курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
КУРСОВАЯ РАБОТА
А.Г. Шнитке: творчество и жизнь. Библиографический указатель за 2000-2009 гг.
Оглавление
Введение
Глава 1. Методика составления библиографического указателя
1.1 Библиографический указатель как система и как модель
1.2 Методика составления библиографического указателя
Глава 2. А.Г. Шнитке: творчество и жизнь: библиографический указатель за 2000-2009 гг.
Заключение
Библиографический список
Введение
Библиографический указатель занимает важное место в библиографической деятельности, ведь он является одним из инструментов, который используется библиографией для выполнения своей основной функции – функции информационного управления.
Именно поэтому указателю как виду библиографического пособия уделяется так много внимания: теоретические работы, в которых раскрывается понятие «библиографический указатель», его функции, основные принципы составления появляются с конца ХIХ века – и на протяжении всего ХХ века библиографы не оставляют тему. Но несмотря на ее явную разработанность, многие вопросы и споры сохраняются до сих пор, особенно это касается методики составления библиографического указателя.
Мы не ставили целью нашей работы давать сравнительный анализ различных методик; здесь освещена методика библиографа А.А. Гречихина[1], однако был учтены опыты разработки данной темы такими библиографами, как Фомин А.Г.[2], Садофев А.Ф.[3], Астапович Е. Г.[4].
Таким образом, структура данной работы выглядит так: первая часть – теоретическая, посвященная сущности библиографического указателя как явления и методике его составления; вторая же – практическая, представляющая собой собственно библиографический указатель, который включает в себя новейшие публикации о творчестве и жизни композитора А. Г. Шнитке. Обоснование выбора именно этой темы для указателя, а также его особенности и принципы составления, изложены в предисловии к нему.
Глава 1. Составление библиографического указателя
1.1 Библиографический указатель как система и как модель
Библиографический указатель (далее – БУ) - библиографическое пособие значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом. Это первоначальное определение, которое дает нам ГОСТ. Нам кажется, что оно нуждается в раскрытии и некотором уточнении. Кроме того, без понимания таких понятий, как библиографические информация, продукция, жанр, запись и некоторые другие понятия, невозможно в полной мере уяснить себе и сущность БУ, а значит, и грамотно подойти к его составлению.
Люди, накапливая опыт в различных областях знания, создавали произведения литературы. Со временем, когда число конкретных произведений стало увеличиваться, общество было вынуждено создать также и особые инструменты, чтобы управлять литературой как особым социальным институтом и использовать эти произведения в разнообразных целях. Так начала появляться библиографическая информация.
Согласно ГОСТ 7.0-99, библиографическая информация – «информация о документах, необходимая для их идентификации и использования»[5].
Однако здесь необходимо вспомнить один из принципов библиографии – принцип коммуникативности, который предполагает, что эта библиографическая информация не может существовать вне материальной формы, то есть она обязательно должна фиксироваться в знаковой форме на каком-либо материальном носителе. Так возникает библиографическое пособие:
- библиографическое пособие (далее - БП) - упорядоченное множество библиографических записей. [6] Здесь же мы сразу должны пояснить и термин «библиографическая запись» (далее – БЗ), чтобы избежать в дальнейшем разночтений в его понимании: БЗ - элемент библиографической информации, фиксирующий в документальной форме сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его состав и содержание в целях библиографического поиска.
Существуют различные виды БП, одним из которых и является БУ как упорядоченная совокупность БЗ, имеющая сложную структуру.
БУ можно и нужно рассматривать как систему, обладающую наличием качеств и свойств, которые не присущи отдельным ее частям, но возникают в результате их связи, взаимодействия в указателе.[7] Об этом нужно сказать подробнее, ведь при дальнейшем составлении БУ мы должны будем добиться, чтобы результатом библиографической деятельности стала именно система: именно тогда указатель будет действительно указателем, а не простым списком библиографических записей.
Связи между элементами называют системообразующими, или интегративными; к ним относят единство содержания, целевое и читательское назначения, временной признак. Именно эти связи необходимо создавать при составлении БУ (подробнее речь об этом пойдет в следующем параграфе), ведь именно они определяют главное – отбор литературы для указателя.
Отметим, что БУ, равно как и БЗ, появились как «заместители» конкретных произведений, а свойством замещения обладают модели. Таким образом, БУ можно назвать информационной моделью некоторого множества публикаций, какой-либо части документного потока или массива. Но БУ, являясь сложной структурой, системой, дает о публикациях информацию через более простые модели - опознавательные, которыми являются БЗ в составе БУ.
Как модель указатель служит средством разыскания объекта моделирования, то есть литературы, давая о ней новую информацию, однако знания о литературе, полученные через БУ, адекватны самой литературе, поскольку, подчеркнем еще раз, указатель «замещает» документный поток.
БУ является открытой системой, то есть на нее действует внешняя среда, что составитель-библиограф должен учитывать. Влияние среды обусловлено тем, что само появление указателя связано с развитием литературы, которое, в свою очередь, определяется развитием науки, искусства и т.п.
БУ нельзя назвать саморазвивающейся системой. Его развитие зависит от деятельности составителей. Но он должен двигаться в направлении все более эффективного исполнения своих функций (информационной, эвристической, подытоживающей, пропагандисткой и т.д.). Это развитие и должно обеспечиваться библиографами.
Подход к БУ как к информационной модели и целостной системе так важно, потому что это открывает большие возможности для упорядочивания структуры и содержания указателя и повышения его эффективности. Кроме того, осознание того, что библиографическая работа включает в себя моделирование как научные процесс, позволяет подвести теоретическую базу под методику его составления, тем самым улучшая ее. А.Ф. Садофев подчеркивает, что «теоретическое понимание библиографического указателя как информационной модели позволяет разработать идеальный образец указателя».[8]
Однако до сих пор библиографами не был создан «идеальный указатель». Одной из причин этому является то, что и сейчас не разработано единой доказательной методики его составления, несмотря на многочисленные глубокие научные работы по данному вопросу. Даже в действующих ГОСТах нет необходимой четкости по данному вопросу.
В следующем параграфе мы сделаем попытку некоторой систематизации различных методик составления БУ, учитывая его свойства как системы и как модели.
1.2 Методика составления библиографического указателя
Для составления БУ необходимо знать общую методику составления БП, хотя имеются и некоторые особенности составления БУ разных типов. Не будем останавливаться подробно и на типологии БУ, так как это могло бы стать темой для отдельной работы, но считаем необходимым определить тип нашего БУ, выделяемый по различным критериям. Для этого приведем определения соответствующих типов из действующего ГОСТа 7.0-99, которые характеризуют наш указатель:
1. Научно-вспомогательное БП - библиографическое пособие, предназначенное в помощь научно-исследовательской деятельности;
2. Аннотированное БП - библиографическое пособие, в котором все или большинство библиографических записей включают аннотации
3. Отраслевое БП - библиографическое пособие, отражающее документы по определенной отрасли знания и (или) практической деятельности; аннотированное БП – библиографическое пособие, в котором все или большинство библиографических записей включают аннотации, отобранные по какому-либо критерию.
4. Ретроспективное БП - библиографическое пособие, отражающее массив документов какого-либо исторического периода
Выбор именно этих типов будет обоснован в предисловии к указателю, сейчас мы их коснулись только потому, что типология информационных изданий, к которым относится и БУ, является основой для создания научной методики подготовки пособия[9].
После этого вводного замечания обратимся к собственно методике составления БУ. Подход к этому процессу изменялся с течением времени. Так, в 60-х- начале 70-х гг. теоретические положения составления БУ основывались на методике отдельных, локальных процессов; сама методика (начиная с изучения темы и заканчивая составлением вспомогательных указателей) рассматривалась, например, М.А. Брискманом, с точки зрения его жанра, читательского и целевого назначения и других характеристик[10].
Далее, к концу 70-х гг. была предложена общая аналитико-синтетическая структура процесса производства библиографической информации (библиографирования). Так, например, О.П. Коршунов, стал выделять 4 основных этапа подготовки БП; эти этапы выделялись на основании принципа абстрагирования как метода: подготовительный, аналитический, синтетический и заключительный.
В 1986 году С.Г. Астапович предлагает свою методику, которая стала итогом анализа составления БП различными органами (ГБЛ, БАН СССР и ГПНТБО СО АН СССР)[11]. Он составил блочно-унифицированный перечень наименований библиографических процессов. Однако, на наш взгляд, эта методика не является совершенной; в предложенном плане работы много внимания уделяется предварительному, подготовительному этапу, в то время как принципы поиска литературы для будущего БП явно не разработаны.
В нашей работе мы будем в основном ориентироваться на методику, предложенную А.А. Гречихиным[12], так как она представляется нам наиболее продуманной и обоснованной.
Составление БП, по Гречихину, предполагает шесть основных этапов.
1) Подготовительный этап. Он включает в себя выбор темы и предварительное ее изучение, а также составление проспекта БП. При выборе темы надо помнить, что она должна быть актуальна, ведь именно выбранная тема будет обеспечивать значимость и общественную полезность будущего БП.
Так, например, указатели, содержащие произведения по вопросам науки, должны содержать, в первую очередь, самую новую литературу, ведь именно она отражает последние достижения научной деятельности людей. Однако на практике это невозможно, литература неизбежно устаревает к моменту печати. Возникает противоречие: указатель как «заместитель» конкретного массива литературы, как его модель должен отражать его содержание, а вместе с ним и развитие науки (получается своеобразная цепочка), но сделать этого не может. А.Ф. Садофьев предлагает снять это противоречие включением в пособие информации, дополняющей содержание представленных в нем материалов новыми сведениями, имеющимися в распоряжении в период работы над указателем[13].
Это возможно только в том случае, если библиограф хорошо разбирается в выбранной теме или для составления указателя привлечены специалисты. Привлечение специалистов обеспечивает также принцип научности.
Когда тема выбрана, необходимо ознакомиться с библиографией вопроса, выяснить библиографическую оснащенность темы. Это может оказать значительную помощь при составлении БУ, а также позволит избежать дублирования.
Когда библиограф окончательно определился с темой, разрабатывается план-проспект – это основной документ, который регламентирует дальнейшую работу. Он должен содержать обоснование темы с указанием идейного замысла, определение типологических особенностей издания, характеристику структуры издания, а также примерные решения, касающиеся конкретной методики составления БУ на всех этапах.
2) Этап поиска. Библиограф начинает непосредственную работу над составлением БУ. Ему необходимо подобрать литературу по своему вопросу – «это значит, руководствуясь определенными критериями и методическими принципами, выделить из бесконечного множества произведений соответствующие теме материалы». [14]. Выделяют два метода разыскания с целью подбора материала: сплошной и эпизодический. Сплошной метод предполагает просмотр всех без исключения пособий и источников. Разумеется, это обеспечит наиболее совершенное содержание будущего указателя. Однако «трезвая реальность заставила библиографов идти по другому пути»[15]. При эпизодическом разыскании просматривается не весь массив литературы, отбираются источники для просмотра и уже в ее пределах осуществляется сплошное разыскание. Отбор источников для просмотра определяется темой будущего БУ.
На этом же этапе необходима предварительная систематизация найденных материалов, а также их библиографическое оформление. Возможно создание картотеки, причем в нее должны включаться и первичные, и вторичные просмотренные материалы, которые в дальнейшем составят список используемых источников информации.
3) Этап библиографирования. На этом этапе библиограф осуществляет три процесса: общий библиографический анализ, библиографический отбор и составление библиографических записей.
Цель анализа - подготовка необходимого материала для последующих операций составления. Необходимо изучить каждый найденный документ по теме, внимательно исследовать также критические статьи, рецензии, отзывы о произведениях других авторов, материалы научных дискуссий и т.п. Это во многом облегчает оценку и рекомендацию отобранных в конечном итоге наиболее значимых документов, которые составят содержание БУ.
Цель библиографического отбора - оформление круга наиболее ценных документов. Выделяют два вида отбора: ограничительный и качественный. Ограничительный отбор выступает в двух разновидностях: формальный и содержательный. Формальные ограничения могут быть:
а) пространственными – фонд библиотеки, издательский репертуар, книготорговый ассортимент;
б) формально-издательскими – вид издания, тираж, объем;
в) хронологическими - учетный период, время написания или издания;
г) территориальными, языковыми, авторскими.
При этом не затрагивается содержание документов, поэтому на практике этот формальный вид отбора сочетается с его содержательной разновидностью. Содержание, тематика произведений слишком разнообразна, чтобы выявить четкие и единые содержательные ограничения; в каждом конкретном случае вырабатываются собственные критерии отбора.
Суть этапа библиографирования реализуется в составлении библиографической записи. Причем для рекомендательного БУ недостаточно только библиографического описания, которое является простым отражением конкретного документа; необходимо давать аннотацию (общую или аналитическую). Общие правила составления библиографической записи и аннотации зафиксированы в ГОСТе 7.1-2003[16].
4) Этап систематизации. На этом этапе собранный материал, находящийся в форме библиографических записей, преобразуется в библиографическое произведение. Но для этого библиографом осуществляются такие операции, как индексирование и предметизация, библиографическая группировка, составление предварительных замечаний, составление вступительной статьи. При индексировании, проводящемся по какой-либо системе классификации, в аппарате библиографической записи указывается классификационный индекс, а в ходе предметизации для нее определяется предметная рубрика.
Важна роль библиографической группировки. Она включает три основные операции: разделение всего массива записей на определенные группы по избранному признаку; определение последовательности разделов, подразделов, рубрик и т.д.; выбор способа расположения записей внутри рубрик (подрубрик), т.е. внутри так называемых последних делений[17].
Группировка бывает формальной, содержательной и рекомендательной. Формальная группировка обеспечивает поиск конкретных документов по их внешним признакам (расположение в алфавите заглавий документов или фамилий их авторов, по месту издания или хранения и т.п.). Классификация содержательной группировки базируется на тематике документов. При этом одно и то же произведение, посвященное нескольким темам, может быть отражено в разных предметных рубриках пособия, для чего используется особая система отсылок. И наконец, рекомендательная группировка. Она всегда содержательна. В отличие от всех других она носит ценностный характер.
Ранее мы уже говорили о необходимости вступительных замечаний к разделам. Их составление также относится к этапу систематизации.
Важна также роль вступительной статьи, которая венчает этап систематизации. Она дает представление об указателе. Во вступительной статье должны содержаться следующие положения: задачи указателя, круг лиц, для которых он предназначен, хронологические границы содержащегося в БУ материала, объем материала, принцип отбора, список просмотренных изданий с обязательным указанием того, соблюден ли был принцип de visu, структура БУ, расположение материала. Можно так же дать краткий обзор истории развития и современного состояния литературы по выбранной теме.
5) этап разработки аппарата. Справочно-поисковый аппарат информационных изданий включает: содержание, предисловие, руководство по пользованию изданием, классификационную схему, систему ссылок, список использованных источников, список сокращений. Все эти элементы необходимы, поскольку даже самая совершенная группировка не обеспечивает ответы на все вопросы, с которыми читатели обращаются к тому или иному библиографическому пособию.
6) заключительный этап. Предполагает два основных процесса: окончательное оформление авторской рукописи и редактирование библиографического пособия. Однако включение редактирования в этот этап является условным, так как эта деятельность функционально и организационно специализирована.
Глава 2. А.Г. Шнитке: творчество и жизнь: библиографический указатель за 2000-2009 гг.
Предисловие
А.Г. Шнитке является знаковой фигурой в музыкальном искусстве. Во многом благодаря его творчеству отечественное музыкальное искусство сделало поворот к постмодернистскому пониманию реальности, отражаемому, в частности, в музыке. Однако произведения Шнитке отличает некоторая сложность восприятия, так глубока и оригинальна порой их структура и гармония. Но в то же время, именно эти особенности его музыкальных творений делают его музыку поистине феноменом музыкального искусства и открывают возможности для разнообразных исследований его творчества.
Сейчас интерес к этому композитору все возрастает, появляются новые научно-исследовательские работы. Именно поэтому мы решили составить настоящий указатель, посвященный творчеству и жизни А.Г. Шнитке, ограничив хронологию входящих в него публикаций последним десятилетием, поскольку мы хотели показать, что сделано в области исследования творчества этого во многом загадочного композитора в XXI веке, когда можно говорить, что общественное и научное сознание практически полностью отошло от советского взгляда на действительность и, в частности, на искусство. Кроме того, существующие библиографические пособия по музыке представлены изданиями 1970-1980-х гг., которые, естественно, не отражают современный уровень науки о музыке. Практически та же ситуация наблюдается и среди справочных изданий по музыкальному искусству.
В указателе два раздела. Первый раздел включает в себя произведения научного типа. Внутри раздела библиографические записи разбиты на тематические рубрики; внутри них документы располагаются в хронологическом порядке (по мере выхода в свет указанных произведений), что обусловлено научным характером данного раздела: хронологический порядок позволит читателям видеть развитие научной мысли. Второй раздел содержит литературу научно-популярного характера; библиографические записи в нем приводятся также в хронологическом порядке, чтобы не нарушать единообразие указателя, однако не распределены на тематические рубрики: в этом нет смысла в связи с небольшим объемом литературного массива.
Разделение материала на издания научного и научно-популярного типа проводилось на основании определений, данных в «Справочнике библиографа»[18].
В указатель вошли практические все произведения научного характера, вышедшие за указанный период на русском языке, однако издания научно-популярного типа не представлены в указателе в полном объеме, так как настоящий указатель в большей степени ориентирован на специалистов, и составители сочли возможным не включать максимально полно издания этого типа.
В указателе отражаются как отдельно изданные произведения, так и статьи из периодических и продолжающихся изданий.
Настоящий указатель предназначен для специалистов в области музыкального искусства, а также непрофессионалов – любителей музыки. Но при кажущемся довольно широким читательском адресе круг читателей указателя ограничен по двум причинам. Объективной причиной является тот факт, что литература, содержащая исследования по теории музыки, анализ музыкальных произведений как художественного явления во взаимосвязи с прочими видами искусства, с религией, интересна узкому кругу специалистов (это искусствоведы, музыканты-профессионалы, теоретики музыки, преподаватели высших музыкальных учебных заведений, аспиранты, студенты) и уже в определенной степени подготовленному читателю-неспециалисту, имеющему знания по теории музыки. Субъективной же причиной выступает тот факт, что творчество А.Г. Шнитке остается многими непонятым; в то же время у этого композитора есть и истинные ценители, любители и исследователи (подтверждением этому служит наличие сообществ, сайтов, посвященных творчеству и жизни композитора).
Для составления указателя использовалось издание Музыка: библиогр. информация / РГБ; Науч. муз. библ-ка им. С.И. Танеева Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского. – 1973 - . – М., 2010 - . – 6 раз в год. Были просмотрены все выпуски, начиная с 2001 года и заканчивая 2009. В указатель включены также некоторые издания, найденные на сайтах, посвященных Шнитке, не отраженные, однако, в библиографическом пособии «Музыка: библиогр. информация».
Представленные в указателе документы не были просмотрены нами de visu, поскольку у нас нет оснований не доверять компетентности составителей библиографического пособия «Музыка...».
Библиографические описания, приведенные в указателе, составлены по стандарту ГОСТ 7.1-2003; аннотации преимущественно носят справочный характер, перенесены из пособия «Музыка...», даны не ко всем изданиям, так как в некоторых случаях заглавие публикации и так очень конкретно.
Нумерация библиографических записей в указателе сплошная.
Указатель снабжен справочным аппаратом, представленным оглавлением, именным указателем авторов, а также списком периодических изданий, в которых были опубликованы материалы о творчестве и жизни Шнитке.
Содержание
Раздел 1. Научные исследования творчества А. Шнитке
1.1 . Теория музыки по произведениям композитора
1.2 . Связь различных видов искусств, философии и религии с творчеством А. Шнитке
1.3 . Прочие научные работы о творчестве Шнитке в коллективных сборниках и общие работы по истории творчества композитора
Раздел 2. Научно-популярные издания о жизни и творчестве А. Шнитке
Раздел 1. Научные исследования творчества А. Шнитке.
1.1 Теория музыки по произведениям композитора.
2000
1. Вартанова Е. К вопросу о феномелогии музыкального мышления А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 3-12. – ISBN 5-292-025536-4.
2. Вартанова Е. Об одном свойстве полистилистики А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова: теорет. и истор. Музыкознание и исполнительство. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 1. – С. 8-10. – ISBN 5-292-025536-4.
3. Васильева Н. В. Хоровое творчество А.Г. Шнитке: проблемы фактуры: автореф дис. … канд. искусствоведения / Санкт-Петерб. гос. конс. им. Н. А. Римского-Корсакова. – СПБ., 2000. – 24 с.
4. Ивашкин А. Глубина бархата // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 12-19. – ISBN 5-292-025536-4.
5. Казурова А. А. Шнитке: композиция, драматургия, музыкальный язык // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 129-144. – ISBN 5-292-025536-4.
Анализ особенностей стиля А. Шнитке и восприятие его музыки современниками.
6. Кивалова Л. Тонально-ладовые аллюзии в гармонии А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 38-50. – ISBN 5-292-025536-4.
2001
7. Демченко А. Смысловые ориентиры полистилистики А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». – М., 2001. - Вып. 2. – С. 100-110. – ISBN 5-93532-006-1.
8. Дьячкова Л. Второй концерт для скрипки с оркестром А. Шнитке: к проблеме скрытых пластов, скрытых смыслов муз. произведения // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний Шнитке-центра. – М., 2001. – Вып. 2. – С. 82-100. - ISBN 5-93532-006-1.
9. Томина М. Четвертая симфония А. Шнитке: особенности драматургии и стиля // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний Шнитке-центра. – М., 2001. – Вып. 2. – С. 150-165. - ISBN 5-93532-006-1.
10. Эфендиева Р. Шнитке. Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1979): К вопросу интерпретации // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 144-152. – ISBN 5-292-025536-4.
2002
11. Акишина Е. М. Символическая сторона музыки А. Шнитке // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы 1-й Рос. науч.-практ. конф. 4-5 дек. 2002 г., Москва / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского; отв. ред. и сост. В.Н. Иолопова. – М.; Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. – С. 102-114. – ISBN 5-93716011-8.
12. Волохова И. О смысловых ракурсах антисимметрии в кантате А. Г. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство: мужвуз. сб. науч. ст. по материалам регион. науч.-творч. конф. студентов и аспирантов / Сарат. гос. Консерватория. – Саратов, 2002. – С. 31-33. – ISBN 5-94841-005-6.
Особенности «парадоксальной логики» А. Шнитке в сюжетно-композиционной структуре кантаты.
13. Кривошеева И.В. Звуковой образ современности в Первой симфонии А. Шнитке: к проблеме «Человек и мир» на пороге 3-го тысячелетия // Человек в культуре России: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. / Рос. ин-т культурологи; ред. Баранов А.А., Винокуров В.И. – Ульяновск, 2002. – С. 44-46. – ISBN 5-7432-0364-4.
14. Криполова В.А. Три стороны музыкального содержания в Концерте для хора А. Шнитке // Взгляд в XX век: из прошлого: Из прошлого в будущее. Музыка без границ: материалы II регион. науч.-практ. конф.( Кемерово, 25-28 марта 2002 г.) // Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, Кемер. муз. училище; ред.-сост. Щитова Л.Л. – Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 61-65. – ISBN 5-202-00583-0.
Символика стиля, жанра, словесной программы и воплощение ее музыкально-риторической фигуры.
2003
15. Акишина Е.М. Семантические аспекты творчества А. Шнитке: автореф. дис . … . канд. искусствоведения / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. – М., 2003. – 38 с.
16. Аникина Е. О специфике эмоционального содержания в музыке А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 162-173. – ISBN 5-85285-5745-9.
Выявление специфики эмоционального плана в музыкальном содержании произведений А. Шнитке. Религиозные эмоции как выражение сакрального начала.
17. Вартанов С. Я. Альфред Шнитке – творец и философ // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.126-148. – ISBN 5-85285-5745-9.
Опыт интерпретаций Концерта для фортепиано и струнного оркестра А. Шнитке.
18. Диксон Г. Взаимодействие структуральных концепций в Четвертой симфонии Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 196-227. – ISBN 5-85285-5745-9.
Программные идеи и структурные модели Четвертой симфонии А. Шнитке: виды и результаты их взаимодействия.
19. Дзют Т. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа: автореф. дис. …канд. искусствознания/ Моск гос. консерватория им. П.И. Чайковского. – М., 2003. – 19 с.
20. Кюрегян Т. Cantus perpetuus А. Шнитке – «метафизическая песнь» продолжается? // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 118-126. – ISBN 5-85285-5745-9.
Пьеса А. Шнитке «Cantus perpetuus». История создания и анализ музыкальной формы.
21. Николаева Ю. Стилевые черты контрапункта А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 51-66. – ISBN 5-85285-5745-9.
Контрапунктические формы в произведениях А. Шнитке 1970-1980-ч гг.
22. Паршина М. Первая соната для скрипки и фортепиано А. Шнитке: додекафония и символизм // Музыкант. – 2003.- №10. – С. 22-24.
23. Понамарев С. Седьмая и восьмая симфонии А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 66-88. – ISBN 5-85285-5745-9.
Взаимосвязь тембра и формы в симфонических произведениях А. Шнитке. Особенности тембровой драматургии и тембровой композиции седьмой и восьмой симфоний А. Шнитке.
24. Тиба Дз. Методика интертекстуального анализа и музыка Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А.Г. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 181-187. – ISBN 5-85285-5745-9.
25. Хирун-Джавахишвили Ф. Сосуществование тональности и додекафонии в Первой скрипичной сонате А. Шнитке: их интеграция внутри циклической структуры //V Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 227-245. – ISBN 5-85285-5745-9.
2004
26. Звонкович О. Система звуковысотной организации в музыке А. Шнитке// Ежегод. октрытая науч.-практ. конф. Студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Музыкальное искусство», Казань25-26 марта: тез. Докл./ Казан. гос. консерватория; сост. Дулат-Алеев В. Р. – Казань, 2004. – С. 13-15. – ISBN 5-85904-051-8.
27. Паршина М. Фортепиано в камерных сочинениях А. Шнитке 1960-1970-х гг. // Фортепиано. – 2004. - № 1. – С. 22-26: ил..
Фортепиано в творческом наследии композитора. Фортепианный стиль в 1-й и 2-й сонатах для скрипки и фортепиано, Квинтете и 1-й сонате для виолончели и фортепиано. Изменения в трактовке возможностей фортепиано в поздний период творчества А. Шнитке.
28. Тиба Д. Путь к последним симфониям // Муз. академия. – 2004. - №4. – С. 32-38:нот. – ISSN 0869-4516.
Характеристика позднего периода творчества А. Шнитке. Симфонии № 6,7,8. Особенности формы и стиля, тематизм и его символика.
29. Тиба Д. Симфоническое творчество А. Шнитке: опыт интертекстуального анализа / Д. Тиба. – М.: Композитор, 2004. – 160 с. – ISBN 5-85285-784-Х.
30. Чигарева Е. О позднем стиле (инструментальное творчество)// Муз. академия. – 2004. - №4. – С. 17-23: ил., нот. – ISSN 0869-4516.
Феномен «позднего стиля» и его отражение в творчестве А. Шнитке последнего периода, проблема ощущения времени. Балет «Пер Гюнт», виолончельные концерты № 1 и №2, симфонии №6, 7 и 8 А. Шнитке.
30. Франтова Т. Формы на cantus firmus в сочинениях А. Шнитке: от изобретения к преобразованию// Старинная музыка сегодня: Материалы науч.-практ. конф./ Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону: РРК, 2004. – С. 271-278. – ISBN 5-93365-033-1.
31. Франтова Т. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века. – Ростов-на-Дону, 2004. – 404 с. – ISBN 5-87872-270-4.
Полифония и музыкальная форма второй половины XX века. Творчество А. Шнитке. Контрапунктическое письмо, фактура, канон. Связь и взаимодействие традиционного и нового в музыке XX века.
2005
32. Франтова Т. «Порядок из хаоса»: контрапункт в контексте интегративной техники композиции у А. Шнитке// Гармония: проблемы науки и методологии: Сб. ст./ Рос. гос. консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону, 2005. – Вып.2. – С. 241-277. – ISBN 5-98254-040-4.
33. Шибунова И. «Вариации на один аккорд» А. Шнитке: додекафонная техника//Гармония: проблемы науки и методики: сб. ст./ Рос. гос. консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону, 2005. – Вып.2. – С.220-240. – ISBN 5-98254-040-4.
Анализ фортепианного произведения А. Шнитке «Вариации на один аккорд» (1965).
2006
34. Альфреду Шнитке посвящается… / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Г. Шнитке / Ред-сост.: Богданова А.В., Долинская Е.Б. – М.: Композитор, 2006. – Вып. 5. – 345 с. – ISBN 5-85285-846-3.
35. Франтова Т.В. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века: автореф. дис. …д-ра искусствоведения/ Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. – М.2006. – 45 с.
2008
35. Вартанов С. Я. Концепт перепада в интерпретации фортепианного цикла А. Шнитке «Пять афоризмов»// Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность: сб. ст. Участников Междунар. нуч. конф./ Отв. ред. Иванюшина И.Ю. – Саратов: Наука, 2008. – С. 261-274. – ISBN 978-5-91272-571-5.
Анализ сквозных мотивов и ритмоформул, сонорных эффектов, инструментальных средств воплощения.
36. Кондаков И. Плюрализм культурной памяти в эстетике российского постмодернизма (феномен Альфреда Шнитке) // Ис-во как сфера культ.-истор. памяти. Сб. ст. / Отв. ред. Лиманская Л.Ю. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. – С. 84-102. – ISBN 978-5-7281-6975-4.
Роль полистилистики в эстетике Шнитке. «3-я симфония», «Concerto grosso №1».
37. Мухамадеева А.Ф. Визуальные кинопартитуры А. Шнитке: некоторые вопросы методологии исследования// Актуальные проблемы истории, теории и методологии современного музыкального искусства и образования: Сб. науч. тр./ Оренбург. гос. ин-т искусств. – Оренбург, 2008. – Вып. 3. – С. 53-60. – ISBN 978-5-7410-0723-5.
38. Ханнанова Е.Н. Поэтика оперы А. Шнитке «Джезуальдо»: лабиринты смыслов// Музыковедение. – 2008. - №7. – С. 42-48: портр.
Сюжет, атмосфера оперы, многовариантность прочтения смысла действия: композиция, структура и символика сочинения. Черты эстетики посмодернизма в опере А. Шнитке «Джезуальдо».
39. Чигарева Е. «Суперполифония» А. Шнитке// Муз. академия. – 2008. – №2. – С 190-191. – Рец. на кн: Франтова Т. А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века. – Ростов-На-Дону: СКНЦ ВШ АПСИ, 2004. – 403 с. – ISSN 0869-4516.
Киномузыка А. Шнитке: музыка к фильму Э. Климова «Прощание», «Увертюра» из музыки к фильму А. Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня», музыка к фильму И. Галанина «Отец Сергий».
1.2 Связь различных видов искусств, философии и религии с творчеством Шнитке
2000
40. Козляков В. «Три духовных хора» А. Шнитке в свете 2000-летней истории христианской музыки // Культура и образование на рубеже тысячелетий: мат. междунар. науч.-практ. конф. (дек., 2000 г.) / Тамб. гос. ун-т Г.Р. Державина; отв. ред. Окатов В.Н. – Тамбов, 2000. – С. 265-266. – ISBN 5-89016-016-8.
41. Митта А. О музыке Шнитке для кино // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Междунар. науч.-практ. конф.(дек., 2000 г.) / Тамб. гос. ун-т Г.Р. Державина; отв. ред. Окатов В.Н. – Тамбов, 2000. – С. 187-190. – ISBN 5-89016-016-8.
42. Попова Е. Смех Гоголя в музыке А. Шнитке: «Ревизская сказка»: музыка к спектаклю Театра на Таганке // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Междунар. науч.-практ. конф.(дек., 2000 г.) / Тамб. гос. ун-т Г.Р. Державина; отв. ред. Окатов В.Н. – Тамбов, 2000. – С. 110-142. – ISBN 5-89016-016-8.
43. Савостьянова Л. Традиции христианской символики в квартетном творчестве А. Шнитке (на примере второго и третьего квартетов) // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 50-60. – ISBN 5-292-025536-4.
44. Христиансен Л. К проблеме «второй религиозности»: творчество А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 60-64. – ISBN 5-292-025536-4.
45. Чигарева Е. Два полюча в творчестве А. Шнитке // Музыка ХХ века. Моск. форум: мат. междунар. науч. конф. – М., 1999. – С. 142-148. – (Науч. тр. Моск. гос. консерватории, сб. 25).
Религиозно-философские постижения смысла и природа противостояния добра и зла (Бога и дьявола) как константа художественного мышления композитора в 80-90-ее гг. ХХ века.
2001
46. Вобликова А. Картина мира в симфониях А. Шнитке: особенности метафорической поэтики // Мир искусств: альманах / Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры РФ. – СПб.: Дмитрий Буланин. – 2001. – Вып. 4. – С. 420-432.
47. Кочанова Е. Кантата А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста»: к вопросу трактовки «вечного сюжета» // Худож. Мир музыкального произведения: межвуз. сб. ст. / Уфимский гос. ин-т искуссв. – Уфа, 2001. – С. 90-106. – ISBN 5-93716-008-8.
2003
48. Бевз С. «Итория доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке: от кантаты к опере // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 88-118. – ISBN 5-85285-5745-9.
Тема Фауста в творчестве Шнитке, источники фаустической тематики и история самой фаустианы. Опера А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста».
49. Клочкова Е. Тема апокалипсиса в творчестве А. Шнитке и А. Караманова // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 148-156. – ISBN 5-85285-5745-9.
Творческая эволюция обоих композиторов. Сходные черты и проникновение в облась религиозной темы, апокалипсические идеи.
50. Якубова Р.Х. Роман Достоевского «Идиот» и музыка// Якубова Р.Х Творчество Ф.М. Достоевского и художественная культура/ Башк. гос. ун-т. – Уфа: Гилем, 2003. – С. 105-121. – ISBN 5-7501-0407-9.
Звуковая особенность художественных текстов Достоевского и ее продолжение в музыке А. Шнитке.
2004
51. Вартанов С. Я. Альфред Шнитке и Иосиф Бродский// Музыковедение. – 2004. - №1. – С. 28-35: нот. – (Прилож. к журн. «Музыка и время»).
Анализ пьес фортепианного цикла А. Шнитке 2»Пять афоризмов» с поэтическим комментарием из стихов И. Бродского.
52. Денисов А. Отражение «Фауста»// Муз. академия. – 2004. - №4. – С. 24-31. – ISSN 0869-4516.
Легенда о Фаусте в музыке, ее литературные источники. Кантата «История доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке: «Народная книга» И. Шписа и ее претворение в сочинении, смысловые аллюзии и семантическая организация, роль гротеска, влияние мистериального театра.
53. Денисов А.В. Кантата А Шнитке «История доктора Иоганна Фауста»: диалог Средневековья с XXвеком//Наука о музыке: слово молодых ученых: материалы Междунар. Всерос. конкурса науч. работ молодых ученых в обл. муз. ис-ва/ Казан. гос. консерватория; ред. Сорокина Е.Г. – Казань, 2004. – С. 126-149. – ISBN 5-85401-054-2.
54. Скребкова К. Ю. О литературном прообразе контаты А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста»// Современное музыкальное искусство: из века в XX в век XXI: материалы междунар. науч.-практ. конф. 9-10 апр. 2004 г./ Том. обл. муз. училище им. Э.В. Денисова; ред.-сост. Чабовская Н.И. – Томск: Дельтаплан, 2004. – С. 13-17. – ISBN 5-94154-089-2.
55. Шнитке А. Стати в связи с постановкой «Пиковой дамы» в Париже, 1977 г.// Муз. жизнь. – 2004. - №11. – С. 36-37. – ISSN 0131-2383/
Композитор о своем участии во внесении некоторых изменений в партитуру оперы П.И. Чайковского.
2005
56. Поспелова Н. Знаки повседневности в творчестве А. Шнитке// Повседневность как текст культуры: материалы междунар. науч. конф. «Повседневность как текст культуры». Киров, 27-29 апр. 2005. – Киров: Изд-во ВотГГУ, 2005. – С. 364-368. – ISBN 5-93825-25-4.
Музыка Шнитке как перемешивание повседневности, возвышенное над бытом, осмысления быта как бытия, мезальянс высокого и низкого, надвременного и преходящего.
2006
57. Керечашвили Т. К вопросу об интеграции музыкального и кинематографического искусства// Музыка и время. – 2006. - №1. – С. 37-41.
Сущность и основные характеристики воплощения идеи синтеза искусств в кинематографии. Роль музыки в создании фильма. Характеристика киномузыки Д. Шостаковича, А. Шнитке. Параллели в кинематографических и музыкальных механизмах мышления.
58. Ковалевский Г. В. Фаустовский миф в творчестве А. Шнитке: автореф. дис. …канд. искусствоведения / Нижегор. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Ниж. Новрогород, 2006. – 26 с.
Монографический портрет А. Шнитке сквозь призму фаустовского мира, сыгравшего ключевую роль в концепциях и языке его произведений.
59. Труханова А.Г. Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века: автореф. дис. … канд. Искусствознания / Сарат. гос. консерватория. – Саратов, 2006. – 26с.
Творчество Н. Ведерникова, С. Трубачева, архим. Матфея, Г. Свиридова, А. Шнитке, Н. Каретникова, В. Рубина и др.
2007
60. Ковалевский Г. В. «Moz-Art» А Шнитке: проект диалога с ушедшим миром// Моцарт в России: сб. ст. – Ниж. Новгород: ДСКОМ, 2007. – С. 72-74. – (Австрийская библиотека НГЛУ).
Моцартианская тема в творчестве А. Шнитке. Пьеса «Moz-Art» для флейты и арфы (1990).
61. Чигарева Е. Рецепция Моцарта в творчестве отечественных композиторов творой половины XX века// Моцарт в России: сб. ст. – Ниж. Новгород: Деком, 2007. – С. 83-88. – (Австрийская библиотека НГЛУ).
Моцартианская тема в творчестве А. Шнитке (Третья симфония, 1981), Э Денисова (Вокальный цикл «Веселый час», 1961), В. Сильвестрова («Реквием», 1997-1999) и др.
2008
62. Макаров И. В. Эстетические метаморфозы в контексте онтологического восприятия музыки ХХ века // Христианство и культура: сб. науч. тр. / Санкт-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2007. – Вып. 3. – С. 355-372. – ISBN 978-5-88996-751-4.
63. Немков О. Католические жанры в отечественной музыке XX века // Муз. академия. – 2008. - №2. – С. 108-113. – ISSN 0869-4518.
Образ Богоматери в творчестве композиторов второй половины XX века.
1.3 Прочие научные работы о творчестве Шнитке в коллективных сборниках и общие работы по истории музыки
2001
64. Чигарева Е. Шнитке и Шёнберг // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». – М., 2001. - Вып. 2. – С. 71-82. – ISBN 5-93532-006-1.
Влияние на А. Шнитке композиционного метода А. Шёнберга. Роль австро-немецкой традиции в творчестве Шнитке и Шёнберга. Монограммы Шёнберга, А. Веберна и А. Берга как тематические элементы в Третьей симфонии Шнитке.
2003
65. Григорьева Г. Шнитке – теоретик, публицист, критик // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 7-50. – ISBN 5-85285-5745-9.
Обзор литературного наследия А. Шнитке: о творчестве Г. Григоряна, А. Караманова, Р. Леденева, Р. Щедрина, С. Прокофьева, о «Московской осени-83».
66. Лианская Е. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки. – Ниж. Новгород, 2003. – 30 с.
Специфика отечественного постмодернизма в творчестве А. Шнитке, В. Сильвестрова, А. Кнайфеля. Постмодернизм в музыкальном театре.
67. Пенгров А. Шнитке: Таганский реквием: (муз. А. Шнитке к спектаклю «Живаго» (Доктор) // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.173-176. – ISBN 5-85285-5745-9.
Постановка в театре на Таганке, 1993 г.
68. Сысоева Е. Из истории создания оперы А. Шнитке «Жизнь с идиотом»// Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 176-180. – ISBN 5-85285-5745-9.
2004
69. Голубков С.В. Современный композитор и фольклорные истоки «русского авангарда»и «поставангарда» // Музыкант-классик. – 2004. -№11-12. – С. 28-31.
Фольклор в творчестве композиторов А. Волконского, Э. Денисова, А. Шнитке, А. Лемана и др.
2005
70. Долинская Е. Б. Моцарт и XX век: избранные параллели//Музыкант-классик. – 2005. - №12. – С. 21-23: ил. – ISSN 0131-2383.
Моцартианский тематизм и тенденция перенесения его в новую звуковую среду на примере произведений «Moz-Art» А. Шнитке, «Силуэты для флейты, ударных и двух фортепиано» Э. Денисова, «Реквием» С. Слонимского.
71. Франтова Т. Музыка Альфреда Шнитке в свете новой парадигмы искусства XXI века// Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: материалы Междунар. науч-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 29нояб.-4 дек. 2004 г.): сб. ст./ Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова. - Ростов-на-Дону, 2005. – С. 203-218. – ISBN 5-7509-0275-7.
2007
72. Леденев Р. Неделя современной музыки//Р. Леденев: Статьи. Материалы. Исследования/ Ред.-сост. Катунян М.И. – М.: Моск. гос. консерватория, 2007. – С. 194-198. – (Перепеч. Из журн. «Современная музыка», 1968, № 1). – ISBN 978-589598-176-4/
Стенограмма выступления на «круглом столе» по итогам концертов Недели современной музыки 1967 года. Высказывания о творчестве композиторов А. Карамазова, Э Денисова, Р. Щедрина, А. Шнитке, Б. Тищенко и др.
Обсуждение проблемы пропаганды сочинений российских композиторов.
73. Макаров И.В. Эстетические метаморфозы в контексте онтологического восприятия музыки XX века // Христианство и культура: сб. науч. тр./ Санкт-Петербург. гос. ун-т. – СПБ.: 2007. – Вып. 3. – С. 355-372. – ISBN 978-5-88996-751-4.
Философско-теоретические взгляды на музыку композиторов XX века, в том числе И.Стравинского, А. Шнитке, С. Рахманинова
2008
74. Васирук И.И. Монограммы-шифры в фугах отечественных композиторов второй трети XX века// Изв. Рос. ун-та им. А.И Герцена. Аспирант. тетр.: Науч. журн. – 2008. - № 24. – С. 41-44. – ISSN 1992-6464.
Примеры из произведений А. Рындина, И. Алеева, А. Шнитке, Б. Тищенко.
75. Свиридова И.А. Феникс из пепла// Муз. жизнь. – 2008. - №3. – С. 40-42. – ISSN 0131-2383/
Духовные концерты: исторические истоки, развитие в XVIII-XX вв. и возрождение жанра в наши дни в творчестве А. Шнитке, И. Сидельникова, Г. Дмитриева, И. Воробьева, Д. Смирнова, В. Довганя.
2009
76. Васильева Н.В. Криптограммы и их классификация в музыке//Искусство и образование. – 2009. - №3. – С. 18-25.
На примере сочинений В.А. Моцарта, А. Шнитке, Г. де Манго.
Раздел 2. Научно-популярные издания о жизни и творчестве А. Шнитке
2003
77. Беседы с Альфредом Шнитке / сост. Ивашкин А. В. – М.: Классика XXI, 2003. – 316 с. – ISBN 5-89817051-0.
Записи бесед с А. Шнитке, которые автор вел на протяжении 1985-1994 гг.
78. Диденко С. Соприкосновение // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 256-269. – ISBN 5-85285-5745-9.
Воспоминания об А. Шнитке.
79. Кириллина Л. Жизнеописание А. Шнитке // Муз. академия. – 2004. - №2. – С. 199-202; рец на кн.: Холопова В. Композитор А. Шнитке. – Челябинск: Аркаим, 2003. – 256 с. – ISSN 0869-4516.
80. Комарденкова-Шнитке И.Мой старший брат // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 278-288. – ISBN 5-85285-5745-9.
Воспоминания сестры А. Шнитке.
81. Липс Ф. Кажется, это было вчера // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.272-278. – ISBN 5-85285-5745-9.
Баянист о своих встречах с А. Шнитке.
82. Мусский С. А. Самые знаменитые композиторы России / С.А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – 480 с. – (Самые знаменитые). – ISBN 5-9533-0055-7.
Очерки жизни и творчества выдающихся российских композиторов от Д.С. Бортнянского и А.А. Алябьева до А.Г. Шнитке и Д.Ф. Тухманова.
83. Потапова Н. И жутко, и смешно…//Муз. жизнь. – 2003. - №12. – С. 8-9 :ил. – ISSN 0131-2383.
Премьера оперы «Жизнь с идиотом» А. Шнитке по рассказу В. Ерофеева в Новосибирском оперном театре. Режиссер-постановщик Г. Бараговский (Польша), дирижер Е. Волынский, солисты: Ю. Комов, Ф. Хусанов, О. Колобова.
84. Холопова В. Композитор А. Шнитке / В. Холопова. – Челябинск: Аркаим, 2003. - 256 с. – (Биограф. Ландшафты). – ISBN 5-8029-0269-8.
Первая на русском языке биография Альфреда Шнитке (1934-1998). Данная книга, жанр которой можно было бы обозначить словами «Альфред Шнитке, каким я его знаю, каким я его вижу», - это взгляд современника, находившегося вблизи Шнитке на протяжении всей его жизни в Москве, сохранившего много личных материалов и воспоминаний.
85. Чигарева Е. Годы учения у Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.240-245. – ISBN 5-85285-5745-9.
2004
86. Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины XX века: книга для чтения / О. И. Аверьянова. – М.: РОСМЭН-Пресс, 2004. – 139 с. – (Стили, композиторы, эпохи). – ISBN 5-353-00531-7.
Творческие биографии Р. Щедрина, Э. Денисова, А. Шнитке.
87. Заднепровская Г. Около четверти века назад исполнение его музыки в СССР находилось под официальным запретом…// Музыкант-классик. – 2004. - №11-12. – С. 33-36.
Очерк жизни и творчества композитора А. Шнитке. Московский музыкальный фестиваль, посвященный юбилею композитора: концерты и исполнители (октябрь 2004г.).
88. Ивашкин А. Будущее равнодушно к страстям ушедших времен// Муз. академия. – 2004. - №4. – С. 15-17: ил. – ISSN 0869-4516.
Характеристика творчества А. Шнитке, истоки его музыки, восприятие сочинений в России.
2005
89. Андрушкевич А. Фестиваль Альфреда Шнитке // Муз. академия. – 2005. - №1. – С. 51-57: ил., нот. – ISSN 0869-4516.
Беседы со скрипачом О. Крысой, альтистом Ю. Башметом, скрипачом Г. Кремером об исполнении сочинений А. Шнитке, творчестве композитора и его месте в современной музыке.
90. Беседы с Альфредом Шнитке / Сост. Ивашкин А.В. – М.: Классика XXI, 2005. – 320 с. – ISBN 5-89817-088-X.
Запись бесед с композитором на протяжении 1985-1994 гг.: происхождение, семья, отношение к русской, немецкой, еврейской культурам, музыка прошлого и настоящего.
2006
91. Холопова В. Вселенная музыковеда. Мир творчества и мечтаний: [Беседа] / Вел Петров А.// Муз. академия. – 2006. - №2. – С. 53-57. – ISSN 0869-4516/
Музыковед о проблеме музыкальных исследований в современный период, о свих работах, посвященных творчеству С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке.
2007
92. Барсова И. Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века / И. Барсова. – СПб.: 2007. – 240 с. - ISBN: 978-5-7379-0336-7.
2009
93. Алфеевская Г. История отечественной музыка XX века: С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, А.Г, Шнитке, Р.К. Щедрин: учеб. Пособие. – М.: Владос-Пресс, 2009. – 159 с. – (Учебники для вузов). – ISBN 978-5-305-00219-5.
Вспомогательные указатели
Указатель авторов
Аверьянова О.И. 86
Акишина Е. М. 11, 15
Алфеевская Г. 93
Андрушкевич А. 89
Аникина Е. 16
Барсова И. 92
Бевз С. 48
Вартанов С. Я. 17, 35, 51
Вартанова Е. 1, 2
Васирук И.И. 74
Васильева Н. В. 3, 76
Вобликова А. 46
Волохова И. 12
Голубков С.В. 69
Григорьева Г. 65
Денисов А.В. 52, 53
Диденко С. 78
Дзют Т. 19
Диксон Г. 18
Демченко А. 7
Долинская Е.Б. 34, 70
Дьячкова Л. 8
Заднепровская Г. 87
Звонкович О. 26
Ивашкин А. 4, 77, 88, 90
Казурова А. 5
Качанова Е. 47
Керечашвили Т. 57
Кивалова Л. 6
Кириллина Л. 79
Ковалевски й Г.В. 58, 60
Клочкова Е. 49
Кондаков И. 36
Кривошеева И. В. 13
Кривополова В.А. 14
Кюрегян Т. 20
Комарденкова-Шнитке И. 80
Козляков В. 40
Леденев Р. 72
Лианская Е. 66
Липс Ф. 81
Макаров И. В. 62, 73
Митта А. 41
Мусский С.А. 82
Мухамадеева А.Ф. 37
Немков О. 63
Николаева Ю. 21
Паршина М. 22, 27
Пенгров А. 67
Понамарев С. 23
Попова Е. 42
Поспелова Н. 56
Потапова Н. 83
Савостьянова Л. 43
Свиридова И.А. 75
Скребкова С.Ю. 54
Сысоева Е. 68
Тиба Дз. 24, 28, 29
Томина М. 9
Труханова А.Г. 59
Шибунова И. 33
Шнитке А.Г. 55
Ханнанова Е.Н. 38
Хирун-Джавахишвили Ф. 25
Холопова В. 84, 91
Христиансен Л. 44
Чигарева Е. 30, 39, 45, 61, 64, 85
Франтова Т. 30, 31, 32, 35, 71
Эфендиева Р. 10
Якубова Р.Х. 50
Указатель периодических изданий, в которых были опубликованы материалы о творчестве и жизни Шнитке.
Музыкант 22
Музыкант-классик 69, 70, 87
Музыковедение 38, 51
Музыкальная жизнь 55, 75, 83
Музыкальная академия 28, 30, 39, 52,63, 79, 85, 88, 91
Музыка и время 56
Фортепиано 27
Заключение
Библиографический указатель является моделью массива литературы, объединяя в себе библиографические записи, которые, в свою очередь, являются моделями конкретных произведений. Такое моделирование изначально носило интуитивный характер, сегодня же библиографы разрабатывают теоретические основы для составления указателя, осознавая его как сложную систему.
Методика А. Гречихина, примененная нами при составлении указателя в рамках этой работы, лишний раз доказала свою состоятельность: она позволяет грамотно и рационально составить библиографический указатель, каждый из шести этапов составления по-своему позволяет раскрыть сущность данного вида библиографического пособия. Эти этапы подробно рассмотрены и применены нами в настоящей работе. Однако в заключение хотелось бы еще раз кратко обозначить основные черты БУ, которые являются определяющими для данного вида библиографического пособия: заглавие указателя должно описывать тему содержащихся в нем документов и выделять их хронологические границы; в предисловии объясняются эвристические принципы издания, а также принципы группировки документов; далее следует собственно список документов, сгруппированных таким образом, чтобы максимально облегчить поиск и работу с БУ; в конце указателя обычно помещают вспомогательные указатели.
В нашем указателе литературы о творчестве и жизни А.Г. Шнитке мы постарались воплотить все указанные черты.
Но не стоит забывать, что научные дискуссии по проблеме составления БУ продолжаются, а значит, необходимо следить за развитием библиографической научной мысли.
Библиографический список
1. Астапович Е.Г. Типизация и унификация технологии составления библиографических пособий // Сов. библиография. – 1986. - №3. – С. 15-25.
2. Берков П.Н. Статьи по библиографической эвристике / П.Н. Берков; сост. В.Н. Лученкина; ун-т Рос. академии образования. – Изд. 2-е. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 160 с. – ISBN 5-204-00062-3.
3. Брискман, М. А. Составление библиографических пособий: практ. пособие / М. А. Бриксман, М.П. Бронштейн. - М. : Книга, 1964. - 299 с.
4. Гречихин А. А. Информационные издания. Типология и особенности подготовки / А.А. Гречихин, И. Г. Здоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Книга, 1988. - 271, [1] с. - (От рукописи к книге). - ISBN 5-21200-003-3.
5. Гречихин, А. А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А. Гречихин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 588 с. - ISBN 5-8122-0099-8.
6. Кунце Х. Составление вспомогателных указателей / Х. Кунце. – М., 1977. – 64 с.
7. Садофьев А. Ф. Библиографический указатель как система // Сов. библиография. - 1979. - № 2. – С. 32-39.
8. Справочник библиографа: док. поток, информ. ресурсы, создание библиогр. записи, библиогр. обслуживание, проф. среда, библиогр. исследования / под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Профессия, 2006. - 591 стр. – (Серия «Библиотека»). - ISBN 5-93913-094-1.
9. Фомин А.Г. Методы составления библиографических указателей // Избр. / А.Г. Фомин. – М., 1975. – С. 35-50.
10. СИБИД [Электронный ресурс]. Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения / Мин-во промышленности, науки и технологии; Гос. система научно-технич. информации; Норматив. база ГСНТИ. – Электрон. дан. – [Б.м.], 1998-2003. –
URL:http://www.gsnti-norms.ru/norms/common/doc.asp?0&/norms/stands/7_0.htm , свободный. – Загл. с экрана. – Посл. Дата обновления: 3 дек. 2004.
11. СИБИД [Электронный ресурс]. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления / Викитека. Электрон. дан. – [Б.м.], [б.г.]. - URL: http://ru.wikisource.org/wiki/ГОСТ_7.1—2003, свободный. – Загл. с экрана.
[1] Гречихин А.А. Общая библиография: учебник. - М., 2000. - С. 497.
[2] Фомин А.Г. Методы составления библиографических указателей // Избр. - М., 1975. - С. 35-50.
[3] Садофьев А. Ф. Библиографический указатель как система // Сов. Библиография. - 1979. - №2. - С. 32-39.
[4] Астапович Е.Г. Типизация и унификация технологии составления библиографических пособий // Сов. библиография. -1986.- №3. - С. 15-25.
[5] СИБИД [Электронный ресурс]. Информационно-библиограф. деятельность, библиография. Термины и определения / Мин-во промышленности, науки и технологии; Гос. система научно-технич. информации; Норматив. база ГСНТИ. – Электрон. дан. – [Б.м.], 1998-2003. – URL: http://www.gsnti-norms.ru/norms/common/doc.asp?0&/norms/stands/7_0.htm. - Дата обращения: 1 мая 2010.
[6] Там же.
[7] Садофьев А. Ф. Библиографический указатель как система // Сов. библиография. - 1979. - № 2. – С. 32.
[8] Садофьев А. Ф. Библиографический указатель как система // Сов. библиография. 1979. - № 2. – С. 34.
[9] Гречихин А.А. Информационные издания. Типология и основные особенности подготовки. - М., 1988. –
С 14.
[10] Брисман М.А. Составление библиографических пособий: практич. руководство. – М., 1964.
[11] Астапович С. Г. Типизация и унификация технологии составления библиографических пособий // Сов. библиография. – 1986. – №3. – С. 15-25.
[12] Гречихин А.А. Общая библиография: учебник. - М., 2000. - С. 497.
[13] Садофьев А.Ф. Библиографический указатель как система // Сов. библиография. – 1979. - № 2. - С. 36.
[14] Берков П.Н. Библиографическая эвристика: к теории и методике библиографических разысканий. - М., 1960. - С. 50.
[15] Берков П.Н. Библиографическая эвристика... С. 58.
[16] СИБИД [Электронный ресурс]. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления / Викитека. – Электрон. дан. – [Б.м.], [б.г.]. – URL: http://ru.wikisource.org/wiki/ГОСТ_7.1—2003. - Дата обращения: 2 мая 2010.
[17] Гречихин А.А. Общая библиография: учебник. - М., 2000. - С. 510.
[18] Справочник библиографа. - СПб., 2006. - С. 50.
КУРСОВАЯ РАБОТА А.Г. Шнитке: творчество и жизнь. Библиографический указатель за 2000-2009 гг. Оглавление Введение Глава 1. Методика составления библиографического указателя 1.1 Библиографический указатель как сист
Архитектор Ф.-Б.Растрелли в Петербурге
Барное дело
Наскальные рисунки
Художественная культура Древнего Египта эпохи древнего царства (3200–2400 г.г. до н.э.)
Возникновение музея как феномена культуры
Историко-архитектурные особенности комплекса "Лошицкий парк"
Алфавитный каталог: его функции, назначение и организация на примере центральной библиотеки
Вклад Джона Ноймайєра в мистецтво балету
Молодежная субкультура как социальный феномен
Old and new wedding customs and traditions in Great Britain and the USA
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.