курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение
1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека
1.2 Психологические теории эмоций
2. Изучение влияния музыки на психологическое состояние человека
3. Практическое исследование влияние музыки на эмоциональное состояние человека
Заключение
Список литературы
То, что музыка оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние человека, было известно еще в глубокой древности. Так, античные философы - Пифагор, Аристотель, Платон - полагали, что музыка способна восстанавливать нарушенную болезнями первоначальную гармонию души.
Положительное влияние музыки на психофизическое самочувствие человека было исторически доказано в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, древних врачей Индии и Китая, в исследованиях И. М. Догеля, И. Р. Торханова, В. М. Бехтерева [3, 5]. Сегодня музыкотерапия широко используется в хирургии, при лечении заболеваний различного происхождения, в практике психотерапии.
Однако несмотря на достаточную изученность данной темы и активное применение звукотерапии, научных данных о влиянии музыки на эмоциональное состояние человека очень мало. Например, в учебниках по психологии описываются больше физиологические процессы, связанные с восприятием звука, а не его отражение в эмоциях.
Таким образом, можно сказать, что в психологии существует проблема, связанная с изучением влияния музыки на людей разных возрастов, образа жизни, образования и т.д.
Эту проблему необходимо изучать прежде всего для того, использовать музыку в практических целях, например, в рекламе, при организации массовых мероприятий, в концертной деятельности, в воспитании молодежи и так далее. Кроме того, музыка через создание определенных эмоций, может оказывать помощь или вред человеку. Это явление используется в аутотренинге, но так же изучено еще недостаточно.
Цель исследования – изучение влияния музыки на эмоциональное состояние человека.
Гипотеза исследования: автор предполагает, что музыкальные композиции различных стилей
Объект исследования – изучение эмоционального состояния человека.
Предметом исследования является анализ влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи
· Рассмотреть виды и роль эмоций в жизни человека;
· Охарактеризовать психологические теории эмоций;
· Провести практическое исследование влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние
Методы исследования:
· Изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по психологии, педагогике, медицине, тематических сборников трудов Академий психологических и педагогических наук по проблемам исследования;
· Выявление музыкальных предпочтений испытуемых;
· Анализ влияния эмоциональных композиций на настроение испытуемых с помощью теста Люшера.
Выборка исследования составляла 10 человек. Испытуемые были отобраны методом случайной выборки.
База исследования – средняя общеобразовательная школа № 171 Ленинского района.
Информационная база исследования: работы и труды таких авторов, как
1. Анохина П.К., Байметова А.К., Бернса Р., Божовича Л.И., Вундта В., Вилюнаса В.К., Габдреевой Р.Х., Додонова Б.И., Израда К., Кочубея Б.И., Леонтъева А.И., Немова Р.С., Ольшанниковой А.Е., Симонова П.В., Якобсона П.М.
Проведенное исследование будет интересно как профессионалам-психологам, так и людям, просто интересующимися психологическими исследованиями.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также из списка изученной и использованной научной литературы.
Во введении описаны актуальность изучаемой проблемы, объект и предмет исследования, задачи, конкретизирующие цель, методы исследования, база исследования, его практическое значение и структура курсовой работы.
В первой главе "Изучение эмоциональных состояний человека" раскрыты основные используемые в работе понятия, описаны виды эмоциональных состояний человека, показана история изучения этого вопроса зарубежными и отечественными психологами.
Во второй главе "Изучение влияния музыки на психологическое состояние человека" приведены результаты научных исследований по выявлению влияния музыки на психологическое состояние.
В третьей главе "Практическое исследование влияние музыки на эмоциональное состояние человека" описывается проведенный эксперимент, делаются выводы по результатам эксперимента.
В заключении сделаны выводы по проблеме, сформулированной в названии темы работы.
Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания.
Эмоции – "особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности" [40, с.427].
Иными словами, "эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности" [15, с.26].
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.
Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, такие, например, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций, но и "наличие генетически обусловленной способности к их пониманию у живых существ" [15, с.34]. Это относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Врождёнными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания [15, с.35].
Жизнь без эмоций так же невозможна, как без ощущений. Эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [13, с.23-24].
У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. "Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её" [7, с.56-57].
В критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации, возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, как полагает В.К. Вилюнас, "навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. д" [7, с.44].
На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал крупный отечественный психолог П. К. Анохин. Он писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма" [2, с.76].
Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив ещё его тип, форму, другие частные конкретные параметры.
Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые индивид способен переживать. Количество и качество потребностей человека соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причём, "чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство" [2, с.76-77].
Самая древняя по происхождению, простейшая и наиболее распространённая среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. (В данной работе мы частично пытаемся проследить эту зависимость.)
Чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нём чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.
Основное эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для её удовлетворения предстоящего действия или деятельности. "Эмоции,- полагает А.О. Прохоров,- могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются" [32, с.110].
Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.
"Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях" [32, с.115].
Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая вашими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы укрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса–Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция.
Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.
Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса–Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.
В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).
Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея–Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:
Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с деятельностью ретикулярной формации.
Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.
Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняем мой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.
У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве змоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.
Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.
В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. . После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.
Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:
Э = F(П, (Ин-Ис, ...)),
где Э — эмоция, ее сила и качество; /7 — величина и специфика актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта; Ин— информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название — информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
Музыкальные звуки выделяются среди других звуков тем, что их частоты связаны между собой определёнными пропорциями (гармониками). Эти же пропорции можно наблюдать во всём многообразии природных явлений от развития клетки и растений до движения планет вокруг Солнца, и в рукотворном мире - в архитектуре, искусстве, математике.
Музыкальные звуки, образующие музыкальное произведение, подчинены определённому ритму. Известные ритмы 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 … имеют прямое соответствие ритмам жизненных процессов человека.
Человека можно сравнить с очень сложным уникальным и тонко настроенным музыкальным инструментом. Каждые атом, молекула, клетка, ткань и орган тела постоянно излучают частоты физической, эмоциональной, психической и духовной жизни.
Соответствие частот музыкальных звуков структурному строению тканей и органов человека, а музыкального ритма - ритмам процессов его жизнедеятельности приводит к тому, что музыка оказывает по принципу акустического резонанса очень глубокое и многостороннее воздействие практически на все функции в теле человека (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и мозга …), а также на эмоции, желания, чувства.
Когда звуковые волны проникают в тело человека, в его клетках возникают симпатические колебания. Высокое содержание в тканях воды помогает передавать звук. Общий механический эффект при этом можно сравнить с глубоким массажем на атомном и молекулярном уровнях.
Можно отметить, что на организм человека музыка оказывает как прямое воздействие (воздействие звука и ритма на клетки, органы, функциональные процессы), так и через воздействие на эмоции, которые в свою очередь влияют на множество физиологических процессов.
Музыка является универсальным человеческим языком. Она способна обходить логические и аналитические фильтры сознания и устанавливать прямой контакт с проникновенными чувствами из глубин души, памяти и воображения. Поэтому уважение к жизни и чувство моральной ответственности - необходимые предпосылки для сочинения, исполнения и использования музыки.
В древней Греции и Риме музыка, несущая здоровое начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твёрдого характера. Пифагор, Платон, Аристотель считали музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры.
Аристотель говорил: "Всегда надо остерегаться введения нового типа музыки как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки всегда сказывается на важнейших аспектах политического уклада".
Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе - духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь. Примером такой музыки является классическая музыка.
Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, физическим и духовным здоровьем человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет "сделать их лучше".
Другой пример музыки, обладающей мощным гармонизирующим действием и большой исцеляющей силой, - древние мантры, песнопения, бажаны. Они являются живым чудодейственным наследием для нас и будущих поколений.
Музыкой, оказывающей благотворное воздействие на душу человека (её развитие, мир, гармонию, освобождение), является истинная народная музыка.
Порядку и развитию живых систем соответствуют точные математические формулы ритмов.
Классические ритмы 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 … соответствуют этим формулам. Музыкальные стили, использующие эти ритмы содействуют жизненным процессам, восстановлению порядка, развитию.
Произведения музыки, которые искажают звук или не сохраняют эти ритмы (искажённая музыка), постепенно меняют "настройку" тонкого и сложного "инструмента", которым является человек.
Первоначальное воздействие такой музыки воспринимается как насилие и искажение. Но по мере того, как под её воздействием разрушается эта тонкая и точная "настройка" человеческого организма на жизнь и развитие и развитие, человек утрачивает различение хорошего и плохого и перестает сопротивляться ей, предпочитая другой. Удовольствие, которое он получает от этой музыки, не возвышает человеческое сознание, но ввергает в пучину животных чувств и страстей, агрессии, злобы, нигилизма, наркотиков (в том числе шоколада и сахара), алкоголя, никотина, безответственных сексуальных отношений.
Ритмы вуду - музыка, искажающая размер 4/4. Они сопровождаются плясками до полного физического и эмоционального истощения, вызывают сильное возбуждение, страх, тревогу, ненависть. Эта музыка, внедрённая в культуру Африки, привела к порабощению континента.
Джаз является разновидностью ритмов вуду. Его рваный рисунок вызывает нисходящее движение энергии человека. Это разрушающее действие привело создателя джаза Чарльза Болтона к смерти от тяжёлого психического заболевания.
Ритм вальса (3/4) близок сердцебиению человека и является важнейшим жизненным ритмом. Искажение вальса джазом проявилось в появившихся танго и фокстроте.
Искажение музыки души происходит в музыке "soul". она топит душу в наводящих тоску ритмах.
Энергия дисциплины овладения желаниями искажается блюзом. Вместо необходимых человеку спокойствия и уверенности он несёт ощущение бедствия и безысходности.
Энергию овладения мастерством жизни, науки, обучения искажает компьютерная музыка.
Ритм марша и энергию лидерства искажает рок-музыка. Нисходящее движение энергии, сопровождаемое ощущениями сексуальной природы и сильное возбуждение, вызываемые рок-музыкой, привлекают и заражают слушателей. Рок-звёзды становятся их кумирами и они следуют всему, что те проповедуют.
Музыка как средство невербального эмоционального воздействия адресуется не столько к сознанию, сколько к подсознанию. Это в равной степени относится к воздействию, как инструментальной, так и вокальной музыки, т. е. певческого и даже речевого голоса человека, обладающего огромными эмоционально-эстетическими и суггестивными (гипнотическими) свойствами. В научно-экспериментальных работах отечественных ученых установлено статистически достоверное нарушение ряда психических функций под действием рока (объемы краткосрочной памяти, снижение уровня понятийного обобщения, возникновение чувства раздражения и тоски
О влиянии музыки на настроение человека известно еще со времен учения Платона. Мелодичная, различная по тембру, динамике музыка улучшает настроение. Платон утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование характера. Аристотель отмечал, что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души. По определению Мусоргского, музыка является средством беседы с людьми и должна быть стройной, гармоничной, солнечной, понятной, полной жизни. Тайна ее в том, что "она находит неиссякаемый источник выражения там, где умолкает речь ."Высшая цель, которой может служить музыка, - это способствовать тому, чтобы люди глубже понимали и больше любили жизнь." Эту мысль подчеркивал и американский художник и писатель Кент. "Музыка должна высекать огонь из души человеческой", - говорил Бетховен. Она посредник между духовной и чувственной жизнью, универсальный язык человечества, лучшее утешение для опечаленного человека. Гете отмечал, что ему всегда лучше работается после того, как он послушает скрипичный концерт Бетховена. Находил облегчение своих горестных чувств в органных произведениях Бальзак, но и Моцарт часто был поверенным его сердечных тайн. Репин всегда любил музыку, если ему подолгу не приходилось слушать ее, он тосковал. "Музыка - единственное искусство, глубоко проникающее в сердце человека, и когда она совершенна, то дает самое яркое счастье", - отмечал Стендаль. Он вспоминал, как во время тяжелой лихорадки нашел выздоровление в музыке. Едва услышав мессу Гайдна, его охватило необычайное волнение, он стал обливаться потом, головная боль и лихорадка прошли. Через 2 часа после этого Стендаль вышел на улицу в таком веселом настроении, какого давно не испытывал.
С глубокой древности придавались магическая сила и значение еврейской религиозной музыке. Она чрезвычайно возвышенна и богата и может оказывать на человека огромное эмоциональное воздействие, способна возвысить душу и уносить ввысь от мелочных забот и недостойных чувств. Недаром прекрасная любовная лирика "Песни Песней" - 150 псалмов царя Давида - много веков вдохновляют творчество композиторов, очаровывала и очаровывает самых талантливых творцов музыки. В Танахе не раз подчеркивается значение мелоса, его влияния на этику и психику человека. Лечебное воздействие еврейской религиозной музыки отмечал великий ученый и врач РАМБАМ (Моисей Маймонид). Религиозная музыка приносит вдохновение, усмиряет гнев, прогоняет злость, успокаивает больных, утешает в горе, облегчает страдания. ... В последние годы я особенно тянусь к канторским мелодиям. Это музыка - исповедь. В ней страдание и тоска, в ней наслаждение жизнью, высокое и чистое. Она причиняет боль и доставляет радость. Услышав в синагоге напевную, печальную, необыкновенно прекрасную и созвучную душевному настроению мелодию молитвы, ощущаешь какое-то доселе незнакомое, удивительное чувство покоя, отрешенности, духовной близости ко всем присутствующим. В тебя самого входит душевное успокоение. Волшебная мелодия создает в синагоге атмосферу, немыслимую в другом месте: это место добрых чувств и раздумий, место для воспоминаний, место, где люди могут прикоснуться к гармонии. Звуки "Кол Нидрей" призывают к жизнелюбию и борьбе за лучшую судьбу тысячелетиями преследуемого народа. От пианиссимо до фортиссимо устремляется мелодия "Кол Нидрей" ввысь, увлекая людей в лучшее завтра. Прекрасная органная музыка, звучащая в синагоге, придает ощущение праздника, кровного родства и братского единства. Когда собравшиеся вместе с кантором стоя поют субботние песни, охватывает восторг и гордость за то, что рожден евреем, которого оберегает Б-г.
Есть старинные, проникновенные песни-молитвы, в которых евреи многих поколений выражали свою горечь, боль и обиду в тяжелые для них времена: "Эли, Эли, лама азатану" (Б-же, Б-же, почему Ты нас покинул...). Есть и другие песни, веселые и жизнеутверждающие, которые своим долголетием доказывают, что, несмотря на потери, несмотря на юдофобов всех мастей, еврейский народ жив и будет жить.
Музыка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние и общий тонус больного человека, помогает находить те средства и пути, мысли и необходимые эмоциональные импульсы, которые мобилизуют к борьбе. Верно кто-то заметил, что слово и действие становятся значительными, когда музыка берет их на свои крылья.
Музыка может рассматриваться не только как средство, влияющее на настроение больного человека, но и как метод воздействия на глубинные процессы в организме с целью укрепления его защитных сил, которым в конечном счете принадлежит решающая роль в победе над болезнью. Имеются данные, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Доктор Тамбе из Бомбейского университета утверждает, что талантливые мелодии оказывают быстрое и эффективное воздействие на гормональную систему, способствуют улучшению памяти. В результате исследований, проводимых в США и других странах, выясняется, что уже на самом раннем этапе развития человека музыка способствует развитию интеллекта, вызывая улучшение строения и работы мозга. Музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость. Верно было подмечено: как гимнастика выправляет тело, так музыка выправляет душу. Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе радуется и смеется человек. Об этом говорит Шекспир в "Ромео и Джульетте": "Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль".Музыка прибавляет силы. Знаменитый доктор Сиденхем считал, что прибытие в город музыкального клоуна имеет для здоровья людей большее значение, чем десятки мулов, нагруженных лекарствами. Как сказал поэт: "Я слышал, что излечивал мгновенно больных своею арфою Орфей". Великий доктор Авиценна называл мелодику "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами, смехом. На группе добровольцев ученые испытали эффективность средств для сна. Проверку проходили снотворные препараты и магнитофонные записи старинных песен. К удивлению специалистов, колыбельные песни оказались эффективнее медикаментов. Сон от их воздействия был особенно крепким и глубоким. Благодаря музыке человек может найти в себе новые, неведомые ему прежде силы, она помогает ему увидеть жизнь в новых тонах и красках. В ней человек может обрести надежду, укрепиться в ожидании лучшего.
Задачи исследования:
· выявить наиболее популярные музыкальные стили у старшеклассников,
· выявить отношение старшеклассников к разным музыкальным жанрам.
Методы исследования:
1. Тест Люшера (краткий вариант). Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Краткий вариант цветового теста Люшера представляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).
2. Тест "Рисунок человека". Методика "Тест-рисунок" позволила определить изменение ситуативного настроения испытуемых до и после специального занятия
3. Методика САН.
Участнику тренинга предлагается заполнить опросник, причем зачеркивание нуля означает, что он не может определить свое состояние по данной шкале, а отмеченные единица, двойка и тройка означают степень выраженности состояния. Например, тройка слева в первой шкале означает хорошее самочувствие, единица слева в этой же шкале – самочувствие скорее хорошее, чем плохое, ноль – ни то ни се, а тройка справа означает, что самочувствие – хуже некуда.
Анкета представляет собой набор из 30 биополярных шкал.
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов.
Самочувствие определяется как сумма баллов по шкалам 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность определяется как сумма баллов по шкалам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение определяется по сумме баллов шкал 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Описание выборки:
Выборка состояла из 10 старшеклассников, отобранных методом случайной выборки. Сведения об испытуемых приведены в таблице 1.
Таблица 1 Сведения об испытуемых
Имя | Возраст |
Коля М. | 17 |
Маша И. | 16 |
Юра С. | 16 |
Игорь А. | 15 |
Лена Ю. | 16 |
Максим О. | 15 |
Женя И. | 16 |
Лена К. | 15 |
Игорь М. | 16 |
Сережа Г. | 17 |
Возраст испытуемых, как видно из табл. 1, находился в пределах 15-17 лет.
Описание процедуры исследования:
Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым. Последовательно, один за другим, звучало 8 музыкальных отрывков:
1-металл,
2-классика,
3-рок-н-ролл,
4-современная эстрадная музыка (поп-музыка),
5-рэп,
6-панк-рок,
7-рэйв,
8-джаз
Продолжительность каждой музыкальной композиции составляла 2 минуты.
После каждого отрывка испытуемому по семибальной шкале (-3 -2 -1 0 +1 +2 +3) предлагалось определить отношение к данному произведению, а так же вызванное им настроение.
После окончания работы задавались вопросы:
· Слушаешь музыку?,
· Как часто?,
· Общее отношение к музыке?,
· Какую музыку предпочитаешь слушать?,
· Окончил ли муз. школу или т.п.?
Таким образом, показатели, которые фиксировались в таблице результатов: отношение к музыке (от -3 до +3), настроение от музыки (от -3 до +3) и цвет, ассоциирующийся с данной музыкой (8 цветов из теста Люшера).
Результаты исследования:
Ассоциативные связи музыкальной композиции и цвета, прослеженные в ходе эксперимента представлены в табл. 2.
Таблица 2 Ассоциативные связи выбора цвета и музыкальной композиции
Музыкальный стиль | Цвет |
металл | черный |
классика | желтый, зеленый, серый |
рок-н-ролл | красный, желтый |
поп-музыка | зеленый |
рэп | черный, синий |
Для интерпретации результатов приведем семантическую характеристику цветов.
Желтый цвет - светлый, как солнечный день, - вызывает веселое и радостное настроение, стремление смотреть вперед и надеяться.
Фиолетовый и синие цвета вызывают неуверенность, мрачный настрой.
Голубой цвет воспринимается как легкий, небесный цвет.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной, а болотно- зеленый, наоборот мягким и тяжелым.
Зеленый цвет успокаивает клонит ко сну, вызывает желание помечтать, стремление к самоутверждению, символ защиты, затаенности.
Чисто красный цвет, прежде всего, выражает силу, активность, стремление действовать и добиваться успеха.
Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.
Коричневый отражает стремление к комфорту, уюту.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, поставленная в начале работы, имеет место быть, так как явно прослеживается зависимость выбора цвета от стиля музыкальной композиции. Так, "тяжелые" музыкальные стили вызывают ассоциации с темными цветами, а легкие музыкальные композиции – со спокойными цветами. Однако, нельзя сказать, что данная зависимость является однозначной по отношению ко всем музыкальным жанрам. Так, из всех музыкальных отрывков выявилось лишь два (рок-н-ролл и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние (+2.+3) и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры, которые воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп, рейв).
На следующем этапе исследовалось отношение испытуемых к прослушанным музыкальным отрывкам методом опроса.
В результате проведения данного исследования было установлено, что отношение близкое у всех испытуемых, а именно рок-н-ролл (+2, +3), панк-рок (+1, +3), джаз (+1, +3).
Настроение от музыки по семибалльной системе распределилось следующим образом: рок-н-ролл (+1, +3), джаз (+1, +3).
Большинство участников взаимодействия в ходе устной рефлексии отметили, что вопросы, которые обсуждались на занятии и прозвучавшая музыка, заставили их о многом задуматься и не оставили равнодушными. Соответствующее изменение настроения в строну задумчивости (с 10 до 23 выборов) было получено после количественной обработки результатов методики "Тест-рисунок".
До и после прослушивания испытуемыми специальным образом подобранной программы, с помощью методики САН было определено, что их функциональные состояния изменились. Изменение состояния в целом произошло на 26 %; самочувствие улучшилось на 11,7 %; активность увеличилась на 21 %; настроение поднялось на 28,9 %.
По итогам тестирования зафиксировано изменение эмоциональных состояний испытуемых после прослушивания музыкальной программы в сторону улучшения настроения и общего самочувствия. Вместе с тем, эмоциональное состояние шестерых учащихся субъективно не изменилось, а ещё шесть участников тестирования отметили снижение своих эмоциональных показателей. В ходе беседы мы выяснили, что причинами тому стали усталость (учащиеся дважды решали задачи), неуспешность выполнения отдельных заданий, субъективные факторы (личные неприятности, болезнь).
Вывод: проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным жанрам. Из всех музыкальных отрывков выявилось лишь два (рок-н-ролл и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние (+2.+3) и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры, которые воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп, рейв).
Таким образом, в ходе проведения эксперимента воздействие на испытуемых было однократным и недолговременным. Тем не менее, в результате исследования удалось получить подтверждение поставленной в начале работы гипотезе.
Таким образом, в работе решены следующие задачи:
· Рассмотрены виды и роль эмоций в жизни человека;
· Охарактеризованы психологические теории эмоций;
· Проведено практическое исследование влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние
По данной работе можно сделать следующие выводы.
Имеется научное подтверждение тому факту, что музыка имеет непосредственное воздействие на настроение и эмоции человека, способна их создавать и изменять.
Есть и обратная связь - любому человеку известно состояние, когда при определенном настроении возникает желание послушать определенную музыку. Неоспоримым фактом является и то, что музыка оказывает стимулирующее действие на физическом уровне.
Поэтому ее ключевыми характеристиками являются темп и ритм. Так, например, посредством ритма музыка может синхронизировать как физические, так и умственные рабочие процессы, способствовать высвобождению адреналина. Музыка - часть социальной культуры, она помогает формировать чувство единства, принадлежности к определенной социальной группе.
Еще одна отличительная особенность музыки - фоновость ее восприятия, не требующая осмысления и интерпретации.
Проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным жанрам. Из всех музыкальных отрывков выявилось лишь два (рок-н-ролл и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние (+2.+3) и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры, которые воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп, рейв).
1.Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. - М.: МГУ, 1987.
2. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173.
3. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников. / Типологические исследования по психологии личности (Сб. под ред. В.С. Мерлина). - Пермь, 1967, с.34 - 46.
4. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М.: Педагогика, 1986.
5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979, № 2, с.72-79.
6. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 1984. - С. 49-50.
7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.
8. Габдреева Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.- Казань, 1983, с. 68-85.
9. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7—18. Эмоции и потребности: 18—22. Эмоции и личность: 22—25, 37—48, 79—116. Классификация эмоций: 25—37. Чувства: 75—79.)
10. Израд К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.
11. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1996.
12. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.
13. Лучшие психологические тесты. / Под ред. А.Ф.Кудряшова.- Петрозаводск,1992, с.62-67.
14. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
15. Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1988, с.246-262.
16. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология /Межвузовский сборник. – Л.: ЛГУ, 1991.
17. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М., 1981. (Что такое эмоция: 10-39.)
18. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. -М.: АПН, 1961.
19. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. (Роль чувств в жизни личности: 64— 72.)
Содержание Введение 1. Изучение эмоциональных состояний человека 1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека 1.2 Психологические теории эмоций 2. Изучение влияния музыки на психологическое состояние человека 3. Практическое иссл
Диагностика межличностных отношений в малой социальной группе
Диагностика мотивации достижения и самооценки личности
Диагностика умственного развития младшего школьника
Диагностика черт личности
Диагностика школьной тревожности
Діагностика агресивності старшокласників
Діагностика пізнавальних процесів
Діагностика соціально-психологічного клімату в трудовому коллективі
Діагностика страхів дітей
Здоровый образ жизни как научная проблема
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.