Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

«начение ј. ј. »ванова в религиозной живописи —  ультура и искусство

ѕосмотреть видео по теме ƒоклада

 ожевников ¬. ј.

(...) ¬ творении »ванова дан изумительно совершенный образец исторической религиозной картины, потому что в ней, как нам кажетс€, не только поставлены, но и в значительной степени разрешены многосторонние требовани€, которым должна удовлетвор€ть религиозна€ живопись. ѕопробуем же представить оправдание столь решительно выраженному приговору.

–елигиозна€ картина не соответствует своему назначению, если в ней нет достаточно богатого идейного содержани€, способного сосредоточить на себе с возможно большей полнотою настроение зрител€, то есть вли€ть не только на его чувства и воображение, но и на его мыслительную и даже волевую сторону. –елиги€, по существу своему, как целостное жизненное состо€ние, обращаетс€ и к человеку в его полном объеме и содержании. ¬ соответствии с этим и произведение искусства, почерпающее свою тему из области религиозной, должно обладать возможно большею полнотою дл€ создани€ наиболее полного и живого религиозного настро€. ¬ этом смысле искусство религиозное €вл€етс€ идейным no-преимуществу. ¬от почему выбор темы здесь несравненно важнее, чем в бытовой (жанровой) живописи, не говор€ уже о ландшафтной. Ёта перва€ задача решена »вановым с глубокомыслием, на наш взгл€д, не превзойденным никем в исторической религиозной живописи. явление ’риста народу, Ѕого€вление... ¬озможна ли лучша€ тема в этой области искусства, столь вдумчива€ и емка€, столь богата€ и внутренним, лирическим и драматическим содержанием и благодарнейшими внешними услови€ми дл€ художественного воспроизведени€ сюжета?  акой широкий простор открыт здесь психологическому анализу отдельных лиц и общей характеристике настроени€ масс, контрастам типов, исторической и этнографической самобытности, наконец,- группировке фигур и объединению внешних составных частей в одно цельное духовное и художественное впечатление. ¬нутреннее богатство религиозных идей вообще изумительно, но далеко не все они представл€ют удобный материал дл€ воспроизведени€ в изобразительном искусстве: многие из них, по своей отвлеченности или, лучше сказать, затаенности, сокровенности, по своей духовной глубине или выспренности не поддаютс€ либо трудно поддаютс€ воплощению в реалистических художественных формах и требуют помощи искусства символического, имеющего, бесспорно, свои права и заслуги, но вместе с тем и свои значительные ограничени€ дл€ применени€ обычных, главных, внешних ресурсов искусства. Ќаоборот, избранна€ »вановым тема раскрывает полный простор дл€ широкого и самого разнообразного применени€ творческой силы к формам реалистическим, т. е. наиболее простым и общепон€тным.

Ќо обнаружить все богатство своего внутреннего содержани€ вз€та€ тема способна именно лишь в той постановке, какую дал ей художник. явление ’риста, еще неведомого народу, получает живое и могучее значение именно в св€зи с предшествующею »орданскою проповедью ѕредтечи, пророка, уготовл€ющего путь гр€дущему —пасителю. √ениально вдумчивый »ванов избрал именно этот момент, отдавши ему, с точки зрени€ художественной целесообразности, предпочтение перед другими, столь же существенными (напр., хот€ бы перед Ќагорною ѕроповедью, до сих пор, как это ни странно, достойно еще не представленною в живописи). ќстановившись на заключительном моменте »орданской проповеди всенародного пока€ни€ и совместивши таким образом предсказание и предчувствие €влени€ —пасител€ с первым мигом ≈го пришестви€, художник овладел наибольшим сочетанием мыслей и чувств, содержащихс€ в сюжете, а вместе с тем и самый сюжет возвысил до крайнего художественного предела драматической напр€женности.

»дейное богатство темы раскрыто таким образом во всех трех степен€х ее развити€: по отношению к прошлому, насто€щему и будущему. ¬ живописи, искусстве, по свойствам своим имеющем непосредственно дело всегда только с одним моментом насто€щего, едва ли можно указать на другой, более удачный пример такой разновременной полноты ощущени€. ѕроповедь пока€ни€ произнесена, но она еще звучит в сердцах внимавших, озар€ет их лица, вдохновл€ет их жесты, заканчиваетс€ видимо в крещении. ¬от он великий момент ћинувшего! он еще не остыл, не отлетел прочь; причина, его вызвавша€, ѕредтеча, едва успел сомкнуть уста... Ќо здесь же одновременно - и следствие, воплощенное в Ќасто€щем, в движении преобразившейс€ толпы, одушевленной единым, всех объ€вшим стремлением к Ѕудущему. » оно, это св€тое, спасительное Ѕудущее, оно также уже близ них, оно тут уже, вот оно! Ђ—е јгнец Ѕожийї, гр€дущий с таким спокойствием и миром Ђ—вета тихогої, разгон€ющего сумрак греха и тени сени смертной!..

Ќезависимо от идейной полноты, достигаемой такою постановкою темы, какие сокровища чисто-художественной красоты раскрываютс€ благодар€ этой постановке в картине! ѕрежде всего, композици€ получает простое, естественное, не придуманное, а внутренним смыслом вызванное содержание, в отличие от гон€ющейс€ за внешними эффектами театральности и от той, иногда самой по себе красивой позировки, котора€ исходит из поисков внешней красоты, а не из глубины внутренней, идейной основы.

«атем, цельность и стройность группировки - это основное требование вс€кого сложного живописного сюжета.  ак многие в других отношени€х превосходные произведени€ тер€ют силу вли€ни€ на зрител€ вследствие хаотичного нагромождени€ фигур, по отсутствию идейного центра, объедин€ющего выражение и расположение составных частей! «десь же - изумительно величавое и однако простое, сразу все охватывающее впечатление, именно в силу очевидности такого духовного и материального центра толпы народной в лице »оанна и в силу общего движени€ и его, и всех к конечной цели, к приближающемус€ ’ристу. Ќе только стройность и цельность общего впечатлени€, но и содержательнейшее движение, жизнь каждой отдельной фигуры в соподчинении всех друг другу и общему, конечному средоточию!.. » пополн€€ этот многообразный порыв души и телес, навстречу ему, в ответ ему, заверша€ и разреша€ его в примир€ющее созвучие, другое движение- —пасител€ к жаждующим спасени€!.. ¬се волны различных чувств и желаний, вырывающихс€ из толпы, сочетаютс€ сначала в неподражаемой по силе выражени€ личности ѕредтечи и в его молниеносном взоре, а затем его драматичным жестом, указующим на √р€дущего јгнца Ѕожи€, передаютс€ ’ристу, св€тое спокойствие  оторого распростран€ет чувство духовной удовлетворенности над сценою, сообща€ ей, несмотр€ на всю драматичность, оттенок классической меры и глубокорелигиозной трезвенности...

ќвладевши темою по существу, художник уже легко и беспреп€тственно может развивать частности ее содержани€. » здесь он €вл€етс€ нам в другом отношении образцом должного понимани€ задач религиозной живописи. ƒуховное содержание воплощаетс€, как и подобает искусству, в телесных образах органически, в неразрывной св€зи одного с другим; выразительность и движение фигур развиваютс€ естественно и св€зно из данных характеров и типов, сопоставленных здесь в €рком разнообразии, от юности до старости, от знатных до убогих, от мудрых до простецов: фарисей, учитель синагоги и будущий апостол, воин и раб, робкий отрок и трепещущий полнотою чувств в атлетическом теле юноша, старик, расслабленный, ждущий исцелени€,- все это живые люди, полные внутреннего содержани€, а не ход€чие отвлеченные идеи, искусственно вложенные в тела...

» здесь мы касаемс€ нового, существенного вопроса, определ€ющего смысл и значение религиозной живописи, вопроса о реализме и идеализме в ее области. »х часто противопоставл€ют друг другу как нечто обособленное и несогласимое. “акое противоположение - обычное €вление в искусстве, но каждый раз - в ущерб, если не в гибель истинного искусства, по своей природе всеобъемлющего, всестороннего, как и жизнь, в которой “ворец сочетал духовное с телесным органическим союзом, неразлучимым безнаказанно в мире художественного воспроизведени€. –еализм, воспроизвод€щий одну материальную действительность - не искусство, а только механическа€ копировка внешнего облика жизни, копи€, притом фальшива€, погрешающа€ односторонностью против правды жизни, в которую включено и духовное, и идеальное (хот€ бы в желании, в мечте, в стремлении). » наказание за односторонность художественного материализма - недос€гаемость дл€ него высших вдохновений творчества. Ќаоборот, идеализм в искусстве, ради отвлеченных замыслов принос€щий в жертву правдивость жизненных форм, в которые облекаетс€ иде€, осуждает себ€ на художественное бессилие, на бездейственность своих мечтаний. Ќедостаточно, наконец, и механического сопоставлени€ одного р€дом с другим, не создающего ничего цельного и звучащего вечным диссонансом. “олько в гармонии идеализма с реализмом возможно истинное художественное творчество, облекающее духовное в соответствующую его смыслу видимую форму, и презирающее в телесном духовное, до идеального включительно, то есть, до высшего желательно-возможного. ћатериалистический реализм есть бездушное пассивное воспроизведение природы, творени€ без вс€кого про€влени€ личного художественного творчества. ќтвлеченный же идеализм есть бессильна€ попытка творени€ художником только из самого себ€, независимо от данного в природе. “о и другое несосто€тельно. »скусству не подобает быть только копией творени€; но ему не дано и силы творени€ из ничего, кроме своей мечты. ≈го творчество-в преображении несовершенного данного в возможное, желательное, высшее, художественно совершенное, осуществимое, если еще не в жизни, то уже в ее эстетическом идеале, в произведении искусства.

¬ этом претворении реального в идеальное и кроетс€ великое таинство вс€кого творчества; но ни в одной области искусства оно не про€вл€ет себ€ с такою полнотою, как в искусстве религиозном. » в этом отношении »ванов оп€ть предстает перед нами как великий учитель искусства. ¬ отличие от материалистического реализма, крайним представителем которого в религиозной живописи у нас €вл€етс€ √е, в отличие от идеалистического религиозного символизма, которым, на подобающем месте, умел пользоватьс€ и сам »ванов (в своих библейских и новозаветных рисунках), в главном произведении он дает образец насто€щего, здорового воплощени€ идеального элемента искусства в реальных формах; а в превосходных этюдах к своей картине он оставил и чрезвычайно поучительные в воспитательном отношении указани€ на то, каким образом может осуществитьс€ сочетание идеального с реальным в произведении искусства. (...)

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

 ожевников ¬. ј. (...) ¬ творении »ванова дан изумительно совершенный образец исторической религиозной картины, потому что в ней, как нам кажетс€, не только поставлены, но и в значительной степени разрешены многосторонние требовани€, которым д

 

 

 

¬нимание! ѕредставленный ƒоклад находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалс€, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальный ƒоклад по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

¬алдайский »верский —в€тозерский Ѕогородицкий монастырь: озера земного ра€
 ультурный облик ƒревней –уси
Ѕани ƒревней –уси
У“реть€Ф культура в ƒревней –уси
јльманах как социокультурный тип периодики
”сольска€ усадьба ќрловых-ƒавыдовых
ћузыка как молчание
—пециальность Ђ—в€зи с общественностьюї: проблемы терминологии и профессиональной подготовки
ѕроблемы корректуры в услови€х новых информационных технологий
ќ перераспределении акцентов в преподавании риторики

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru