База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Финансово-промышленные группы (ФНП) — Экономика

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ.

СУЩНОСТЬ. ФОРМЫ. РАЗВИТИЕ В МИРЕ И В РОССИИ.

План:

Введение………………………………………………………………………..3-4

Глава 1. Индустриальные  финансово-промышленные группы……………5-15

1.1 Формы организации промышленности…………………………………..5-6

1.2 Сущность финансово-промышленных групп и их классификация……6-11

1.3 Отраслевое распределение финансово-промышленных групп……….11-13

1.4 Задачи  региональных финансово-промышленных групп. Основные этапы стратегии их создания и причины, тормозящие их развитие………………………………………………………………………13-15

Глава 2. Развитие финансово-промышленных групп в мире и в России. 16-24

2.1 Развитие финансово-промышленных компаний Тюменской области.16-18

2.2 Развитие финансово-промышленного автомобилестроения………….18-19

2.3 Развитие финансово-промышленного судостроения………………….19-20

2.4 Холдинговые компании России…………………………………………20-21

2.5 Финансово-промышленная деятельность нефтяных и химических комплексов за рубежом и в России…………………………………………21-24

Заключение. ………………………………………………………………….25-26

Список источников………………………………………………………….27-28

Приложение………………………………………………………………….29-32


ВВЕДЕНИЕ

  Опыт реформирования  экономики страны показал, что решить проблему структурной  перестройки  на основе  только саморегулирующегося  рыночного механизма  не представляется возможным. Несмотря на первичное   превращение промышленных предприятий в акционерные  общества, не произошло ожидаемых  сдвигов в качестве  и организации управления. При этом ведущая  роль  отводилась концентрации  капитала в «точках роста» , что стимулировало дробление  организационной структуры   крупных промышленных предприятий  и объединений. Фактически произошло   разрушение отраслевой   структуры управления   промышленностью. Постановление  Верховного Совета  РФ « О введении в действие  Государственной  программы приватизации государственных  и муниципальных предприятий   в РФ  на 1992 год» от 11.07.1992 г. определяло, что при преобразовании   в акционерное общество предприятия, входящего в концерн, ассоциацию, корпорацию, согласия трудовых коллективов   других предприятий, входящих в объединение, не требовалось. Обратный  же процесс- кооперирование  в качестве составной  части плана  их приватизации не предусматривалось. Производственно-технологическим  комплексам  пришлось выбирать одно из двух: либо распад  экономически  и технологически единого  комплекса, либо его приватизация  в качестве единого целого  комплекса с утратой   самостоятельного  юридического статуса отдельных  производственных звеньев. Либерализация  экономической жизни  и особенно условий   функционирования предприятий  не смогла на начальном этапе  реформирования сама   по себе обеспечить  внутреннюю адаптацию  предприятий к рыночной среде, не превратила их в мобильные  и эффективные  хозяйствующие субъекты, восприимчивые  к организационным  и технологическим инновациям.

  За последнее десятилетие двадцатого века, по данным Госкомстата России,  общий  объем промышленного производства  сократился вдвое, объем продукции машиностроения  в 1999г. составил  39% от уровня  1990г., а объем продукции   легкой промышленности – всего 15%. Положительные  экономические  показатели   в 1999-2000гг.  носят конъюнктурный характер и обусловлены  факторами, не имеющими прямого  отношения  к подъему  и развитию  производственно-технологической базы России. В этих условиях  наметились тенденции, которые отражают  стремление хозяйствующих  субъектов  выжить за счет  объединения усилий, в частности, посредством  создания  финансово-промышленных групп (ФПГ) на основе  взаимопроникновения  и объединения  капиталов  различных сфер деятельности.

  Целью данной работы является  рассмотрение  финансово-промышленных групп как в нашей стране, так   и в мире.

Задачи работы:

1.Определение сущности  финансово-промышленных групп.

2. Обозначить основные формы  финансово-промышленных групп.

3. Рассмотреть развитие финансово-промышленных групп в России и за рубежом.

4. Выявить причины, тормозящие развитие ФПГ.


Глава 1.Индустриальные финансово-промышленные группы.

 1.1 Формы организации промышленности

   Становление рыночных  отношений  в России ведет  не только  к разнообразию  форм собственности - государственной, кооперативной, акционерной, арендной и частной, но и новых форм  промышленной интеграции. Одной из таких форм  является холдинг.

  Это - новая форма  индустриальной  интеграции  преимущественно  акционированных  предприятий  с участием  государственного капитала, как федерального, так и регионального.

  В состав холдинга могут входить  совместные предприятия  и иностранные  фирмы. Заинтересованные  предприятия  и фирмы объединяют часть  своих пакетов  и акций и создают  уставный капитал  головного предприятия (холдинга), которое становится  акционерной  компанией преимущественно открытого типа. В оборонной промышленности  одним из крупнейших  холдингов является  созданная  в 1998г. на базе бывших активов  «Интеррос» компания  « Новые программы и концепции».[1] Она объединяет  предприятия, производящие  военные суда ( судостроительный завод « Северная верфь»), компоненты к зенитным комплексам С-300П (Московский радиотехнический завод), противотанковые  и  переносные  зенитные  комплексы (Ленинградское  оптико-механическое  объединение, завод им. Дегтярева, Ковровский  механический завод), авиационную  технику ( ОКБ им. Сухого).

  Промышленная  холдинговая  компания ( ПХК)  представляет собой группу технологически  взаимосвязанных  предприятий, расположенных  на конкретной территории. Происходят  слияние  предприятий  и совместное  интегрирование  производства, что позволяет  увеличить  выпуск продукции, ее продажу, снижает вероятность банкротства предприятий. ПХК  создаются  большей  частью  на основе  топливно-сырьевых  добывающих отраслей, преимущественно  в районах  Европейского Севера и Сибири.

 Примером  создания холдинговой    нефтяной  компании является  «ЛУКойл». Холдинг представляет новую форму  системы управления и региональной  интеграции  промышленности.

  Другой формой  являются  финансово-промышленные  предприятия (ФПП), которые  объединяют  промышленные  производства  и банки. ФПП- это добровольный  производственно-финансовый  союз  самостоятельных  хозяйствующих  объектов.

  Развитие рыночных отношений   привело к необходимости создания  новой системы  инвестирования  промышленности, а это в свою очередь  привело к формированию   новых интегрированных  структур, способных  к саморазвитию в современных экономических  условиях. Одной из таких систем  являются финансово-промышленные группы (ФПГ).

 1.2 Сущность финансово-промышленных групп и их классификация

    В большинстве  стран  мира  возникновение и развитие  высокоинтегрированных  ФПГ носит  многоплановый  характер и проходит  при непосредственном участии государства.

  Государство законодательно  определяет  общие нормы  и правила  хозяйствования, обеспечивает  правовую основу  выполнения  хозяйственного законодательства, поддерживает  эффективную  конкуренцию, устанавливая  меры против   монополизации рынка, оказывает  поддержку  национальным производителям.

  Государственная поддержка была заложена  во все документы, связанные с формированием и развитием ФПГ, начиная с Указа Президента Российской Федерации от 05.12.1993г. №2096.

  Особое место уделено  мерам  государственной поддержки и в Федеральном  Законе  от 30.11.1995г. №190-ФЗ « О финансово-промышленных группах», а также в ряде  Президентских Указов и Правительственных постановлений.

  К настоящему времени  в Российской Федерации сложилась  уже достаточно развитая  правовая  база, регламентирующая  вопросы создания  и работы ФПГ.

Основной целью создания финансово-промышленных групп является  технологическая  или экономическая интеграция  для реализации инвестиционных  проектов и программ, направленных  на повышение  эффективности  производства, создание новых рабочих мест, рост  конкурентоспособности и расширение  рынков сбыта  товаров и услуг. Первой  зарегистрированной  финансово-промышленной  группой была ФПГ « Уральские заводы» в 1993г. За 1993-2000гг. объем  выпускаемой  продукции  предприятиями  ФПГ возрос  с 0,3 до 12,9% в общем  объеме   промышленного  производства страны, число  предприятий увеличилось с 19 до 1232, а количество  ФПГ с 1 до 77.

  В системе ФПГ  интегрируются  финансовые, производственные  и коммерческие структуры при сохранении юридической  самостоятельности каждого  из участников  группы.

  ФПГ  отличаются  разносторонним  развитием  и охватывают  более 100 направлений  деятельности. Наиболее крупные  из них охватывают  такие направления, как автомобилестроение, черная металлургия, химическая промышленность.

  Среди финансово-промышленных групп по своим объемам и численности  персонала  выделяются такие, как « Русхим», « магнитогорская сталь», «нижегородские автомобили», « Восточно-Сибирская группа».

  Большинство  финансово-промышленных  групп  включают  в состав своих  участников организации, специализация  которых  не совпадает  с основным  направлением  деятельности группы. Так, ФПГ « Объединенная  промышленно-строительная  компания» включает  предприятия легкой  и пищевой  промышленности: АО « Сафьян» и АО « Рязаньрыбпром».

  Создание финансово-промышленных  групп представляет  одно из важных  направлений  вывода  оборонного  комплекса  из глубокого кризиса. В настоящее время  в оборонной промышленности  зарегистрированы  четыре ФПГ - « Уральские заводы», «Скоростной флот», « Сокол» и « Сибирь». В ближайшие годы  предполагается  еще создание  30 аналогичных объединений.

  Финансово-промышленная группа как  надфирменная  структура  допускает  многовариантность  своего образования и идентифицируется  практически со всеми  формами  экономической интеграции  при выполнении следующих условий:

·  ФПГ – совокупность  юридически  самостоятельных хозяйствующих

субъектов;

·  обязательно наличие  в ее составе  кредитно-финансовой структуры;

·  отношения  собственности между членами  группы дополняются  реальным контролем  и воплощаются  в реализации  единой стратегии.

  Упорядочить разнообразие  структур, объединенных  понятием ФПГ, позволяет  их классификация по основным  признакам: характеру  интеграции (горизонтальные, вертикальные, конгломераты), территориальному охвату (региональные, национальные и транснациональные), доминированию интересов участников (промышленно кооперированные, банковские, государственные), степени  легализации (зарегистрированные – де-юре ФПГ и нелегализованные –де-факто ФПГ).

  В принципе, как считает Д.Ф. Скрипнюк, зав. кафедрой  экономики и мирохозяйственных связей Тюменского государственного института  мировой экономики[2], возможны три  пути объединения  предприятий:

1. На добровольной основе- с юридическим оформлением  или без оформления  учредительных документов;

2. Путем консолидации одним участником группы (это может быть как  предприятие, так и банк) приобретаемых  им пакетов акций других участников.

3. Административным путем – создание объединений  по решению  Правительства РФ, региональных властей, либо на основе межправительственных соглашений.

  По состоянию на 1 сентября 2001 года ( по данным Министерства  промышленности, науки и технологий РФ) внесены в государственный реестр  финансово-промышленных групп  РФ 89 ФПГ, в том числе 15 транснациональных ( из них 10 межгосударственных.) Наблюдается тенденция  сокращения численности  ФПГ в динамике, в том числе  и за счет вновь создаваемых  ФПГ.

 В 2000 г.  из государственного реестра  финансово-промышленных групп РФ были исключены 11 ФПГ, например, ФПГ « Сокол» (г. Воронеж, дата регистрации 31.03.94г.) В составе зарегистрированных  ФПГ действует более 1300 юридических лиц, в том числе 100 банков. Более частые партнеры  в транснациональных  и межгосударственных ФПГ - предприятия Белоруссии.

  Уставный капитал  центральных кампаний  ФПГ составлял  на момент регистрации  в 1998г. 4,1 млрд. руб., в 21999г.- 3,9 млрд. руб., в 2000г.- 2,0 млрд. рублей. При этом  по состоянию  на 1 января   1999г. в России было  79 официально  зарегистрированных ФПГ, в состав которых входило  более 1200 промышленных предприятий и организаций, свыше  170 финансово-кредитных институтов; на 1 января  2000г., соответственно, 80 ФПГ, 1200 промышленных предприятий  и организаций, 120 кредитно-финансовых институтов. По оценкам специалистов, приблизительно более 80 % в составе ФПГ преобладают  промышленные  предприятия  от общего числа участников.

  Главной целью  создания  «промышленных» ФПГ является необходимость  обеспечить  производственно-техническое  развитие группы  предприятий  и научно-исследовательских  организаций, имеющих  общие интересы  в технологическом  взаимодействии по созданию  определенной  продукции и освоению новых технологий путем  усиления  внутригрупповых   связей, которое иногда может  достигаться  с помощью  передачи  в  страстовое  управление  ФПГ временно  закрепленных   в собственности государства  акций ее участников. Центром группы  могут выступать  промышленные предприятия   (группа предприятий), военно-промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, научно-исследовательские институты.

  Вертикально интегрированные  ПФПГ представлены  двумя видами объединений, сконцентрированными вокруг  головного  предприятия и построенными  по технологической  цепочке. Обычно  индустриальные  ФПГ носят явно  выраженную  отраслевую направленность, сформированы вокруг одного, достаточно крупного  головного промышленного  предприятия. Головное предприятие  определяет стратегию и хозяйственную   политику всей группы.

   Главная цель  создания таких ФПГ- укрепление и поддержка  уже существующих  связей между  участниками  интеграции. Центральная компания создается  только  во исполнение  требования Закона « О ФПГ» и имеет сугубо  номинальное значение. Примером такого типа  ПФПГ может служить группа  «Тульский промышленник», в рамках которой  удалось объединить  18 предприятий и организаций. Лидирующее место  в группе занимает ОАО « Тулачермет», почти все промышленные предприятия-участники группы   либо поставляют ему свою продукцию, либо получают от него  сырье, обмениваются заказами, ресурсами.[3] Примером ПФПГ, где центральная  компания   имеет холдинговую направленность и контролирует всех участников группы, может служить ПФПГ « Носта-Трубы-Газ.» В состав группы  входят производители   простой и высоколегированной  стали и труб повышенной  прочности  и хладостойкости ОАО « Носта» (Орско-Халиловский  металлургический комбинат), « Челябинский  трубопрокатный завод» и « Выксунский  металлургический  завод», а также  основные потребители труб.

  Среди  горизонтально интегрированных  ПФПГ различают моно- и  полипрофильные.

  Монопрофильные  ПФПГ напоминают   объединение картельного типа, в основу которого положено  соглашение между  предприятиями  и цене, объеме  производства  и разделе рынка сбыта  товара.

  Полипрофильные  (кооперативные) ПФПГ в большинстве  случаев созданы  группой производственных  (индустриальных, агропромышленных) компаний, представляющих достаточно  широкий спектр направлений  деятельности, иногда связанных  между собой, а иногда и нет, производственными  отношениями. В основном , это региональные группы.

  По величине  объема отгруженной  продукции ФПГ  можно подразделить  на малые  ФПГ- выпуск  до  100 млн. долларов; средние ФПГ- выпуск от  100 долларов  до 1000 млн. долларов. Согласно  статистическим данным, на которые ссылается  Д.Ф. Скрипнюк[4], в России среди  зарегистрированных   ФПГ 4%- крупные, 32 %- средние и 64%- малые.

  Географическое  расположение  предприятий  ФПГ  очень обширно, в то же время заметна  тенденция к регистрации и расположению центральных  компаний  в Центральном  регионе и Москве. В Центральном  регионе  зарегистрировано (по состоянию  на первое полугодие 2000г.) более  48,5% от общего  числа ФПГ (в том числе  в Москве- около  37,5%), в Уральском регионе- около 11%, в Северо-Западном -7% ( в том числе и в Санкт-Петербурге- 4%), а в остальных менее 4%.

  В Западно-Сибирском регионе по состоянию на первое полугодие  2000г. официально зарегистрированы  ФПГ « Сибагромаш», месторасположение  центральной  компании- г. Рубцовск, и ФПГ « Сибирь» -г.Новосибирск.

1.3   Отраслевое распределение ФПГ

  Отраслевое распределение ФПГ в составе   сопоставимой выборки (показатели за 1999г. к уровню 1998г. и 1 полугодии 2000г. к соответствующему периоду 1999г.) по основным видам деятельности промышленных участников  представлено на табл.1(приложение) ; удельный вес продукции ФПГ, произведенной  в 1 полугодии 2000г. и 1999г. в общем объеме  производства по отраслям, представлен на табл. 2 (приложение)

  По сравнению  с промышленностью  в целом отмечается  низкая доля предприятий  топливной промышленности в официально-зарегистрированных  ФПГ и более  слабая  инвестиционная активность. Общая сумма инвестиций  43 ФПГ, указавших в  отчетности   соответствующую сумму, составила  в 2000 году  13,5 млн. руб., снизившись по сравнению  с 1999 годом, когда  сумма инвестиций  тех же 43  ФПГ  составляла  15,5  млн. рублей. Сумма инвестиций  в основной капитал  43 указанных ФПГ составляет   лишь  3,2 %  общей величины  инвестиций  промышленных предприятий  в России ( 419,4 млн. руб.) Тем не менее, более 50% инвестиций в промышленности (211, 1 млн. руб.) было осуществлено  предприятиями топливной промышленности.

  К факторам, формирующим  современные тенденции  развития процессов интеграции  банковского и промышленного капитала за рубежом,  следует отнести процесс отраслевой  концентрации  инвестиций  международных  финансово-промышленных групп. Примерно 80% объема реализации крупнейших ФПГ мира  сосредоточены  в четырех отраслях   промышленности: автомобилестроительной, нефтяной, химической и электронике.

    Анализ международной практики   организации и функционирования   ФПГ  выявляет как общие,  так и специфические черты. В США  на сегодняшний день  получили  распространение два  основных типа ФПГ. В первом случае  консолидирующим ядром  группы  выступает  банковский холдинг  («Морган», « Меллон»), во втором- промышленные концерны («Дженерал моторз», « Дюпон», « Дженерал электрик», « Форд моторз».)

  Американским  ФПГ присущи   изменчивость состава группы  и подвижность при жестко  закрепленном  центре финансового контроля. В Западной Европе также, как и в США, интеграция банковского и промышленного  капитала происходила   в результате централизации и концентрации капитала  в форме  слияний  и поглощений  в условиях свободного рынка. В странах  Азиатско-Тихоокеанского  региона (Китае, Японии, Южной  Корее и др.) многоотраслевые  объединения  создавались  с помощью государства, которое  и сейчас  оказывает  большое  влияние  на их деятельность.

 1.4 Задачи   региональных ФПГ. Основные этапы  стратегии их создания и причины, тормозящие их развитие

  Региональные ФПГ, являясь  элементом народнохозяйственного  комплекса региона, должны решать  двуединую задачу экономического развития производственных и финансовых структур региона, и, как следствие, комплексного развития  конкретной территории.

  Финансовый капитал  российских ФПГ  и банков должен  способствовать развитию  территории в случае, если их участник  расположен   на территории определенного региона. Однако процесс согласования  интересов приобретает  наиболее острый характер, когда управляющая  компания зарегистрирована  за пределами данного региона. Появляется возможность оттока  прибыли региональных предприятий в управляющую компанию. Помимо этого, отток финансовых ресурсов   из региона может  осуществляться  по банковским каналам  через размещение временно  свободных средств  на финансовых рынках  Москвы, через вывоз средств   в качестве процентов  за межбанковский кредит, балансовой  прибыли  банковских филиалов. Все это увеличивает  потенциальные потери  реального сектора данного региона.

  В России при переходе  на новую модель развития  каждый регион имеет  свои особенности. Успешность перехода   сопряжена  с административно-территориальными  реалиями  федеративного устройства  государства, разнообразием  природно-ресурсного  потенциала  и экологических условий, уровней  и возможностей социального  и экономического  развития, политических сил в регионе. Экономическая политика российских регионов  формируется, исходя  из утверждения о том, что изолированные  экономики исчерпали  потенциал развития и необходима  их структурная перестройка. Такими структурами становятся   в отдельных регионах ФПГ, ориентированные  на развитие  определенных  территорий   и области в целом, либо межрегиональные ФПГ, структурные  звенья которых  должны  строиться   с учетом  как корпоративных, так и  территориальных интересов. Организация работы  по выбору  и построению  модели региональной  финансово-промышленной  группы - это  не оформление документов, а длительное изучение  различных вариантов  возможного объединения   капиталов, проработка альтернативных сценариев,  которые в итоге  смогут повысить  управляемость   региональной экономикой  в целом на основе   согласования интересов   всех субъектов  хозяйствования в регионе.

  Д.Ф. Скрипнюк предлагает  следующие  основные  этапы  стратегии  создания ФПГ в регионе:

-оценка  экономического  потенциала  региона;

- определение  целей  и оценка полезности  создания  РФПГ на макро- и микро-уровне;

- анализ  и оценка  проектируемой  модели РФПГ;

- разработка  стратегии и методических  положений    по созданию  и контролю  за деятельностью РФПГ.

  При оценках  эффективности ФПГ с позиций регионов  Д.Ф. Скрипнюк также выделил ряд показателей:

-размер и динамика  поступлений   в региональный  бюджет от ФПГ  в сравнении с размером  и динамикой  общих  доходов  от производства  и реализации продукции ФПГ или  (в случае с  межрегиональными ФПГ), которые  расположены  в данном  регионе: размеры  капиталов, вывозимых из региона через ФПГ, и связанные с этим  потери регионального бюджета;

-уровень  рентабельности  инвестиций, полученных  предприятиями  ФПГ  от местной  администрации;

- показатели, определяющие  социальную устойчивость  региона.

  Следующим уровнем  оценки эффективности ФПГ  является оценка  с позиций  конкретных участников (в том числе и показатели интеграции).

  Для  Западно-Сибирского  региона идея  ФПГ связана, прежде всего, с необходимостью  стабилизации  и дальнейшего развития  отраслей  добывающей промышленности. Интересным исследованием по этому вопросу является  идея создания   ФПГ «  Тюменские  углеводороды»[5], поскольку такая ФПГ могла бы стать  организационно-экономическим центром региональной  промышленной политики на ближайшие десятилетия, способствовать  созданию  в южной зоне области  комплекса  нефте- и газохимических предприятий и тем самым  внести коренное  изменение  в структуру  промышленности региона.

  Важной причиной, тормозящей развитие ФПГ, по утверждению С.А. Гориной[6], является отсутствие  адекватной  законодательной базы (о государственных гарантиях, о залоге, о трасте), облегчающей  привлечение  частных  инвестиций  в проекты ФПГ.

  Сложности, возникающие  на стадии официальной регистрации, также не способствуют  созданию  ФПГ. Так, для  регистрации  группы  необходимо  иметь  неординарный  экономический  проект (организационный план). В нем  нужно обосновать  целесообразность  создания  и функционирования  ФПГ, показать  зримую  финансовую отдачу и доказать, что деятельность группы принесет большую  пользу народному хозяйству. Требуется  согласование  с Министерством  по антимонопольной  политике РФ  и Мингосимуществом России, а иногда  даже с Министерством обороны  и Минэкономразвития  России. Кроме того, могут потребоваться экспертные  заключения  компетентных  организаций  и специалистов.


Глава 2. Развитие  финансово-промышленных  групп  в мире и в России.

2.1 Развитие  финансово-промышленных компаний Тюменской области

  Одной из крупнейших  нефтяных компаний  России является компания «Сибнефть», которой в этом году  исполняется десять лет.

  Официальной датой создания  Сибирской нефтяной компании  принято считать  24 августа  1995 года. Именно тогда  Президент  РФ  Борис Ельцин издал  указ о создании  крупного холдинга, куда вошли  нефтедобывающее  предприятие  « Ноябрьскнефтегаз», омский  нефтеперерабатывающий   завод, разведочное  предприятие   «Ноябрьскнефтегазгеофизика» и сбытовое предприятие  «Омск-нефтепродукт». « Сибнефть» оказалась  фактически единственной компанией, куда вошли организации, долгое время работавшие  в тесном сотрудничестве, и это стало  ее стратегическим  преимуществом.

  Новая модель развития,  больше традиционная  для международных нефтяных компаний, позволила активно  развивать все направления деятельности: от разведки и добычи  нефти до производства  и реализации нефтепродуктов.

  В 2000 году была  развернута масштабная  программа по увеличению  нефтедобычи. Связана она главным образом  с использованием современных  методов управления   разработкой месторождений, повышением  эффективности  эксплуатации  и качества  строительства новых  скважин. Благодаря стратегическому  альянсу с международной сервисной  компанией  Schlumberger был сделан настоящий  технологический  прорыв.

   Первым  совместным проектом  стало проведение  гидроразрывов  нефтяных  пластов. В дальнейшем спектр  оказываемых  Schlumberger  услуг  расширился. Сегодня он включает  бурение  горизонтальных скважин  и зарезку боковых   стволов. До сих пор  « Сибнефть»  остается одним  из лидеров  в этих направлениях.

  Всего через год  в основной  ресурсной базе, коей являлся  Ямало-Ненецкий округ   Тюменской области, добавилась новая - в мае 2001 года   была получена первая  промышленная нефть на Крапивинском  месторождении в Омской области.

  С ростом нефтедобычи  появляется  потребность  в модернизации Омского  нефтеперерабатывающего  завода - крупнейшего  в России и одного из самых мощных в мире. В 2001 году  была построена установка  алкилирования. Она сменила  устаревшую   и позволила начать   производство   высокооктанового бензина АИ-98 в промышленных объемах. Была реконструирована  установка   каталитического  крекинга  и смонтирована  автоматическая  линия налива   автомобильных  масел, что превратило  ОНПЗ  во второго по величине  производителя масел  в России.

     Сегодня Омский  нефтеперерабатывающий  завод выпускает  более 130  наименований  продукции. Среди них  капролактам  и параксилол, широко  применяемые   при производстве   тканей, ковровых  покрытий и одежды. В пищевой промышленности используют инертный газ, углекислоту, в том числе и твердую- сухой лед. Очень ценится   полиэтилентерефлатан - полимер, необходимый  в производстве  полиэфирного  волокна.

  В свой  юбилейный год « Сибнефть» запускает  реконструированную  установку  миллионного  риформинга, что позволит   увеличить выпуск  экологически  чистых бензинов. Проект, в рамках  которого происходит  модернизация  Омского  нефтеперерабатывающего  завода, рассчитан  до 2015 года.

  Развитие же  сбытовой сети  « Сибнефти»  уже давно вышло  за пределы  Омской области. Бензины, дизельное  топливо, масла  реализуются  через  розничные  и оптовые сети  в Барнауле, Екатеринбурге, Ноябрьске, Кузбассе и других областях, в том числе - в Тюменском регионе.

  Сегодня  сеть АЗС « Сибнести» по югу Тюменской  области  насчитывает  более 80 автозаправочных  станций. Всего за четыре  года  было реконструировано 40 АЗС,  9 было  построено  « с нуля». 

В 2004 году ОАО « Сибнефтепродукт» начало программу  переоборудования  автозаправочных  станций  в многотопливные комплексы. Шесть МАЗС «Сибнефти»  в Тюменском регионе  реализуют  не только традиционные  автобензины и дизельное топливо, но и автомобильный  газ. Аккредитированная испытательная  лаборатория  предприятия позволяет  полностью контролировать  качества топлива, которое поступает  с Омского  нефтеперабатывающего завода. Кроме того, предприятие   проводит и природоохранные мероприятия по очистке сточных вод, системе  рекуперации паров, рекультивации  земель и других. Только в 2004 году  на экологию  было потрачено  около 12  миллионов  рублей.

  Являясь  частью  крупной  компании, ОАО  « Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» поддерживает  высокие стандарты « Сибнефти».[7]

 2.2 Развитие финансово-промышленного автомобилестроения

  Крупнейшему  российскому производителю  автомобилей- АВтоВАЗу- летом  2005 года удалось  отыграть  свои позиции  на рынке.

  В июне 2005 года  компания  увеличила объем  продаж  в России относительно  соответствующего  периода предыдущего  года на 10%- до 55 360 автомобилей.

  Рост доходов населения  и большая масса  свободных денежных   средств  в обращении подстегивают  спрос и на иномарки, и на  Lada.

  Объем продаж  на  российском автомобильном рынке  по итогам первого  полугодия 2005 года вырос  на 2,5 % по  сравнению  с аналогичным периодом  2004-го. За первое  полугодие   выручка АвтоВАЗа составила  61,9 млрд. руб., что на 2 млрд. рублей больше, чем   за соответствующий период  прошлого года.

  Во  втором полугодии  борьба  между  новыми  иномарками  и АвтоВАЗом  станет  еще  более  ожесточенной:  ведь в продаже появились  новые модели – Renault  Logan и  Ford Forus II.

 Со стороны  российской   автопромоадекватный ответ на притязания иностранных производителей- это  Lada Kalina. До конца года   в торговые сети  поступит  около 20 000 автомобилей  данной модели.[8]

2.3 Развитие финансово-промышленного судостроения

  Крупнейшая  российская судоходная  компания  « Совкомфлот»  планирует  увеличить портфель  заказов  на перевозку  сжиженного  природного газа (СПГ). Пытаясь  закрепиться  на зарубежных рынках, перевозчик   одновременно заявляет, что главная ставка будет  сделана  на российскую добычу  газа.

  Выиграв  тендер  в рамках   индонезийского  проекта  « Тамгу», «Совкомфлот»  сейчас  готовится  к конкурсам  в Йемене и катаре. Руководитель  группы  маркетинга  и новых проектов   компании Дмитрий  Русанов  говорит, что  главная ставка в перевозке  СПГ  будет сделана  на российский рынок, однако зарубежные  контракты  сейчас необходимы, чтобы получить  достаточный опыт  в транспортировке газа.[9]

  Отсутствие опыта стало  причиной создания   совместного  предприятия   с японским партнером  в проекте « Сахалин-2». В октябре 2004г. перевозчик в альянсе  Yuson Kaisha ( NYK) выиграла  конкурс на строительство двух  газовозов и  транспортировку  СПГ на Сахалине. Но поскольку «Совкомфлот» не работал  с СПГ, его доля  в проекте  составила -40%, а у  NYK- 60%.

  Между  игроками  существуют договоренности  о  возможном  увеличении доли  российской  компании до 50%. При этом  за право участвовать  в транспортировке  СПГ  перевозчику пришлось  активно конкурировать  с мировыми игроками, несмотря на  то, что  проект  разрабатывается   на условиях  СРП (соглашения о разделе продукции).

  Участие  « Совкомфлота»  в проекте   в Финском заливе  позволит  компании увеличить   собственный портфель заказов. Кроме того, «Совкомфлот»  рассматривает  и возможные варианты  выхода   на публичные рынки капитала.

2.4 Холдинговые компании России

  Что касается   организационных объединений типа  холдинга, то их  привлекательность пока невысока и составляет  всего 6% от  общего количества  зарегистрированных групп. Наиболее показательными  примерами  ФПГ  холдингового типа  являются ФПГ «РОССТРО», «Сибагромаш» и др.

 Так, ОА « РОССТРО»  -головная  компания  холдинга и одновременно  центральная компания   одноименной  ФПГ, владеет  пакетами  акций предприятий и организаций, в совокупности образующих  имущественно-правовой  инвестиционно-строительный комплекс предприятия, входящие  в ФПГ, обеспечивают  управление  проектами, выполнение  всего комплекса  работ и услуг по  подготовке  строительства,  производству   строительных материалов, проектированию  объектов, их строительству и коммунальному обслуживанию.

  Создание  холдинговой компании  возможно также путем   передачи в  трастовое  управление центральной  компании ФПГ акций предприятий-участников, временно закрепленных  за  государством.[10]

  По данным Мингосимущества России, это группы: « Русхим», «Тяжэнергомаш», « Восточно-Сибирская группа».

  Так, Русхим» получил  в траст 12% акций Дзержинского  ОАО « Заря», 20%- Березниковского ОАО « Сода», 30% акций  Славгородского  ОАО «Алтайхимпром».

  ФПГ «Восточно-Сибирская группа» имеет  в трастовом  управлении пакеты  акций трех предприятий: « Кедр» (51%), «Иркутскэнерго» (20%) и « Разрез Туловский».

  В марте  1998г. Мингосимущество  России заключило  договор  о передаче  в доверительное  управление центральной  компании ФПГ « Тяжэнергомонтаж» акции  таких  предприятий, как ОАО « Гипротяжмаш» (20,5%), « Турбомоторный завод» (25%), « Электростальский  завод тяжелого машиностроения» (36,3%), « Ясногорский  машиностроительный завод» (5%), « Тульский  завод  электроприводов» (10,7%).[11]

  Аналогичное постановление  существует  и по группе « Точность».[12]

2.5  Финансово-промышленная деятельность нефтяных и химических комплексов  за рубежом и в России

  Практически во всех сферах  деятельности нефтяных компаний наблюдается  рост  капитальных  вложений.

  Преобладающая  часть  капитала  вкладывается  в разведывательное  и эксплуатационное  бурение, затраты на которые  возрастут с 46,7 млрд. долл. в  2003г. до 43,8 млрд. долл. в 2005 году. На географические и геологические  поисковые работы  в этих  затратах  приходится  примерно  7,1 млрд. долл. в год.

 Число действующих  буровых  платформ  в США  увеличилось  с 1032 в 2003г. до 1192 в 2004г. и 1276 в 2005г.[13]

  Капиталовложения  нефтегазовых  компаний США, млн. долл. рассмотрены в приложении, в таблице № 3.

  Возросшая потребность  в моторном  топливе  с пониженным содержанием  серы  и жесткие  экологические требования  по выбросам  серы  в атмосферу  вызвали резкое  увеличение спроса  на катализаторы  для   капитального крекинго-флюид в  США.

  Крупнейшей  компанией  по выпуску  катализаторов  для  каталитического крекинга является «Грейс», обеспечивающая  40% рынка США. Ее заводы  размещаются  в Лейк-Чарльзе и Балтиморе (США), а  также  в Вормсе (Германия). 30% рынка  этих катализаторов  держит  компания  «Энгельгард» и 25%-« Албемарл».

  Последняя  приобрела  в 2004г. производство катализаторов  голландской  компании « АКЗО Нобель».

  В первом  квартале  2005г. все три  крупнейшие  компании катализаторов  в США  повысили  цены  на них на 7-9%. Это связано с удорожанием кремнезема, каустической соды, силикатов натрия, минеральных  кислот и других исходных  продуктов  для производства катализаторов.[14]

  В 2004г. масса  прибыли  большинства  американских  нефтяных  компаний  значительно  превысила  уровень 2003г., что связано  с удорожанием  нефти и увеличением спроса  на  автомобильный  бензин.

  Чистая прибыль  крупнейших  компаний  и источники ее  получения  показаны  в таблице № 4 приложения.

  Увеличению прибыли  способствовал рост  объема  переработки  в стране  и увеличение продаж  малосернистого  моторного топлива. Коэффициент  использования  мощностей  только  на  нефтеперерабатывающих  заводах  компании «Коноко-Филлипс» поднялся до 94%.[15]

  Результаты  деятельности  крупных  и  средних  предприятий  химической  и нефтехимической  промышленности РФ в январе-сентябре 2004г. достаточно  полно иллюстрируют  сохранение  тенденций  последовательного  улучшения  финансово-экономической  ситуации на большинстве  предприятий  отрасли, сформировавшихся в 2003 году. Прибыль от  производства продукции  (работ, услуг) в  химическом комплексе в январе-сентябре 2004г. по сравнению с 2003г. увеличилась на 14,0 млрд. руб. или  на 74,5% и составила 32,8 млрд. руб.[16]

    Одна из крупнейших  Аравийских компаний  « Арамко» (Аравийско-Американская компания) создана  в 1933г. как частная компания по добыче  нефти в Саудовской  Аравии. В 1939г. она начала  экспорт ее из страны. В 1973г. правительство  Саудовской Аравии начало  выкупать акции  этой  компании и в 1980г. компания  « Арамко»  стала полностью  государственной. На внешнем и внутреннем  рынке интересы  ее защищает  министр нефтяной  промышленности Саудовской Аравии. С 90-х годов  «Арамко»  стала государственной  монополией также  в добыче  жидких газов  из природного газа.

  В настоящее время (2004г.) она сосредоточила в своих руках запасы нефти -35534 млн. т и природного газа- 663,6 млрд.м. куб.  В 2004г. компания добыла 452 млн. т нефти, 7127 млн.м. куб. природного газа и 55,1 млн. м. куб. жидких  газов из природного газа. Экспорт нефти  из Саудовской  Аравии составлял  в 2003г. 323,3 млн.т., нефтепродуктов- 21,6 млн. т и жидких газов из  природного газа- 41,96 млн. м. куб.

  Компании  принадлежит  7 нефтеперерабатывающих  заводов в Саудовской Аравии (Рабих, Танбу, Рас-Танура, Джубайл, Ямбу, Риад и Ядах) общей мощностью  93,9 млн.т. в год, нефтехимическая компания « САБИК» (70%), а также  доли акционерного капитала в нефтяных компаниях США, Южной Кореи, Филиппин и Греции.

  В 2005г. компания  начала  освоение  гигантского месторождения нефти и природного газа  в г. Курсаниях (недалеко от г. Джубайл). Уже в 2008г. здесь будет добываться  около  25 млн. т. нефти и построен завод этана и жидких  газов из природного газа мощностью  50 тыс. м. куб. в сутки. Для строительства  завода жидких  газов создан специальный  консорциум.[17]

   Что же касается российских предприятий, то  убытки  неэффективно  работающих  крупных  и средних предприятий  отрасли  в январе-сентябре 2004года  по сравнению с аналогичным периодом 2003 года  снизились на 2,6 млрд. руб. (на 30,2%) и составили 6,0 млрд. руб.

  Задолженность  по полученным  кредитам  и займам  на крупных  и средних предприятиях химической и нефтехимической   промышленности в 2004г. увеличилась на 21,1 млрд. рублей., а  просроченная  задолженность  по полученным  кредитам  и займам  снизилась  на 0,4 млрд. рублей (на 7,3%) и составила 5,1 млрд. рублей.

  Внешнеторговый оборот  химической и нефтехимической продукции   увеличился относительно  2003 года на 4,8 млрд. долл. или на 42%.

  В результате  превышения  экспорта  баланс  внешнеторговых  операций  в 2004 г. был  положительным, при этом сальдо возросло  по сравнению с 2003г. на 1,3 млрд. долларов.

  Российская  и нефтехимическая  продукция  реализуется  на рынках почти  100 стран  мирового сообщества. Вместе с тем крупнейшими   покупателями   является Китай, Финляндия, Белоруссия, Украина: в 2004г. на эти страны  приходилось 42,1% экспорта.

  Крупнейшие  нефтяные компании - МХК « Еврохим» и холдинг « Акрон»,  «Уралкамит»  и « Сильвшин», в Приволжском  федеральном округе – ОАО «НИИТЭХИМ».

  За пять  месяцев 2005г. по сравнению с  соответствующим  периодом  2004 года объем  переработки  нефти   увеличили 19 из 27  нефтеперерабатывающих  предприятий России, а также  ОАО « Газпром». Наибольший прирост  наблюдался на небольших по  мощности  НПЗ: ЗАО «Краснодарэконефть», ОАО « Ярославский НПЗ» и ООО « Афипский НПЗ», но  на этих предприятиях  есть резерв  повышения  объема  переработки нефти.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В заключение работы на основании изученной литературы, а также поставленной цели и задач можно сделать следующие выводы:

1. Создание новых форм  промышленной  организации  хозяйства, таких, как  промышленные холдинговые компании и финансово-промышленные предприятия, способствует  дальнейшему развитию  рыночных  отношений, производству  конкурентоспособной  продукции на мировом рынке  и повышению  эффективности развития  всего хозяйственного комплекса России.

2.Финансово-промышленные группы - это добровольный  производственно-финансовый союз  самостоятельно-хозяйствующих субъектов.

3. Финансово-промышленные группы - системы  инвестирования промышленности, способные   к саморазвитию в  современных экономических условиях.

4. Основной  целью  создания ФПГ  является  технологическая или  экономическая интеграция  для реализации  инвестиционных  проектов  и программ, направленных  на повышение  эффективности  производства, создание новых рабочих мест, а также  рост конкурентоспособности и расширение рынков  сбыта товаров  и услуг.

5. ФПГ  допускает   многовариантность своего  образования  при следующих условиях:

- ФПГ-совокупность  юридически самостоятельных  хозяйствующих субъектов;

-обязательно  наличие  в ее составе  кредитно-финансовой структуры;

-отношения собственности между членами  группы дополняются реальным  контролем  и воплощаются   в реализации единой стратегии.

6.Основными  этапами  стратегии создания ФПГ в регионе являются:

-оценка  экономического потенциала  региона;

- определение целей   и оценка  полезности  создания РФПГ на макро- и микро-уровне;

-анализ и оценка  проектируемой  модели  РФПГ;

- разработка  стратегии и   методических положений  по созданию  и контролю  за деятельностью РФПГ.

7. Состав ФПГ  формируется  на базе взаимовыгодности  финансово-экономических отношений между  группой  банков и группой промышленных предприятий, т.е. между  двумя структурными элементами. Внутри ФПГ  осуществляется  взаимное кредитование под более  низкий процент, чем в других действующих  банках. При этом банки, осуществляя  внутри ФПГ льготное  кредитование предприятий, в свою очередь участвуют в распределении дохода, полученного от производственной деятельности.

8. Крупнейшими  ФПГ  в России являются: компания « Сибнефть», МХК «Еврохим», «Уралкамит», в Приволжском федеративном округе- «НИИТЭХИМ»; российский производитель автомобилей –АВТОВАЗ, российская судоходная компания « Совкомфлот» и др.

  За рубежом - крупнейшая  компания  по выпуску  катализаторов «Грейс» (США), « Коноко-Филлипс», Аравийская  компания « Арамко»  (компания по добыче нефти), нефтехимический комплекс « САБИК».

9. Анализ, результаты функционирования ФПГ за период 1995-2005г. с точки зрения  роста  и улучшения  динамики  основных  показателей  деятельности, включая  прибыль, показывает, что в целом группы можно  оценить  как экономически эффективные.

10. Анализ  существующих  ФПГ  показывает многообразие  вариантов  их организационного строения и управления. При этом  ориентация  на ту или иную форму  интеграции  в рамках  ФПГ  в существенной степени  зависит  от избранной  целевой стратегии предприятия или группы  взаимодействующих предприятий. 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Закон « О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995г. «190-ФЗ

2. Постановление Верховного Совета РФ «О введении в  действие  Государственной  программы приватизации государственных  и муниципальных  предприятий  в РФ на 1992 год» от 11.07. 1992г.

3. Постановление Правительства РФ от 24.07.1997г. №949 «  О закреплении в  федеральной собственности акций акционерных обществ-участников  Финансово-промышленной группы тяжелого и энергетического машиностроения и передаче их в доверительное управление».

4. Постановление  Правительства РФ от 13.10.1997г. №1308 « О мерах  государственной поддержки  деятельности  транснациональной  ФПГ «Точность».

5. Васин А.С. Механизм взаимовыгодного  распределения дохода между участниками ФПГ.// « финансы и кредит» № 25-2004 С.19

6. Вестник химической промышленности. Вып.1 (33) – 2005г.

7. Горина С.А. « Проблемы  стратегического взаимодействия ФПГ и государства./\ « Финансы  и кредит» № 29-2004г. С.29

8. « Опыт с газом»// « Компания» № 26-2005г.

9. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова. 2-е изд., перераб и доп.- М.: ЮНИТИ, 2000

10. Региональная  экономика: Учебник  для вузов/ Т.Г. Морозова.-3-е изд., пер. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

11.Состояние  российского и мирового рынков  нефти, продуктов нефтепереработки, нефтехимии и химии. Научно-информационный  сборник. 2005. №7.

12.Скрипнюк Д.Ф. Индустриальные финансово-промышленные группы// «Налоги, инвестиции, капитал».№5-6, 2001г.

13.Креданская Г. «Юбиляру-10 лет»// « Аргументы и факты в Западной Сибири» №-38-2005г.

14. Финансово-промышленные  группы: проблемы становления, функционирования, моделирования / Под ред. В.В. Титова, З.В. Коробковой.- Новосибирск: ИЭиОППСО РАН, 1996.

15. Цветков В. Финансово-промышленные группы: тенденции развития/ Промышленные ведомости.№14-июль 2001г.

16.Oil and Gas Journal..- 2005.- Vol. 103, №13.- P.21

17.Chemical Week .-2005.- Vol. 167, №11.- P.37

18.Petroleum Economist.-2005.- Vol.72, №4.- P.9

19. Petroleum Review.-2005.- Vol.59, №700.- P.6

20.Hydrocarbon processing.-2005.- Vol .84, №3.- P.21,23



[1] Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова.-3-е изд., изм.  пер. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 140

Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова. 2-е изд., пер. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2000. С. 116-118

[2] Д.Ф. Скрипнюк. Индустриальные финансово-промышленные группы.// « Налоги , инвестиции, капитал» №. 5-6 2001г. С. 125

[3] Цветков В. Финансово-промышленные группы: тенденции  развития/ Промышленные ведомости. №14, июль 2001г.- С. 3-4

[4]  Д.Ф. Скрипнюк. Индустриальные финансово-промышленные группы.// «Налоги, инвестиции, капитал», №5-6 2001г. С. 127

[5] Финансово-промышленные  группы: проблемы становления, функционирования, моделирования/ Под ред. В.В. Титова, З.В. Коробковой.- Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996.- 176с.

[6] С.А. Горина . Проблемы стратегического взаимодействия ФПГ и государства.// «Финансы и кредит» №29-2004г. С. 29

[7] По материал статьи Г.Креданской  « Юбиляру -10 лет»// «Аргументы и факты» в Западной Сибири» №38, 2005г. С.6

[8] «Компания» №31-15 августа. 2005г.

[9] «Опыт с газом».// « Компания» №26-2005. С. 6-7

[10] ст.15 Федерального закона от 30.11.1995г. №190-ФЗ « О ФПГ»

[11] Постановление Правительства РФ от 24.07.1997г. №949 « О закреплении в федеральной  собственности  акций  акционерных обществ-участников  финансово-промышленной группы тяжелого  и энергетического машиностроения и передаче  их в доверительное управление».

[12] Постановление  Правительства РФ  от 13.10.1997г. №1408 «  О мерах государственной поддержки  деятельности транснациональной  ФПГ « Точность».

[13] Состояние российских и  мировых рынков нефти. Научно-информационный сборник.2005. №7 С.19

Oil and Gas  Journal ..-2005.-Vol . 103, №13.-  P.21

[14] Chemical Week.-2005.- Vol.167, №11.-  P.37

[15] Hydrocarbon processing.-2005.-  Vol.84, №3.- P.21, 23.

[16] Вестник химической промышленности. Вып.1(33) 2005г. С.11

[17]  Petroleum Economist.- 2005.-  Vol. 72, №4.- P.9

Petroleum Review.- 2005. - Vol .59, № 700.- P.6

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ. СУЩНОСТЬ. ФОРМЫ. РАЗВИТИЕ В МИРЕ И В РОССИИ. План: Введение………………………………………………………………………..3-4 Глава 1. Индустриальные  финансово-промышленные группы……………5-15 1.1 Формы организации промышленности…………

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Управління системою контролінгу на підприємстві
Финансово-хозяйственная деятельность МУП "Кировский"
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия ОАО "Тамбовский завод "Комсомолец"
Финансово-экономические методы поддержки малого бизнеса
Финансово-экономический расчет хозяйственной деятельности образовательных учреждений
Финансовое планирование деятельности ОАО "БелАЦИ"
Финансовое планирование на предприятии
Технический контроль качества
Техническое нормирование на пневмомеханических прядильных машинах
Управление и формирование прибыли на примере ООО "Глобус"

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru