своей нации может добиться интернациональной известности только будучи патриотом своего народа, своей родины. Гиппократ был патриотом греческого народа. Когда его пригласил к себе на службу персидский царь Артаксеркс, суля ему несметные богатства он категорически отказался. Поэтому поводу он писал своему народу: "Я имел бы позор от богатства царя и от изобилия враждебного моему отечеству, я обладал бы ими подобно тому, кто стал бы опустошителем городом Греции. Богатство не есть приобретение денег отовсюду ибо великие святыни добродетели, которых справедливость не закрывает но делает видимыми". И далее: "Счастливы народы, которые знают, что превосходные люди служат им защитой - не башни и не стены, но мудрые советы мудрых людей".
2. Основная заслуга ученых в античное время в развитии естественных наук
Эпоха античности подарила человечеству множество великих людей, повлиявших на развитие мировой культуры и науки.
Естественнонаучные знания Древнего Востока проникли в Древнюю Грецию в VI в. до н.э. и обрели статус науки как определенной системы знаний. Эта наука называлась натурфилософией (от лат. natura - природа). Натурфилософы были одновременно и философами, и учеными. Они воспринимали природу во всей ее полноте и были исследователями в различных областях знания. Эта стадия развития науки характеризуется концептуальным хаосом, проявлением которого и стала конкуренция различных воззрений на природу. Во всех трудах древнегреческих ученых естественнонаучные идеи тонко вплетены в философскую нить их мысли.
В VI в. до н.э. в древнегреческом городе Милеете возникла первая научная школа, известная прежде всего не своими достижениями, а своими исканиями. Основной проблемой этой школы была проблема первоначала всех вещей. Затем Пифагорейцы в качестве первоначала мира - взамен воды, воздуха или огня - ввели понятие числа. Они также отмечали связь между законами музыки и числами. Согласно их учению, «элементы чисел должны быть элементами вещей». Пифагор (582-500 гг. до н.э.) был не только известным математиком и астрономом, но и духовным лидером своих учеников и многих ученых того времени. Пифагорейцы проповедовали тип жизни в поисках истины, научное познание, которое, как они считали, и есть высшее очищение - очищение души от тела. Исследование первоосновы вещей вслед за учеными милетской школы были продолжены Демокритом (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учителем Левкиппом, которые ввели понятие атома. Новое учение, атомистика, утверждало, что все в мире состоит из атомов - неделимых, неизменных, неразрушимых, движущихся, невозникающих, вечных, мельчайших частиц. Учение об атоме явилось гениальной догадкой, которая намного опередила свое время и служила источником вдохновения для многих его последователей.
Одной из самых ярких фигур античной науки был величайший ученый и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), авторитет которого, был незыблемым более полутора тысяч лет. Аристотель в совершенстве освоил учение своего учителя Платона, но не повторил его путь, а пошел дальше, выбрав свое собственное направление в научном поиске. Если для Платона было характерно состояние вечного поиска без конкретной окончательной позиции, то научный дух Аристотеля вел его к синтезу и систематизации, к постановке проблем и дифференциации методов. Он наметил магистральные пути развития метафизики, физики, психологии, логики, а также этики, эстетики, политики. Сочинения Аристотеля разнообразны по тематике, многочисленны по объему и значительны по влиянию, которое они оказали на дальнейшее развитие различных наук.
Зарождение медицины как самостоятельного научного знания связано с именем Гиппократа (460-370 гг. до н.э.), который придал ей статус науки и создал эффективно действующий метод, преемственно связанный с ионийской философией природы. За этим методом стояли усилия древних философов дать естественное объяснение каждому явлению, найти его причину и цепочку следствий, веру в возможность понять все тайны мира. Медицинские труды Гиппократа многочисленны и разнообразны. Основной его тезис: медицина должна развиваться на основе точного метода, систематического и организованного описания различных заболеваний. Вклад античных врачей в развитие науки сложно переоценить. На протяжении многих веков Древняя Греция и Рим являлись центром развития знаний о человеке, и врачи сыграли в этом процессе значительную роль. Их успехи в анатомии и медицине способствовали укреплению материалистического взгляда на мир и сущность человека. Но значение работы врачей-философов нельзя свести лишь к укреплению материалистических позиций. Своими научными изысканиями, фантастическими для того времени гипотезами и подтверждающими их опытами они доказывали возможность изучения такого сложного феномена, как человек. Они подарили человечеству веру в то, что результаты размышлений и смелых догадок могут быть отражены в объективных знаниях.
3. Третий закон диалектики
Законы диалектики занимают особое место в методологии познания. Они описывают наиболее общие, атрибутивные, свойства, как материального мира, так и информационного пространства, и потому могут быть использованы при решении широкого круга задач. Однако применение диалектических методов исследования носит в естественных науках ограниченный, зачастую - декларативный характер, то есть - наблюдается определенный разрыв между философским и естественнонаучным описаниями мира.
Неявное противопоставление «неточного» диалектико-материалистического метода познания «точному» физико-математическому стало характерной чертой современной науки.
А. Закон единства и борьбы противоположностей. Первый закон касается отношений. Это закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону все существующее состоит из двух частей, которые в сущности противоречивы друг другу.
Б. Закон отрицания отрицания. Согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. В качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках приводят колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна, т.е. он как бы отрицает зерно. Однако когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен.
В. Закон перехода количества в новое качество в диалектическом материализме, материалистической диалектике а также ряде близких философских концепций - всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления. Закон сформулирован Ф. Энгельсом в результате интерпретации логики Г. Гегеля и философских работ К. Маркса. Закон описывает процесс развития. Этот закон утверждает, что всякий тип изменений во вселенной - всякий процесс развития - в первую очередь это изменения в количестве. В определенный момент эти изменения в количестве сами собой переходят в изменения в качестве. Количественные изменения относительно медленны и продолжительны, в то время как качественные изменения непродолжительны.
Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т.п. - где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.
Марксисты не были заинтересованы лишь в теоретических рассуждениях. Каждый закон служил подкреплением соответствующей практики. Закон перехода количества в качество использовался для подкрепления утверждения, что революция есть суть. Не может быть постепенных изменений. Невозможно постепенное социальное улучшение посредством демократических идей. Необходимы революция и разрушение общества.
Чтобы проиллюстрировать эти три закона, можно применить их к чему-нибудь из природы. Например, куриное яйцо использовалось в советской школьной системе, чтобы учить диалектическому материализму.
Куриное яйцо, можно сказать, состоит из двух компонентов: скорлупа и эмбрион. Согласно диалектике Маркса, эти два элемента пребывают в противоречии. Они представляют временный союз, но в сущности они противоположны друг другу и не могут сосуществовать.
Развитие начинается как изменение в количестве: размер эмбриона увеличивается. Эмбрион растет до момента, когда противоречие между ним и скорлупой становится наиболее остро. И в этот момент эмбрион насильно разрушает скорлупу, уничтожая ее. Нечто качественно другое появляется - это цыпленок. Изменения в количестве перешли в изменения в качестве.
Наряду с переходом количества в качество происходит обратный переход - качества в количество (в отмеченном выше значении «перехода»). Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других «количеств».
Из химии известно, что прибавление или «убавление» одного атома приводит к качественному изменению природы вещества (ОН - гидроксильная группа, Н2О - вода, Н2О2 - перекись водорода).
Итак, основное содержание закона перехода количества в качество состоит в обусловленности качественных изменений количественными и в определяемости количества качеством.
4. Геогенетический закон
гиппократ геогенетический закон естественный наука
Установленные в металлогении закономерности размещения и формирования месторождений как наиболее сложных объектов минерального мира могут лучше и полнее, чем в других геологических дисциплинах, раскрыть общие закономерности развития неживой природы и эволюции минеральных образований. Во-первых, изучение геологических объектов - минералов, горных пород, руд, месторождений позволяет проследить закономерности развития на очень длительных интервалах времени. Сейчас выявлены объекты, имеющие радиологический возраст 3.6 - 4.2 млрд. лет при общем возрасте Земли 4.5 ± 0.2 млрд. лет. Во-вторых, многие минералы, образующие каменную летопись Земли, в отличие от палеонтологических остатков, практически мало изменились с архейского (>2.6 млрд. лет назад) и протерозойского (>0.6 млрд. лет назад) времени. Исследуя их, можно восстановить физические условия в геологическом прошлом. В-третьих, общее число видов минералов, пород, руд, формаций в неорганической природе не столь велико, как в живой, поэтому генеральные направления развития проявляются более четко и не так сильно затушеваны аномалиями и отклонениями.
Изучение месторождений позволило разграничить две области знаний - образование объектов и их происхождение - и соответственно две категории законов - физико-химических, определяющих химический состав, структуру минералов и их ассоциаций, и эволюционных, определяющих историю видов пород и руд (филогенез) и историю индивидов, то есть конкретных массивов пород, месторождений (онтогенез). Если важнейшие физико-химических законы минерало- и породообразования детально обсуждались, то законы эволюционного развития минеральных образований стали привлекать внимание лишь в последние десятилетия.
Установлено, что главные особенности эволюции минеральных образований укладываются в общую схему, справедливую и для живой природы: возрастающее многообразие пород, руд, формаций, все большая их химическая и структурная дифференциация, все увеличивающаяся степень сложности природных систем минерало-и породообразования, ускоренное формирование подобных по иерархии и совокупности объектов. Их эволюционное развитие происходит при общем уменьшении энтропии систем и максимально проявляется вблизи поверхности геоида, где велико суммарное влияние внешней (космической) и внутренней (геологической) энергии.
К настоящему времени охарактеризован ряд наиболее общих закономерностей (принципов) эволюционного развития минерального мира. Один из них геогенетический закон определяет подобия последовательности образования минеральных объектов в различных масштабах времени - от общей истории Земли до относительно кратковременного развития индивидов. Или по-другому, закон, согласно которому минералогические процессы в короткие интервалы времени как бы повторяют общую историю геологического развития или, другими словами, геологические процессы развития однонаправлены во всех масштабах геоэволюции. Этот закон аналогичен основному биогенетическому закону: "онтогенез есть краткое повторение филогенеза".
Таким образом, назрела необходимость в эволюционной классификации. Основой принцип ее построения вытекает из геогенетического закона: в возрастных эволюционных рядах минеральных образований ранние члены имеют более важное таксономическое значение по сравнению с более поздними (например, ранние образования определяют принадлежность к типу, поздние - к классу, роду, виду).
Список литературы
1. Библиотека «Вехи» [Электронный ресурс] / Энциклопедический словарь; издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон.
2. Библиотека [Электронный ресурс] / История античной эстетики, А.Ф. Лосев том I М.: "Высшая школа", 1963; "АСТ", 2000, Режим доступа: http://philosophy.ru/library/losef/iae1/txt33.htm свободный. Загл. с экрана.
3. Вестник Российской Академии Наук, 1994, том 64, № 7, с. 588 - 605
4. Гиппократ // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В.Петровский. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1977. - Т. VI (Гипотиреоз-Дегенерация). - С. 37-38. – 632 с.
5. Гиппократ. Клятва // Этика и общая медицина. - СПб.: Азбука, 2001. - С. 45-46. – 352 с. - 10000 экз. -ISBN 5-267-00505-3
6. П. Кикель. Краткий философский словарь
7. Рундквист Д.В. Синергетика и геология // Самоорганизация в природе и обществе. Тез. докл. Л.: Наука, 1988. С. 118-120.
8. Чикин С.Я. Врачи философы // Медицина 1990 год, 384 стр. ISBN: 5-225-003230.
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровская государственная академия экономики и права» Кафедра общеэкономических дисциплинКонтрольная
Вопросы к тестированию по курсу дисциплины "Концепции современного естествознания"
Концепции современного естествознания
Концепции современного естествознания
Основные понятия синергетики
Развитие генной инженерии
Критерии и нормы научности
Сравнительный анализ ростовых и тургорных настий
Теория эволюции в современном естествознании
Клетка: строение и внутренние процессы
Научная картина мира и синергетическая парадигма
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.