курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Своеобразной отправной точкой
настоящего исследования служит историософема «Матушка-Русь», примечательная
тем, что в ней задается связь гендерной и национальной идентичностей. Этот
термин, широко используемый в историософских спекуляциях и изысканиях
культурологов, беллетристике и даже поп-музыке, давно стал на Западе неким
литературным штампом. Такая популярность термина «МатушкаРусь» заставляет
предположить, что он фиксирует какие-то важные аспекты образа нашей страны за
рубежом, а его исследование позволит пролить дополнительный свет и на проблему
восприятия России на Западе, и на способы гендерного конструирования образа
Другого в межнациональных отношениях1.
Выявление логики гендерной составляющей
национальных репрезентаций предполагает, на наш взгляд, анализ следующих
проблем: как представлена гендерная идентичность России в западных текстах;
каков исторический и интеллектуальный контекст такого образа «русскости»; как и
почему именно так относились к нему в России.
Сначала зафиксируем две идеи, заключенные в
историософеме «Матушка-Русь»: первая - русские относится к России как к матери;
вторая - сама Россия обладает качествами, скорее, женственными, в то время как
противопоставляемый ей Запад - мужественными. Если первая идея характеризует
динамический компонент национальной идентичности русских (механизм
идентификации с нацией), то вторая - статический (собственно образ нации).
Русские представляют свою нацию как объединение
не сограждан, но родственников, как одну большую семью; Россию же они воспринимают
как мать, а не как отца. Подобные суждения включаются в западные тексты о
России как весьма принципиальная характеристика нашей страны. Преобладанием
материнского начала обычно объясняют специфические черты «русской души», ее
достоинства и недостатки. Так, В. Шубарт одним из основных свойств русского
типа культуры считал «доверие к бытию» и связывал его с тем, что для русского
родная земля не противник, у которого он вырывает плоды своего труда, а мать,
которая и милостива, и щедра. Однако излишняя снисходительность к человеческим
слабостям, беззаботность, расточительность - это также следствия такого доверия
[2, с. 89, 90]. Главные атрибуты «матрифокальности» - надежда на помощь и
заступничество своей страны, что объясняется определенной инфантильностью [3,
с. 17]; обостренное чувство долга перед Родиной-Матерью, если она нуждается в
помощи [4, с. 237; 3, с. 145]; более сильная эмоциональная связь со своей
страной и большая некритичность в оценке ее действий-мать всегда права» [3, с.
111]. «Матрифокальностью» объясняют и свойственную русским амбивалентность в
восприятии России и вследствие этого отсутствие патриотизма и чувства
национального достоинства [3, с. 140-144].
Для характеристики статического компонента
типична оценка России С. Грэхемом - «страна-женщина», «жена западного
человека-мужчины». Чтобы выразить свое восприятие нашей страны, английский
автор использует традиционные феминные образы: Россия - это сердце, это
церковь, это ночь [5, с. 327 330]. Обосновывая подобные мысли, авторы обращаются
к анализу элементов структуры национальной идентичности России.
Один из аргументов - это решающая роль женщины в
жизни нашей страны:
«Россия сильна женщинами» [5, с. 326, 327].
Женщина объявляется своеобразным воплощением «русскости» 2. Нередко
она становится символом национального спасения3. Среди качеств,
которые включаются в ее идеализированный образ, обычно называют нравственную и
физическую силу4, заботу, жалость, верность, целомудрие. Несложно
заметить, что перечисленные черты относятся к материнскому архетипу. Женщина в
России - это прежде всего женщина-мать. Иногда русская женщина, особенно на
Западе, ассоциируется с бабушкой, в образе которой материнские черты выражены
еще отчетливее.
Говоря о гендерных характеристиках той или иной
нации, мыслители обращают внимание и на специфику ее религиозности. В связи с
этим, во-первых, высказывается убежденность в мистической связи России и
мирового женственного начала 5 (говорят, например, об особой
чуткости русских к Софии); во-вторых, акцентируется внимание на различных
формах сакрализации материнства на Руси (исключительное место Богородицы в
русском православии, поклонение Матери-сырой-земле, культ Премудрости Божией).
Так, О. Шпенглер уверяет, что «русский начисто лишен отношения к Богу-Отцу», и
связывает с этим многие особенности русского культурного кода [7, 308 прим.]. В
свои рассуждения о России-Женщине Шубарт включает анализ культа Марии как
Богоматери, матери-сырой-земли в народной религиозности [8, с. 55].
Следующий элемент структуры идентичности -
национальный характер: «русскость» маркируется как феминность. Западные авторы
нередко прямо говорят, например, о «женственной уступчивости» [2, с. 181] или
«женственном непостоянстве» [2, с. 85] русских. Но еще более принципиальным,
чем такая, эксплицированная, маркировка, представляется то, что практически все
качества, составляющие традиционный образ «русскости», - это качества феминные;
если «опрокинуть» их на гендерную сетку координат, то они однозначно
ассоциируются с различными гранями женского начала и восходят еще к гендерным
оппозициям античной культуры (форма и материя, предел и беспредельное. Единица
и Двоица).
Среди традиционных свойств русскости называют
бесформенность и связанные с ней склонность к анархии, стремление во всем
доходить до крайностей, противоречивость, пассивность, упование на «авось»,
своеобразную открытость и незавершенность русского бытия (потому в нашей стране
возможно все, и сама вера в ее будущее проистекает из образа России как
«чистого листа», как потенциальности). «Русскость» - это природность и
обусловливаемые ею преобладание эмоционального над рациональным, размытость
границы, отделяющей одну личность от другой (вследствие этого сострадание,
устремленность к братству между людьми и отрицание персональной ответственности
и долга). Это приоритет моральных оценок над правовыми; такое искание
абсолютного добра оборачивается неуважением к праву, как к добру
относительному; пластичность, которая интерпретируется и как всечеловечность, и
как отсутствие оригинальности. Постоянная феминная характеристика русских и
славян вообще - это мягкость: в отношении ближнего она проявляется как доброта,
в отношении других народов - как миролюбие и уживчивость, в отношении власти -
как покорность, в отношении жизненных обстоятельств - как смирение и терпение.
Это, наконец, интуитивное познание и религиозность.
Совокупность обозначенных предикатов «русскости»
в западных текстах получает название женственности. Однако «русскость»
награждается и другими маркерами;
один из них - детскость. Еще в начале XVIII века
в своих «Анекдотах о Российской Империи» англичанин В. Ричардсон написал:
«Русские - это бородатые дети» [9, с. 174]. Другой маркер России - это восточность:
многие грани «русскости» объясняют влиянием азиатского начала. Наконец,
«русскость» соотносят с прошлым - со средневековьем и варварством. Все эти
маркеры характеризуют Россию как Иное по отношению к Западу (в возрастном,
культурно-типологическом и историческом смыслах) и тем объединяются с маркером
феминности, которая есть Иное в смысле гендерном. Воспринимая Россию как некую
Периферию по отношению к ЗападуЦентру, западные авторы (равно как и
отечественные) не могли не атрибутировать ей тех качеств, которые в бинарных
оппозициях занимают место периферийное и потому традиционно маркируются как
феминные. Таким образом, Россия обречена быть названной женственной.
Подобное восприятие России в западной
историографии (безусловно, не единственное, но доминирующее) получает отражение
и в суждениях об уникальности нашей страны. Шпенглер в работе «Прусская идея и
социализм» пишет: Россия - это не другой народ, а другой мир... Разницу между
русским и западным духом необходимо подчеркивать самым решительным образом. Как
бы глубоко ни было душевное и, следовательно, религиозное, политическое и
хозяйственное противоречие между англичанами, немцами, американцами и
французами, но пред русским началом они немедленно смыкаются в один замкнутый
мир... Настоящий русский нам внутренне... чужд... Он сам это все время
сознавал, проводя разграничительную черту между «Матушкой Россией» и Европой
[10, с. 151, 152].
Представление о России как Ином фокусируется в
столь популярном на Западе образе «таинственной русской души». Редкая
публикация о нашей стране обходится без упоминания о тютчевском «умом Россию не
понять...» о «загадке России», о России-Сфинксе [11].
Что касается контекста, в который помещаются
гендерные характеристики России, то для него свойственны общие закономерности
отношения к Иному: феминная инаковость способствует возникновению как
«русофильских», так и «русофобских» представлений.
Женственная Россия вызывает симпатию благодаря
своей близости к природе, открытости, душевности, приоритету любви над законом,
братству, преодолевающему западный эгоизм. Особое значение в секулярный,
прагматический век Европа придавала русской религиозности. Так, Грэхем пишет,
что Святая Русь - это душа Европы, это «наш союз с Богом» [5, с. 329-331], и
уподобляет Запад библейской Марфе, которая «печется о многом», Россию же -
Марии, которая думает о Боге [12, с. 252, 253]. Идея комплементарности России и
Запада, воплощающих различные ценности, нашла выражение в тезисе Р. Штайнера о
грядущем духовном браке между германством и славянством (причем первое
символизирует, разумеется, мужское начало, тогда как второе - женское) [13, с.
310].
Еще более значительной миссия России выглядит в
тех концепциях, где ей отводится роль спасительницы Европы: «Именно Россия
обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе... Россия -
единственная страна, которая способна спасти Европу и спасет ее...» 2, с. 33,
34].
Причины симпатий к женственной России - как и
сама потребность западной культуры в таком образе - в какой-то степени
проясняются при более внимательном рассмотрении мифа о русской женщине, который
прочно вписан в историософский нарратив не только в России, но и на Западе.
Приведем несколько характерных суждений: «Никакая другая женщина, по сравнению
с русской, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни»
(курсив мой. - О. Р.) [2, с. 184];
она «объединяет в себе все преимущества своих
западных сестер», не имея их недостатков [2, с. 184]; она разделяет все
интересы любимого мужчины, но при этом сохраняет свою женственность и не
оставляет дом [14, с. 275]; она ни в коем случае не «синий чулок» [2, с. 184].
Для патриархальной культуры такой вариант решения
женского вопроса представляется, пожалуй, идеальным, поскольку снимает одно из
основных противоречий - как совместить все милые сердцу мужчины женственные
добродетели (мягкость, нежность, такт) с женской потребностью в достижениях, с
интеллектуальным развитием, с ориентацией на успех в политике или бизнесе? В
андроцентрической картине мира женщина представлена либо как «восточная» (со
всеми ее плюсами и минусами), либо как «западная» - tertium поп datur. России
же как «Востоко-Западу» и здесь дан третий путь, синтезирующий все преимущества
и Востока, и Запада, - ход мысли, который типичен для логики «русской идеи» 6.
Вопрос же о том, почему бы русской женщине не совмещать в себе не преимущества,
а недостатки и Востока, и Запада (подобно тому как Россия может быть не только
Евразией, но и Азиопой), просто не ставится. Поскольку Иное - это место, где
возможно «нигде и никогда», постольку оно является на редкость удобным
ментальным пространством для конструирования самых произвольных схем. Подтекст
рассуждений западных авторов о русской женщине таков: «наши», европейские,
феминистки требуют изменения «статус-кво», мотивируя это высоким уровнем своего
личностного развития. А вот есть такая женщина - русская, есть такое место на земле
- Россия, где женщины нисколько не уступают западным сестрам, но при этом
остаются женственными и милыми существами и не стремятся к равноправию
«пофеминистски».
Однако Иное вызывает не только восхищение и
упования на преображение неправедной реальности, но также непонимание, страх и
неприязнь. Женщина как Иное - и святая, и блудница; и Мария, и Ева; и надежда
на спасение, и грехопадение. Подобный дуализм заметен и в облике феминной
России: П русофобские» умопостроения коррелируются с женофобиеи. России
инкриминируются феминные же непредсказуемость, нестабильность,
иррациональность, неспособность к самоконтролю, неумеренность во всем: доброта
и милосердие и те вызывают опасения - ведь даже с самыми благими намерениями
Россия может задушить в своих «медвежьих объятиях». Россия как «империя зла» -
это рабье смирение, отсутствие уважения к праву, поглощение личности безликим
коллективом.
В таком контексте идея необходимости контроля над
Россией - подобно тому как каждой женщине необходим контроль со стороны мужчины
выглядит на Западе вполне разумной и естественной. Эти сентенции обретают
особую эффективность еще и потому, что отношения между мужчиной и женщиной
традиционно воспринимаются как едва ли не наиболее легитимный, естественный и
не подлежащий сомнению вид социальных связей и социальной иерархии. И если
проанализировать, например, гендерную нагруженность норманнской теории (в
широком смысле), то обнаружится все та же модель взаимодействия - славянская
бесформенная стихия оформляется германским маскулинным элементом. Так, А.
Розенберг в «Мифе XX века» пишет, что в основе арийской культуры лежат
мужественные ценности, аполлоническое начало, в то время как в основе культуры
неарийской - женственное, дионисийское [15, с. 48-50]; ярким примером арийской
маскулинной активности он называет культуртрегерскую деятельность варягов на
Руси [15, с. 102-104]. И по мнению А. Гитлера, организующее, оформляющее начало
в России - это всегда немцы [16, с. 556], в его речах мужественные германцы
противопоставлены женственным славянам [17, с. 25; 18, с. 137].
В таком ракурсе становится понятнее динамика
отношения отечественных авторов к идее женственности России. В дни мира ее
могли принимать с безразличием, с благосклонностью, с восторгом: в феминности
России видели возможность особого пути для нее (см. [19]). Однако в периоды
обострения международной обстановки русские мыслители воспринимали подобную
гендерную трактовку оппозиции «РоссияЗапад» как некую идеологическую диверсию.
Показателен пример изменений в воззрениях В. Розанова. В одной из статей 1911
года он предлагает свой комментарий к «распространенному в Германии мнению о
женственности русских, которые в сочетании с мужественной тевтонской расой
дадут чудесный материал для истории» [20, с. 322]. Мыслитель соглашается с тем,
что Россия - «женщина, вечно ищущая жениха, главу и мужа» [20, с. 329], но
вместе с тем подчеркивает, что женская уступчивость и мягкость «оказываются»
силой». Жена входит в дом мужа как ласка и нежность в первый миг, но уже во второй
она делается госпожой [20, с. 329]. Так и европейцы оказываются побежденными
русской женственностью; они сами отдаются русскому началу, отрекаются от «самой
сущности европейского начала - начала гордыни, захвата, господства» [20, с.
329].
Однако в годы Первой мировой войны означенный
способ аргументации представляется Розанову явно недостаточным и
неубедительным. В работе 1915 года мыслитель решительно возражает против идеи
женственности русских, усматривая в ней оправдание германского империализма с
его тезисом, что славяне - это «прирожденно рабская нация». Розанов
подчеркивает, что ныне поднялся этот «бесхарактерный» и «женственный» русский
мужик, чтобы показать соседям, что не такая уж он «баба», как рассчитывает его
сиятельство прусский юнкер [21, с. 30, 31].
Похожие оговорки в различные периоды своего
творчества сочли необходимым сделать Н. Бердяев, И. Ильин, Н. Лосский, М.
Меньшиков, В. Эрн и другие отечественные авторы [22, 23, 12, 24, 19].
Критике подверглась не только идея женственности
России, но и сам расхожий образ русской души, который и позволял соотносить
«русскость» с феминностью. Один из наиболее убедительных вариантов
альтернативного образа России принадлежит перу И. Солоневича, возлагавшего
значительную долю вины за феминизированный (пассивность, мягкость, любовь к
страданию, неспособность к государственному строительству) образ русского
мужчины на русскую же литературу и философию, которые, по его оценке,
фактически и провоцировали немцев на агрессию [25].
Подобные атаки отечественных авторов на идею
женственности России могут показаться слишком резкими; ведь, как было отмечено,
симпатии к русской культуре, убежденность в ее мировом значении также
коррелируются с образом России-женщины. Однако обратим внимание на то, какое
место в мире отводится женственной России в работах авторов, настроенных вполне
«русофильски». Так, Грэхем называет Россию «женой западного человека», так как
она «ближе к земле» и «дает нам хлеб» [5, с. 327]. Гендерное разделение труда
оказало влияние и на другой аргумент этого английского автора: «Святая Русь
мрлится за нас и поддерживает огонь домашнего очага, в то время как мы
отправляемся в мир» [5, с. 329], т. е. России-женщине отводится приватная
сфера, в то время как Англии-мужчине - публичная. «Англии необходима Россия,
живущая по принципам святости и простоты, как каждому мужчине необходима
женщина - из-за пищи, которую она ему готовит, и из-за молитв, которые она
возносит за него» [5, с. 328]. Всех ли россиян устроит такое понимание комплементарности
маскулинного Запада и феминной России?
А вот как видится миссия России другому
«русофилу», Шубарту: «Россия не стремится ни к завоеванию Запада, ни к
обогащению за его счет - она хочет его спасти. Русская душа ощущает себя
наиболее счастливой в состоянии самоотдачи и жертвенности. (...)Она
переливается через край - на Запад. (...)Она намерена не брать, а давать. Она
настроена по-мессиански» [2, с. 29]. Русь потому Святая, что готова
пожертвовать собой, пренебречь своими интересами ради спасения Запада? Еще Дж.
С. Милль когда-то обратил внимание на то, что сакрализация женщины в
европейской культуре всегда включала представления о ее жертвенности и
альтруизме (см. [19, с. 115]). И не удивительно, что тот же Солоневич
откровенно смеется над шубартовским пониманием смысла бытия России [25, с. 386,
387]. Здесь вполне уместны параллели с феминистской критикой культа
женственности;
как известно, тот оценивается как своеобразная
идеологическая ловушка, при посредстве которой женщины вытесняются из публичной
сферы и лишаются возможности развивать свои общечеловеческие способности. И
вслед за «Мистикой женственности» Б. Фридан впору писать о «Мистике русскости»:
быть может, женственной России с ее всечеловечностью, смирением, загадочностью,
соборностью, милосердием и любовью, России как «радикально Иному» позволено
включаться в мировой контекст только как «империи Зла» или как заботливой
женушке и жертвенной матери?
В заключение еще раз подчеркнем значимость
изучения проблемы гендерного аспекта образа России: и потому, что это расширяет
круг источников анализа стереотипов маскулинности и феминности, и потому, что
позволяет открыть новые грани в исследовании одной из самых иррациональных сфер
человеческого бытия - национальной.
1. Mosse G. L. Nationalism and Sexuality:
Middle-Class Morality and Sexual Norms in Modern Europe. London, 1985.
2. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997.
3. Rancour-Laferriere D. The Slave Soul of
Russia: Moral Masochism and the Cult of Suffering. New York-London, 1995.
4. HuhhsJ. Mother Russia: The Feminine Myth in
Russian Culture. Bloomington, 1988.
5. Graham S. Undiscovered Russia. London, 1912.
6. Matthews С. Sophia, Goddess of Wisdom: The
Divine Feminine from Black Goddess to World Soul. London, 1991.
7. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. М., 1998. Т.
2.
8. Schubart W. Religion und Eros. Munchen, 1966.
9. Richardson W. Anecdotes of the Russian Empire
// Seven Britons in Imperial Russia, 1698-1812. Princeton, 1952.
10. Шпенглер О. Прусская идея и социализм.
Берлин, б/г.
11. Рябов О. В. «Умом Россию не понять»:
гендерный аспект «русской загадки» // Женщина в российском обществе. 1998. 1.
М. Лосский И. О. Характер русского народа
//Лосский Н. О. Условия абсолютного добра:
основы этики. Характер русского народа. М., 1991.
Гендерные исследования в зарубежной и российской лингвистике
В поисках "глобального синтеза"
Социальное воспроизводство как проблема феминистской теории
Многообразие и единство российской философии
Эсхатологическая компонента российской ментальности
Культурная компетентность личности
Встреча с пост- и просоветской теософией
Этическое измерение глобально-космических проектов
Интеллектуальный импорт
Пространство и время: в поисках "естественной онтологии" знания
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.