База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Архитектурные памятники Древнего Египта — Культура и искусство

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный университет физической культуры

Кафедра связи с общественностью


Курсовая работа

По литературе и искусству

«Архитектурные памятники Древнего Египта»


Выполнил: студент 234 группы

Артемьев В.А.

Проверил: кандидат педагогических наук,

Доцент кафедры

Связей с общественностью Тихонова Т.Ю.

Челябинск 2010


Содержание

Введение

Глава 1. История Древнего Египта

1.1 Исторический экскурс.

1.2 Архитектура Древнего царства

1.3 Архитектура Среднего царства

1.4 Архитектура Нового царства

Вывод по первой главе

2.Общие приемы каменных конструкций

2.1 Приемы возведения каменных конструкций

2.2 Детали конструкций

Вывод по второй главе

3. Гробницы Древнего Египта

3.1 Гробницы

3.2 Пирамиды

Вывод по третьей главе

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б



Введение

Архитектура Древнего Египта - самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры.

История Египта начинается в 4 тыс. до н.э., когда Центральная и Северная Европа еще жила в каменном веке, а слово «Эллада» не появилось на свет. В VII в. до н. э. в дельте Нила была основана греческая колония Навкратис. В 332 г. до н. э. после завоевания Египта Александром Македонским началась его эллинизация, но египетское искусство успело до этого времени оказать существенное воздействие на формирование и развитие искусства греков.

В 30 г. до н.э. Египет стал римской провинцией. В 642 г. завоеван арабами, и в последующем эта страна развивалась в мире мусульманской культуры, иной по содержанию и художественным формам.

Искусство Древнего Египта столь оригинально и значительно – оно пережило древнеегипетское государство, – что в наименовании «древнеегипетское искусство» без ущерба для смысла возможно опустить частицу «древне-». Египет расположен на северо-востоке Африки, по течению р. Нил (ок. 1200 км, наибольшая ширина реки в дельте – 25 км). Нил впадает в Средиземное море (одна из версий происхождения названия страны – от финикийского ai-gabt – изогнутое побережье, дельта реки).

Древнегреческий историк Геродот (ок. 484-425 гг. до н.э.) называл Египет страной «недавнего происхождения» и «даром реки». Жизнь египтян и расцвет их культуры зависели от плодородного черного ила, который приносили регулярные разливы великой реки. Отсюда египетское название страны (егип. Та Kemet – «Черная земля»). Сохранности культуры способствовала относительная изоляция от враждебных соседей – ближайшими соседями египтян были пустыня и море. В этом оазисе взаимодействовали четыре расы: малорослые жители Восточного Средиземноморья, крепкого сложения кроманьонцы (их следы находят и в других частях Африки), негроиды и пришлые семиты из Передней Азии. Жизнь древних египтян складывалась в противоборстве кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. Эта особенность отразилась в символике короны египетских фараонов, состоящей из двух частей: красной (вначале – черной, цвета нильского ила), украшенной изображением змеи, – символ Нижнего (по течению реки) земледельческого Египта, и верхней белой части с изображением коршуна – символ Верхнего Египта, страны скотоводов. Этот дуализм олицетворяли египетские боги: Осирис (бог растительности) и его злой брат Сет[2].

Объект данного исследования являются древнее египетское искусство.

Предметом исследования в работе являются архитектурные памятники Древнего Египта

Целью нашей работы является анализ источников по данной проблеме

Задачами являются:

1.  Рассмотреть историю Древнего Египта

2.  Рассмотреть технологии построения архитектуры

3.  Рассмотреть гробницы и пирамиды


Глава 1. История Древнего Египта

1.1 Исторический экскурс

Научная хронология выделяет эпоху Древнего Царства 3000-2263 гг. до н. э., или I-VI династий (в ином варианте в эпоху Древнего Царства включаются только III-VI династии). Далее следует переходный период смут и раздробленности страны (2263-2040 гг. до н.э.; VII-Х династии). Датировки Древнего Царства, которых придерживаются разные ученые, расходятся (от 360 до 150 лет). Период Среднего Царства, возрождения государства новой Фиванской династией фараонов, обычно датируется 2160-1785 гг. до н.э. (XI-XII династии). Затем следует второй переходный период (1785-1580 гг. до н.э.; XIII-XVII династии). Новое Царство, 1580-1085 гг. до н.э. (XVIII-XX династии), начинается изгнанием племени гиксосов, ослабивших Египет после XVII династии, и объединением Верхнего и Нижнего Египта под властью Фив. Эпоха Нового Царства включает период «египетского Возрождения» при фараоне XVIII династии Эхнатоне (1424-1388). Период раздробленности и междоусобных войн именуется третьим переходным периодом (1085-715 гг. до н.э.; XXI-XXIV династии). В Позднем Царстве (715-332 гг. до н.э.; XXV-XXXI династии) выделяется период объединения страны под властью XXVI Саисской династии. В 525 г. до н.э. Египет был захвачен персидским царем Камбизом II. После покорения Египта в 332 г. Александром Македонским страной правили цари династии Птолемеев.

Древнее Царство называют «веком пирамид», это «молодость Египта». «Именно тогда было создано все самое великое, – писал французский египтолог П. Монтэ, – Среднее Царство – период лабиринта... Саисское Возрождение – сложное время кризиса, когда... египтяне слишком увлеклись мумификацией животных и переписыванием заклинаний». История Египта туманна, а хронология настолько условна, что время египетской культуры принято измерять не годами и даже не столетиями, а порядковыми номерами династий[1].

1.2 Архитектура Древнего царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастаба — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.

В погребении, в специальном помещении — сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком.

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре[приложение Б], фараона III династии. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.

Пирамиды в Гизе

Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура)[приложение Б], сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена, считающегося портретным изображением этого фараона.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине[3].

1.3 Архитектура Среднего царства

В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменхотепа III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе[6].

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

1.4 Архитектура Нового царства

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив, слава его сохранилась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Ворота Луксоркского храма

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилон а, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Фасад храма Рамзеса II

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари.

Существенным нововведением архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей».[7]

Заупокойный храм Хатшепсут

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Храм великолепно сочетался с местностью, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.

После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились[8].

 

Вывод по первой главе.

В этой главе мы рассмотрели хронологию и периодизацию Древнего Египта.

Также мы рассмотрели эволюцию древнеегипетской архитектуры: от пирамид в Гизе до храма Хатшепсут. Великие пирамиды сменились монументальными храмами в скалах.


2.Общие приемы каменных конструкций

2.1 Приемы возведения каменных конструкций

Каменные здания в Египте представляют ряды зал с плафоном из каменных плит. В простейшем случае потолочные плиты покоятся непосредственно на стенах здания, без промежуточных опор (рисунок 14, А).

Но применение этого простого типа очевидно ограничено возможной длиной плит, которая фактически не может превышать 4 —5 м. При больших же размерах пролета его подразделяли рядами столбов В, на которые укладывали связывающие их каменные балки, а поверх последних — потолочные плиты, как это было в древнейшем известном нам храме Сфинкса (рисунок 14, C).

Материалы.

Обыкновенно египтяне пользуются известняком и песчаником. При этом, когда эти породы камня употребляются совместно в одном памятнике, то из песчаника обычно делаются балки. Гранит применяется крайне редко, а алебастр — как исключение.

Обтеска и укладка камней.

Судя по некоторым сохранившимся колоннам Карнакского храма, египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании здания вчерне. Этим приемом пользовались впоследствии греки.

Способы скрепления камней.

Как общее правило, можно считать, что камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка пользовались деревянными скобами в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (луксорский обелиск).

Раствор, встречающийся в каменной кладке, имеет вид глинистой массы, в которой заметен плохо обожженный гипс, а иногда и черепица. Его находят лишь во внутреннем заполнении толстых стен (большие пилоны Карнака) или же в массивах пирамид. Известковый раствор употреблялся только для штукатурки или как мастика, чтобы скрыть изъяны плохо вытесанных камней.

Детали кладки стен и массивов зданий.

Кладка стен и колонн иногда довольно небрежна и не представляет ничего грандиозного; камень употреблялся в дело таким, каким его брали из каменоломни. При этом наблюдается, что не только ряды кладки имеют различную высоту, но даже в одном ряду высота камней часто резко меняется (рис. 15, В); египтяне предпочитали мириться с такой неправильностью кладки, нежели выравнивать камни, подгоняя их по размеру, что вызвало бы значительную потерю материала.

В больших массивах, и главным образом в пирамидах, различают три приема кладки, представленные на рисунке 15. Кладка правильными рядами — А. Кладка без перевязи постели — В. Кладка с последовательным рядом облицовок — S.

Эти приемы кладки вытекали из самого хода работы. Возведение пирамиды начинали с сооружения небольшой центральной, служившей ядром, пирамидки, которая постепенно разрасталась.

Если бы при дальнейшем увеличении пирамиды пользоваться правильной кладкой А, то это повлекло бы за собой большую потерю материала; второй прием В дает известную экономию материала; третий прием S представляется наиболее выгодным при окончании сооружения, так как при этом кладку выравнивают не в каждом ряду, а лишь через значительные интервалы. Правда, в последнем случае каменная масса не так прочно связана, но зато достигается значительное упрощение работы.

Часто в пирамидах встречается та же волнообразная кладка, которую мы уже видели в кирпичных стенах (рисунки 1 и 2). В обоих случаях она обусловлена употреблением провисающего посредине шнура для проверки кладки. Те же технические приемы можно наблюдать на набережных в Эснехе[5].

Архитравы, ложные своды и древнейшие формы клинчатого свода.

 В каменных зданиях пролеты между стенами и между колоннами перекрываются монолитными каменными балками, а плафоны — цельными плитами.

При значительных пролетах в плитах плафона легко могут образоваться трещины, особенно при тяжелой нагрузке сверху; в этом случае потолок делают из двух-трех и даже более рядов плит с промежутками между ними (рисунок 16, В) или уменьшают расстояние между точками опоры, что достигается постепенным свесом внутрь рядов каменной кладки (главный коридор в пирамиде Хеопса).

 Рисунок 16, А объясняет способ исполнения последней конструкции: по мере возведения стен из свешивающихся рядов камней, для предупреждения осыпания камня внутрь, пространство между стенами заполнялось плотно утрамбованной землей, а чтобы сохранить свободный доступ в шахту, земля поддерживалась двойным настилом, лежавшим на стойках, которые вставлялись в гнезда, сохранившиеся до настоящего времени.

К этой же системе принадлежат и каменные коробовые своды: они выложены горизонтальными рядами без помощи кружал (рисунок 17, А — Абидос; В — Дейр-эль-Бахри).

Чтобы обойтись без кружал, камни свешивающихся рядов укладываются так, чтобы своей большей частью они лежали на опорах; этим достигается в чих устойчивое равновесие (разрез В). Для уменьшения же веса выступающего конца камня значительную часть его обтесывают, и таким образом центр тяжести массы не выходит из площади основания, а следовательно, и вся конструкция, устойчивая в каждый данный момент, не требует кружал и получает в окончательном виде форму свода. Камни в конструкциях этого типа почти такого же размера, как и в архитравных перекрытиях, но зато они, постепенно сближаясь и поддерживая друг друга, значительно лучше защищены от опасности разрыва. По сравнению с клинчатым сводом система ложного свода требует значительно больше материала, но это искупается ценным преимуществом: она не развивает распора.

Что касается собственно свода, т. е. свода, развивающего распор, то он встречается лишь в зачаточном виде. В шахтах большой пирамиды (рисунок 16, В) возведен двойной свод в виде разгрузочной системы из двух взаимно опирающихся камней. Это — одна из самых ранних попыток вывести свод, состоящий всего из двух клиньев.

В Дейр-эль-Бахри этот свод имеет вид, показанный на рисунке 18, А; над входом в большую пирамиду свод выложен в два ряда (В); в одной из гробниц в Гизехе (С) число клиньев увеличивается до трех. Это уже настоящий свод, но дальнейшего систематического развития он у египтян не получил.

 

2.2 Детали конструкций

Обработка камней твердых пород

Египетские песчаники и известняки легко поддаются обработке, которая может производиться и без помощи железных орудий. Однако египтяне пользовались не только мягкими породами камней. О твердых породах свидетельствуют обелиски из гранита, памятники из базальта и колоссы из других твердых пород камня. Какие же средства применялись для их обработки?

Употребление железа было известно в Египте значительно раньше, чем в Европе. Масперо нашел железные орудия в древнейших пирамидах. Современные подделки базальтовых статуй доказывают, что при достаточном терпении для обработки наиболее твердых камней нужен только заостренный кусок железа.

Кроме железных орудий, египтяне при обделке камня пользовались главным образом распиловкой при помощи мокрого песка, что практикуется и теперь, причем пила может заменяться железным лезвием или проволокой, а в крайнем случае — веревкой или дощечкой. При обработке камня распилом размеры той массы, которую предстоит отделать, не играют роли;

Этим приемом объясняется создание колоссов в сидящих позах со столь характерным для них лаконизмом очертаний (рисунок 19). Всякий иной способ обработки потребовал бы огромной затраты труда.

 Подобное объяснение, выводящее ряд по существу стилистических черт из моментов чисто производственно-технического порядка, нельзя считать вполне верным. Так, например, в статуе сидящего Хефрена эпохи Древнего царства, близкой к схеме, изображенной на рисунке 19, В, лаконизм и обобщенность формы, статика широких плоскостей и т. д.— моменты не только производственного, но и стилистического порядка: выражение определенного монументального образа.

Когда каменная глыба обработана таким образом в виде широких плоскостей, то дальнейшая ее моделировка выполняется при помощи вращающегося по песку стержня, приводимого в движение бичевой, натянутой на лучок; подобный инструмент хранится в берлинском музее. Что касается полировки, то она достигалась трением песка, так же как при обделке кремневых орудий доисторического периода. Таким образом мы находим здесь все те своеобразные приемы углубленного рельефа, которые были известны Египту и Месопотамии еще в глубочайшей древности и продолжали традиции эпохи полированного камня.

Здесь имеется в виду особый вид углубленного рельефа, известного в египетском искусстве уже в период Древнего царства и особенно распространенного в период Нового царства (середина второго тысячелетия до н. э.).

Передвижение и подъем камней

Величайшая трудность, которую египтянам удалось преодолеть, — это перевозка и установка гигантских камней для архитравов и плафонов.

Передвижение.

 Основными источниками для изучения средств передвижения камней являются изображения салазок на стенах каменоломни в Эль-Мазаре, живопись в Эль-Берше, изображающая колосса в пути, и остатки полозьев в Булакском музее. Живопись в Эль-Берше показывает передвижение колосса вручную, посредством канатов, способ прикрепления которых, насколько возможно, восстановлен на рисунке 20[4].

Полозья салазок в Эль-Мазаре лежат непосредственно, без колес и катков, на земле, покрытой сырой глиной; благодаря остроумному расположению канатов (рисунок 21) камень, влекомый быками, без особых приспособлений устанавливается с земли на полозья. Для такого способа погрузки камня необходим шип С, и, действительно, в камнях Большой пирамиды находятся сверленые дыры, в которые, вероятно, вставлялись шипы.

Перейдем к вопросу подъема камней.

Подъем камней и укладка их на место. — Описывая большую пирамиду, Геродот сообщает, что камни поднимались с одного уступа на другой при помощи небольших деревянных машин. Ясно, что для указанной Геродотом работы было достаточно простейшей лебедки вроде колодезного журавля. Вероятно, все механические приспособления при постройке пирамид и сводились к этому элементарному приспособлению.

Но сравнительно с затруднениями, которые возникали при подъеме и укладке монолитных архитравов и плит плафона в больших храмах, кладка камней пирамид представляла легкую задачу. Диодор сообщает, что подъем камней в больших храмах производился при помощи земляных насыпей, а исследования

Мариэтта в Карнаке установили существование подъемов, выложенных из необожженного кирпича, по которым поднимали каменные глыбы для стройки храма. Для поднимания камней достаточно было ворота, установленного на вершине подъема.

Чтобы уложить на место поднятые таким образом камни, всего легче было пользоваться искусственными террасами, указанными Диодором. В гипостильных залах египетских храмов сплошные массивы преобладают над пролетами. Естественно, должна была появиться мысль заполнять эти промежутки кирпичной кладкой, не производившей распора на стены и поднимавшейся по мере возведения колонны. Таким путем устранялась необходимость подмостей, что было крайне важно в Египте, при отсутствии строевого леса. В каждый данный момент стройки здание сверху имело вид сплошной платформы, по которой передвигать камни и класть колонны было так же удобно, как и по земле.

Остановимся на некоторых деталях. В египетской литературе есть намеки на употребление песка. В настоящее время мешки с песком употребляются для раскружаливания. Мариэтт нашел саркофаг, наполовину спущенный в приготовленную для него подземную погребальную камеру, которая была наполнена песком: чтобы завершить работу, требовалось только убрать песок. Кроме того, употребление мешков с песком точно описывается у Плиния при упоминании о сооружении храма в Эфесе, относящемся ко времени первых сношений Греции с Египтом. Рисунок 22 объясняет этот прием при укладке архитрава: платформа выравнена в одну плоскость с верхней частью колонн. Камень R передвигается на вальках. У камня S вальки уже заменены мешками с песком, остается только опорожнить мешки, чтобы камень плавно и без толчков опустился на приготовленное ему место.

 

Вывод по второй главе

В этой главе мы рассмотрели материалы, из которых в основном изготавливались архитектурные сооружения, также методы скрепления, как они обтесывались и обрабатывались.

Затем мы рассмотрели, как поднимали и передвигали камни, которые были очень велики по весу.


3. Гробницы Древнего Египта

3.1 Гробницы

У древних народов, не предававших своих трупов сожжению, гробница всегда воспроизводит форму жилища. Так же, как и храмы, гробницы бывают надземными и подземными. И те и другие строятся по одному плану и состоят из одинаковых частей: погребальной камеры и помещения для погребальных обрядов — склепа и святилища.

Надземные гробницы и древнейшие гробницы, расположенные в скалах (как в Бени-Гассане), состоят из двух частей: погребальной камеры и расположенного перед ней помещения для религиозных обрядов. В пещерах и гробницах фиванских династий помещение для религиозных обрядов представляет собой отдельный храм. Рамессеум и Мединет-Абу и были подобными поминальными храмами Рамсеса II и Рамсеса III. Храм Сфинкса нес те же функции при пирамиде Хеопса.[7]

Гробница со времени фараона Тутмоса I (XVI в. до н. э.) была отделена от храма. Тутмос I перенес свою гробницу в Бибан-эль-Молук, в «долину царей», ставшую с этого времени царским некрополем.

Гробница в форме жилища

Гробницы первых династий напоминают хижину феллаха с покатыми стенами и плоской крышей. «Мастабы», несомненно, являются подобием дома: снаружи легко различается обработка двери. Внутренний план и украшения подражают жилому помещению. Потолок из пальмовых стволов, отверстия, проделанные для освещения, и даже циновки. Роспись стен воспроизводит сцены из повседневной жизни. На рисунке 8 воспроизведены декоративные мотивы одной из таких гробниц, где мертвый окружается той же обстановкой, в которой протекала вся его земная жизнь.

В массивах некоторых мастаб (рисунок 55, В) имеется замурованный колодец Р, заканчивающийся погребальной камерой. В других мастабах (А) вместо зал имеются узкие галереи с портретными статуями покойника.

3.2 Пирамиды

В нижнем Египте стоят пирамиды, окруженные мастабами (рисунок 56). Они сводятся к следующим типам:

А — собственно пирамида (Гизех);

D — пирамида с ломаным профилем (Дашур);

S — ступенчатая пирамида (Саккара).

Так же, как и в мастабах, наружные плоскости пирамид ориентированы по странам света. На рисунке 56, А на разрезе пирамиды показаны погребальные камеры, ведущие к ним шахты и вентиляционные каналы V.

Погребальная камера представляет собой помещение со строго отвесными каменными стенами, иногда с плоским плафоном, а иногда со сводчатым перекрытием. Камеры, а иногда и ведущие к ним шахты, защищены от давящей на них массы пирамиды особой разгрузочной системой (рисунок 57). Входы в галереи заделаны каменной кладкой и совершенно замаскированы. В некоторых местах галереи облицованы гранитом и перегорожены опускными гранитными плитами, скользящими в продольных пазах.

Рисунок 57, А изображает одну из таких плит в полуприподнятом положении. Вероятно, она держалась на мешках с песком; достаточно было их опорожнить, чтобы плита плавно опустилась. Рисунок 57, В изображает вариант, при котором плита поддерживалась деревянной опорой: опору сжигали, и плита, упав, загораживала проход.

Современные мастабам пирамиды также украшены стенной росписью, но обычно более скупой и отвлеченной — синее небо со звездами на плафоне и вместо фигурных композиций иероглифические надписи.

Методы стройки.

Последовательная кладка. — Структура большей части пирамид показывает, что они строились по методу последовательной кладки. С первых же лет своего правления фараон приступал к сооружению подземелья и ядра пирамиды. И далее, на протяжении всей своей жизни, он продолжал стройку пирамиды и сооружал вторую, более пышную погребальную камеру, которая заменяла первую. В течение всей жизни фараона возникали все новые слои кладки и новые помещения.

Добавления производились тем или иным способом, указанным на рисунках 15 и 58.

1.Вариант А: утолщение стен ядра новой кладкой.

2.Вариант S: к наружным плоскостям ступенчатого ядра добавляют последовательно новые ряды кладки, которым придают некоторый наклон. Так объясняется происхождение ступенчатых пирамид.

3. Вариант D, в сущности, представляет разновидность предыдущего способа и, по-видимому, объясняет происхождение пирамиды с ломаным профилем.

4.Наконец, применялся упрощенный способ, указанный на рисунке Т. Вместо того, чтобы создавать массу пирамиды из правильных рядов каменной кладки, делали кладку с забутовкой, ставили стенки и заполняли пустоты между ними.

Каков бы ни был способ кладки массы пирамиды, облицовка всегда давалась в правильных рядах. По указанию Геродота, окончательная обработка велась с вершины и постепенно доводилась до основания (рисунок 58, R); это — тот метод, который впоследствии ввели у себя греки.

Различное назначение пирамид.

Пирамида является символом долговечности и абсолютного покоя; форма ее отвечала идее гробницы, но едва ли пирамиды служили только усыпальницами.

Жомар, пораженный необычайной точностью ориентации Большой пирамиды и тем, что направление ее главной галереи совпадает с земной осью, считает эту пирамиду одним из астрономических памятников.

Предположение Жомара о метрологическом характере пирамид уточнено М. Мауссом. Измерения и пропорции всех законченных пирамид непосредственно связаны с египетской системой мер. Для доказательства достаточно упомянуть, что сторона Большой пирамиды равна 600 локтям, или 1 стадию. Большая пирамида является как бы каноном мер.

Впрочем, эти разнообразные функции не противоречат друг другу и ничем не нарушают основной идеи пирамиды как погребального сооружения. Тесная связь пирамиды с египетской системой мер — с одной стороны, и с областью изучения астрономических явлений — с другой, как бы подчеркивает культовый характер этого памятника.

Подземные гробницы

Эпоха пирамид заканчивается в Нижнем Египте около VI династии, период мастаб — около XI. Позднее пирамида встречается лишь как исключение. Существует вид пирамиды, поставленной на мастабу: в развалинах Абидоса есть такие гробницы, представляющие собой цоколь с пологими плоскостями, на котором, в свою очередь, возвышается небольшая пирамида. Образцами позднего вида пирамиды являются вытянутые пирамиды Эфиопии.

Композиция небольшой пирамиды на мастабообразной базе характерна для периода Среднего царства. Прототипом ее являются уже храмы солнца V династии, где ставился обелиск на подобной базе.

Эпоха XII династии характеризуется сооружением подземных гробниц с наружным портиком; начиная с XVIII династии, портик исчезает, и вход в подземелье маскируется.

Мы уже говорили выше о высеченных в скалах гробницах с портиками Бени-Гассана; рисунок 59 воспроизводит внутренний план одной из фиванских гробниц, в которой вход совершенно замаскирован земляной насыпью, похожей на естественный холмик.

Эти гробницы представляют собой несколько видоизмененный и расширенный план галерей в пирамидах; единственное отличие состоит в отсутствии опускных плит, которые перегораживают галереи пирамид. Здесь такие плиты явились бы плохой защитой, так как при рыхлости скалы их легко было бы отбить; чтобы отвлечь внимание грабителей, воздвигались стенки, маскирующие продолжение галерей, или даже ставились ложные саркофаги.

Настенная роспись гробниц носит тот же характер, что и в пирамидах и мастабах, изменяется только сюжет: вместо все реже встречающихся бытовых сцен начинают преобладать мифологические мотивы.

Не только сюжеты, но и стиль росписей периода Среднего и особенно Нового царства отличаются от Древнего царства.

Постепенное расширение подземных гробниц.

 Та же мысль, которая руководила зодчим при сооружении пирамиды, была положена в основу создания длинных галерей подземных гробниц: усыпальница для фараона должна была быть закончена, когда бы ни наступил час его смерти. Сначала строили первую подземную камеру, затем проводили галерею ко второй камере, обычно более обширной и богаче обставленной, и т. д. Слишком рыхлые слои скалы обходили, проводя шахту в другом направлении; на рисунке 59, А дан пример таких обходов. Иногда на пути прокладываемой шахты встречалась уже ранее сооруженная гробница, и тогда снова приходилось уклоняться в сторону (гробница Рамсеса III). Часто шахта оставалась незаконченной: это означало, что ко дню смерти фараона последние камеры еще не были готовы.

 

Вывод по третьей главе

В этой главе мы узнаем про гробницы и про одну из разновидностей гробниц – это пирамиды. Также о методах постройки этих самых пирамид, о подземных пирамидах и расширялись подземные пирамиды.


Заключение

Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Это объяснялось застойным характером древневосточных общин, деспотической властью фараонов, предельно ограничивавшей свободу личности, и пережитками первобытнообщинного строя, сохранившимися до позднего времени. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, утверждения поз и жестов в круглой скульптуре. На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные и ясные методы и выразительные средства. В пределах канонов мастера сумели передать сложный и величавый человеческий образ, отразить богатство мифологических представлений.

Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.

Египетскому искусству чужда суетливость и мелочность. То, что обычно принимают за каноничность, на самом деле – спокойная уверенность в близости Вечности. Впервые в истории искусства человек оказался способным преодолеть страх времени и пространства и выйти за пределы материальной, предметной действительности ради выражения трансцендентных идей. Первый шаг был очень простым: лучше всего вечные формы могут быть воплощены в «вечных», самых твердых материалах. С фанатическим упорством египтяне с помощью деревянных, смачиваемых водой клиньев, медных пил с песком в качестве абразива раскалывают, распиливают, шлифуют и полируют до блеска гранит, базальт, диабаз. Второй шаг – монументальность, и это качество достигается столь же простыми средствами: иррациональным пропорционированием в архитектуре и контрастом масштабов разновеликих фигур, украшающих колонны и стены храмов. Египетское искусство впечатляет спокойным величием, значительностью и классической завершенностью форм. Зародившись на африканской земле, египетское искусство многое передало античности.

Проанализировав источники по данной проблеме мы убедились, что существует огромное количество трудов по этой проблеме, что не еще изучено и многое так и остается тайной.

Все задачи данной работы были выполнены.


Список использованных источников

1.  Бикерман, Э. Хронология древнего мира М., 1975.

2.  Геродот., История в девяти книгах. Пер. и комм. Г. А. Стратановского. Л., 1972.

3.  Замаровский, В. Их величества пирамиды - М., 1986.

4.  Кинк , X. А. Как строились египетские пирамиды - М., 1967.

5.  Лауэр ,Ж.-Ф. Загадки египетских пирамид - М., 1966.

6.  Матье , М. Э. Искусство древнего Египта - Л.-М., 1961.

7.  Масперо , Г. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала / Пер. Е. Григорович. Тт. 1-2, М., М. и С. Сабашниковы, - 1916. - 324 стр.

8.  Павлова , О. И. Амон Фиванский. Ранняя история культа (V—XVII династии) - М., 1983.


Приложение А

Рис. 21

 

Рис. 20


Рис. 19

 

Рис. 18

 

Рис. 17


Рис. 16

 

Рис. 15

 

Рис. 22

Рис. 14

 

Рис. 2


Рис. 1

 

Рис. 59

 

Рис 58

 

Рис. 57

Рис. 56

 


Приложение Б

 

Пирамиды в Гизе

 

Пирамида Джосера в Саккаре.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный университет физической культуры Кафедра связи с общественностьюКурсовая работа По литературе и искусству «Архитект

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Балет как феномен русской культуры XVII - начала XX века
Графическая композиция урбанистического пейзажа
Керамические сосуды античности
Поезія французького сюрреалізму
А.Г. Шнитке: творчество и жизнь. Библиографический указатель за 2000-2009 гг.
Архитектор Ф.-Б.Растрелли в Петербурге
Барное дело
Наскальные рисунки
Художественная культура Древнего Египта эпохи древнего царства (3200–2400 г.г. до н.э.)
Возникновение музея как феномена культуры

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru