База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Cвятой великомученик Лазарь, царь Сербский — Религия и мифология

 “Святосавский всенародный идеал “Все за Христа – Христа ни за что” никто не осуществил в такой полноте как святой великомученик царь Лазарь. Он воплотил этот всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой и весь сербский народ”. Прп. Иустин Попович

Отец великомученика царя Лазаря - Лазарь Прибац Хлебельянович - был вельможей при дворе могущественного сербского царя Стефана Душана (1331 –1355). Родом он был из города Прилепца, что на краю Ново Брдо, и имел троих детей: двух дочерей и одного сына – блаженного и славного Лазаря. Лазарь тоже родился в упомянутом Прилепце около 1329 г. С детских лет он был воспитан в христианской вере. Имея добрый нрав, кроткий ум, храброе и благородное сердце он быстро преуспевал в учении и благочестии. Полученые от Бога таланты он изобильно преумножал и вскоре превзошел многих своих сверстников, привлек внимание самого царя и снискал его благосклонность. Лазарь был взят на царский двор в Скоплье и вскоре уже принимал участие в решении государственных дел.

При дворе царя Душана молодой Лазарь стал быстро известен и всеми любим и уважаем за свою честность, мужество и искреннюю веру. Вскоре он становится царским зятем. Душан отдал ему в супруги свою благородную родственницу Милицу, дочь великого князя Вратко, из рода Неманичей [Воевода Топлицкий и Полимский Вратко, иначе известен как старый Юг-Богдан. Он вел свое происхождение от Вукана, старшего сына Немани. Воспетый в народных эпосах старый Юг-Богдан привел на Косовскую битву всех своих двенадцать сыновей и героически погиб вместе с ними. –Прим.авт.]. По народному приданию, Лазарь обручился с Милицей в монастыре Йошанице, и вскоре после женитьбы был возведен в достоинство князя. Это произошло около 1353 года. Лазарь становится воеводой войска Душана, ибо был очень искусен в ратном деле.

Лазарь и Милица служили друг для друга примером в благочестии. Бог дал им сначала пятерых дочерей: Мару, Драгану, или Марию, Елену, Феодору и Оливеру, а затем и трех сыновей- Стефана, Вука и Добровоя, который умер совсем рано. Насколько благочестивой была их семья можно судить по тому, что отец, мать и старший сын были со временем прославлены в лике святых.

Могущественный Душан распространил Сербскую державу на многие греческие земли и даже был провозглашен императором в своей новой столице в Скоплье в 1346 году. Тогда же Сербская архиепископия была возведена в ранг Патриархии. В это время все большую угрозу для христиан на Балканах представляли турки, которые стремились распространить свои завоевания из Малой Азии на Европу. Царь Душан двинулся на них со своим войском, но на пути он внезапно заболел и скончался 20 декабря 1355 года. Его сын царь Урош (1355 – 1371гг.) принял престол, однако молодой правитель уже не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Некоторые из влиятельных сербских вельмож не желали ему покоряться, и держава Душана начала распадаться.

Правивший на юге страны деспот Углеша, стремясь защитить христиан в своей державе и на всех Балканах от нападений “нечестивых агарян”, начал вести с ними решительную борьбу. Он призывал к решительным действиям и других сербских правителей, но никто не отозвался на его призыв кроме его брата Вукашина Мрнявчевича. 26 сентября 1371 года в битве на реке Марице турки внезапно разбили их войско, и оба брата погибли. Для христиан южных земель бывшей державы Душана настали тяжелые времена.

В это же время на севере правил Урош V. Кроткий и милостивый по своей природе, он был не в состоянии твердо держать под своим жезлом единство сербских земель. Оставшийся верным Урошу князь Лазарь становится его надежной опорой в государственных делах. Тогда же Лазарь получает сначала титул Новобрдского и Топлицко-Полимского, а затем Рудницкого и Моравского князя. Миролюбивый по природе, князь Лазарь всем сердцем желал соединить раздираемое междуусобиями сербское царство и сплотить сербов и всех христиан для борьбы с иноверными завоевателями. После смерти царя Уроша, 4 декабря 1371 года, Лазарь еще с большим усердием заботился об осуществлении своего благого намерения. Получив в свое управление Ново Брдо, Топлицу и Рудник, а затем Браничево и Мачву с Белградом, он перенес свою столицу в Моравскую область, в город Крушевац на реке Расине. Много неприятностей ему причинял непокорный и вероломный Никола Алтоманович, который неоднократно нападал на его земли. Коварный Никола решил погубить князя Лазаря для того, чтобы завладеть всем его имением. Однажды он пригласил безоружного князя, якобы для разговора, но когда святой Лазарь пришел в нему, один из слуг Алтомановича напал на него и ударил ножом. Лазарь упал как мертвый, но по промыслу Божьему он был спасен от смерти. Золотой крест, который он все время носил на груди, помешал нанести ему смертельную рану.

После этого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королем Твртко I (1353 – 1391) и победил Алтомановича. Вскоре он подчинил своей власти области Герцеговины и Баната, и стал таким образом “во Христе Боге благоверный и самодержавный господарь Сербии и Приморья - Стефан великий князь Лазарь”. Среди сербского народа он был прозван славным царем Лазарем.

Особую любовь и заботу князь Лазарь проявлял к святым Божиим храмам и монастырям, став для многих из них ктитором и благотворителем. Первым его благодеянием после примирения Сербской и Константинопольской Церквей была постройка прекрасной церкви св. Стефана в Крушевце, известной сейчас под названием Лазарица. По словам патриарха Даниила III, этот христолюбивый правитель “горы и холмы державы своей наполнил обителями монашеского жития”, где поселилось немало монахов служивших Богу в уединении и молитвенном безмолвии. Это было после 1371 года, когда, спасаясь от турок, многие монахи из порабощенных областей Балканского полуострова и со Святой горы пришли в свободную державу Лазаря. Благочестивый князь с любовью принял их и разрешил поселиться в его землях. Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, где и по сей день сохранилось много церквей, относящихся к этому времени. Приходили к святому князю и известные монахи синаиты - ученики и последователи прп. Григория Синаита. Один из них просил Лазаря подарить им какое-нибудь уединенное место, где они могли бы подвизаться в тишине и удалении от мира. Вняв их мольбам, святой князь построил в тихом и укрытом месте в Жрделу на реке Млаве церковь Пресвятой Богородицы и основал около нее монастырь. В 1379 году Лазарь своей грамотой снабдил монастырь необходимым хозяйством и подарил его синайским монахам и св. Григорию Синаиту. Сербский Патриарх Спиридон, вместе с церковным собором, подтвердил это княжеское дарение. Этот монастырь посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, существует до сих пор и носит название Горняк.

В это время в Крушевац прибыл на Афона попечитель монашеской больницы Хиландарской лавры монах Герасим, который был родным братом зятя Лазаря Вука Бранковича. Он явился благородному князю и сообщил ему о том, что больные и старые монахи обители ждут от него помощи и утешения. Лазарь тут же издал грамоту (1380 г.), в которой повелевал ежегодно выдавать на содержание хиландарской больницы сто золотых, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. Святейший Спиридон также подтвердил это своей патриаршей грамотой. Узнав от Герасима, что монастырская церковь стала мала для большого количества желающих посвятить себя монашеской жизни, Лазарь послал на Святую гору зодчих и все необходимое для расширения храма. Благодаря этому к главной церкви короля Милутина был пристроен просторный пронаос (припрата). Так князь Лазарь вошел в число великих строителей Хиландарского монастыря. Но не забывал он и о других святогорских обителях. Так грамотой 1381г. князь пожертвовал русскому монастырю св. Пантелеимона церковь Спаса в Хвосно и несколько сел с необходимыми привилегиями. Тогда же чельник Муса с сыновьями Стефаном и Лазарем подарили этому монастырю село Уларе и церковь св.Николая на Лабе. Своей грамотой Лазарь подтвердил и дарения воеводы Црепа – села Мутница и Паракинов Брод, завещанные им лавре св.Афанасия на Святой горе.

Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой Земле. По просьбе Иерусалимского Патриарха Михаила 31 августа 1388 г. он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам в Иерусалиме, находившемся в монастыре Архангела Михаила, задужбине свт. Саввы и св. короля Милутина. Святой князь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители.

Но самой большой задужбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1381 г. и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этого события патриарх Даниил III, в своем “Слове о князе Лазаре” сообщает о великолепном убранстве храма, который был украшен “прекрасным мрамором”. Иконы и стены храма были убраны золотом и серебром. Монастырь был огражден “высокими башнями и твердыми стенами”. В этом же году князь щедро наделил обитель имениями в Поморавле, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит: “Аз, во Христа Бога благоверный князь Лазарь, ревнуя иже прежде мене бывшим благочестивым царем, на ихже престол Богу мя вознесшу и царствия саном украсившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотех принети, елико по силе, благоволением Отца, поспешением Сына, совршением Светога Духа, воздвигох от основания монастир в славу Светаго Вазнесения, мне же в ктиторию, егоже по силе моей украсив, иже в нем жительство в соединение братием изволих, якоже Апостоли уставише и правили Светих Отец утврдише. Приложих же к потребам вса изобилне, доходке и села, винограде насадих и друге купих у Црепа и Юга…И саставих општежитие, да се држи у манастиру…И вся елика приложих, не узех ничию баштину, не сотворих по силе, но вса са искупом и с заменою, якоже кто хотеше”.

Первым игуменом новой обители стал Арсений “муж одаренный добродетелями, украшенный разумом, который имеет дар Святого Духа учить многих”. В это время в Раванице подвизался и прп. Ромил Раваницкий, который после своей кончины был похоронен здесь же в храме.

Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети из столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные изографы и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия “злобных измаилтян”, усиливавших с каждым годом свои нападения.

По словам Константина Философа видя “огнем попаленные” и разрушенные турками города, “обители и церкви благочестивых” и “многие убийства и текущие реки крови”, князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок, что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзала сербские земли. “Ибо давно уже, - с сокрушением пишет Константин Философ, - греческая держава пала, а измаилтяне умножались и растеклись уже и по западным землям…Измаилтянский род все больше распространялся, как некая саранча: одних из христиан уводили, других обращали в рабство, третьих грабили, четвертых убивали, как огонь, уничтожая и стирая все, где бы не появлялись… И незбыточной казалась надежда изменить это для нас, грешащих и не обращающихся к Единому, который все изменяет”.

Царь Лазарь неоднократно боролся против этих турецких набегов. Не терпя страданий вдовиц он твердо “решил, что устранит их позор или сам примет мученическую смерть.“Ибо турки,- как пишет прп.Иустин Попович, - постоянно продвигались вперед огнем и мечем, неправдой и насилием прокладывали себе дорогу все дальше и дальше на запад. Они уже не довольствовались выплатой дани и податей со стороны христиан, но стремились всех христианские народы полностью покорить себе и поработить”. За несколько лет им удалось захватить большие и сильные города Сер (1383г.), Софию(1385г.) и Солунь (1387г.). В 1386 г. они захватили и сербский город Ниш.

Во главе огромной турецкой силы стоял султан Мурад I (1362 – 1389). Его первая встреча с войском царя Лазаря произошла у местчка Плочник на Топлице в 1387г. (сейчас село Плочник под Прокуплем). Тогда, по сообщениям древних сербских летописей, Мурад отступил перед князем Лазарем. В следующем году турки прорвались в Боснию, но там их встретил храбрый Влатко Вукович, воевода боснийского краля Твртко, и одержал над турками героическую победу под городом Билечем.

Но, как предзнаменование надвигающихся бед, среди сербов вновь вспыхнули междуусобия, ссоры и предательства, порожденные властолюбием сербских правителей. Не было среди них так необходимого перед лицом грозной опасности единодушия и преданности князю, который должен был с мольбой призывать сербов на бой на Косово. Для этого он в Крушевце собор со своими воеводами и вельможами и оттуда направил общее обращение ко всем сербам. Но и на этот призыв отозвались не все. Не прислали помощи и западные христиане. Лазарь устроил на своем дворе торжественный ужин, на который позвал всех присутствовавших на соборе воевод и вельмох сербских для того, чтобы между ними воцарился мир и согласие.

Сербские войска начали собираться около Крушевца и во главе с царем Лазарем и воеводами двинулись на юг в направлении Косово, а войска Мурада двигались уже северней от Скоплье на Косово поле. На помощь князю подоспели боснийский воевода Влатко Вукович и с ним бан Иваниш Хорват из Хорватии. Зять Лазаря Вук Бранкович, господарь Косова и Приштины тоже приготовил войско. В лень накануне битвы князь собрал свое войско около белой церкви Самодрежи [храм св.Иоанна Предтечи], где была отслужена Божественная литургия и Патриарх Спиридон причастил все сербское войско.

В это время Мурад со своими сыновьями Якубом и Баязидом, военноначальниками и многочисленными отрядами турецких эмиров из Малой Азии и Персии, уже расположился на Косовом поле между Приштиной и реками Лабой и Ситницей.

Жестокое и трагическое сражение произошло во вторник 15 июня 1389 г. на день памяти св. Витта - по-сербски Видовдан. В этот же день была Крестная слава князя Лазаря – память св.пророка Амоса. Перед боем царь Лазарь еще раз от всего сердца помолился Богу и обратился с воодушевляющей речью к своим воинам. Когда разгорелся кровавый бой между христианами и магометанами, один из храбрых сербских воевод Милош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом. Внезапная гибель Мурада внесла смятение в турецкие ряды, и сербы начали одолевать врага. Сам Лазарь геройски сражался и, как сообщает Троношский летописец, “имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним”. Но промысел Божий уготовал князю и его войску другой конец сражения. После гибели султана Мурада руководство турецким войском принял его сын Баязид. Сильной атакой и хитрыми маневрами ему удалось переломить ход битвы. Баязид схватил и обезглавил благородного царя Лазаря и многих его воевод.

Видя с каким достоинством принял смерть христолюбивый князь, Баязид позволил монахам взять тело Лазаря и предать погребению в церкви Вознесения Господня в Приштине. Спустя почти год, по совету Сербского Патриарха, сыновья Лазаря Стефан и Вук, вместе с клиром и народом, открыли мощи святого великомученика и нашли тело его нетленным. Но свидетельству Печской летописи того времени оно источало прекрасное благоухание. Так Всемогущий Господь дал нетление телу царя Лазаря как несомненное свидетельство его мученичества за Христа, богоугодной жизни и святости. Взяв святое тело, они отправились крестным ходом в задужбину св.Лазаря Раваницу. По дороге свернули в монастырь Нову Павлицу, задужбину племянников Лазаря братьев Мусичей, также погибших во время Косовской битвы. По дороге процессию встретила честная вдова Лазаря, княгиня Милица.

Святое тело великомученика Лазаря было торжественно принесено в монастырь Раваницу в 1391г. и положено в храме Вознесения Господня. Здесь оно почивало вплоть до 1690 г., когда во время великого переселения сербов во главе с патриархом Арсением III Чарноевичем. Тогда раваницкие монахи тоже, спасаясь от турок, покинули монастырь и перенесли тело святого князя сначала в Сент-Андрею около Буды (Будапешт), а затем в 1697 г. на Фрушку гору, где они обновили монастырь Врдник и назвали его Новой Раваницей. В Врднике тело святого великомученика Лазаря почивало вплоть до Второй мировой войны, когда его, 14 апреля 1942 г., перед усташским террором обрушившимся на фрушкогорские монастыри перенес в кафедральный собор в Белграде профессор университета протоиерей Радослав Груич.Тогда же были спасены и перенесены в Белград мощи св.царя Уроша и князя Стефана. Почти полвека святые мощи находились в кафедральном соборе св.Архангела Михаила в Белграде. В 1989 г во время празднования 600-летия Косовской битвы мощи святого князя Лазаря вновь были перенесены в монастырь Раваницу, где сейчас и почивают.

Благоверная супруга Лазаря княгиня Милица с трудом управляла сербской страной, так как ее сыну Стефану было еще только неполных 12 лет. К ней в Крушевац прибыло посольство Баязида с принуждением к миру, при условии, что княгиня пришлет к нему свою младшую дочь Оливеру. Для того, чтобы спасти Сербию от дальнейшего разорения княгиня была вынуждена согласиться, хотя этому и противился Сербский Патриарх Спиридон. Она послала свою дочь при условии, что она никогда не переменит своей христианской веры, что Оливера и соблюла. В 1393 г. Милица передала власть своему сыну Стефану, а сама поселилась в построенном ей монастыре Любостине и приняла монашеский постриг с именем Евгения. Перед смертью она приняла великую схиму с именем Ефросиния.

Князь Стефан Лазаревич в 1403 или 1404 гг. пришел на славное Косово поле и в память своего отца и сербских мучеников погибших с ним установил здесь большой каменный столб из мрамора, на котором им была написана похвала посвященная подвигу царя Лазаря и сербских воинов. Такие и подобные похвалы святому великомученику Лазарю написал не только его сын Стефан, но другие его современники и позднейшие писатели - клирики и миряне. Ибо весь сербский народ почитал царя Лазаря как святого Христова великомученика. Дивную похвалу написала святому князю и благодарная монахиня Ефимия, вышив ее золотыми и серебрянными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами. Косовский плач супруги и сына князя Лазаря и остальных сербов не остался без утешения. “Ибо, - как сказал прп.Иустин Попович, - силой и благодатью Божией, плач этот превратился в похвалы и богослужебные гимны и славословия святому великомученику и его Подвигоположнику Христу Богочеловеку, Победителю смерти и Воскресителю жизни”.

Список литературы

1.    Андрей Шестаков. Cвятой великомученик Лазарь, царь Сербский

 “Святосавский всенародный идеал “Все за Христа – Христа ни за что” никто не осуществил в такой полноте как святой великомученик царь Лазарь. Он воплотил этот всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой

 

 

 

Внимание! Представленный Доклад находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавался, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальный Доклад по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Возвращение первозванного апостола
Иранский взгляд на православие
Жизнь, Любовь и Смерть
Концепция генад Прокла, Ареопагитский корпус и Дамаский
Культура и христианство
Современное состояние иеговизма
Храм как место встречи интеллектуальной и народной культур в средневековой Западной Европе
Новые сроки и старые разочарования
Религиозное сознание и средства массовой информации
Христианские мотивы в лирике Владимира Набокова и Бориса Поплавского

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru