курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
- 2 -
ПЛАН
Введение ......................................... 3
I.Изучение межличностных отношений в коллективе и
диагностика неуставного поведения ..................... 5
II. Профилактика - основное средство предупрежде-
ния неуставных взаимоотношений ........................ 11
Заключение ....................................... 19
Приложения ....................................... 20
Список использованной литературы ................. 24
.
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Воору-
женных Силах. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на
Государственном уровне, другие на уровне Министерства Обороны, третьи
возможно решить силами командиров и личного состава. Проблема неустав-
ных взаимоотношений относится к тому типу, которые должны решаться на
всех упомянутых уровнях.
Падение моральных устоев в последнее время усиленное политическим
и экономическим кризисом, вылилось ростом преступности, захлестнуло
волной безнравственности, бездуховности и нигилизма. Особо ранима в
этих условиях молодежь. Эта болезнь, поразившая все наше общество и
нашедшая себе место в армии, в экстремальных уловиях воинской службы,
выразилась в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Сюда
можно отнести неповиновение, злоупотребление властью, оскорбление, на-
силие, так называемые "дедовщину", ущемление прав и достоинства от-
дельных национальностей и другие негативные явления во взаимоотношени-
ях в воинских коллективах.
Можно ли избежать их ? Если нет, то хотя бы свести до минимума.
Что может сделать каждый командир для утверждения в солдатской казарме
нормальных человеческих отношений ? На эти и некоторые другие вопросы
я попытался ответить исходя из опыта своей службы, на основании наблю-
дений и выводов, сделанных после изучения многочисленной литературы по
данному вопросу.
Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на два
направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отноше-
ний в воинских коллективах, диагностика неуставного поведения военнос-
- 4 -
лужащих. Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению неуставных
взаимоотношений, реагирование на случаи их проявления и устранение их
последствий.
.
- 5 -
I. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ И ДИАГНОСТИКА
НЕУСТАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
Целью диагностики неуставного поведения является профилактика,
ограничения, предупреждения моральных и физических оскорблений личнос-
ти военнослужащего, в интересах создания здоровой нравственной атмос-
феры в воинских коллективах.
1Одно из величайших заблуждений при сужде-
1ниях о человеке в том, что мы называем, опре-
1деляем человека умным, глупым, добрым, злым,
1сильным, слабым, а человек есть все ... 0
1Л.Н.Толстой
Индивидуальность воина, ее естественнонаучные основы, социальная
природа и проявления в повседневной жизни - предмет особого интереса
для каждого командира. Социальные качества человека обнаруживаются в
его личности, которая связывает воедино различные психические процессы
индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и ус-
тойчивость.
Поведение человека, вплоть до простейшего, ближайшего поступка
рождается из потребностей. Отражение мозгом какой-либо актуальной пот-
ребности и вероятности её удовлетворения является эмоцией. Низкая ве-
роятность реализации потребности ведет к возникновению отрицательных
эмоций. Возрастание вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогно-
зом удовлетворения порождает положительные эмоции.
Таким образом, потребности представляют основу и движущую силу
человеческого поведения, его побуждения и цель. Для командира это по-
ложение означает: анализ индивидуальности подчиненного начинается с
уяснения его социальных потребностей. При этом особое предпочтение
- 6 -
следует отдавать потребности самоутверждения личности, ибо она являет-
ся стержнем, вокруг которого строится человеческое поведение.
Поскольку эмоции обладают определенным потенциалом влияния на
конкретный выбор в иерархии потребностей, то открывается возможность
целенаправленного воздействия на сферу потребностей, прежде всего на
те, которые представляют наибольшую ценность как для формирования лич-
ности воина, так и для развития, сплочения коллектива. Однако необхо-
димо иметь в виду, что потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить.
Как только офицер становится во главе воинского подразделения
возникает чрезвычайно сложный вопрос: как разных, прошедших свою жиз-
ненную школу людей, имеющих неодинаковую подготовку, отличающихся ха-
рактером, темпераментом, физическим развитием, объединиить в боеспо-
собный коллектив. Это задача со многими неизвестными. Одна из них -
профилактика, предупреждение неуставного поведения.
Диагностика в данном случае рассматривается как способность ко-
мандира распознавать предпосылки к неуставным взаимоотношениям, выяв-
лять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в
поведении военнослужащих, предотвращать физические оскорбления, глум-
ления и издевательства. Офицер, диагностируя взаимоотношения, опирает-
ся на глубокие знания индивидуальных особенностей подчиненных, исполь-
зует рекомендации педагогики, психологии, учитывает свой служебный
опыт, практику командиров, начальников, социологов, психологов, юрис-
тов.
При изучении индивидуальных особенностей молодых воинов важно вы-
явить их социальные потребности. Сюда относится потребность военнослу-
жащего в признании его как личности, потребность занимать определенный
статус в официальной структуре подразделения и в неофициальных микро-
формированиях. Такие потребности жизненно важны для каждого воина, а
- 7 -
тем более молодого.
Работа с молодыми воинами свидетельствует о том, что для них с
первого дня службы важно знать, каким масштабом они будут "измеряться"
в этом коллективе.
Первое общение с молодым воином всегда памятно для него. Команди-
ру важно помнить, что он молниеносно анализирует информацию командира
в ходе беседы с точки зрения воздействия на чувство собственного дос-
тоинства: ущемляется оно или поддерживается. По каким из этих двух ка-
налов пойдет информация, зависит в последующем поведение военнослужа-
щего. ущемление чувства достоинства подтолкнет воина на поиск защитни-
ка. Чаще всего таким временным успокоителем является старослужащий.
Он, ссылаясь на свой горький опыт, советует не обращаться в трудную
минуту за помощью к офицерам, а искать защиту у наиболее "авторитет-
ных" "дедов".
В интересах диагностики поведения военнослужащих применяются ме-
тоды: наблюдения, беседы, анализа документов, социалогического опроса,
социометрию и др.
Наблюдение - целенаправленное восприятие поведенческих характе-
ристик военнослужащего, обусловленное задачей выявления предрасполо-
женности к неуставным взаимоотношениям.
Этот метод предполагает регистрацию, фиксацию особенностей пове-
дения военнослужащего в ходе общения, делового взаимодействия с това-
рищами на занятиях по боевой и гуманитарной подготовке, особенно в
нестандартных ситуациях, неофициальной обстановке. Руководствоваться
при наблюдении необходимо следующими критериями: характер взаимодейс-
твия, уровень взаимопонимания, наличие одобрений и упреков, готовность
к взаимопомощи или недоброжелательность.
Оно должно быть планомерным, систематичным и целеустремленным.
- 8 -
Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику
развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые на пер-
вый взгляд процессы через прямой контакт с воином в различных служеб-
ных и внеслужебных ситуациях.
В интересах диагностики неуставного поведения командир подразде-
ления составляет программу наблюдения. Она включает: подбор, расста-
новку, инструктирование офицеров, младших комндиров, активизацию воз-
действий (индивидуальных и общественных) на военнослужащего, предрас-
положенного к антиуставным проявлениям.
Иэвестнуюоль роль в выявлении деформаций во взаимоотношениях вои-
нов во взаимоотношениях может играть беседа. Первую беседу с солдатом
командир должен стремиться провести как можно раньше, в первый же день
прибытия воина в подразделение. В целях изучения личности прибывшего,
такая беседа даст наилучший результат. Итог беседы записывается в ра-
бочую тетрадь, а в дальнейшем при систематическом их проведении ре-
зультаты сравниваются, делаются выводы, а возможно и прогнозы.
Однако возможности беседы ограничены. Боязнь "разоблачения" сос-
тоявшегося разговора с офицером побуждает некоторых солдат к сокрытию
негативных явлений и фактов. Кроме того, опасаясь получить ярлык "ин-
форматора", "доносчика" и быть отвергнутым, групповой человек, как
правило, ведет себя в беседе неискренне.
Анализ документов позволяет на основе зафиксированной информации
сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к отклоня-
ющемуся поведению в общении с товарищами. В совокупности с методами
наблюдения, беседы и другими методами выявления предрасположенности к
неуставным действиям он дает положительные результаты.
К наиболее информативным документам относятся:
автобиография;
- 9 -
характеристика военного комиссариата;
заключение медицинского учреждения;
психолого-педагогический дневник командира подразделения, в кото-
ром солдат ранее проходил службу;
листы нарядов;
сержантские книжки;
журнал боевой подготовки;
служебная карточка;
отчеты по дисциплинарной практике и др.
Получить интересующую информацию кратким и эффективным способом
позволяет опрос военнослужащих. Это еще один важный метод диагностики
поведения военнослужащих. Его, как правило, проводят штатные психоло-
ги, социологи, юристы, но это под силу и любому инициативному команди-
ру.
Цель опроса - выявить в коллективе, особенно в период прибытия
молодого пополнения, основную направленность отношений старослужащих к
прибывшим воинам, их намерения в обучении и оказании помощи в станов-
лении новичков. Кроме этого важно знать настрой самих молодых солдат,
их интерес к службе. Простейшая форма опросника, который позволяет по-
лучить определенную информацию о характере взаимоотношений в подразде-
лении приведен в приложении 1.
На основе информации, полученной в процессе опроса и с помощью
других методов диагностики, вырабатывается план работы по предотвраще-
нию неуставных взаимоотношений.
Значительными возможностями по сравнению с остальными методами
диагностики располагает социометрия - совокупность приемов и средств,
используемых для изучения групповой динамики (авторитетность, лидерс-
тво, сплоченность и т.п.). Для выявления в коллективе "неуставщины"
- 10 -
методом социометрии необходимо выбрать социометрический критерий, из-
готовить социометрические карточки по числу членов группы и список
группы. Вариант социометрической карточки, социоматрицы и социограмм
дружеских связей и антипатий приведен в приложении 2.
Порядок проведения исследования : каждому члену группы выдается
социометрическая карточка и при необходимости список личного состава
подразделения. С обследуемыми проводится инструктаж о порядке работы и
правилах заполнения социометрической карточки. По окончании исследова-
ний списки и карточки собираются, полученный материал обобщается,
строятся социоматрицы и социограммы.
Анализируя социограммы, делается вывод о наличии микрогрупп, дру-
жественных связей и антипатий между солдатами.
Ранняя диагностика конфликтов во взаимоотношениях между военнос-
лужащими довольно сложное и многотрудное дело. Но оно перспективно при
условии отлаженной организации управления процессами, происходящими в
воинском коллективе.
Приостановить конфликт в зародыше - это значит психолого-педаго-
гическими, административными мерами снять или уменьшить отрицательные
эмоции, раздражительность у противоборствующих сторон. В значительной
мере этому способствует эффективное и справедливое стимулирование тру-
да военнослужащих последнего (предпоследнего) периода службы, чуткое и
внимательное отношение к молодому пополнению части.
.
- 11 -
II. ПРОФИЛАКТИКА - ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСТАВНЫХ ВЗАИ-
МООТНОШЕНИЙ.
В Вооруженных Силах РФ пользуются разработанной ранее методикой
поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений. Реализация ее тре-
бований осуществляется путем последовательного решения конкретных за-
дач на различных этапах работы с личным составом. Безусловно, успех
этой работы во многом зависит от своевременности ее проведения. Как и
любой физический недуг, нравственный недуг - искажение норм взаимоот-
ношений между людьми - легче предупредить или вылечить на начальном
этапе, нежели бороться с хроническим заболеванием, давшим множество
осложнений.
Воспитание человека начинается еще до его рождения и продолжается
на протяжении всей его жизни. Начало воинского воспитания знаменуется
призывом молодого человека на службу в Вооруженные Силы, продолжается
на всем ее протяжении и заканчиваеся после его увольнения.
Первыми офицерами, которые встречают призывника, являются офицеры
военных комиссариатов. Их основная задача заключается в активном фор-
мировании у призывников коллективистских качеств, правильном представ-
лении об уставном порядке в воинских коллективах, профилактической
воспитательной работе среди юношей, склонных к негативным образцам по-
ведения.
По прибытию в часть главное внимание должно уделяться правильному
формированию у воинов первичных навыков в выполнении служебных обязан-
ностей. В первые дни необходимо изучить требования законов и воинских
уставов о взаимоотношениях в воинских коллективах, разъяснить, как
вести себя в тех случаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их
достоинство. На этом этапе воспитательной работы с молодыми воинами
- 12 -
офицерам следует обеспечить обстановку внимания и доброжелательности,
проявлять постоянную заботу о подчиненных, чуткость и такт во взаимо-
отношениях. Всем случаям сквернословия, грубости, оскорблений со сто-
роны сержантского состава и солдат более ранних сроков службы должен
быть дан беспощадный отпор. Тем самым добиться твердой уверенности
подчиненных в соблюдении принципа справедливости и равной ответствен-
ности за соблюдение дисциплины и правопорядка.
Показательным примером необходимости опеки молодых воинов в на-
чальный этап их службы может послужить случай, произошедший в
в/ч 73420 г.Волжского, где я начинал службу. Прибывшее молодое попол-
нение разместили в клубе для распределения по подразделениям. По чьей-
то халатности там не осталось ни одного офицера и уже через несколько
минут старослужащие выносили из клуба отобранные у молодежи продукты,
вещи, гражданскую одежду. Злоумышленников удалось остановить. Очень
неуютно чувствовали они себя перед строем части, когда пришлось возв-
ращать отобранное законным владельцам. Этот случай оказал огромное
воспитательное воздействие и на молодых воинов, и на старослущащих.
Первые укрепились в вере в стремлении командиров к социальной справед-
ливости, вторых, по крайней мере, в течении нескольких дней не было и
видно около клуба части.
На начальном этапе службы особое внимание необходимо уделить изу-
чению молодых воинов, которые вступают в пререкания, болезненно реаги-
руют на замечания, либо отличаются замкнутостью, становятся объектом
шуток и насмешек, испытывают острую тоску по дому.
К активной воспитательной работе в подразделении необходимо прив-
лекать все категории командиров, актив, передовых воинов. От сержант-
ского состава добиваются равной требовательности к молодым воинам, ре-
шительно пресекаются попытки психологического давления на младших ко-
- 13 -
мандиров со стороны солдат и сержантов более ранних сроков призыва из
других подразделений для получения послаблений землякам, знакомым и
т.д. Объектом воспитания на этом этапе являются не только новобранцы,
но и воины других призывов.
Огромную роль в воспитании и изучении личного состава играет тор-
жественное принятие Военной присяги. В этот день предоставляется прек-
расная возможность для встречи командиров с родителями воинов. Очень
важно проинформировать родителей об условиях воинской службы, органи-
зации быта, напомнить о необходимости сообщать в часть о случаях полу-
чения тревожных писем от сыновей и других фактах, способных отрица-
тельно повлиять на отношение воина к службе. В то же время необходимо
больше узнать о жизни их сына, его учебе и работе до службы, характе-
ре, планах, намерениях и т.д. Желательно поддерживать связи с родите-
лями на протяжении всей службы их сына.
Опыт службы в должностях командира взвода и роты подтверждает
высокую эффективность воздействия на личность воина ведения личной пе-
реписки с его родителями. Значительные затраты времени практически
всегда приносили хороший результат.
Командиру важно иметь в виду, что в начале службы у воинов актив-
но складываются межличностные связи. В интересах воспитания дружбы
между воинами различных национальностей целесообразно равномерно
укомплектовывать все подразделения солдатами и сержантами различных
национальностей. Необходимо анализировать, кто из земляков уже служит
в данной части, на чем складываются их контакты. Офицеры должны сосре-
доточить свои усилия на работе в микрогруппах, складывающихся на осно-
ве землячества, национальности.
Особое внимание уделяется размещению воинов в подразделении -
строго по отделениям в соответствии со штатным-боевым расписанием,
- 14 -
контролю очередности нарядов, соблюдению графика уборки помещений и
территории.
С первых дней службы необходимо выявлять людей склонных к недис-
циплинированности, неисполнительности, пререканиям, "лидеров" с отри-
цательной направленностью. Для них наиболее характерны жестокость,
эгоизм, бездуховность, стремление подчинить себе людей, получить при-
велегии.В целях обеспечения своего влияния они чаще всего используют
насилие или угрозу его применения. Обычно "лидер" обладает ложным ав-
торитетом "бывалого парня", "спортсмена", "знатока современной музыки"
и т.п. В его поведении ярко проявляется развязность, заносчивость,
грубость, высокомерие, самоуверенность.В выявлении подобных "лидеров"
используют индивидуальные и групповые беседы с военнослужащими различ-
ных периодов службы и национальностей, постоянное наблюдение за пове-
дением воинов, анализ их взаимоотношений. К группе риска относятся,
прежде всего, военнослужащие обладающие недостатками воспитания, а
именно:
ранее судимые и имевшие приводы в милицию;
воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях, при отсутствии одного
или обоих родителей;
обладающие ярко выраженными отрицательными чертами характера;
имеющие претензии на лидерство.
С другой стороны,ни в коем случае нельзя упускать из вида воен-
нослужащих, имеющих физический или моральный дефект - это потенциаль-
ные потерпевшие.
После выявления лиц, склонных к неуставным взаимоотношениям, не-
обходимо в зависимости от условий, повторяемости применять следующие
виды воздействия: побуждение к самопознанию, обучение планированию по-
ведения, преодоленияситуативных импульсных побуждений, а если эти
.
- 15 -
способы не дают результата, то предупреждение в личной беседе, наложе-
ние дисциплинарного взыскания, обсуждение на общем собрании подразде-
ления, привлечение военных юристов и др.
В сплочении воинских коллективов прежде всего необходимо опирать-
ся на опытных и безупречно дисциплинированных воинов последнего перио-
да службы. Не следует допускать послаблений для воинов более ранних
призывов, важно предъявлять одинаковые требования во всем - в большом
и малом. Искоренять мнение, что распорядок дня, соблюдение формы одеж-
ды, порядок несения службы, построения, выполнение хозяйственных работ
и другие не очень приятные мероприятия становятся для старослужащих
необязательны. Не обязательно получение привелегий и послаблений ста-
рослужащими проявляются в явной форме, это может быть замаскировано и
завуалировано под "добровольное" взваливание тяжестей службы на себя
молодыми воинами.
Основными признаками, свидетельствующими о наличии элементов не-
уставных взаимоотношений, являются:
неряшливый внешний вид солдат первого периода службы (грязное ра-
бочее обмундирование, сношенная обувь, старое нательное белье, отсутс-
твие отдельных элементов военной формы одежды);
пассивность, замкнутость, уединение молодых воинов в свободное
время, в праздничные и выходные дни;
выполнение молодыми солдатами наиболее тяжелых и трудоемких хоз-
работ, в том числе в свободное время, стирка, чистка и глажение чужих
предметов формы одежды;
"добровольное" размещение в неудобных местах при просмотре кино-
фильмов, телепередач (просмотр стоя);
общественная пассивность, нежелание выступать на собраниях с кри-
тикой, отсутствие желания идти в увольнение и культпоход;
- 16 -
попытка сокрытия различного рода травм, в том числе при медосмот-
ре и др.
Неуставные взаимоотношения основываются на круговой поруке. Глум-
ление и издевательства замалчиваются не только их исполнителями, но и
пострадавшими. Вот почему каждый случай антиуставных взаимоотношений
должен быть расследован до конца. Установить истинное положение и пра-
вильно отреагировать на него - значит не допустить преступления или
грубого нарушения воинской дисциплины.
Индивидуально-профилактическая работа с каждым воином дополняется
комплексом мер коллективно-воспитательного характера. Работу по профи-
лактике неуставных взаимоотношений нельзя замыкать только на работе с
солдатами. Подбор, воспитание и методические инструктажи офицеров,
прапорщиков и сержантов - неотъемлимое условие успеха. Руководитель
должен постоянно помнить о высокой ответственности за врученные ему
судьбы, о необходимости проявления педагогического такта и доброжела-
тельности. Необходимо, чтобы каждый знал, что обстоятельствами, спо-
собствующими совершению преступлений и неуставных взаимоотношений яв-
ляются:
необдуманные и противоправные действия командиров, наличие недос-
татков в характере у руководителя, высокомерие;
предвзятое либо наоборот снисходительное отношение начальников к
подчиненным;
недостаток контроля за личным составом; непринятие мер по совер-
шенным преступлениям;
слабая организация различных видов служб;
пассивность сержантского состава; слабая забота о людях;
плохиебытовые условия, некачественное медицинское обслуживание;
.
- 17 -
наличиенеформальных групп с отрицательной направленностью;
слабый контроль за документами, печатью войсковой части и др.
Особым предметом разговора являются конфликты, связанные с нацио-
нальной принадлежностью военнослужащих. Можно условно выделить четыре
основных группы причин таких конфликтов:
нахождение в воинском коллективе военнослужащего с отрицательными
личностными качествами и негативной направленностью, с предубеждением
к отдельным национальностям;
недостатки и упущения командиров в воспитательной работе с много-
национальным личным составом.Отсутствие у руководителей учета нацио-
нальных особенностей воинов, психологии многонациональных воинских
коллективов;
упущения и перекосы в организации боевой подготовки, службы
войск, в поддержании уставного порядка. Игнорирование в обучении и
воспитании воинов индивидуального подхода, фактора межнационального
общения солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров;
отсутствие у командиров достоверной и полной информации о положе-
нии дел в коллективе и эффективности управлении процессами, протекаю-
щими в сфере межнациональных отношений в подразделении и части.
Для эффективной работы по профилактике конфликтов на национальной
основе между военнослужащими руководящему составу необходимо прежде
всего глубоко изучить особенности развития межнациональных отношений,
а так же прочно освоить различные методы их регулирования, способы
своевременного предупреждения даже мелких негативных явлений.
Работа по целенаправленной профилактике неуставных взаимоотноше-
ний должна органически сочетаться с опытной организацией планомерной
.
- 18 -
боевой учебы, воспитательной работы, постоянной диагностикой складыва-
ющихся отношений в воинском коллективе, формированием уставных взаимо-
отношений и беспощадной борьбой с носителями нездоровых традиций в
подразделении.
.
- 19 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений яв-
ляется важным условием крепкой воинской дисциплины, поддержания под-
разделения в постоянной боевой готовности.
В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего об-
щества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве
Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности.
В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил.
Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части и
подразделении является совершенствование организаторской деятельности
командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное
отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к се-
бе и людям, сочетаемая с заботой о них.
Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная пов-
седневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию
личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и
воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров
и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании
их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравс-
твенную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее прояв-
ление "дедовщины", "землячества" и других негативны традиций.
Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную
работу по повышению уровня дисциплинированности и организованности
личного состава. Все это является надежным гарантом способности Воору-
женных Сил выполнять возложенную на них ответственную задачу по защите
нашей Родины.
.
- 20 -
Приложение 1.
Опросник
Уважаемый товарищ ! Оцените свою группу по указанным ниже пара-
метрам. Будьте пожалуйста исренними. Результаты опроса используются в
интересах совершенствования групповой деятельности.
1. Дружелюбие 1 2 3 4 5 6 7 8 Враждебность
2. Согласие 1 2 3 4 5 6 7 8 Несогласие
3. Удовлетворенность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неудовлетворенность
4. Увлеченность 1 2 3 4 5 6 7 8 Равнодушие
5. Продуктивность 1 2 3 4 5 6 7 8 Непродуктивность
6. Теплота 1 2 3 4 5 6 7 8 Холодность
7. Сотрудничество 1 2 3 4 5 6 7 8 Разобщенность
8. Взаимн. поддержка 1 2 3 4 5 6 7 8 Недоброжелательность
9. Занимательность 1 2 3 4 5 6 7 8 Скука
10.Успешность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неуспешность
3СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В РАБОТЕ !
.
- 21 -
Приложение 2.
Социометрическая карточка (вариант).
1. С кем из своих сослуживцев Вы больше всего общаетесь, близко
дружите, сотрудничаете, меньше всего ссоритесь и конфликтуете ?
.............. .............. ..............
.............. .............. ..............
2. С кем из членов коллектива Вы не дружите, часто ссоритесь и
конфликтуете ?
.............. .............. ..............
.............. .............. ..............
3СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В РАБОТЕ !
.
- 22 -
Социоматрица дружеских связей и антипатий.
┌────┬──────────────────┬────────────────────────┬──────────────┐
│ NN │ Кто выбирает │ Кого выбирают │ Сумма выборов│
│ п/п│ ├────────────────────────┼──────┬───────┤
│ │ │ 1 2 3 4 5 ..│ "+" │ "-" │
├────┼──────────────────┼────────────────────────┼──────┼───────┤
│ 1 │ Иванов П.И.│ ███ + │ 1 │ 0 │
│ 2 │ Петров К.Н.│ + ███ │ 1 │ 0 │
│ 3 │ Сидоров С.В.│ + ███ + │ 2 │ 0 │
│ 4 │ Каримов Р.А.│ - ███ │ 0 │ 1 │
│ 5 │ Белянко О.П.│ + + - ███ │ 2 │ 1 │
│ 6 │ ....... │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │Сумма выбора "+" │ 3 2 0 0 1 │ │ │
│ │ "-" │ 1 0 0 1 0 │ │ │
└────┴──────────────────┴────────────────────────┴──────┴───────┘
.
- 23 -
Социограмма дружеских связей ("+")
1
2 3
4 5
Социограмма антипатий ("-")
4
1 5
Условнык обозначения:
- 24 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотоношений в
подразделениях. - М.:Воениздат, 1987.
2. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт,анализ,
рекомендации). - М.: Воениздат,1991.
3. Психология и педагогика военного управления. Учебно-методичес-
кое пособие. - / Изд. ВВИА им.В.В.Жуковского, 1992.
4. Военная педагогика и психоглогия / Под ред. А. В. Барабанщико-
ва.- М.: Воениздат, 1986.
5. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются.- М.:
Воениздат, 1986.
6. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в рабо-
те войскового пчсихолога. - М.: ГУ по работе с л/с, 1992.
7. Информационно-методический сборник. - М.: ЦВСППИ,1992. 8. Пси-
хологическая профилактика - основное средство предупреждения
конфликтных ситуаций в воинских коллективах. - "Куйбышевец" N 5,
1994.
- 2 - ПЛАН Введение ......................................... 3 I.Изучение межличностных отношений в коллективе и диагностика неуставного поведения ................
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.