курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Тема:
Человеческий фактор в инновационной деятельности
Теоретическая часть
Трудовые ресурсы, выступая в качестве субъективного фактора производства, представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, его способностей к труду.
Качество трудовых ресурсов:
· проявляется в производительной силе труда и определяется временем на обучение и формирование работника;
· отражает общий образовательный уровень, уровень профессиональных знаний и навыков, длительность и условия работы по специальности;
· обусловлено общим уровнем культуры и интеллектуальных способностей работника, системой ценностей, морально-нравственными и волевыми качествами, гражданской активностью и другими социально приобретенными свойствами.
Последние из приведенных свойств личности проявляются в любом виде деятельности, в том числе и в процессе получения профессиональных знаний и навыков.
Большое значение в процессах управления персоналом придается оценке и использованию качественных характеристик специалистов и руководителей:
· потребностей и способностей к творчеству;
· предприимчивости;
· умению работать в команде;
· потенциальных возможностей развития;
· нравственной надежности и т.д.
Широко применяются различные методы мотивации работников и создание атмосферы работы, способствующей творчеству.
Подчеркивать уважение к индивидуальности и ценности каждого человека путем поощрения высокой производительности в доброжелательной и стимулирующей трудовую активность атмосфере; уважать права человека; поддерживать открытые и доверительные отношения и уважение работников друг к другу; нести ответственность за обучение и повышение квалификации персонала. Поощрять инициативу каждого, направляя и одновременно обеспечивая свободную творческую деятельность; поощрять принятие на себя ответственности в сложных ситуациях.
Предоставлять возможность каждому для реализации индивидуальных способностей; правильно осуществлять расстановку кадров; повышать ответственность руководителей за развитие трудового потенциала подчиненных.
Предоставлять всем равные возможности для справедливой оплаты за хорошо выполненную работу; оценивать результаты производственной деятельности по достижению поставленных целей.
В настоящее время создание инноваций представляет собой массовое явление - создается «индустрия изобретений» 2, с.42. Хотя при этом каждое нововведение является уникальным и представляет собой результат сугубо индивидуального творческого процесса.
Развитие «индустрии изобретений» требует серьезного ресурсного обеспечения. Для разработки и выведения на рынок нового продукта требуются научные, проектно-конструкторские, технологические, маркетинговые и другие подразделения. Требования современного рынка к качеству и представлению новой продукции очень высоки и их успех обеспечивается применением разнообразных знаний. Поэтому создание нового продукта - это коллективный результат работы разных специалистов.
В силу этого углубляется разделение труда между индивидуальными изобретателями и коллективами промышленных предприятий, создающих нововведения. Безусловно, значение изобретателей и ученых, как генераторов новых идей, остается главным и исходным импульсом появления инноваций.
Особенностью инновационных компаний является бережное отношение к творческим личностям.
Следует выделить особую категорию людей, увлеченных своим делом, энтузиастов.
Ключевые функции | Содержание | Последствия неадекватного выполнения функций |
Генерация идей | Анализ и синтез информации о рынках, технологиях, подходах или процессах обусловливают рождение идеи нового технологического подхода или процесса или подсказывают решение сложной технической проблемы. Информация может быть официальной или неофициальной | В организации не думают о новых путях и методах решения, т.е. отсутствует импульс к изменению. |
Предпринимательство, или «борьба за идею» | Уяснение, предложение, продвижение и демонстрация новой технической идеи для официального утверждения | У работников не хватает активности в пропаганде новых идей, как своих, так и чужих. Неисследованные идеи лежат мертвым грузом, редко доходят до менеджера и не используются. |
Руководство проектом | Планирование и координация действий работников, занятых воплощением идеи в жизнь | Сроки проекта не выполняются. У работников отсутствует понимание конечной цели. Смежные звенья, призванные обеспечить работу проектной группы, отказываются выполнять свои обязанности. |
Информационный контроль | Сбор и доведение до сведения проектной группы информации о важных изменениях внутренней и внешней обстановки | Несвоевременное доведение до работников информации об изменениях на рынке, в технологиях, государственном законодательстве приводит к излишним затратам |
Поддержка и инструктаж работников проекта | Общее руководство и наставление менее опытных работников, разъяснение их функций. Скрытая поддержка участников проекта. Защита проекта и «выколачивание» ресурсов | Руководители тратят много времени на оправдание своих действий. Работники не знают, как справиться с бюрократическими препонами |
Ключевые функции |
Личные качества |
Рабочая деятельность |
Генерация идей |
Специалист в одной или двух областях, склонен к концептуальному мышлению. Тяготеет к неординарным методам. Охотно и увлеченно работает в одиночку. Нуждается во внимании и поощрении. | Генерирует идеи и проверяет их обоснованность. Успешно решает проблемы. Ищет и находит новые методы. Стремится к новым достижениям |
Предпринимательство или отстаивание идеи |
Явные практические наклонности. Широкий и разносторонний руг интересов и видов деятельности. Решителен и энергичен; открыт в своих устремлениях, эмоционален. Поглощен стремлением достичь цели и реже задумывается над тем, как это сделать | Пропагандирует новые идеи и настойчиво их отстаивает. Добивается выделения средств. Идет на риск |
Руководство проектом |
Самостоятельно принимает решения. Относится с пониманием к нуждам других. Хороший плановик. Знает, как извлечь пользу из организационной структуры. Интересуется многими областями знаний и тем, как они взаимодействуют, например, маркетинг и финансы | Обеспечивает руководство группой и мотивацию. Планирует и организует работу над проектом. Следит за соблюдением административных требований. Следит за стабильным продвижением проекта. Соотносит цели проекта с нуждами организации |
Информационный контроль |
Обладает высокой компетенцией в технической области. Коммуникабелен: прост и доступен в общении. Охотно вступает в контакт для оказания помощи. | Постоянно следит за событиями в своей профессиональной области (изучение специализированных журналов, участие в работе конференций, развитие контактов с коллегами и представителями других компаний, в т.ч.торговых фирм. Делится информацией с коллегами. Служит источником информации для сотрудников. Обеспечивает координацию на неофициальном уровне |
Поддержка и инструктаж |
Имеет опыт в разработке новых идей. Солидный стаж предпринимательской или руководящей работы. Охотно выслушивает коллег и старается помочь. Достаточно объективен в оценках | Помогает раскрыть способности других. Оказывает моральную поддержку, дает советы, служит консультантом для проектной группы и ее руководителя. Обеспечивает влиятельную поддержку проекта. Ограждает проектную группу от излишних организационных проблем. Выступает гарантом законности и придает проекту вес |
Понятие «лидерство» - одно из основополагающих в современной технологии управления. Общепризнанным является тот факт, что благодаря лидерам происходит развитие общества и его движение к новым достижениям и целям.
В настоящее время, понятие «лидерство» подразумевает широкий спектр от управления государством до лидерства в малых группах. В целом, под лидерством следует понимать механизм интеграции групповой деятельности, когда индивид объединяет и направляет действия всей группы. В основе лидерства лежат доверие к руководителю, признание его авторитета, высокого уровня классификации, его готовность поддерживать коллектив во всех начинаниях, личные симпатии к руководителю, его стремление учиться и перенимать опыт.
Основополагающим моментом в преобразованиях является наличие у лидера видения будущего своей организации. Современные теории лидерства считают ведение одним из способов влияния руководителя на своих последователей. Главная задача ведения заключается в том, что бы придать труду смысл, создать мотивацию и породить энтузиазм у работников предприятия.
Лидерам приветствуются такие виды поведения как поощрение и поддержание:
· перспективного мышления, новаторства и творчества (размышления и прогнозы будущего развития событий должны быть узаконены в виде одного из видов деятельности организации и уважаться);
· стремление к изменениям и эксперименту;
· конкуренции идей и создание новых возможностей;
· общего стремления к совершенству и приверженности задачам организации;
· новых способов и ценностей организационного устройства, которые бы облегчали обмен знанием и вычисление более конкретных целей внутри общих целей организации.
Проблема многих организаций заключается в том, что в них недостаточно лидерства, т.е. во главе этих организаций стоят менеджеры, а не лидеры.
Практическая часть
трудовой ресурс персонал инновационный
На предприятиях важно создание в коллективе творческой обстановки, способствующей появлению новых идей, созданию новшеств и преобразованию их в инновации.
Сформулируйте перечень мероприятий, которые целесообразно осуществить на предприятии с целью повышения творческой активности его сотрудников. Мероприятия могут иметь разную направленность стимулов, например, служебный рост, возможность реализовать свою идею на практике, выплату премий, посещение выставок и т.д.
Мероприятия следует ориентировать на различные группы сотрудников. Предлагаемые мероприятия внесите в таблицу.
Основные направления стимулирования персонала
по разработке и внедрению нововведений на предприятии
Группы сотрудников | Цели | Содержание мероприятий, обеспечивающих | |
моральное стимулирование | Материальное стимулирование | ||
Сотрудники научно-исследовательских и конструкторских подразделений | 1.Обеспечить творческую активность | 1. Организация научных творческих конференций, совместных поездок, которые с одной стороны научные, а с другой стороны творческие |
1.Премии за участие в конференциях. 2. Дополнительные выплаты на поездки |
2. Предотвратить возможности сопротивления изменениям, предлагаемыми другими сотрудниками | 1.Организация мероприятий которые бы предупредили нововведения, готовили сотрудников к этому; подготовка сотрудников к новшествам, опрос, выявление их мнения | 1. Дополнительный заработок сотрудникам, которые разрабатывают мероприятия по подготовке работников к нововведениям | |
ИТР и рабочие производственных подразделений, участвующие в создании новшеств | 1.Обеспечить творческую активность | 1.Научные конференции, выставки, презентации, круглые столы; | 1. Премии за разработку нововведений |
2. Предотвратить возможности сопротивления изменениям, предлагаемыми другими сотрудниками |
1. Своевременное ознакомление с нововведениями и подготовка к ним
|
1. Надбавки к заработной плате за подготовку программы по предотвращению сопротивлений изменениям | |
Производственный персонал, не принимающий непосредственного участия в создании новшеств | Преодоление сопротивления изменениям | 1. Своевременное ознакомление с изменениями, выявления их мнения по поводу данных изменений | 1. Надбавки к заработной плате за подготовку программы по предотвращению сопротивлений изменениям |
Список используемой литературы
1. Инновационный менеджмент: справочное пособие/ под редакцией П.Н. Завлина.- М., ЦИСН, 1998.-568с
2. Инновационный менеджмент: учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин. - М.: Юнити-Дана, 2003.-343с.
3. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ под редакцией Оголевой Л.Н. - М.:ИНФРА-М,2003.-238с.
4. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-471с.
5. Экономика предприятия: Учебник. Практикум.-3-е изд., перераб., доп..-М.: Финансы и статистика,2004.-336с.
6. Экономика предприятия: Учебник/под ред. Н.А. Сафронова.- М.:Юристъ, 2003.-608с
Функціональні стратегії у процесі реалізації стратегічних змін
Понятие, сущность, характеристика целей организации
Культурный фактор в международном менеджменте
Виконання стратегії: головні переваги, реінжиніринг і структура, бюджети, політики, найкраща практика, системи підтримки і винагороди
Линейно-функциональная структура управления
Государственная политика в сфере управления трудовыми ресурсами
Економічна суть, значення і завдання управління витратами
Методы организации коллективной мыследеятельности
Стратегия предприятия
Принятие решений в условиях риска
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.