курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Министерство образования Республики Беларусь
УО "Полоцкий государственный лесной техникум"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №
ВАРИАНТ № 98
по дисциплине
Основы экономической теории
учащегося 4 курса заочного отделения 45 группы
Шифр П - 45
Специальность "лесное хозяйство"
Дата получения работы техникумом ____________
Оценка _______________
(зачет, не зачет)
Дата проверки ________________
Подпись преподавателя ___________
Охарактеризуйте разделы экономической теории: микро- и макроэкономика, мировая экономика. 3
Опишите функции и виды предприятий. 4
Изложите задачи фискальная политика государства, опишите основные инструменты политики. 7
Фискальная политика Республики Беларусь в условиях перехода к рынку 10
Используемая литература. 17
Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает экономические отношения, складывающиеся при взаимодействии людей и отдельных социальных групп в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ с целью удовлетворения неограниченных потребностей при ограниченных ресурсах на различных уровнях экономики. Следовательно, предмет экономической теории достаточно обширен.
В связи с этим выделяют следующие разделы экономической теории как науки (рис.1).
Первый из них - общая экономическая теория - изучает общие принципы функционирования экономики, раскрывает общую теорию экономических систем и их структуры, дает характеристику основных типов, видов и моделей экономических систем, определяет общие факторы, условия, элементы, сферы экономики, их особенности и эффективность функционирования, а также общие тенденции развития.
Микроэкономика - часть экономической теории, изучающая отдельные обособленные экономические единицы: предприятия, фирмы, отдельные рынки и законы их функционирования.
Макроэкономика - часть экономической теории, которая изучает совокупность и взаимосвязанность всех экономических процессов, осуществляемых всеми экономическими субъектами на уровне национальной экономики.
Мировая экономика изучает экономические взаимосвязи между странами, регионами мира, международными союзами и объединениями государств.
Отличительной чертой любой науки, в том числе и экономической теории, является, наряду с особым предметом изучения, применение определенных методов исследования.
Под предприятием понимается: "самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества, производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц". Каждое предприятие как юридическое лицо имеет свой устав, бухгалтерский баланс, свой расчетный счет в банке.
Предприятия выполняют следующие функции:
удовлетворение потребности в определенных видах продукции и услуг (это основная функция предприятий);
максимизация прибыли;
обновление производства, его технической базы и ассортимента выпускаемой продукции;
рациональное использование ресурсов;
своевременное реагирование на изменение спроса и в связи с этим увеличение или сокращение объема производства, улучшение качества изготавливаемой продукции, уменьшение издержек производства.
Предприятия в экономической системе классифицируются по различным признакам, среди которых наиболее существенную роль играет группировка, базирующаяся на форме собственности. Возможное осуществление различных видов деятельности и различные способы организации предприятия предопределяют множественность хозяйственно-правовых форм (таблица 1).
Таблица 1.
Основные признаки классификации предприятий
Классификационный признак | Виды предприятий |
Отраслевая принадлежность |
Промышленные Сельскохозяйственные Транспортные Предприятия связи Предприятия торговли Предприятия здравоохранения и др. |
Форма собственности |
Государственные республиканской собственности коммунальной собственности Частные |
Организационно-правовой статус |
Предприятия-товарищества полные товарищества коммандитные товарищества Предприятия-общества открытые акционерные общества закрытые акционерные общества общества с ограниченной ответственностью общества с дополнительной ответственностью дочерние и зависимые общества Производственные кооперативы Унитарные основанные на правах хозяйственного ведения основанные на правах оперативного управления (казенные предприятия) |
Цель деятельности |
Коммерческие Некоммерческие |
Вид деятельности |
Предприятия материального производства добывающие перерабатывающие предприятия грузового транспорта складские торговые (оптовая и розничная торговля) и др. Предприятия сферы услуг банки страховые компании предприятия пассажирского транспорта консалтинговые фирмы предприятия здравоохранения предприятия образования предприятия организации досуга и др. |
Продолжительность производственного цикла |
Непрерывный производственный цикл Прерывный производственный цикл |
Количество видов (структура) производимой продукции (состав типов продукции) |
Многопрофильные (универсальные) Специализированные Комбинированные (смешанные) Узкоспециализированные (производящие ограниченное число товаров) |
Степень концентрации (размер) |
Крупные Средние Малые |
Характер воздействия на предмет труда |
Добывающие Перерабатывающие (обрабатывающие) |
Экономическое назначение продукции |
Производственные Непроизводственные |
Устойчивость производственного процесса во времени (возможность круглогодовой работы) |
Сезонные Несезонные (круглогодичного действия) |
Доминирующий фактор осуществления деятельности (вид затрат) |
Трудоемкие Материалоемкие Энергоемкие Капиталоемкие Наукоемкие и т.д. |
Участие иностранного капитала |
Совместные Иностранные Национальные |
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства представляет собой совокупность мероприятий, направленных на управление государственным бюджетом, государственными расходами и налогообложением.
Таблица 2.
Основные виды и инструменты государственного регулирования экономики
Виды политики | Регулирующие инструменты |
Фискальная (бюджетно-налоговая) |
налогообложение; дотации; субсидии; льготы; санкции. |
Монетарная (денежно-кредитная) |
купля-продажа государственных ценных бумаг; изменение резервной нормы коммерческих банков; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). |
Внешнеэкономическая |
управление обменным курсом; система внешнеторговых тарифов и льгот; лицензирование внешней торговли. |
Социальная |
адресная система социальной защиты; трансфертные платежи; компенсация и индексация текущих расходов; система социальных гарантий. |
Монетарная (денежно-кредитная) политика - это совокупность мероприятий, которые предпринимаются в денежно-кредитной сфере с целью упорядочения спроса на деньги и предложения денег для достижения стабильного экономического развития.
Социальная политика - это политика, направленная на реализацию Программ занятости, оказание помощи малоимущим слоям населения и многодетным семьям, на обеспечение снабжения населения всеми необходимыми товаров и услуг, развитие сферы образования, медицинского обслуживания, социального страхования и культуры.
Внешнеэкономическая политика государства представляет собой комплекс мер по регулированию экспортно-импортных операций.
Для воздействия на социально-экономические процессы государство использует две основные группы методов: прямые и косвенные. Методы прямого воздействия вынуждают тех, кто действует в рыночной экономике, принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Прямое государственное регулирование осуществляется посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти. Прямое вмешательство государства в экономику выражается в том, что оно как обладатель значительных средств является крупнейшим инвестором и собственником.
Косвенные методы предполагают формирование общих условий хозяйствования, а также соответствующей экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении определенных действий. При этом, право принимать те или иные решения остается за самими хозяйствующими субъектами. Косвенное вмешательство государства в рыночную экономику осуществляется по таким направлениям, как:
стимулирование инвестиций;
обеспечение полной занятости;
стимулирование экспортно-импортных операций;
воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и, в особенности, на уровень цен на социально значимые товары и услуги;
поддержание устойчивого экономического роста;
перераспределение доходов.
Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает, главным образом, к фискальной и монетарной политике.
Субъектами государственного регулирования выступают участники рыночной экономики (учреждения, предприятия и фирмы, население), с помощью которых осуществляются регулирующие меры.
Объектами государственного регулирования являются сферы, отрасли экономики, регионы страны, а также ситуации и явления социально-экономической жизни, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы, решение которых требует государственного вмешательства. Среди основных объектов государственного регулирования можно выделить следующие:
экономический рост;
занятость населения;
денежное обращение;
цены;
научные исследования и их внедрение;
условия конкуренции;
подготовка и переподготовка кадров;
социальное страхование;
окружающая среда;
внешнеэкономические связи.
С целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией, государство осуществляет фискальную политику, или бюджетно-налоговую политику.
Фискальная политика - это комплекс государственных мер по регулированию национальной экономики с помощью государственных расходов и налогов.
По характеру воздействия на экономику различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.
Стимулирующая фискальная политика - осуществляется в период спада производства для его оживления путем увеличения государственных расходов или снижения налогов.
Сдерживающая фискальная политика - проводится в условиях инфляции, для чего и прибегают к сокращению правительственных расходов и увеличению налогов.
По степени участия правительства страны в решении макроэкономических проблем различают дискреционную фискальную политику и автоматическую фискальную политику, или политику встроенных стабилизаторов. В основе автоматической фискальной политики лежит механизм встроенных стабилизаторов, под которыми понимаются меры, заставляющие экономику работать в режиме саморегулирования.
Встроенные стабилизаторы автоматически реагируют на изменение в экономике без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: автоматические изменения налоговых поступлений, изменение системы пособий по безработице и социальных выплат. Так, в период спада в экономике снижения налогов будет его тормозить, потому что происходит увеличение совокупного спроса. Во время экономического подъема увеличение налогов уменьшит совокупный спрос. Что касается пособий по безработице и различных социальных выплат, то они препятствуют резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема экономики и сокращения безработицы выплата различных пособий либо прекращается, либо уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
Однако встроенных стабилизаторов недостаточно для того, чтобы преодолеть циклические колебания в экономике. С этой целью государство проводит дискреционную фискальную политику - сознательные, целенаправленные изменения в области государственных расходов и налоговой системе. Основными инструментами дискреционной фискальной политики является: уменьшение государственных расходов, изменение налоговых ставок. Увеличение государственных расходов ведет к расширению совокупного спроса, а их уменьшение - к его сокращению. В свою очередь, увеличение налоговых ставок ведет к снижению реальных доходов предприятий, фирм и населения и, следовательно, к сокращению их расходов и совокупного спроса. Снижение налоговых ставок расширяет совокупный спрос.
Фискальная политика в Республике Беларусь имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить: проведение сдерживающей фискальной политики, что связанно с инфляционными процессами в национальной экономике; попытку сократить расходы, с помощью совершенствования системы налогообложения увеличивая доходы; дефицит государственного бюджета, осложняющий поведение действительной фискальной политики.
На протяжении последних лет перед фискальной политикой в Республике Беларусь стояли следующие цели: плавное протекание переходного периода, стимулирование деловой активности. До настоящего момента приоритет отдавался первой цели, то есть бюджетно-налоговая политика носила "фискально-защитный" характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень социально защиты населения, прямой поддержки предприятий (фирм) и ценового регулирования. Это требовало значительных расходов и соответственно - высоких налогов.
В результате возникло явление "усталости" национальной экономики от высоких налогов, что нашло свое выражение в снижении темпов производственно - инвестиционной деятельности, низкой собираемости налоговых платежей, ухудшении финансового положения хозяйствующих субъектов, стимулировании уклонения от уплаты налогов.
С целью устранения данных недостатков фискальная политика в Беларуси предлагает следующее:
• рациональное сочетание фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы;
• создание защиты от двойного налогообложения;
• достижение справедливости в налогообложении;
• принятие мер по повышению уровня собственности налогов, в том числе адресная работа с крупными неплательщиками налогов;
• разграничение республиканских и местных налогов;
• сокращение неэффективных бюджетных расходов;
• использование практики бюджетного секвестрирования (ограничения), предусматривающего направление бюджетных средств на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения, поддержку здравоохранения, образования и науки;
• использование прогрессивного мирового опыта с целью гармонизации (создания сопоставимых налоговых законодательств, позволяющих обеспечить равные конкурентные условия) и унификация (согласования ставок основных налогов и их видов) налоговых в рамках СНГ и ЕС
Тест.
1. Что из перечисленного ниже не в состоянии решить рынок?
А) Эффективное распределение производственных ресурсов
Б) Перераспределение доходов между богатыми и бедными
В) Оптимальное использование результатов НТР
Г) Свободу выбора производителей и потребителей
2. В качестве объектов рыночных отношений выступают:
А) Потребительские товары
Б) Материальные блага и услуги
В) Факторы производства
Г) Все ответы верны
3. Рынок факторов производства включает:
А) Рынок потребительских товаров и услуг
Б) Рынок средств производства и рабочей силы
В) Рынок ценных бумаг
Г) Все ответы верны
4. Основная функция инфраструктуры рынка заключается в том, чтобы:
A) Способствовать снижению издержек производства
Б) Перераспределять доходы в пользу беднейших слоев населения
B) Связывать друг с другом все сферы производства и обмена товаров Г) Обеспечивать полную занятость населения
5Рыночная экономика это:
A) Понятие, тождественное понятию "рынок"
Б) Экономика, которая базируется на всеобщности товарно-денежных отношений
B) Экономика, где имеет место товарное производство Г) Экономика, где имеет место прямой товарообмен
II. Верно/неверно
Верны ли следующие утверждения
I. Свободное время не является нормальным товаром с точки зрения эластичности спроса по доходу (верно)
2. Кривая предложения имеет отрицательный наклон (неверно)
Рыночное предложение определяется как сумма индивидуальных предложений (верно)
Рост предложения означает сдвиг кривой предложения вправо вниз (верно)
5. При росте цен на кукурузу кривая предложения гречки сдвинется вправо (неверно)
III. Составьте пары из определений и понятий
а) - издержки, существующие при нулевом объеме выпуска | А. Рентабельность производства |
б) - отклонение массы прибыли ко всему авансированному капиталу | Б. Постоянные издержки |
в) - сумма денежной выручки, приходящей на единицу продукции | В. Экономические издержки |
г) - равны сумме бухгалтерских и неявных издержек | Г. Средний доход |
д) - изменение общего дохода в результате изменения объема выпуска и реализации на одну дополнительную единицу | Д. Предельный доход |
Ответ:
а - Б;
б - Д;
в - А;
г - В;
д - Г.
IV. Задача (упражнение). Дополните таблицу.
Факторы, влияющие на сдвиг кривой спроса (неценовые факторы).
Изменение цен на другие товары:
А) Рост цен на товары - заменители
Р
d 1
d
0 Q d
Рост спроса
Б) Снижение цен на товары - заменители
Р
d
d 1
0 Q d
снижение спроса
В) Рост цен на дополняющий товар
P
d
d 1
0 Q d
снижение спроса
г) Снижение на дополняющий товар
P
d 1
d
0 Q d
рост спроса
2. Изменение доходов покупателей:
А) Увеличение доходов покупателей
P
d 1
d
0 Q d
рост спроса
Б) Снижение доходов покупателей
P
d
d 1
0 Q d
снижение спроса
1. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория. - Мн., 2001.
2. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред.Э.И. Лобковича. - Мн., 2000.
3. Аношин Р.М., Воронин И.В. Экономика, организация и планирование производства в лесхозах - М. 1984
Министерство образования Республики Беларусь УО "Полоцкий государственный лесной техникум" КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № ВАРИАНТ № 98 по дисциплине Основы экономической теории учащегося 4
Фискальная политика государства. Понятие валового внутреннего продукта
Фірма в умовах досконалої конкуренції
Фіскальна політика як інструмент стабілізації
Формирование территориально-производственных комплексов
Формирование уставного фонда совместного предприятия
Формирование цен производителями товаров и услуг
Характеристика і специфічні риси плинної, застійної і прихованої форм безробіття
Характеристика ОАО "Челябинский трубопрокатный завод"
Характеристика основних фінансово-промислових груп України
Характеристика основных участников строительства
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.