Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

ƒмитрий »ванович ћенделеев. Ђ«аветные мыслиї — »стори€ техники

¬олчкова ¬. Ѕ.

¬ этом году исполнилось 175 лет со дн€ рождени€ ƒмитри€ »вановича ћенделеева. ¬се знают его знаменитую периодическую таблицу, некоторые помн€т со школы закон ћенделеева Ц  лапейрона, кто-то слышал, что он изобрел новый вид пороха, изучил свойства спирта и особенности его растворени€ в воде, но, наверное, лишь немногие представл€ют себе широту его интересов и огромный вклад в развитие науки и промышленности.

„ита€ его Ђ«аветные мыслиї - книгу, написанную им незадолго до кончины, поражаешьс€ глубине понимани€ процессов, происход€щих в обществе. ј ƒмитрий »ванович, будучи истинным патриотом своего отечества, душой болел о –оссии, ее процветании и не мог не печалитьс€ о разрушительных процессах в государстве, свидетелем которых он был.

¬от цитата из этой книги: ЂЌе могу, даже просто смелости у мен€ такой не хватает, закончить изложение своих "«аветных мыслей", не попытавшись передать своих исходных положений, выработавшихс€ всею совокупностью испытанного и узнанного в жизни, так как этими положени€ми не пр€мо, а косвенно определ€етс€ все мое изложение. —читаю это тем более необходимым в наше врем€, что оно €вно зан€то "переоценкою" и сосредоточенным стремлением найти вновь как-то затер€вшеес€ "начало всех начал", исход€ то из субъективной самосто€тельной точки зрени€, то из какого-то абстрактного единства, будь оно энерги€ вообще, или, в частности, электричество, или что-либо иное - только, не древнее исходное начало, Ѕогом наименованное. ќт физики до метафизики теперь стараютс€ сделать рассто€ние до того обоюдно ничтожно малым, что в физике, особенно после открыти€ радиоактивности, пр€мо переход€т в метафизику, а в этой последней стрем€тс€ достичь €сности и объективности физики. —тарые боги отвергнуты, ищут новых, но ни к чему сколько-либо допустимому и цельному не доход€т; и скептицизм узакон€етс€, довольству€сь афоризмами и отрица€ возможность цельной общей системыї.

 ак актуально сегодн€ написанное ƒ. ». ћенделеевым более ста лет назад! ≈ще и еще раз убеждаешьс€, что Ђнасто€щееї вырастает из Ђпрошлогої. ѕроцессы измышлени€ Ђнаучной истиныї, как учеными мужами, так и людьми далекими от науки, протекали во все времена (хот€ раньше люди были скромнее, чем в наше Ђсвободноеї врем€).

ƒмитрий »ванович только в конце своей жизни дерзнул написать и опубликовать свои Ђзаветные мыслиї. » в послесловии пишет, что ЂЕмолчание (от скромности! Ц ¬.¬.) ведь привычно, хоть не в моде, и, кстати, отвечает несомненному русскому большинству, с которым оставатьс€ желаюЕї. » это после того, как он в своей книге проанализировал в дес€ти разделах сложнейшие проблемы промышленности и торговли, €понской войны и народонаселени€, образовани€ и управлени€ государством.  оротко коснемс€ этих вопросов, останавлива€сь подробнее на вопросах образовани€.

ќ государственном устройстве и законодательстве

ћенделеев пишет, что правительства монархические, республиканские или иные, только тогда могут достичь общего блага, если разумность сочетаетс€ с общей народной волей! » добрыми отношени€ми с другими странами. ѕоскольку между верховной властью и гражданами неизбежно присутствуют исполнители выборные или назначенные, но из тех же граждан вз€тые, в них-то из-за их многочисленности всесильно действует дух народа. » от них завис€т успехи государственные. Ёто давно кратко выражено изречением: Ђ¬с€кий народ достоин своего правительстваї.

√осударственный уклад определ€етс€ не случайными обсто€тельствами, а всей народной историейЕ –азвитие Ђблага народногої, определ€€сь нравственными началами (христианскими ценност€ми в –оссии), сильно зависит не только от прав граждан, но и от об€занностей. ѕожелани€ к членам √осударственной ƒумы, которые были написаны сто лет назад, можно почти без изменений отнести к нашим современным депутатам. ЕЂЌадобно огл€нутьс€ на себ€ и подать личный пример: пор€дка, трудолюби€, не многоглаголани€, снисходительности, деловитой разумности и постепенности в действи€х и реформахї. ѕеречисл€€ конкретные меры правительства по решению вопросов развити€ экономики, не забывает автор и кооперативные (артельные) предпри€ти€ как исключительно важные и настаивает на создании дл€ них благопри€тных условий Ц уменьшение налогов в частности. ј также уменьшение налогов на жизненно важные продукты и увеличение Ц на Ђпредметы роскошиї, как бы мы сейчас сказали. Ќе малое место отведено и похвалам в адрес простого российского предпринимател€!

 аса€сь вопросов законодательства, ƒмитрий »ванович пишет, что непрактичный и даже вредный закон по€витьс€ может, потому что законы Ц творение рук человеческих, но надо иметь способы измен€ть и исправл€ть их. » сам себе никто не судь€!  орень дела в выборе лиц администрации. —амые совершенные законы всего предусмотреть не могут и пишутс€, в сущности, дл€ устранени€ зла, а возбуждать добра не могут.

ƒл€ коррекции де€тельности администрации следует создать суды, совершенно отделенные от нее, чтобы каждый человек или организаци€ могли обжаловать ее действи€, если они незаконны или неполезны. јдминистратор, не сумевший приобрести личный авторитет или не соблюдающий законы, плох, и его удаление, как показывают многочисленные примеры, только на пользу дела.

–усский патриот ћенделеев призывает нас направить все свое трудолюбие на разработку (а не распродажу!) природных запасов нашей богатой страны, не вдава€сь в политиканство, которое Е Ђсгубило латинство и евреевї. ѕрочно и плодотворно только приобретенное своим трудом! Е «аконодатели много благого сделают дл€ своей страны, если примут меры, поощр€ющие труды вс€кого рода, если трудолюбию помогут всего болееЕ

Ђƒоброе согласие, стройный пор€док, упрочение душевного настроени€ и материальна€ обстановка воинов составл€ют неизбежную необходимость выполнени€ ими долга и успешности войнЕ и это не Ђэгоистическиеї соображени€, а единение правительства и народа. ∆ела€ мира, будь готов к войне! «авоевательных войн –осси€ сама не затеет. ¬ этом уверены не только мы, но и весь мир. » заниматьс€ научной и практической разработкой взрывчатых веществ, пушек, минных приспособлений необходимо, причем следует дать место русским изобретател€м, а из-за границы мы получаем лишь жалкие поскребкиЕ Ќаше вооружение и арми€ должны быть таковы, чтобы никто и не пыталс€ зате€ть с нами войну!Еї

ЂЕ“олько люб€щие отнесутс€ м€гко к существующим недостаткам, только они найдут выход из того, что страху и совести покажетс€ безысходнымЕ. ћогу сказать, что знал на своем веку много государственных мужей, которые в –оссию не вер€т и –оссию не люб€т, народ ее мало понимают, хот€ и действуют и мысл€т без страха и за совесть, но руководствуютс€ Ђтеоретическимиї системами. я, будучи сам всю жизнь научным теоретиком, отрицаю достаточность теоретичности в таком строго практическом деле, как законодательство, особенно русское. ќно бесспорно необходимо, но без такта и любви действительной ничего тут не поделаешь!Е

„то же, кроме насто€щей, сознательной и взвешенной любви к –оссии, побуждало ѕетра отворить окно в ≈вропу, јлександра ќсвободител€ делать его дела, императора Ќикола€ ѕ согласитьс€ на мир с японией? ¬ол€-то руководствуетс€ не только инстинктами, но превыше всего Ћюбовью, ею просветленный разум диктует единственно верные поступки. ¬ыход дает только любовь!ї

”крепление семьи, отцовства, увеличение народонаселени€, предоставление отцам семейств прав быть представител€ми в законодательных органах, осторожность с пресловутой Ђƒекларацией правї, котора€, прикрыва€сь красноречием, заслон€ет действительную сложность смеси добра со злом, Ц вот о чем пишет ћенделеев. » просвещение народа, открытие пути образованной части общества в промышленность Ц вот важнейшие сферы де€тельности. Ќо! «нание без образовани€ Ц меч в руках сумасшедшего.  роме того, мирова€ трагеди€ на том и основана, что духовное, внутреннее и личное существуют не сами по себе, без материального, внешнего и общественного, а взаимосв€заны и, к сожалению, материальное возникает раньше, начальнее и назойливее духовно-внутреннего, и должно быть удовлетвор€емо.

ћысли о школьном образовании

ќбратимс€ к вопросам образовани€. ћенделеев считал, что именно образование может и должно оздоровить общество и в будущем привести к процветанию страны: как материальному, так и духовному. ѕервое и главное в этом сложнейшем деле Ц создание педагогических институтов, способных удовлетворить спрос на высококвалифицированных школьных учителей. Ќельз€ тер€ть ни минуты ввиду обратной зависимости хода просвещени€ от течени€ дел промышленных и правительственных. “ак как именно Ђсреднееї звено Ц школа Ц формирует личность школьника, а затем и взрослого человека. Ђ» главное Ц дать школьнику твердые и глубокие знани€ по основным предметам: русскому €зыку и математике, не забыва€ и о ручном труде, пении, рисовании, законе Ѕожием. ¬ старших классах по истории и естественнонаучным дисциплинамї. »ностранный €зык ƒмитрий »ванович относит к категории дополнительных предметов, впрочем, не умол€€ его важности, но, даже не сравнива€ его с русским €зыком Ц основой основ дл€ каждого русского человека. ћногократно во всех разделах своей книги он подчеркивает, что –осси€ в силу своего географического положени€ Ц евроазиатского, и многочисленности народностей ее насел€ющих, и особенностей своего исторического развити€, не может следовать ни европейским, ни каким-то иным схемам. –осси€ Ц страна самобытна€ и может идти только своим путем. Ќарод наш необыкновенно талантлив, добр, трудолюбив, хот€ и не лишен своих недостатков, которые следует Ђпокрывать любовьюї. Ўкола должна развивать в учениках патриотические чувства. ќсновное же внимание должно удел€тьс€ именно вопросу обучени€ и отбору наиболее талантливых учеников, которые хот€т и могут получить высшее образование, чтобы впоследствии решать сложнейшие научные и практические задачи. ѕри этом образованный человек найдет себе место только тогда, когда в нем с его самосто€тельными суждени€ми будут нуждатьс€; иначе он лишний и про него написано Ђ√оре от умаї. Ќачальное и все среднее образование должны иметь дело преимущественно со словом, а высшее - с делом, с общественной жизнью.

¬ отношении к среднему образованию мысли ƒмитри€ »вановича свод€тс€ в основном к следующему. Ќормальным возрастом дл€ получени€ среднего образовани€ он считает период от 10 до 16 лет. –анее 10 лет должно идти обучение грамоте, счету, первым правилам жизни, приучением к труду и началам религиозным, без которых нельз€ приступать к среднему образованию.

¬ среднем образовании должно преобладать развитие в учениках индивидуальных сторон их личности, их талантов, так как именно на этом фундаменте возможно последующее плодотворное взращивание общественных отношений, обеспечивающих высокую самоотдачу людей, посв€тивших свою жизнь труду на благо общества, своего народа. –ешить эту задачу можно только радикально улучша€ среднее образование. ¬ этом еще детском возрасте человек только предчувствует свое место в жизни всего общества, однако он не способен осознать весь круг вопросов и взаимоотношений. Ћичное проще и пон€тнее общественного. Ќо начало социального обучени€ заложено в школе, котора€ и есть больша€ семь€; и как важно, чтобы она была дружной и люб€щей!

≈ще и еще раз ћенделеев подчеркивает роль глубокого изучени€ родного, а не иностранного €зыка в формировании личности: именно родной €зык и математика должны составл€ть основу среднего образовани€. ≈стествознание, физика, географи€, истори€, пон€ти€ о государственных законах и закон Ѕожий должны составл€ть второй р€д предметов, развивающих личную сознательность. “ретий р€д образуют дополнительные предметы, такие как рисование, черчение, один из иностранных €зыков (включа€ латынь, которую он предлагает изучать по желанию, за дополнительную плату и только в старших классах) и ручной труд.  то-то может не согласитьс€ с ƒмитрием »вановичем относительно места, отведенного иностранному €зыку. Ќо кто может быть согласен с нав€зываемой нам тенденцией вытеснени€ всеми способами русского €зыка и литературы иностранными €зыками Ц и материальными, и с помощью рекламы, направленной на принижени€ значени€ родного €зыка в развитии личности?

¬ыпускник средней школы успешно ее завершивший может и должен обладать совокупностью знаний, которые позвол€т ему продолжать образование в высшем учебном заведении и углубл€ть знани€ уже по более узкой специальности. ќчевидно, что выполнение этой задачи сильно зависит как от знаний учител€, так и от вли€ни€ самой его личности на учеников, а не только от количества учебных часов. — другой стороны даже самый лучший учитель не добьетс€ успеха, если обучение идет без общего обдуманного плана и ученик не располагает достаточным временем дл€ самосто€тельных зан€тий.

ѕродолжать среднее образование после 16Ц17 лет даже вредно, так как в этом возрасте юноша уже способен понимать философские начала и достаточно впечатлителен, чтобы увлечьс€ в надлежащей мере интересами избранной специальности, а жизненные требовани€ взрослого возраста старше 20 лет еще не набрали силу и не отвлекают его от учени€. ћенделеев подчеркивает, что процент преданных науке людей из числа Ђбородатыхї студентов очень мал, а гор€чо предаютс€ науке именно юноши. ѕоэтому отсрочка от армии дл€ студентов, собирающихс€ посв€тить жизнь науке, оправдана!  онечно, исключени€ есть из всех правил, но чтобы создать оптимальные услови€ дл€ формировани€ специалистов надо следовать указанной схеме. » не следует в общих курсах удел€ть излишнее внимание латыни и переводным экзаменам. ѕереводные экзамены, если придавать им слишком большое значение и отрывать на их подготовку врем€, необходимое дл€ основательного, глубокого изучени€ предмета, только вред€т освоению наук. »х можно с успехом заменить итоговыми контрольными работами и решением педсовета, выража€сь современным €зыком. ƒмитрий »ванович считает переводные экзамены выражением формализма, т.к. учитель прекрасно знает своего ученика.

ќ качестве подготовки учителей можно много говорить, не забыва€ и материальные стимулы, так как низкие заработки вызывают отток талантливых людей из сферы образовани€. ”величение числа часов, которые вынужден взваливать на свои плечи учитель, чтобы прокормить себ€ и свою семью, приводит к ухудшению качества преподавани€ и к потере здоровь€. ∆елание Ђвыкладыватьс€ї на уроках постепенно угасает, и, несмотр€ на любовь к своей профессии и к дет€м, учитель в силу истощени€ телесных и духовных сил может начать уставать и покрикивать на учениковЕ ћенделеев пишет: ЂЕсам € когда-то выносил 4-5 (!) уроков в день на плечах и знаю, что выносить долго никому не под силу, если только следить за успехами излагаемой науки. “рудно даже правильно вли€ть на учеников, вника€ в их особенностиї. ¬прочем, простым увеличением жаловани€, которое должно расти со стажем преподавани€ при условии успешного обучени€ школьников, эту проблему не решить! Ћюбовь к делу может и черствый хлеб сделать м€гким! ѕоэтому ћенделеев Ђкричитї об этом важнейшем условии успеха преподавани€. √лавна€ задача института, в котором обучаютс€ будущие учител€, - дать им живой пример любви к народному просвещению.

ћенделеев о высшем образовании

ѕо мнению ƒмитри€ »вановича, именно высшее образование определ€ет успешное решение государственных задач в целом. ¬ысшее образование давно перестало быть привилегией определенного сослови€ и доступно всем, кто может его вместить. »зменени€ в понимании целей и самого пон€ти€ Ђвысшее образованиеї происходили с течением веков.  огда-то высшее образование пыталось охватить всю совокупность знаний своего времени, сейчас оно признаетс€ только за специалистами в узкой области знаний, искусств или науки. ћенделеев считает, что така€ перемена св€зана не только с объемом накопившихс€ знаний, но со Ђсмирениемї человечества перед невозможностью охватить начало всех начал и признанием существовани€ недоступного познанию. ѕри этом наблюдени€ и опыты позвол€ют установить непоколебимые законы, при помощи которых легче овладевать природой. » Ђвечные истиныї таким образом, наход€тс€ в согласии с научными знани€ми, которые вполне конкретны и могут быть проверены на опыте. Ёто и придало высшему образованию характер специализации. ѕри этом ƒмитрий »ванович не считает, что глубокое знание математики или литературы достаточно дл€ управлени€ государством: кажда€ сфера де€тельности требует своей подготовки. » цель подготовки в возможности умелого приложени€ узнанного к конкретным частност€м ЂЕбудут ли это пушки, мосты через реку, образование, управление государством, лечение органической или нравственной болезни или письменные пам€тникиЕќбъединение абстрактно-бесконечного с конкретной действительностью невозможно в раннем юношеском возрасте, даетс€ не каждому!ї. јкцентирует внимание ћенделеев на том, что высшее образование должно начинатьс€ с базовой подготовки, фундамента. ќн приводит пример артиллерийских академий, инженерных институтов и т. п., в которых образование на младших курсах начинаетс€ с высшей алгебры, дифференциального и интегрального исчислени€, физики на базе высшей математики, а уже на старших курсах по€вл€ютс€ специальные предметы.  азалось бы, можно лечить, чинить и строить мосты и без высшей математики, но опыт показывает, что это не так. ¬ наше врем€ такие вопросы уже не обсуждаютс€, это очевидно практически всем. ќднако, далеко не всем очевидно, что высшее образование без руководства знанием нравственных законов может привести к неверным и пагубным де€ни€м.

ЂЋюди, способные видеть хоть немного вперед, нужны стране и чем их больше, тем лучшеї Ц не знал ƒмитрий »ванович, что большинство именно таких людей в —оветское врем€ окончит свою жизнь в √улагеЕ. ћожно еще дальше перечисл€ть общие и более конкретные шаги, которые необходимы дл€ совершенствовани€ высшего образовани€, но только все это упираетс€ в краеугольный камень общественного устройстваЕ ЂЌе только учреждение, но и содержание высших учебных заведений и их организаци€ должны составл€ть одну из первейших забот правительства, пекущегос€ о полноте блага народного, о сохранении самобытности страны и о всех основных началах ее существовани€Е¬се управление высшим учебным заведением должно быть ввер€емо совету профессоров-руководителей, избранных на определенные сроки. ѕричем избраны могут только имеющие общий стаж преподавани€ не менее 10 лет, в том числе 2-3 года в данном учебном заведенииї. »зучив последовательность реформ в образовании современного общества, кажетс€, что чь€-то зла€ вол€ направл€ет это движение в совершенно иное русло. ћожно еще и еще приводить советы и рассуждени€ ћенделеева, но наша реальна€ жизнь, по крайней мере, в насто€щий исторический момент, не позвол€ет им следоватьЕ

„то же делать нам современным учител€м, родител€м, гражданам нашего ќтечества?  ак и чему учить детей? ќтвет один во все времена!  аждый должен делать свое дело на том месте, на которое он поставлен. Ќе ужасатьс€, не падать духом.  ак сказано в ≈вангелии: ЂЕ претерпевший же до конца спасетс€Еї (ћф. 24. 12-13).

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

¬олчкова ¬. Ѕ. ¬ этом году исполнилось 175 лет со дн€ рождени€ ƒмитри€ »вановича ћенделеева. ¬се знают его знаменитую периодическую таблицу, некоторые помн€т со школы закон ћенделеева Ц  лапейрона, кто-то слышал, что он изобрел новый вид пороха

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

јзбука торговли
ƒе€тели российской энергетики. Ѕорис ≈вгеньевич ¬еденеев
¬ыдающиес€ русские химики. ¬ладимир јлександрович  ист€ковский
ѕерва€ в мире подводна€ лодка
  вопросу о специфике формировани€ техносферы в –оссии
ќб истории изобретени€ и распространени€ бумаги
»зобретение лейденской банки Ч нова€ страница в летописи электричества
»з истории Ђметаллическогої электричества, открытого ¬ольта
¬ольтов столб ¬ольта и его теори€ "контаткного электричества"
ќбнаружение и изучение действий электрического тока. Ђќгромна€ наипаче батаре€ї ¬. ¬. ѕетрова

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru