курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Хотя понятие «гендер» введено в категориальный аппарат
лингвистики сравнительно недавно [1, 2], гендерные исследования здесь уже
оформились в самостоятельное направление. Вопросы взаимосвязи языка и пола его
носителей (как и вообще значимость пола как фактора в процессе социализации личности),
разумеется, обсуждались и ранее. При этом бурное развитие гендерных
исследований на Западе совпало по времени с формированием новой философии науки
- в первую очередь благодаря идеологии постмодернизма, а также поиску новой
эпистемы в самой лингвистике.
Как объяснить, почему гендерные исследования
интенсифицировались в западных странах именно в период критики структурализма и
формирования постмодернистской философии? Какое значение имеет этот факт для
российского языкознания, также переживающего в некотором роде «кризис жанра»?
Для ответа на эти вопросы необходимо обобщить представления о процессах, в
результате которых сформировались постструктурализм и постмодернизм,
определить, как они связаны с философией языка, и, наконец, установить, в чем
же состоит лингвистическая ком-петенция в современной гендерологии.
Начнем с того, что принципиально новое внесли в
теорию познания те тенденции современной мысли, которые часто характеризуются
как постмодернизм: постструктурализм, деконструктивизм, постмарксизм и
некоторые течения феминизма. Во многих отношениях различия между ними
перевешивают сходства, но при этом у них есть общие черты, которые и могут быть
определены как постмодернистские [2, с. 154, 155].
Во-первых, все названные течения отрицают
устойчивые эпистемологические основы, неоспоримые теоретические предпосылки и
закономерности. Их объединяет недоверие к абсолютным или универсальным нормам и
всеобъемлющим теоретическим системам, отход от картезианской логики.
Во-вторых, они ставят под сомнение идею
рационального, единого субъекта, которая была основой западной мысли с эпохи
Просвещения, предпочитая рассматривать субъект как социально и лингвистически
фрагментированный.
В-третьих, будучи привержены плюрализму, фрагментарности
и неопределенности, представители этих течений отвергают положение о социальной
целостности, как и понятие причинности [З].
Наконец, все направления постмодернистской мысли
признают языковую концепцию реальности, видя в том, что мы воспринимаем как
реальность, социально и лингвистически сконструированный феномен, результат
наследуемой нами лингвистической системы. Мир, утверждают они, познаваем только
через языковые формы, следовательно, наши представления о нем не могут отразить
реальность, которая существует за пределами языка. Эти представления могут быть
соотнесены только с другими языковыми выражениями. Иначе говоря, язык отделен
от контактов с внешними обозначениями.
Таким образом доказывается зависимость сознания
индивида от стереотипов языка. Предполагается, что в сознании каждого
запечатлена некоторая совокупность текстов, которые определяют отношение
человека к действительности, его поведение и опосредуются дискурсивной
практикой. Вследствие этого языку придается исключительно важное значение, а
лингвистика становится одной из центральных наук. Если сознание индивида
уподоблено тексту, человек как субъект «растворяется в текстах-сознаниях,
составляющих великий интертекст культурной традиции» [4, с. 225].
Благодаря воздействию феминизма существенное
место в идеологии постмодернизма занимают вопросы пола. Пол и возраст - те
сущностные категории, на которых базируется экзистенциальный статус личности.
Так, согласно идее Ж. Дерриды, система ценностей и взгляд на мир формируются с
позиции «европейских белых мужчин». Иными словами, все сознание современного
человека, независимо от его пола, насквозь пропитано идеями и ценностями
мужской идеологии с ее приоритетом мужского начала, логики, рациональности и
объектности женщины. Распространению этой идеи способствовала и известная книга
С. де Бовуар «Второй пол», а также «Воля к знанию» М. Фуко, задуманная как
первый том «Истории сексуальности» и показавшая, как социальное доминирует над
биологическим даже в такой «природно обусловленной» сфере, как отношения полов.
Вслед за де Бовуар Фуко показал, что уже в древности сексуальная мораль - это
мораль мужчин: «мораль продуманная, написанная и преподаваемая мужчинами и к
мужчинам обращенная» [5, с. 294]. Феминисты выдвинули тезис о господстве в
обществе патриархата и о том, что все тексты и дискурсивные практики навязывают
индивидам именно патриархатные, т. е. мужские, ценности.
В зарубежной лингвистике оформилось
гендерологическое направление, изучающее с одной стороны, зафиксированные в
языке стереотипы феминности и маскулинности, а также гендерные асимметрии, а с
другой - особенности речевого поведения мужчин и женщин.
Гендерной лингвистике предшествовала феминистская
и по сей день продолжающая существовать критика языка, или феминистская
лингвистика (ФЛ). Выявленные ФЛ закономерности доказывают наличие в языковой
системе «антиженской» асимметрии. Такой вывод интерпретируется с позиций
гипотезы лингвистической относительности: язык не только продукт развития
общества, но и средство формирования его мышления и ментальности. Исходя из
этого, феминистская критика языка настаивает на переосмыслении и изменении
языковых норм, считая сознательное нормирование языка и языковую политику
вполне продуктивными факторами, например в политическом дискурсе.
Одна из основных особенностей ФЛ состоит в том,
что она очень быстро вышла за рамки «чистой» лингвистики. Выраженная
радикальность этого течения в языкознании и желание изменить нормы языка, а по
возможности, саму языковую систему, вызвали острую междисциплинарную дискуссию.
Возникновение гендерных исследований, а также весьма самостоятельного нового
направления - изучения маскулинности [17, 18] - во многом обусловлено именно
этой полемикой.
Теперь обратимся к ситуации, которая сложилась в
России. По мнению П. Серио, «в лингвистике играет роль то, где развивается та
или иная концепция: как история самих концепций, так и системы их
противопоставлений другим концепциям не одни и те же повсюду, они зависят от
страны или, точнее, от той или иной культурной традиции» (цит. по [6, с. 168]).
Этот тезис имеет самое существенное значение для понимания того, как идет
становление гендерных исследований в нашей стране. Наше языкознание само
находится в процессе осмысления своих задач и перспектив. Оно характеризуется
утратой четких критериев и границ. При всем разнообразии ситуаций в современной
российской лингвистике выделяются четыре принципиальные общие установки:
«экспансионизм (размывание границ, расширение
пределов, выход в смежные области);
антропоцентризм (обращенность к проблеме «человек
в языке»);
неофункциональность (рассмотрение языка как
деятельности, т. е. изучение его употребления);
экспланаторность (объяснительность)» [6, с. 207].
Очевидно, что эти факторы соответствуют
общемировым тенденциям. Тем не менее западные лингвисты, особенно представители
ФЛ, нередко критикуют русистов за недостаточное внимание к гендерным вопросам
или патриархатный подход к их тематизации [7, 8, 9]. На наш взгляд, эта критика
не вполне оправдана.
Ряд вопросов, например соотношение категории
грамматического рода и экстралингвистической категории «пол», рассматривались в
российской лингвистике в рамках других дисциплин - в частности, морфологии,
грамматики, лексикологии - еще до того, как на Западе сформировалась
феминистская концепция языка (подробнее об этом см. [10]). Многое из того, что
требовали феминисты, - изменение в официальном письме форм обращения,
реферирование не только к мужчинам, но и к женщинам, и т. п. - по умолчанию
присутствовало в русском узусе: тетрадь ученика (цы), родился (лась) и т. д.
Важно при этом отметить, что феминистский и - шире - постмодернистский дискурс
в российской лингвистике отсутствовал. Подчеркнем, что этот факт не означает
отсутствия внимания к феноменам языка, непосредственно или опосредованно
связанных с полом. Именно поэтому корректнее было бы говорить не. об отсутствии
интереса к проблематике, а об отсутствии соответствующей дискурсивной практики.
Выделение пола в качестве специального предмета обсуждения действительно менее
свойственно русской научной традиции, нежели западной. Как убедительно показал
Фуко, проблематизация пола имеет в западной культуре глубокие корни и предстает
как историческая совокупность различных знаний, институций и соответствующих
практик, которые устанавливают обязательные для всех правила, границы и пределы
[5, с. 425]. Таким образом, в основе изучения всех проявлений пола лежит
исторически своеобразная форма опыта в отношении как конкретной личности, так и
научного дискурса. Да и сами понятия «мужественность» и «женственность» при
всей их общечеловеческой универсальности имеют определенную
национально-культурную специфику (ср. [11]). Обнаружение и описание этой
специфики - одна из актуальных задач гендерной лингвистики.
Приветствуя междисциплинарность и экспансию
лингвистики как источники новых идей, следует все же задать вопрос: какова
должна быть доля лингвистической компетенции в подходе к гендерным
исследованиям? Что могут дать лингвистические методы и какие из них могли бы
оказаться наиболее продуктивными?
Речь идет о теориях, которые мы вслед за Р.
Мертоном и Р. Фрумкиной будем называть «теориями среднего уровня». Они
разрабатывают эпистемологию частной науки, критерии научности принятого метода,
способы проверки правильности полученных результатов, т. е. все проблемы,
связанные с верификацией (подробнее см. [12, с. 56]). Проверка достоверности
полученных результатов приобретает особое значение в постмодернистской
лингвистике, отрицающей как общую методологию, направленную на поиск
объективной истины, так и математические и логические методы, легче поддающиеся
верификации. С этим тесно связан вопрос о перспективных направлениях
лингвистической гендерологии в нашей стране (см. также [13, 14]).
Хотя современной лингвистике свойственна
экспланаторноеть, а не дескрипция, начинать надо именно со сбора и описания
фактов, так как такая база практически полностью отсутствует. Необходимо и
обобщение результатов работ зарубежных исследователей. На сегодняшний день в
российской лингвистике есть ряд кратких обзоров [3, 4], но еще не создан ни
один монографический системный обзор. За рубежом разработан ряд продуктивных
методик, которые могут быть апробированы на материале русского языка и
послужить развитию собственной методической базы. Но чтобы это произошло, надо
создавать широкие обзорные труды, знакомящие российских лингвистов с
результатами и методами зарубежных исследований.
Совершенно необходимо исследование не только
речевого поведения мужчин и женщин, но и самой системы русского языка на
предмет возможностей, которыми она на каждом из своих уровней располагает для
выражения феминности и маскулинности (см. [15]).
Продолжением научных изысканий в области языка
могли бы стать сопоставительные исследования на материале двух или нескольких
языков с целью выявить, сколь сильны в них гендерные асимметрии. Так, проведя
исследование на материале русского языка и заканчивая сопоставительный анализ
пословиц на материале немецкого, мне удалось показать, что в русском языке есть
ряд отличий, например, женский голос в русской паремиологии и отсутствие
такового в немецкой. Это позволяет, по крайней мере в аспекте паремиологии,
утверждать, что русский язык менее андроцентричен, чем немецкий. (Подробно
задачи и первые результаты такого подхода описаны в [4, 16].)
Необходимо исследование письменного и устного
речевого поведения мужчин и женщин с позиций интеракционизма и теории речевых
актов, т. е. целей высказывания, стратегии и тактик речевого поведения. При
разработке этого направления изучаются не только различия в вербальном
поведении лиц разного пола, но и особенности лиц одного и того же пола
(множественность пола). Нужны также исследования гендерной доминантности в
общении, т. е. предоставления слова, возможности довести высказывание до конца,
частоты перебивания говорящими друг друга и т. д. Такие исследования
чрезвычайно важны еще и потому, что в них можно прогнозировать расхождение с
полученными за рубежом результатами. Дело в том, что воспринимаемые до
недавнего времени как универсальные принцип кооперации Грайса и принцип
вежливости Гофмана и Лича, в соответствии с которыми описывается коммуникация в
западной культуре, реализуются у нас несколько иначе [13, 17]. Именно этот
факт, по всей видимости, влияет и на гендерные аспекты коммуникации.
Зарубежные исследования показали, что в качестве
теоретической базы лингвистической гендерологии оправдывают себя концепции
гендеризма (Э. Гофман) и власти (М. Фуко), а также концепция культурной
обусловленности полоролевой дифференциации общества (М. Мид). Изучение
различных культур показало ошибочность объяснения поведения мужчин и женщин
только биологическим полом. Поведенческие черты, которые проявляют мужчины или
женщины в одной культуре, могут считаться неженственными и немужественными в
другой.
В то же время во всех культурах соблюдаются
различия между полами, и как только ту или иную черту поведения начинают
ассоциировать с определенным полом, от нее стараются избавиться представители
другого пола. Именно этот факт лег в основу концепции гендеризма, т. е.
культурно и социально обусловленных и воспроизводимых обществом различий в
поведении полов. Неравноправный статус полов, в той или иной степени
присутствующий в любой постпатриархатной культуре, позволяет и в
лингвистическом исследовании опираться на концепцию власти.
Властные отношения и вытекающие из них оценки и
определения понятий фиксируются в языке и являются симптомами, анализ которых
позволяет установить степень андроцентричности языка.
Продуктивными оказались как метод интроспекции,
так и совершенно необходимые квантитативные, статистические методы, социо-и
психолингвистические исследования.
Там, где исследуется коммуникативная интеракция,
необходимо применение методик, разработанных социолингвистикой, т. е. методик,
основанных на опросе, анкетировании и т. п. большого количества людей. Целый
ряд параметров человеческой личности сплавлен так прочно, что трудно на примере
малого числа информантов сделать вывод об общих для всех носителей языка
закономерностях. В этой связи очень перспективным представляется создание
специальных проектов, предполагающих работу группы исследователей и широкий
охват материала. Интересные результаты может дать сотрудничество специалистов
разного профиля, например лингвистов и юристов.
Кроме того, не только язык опосредует отношение
индивида к миру и создает предел познавательной деятельности человека, как это
считают постмодернисты, но также и человек воздействует на изменения языка,
творчески его развивая. С этой точки зрения перспективно для гендерных
исследований изучение кумулятивной функции языка, т. е. фиксации в нем
определенных гендерных стереотипов, а также исследование их динамики,
отражающей изменения в традиционной полоролевой дифференциации общества.
Изучение словообразовательной и номинативной системы языка позволит установить
в ней наличие гендерных асимметрий и - шире - культурных стереотипов феминности
и маскулинности.
Резюмируя подчеркну, что российской лингвистике
предстоит не столько начинать «с чистого листа», сколько осмыслить накопленные
факты в новом методологическом ключе, сообразно с новой, постмодернистской
концепцией гуманитарной науки и собственной культурной традицией.
1. Кирилина Л. В. Категория «gender» в
языкознании // Женщина в российском обществе.
1997. 2. С. 15-20.
2. Кирилина А. В. Женский голос в русской
паремиологии // Женщина в российском обществе. 1997. 3. С. 23-26.
3. Смит С. Постмодернизм и социальная история на
Западе: проблемы и перспективы // Вопросы истории. 1997. 8.
4. Ильин И. П. Постструктурализм.
Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
5. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания,
власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996.
6. Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей
во второй половине XX века // Язык и наука конца XX века. М., 1995. С. 144-238.
7. Doleschal U., Schmid S. The De/Construction of
Gender Roles in Russian // (De) Construction of Gender across Languages.
Amsterdam. In Print.
8. Кирилина Л. В. Развитие гендерных исследований
в лингвистике // Филологические науки,
1998. С. 51-58.
В поисках "глобального синтеза"
Социальное воспроизводство как проблема феминистской теории
Многообразие и единство российской философии
Эсхатологическая компонента российской ментальности
Культурная компетентность личности
Встреча с пост- и просоветской теософией
Этическое измерение глобально-космических проектов
Интеллектуальный импорт
Пространство и время: в поисках "естественной онтологии" знания
Опыт гуманитарного изучения творчества
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.