База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Билеты по политэкономии с ответами — Экономика

Социально- экономические последствия монополий. Антимонопольная политика, её цели, принципы и формы.

  В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация пр-ва должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка.. Второй  вариант – это путь борьбы с монополизмом  в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают  методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в эк-ке  любых процессов, способствующих демонополизации. Закон « о конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных  рынках» был принят в марте 1991г.(в Росси). Его цель-определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной  конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.. Закон даёт определение таких понятий, как «товар», «рынок», «хозяйствующий субъект» , доминирующее положение», «монополистическая  деятельность».

Согласно  закону, фирма занимает  « доминирующее положение», на рынке  превышает 35%- величину , устанавливаемую ежегодно государственным  комитетом по антимонопольной политике.

Монетарные и 'вещные' трактовки капитала.

Вещная теория. Согласно этой теории, капитал представляет собой определённую вещь, предмет, который в процессе его использования даёт доход в виде процента. Такая трактовка имеет свою давнюю историю. В частности, физиократы подразумевали под капиталом землю, использование которой приносит доход её владельцу. Адам Смит понимал под капиталом накопленный труд или запас вещей. Давид Рикардо подразумевал под капиталом средства пр-ва. Жан Батист Сей исходил из теории 3-х факторов пр-ва, каждый из которых создаёт свой собственный доход, а именно: труд создаёт заработную плату, земля - ренту, а капитал - прибыль. В этом контексте была заложена основа теории производительности капитала, которая получила своё дальнейшее развитие в трудах Кларка. В конце 19 - начале 20 в.в. Альфред Маршалл выделил и 4-й фактор - деятельность по организации пр-ва. В качестве такого фактора выступают предпринимательские способности.

Монетарная теория. Берёт начало от меркантилизма. Капитал отождествляется здесь с деньгами, финансовыми ресурсами. Эту точку зрения в настоящее время поддерживают монетаристы, кейнсианисты и другие. Ряд эк-ов выдвигают в этой связи положение о том, что необходимо различать наряду с физическим капиталом финансовый капитал (деньги, ценные бумаги). Во втором варианте капитал рассматривается как универсальное средство в предпринимательской деятельности, посредством которого решаются различные хозяйственные проблемы (закупка, заработная плата , реализация).

Теория «человеческого капитала»

Возникновение приписывают к 50-60-м годам 20 века. Ее связывают с именами Беккера, Благуа, Вейсброда.

Ядро концепции составляет положение об аналогии между процессами формирования личного и вещественного факторов пр-ва.

Теория «человеческого капитала» начала разрабатываться с началом  НТР, когда квалифицированные кадры не могли обращаться с дорогим оборудованием. Фирмы понимали, что дорогое высокопроизводительное оборудование должно управляться высококвалифицированными людьми, тогда оно будет давать наибольшую отдачу.

Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и особенности человека, содействующие росту его производительной силы.

 Данная концепция развивалась в русле классической школы, т.е. школы факторов пр-ва. Еще Смит отмечал важность приобретения знаний для общества и считал, что расходы на образование должно покрывать государство и сами предприниматели.

Большое внимание  теории «человеческого капитала» уделял А. Маршал:

Считал, что рыночная эк-ка для образования ничего не дает. Рынок – отрицательный инструмент для образования.

Состоятельные семьи должны вести  образование своих детей за свой счет.

Нации, закаленные в войнах и тяжелом труде должны развивать свой интеллект.

Большое значение в развитии способностей детей играют матери и окружение детства.

Литература и музыка способствуют развитию интеллекта.

В настоящее время концепция "человеческого капитала" разрабатывается в русле определения влияния на заработную плату параметров образования, производственного опыта, личных способностей. Идеи этой концепции служат обоснованием для увеличения инвестиций в сферу образования.

Теория капитала и прибавочной стоимости К. Маркса

Опираясь на теорию Рикардо о несправедливом распределении при капитализме Маркс создал новое учение о капитале, как о системе производственных отношений. В своем учении Маркс определил конкуренцию как внутреннюю природу капитала. Именно конкуренция придает капиталу и прибавочной ст-ти те формы, в которых они выступают на капиталистическом рынке. В «Капитале» Маркс исследовал как общие для капитализма формы капитала и прибавочной ст-ти, так и их конкретные проявления. Маркс считал, что деньги сами по себе не капитал, а посредник при товарообмене. Роль денег при простом натуральном хозяйстве:

                             Т – Д - Т          

Формула движения денег как капитала:

                            Д – Т – Д’

Владелец затрачивает деньги (Д),  приобретает товар (Т), чтобы получить прирост (∆d).

                          Д’ = Д + ∆d           

Таким образом, капитал – это ст-ть, приносящая прибавочную ст-ть, самовозрастающую ст-ть.

Затраченный (авансированный) капитал предпринимателя Маркс разделяет на 2 части:

Постоянный капитал (constant)  – капитал, расходуемый на средства пр-ва, т.е. часть авансируемого капитала, который не меняет своей величины.

Переменный капитал (variable)-часть капитала, превращенная в рабочую силу, которая воспроизводит свой эквивалент и сверх того избыток – прибавочную ст-ть.

Создаваемая рабочими новая ст-ть распадается на  эквивалент ст-ти рабочей силы и прибавочную ст-ть. Маркс обозначил прибавочную ст-ть символом m. Таким образом, вся ст-ть товара, произведенная на капиталистическом предприятии, распадается на 3 части: 

                                           Т =  c + v + m.

Рабочий день, если его рассматривать с точки зрения создания новой ст-ти, делится на необходимое и прибавочное время. В течение необходимого времени наемный рабочий, создавая необходимый продукт, воспроизводит ст-ть своей рабочей силы, или переменного капитала. Прибавочное время – часть рабочего дня, в течение которого создается прибавочный продукт, принимающий в условиях капитализма форму прибавочной ст-ти.

Соотношение прибавочной ст-ти и переменного капитала очень важно, поскольку позволяет судить о степени эксплуатации наемных рабочих капиталистами. Отношение величины прибавочной ст-ти к переменному капиталу, выраженное в процентах, Маркс назвал нормой прибавочной ст-ти (m’). Она может быть выражена следующей формулой:

m’= (m/v)*100%

Капиталист стремится повысить норму прибавочной ст-ти. Это можно сделать 2-мя  способами:

Удлинить рабочий день;

Повысить производительность труда.

Накопление капитала и его строение. Концентрация и централизация капитала.

Накопление капитала - превращение части прибавочной ст-ти в дополнительный капитал, который пойдет на расширение пр-ва. Накопление капитала показывает как капитал рождается из прибавочной ст-ти.

Источники накопления:

Часть прибыли, вкладываемая в дополнительный капитал;

Часть  национального дохода, используемая государством для накопления.

В условиях внутриотраслевой и  межотраслевой конкуренции накопление является условием  выживания и эк-им законом рыночной  эк-ки. Размер накопления зависит от величины прибыли, которую предприятие получает, и от пропорций, в которых прибыль делится на накопляемую и потребляемую часть.

Факторы накопления:

Рост пр-ти труда (чем выше производительность, тем больше прибыль и больше возможностей для накопления);

Повышение качества средств труда и лучшего их использования;

Строительство только технологически передовых объектов;

Сокращение сроков строительства и ускорение  ввода в действие новых объектов.

Накопления идут на обновление оборудования, производство экспортной продукции, выход из кризиса. Накопление делится на производственное (оборудование) и непроизводственное  (жилищное строительство, поликлиники и т.д.). Норма накопления капитала в развитых западных странах 15-20%, в СССР она была 20-29%. В ходе накопления структура капитала изменяется. Различают техническую, стоимостную, органическую структуры капитала.  Накопление идет в условиях непрерывного НТП и меняется соотношение постоянного и переменного капитала.

Техническое строение капитала – соотношение между массой средств пр-ва и численностью рабочих, приводящих их в движение. Оно показывает уровень развития производительных сил.

Показатель технического строения – вооруженность труда:

Энерговооруженность труда – количество лошадиных сил, которое используют рабочие на предприятии в течение рабочего дня.

Капиталовооруженность труда – величина оборотного капитала, приходящегося на одного работника.

Материаловооруженность труда – величина оборотного капитала, показывающая количество капитала, затраченного на  одного работника.

Механовооруженность труда – количество машин и механизмов, приходящихся на одного работника.

Стоимостное  строение капитала – это соотношение между ст-ью постоянного и переменного капитала.

Между техническим и стоимостным строением существует тесная зависимость, которая выражается через органическое строение капитала.

Органическое строение капитала – стоимостное строение, которое определяется его  техническим строением и зависит от него. Через него  в целом выражается развитие  производительных сил.

Концентрация и централизация капитала.

Рост размеров индивидуальных капиталов может происходить двумя путями.

Первый – это увеличение первоначального капитала путем капитализации части прибавочной ст-ти. Он получил название концентрации капитала.

Второй путь – это слияние, вынужденное или добровольное, функционирующих самостоятельных капиталов и переход в руки одного или группы предпринимателей. Он называется централизацией капитала. При этом капитал всего общества не возрастает, он только перераспределяется между капиталистами. Рост размеров капитала на основе его концентрации и централизации создает условия для концентрации пр-ва, т.е. сосредоточения его на более крупных предприятиях, повышения их технического уровня.

Процесс концентрации и централизации капитала и концентрации пр-ва происходит в острой конкурентной борьбе. Социально-эк-ми последствиями этого процесса являются коренные сдвиги  в производительных силах, возникновение капиталистических монополий и их господство.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru



Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р. Социально- экономические последствия монополий. Антимонопольная политика, её цели, принципы и формы.   В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация пр-ва должна в знач

 

 

 

Внимание! Представленная Шпаргалка находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Шпаргалка по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru