курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Мошкин Владимир Николаевич, Зайцева Светлана Викторовна, Овчаров Вячеслав Вольдемарович, Алтайская академия экономики и права
В статье с использованием материалов о состоянии массовой педагогической практики изложены выводы о влиянии некоторых факторов (изучение литературы о безопасности, изучение литературы о физической культуре, занятия в спортивной секции) на подготовку студентов к здоровому образу жизни. На основе анализа результатов анкетирования не выявлено взаимосвязи между видами деятельности студентов и их стремлением избегать заражения.
Формирование готовности подрастающего поколения к профилактике негативного влияния вредных и опасных факторов жизнедеятельности, к здоровому образу жизни происходит в процессе усвоения культуры здоровья. К наименее изученным в педагогике относится проблема факторов, влияющих на эффективность формирования культуры здоровья студентов и здорового образа жизни. В связи с этим на основе анализа результатов анкетирования студентов изложим некоторые выводы о влиянии отдельных факторов на подготовку студентов к здоровому образу жизни. При этом будем иметь в виду, что анализу подвержены данные, полученные в ходе изучения массовой педагогической практики.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Воспитание культуры безопасности студентов», проект № 06-06-60602а/Т.
Прежде всего определим основные используемые понятия. Культуру здоровья определим как компоненты деятельности, качества личности, направления базовой культуры личности, способствующие сохранению, укреплению здоровья человека, здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни определим как жизнедеятельность человека по законам сохранения и укрепления здоровья (профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий факторов риска, негативно влияющих на здоровье), основанную на сочетании социально обусловленных (культура здоровья) и природных свойствах субъекта жизнедеятельности, при которых риск причинения ущерба здоровью не превышает социально приемлемого уровня. Таким образом, при реализации изложенного подхода к определению и использованию понятий культура здоровья трактуется как составляющая и как предпосылка здорового образа жизни (в то же время культура здоровья совершенствуется в процессе здорового образа жизни).
В ходе анкетирования, проведенного в декабре 2005 г., изучались мнения 899 студентов (413 юношей и 486 девушек) 1-3 курсов экономического и юридического факультетов Алтайской академии экономики и права (ААЭП). Данные о студентах, отвечавших на вопросы анкеты, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Данные о количестве опрошенных студентов
Курс | Экономический факультет | Юридический факультет | Девушки | Юноши |
1 курс | 177 | 250 | 239 | 188 |
2 курс | 97 | 137 | 126 | 108 |
3 курс | 93 | 145 | 121 | 117 |
ИТОГО: | 367 | 532 | 486 | 413 |
Экономический | Юридический | Девушки | Юноши | |
1 курс | 48% | 47% | 49% | 46% |
2 курс | 26% | 26% | 26% | 26% |
3 курс | 25% | 27% | 25% | 28% |
Для опроса студентов была использована анкета, включавшая 12 вопросов закрытого типа, в которых предлагалось выбрать вариант ответа из трех (да, нет, затрудняюсь ответить) предложенных по поводу утверждений анкеты (В.Н. Мош-киным и Г.Б. Буяльской были разработаны два варианта анкеты: «бумажный» и электронный, в декабре 2005 г. использован «бумажный» вариант). Статистическая обработка результатов анкетирования осуществлялась с применением специальных компьютерных программ, разработанных В.Н. Мошкиным и Г.Б. Буяль-ской.
В анкету включены утверждения, призванные выяснить отношение студентов к различным аспектам обеспечения безопасности. Утверждения 1, 9, 10 направлены на то, чтобы выяснить, кто из студентов изучает литературу о безопасности (утверждение 1), физической культуре (утверждение 9), какая часть студентов посещает спортивные секции (утверждение 10). Ответы по поводу утверждения 11 позволили выяснить некоторые характеристики готовности студентов к здоровому образу жизни. В приводимых ниже таблицах с результатами статистической обработки ответов приводятся как полные, так и видоизмененные формулировки утверждений анкеты (в том числе формулировки, фиксирующие содержание ответов, но не полностью совпадающие с текстом анкеты). В связи с этим приведем полные формулировки утверждений анкеты, приводимые в статье.
I. Я читаю статьи, брошюры, книги о безопасности, самозащите, выживании.
9. Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.
10. Я посещаю спортивную секцию.
II. Следует избегать действий, которые могут привести к заражению сифилисом или СПИДом.
Прежде всего, выясним, можно ли предполагать, что чтение литературы и занятия в спортивных секциях являются факторами становления и развития культуры здоровья опрошенных студентов. Результаты статистической обработки ответов студентов по поводу утверждений 1, 9, 10, дающих ответ на данный вопрос, свидетельствуют, что более половины (50, 17%) опрошенных студентов читают литературу о безопасности, почти треть (31, 96%) - о физической культуре, более половины студентов (51, 61%) занимаются в спортивных секциях (студенты утверждают об этом). Отсюда следует предположение, что чтение литературы и занятия в спортивных секциях оказывают влияние на культуру здоровья студентов. Для проверки данного предположения выясним, как соотносятся содержание ответов студентов по поводу утверждений 1, 9, 10 (фиксируют факторы становления культуры безопасности) с содержанием ответов по поводу утверждения 11 (характеризует культуру здоровья опрошенных). На этой основе выясним, имеются ли признаки влияния чтения литературы и занятий в спортивных секциях на культуру здоровья студентов.
Приступим к рассмотрению соотношения ответов студентов по поводу утверждений 1, 9, 10 (отражают факторы становления культуры здоровья) с ответами по поводу утверждения 11, которые дают информацию о характеристиках культуры здоровья студентов.
Результаты статистической обработки соотношения ответов по поводу утверждений 1, 11 представлены в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение ответов на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 1
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Я не читаю книги о безопасности | Я читаю статьи, книги о безопасности |
Следует избегать действий, которые могут привести к заражению | 10 | 413 | 424 |
Нет | 0 | 22 | 21 |
Затрудняюсь ответить | 0 | 4 | 7 |
ИТОГО: | 10 | 439 | 452 |
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Я не читаю книги о безопасности | Я читаю статьи, книги о безопасности |
Следует избегать действий, которые могут привести к заражению | 100% | 94% | 94% |
Нет | 0% | 5% | 5% |
Затрудняюсь ответить | 0% | 1% | 2% |
В таблице 2 и последующих таблицах результаты статистической обработки анкет сгруппированы следующим образом. В трех правых вертикальных столбцах приводятся данные о том, как студенты, согласные с приводимыми в верхних частях столбцов утверждениями, относятся к другим утверждениям, зафиксированными в левых частях горизонтальных строк таблицы (содержат данные об ответах студентов по поводу других утверждений анкеты).
Из таблицы 2 следует, что как среди студентов, утверждающих о чтении литературы о безопасности, так и среди студентов, не признавших чтения ими такой литературы, 94% утверждают, что стремятся избежать заражения. Отсюда следует, что, анкетирование не выявило признаков взаимосвязи между чтением литературы о безопасности и стремлением студентов избежать заражения.
Выясним, имеются ли отличия во взглядах на вопросы безопасности между опрошенными девушками и юношами. Результаты статистической обработки соотношения ответов юношей по поводу утверждений 1, 11 представлены в таблице 3 (в таблицах 3-10 приводятся лишь данные, выраженные в процентных числах).
Таблица 3
Соотношение ответов юношей на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 1
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Я не читаю книги о безопасности | Я читаю статьи, книги о безопасности |
Следует избегать действий, которые могут привести к заражению | 100% | 92% | 90% |
Нет | 0% | 7% | 7% |
Затрудняюсь ответить | 0% | 1% | 3% |
Различие количества студентов, согласившихся с тем или иным утверждением анкеты, выражено в процентных числах, так как группы студентов, согласившихся (в горизонтальных строках) с утверждениями в вертикальных столбцах, неравнозначны по количеству. Поскольку при процентном вычислении за критерий берется двукратная, иногда трехкратная, ошибка для доказательства достоверности различия результатов исследования, выраженных в процентах, используется метод определения разности процентных чисел (критическое отношение)2.
Разность процентных чисел вычисляется по формуле:
D = p 2- Р^
где p1, p2 - процентные доли студентов, выразивших положительное (или отрицательное) отношение по поводу утверждений анкеты в горизонтальных строках. Средняя ошибка разности процентных чисел вычисляется по формуле:
П1 П2
где mD% - средняя ошибка разности процентных чисел;
Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. - Таллин: Валгус, 1980. - С. 282.
Р1, P2 ~ процентные доли согласившихся с положительным (или отрицательным) вариантом ответа по поводу утверждений анкеты в горизонтальных строках;
Ч\, q2 _ соответственно, 100 - p и 100 - p ;
n1, n2 - количество исследуемых явлений (общее количество студентов, согласившихся с положительным и отрицательным вариантами ответов по поводу утверждения в вертикальных столбцах).
При оценке результатов анкетирования мы учитываем, что если разность процентных чисел D в 2 раза больше средней ошибки разности процентных чисел (t > 2), различие между процентными числами считается доверительным; если разность процентных чисел D в 3 раза больше средней ошибки разности процентных чисел (t > 3), различие между процентными числами считается безусловно доверительным.
Произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разность процентных чисел D (2) в 1, 4 раза меньше средней
ошибки разности процентных чисел mD% (2, 83) (2 > t), следовательно, различие между процентными числами не является доверительным. Таким образом, не выявлено влияния чтения литературы о безопасности на стремление юношей избегать заражения.
Результаты статистической обработки соотношения ответов девушек по поводу утверждений 1, 11 представлены в таблице 4.
Таблица 4
Соотношение ответов девушек на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 1
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Я не читаю книги о безопасности | Я читаю статьи, книги о безопасности |
Следует избегать действий, которые могут привести к заражению | 100% | 96% | 96% |
Нет | 0% | 4% | 3% |
Затрудняюсь ответить | 0% | 0% | 0% |
Из таблицы 4 следует, что среди девушек, читающих и не читающих литературу о безопасности, процентная доля избегающих заражения одинакова - 96%.
Следовательно, нет признаков связи между чтением девушками книг о безопасности и стремлением избегать заражения.
На основе сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 3, 4, (96% - девушки, 90% - юноши), произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разность процентных чисел D (6) в
2, 4 раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD% (2, 47) (t > 2), следовательно, различие между процентными числами является доверительным. Таким образом, выявлены признаки различий влияния чтения литературы о безопасности на взгляды юношей и девушек. Имеются основания для предположения, что девушки, читающие такую литературу, в большей мере склонны к избеганию заражения опасными заболеваниями, чем юноши, читающие литературу о безопасности.
На основе сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 3, 4, (96% - девушки, 92% - юноши), произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разность процентных чисел
D (4) в 1, 8 раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD% (2, 26) (2 > t), следовательно, различие между процентными числами не является доверительным. Таким образом, не выявлены признаки различий влияния отсутствия чтения литературы о безопасности на стремление юношей и девушек избегать заражения.
Выясним, имеются ли признаки влияния чтения литературы о физкультуре на склонность студентов избегать заражения. Данные о соотношении ответов по поводу утверждений 11, 9 представлены в таблице 5.
Из таблицы 5 следует, что среди студентов, не читающих литературу о физкультуре, на 3% больше студентов, заявивших о своем стремлении избежать заражения. Произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разность процентных чисел D (3) в 1, 6 раза больше средней
ошибки разности процентных чисел mD% (1, 83) (2 > t), следовательно, различие между процентными числами не является доверительным. Таким образом, анкетирование не выявило влияния чтения литературы о физкультуре на стремление студентов избегать заражения.
Таблица 5
Соотношение ответов на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 9
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Я не читаю литературу о физическом самосовершенствовании | Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании |
Следует избегать действий, которые могут привести к заражению | 92% | 95% | 92% |
Нет | 8% | 4% | 6% |
Затрудняюсь ответить | 0% | 1% | 3% |
Выясним, имеются ли признаки влияния чтения литературы о физкультуре на склонность юношей избегать заражения. Данные о соотношении ответов юношей по поводу утверждений 11, 9 представлены в таблице 6.
Таблица 6
Соотношение ответов юношей на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 9
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Я не читаю литературу о физическом самосовершенствовании | Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании |
Следует избегать действий, которые могут привести к заражению | 100% | 92% | 89% |
Нет | 0% | 7% | 6% |
Затрудняюсь ответить | 0% | 1% | 5% |
На основе данных таблицы 6 произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разность процентных чисел D (3) в
1, 08 раза меньше средней ошибки разности процентных чисел mD% (3, 24) (2 > t), следовательно, различие между процентными числами не является доверительным. Таким образом, не выявлено признаков влияния чтения литературы о физкультуре на стремление юношей избегать заражения.
Выясним, имеются ли признаки влияния чтения литературы о физкультуре на склонность девушек избегать заражения. Данные о соотношении ответов девушек по поводу утверждений 11, 9 представлены в таблице 7.
Таблица 7
Соотношение ответов девушек на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 9
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Я не читаю литературу о физическом самосовершенствовании | Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании |
Следует избегать действий, которые могут привести к заражению | 88% | 98% | 94% |
Нет | 13% | 2% | 5% |
Затрудняюсь ответить | 0% | 0% | 1% |
Произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разность процентных чисел D (4) в 2 раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD% (2) (t = 2), следовательно, различие между процентными числами является доверительным. Следовательно, имеются признаки отрицательного влияния чтения литературы о физкультуре на стремление девушек избежать заражения. Полученные факты могут быть интерпретированы по-разному. Не исключено, что использованный в исследовании инструментарий (анкета) и методика организации анкетирования дали ошибочную информацию о взглядах девушек (что маловероятно с учетом простоты утверждений анкеты и обширной выборки опрошенных). Возможно, девушки, читающие литературу о физкультуре, менее склонны избегать заражения под влиянием такого чтения (что вряд ли возможно). Наконец, можно предположить, что девушки, склонные избегать заражения, менее склонны читать литературу о физкультуре (чем девушки, нечитающие такую литературу).
На основе сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 6, 7 (94% - девушки, 89% - юноши), произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разность процентных чисел D (5) в 1, 5
раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD% (3, 37) (2 > t), следовательно, различие между процентными числами не является доверительным. Таким образом, не выявлены признаки различий влияния чтения литературы о физкультуре на склонность юношей и девушек избегать заражения.
На основе сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 6, 7, (98% - девушки, 92% - юноши), произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разность процентных чисел
D (6) в 3, 35 раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD%
(1, 79) (t > 3), следовательно, различие между процентными числами является безусловно доверительным. Таким образом, выявлены признаки различий отношения к заражению между девушками и юношами, которые не читают литературу о физкультуре.
Выясним, имеются ли признаки влияния занятий в спортивных секциях на склонность студентов избегать заражения. Данные о соотношении ответов по поводу утверждений 11, 10 представлены в таблице 8.
Таблица 8
Соотношение ответов на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 10
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Я не посещаю спортивную секцию | Я посещаю спортивную секцию |
Следует избегать действий, которые могут привести к заражению | 100% | 94% | 94% |
Нет | 0% | 5% | 5% |
Затрудняюсь ответить | 0% | 1% | 2% |
Из таблицы 8 следует, что как среди студентов, утверждающих о посещении спортивных секций, так и среди студентов, не признавших занятий в спортивных секциях, 94% утверждают, что стремятся избежать заражения. Отсюда следует, что, анкетирование не выявило признаков взаимосвязи между посещением секций и стремлением студентов избежать заражения.
Выясним, имеются ли признаки влияния занятий в спортивных секциях на склонность юношей избегать заражения. Данные о соотношении ответов юношей по поводу утверждений 11, 10 представлены в таблице 9.
Таблица 9
Соотношение ответов юношей на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 10
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Я не посещаю спортивную секцию | Я посещаю спортивную секцию |
Следует избегать действий, которые могут привести к заражению | 100% | 91% | 91% |
Нет | 0% | 7% | 6% |
Затрудняюсь ответить | 0% | 2% | 3% |
Из данных таблицы 9 следует, что как среди посещающих секции, так и среди тех, кто не посещает секции, о стремлении избежать заражения заявили
91% юношей. Таким образом, не выявлено признаков связи между посещением юношами спортивной секции и их стремлением избежать заражения.
Выясним, имеются ли признаки влияния занятий в спортивных секциях на склонность девушек избегать заражения. Данные о соотношении ответов девушек по поводу утверждений 11, 10 представлены в таблице 10.
Таблица 10
Соотношение ответов девушек на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 10
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Я не посещаю спортивную секцию | Я посещаю спортивную секцию |
Следует избегать действий, которые могут привести к заражению | 100% | 96% | 96% |
Нет | 0% | 3% | 3% |
Затрудняюсь ответить | 0% | 0% | 0% |
Из данных таблицы следует, что как среди посещающих секции, так и среди девушек, не посещающих секции, о стремлении избежать заражения заявили 96%. Таким образом, не выявлено признаков связи между посещением девушками спортивной секции и их стремлением избежать заражения.
На основе сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 9, 10 (96% - девушки, 91% - юноши), произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разность процентных чисел D (5) в
2, 2 раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD% (2, 26) (t > 2), следовательно, различие между процентными числами является доверительным. Таким образом, выявлены признаки различий влияния посещения спортивной секции на юношей и на девушек. Есть основания утверждать, что девушки, посещающие спортивную секцию, в большей мере склонны к избеганию заражения опасными заболеваниями, чем юноши, занимающиеся в спортивной секции.
На основе сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 9, 10, (96% - девушки, 91% - юноши), произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разность процентных чисел D (5) в 2 раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD% (2, 5) (t = 2), следовательно, различие между процентными числами является доверительным. Таким образом, выявлены признаки различий отношения юношей и девушек (для которых характерен общий признак - непосещение секций) к перспективе заражения.
Систематизируя основные данные таблиц 2-10, представим обобщенные результаты статистической обработки результатов анкетирования в таблице 11.
Таблица 11
Соотношение видов деятельности со стремлением избегать заражения
Взгляды | Осуществляемые студентами виды деятельности | ||||||||
студентов | Чтение статей о безопасности | Чтение статей о физкультуре | Занятия в спортивных секциях | ||||||
Достоверн. | Не | Читают, | Достоверн. | Не | Читают, | Достоверн. | Не зани- | Зани- | |
отлич. чит. | чи- | % | отлич. чит. | чи- | % | отлич. зан. | маются, | маются, | |
и не чит. | тают, % | и не чит. |
тают, % |
и не зан. | % | % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Избе- | - | 94 | 94 | - | 95 | 92 | - | 94 | 94 |
жать заражения | |||||||||
11. Избе- | - | 92 | 90 | - | 92 | 89 | - | 91 | 91 |
жать за- | |||||||||
ражения (юноши) | |||||||||
11. Избе- | - | 96 | 96 | + | 98 | 94 | - | 96 | 96 |
жать за- | |||||||||
ражения | |||||||||
(девушки) |
В таблице 11 в левом столбце (№ 1) сформулировано содержание ответа, с которым согласились студенты (все отвечавшие, юноши, девушки). Во второй строчке сверху перечислены факторы, влияние которых на отношение студентов к заражению, изучалось при анкетировании. На пересечении строк и столбцов в столбцах 2, 5, 8 отмечены достоверность или недостоверность отличий процентных чисел, указанные в столбцах 3-4, 6-7, 9-10. Знак «+» использован для обозначения достоверности различий процентных чисел (знак «-» использован для обозначения отсутствия достоверных различий процентных чисел). Статистически достоверные (отличия процентных чисел) данные выделены в таблице полужирным шрифтом.
Из данных таблицы следует, что девушки более склонны избегать заражения, чем юноши (независимо от того, читают ли они или не читают литературу, посещают или не посещают спортивную секцию).
Из таблицы 11 следует, что из 9 рассмотренных вариантов влияния факторов на взгляды студентов (в том числе студентов разного пола) лишь в 1 случае выявлены признаки такого влияния, т. е. в 11% от общего числа проанализированных вариантов. Причем выявлены признаки влияния отсутствия чтения литературы на отношение девушек к перспективе заражения (возможно, признаки влияния взглядов девушек на их активность в чтении литературы). В остальных 8 случаях (89%) признаков такого влияния факторов на взгляды студентов по проблемам ЗОЖ не выявлено. Не обнаружено признаков влияния на взгляды студентов о ЗОЖ чтения литературы о безопасности и занятий в спортивных секциях. Обращает на себя внимание факт отличия характера влияния факторов на взгляды юношей и девушек. Не выявлено признаков влияния рассмотренных факторов на взгляды юношей (при наличии 3 рассмотренных возможных вариантов такого влияния). Из 3 рассмотренных возможных вариантов влияния факторов на взгляды девушек выявлены признаки влияния на взгляды девушек о ЗОЖ в 1 случае: чтения литературы о физкультуре на стремление избежать заражения.
Подводя итоги анализа проблемы факторов развития готовности студентов к здоровому образу жизни, сформулируем основные выводы.
Более половины опрошенных студентов утверждают, что читают литературу о безопасности, почти треть студентов - о физической культуре, более половины студентов занимаются в спортивных секциях.
Имеются признаки взаимосвязи между чтением литературы о физкультуре и взглядами студенток на возможность заражения.
Выявлено статистически достоверное отличие процентной доли девушек (по сравнению с юношами), стремящихся избегать заражения.
Изложенные в статье выводы носят предварительный характер и нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении. На основе новых фактов с использованием более совершенных методик статистической обработки данных возможно не только выявление признаков взаимосвязей между явлениями в процессе совершенствования готовности студентов к здоровому образу жизни, но и выявление факторов положительной динамики данного процесса.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.uni-altai.ru/
Мошкин Владимир Николаевич, Зайцева Светлана Викторовна, Овчаров Вячеслав Вольдемарович, Алтайская академия экономики и права В статье с использованием материалов о состоянии массовой педагогической практики изложены выводы о влиянии некоторых
Музыкальная культура как средство подготовки подростков к безопасной жизнедеятельности
Позитивное мышление
Некоторые факторы негативного развития культуры безопасности студентов
Подростковый алкоголизм: как искоренить проблему?
Гендерные особенности культуры безопасности студентов
Психологическая теория деятельности: мотивационно-личностные аспекты деятельности, потребности, мотивы, особенные деятельности
Закономерности воспитания культуры безопасности студентов
Психологическая теория деятельности): мотивы и сознание; мотивы и личность; развитие мотивов, внутренняя деятельность
Особенности психологической готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности
Сущность обучения в целостном педагогическом процессе
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.