курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ:
"ЗАВИСИМОСТЬ ТЕМПЕРАМЕНТА ОТ ТИПА ЛИЧНОСТИ"
Работу выполнил студент (ка)
(ФИО)
Курс, группа
Город, 2010
Содержание
Введение
Основная часть
1. Теоретический анализ литературы
Основные свойства темперамента, характеристика его типов
2. Экспериментальная часть
Заключение
Приложения
Список используемой литературы
Темперамент является одним из наиболее значимых и популярных в современном мире свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования некоторых различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие некоторых психических различий между людьми, как то: модели поведения, типология личности, уровень индивидуальной креативности, интенсивность и устойчивость эмоций, эмоциональная впечатлительность, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологии. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Прежде чем прейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.
Цель работы: Выявить и показать зависимость таких типов личности как экстраверсия и интроверсия от типа темперамента.
Основными методами нашей курсовой работы были выбраны:
Анализ литературы по теме темперамент, типы темперамента, типология личности.
Анкетирование контрольной группы на основе методик Лэйни М. из книги "Непобедимый интроверт", опросник Г. Айзенка на определение типа темперамента.
Проверка результативности и достоверности проведенного исследования на основе корреляционного метода по Пирсону.
Объект: студенты n курса института N.
Предметом курсовой является зависимость типа темперамента от таких типов личности, как экстраверсия и интроверсия.
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
В соответствии со столь разными эмоциональными и личностными характеристиками, нами была выдвинута гипотеза.
Гипотеза: тип темперамента напрямую зависит от такой характеристики личности, как тип (экстраверт/интроверт).
На существенные индивидуальные различия в поведении людей психологи уже давно обратили внимание. Еще в глубокой древности люди замечали, что есть какие-то наиболее типичные "образцы поведения": в одинаковой ситуации человек с определенными свойствами психики всегда ведет себя именно так, а не иначе.
Древние индусы, проповедовавшие аскетизм, т.е. отрешенность от всего земного (от активности физической деятельности, т.е. месяцами неподвижно лежали или стояли в болотах, созерцая свое "Я", делая попытку "приблизится к Богу), выявили некоторые закономерности в индивидуальных различиях людей, лишенных движения. И оказалось, что тот, кто в обыденной жизни вспыльчив, эмоционален, совершенно не выдерживал длительного искусственного отсутствия эмоций при молчаливом бездействии (так называемого "внутреннего аскетизма"). Такие люди впадали в аффективное состояние "истерику", более уравновешенные легче переносили подобный "внутренний аскетизм.
Еще дальше пошли в своих теоретических изысканиях древнегреческие мыслители. Врач Гиппократ предложил концепцию "темперамент". Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма. В зависимости от того, какая из них преобладает: кровь (по-латински "сангве"), слизь (по-гречески "флегма"), красно-желтая желчь (по-гречески "холе") или черная желчь (по-гречески "мелайн холе") - таким будет и темперамент человека. Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Термин "темперамент" в переводе с латинского означает "надлежащее соотношение частей". Сейчас учение о пропорциях жидкостей в организме, как это понимали древние греки и римляне, носит только исторический интерес. Наука с тех пор ушла далеко вперед. Но характерные черты темпераментов были описаны античными мыслителями довольно точно, психологически верно, и не потеряли своего значения до наших дней.
Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического - быстро возникающие, но слабые чувства для меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического - медленно возникающие и слабые чувства. Это напрямую связано с физиологическими реакциями торможения. Кроме того, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медлительность движений и слабое выражение чувств.
Типы темпераментов с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.
Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.
Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.
Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.
Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются.
Иммануил Кант (22.06.1724-12.021804), говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле, к чему относят также тепло или холод при обработке этих соков)
Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души (способности чувства и желания), эти выражения касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая главная).
Главное деление учения о темпераментах такое: темпераменты чувства и темпераменты действия делятся на два вида, что в совокупности дает четыре темперамента.
К темпераментам чувств Кант причислил: А) сангвинический и В) его противоположность - меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает продолжительным); во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни. В этом следует усматривать различие темпераментов чувств, а в не расположении к веселью или грусти.
В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. В основу этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу "Строение тела и характер". Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э Кречмер провел множество измерений частей тела, что позволило ему выделить четыре конституционных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик.
Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными худыми нижними конечностями.
Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым и средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
Диспластик - человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе. В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент - это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины эмбриологии.
Им были выделены три типа:
1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);
2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);
3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань). Людям с эндоморфным типом свойственно слабое телосложение с избытком жировой ткани, для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила, а для эктоморфного - хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинны тонкие конечности со слабой мускулатурой. По Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (от лат. viscera - внутренности), соматотония (от греч. soma - тело) и церебротония (от лат. cerebrum - мозг). Лиц с преобладанием определенного типа телосложения Шелдон называет соответственно висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств.
Типы темперамента | ||
Висцеротония | Соматотония | Церебротония |
Расслабленность в осанке и движениях Любовь к комфорту Медленная реакция Пристрастие к еде Социализация пищевой потребности Наслаждение от процесса пищеварения Любовь к компаниям, дружеским излияниям Социофилия (любовь к общественной жизни) Приветливость со всеми Жажда любви и одобрения окружающих Ориентация на других Эмоциональная ровность Терпимость Безмятежная удовлетворенность Хороший сон Отсутствие взрывных эмоций и поступков Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя Потребность в людях в трудную минуту Ориентация на детей семью |
Уверенность в осанке и движениях Склонность к физической деятельности Энергичность Потребность в движениях и удовольствие от них Потребность в доминировании Склонность к риску в игре случая Решительные манеры Храбрость Сильная агрессивность Психологическая нечувствительность Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) Отсутствие сострадания С трудом приглушаемый голос Спартанская выносливость боли Шумное поведение Внешний вид соответствует более пожилому возрасту Объективное и широкое мышление, направленное вовне Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя Потребность в действиях в тяжелую минуту Ориентация на занятия юношеского возраста |
Заторможенность в движениях, скованность в осанке Чрезмерная физиологическая активность Повышенная скорость реакций Склонность к уединению Склонность к рассуждениям, исключительное внимание Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность Самоконтроль мимики Социофобия (страх перед общественными контактами) Заторможенность в общении Избегание стандартных действий Агорафобия (боязнь открытого пространства) Непредсказуемость установок (поведения) Тихий голос, избегание шума Чрезмерная чувствительность к боли Плохой сон, хроническая усталость Юношеская живость и субъективное мышление Концентрированное скрытое и субъективное мышление Устойчивость к действию алкоголя и других регрессантов Потребность в уединении в тяжелую минуту Ориентация на пожилой возраст |
В нашей стране исследователи темперамента стоят примерно на тех же исходных позициях, большинство из них относят темперамент человека к наиболее жестко биологически детерминированным подструктурам психики. Детальную разработку эта проблематика получила в исследованиях В.М. Русалова, который следующим образом описывает свойства психики, относящиеся к темпераменту: К темпераменту следует относить только такое психологическое свойство, которое:
Не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.);
Характеризует индивидуально-характерную, типичную для индивида меру динамического (энергетического) напряжения и отношения к миру, людям, себе, деятельности;
Универсально и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;
может обнаруживаться уже в детстве;
Устойчиво в течение длительного периода жизни человека;
Высоко коррелирует со свойствами нервной системы и других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);
Является наследуемым.
Как видим, в приведенном наборе критериев, наряду с наследуемостью свойств темперамента, содержится и прямое указание на его связь с частными конституциями человека, в том числе и телесной. Здесь вполне уместно вспомнить о том, что Э. Кречмер в книге "Строение тела и характер" не дает развернутого определения темперамента, а использует его лишь в качестве рабочего; связано это, на наш взгляд, с тем, что данное понятие, используемое в психологии и медицине еще со времен Гиппократа, как бы не нуждалось в дополнительной разработке. Вместе с тем приведенные примеры современных моделей темперамента наглядно демонстрируют, что это мнение разделяют далеко не все исследователи. Более того, в рамках отечественной дифференциальной психофизиологии, основанной Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, к настоящему времени сформулированы положения принципиально новой теории индивидуальности человека, позволяющие раскрыть проблему соотношения соматического и психического с позиций современного человекознания.
Получившая название "специальной теории индивидуальности", эта концепция достаточно продуктивно разрабатывается в настоящее время в Институте психологии РАН коллективом под руководством В.М. Русалова. В соответствии с данной теорией, в психической сфере выделяется особый пласт свойств, характеризующих формально-динамический аспект деятельности и поведения человека. Этот аспект принципиально отличается от содержательной стороны психики тем, что формируется в результате "системного обобщения" психофизиологических компонентов деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей и способов за счет постоянства врожденных индивидуально устойчивых свойств всех биологических подсистем организма. Таким образом, в основе темперамента лежит совокупность всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.
Сказанное совсем не означает, что разные элементы биологической системы человека равноценны в детерминации формально-динамических свойств психики. Имеющийся экспериментальный материал убедительно свидетельствует о том, что связь свойств темперамента со свойствами нервной системы значительно выше, чем, например, с характеристиками соматической организации человека.
При этом необходимо отметить, что формально-динамические свойства не являются строго фиксированной системой, а формируются, перестраиваются и обобщаются по мере развития человека. Такое понимание темперамента очень близко к пониманию Э. Кречмером характера, но, в отличие от него, делает возможным концептуальное описание формирования психического во всех его проявлениях в процессе онтогенеза: будучи продуктом обобщения физических и физиологических свойств индивида, формально-динамические свойства психики включаются в "более высокоорганизованные" психические структуры, такие, как, например, интеллект или свойства личности.
Экспериментальные работы, выполняемые в рамках описываемой теории, ведутся на протяжении последних полутора десятилетий, но уже сейчас их результаты позволяют проследить механизмы опосредования влияния биологических структур на формирование интеллекта, индивидуальных стилей деятельности, творческих способностей. Таким образом, задача выяснения соотношений между соматическим и психическим, сформулированная Э. Кречмером, достаточно активно решается в рамках отечественной дифференциальной психофизиологии.
Аналогичный подход к данной проблеме сложился в последние десятилетия и в американской психогенетике. Один из наиболее ярких ее представителей - Дж. Лоэлин выделяет четыре уровня генетического анализа поведения:
Оценка вклада генетических и средовых компонент в формирование психических свойств;
Вычленение составляющих этих компонент, например: в генетической - аддитивной и доминантной; в средовой - семейной и межсемейной;
Изучение взаимосвязей и взаимодействия между генотипом и средой;
раскрытие механизмов, опосредующих генетические влияния на формирование и функционирование психики.
Анализируя состояние современных исследований, Дж. Лоэлин приходит к выводу, что на сегодняшний день наиболее активно психогенетики работают на первом и втором уровнях; третий уровень очень интересен в теоретическом плане, но слабо разработан экспериментально; четвертый же уровень требует самого активного сотрудничества представителей различных дисциплин: психофизиологов, молекулярных генетиков, психогенетиков, биологов, специалистов в математическом моделировании и многих других. При этом автор высказывает мнение, что реальных результатов исследований на четвертом уровне не приходится ожидать ранее, чем лет через двадцать.
Таким образом, можно заключить, что проблема, сформулированная в основных трудах Э. Кречмера, входящих в эту книгу, активно разрабатывается в разных областях естественнонаучного знания на протяжении уже второго столетия. Несмотря на это, она еще очень далека от своего решения, о чем свидетельствует многообразие подходов и теоретических моделей, часть из которых мы постарались осветить.
В то же время само это многообразие отражает неугасающий интерес к этой проблеме ученых самых разных специальностей и дает основания для надежды на то, что интеграция их усилий принесет ощутимые плоды в уже недалеком будущем.
Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.
Нельзя ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика - вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным "взрывам". Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.
Еще С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: "Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силы их - с другой". Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).
Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с композицией социальных связей и контактов (внешнее воздействие). К биологически обусловленным подструктурам личности относится темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Важнейший компонент внутренних условий составляет свойства нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь, обуславливает темперамент человека и отражается в его поведенческих особенностях. В своих проявлениях темперамент зависит не только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы его проявления личностью. Например, в последние десятилетия биологическое и физиологическое созревание человека ускорилось, акселерация привела к раннему становлению его темперамента, в то время как социальное формирование его несколько замедлилось вследствие увеличения продолжительности обучения, а это, в свою очередь, задержало его включение в значимые социальные контакты.
Таким образом, темпераментом называется совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности человека. Т.е. это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Свойства темперамента устойчивы и постоянны, проявляются у человека в самых различных условиях деятельности и эмоционально окрашивают его поступки.
Научное объяснение темпераментам дала неврологическая теория, основателем которой был русский физиолог И.П. Павлов. В своих исследовательских работах он пришел к выводу о том, что тип высшей нервной деятельности, или типы нервной системы являются физиологической основой темпераментов. Он в своих исследованиях остановился на четырех типов высшей нервной деятельности. Эти типы характеризуются определенной совокупностью показателей основных свойств процессов возбуждения и торможения - силы, подвижности и уравновешенности. Эти три свойства нервной системы в классификации И.П. Павлова в разных сочетаниях дали четыре типа высшей нервной деятельности, влияющих на четыре темперамента:
слабая н. с. (нервная система) - слабый тип (меланхолик);
сильная, уравновешенная, подвижная н. с. - живой тип (сангвиник);
сильная, уравновешенная, инертная н. с. - инертный тип (флегматик);
сильная, неуравновешенная н. с. - безудержный тип (холерик).
Здесь следует отметить, что И.П. Павлов называл всегда вместе тип и темперамент, но полностью он их не отождествлял. Он отмечал, что необходимо различать, во-первых, генотип, или темперамент, как прирожденную, природную особенность нервной системы, и фенотип, или характер, как сочетание наследственных и приобретенных свойств, выражающееся в "окончательной наличной нервной деятельности". Кроме того, свойства нервной системы и темперамента не всегда имеют непосредственную связь: одно и то же свойство (например, уравновешенность) может по-разному проявиться в разных темпераментах, а один и тот же темперамент по-разному будет зависеть от свойств высшей нервной деятельности.
Тип нервной системы - понятие физиологическое. А темперамент - психологическое. Темперамент - это динамическая характеристика деятельности; он выражается не столько в ее конечном итоге, сколько в ее течении.
И.П. Павлов никогда не считал свою работу полностью законченной, а типологию - окончательной, и отчетливо понимал, что описанные им типы нервной системы - нереальные портреты, поскольку не один конкретный человек не обладает всеми признаками того или иного типа.
Павловская концепция связи типов темперамента с типами нервной системы явилась серьезным шагом на пути исследования оснований классификации темпераментов, она направила внимание к дальнейшей детализации - соотнесению отдельных свойств нервной системы с конкретным типом темперамента.
Впоследствии к основным составляющим темперамента относят две характеристики поведения - энергетический уровень и временные параметры. Первая описывается через активность и реактивность; вторая - через подвижность, темп, ритмичность реакции. Реактивность человека тем выше, чем слабее раздражитель, способный вызывать реакцию. Она показывает, насколько сильно разные люди реагируют на одинаковые стимулы: высокореактивные - сильно возбудимы, но обладают низкой выносливостью при воздействии сильных или часто повторяющихся раздражителей. Соотношение реактивности и активности показывает, что сильнее воздействует на человека - случайные факторы (события, настроения и т.д.) или постоянные и долгосрочные цели. Согласно концепции Стреляц активность и реактивность находятся в обратной зависимости: высокореактивные люди, сильно реагирующие на раздражители, обычно обладают пониженной активностью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как бы усиливают стимуляцию, и она быстрее становится для них чрезмерной. Низкореактивные - более активны, реагируя слабее, чем высокореактивные, они могут поддерживать большую интенсивность действий, так как их физиологические процессы скорее подавляют стимуляцию.
Таким образом, для высокореактивных людей при равных условиях, всегда больше стимулов чрезмерных и сверхсильных, среди которых могут быть и вредные, вызывающие реакцию страха.
Принимая во внимание накапливающиеся факты, психологи склоняются к представлению, что при классификации темперамента нужно учитывать также и индивидуальную склонность человека реагировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмоций. Как показали исследования, человек со слабым типом нервной системы (меланхолик) особо склонен к реакции страха; сильным (холерик) - гневу и ярости; сангвиник - положительным эмоциям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к положительным эмоциям. Так, с учетом склонности человека к определенной эмоциональной реакции, Стрелец описывает основные типы темперамента.
От одного и того же свойства нервной системы зависит ряд свойств темперамента, и наоборот, свойство темперамента определяется не одним, а несколькими свойствами нервной системы. Особенно это проявляется при анализе таких свойств темперамента, как экстраверсия - интроверсия, пластичность - ригидность и др. Каждое свойство темперамента в одних случаях играет положительную роль, позволяя наилучшим способом приспособиться к условиям деятельности, а в других - отрицательную.
Различаются следующие свойства темперамента:
Сенситивность (повышенная чувствительность)
О ней судят по наименьшей силе внешних воздействий, необходимых для того, чтобы вызвать какую-то психическую реакцию. Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным взбивающим фактором. Одна и та же степень неудовлетворенности потребности одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдания. В данном случае, второй тип имеет более высокую сензитивность.
Реактивность, эмоциональность.
Функция этого свойства определяется силой эмоциональной реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Иногда эмоциональность отдельно дифференцируется в связи с силой эмоций.
Резистентность.
Это сопротивляемость неблагоприятным условиям, тормозящим деятельность. Наиболее ярко такое свойство темперамента проявляется в сопротивлении стрессу, в отсутствии снижения функционального уровня деятельности при сильном нервном напряжении.
Ригидность - пластичность.
Первое свойство характеризуется негибкостью приспособления к внешним условиям, второй - ему противоположно. Человек с пластичным темпераментом легко и гибко приспосабливается к смене обстановки.
Экстраверсия интроверсия.
О них судят по тому, от чего в большей степени зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений в данный момент (экстраверсия) или, наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым (интроверсия). Поэтому человек экстраверт часто выражает свои переживания внешне, тогда как интроверт склонен "уходить в себя", особенно в напряженной обстановке.
Возбудимость внимания.
Чем меньше степень новизны привлекает внимание, тем более оно (внимание) возбудимо у данного человека.
Темперамент определяется не каждым отдельным свойством, а закономерным соотношением всех свойств.
Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, как и деление людей на четыре группы весьма условно.
Все данные анализа литературы можно вынести в сводную таблицу:
Автор | Порядок типов |
Гиппократ | холерик сангвиник меланхолик флегматик |
Кречмер | пикник (сангвиник) атлетик (флегматик) лептосоматик (меланхолик) |
Шелдон | висцеротоник (сангвиник) соматотониик (холерик) церебротоник (меланхолик) |
Павлов | сильный неуравновешенный (холерик) сильный уравновешенный инертный (флегматик) сильный уравновешенный подвижный (сангвиник) слабый (меланхолик) |
Нами была выбрана экспериментальная группа, состоящая из 40 человек. В соответствии с проведенным нами заранее тестом на тип темперамента Г. Айзенка, целевая группа была разделена на четыре части в зависимости от темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Далее в каждой группе была использована авторская методика опросника Лэйни М. из книги "Непобедимый интроверт", что помогло нам сравнить полученные результаты по тесту Айзенка.
ЭКСТРАВЕРСИЯ, характеристика определенного типа личности. Термин был введен известным швейцарским психиатром и психологом Карлом Юнгом. Согласно Юнгу, человек является экстравертом, если его основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видит высшую ценность. Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтение социальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мир воображения и интроспекции.
ИНТРОВЕРСИЯ, личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в 1910 и означающая дословно "обращенность внутрь". Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного объективной реальности. Интроверты обычно чувствительны, склонны к самоанализу и самокритике. Для них не характерны спонтанные действия, они не особенно общительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт больше погружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьми возможность предаться размышлениям. Юнг выдвинул гипотезу об интроверсии и экстраверсии как противоположных личностных качествах. Критическое изучение этих понятий показало, что они являются слишком широкими и всеобъемлющими. Термины, однако, по-прежнему широко употребляются. Поскольку некоторые отличительные особенности интроверсии - необщительность, субъективизм, чувствительность - нередко связаны с определенными психическими расстройствами, термин зачастую вызывает негативные ассоциации. Изначальное определение интроверсии, однако, не содержит оценочной характеристики.
Таблица 1. Холерики
Номер опрашиваемого |
Темперамент по тесту Г. Айзенка |
Тип личности по тесту Г. Айзенка |
Авторский опросник Лейни. М |
1 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
2 |
холерик |
интроверт |
экстраверт |
3 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
4 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
5 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
6 |
холерик |
интроверт |
экстраверт |
7 |
холерик |
экстраверт |
интроверт |
8 |
холерик |
интроверт |
экстраверт |
9 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
10 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
11 |
холерик |
интроверт |
интроверт |
12 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
13 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
14 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
15 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
16 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
17 |
холерик |
интроверт |
интроверт |
18 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
19 |
холерик |
экстраверт |
экстраверт |
20 |
холерик |
интроверт |
интроверт |
В таблице видно, что преобладающим типом личности у холериков является экстраверсия, хотя Лейни М. предполагает наличие еще одного типа личности - амбидекстр, что включает в себя два резко направленных типа личности, как экстраверт и интроверт.
Таблица 2. Сангвиники
Номер опрашиваемого |
Темперамент по тесту Г. Айзенка |
Тип личности по тесту Г. Айзенка |
Авторский опросник Лейни. М |
1 |
сангвиник |
интроверт |
экстраверт |
2 |
сангвиник |
интроверт |
экстраверт |
3 |
сангвиник |
экстраверт |
экстраверт |
4 |
сангвиник |
экстраверт |
экстраверт |
5 |
сангвиник |
интроверт |
амбидекстр |
6 |
сангвиник |
интроверт |
экстраверт |
7 |
сангвиник |
экстраверт |
интроверт |
8 |
сангвиник |
интроверт |
экстраверт |
9 |
сангвиник |
интроверт т |
экстраверт |
10 |
сангвиник |
экстраверт |
амбидекстр |
11 |
сангвиник |
интроверт |
интроверт |
12 |
сангвиник |
экстраверт |
экстраверт |
13 |
сангвиник |
экстраверт |
экстраверт |
14 |
сангвиник |
экстраверт |
экстраверт |
15 |
сангвиник |
экстраверт |
экстраверт |
16 |
сангвиник |
интроверт |
амбидекстр |
17 |
сангвиник |
интроверт |
интроверт |
18 |
сангвиник |
экстраверт |
экстраверт |
19 |
сангвиник |
экстраверт |
экстраверт |
20 |
сангвиник |
интроверт |
интроверт |
Данные, представленные в таблице, показывают, что преобладающим типом темперамента у сангвиников также является экстраверсия, что в принципе подтверждает многочисленные исследования по этим темам. Но также мы видим появление у них "промежуточного" типа личности - амбидекстр.
Таблица 3. Флегматики
Номер опрашиваемого |
Темперамент по тесту Г. Айзенка |
Тип личности по тесту Г. Айзенка |
Авторский опросник Лейни. М |
1 |
флегматик |
интроверт |
интроверт |
2 |
флегматик |
интроверт |
экстраверт |
3 |
флегматик |
экстраверт |
амбидекстр |
4 |
флегматик |
экстраверт |
экстраверт |
5 |
флегматик |
интроверт |
амбидекстр |
6 |
флегматик |
интроверт |
экстраверт |
7 |
флегматик |
экстраверт |
интроверт |
8 |
флегматик |
интроверт |
интроверт |
9 |
флегматик |
интроверт |
экстраверт |
10 |
флегматик |
интроверт |
амбидекстр |
11 |
флегматик |
интроверт |
интроверт |
12 |
флегматик |
экстраверт |
экстраверт |
13 |
флегматик |
экстраверт |
экстраверт |
14 |
флегматик |
интроверт |
амбидекстр |
15 |
флегматик |
экстраверт |
экстраверт |
16 |
флегматик |
интроверт |
амбидекстр |
17 |
флегматик |
интроверт |
интроверт |
18 |
флегматик |
экстраверт |
экстраверт |
19 |
флегматик |
интроверт |
интроверт |
20 |
флегматик |
интроверт |
интроверт |
Мы видим, что среди флегматиков нет преобладающего типа личности. Это связано с уравновешенностью нервной системы и внешним спокойствием. Флегматичный характер чаще содержит в себе такой тип личности, как амбидекстр.
Таблица 4. Меланхолики
Номер опрашиваемого |
Темперамент по тесту Г. Айзенка |
Тип личности по тесту Г. Айзенка |
Авторский опросник Лейни. М |
1 |
меланхолик |
интроверт |
интроверт |
2 |
меланхолик |
интроверт |
экстраверт |
3 |
меланхолик |
интроверт |
амбидекстр |
4 |
меланхолик |
экстраверт |
экстраверт |
5 |
меланхолик |
интроверт |
амбидекстр |
6 |
меланхолик |
интроверт |
интроверт |
7 |
меланхолик |
интроверт |
интроверт |
8 |
меланхолик |
интроверт |
интроверт |
9 |
меланхолик |
интроверт |
экстраверт |
10 |
меланхолик |
интроверт |
амбидекстр |
11 |
меланхолик |
интроверт |
интроверт |
12 |
меланхолик |
экстраверт |
экстраверт |
13 |
меланхолик |
интроверт |
интроверт |
14 |
меланхолик |
интроверт |
амбидекстр |
15 |
меланхолик |
интроверт |
экстраверт |
16 |
меланхолик |
интроверт |
амбидекстр |
17 |
меланхолик |
интроверт |
интроверт |
18 |
меланхолик |
экстраверт |
экстраверт |
19 |
меланхолик |
интроверт |
интроверт |
20 |
меланхолик |
интроверт |
интроверт |
Таким образом мы видим, что меланхолики больше всего склонны к интроверсии, что подтверждается и методикой Лейни М. Экстравертов среди подобного темперамента нет или неясно выражены (в случае амбидексторности).
Для математического подтверждения наших результатов мы прибегли к корреляционному методу по Пирсону. Для метрических величин применяется коэффициент корреляции Пирсона, точная формула которого была введена Фрэнсисом Гальтоном:
Пусть X,Y - две случайные величины, определённые на одном вероятностном пространстве. Тогда их коэффициент корреляции задаётся формулой:
,
где cov - ковариация, D - дисперсия.
Развернутый вариант формулы:
,
где - математическое ожидание.
Для графического представления подобной связи можно использовать прямоугольную систему координат с осями, которые соответствуют обеим переменным. Каждая пара значений маркируется при помощи определенного символа. Такой график называется "диаграммой рассеяния".
Метод вычисления коэффициента корреляции зависит от вида шкалы, к которой относятся переменные. Так, для измерения переменных с интервальной и количественной шкалами необходимо использовать коэффициент корреляции Пирсона (корреляция моментов произведений). Если по меньшей мере одна из двух переменных имеет порядковую шкалу, либо не является нормально распределённой, необходимо использовать ранговую корреляцию Спирмена или τ (тау) Кендала. В случае, когда одна из двух переменных является дихотомической, используется точечная двухрядная корреляция, а если обе переменные являются дихотомическими: четырёхполевая корреляция. Расчёт коэффициента корреляции между двумя недихотомическими переменными не лишён смысла только тогда, когда связь между ними линейна (однонаправлена).
Коэффицие́нт корреля́ции или парный коэффицие́нт корреля́ции в теории вероятностей и статистике - это показатель характера взаимного стохастического влияния изменения двух случайных величин. Коэффициент корреляции обозначается латинской буквой R в математической статистике (r в статистике) и может принимать значения от −1 до +1. Если значение по модулю находится ближе к 1, то это означает наличие сильной связи, а если ближе к 0 - связь слабая или вообще отсутствует.
В нашей курсовой работе мы получили корреляционный коэффициент равный 0.563, что говорит о том, что полученные нами данные достоверны и могут использоваться в статистических исследованиях и таблицах.
Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.
Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.
Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.
В классической психологии считается, что каждый человек обладает смешанным темпераментом, т.е. демонстрирует признаки всех темпераментов в различных пропорциях, но это верно только в том случае, если мы будем рассматривать исключительно поведенческие признаки темпераментов. Однако, есть множество различных факторов, таких как, например, тип психики, пол, возраст, состояние здоровья, в том числе и психического, которые оказывают влияние на отдельные поступки и поведение человека в целом. Поэтому весьма трудно отделить в поведении признаки, относящиеся исключительно к темпераменту человека, в разные моменты времени один и тот же человек может демонстрировать признаки различных темпераментов, выраженные в той или иной степени.
"Течение психической жизни подобно водному потоку. У одних, как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения стремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно широкой, многоводной реке, психическая жизнь течет медленно с большим внутренним напором".
Приложение 1
Тест Лейни М., "Непобедимый интроверт".
Просмотрите утверждения, приведенные ниже. Какой список, по-вашему, подходит вам больше? Или в основном подходит (не все к вам относится)? Отвечайте так, как есть, а не так, как вам хочется, чтобы было. Основывайтесь на первом впечатлении.
Список А:
Мне нравится быть в гуще событий.
Люблю разнообразие, одно и то же надоедает.
Знаю много людей, считаю их друзьями.
С удовольствием болтаю с людьми, даже с чужими.
Действие заряжает меня, с нетерпением хватаюсь за следующее дело.
Говорю или действую, не испытывая необходимости сначала подумать.
Я в целом довольно энергичный человек.
Я склонен больше говорить, чем слушать.
Список Б:
Предпочитаю расслабляться в одиночестве или в узком кругу близких друзей.
Друзьями считаю только тех людей, с которыми создались глубокие отношения.
Нуждаюсь в отдыхе после какой-то внешней деятельности, даже если развлекаюсь.
Кажусь спокойным, уравновешенным, люблю наблюдать.
Как правило, сначала думаю, а потом уже говорю или действую.
Испытываю пустоту в голове, когда нахожусь в группе людей или под стрессом.
Не люблю чувствовать себя перегруженным работой.
Какой список лучше вас описывает? Если список А, значит, вы экстраверт. Если Б, то вы интроверт. Вы, возможно, обладаете не всеми характеристиками из списка, но, тем не менее, один подходит больше, чем другой. Поскольку все мы живем в обществе, ориентированном на экстравертов, и работа или семья до определенной степени требуют проявления качеств экстраверта, вам, возможно, покажется затруднительным определить, который из списков больше соответствует вашему характеру. Если вы не уверены, задайте себе вопрос: "Когда я ощущаю себя более отдохнувшим: после спокойного отдыха ("внутренник") или активного ("внешник")? Если вы по-прежнему не можете определиться, воспользуйтесь приведенной ниже формой для самооценки на интровертность.
Оценка собственной интровертности.
Проведите тест на интровертность в тот день, когда будете пребывать в спокойном, расслабленном состоянии. Устройтесь где-нибудь в укромном уголке, так чтобы никто вас не прерывал. Каждое утверждение обдумывайте на предмет его соответствия или несоответствия вашей личности в целом, не учитывая то, что вам хотелось бы видеть в себе, а также то, как вы себя ощущаете время от времени. Ничего не анализируйте и не задумывайтесь глубоко над каждым пунктом. Первое впечатление обычно бывает самым правильным. Для оценки со стороны лучше призвать на помощь приятеля или подругу. Сравните собственные оценки с его или ее оценкой. Если мнения не совпадают, обсудите обе точки зрения.
Отвечайте на вопросы словами "Верно" или "Неверно", затем просуммируйте ответы "Верно" и посмотрите на комментарии в конце списка, чтобы определить, кто вы: интроверт, находитесь посередине континуума или экстраверт. Итак:
Когда мне нужно отдохнуть, я предпочитаю проводить время в одиночестве или с одним-двумя близкими людьми, а не в группе.
Когда я работаю над проектом, мне удобнее долго не прерываться, я не люблю делать работу маленькими порциями.
Я иногда репетирую то, что мне предстоит сказать, время от времени делаю для себя письменные пометки.
В целом я предпочитаю скорее слушать, чем говорить.
Люди иногда думают, что я спокойный, таинственный, отчужденный или тихий.
Мне больше нравится отмечать какие-то особые случаи с одним или несколькими близкими друзьями, а не устраивать большие праздники.
Мне обычно требуется подумать, перед тем как отреагировать или что-то сказать.
Я склонен замечать те детали, которые многие не видят.
Если до моего прихода двое спорили, я ощущаю, как напряжение витает в воздухе.
Если я говорю, что сделаю что-то, то почти всегда это делаю.
Я чувствую беспокойство, если у меня сжатые сроки, чтобы закончить проект, не могу расслабиться.
Я могу "отключиться", если слишком много всего происходит.
Мне нравится понаблюдать за какой-то деятельностью, перед тем как подключиться к ней.
Я создаю прочные, длительные отношения.
Не люблю прерывать других и не люблю, когда меня прерывают.
Когда я получаю много информации, мне требуется время, чтобы разобраться в ней.
Я не люблю чрезмерно возбуждающую обстановку. Не представляю, зачем люди ходят смотреть фильмы ужасов или катаются на "американских горках".
Иногда меня сильно раздражают запахи, вкус, пища, погода, шум и т.д.
Я творческая личность, и у меня хорошо развито воображение.
После общественных мероприятий чувствую опустошенность, даже если мне было хорошо.
Предпочитаю, чтобы меня представляли, а не представлять других.
Могу начать брюзжать, если слишком долго нахожусь в окружении людей или в гуще дел.
Я часто чувствую себя некомфортно в новой обстановке.
Мне нравится, когда люди приходят ко мне домой, но не люблю, когда они задерживаются подолгу.
Часто я с ужасом думаю о необходимости сделать ответный телефонный звонок.
Иногда чувствую пустоту в голове, когда знакомлюсь с людьми или когда меня неожиданно просят что-то сказать.
Говорю медленно и делаю паузы в разговоре, особенно если устал или если пытаюсь одновременно думать и говорить.
Я не считаю случайных знакомых друзьями.
Я не чувствую, что могу ознакомить других людей со своими идеями, пока работа не будет полностью закончена.
Люди удивляют меня, когда думают, что я умнее, чем сам себе кажусь.
Сложите все ответы "Верно". Теперь прочитайте следующие комментарии, чтобы определить, к какой категории вы относитесь.
20-29 "Верно": Вы глубоко интровертны. Таким образом, вам крайне необходимо понимать, как направлять поток вашей энергии и каким образом ваш мозг обрабатывает информацию. Вы связаны с жизнью посредством идей, впечатлений, надежд и ценностей. Внешняя среда не властна над вами. Эта книга может помочь вам использовать внутреннее знание, чтобы начертать собственный путь.
10-19 "Верно": Вы находитесь где-то посередине. Как амбидекстры, вы и интровертны, и экстравертны. Вы можете чувствовать, что разрываетесь между потребностью побыть в одиночестве и желанием выйти на люди. Поэтому вам будет очень полезно обращать внимание, какая обстановка и какие ситуации всегда заряжают вас энергией. Вы судите себя посредством собственных размышлений и ощущений и через стандарты, принятые в обществе. Это обеспечивает нам широкий кругозор, но временами может оказаться, что вы видите ситуацию с обеих сторон и не знаете, какова ваша позиция. Очень важно для вас научиться оценивать свой темперамент, чтобы быть в состоянии поддерживать энергетический баланс. Подробнее об этом мы поговорим в главе 2.
1-9 "Верно": Вы скорее экстравертны. Вы судите о себе в свете ценностей и реальности других людей. Чтобы произвести изменение, вы действуете в пределах того, что существует. Когда вы достигнете среднего возраста, то с удивлением можете обнаружить, что хотите отдохнуть от общения и что испытываете потребность иметь время для себя, но не будете знать, как этого добиться. Вы можете разработать приемы и помочь себе запомнить, что нужно делать, когда вам требуется одиночество. Чтобы это сделать, вам понадобится уравновесить свои экстравертные навыки. Этого можно добиться, научившись некоторым более интровертным навыкам.
Если вы все еще не уверены, "внутренних" вы или "внешник", подумайте, как ответить на следующий вопрос: в кризисной ситуации склонны ли вы чувствовать, что закрылись и как-то отделились от всего, и реагируете медленным движением? Или вы склонны немедленно физически двигаться, предпринимать действия, не думая? Когда происходит какое-то стрессовое событие, мы возвращаемся к самой базовой, заложенной в нас схеме поведения. Если вы склонны отступить назад и тишина наваливается на вас, как густой туман, значит, вы в большей степени интроверт. Если же вы более экстравертны, то реагируете, немедленно приводя себя в действие. И в той, и в другой реакции есть своя ценность.
Приложение 2
Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.
Варианты ответов на вопросы: "да", "нет". Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус - фиксируйте на листке бумаги.
Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?
Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
Считаете ли Вы себя беспечным человеком?
Правда ли, что Вам очень трудно отвечать "нет"?
Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?
Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
Смущаете ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
Вас легко обидеть?
Любите ли Вы часто бывать в компании?
Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?
Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?
Часто ли Вы мечтаете?
Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
Часто ли Вас тревожит чувство вины?
Все ли ваши привычки хороши и желательны?
Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
Считают ли Вас человеком живым и веселым?
После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?
Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?
Вы иногда сплетничаете?
Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?
Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?
Бывает ли, что Вас "бросает в дрожь"?
Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
Вы раздражительны?
Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
Верно ли, что Вас не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
Вы ходите медленно и неторопливо?
Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?
Часто ли Вам снятся кошмары?
Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?
Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
Любите ли Вы подшутить над другими?
Страдает ли Вы от бессонницы?
Обработка теста ("ключ").
Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.
Шкала лжи.
Ответ "да" на вопросы: 6, 24, 36.
Ответ "нет" на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Сосчитайте сумму. Если результат от 4 и больше баллов, это значит, что у Вас появилась так называемая социальная желательность: Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вам хотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы не достоверны. Если результат меньше 4 баллов, Ваши ответы искренни. Пожалуйста, продолжайте.
Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.
Шкала экстраверсии.
Ответ "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Ответ "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.
Сосчитайте сумму.
Шкала эмоциональной устойчивости.
Ответ "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Сосчитайте сумму.
1. В.С. Мерлин "Очерк теории темперамента (1973)
2. С.Л. Рубенштейн "Основы общей психологии" (1946)
3. Э. Кречмер "Строение тела и характер" (1924)
4. Я. Стреляц "Роль темперамента в психологии" (1982)
5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Academia, 1996. - 464 с.
6. Кроль В.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 423 с.
7. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т.1. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 688 с.
8. Психология / Под ред. Крутецкого В.А. - М.: Просвещение, 1974. - 304 с.
9. Психология / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 602 с.
10. Психология и педагогика / Под ред. Николаенко В.Н. - М.: Инфра-М, 2002. - 175 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 720 с.
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа Пресс, 1995.
13. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Макаренко. - М.: Просвещение, 1987.
14. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр "Академия", 1999.
15. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К. Платонов - М. Высшая школа 1984 г.
16. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
17. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.
18. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии.4-е изд., перераб. и доп. (Серия "Учебники, учебные пособия") - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Дополнительная литература:
20. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
21. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.
22. Психология личности. Хрестоматия / Под ред. Райгородского Д.А. - Самара: БАХРАХ, 1999. - 570 с.
23. Райгородский Д.А. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: БАХРАХ, 1997. - 640 с.
24. Фельдтштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Просвещение, 1994.
Литература в Интернете:
25. Гиппенрейтер Ю.Б. Характер
26. Блюм Г. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ
27. Выготский Л.С. К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ДЕТСКОГО ХАРАКТЕРА
28. Личко А.Е. ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
29. Небылицын В.Д. Темперамент
30. Свободная Интернет-энциклопедия "Википедия"
Институт КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: "ЗАВИСИМОСТЬ ТЕМПЕРАМЕНТА ОТ ТИПА ЛИЧНОСТИ" Работу выполнил студент (ка) (ФИО) Курс, группа Город,
Диагностика развития восприятия у детей старшего дошкольного
Диагностика темперамента у подростков
Значение теории П.Я. Гальперина для клинической психологии
Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов
Абрахам Маслоу о потребностях человека
Анализ сущности страха
Аналіз психофізіологічних особливостей поведінки пілота в екстремальних умовах
Взаимосвязь личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку
Взаимосвязь склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции
Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа в межличностных отношениях
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.