База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Гендерные различия протекания кризиса середины жизни — Психология

Министерство Высшего и Профессионального Образования

Государственный Педагогический Университет

Факультет Психологии

Кафедра Возрастной Психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Гендерные различия протекания кризиса середины жизни»

Выполнила:

студентка III курса ВП группы

факультета психологии

 Научный руководитель:

ассистент кафедры

возрастной психологии

Москва 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Кризис середины жизни

1.1 Определение кризиса середины жизни

1.2 Особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин

1.3 Особенности протекания кризиса середины жизни у женщин

1.4 Модели поведения мужчин и женщин при прохождении

кризиса середины жизни

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. Психодиагностическое исследование гендерных различий

переживания кризиса середины жизни

2.1 Подбор и разработка психодиагностических методик

для исследования гендерных различий переживания кризиса

середины жизни

2.2 Проведение и анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


ВВЕДЕНИЕ

Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризую- щийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес к этому возрасту представителей различных областей знаний, что обусловило развитие акмеологии - науки о периоде максимального расцвета личностного роста, высшего момента проявления духовных сил, возникшей на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин.

В акмеологии объектом исследования являются взрослые люди. Предметом акмеологии является изучение объективных и субъективных факторов развития взрослого человека, достижение вершин (акме) его зрелости в процессе самоактуализации личности. Акме - феномен вершины творческой зрелости личности при самоактуализации человека в гражданской, личностной, межличностной, профессиональной, духовной, семейной и других ипостасях жизнедеятельности. [2; 294]

В западной психологии рассмотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших подходов к анализу развития в период взрослости. Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги:

·  Первый кризис (20 – 22 года) – переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». Основные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями; выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

·  Кризис 30-ти лет – переход к средней взрослости. Кризис связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье.

·  Период после 30-ти лет – «корни и расширение» – связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались.

·  Кризис середины жизни, кризис 40-летия – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стало иным. [6; 294-295]

·  Кризис зрелости (55 – 65 лет) – найденные ценности, как правило, не подвергаются сомнению, но становится ясно, что еще по-настоящему не усвоены; нужно подготовиться к уменьшению физических сил и увеличению зависимости от других. [2; 320]

Актуальность. Кризис середины жизни получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. [6; 294-295] Период от 40 до 45 лет является кризисным для многих, так как в этот период человек пытается осмыслить и переосмыслить жизненные цели, обрести новое значимое для себя содержание в общечеловеческих ценностях. [5; 293] Каким будет переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию - будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека. [2; 319]

Цель нашей работы: доказать наличие гендерных различий протекания кризиса середины жизни.

Задачи:

1.  Ознакомиться с определением кризиса середины жизни.

2.  Изучить особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин и женщин.

3.  Ознакомиться с моделями поведения мужчин и женщин в кризисе.

4.  Провести психодиагностическое исследование гендерных различий протекания кризиса середины жизни.

Гипотеза исследования: существуют гендерные различия протекания кризиса середины жизни.

Объект исследования: особенности протекания кризиса середины жизни.

Предмет исследования: гендерные различия протекания кризиса середины жизни.

Методики исследования:

1. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова;

2. Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет: Семейная жизнь глазами матери);

3. Методика исследования самооценки А.Ц. Пуни.


ГЛАВА I КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ

1.1 Определение кризиса середины жизни

Кризис середины жизни определяется как психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40–45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате доминирующими в общем фоне настроений становятся депрессивные состояния. [4; 40] Это может быть снижение интереса ко всем событиям или удовольствия от них, апатия; человек может чувствовать систематическое отсутствие или снижение энергии, так что приходится заставлять себя ходить на работу или выполнять домашние дела. Часто встречаются переживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Нередко депрессивные переживания концентрируются вокруг потери смысла и интереса к жизни.

Часто можно встретить проекцию внутриличностного кризиса на свое окружение: социальную обстановку в стране, семейную ситуацию. Естественно, что проекция кризиса на окружение приводит к попыткам, часто хаотичным, изменить именно окружение: страну, семью, работу. [4; 52]

Как считал К. Юнг, чем ближе середина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены правильные идеалы, принципы поведения. Однако слишком часто социальное утверждение происходит за счет потери целостности личности, гипертрофированного развития той или иной ее стороны. Кроме того, многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости. Поэтому в 35–40 лет учащаются депрессии, те или иные невротические расстройства, которые и свидетельствуют о наступлении кризиса. По мнению Юнга, сущностью этого кризиса является встреча человека со своим бессознательным. Но для того чтобы человек мог встретиться со своим бессознательным, он должен осуществить переход от экстенсивной позиции к интенсивной, от стремления расширить и завоевать жизненное пространство – к концентрации внимания на своей самости. Тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния. Хочется особо подчеркнуть слова Юнга о том, что душа человека второй половины жизни глубинно, удивительно изменяется. Но, к сожалению, пишет Юнг, большинство умных и образованных людей не подозревают о возможности этих изменений и вследствие этого вступают во вторую половину жизни неподготовленными.

Близкие взгляды на сущность кризиса «середины жизни» высказывал Б. Ливехуд. Он называл возраст 35–45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей – это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией. Другой – продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути определяется степенью развитости в нем духовного начала. Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человека к своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжать интенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника. В противном случае он становится «к середине пятого десятка трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для себя во всем новом».

Большое значение кризису «середины жизни» придавал Э. Эриксон. Возраст 30 – 40 лет он называл «десятилетием роковой черты», главными проблемами которого являются убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то 40 лет – это время исполнения данных когда-то обещаний. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на Земле. В противном случае формируется застой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия. Человек может начать потакать собственным желаниям и удовольствиям, как если бы был собственным ребенком.

М. Пек обращает особое внимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой. Причину этого он видит в трудности расставания с выношенными идеями, привычными методами работы, ракурсами, с которых привычно смотреть на мир. Многие люди, по мнению Пека, не хотят или не способны выдерживать душевную боль, связанную с процессом отказа от того, что они переросли. Поэтому они цепляются за старые стереотипы мышления и поведения, отказываясь разрешать кризис. Страх изменений затрудняет или даже делает невозможным успешное разрешение кризиса. [4; 40-41]

Убывание физических сил и привлекательности – одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек и в годы кризиса среднего возраста, и позже. Для тех, кто в молодости полагался на свои физические качества, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии.

Второй главный вопрос среднего возраста – это сексуальность. У человека среднего возраста часто изменяются сексуальные интересы, потребности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.

Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной «эмоциональной гибкости» – способности изменять эмоциональный вклад в отношения с разными людьми и разными видами деятельности. Эмоциональная гибкость необходима в любом возрасте, но в среднем возрасте, по мере того как умирают родители, подрастают и покидают дом дети, она становится особенно важной.

Другой, тоже необходимый, вид гибкости – это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует тенденция к росту ригидности во взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эту умственную закрытость следует преодолеть, иначе она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жесткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг(а), друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное «Я» все более лишается своего исключительного положения. Все более усиливается тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которых скорее всего никогда не удастся достичь. [4; 50-51]

Некоторые данные показывают, что большинство взрослых переживает середину жизни как годы постепенного перехода, наполненные и позитивными, и негативными событиями, связанными с процессом старения. Согласно модели перехода, развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий его жизни, которые можно предвидеть и в отношении которых можно строить планы. Период, связанный с этими событиями, может вызывать немалые трудности как в психологическом, так и в социальном плане. Однако большинство людей успешно к нему приспосабливаются благодаря знанию того, что эти события неуклонно приближаются. Таким образом, люди, понимая, что середина их жизни будет связана с переменами, скорее всего, не станут дожидаться, пока они застанут их врасплох, а начнут готовиться к ним заблаговременно. Благодаря антиципации они могут спланировать эти жизненные события и избежать кризиса середины жизни. [3; 650]

При достаточно высоком уровне развития рефлексии люди пытаются осмыслить свое состояние, понимают, что причина кроется не в окружении, а в них самих. В этом случае характерны размышления о собственных достижениях, сожаления о том, что не получилось, но что хотелось бы иметь. Иногда происходит переоценка ценностей.

В некоторых случаях переживание кризиса происходит настолько остро, что может послужить причиной суицида. Как отмечал Э. Гроллман, для тех, кого опустошают отсутствие истинного самоопределения, разлука с детством и страх перед грядущей старостью, «кто испытывает муку утраты собственного «Я», смерть может показаться освобождением». И действительно, по его данным, уровень самоубийств в 40–45 лет повышается. [4; 52]

 

1.2 Особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин

Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок - неуверенность в себе, которая может быть разрушительной и при осуществлении интеллектуальной деятельности.

Мужчина, особенно старше сорока лет, остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однако он работает уже иначе - умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на необходимых вопросах, и это дает высокие результаты. Умение отделять
главное от второстепенного приходит как следствие формирования обобщенной концепции жизни, с которой соотносятся собственные переживания в их конкретном проявлении.

Исследователи творчества отмечают, что к концу периода зрелости у многих мужчин наблюдается взлет творческой активности: лишь после 40 лет создал свои знаменитые пьесы Генрик Ибсен, до 40 лет Тициан был никому не известным художником. Есть даже часто описываемая закономерность, что выдающиеся люди проявляются, как бы освобождаясь от своей непосредственности, после 40 лет.

Мужчина к концу периода зрелости должен переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.

Очень часто не используется потенциал зрелого мужчины, связанный с осознанием им границ собственного Я. Это прежде всего потенциал наставничества, руководства, учительства, как в семье, так и в социальной, и в профессиональной деятельности. Эти люди просто должны (для сохранения своего психического здоровья) обмениваться с другими людьми своими знаниями и опытом, именно через это они будут учиться новому в сфере своей специальности. Именно это один из путей осуществления мужчиной социальных ролей более высокого порядка, чем это было в другие периоды жизни. Он становится хозяином большой семьи, где ему надо быть не только отцом, но и дедом, и свекром (или тестем) и тому подобное. Ему надо строить отношения с людьми, которые принадлежат его семье, но являются ей, по сути, чужими.

Одновременно возникает проблема изменения отношений с супругой, которая вступает в период климакса (или уже переживает его). Она как никогда нуждается в моральной, психологической поддержке, для осуществления этой поддержки нужны знания и умения, которые можно назвать психологическими и философскими.

Как это ни грустно говорить, но период зрелости для мужчины - это открытая борьба со смертью, которая признаками собственного старения и старения близкого человека начинает постоянно присутствовать в конкретных проявлениях.

Жизнь показывает, что к середине периода зрелости нормальный мужчина словно заново открывает для себя радости жизни, самые простые и самые сложные - от кулинарии до философии, - буквально в один день принимая решение об изменении образа жизни и осуществляя его с завидной педантичностью.

Если для женщины очень значимыми ключевыми системами, определяющими решение ею жизненных задач, являются семья и работа, то для мужчины не меньшее значение имеют друзья и общество в целом. Появляется целая серия жизненных задач, которую психологи обычно называют задачами установления связей вне семьи. Именно в среде друзей и людей, близких по профессиональной (или иной) деятельности, он решает задачу определения границ своего Я - идентификацию в качественно новых, изменившихся условиях физиологического состояния и социально-психологического.

Недаром врачи так много пишут о психологических причинах импотенции мужчин именно зрелого возраста. Нарастающая неуверенность в своих главных мужских качествах должна быть компенсирована возрастанием уверенности в себе в других сферах жизни. Просто должен быть сильно действующий фактор стабилизации самоуважения, дополняющий (если такое есть) психотерапевтические действия супруги. Таким мощным фактором самоуважения становятся друзья и общество, которые дают мужчине признание его ценности, основанное на отношении к его человеческим качествам, тем, которые можно было бы назвать качествами его индивидуальности. О том, насколько это важно для жизни взрослого зрелого человека, говорят многочисленные факты разводов, когда мужчина находит в новой партнерше искусного психотерапевта, подтверждающего ценность его индивидуальности во всех проявлениях.

Психологи, занимающиеся проблемами межличностного общения, неоднократно в ходе разных исследований получали сходные результаты, говорящие о том, что удовлетворенность общением людей разных полов зависит от уверенности человека в себе. Уверенный в себе человек выглядит как энциклопедия сплошных личных достоинств, так как именно это чувство позволяет ему сгладить недостатки и усилить имеющиеся достоинства. С неуверенным в себе очень трудно общаться, он многого боится, его мир заполнен фантомами, искажающими реальность, в том числе и реальность собственного Я.

Уверенность в себе, или, как еще говорят, самопринятие или наличие чувства собственного достоинства, не только обеспечивает человеку легкость в общении с другими людьми, но и дает защиту от их чрезмерного воздействия.

Слова, обращенные окружающими к мужчине зрелого возраста, становятся для него не менее значимыми, чем все другие формы выражения отношений. Слово, обращенное к нему, становится для мужчины и источником силы, той силы, которая связана с возможностью осуществлять контроль, ответственность и принимать решения - как относительно себя, так и относительно другого человека. Слова сказываются на самооценке, на его представлении о своих возможностях и в то же время по ним мужчина судит о самооценке другого человека, его реакции на самого себя и о возможностях этого человека. Будем помнить при этом, что к концу периода зрелости неуверенность мужчины в себе резко возрастает. [1; 610-623]

 

1.3 Особенности протекания кризиса середины жизни у женщин

Период зрелости - это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни. [1; 611]

Самая главная жизненная задача, стоящая перед женщиной, связана с оценкой ею взятых жизненных обязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждает множество реально и сильно действующих факторов – изменение собственного физиологического состоя- ния (и, соответственно, партнера по браку), изменение состава семьи и своей роли в семье (бабушка, теща, свекровь и тому подобное), достижение высокого профессионального уровня. Каждый из этих факторов в своем конкретном проявлении может противоречить всем другим; чтобы они не пришли в неразрешимое, болезненное, патогенное противоречие, женщине нужно подняться над буднями, качественно в ином свете увидеть свою собственную жизнь, заново обрести уверенность в себе, в своей нужности, в своей ценности. Так она становится домашним философом, открывая для себя заново искусство жить, обучаясь ему. [1; 610]

Дифференциация ролей для женщины связана с тем, что меняется соотношение между разными ролями, особенно между семейными ролями. Роль матери становится качественно другой - взрослые дети сами родители, больше сил остается для роли хозяйки дома, для работы. К сожалению, когда женщина тяготится ролью хозяйки дома, - это лишь показатель недостатка фантазии, воображения, того, что является проявлением полной жизни, которую человек может (если умеет) сознательно осуществлять творчески, то есть ставить перед собой цель творчества и следовать ей как стремлению к обустройству жизни.

В роль хозяйки дома входит и забота о хозяине дома - своем мужчине. Эта забота - занятие не менее творческое, чем самая творческая из профессиональных деятельностей. Изменившееся социально-психологическое пространство семьи существенно влияет на отношения между супругами, роль психотерапевта в период зрелости переходит к женщине, так как она более интенсивно, чем мужчина, переживает изменения, происходящие в ней, и у нее самый оптимальный выход из жизненных ситуаций - это интеллектуализация всех проявлений жизни. [1; 613]

Наиболее частым ролевым конфликтом женщин среднего возраста является поиск времени и для семьи, и для карьеры. Ролевое напряжение связано с перегрузкой требованиями в рамках одной роли, как в случае, когда мать пытается уделить каждому из своих детей-подростков требуемое им внимание, чувствуя при этом, что она просто не в состоянии полностью удовлетворить потребности в нем каждого из них. [3; 689-690]

Анализ структуры мотивационной сферы женщин среднего возраста показывает изменения в жизненных целях, установках и ценностях, связанных прежде всего с семейным циклом, а не с предсказуемыми возрастными изменениями, а также с этапами профессионального пути. Это означает, что наступление ключевых событий именно в семейном и профессиональном циклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жизни женщин среднего возраста – их основных занятий, радостей и горестей, круга общения.

Так, женщина, которая откладывает рождение ребенка до сорока лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере; и, напротив, женщина, рано образовавшая семью и имеющая выросших, достаточно определившихся, возможно, уже вставших на ноги детей, получает значительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой, своим самосовершенствованием в личном и профессиональном плане.

Возрастные изменения не являются столь определяющими в формировании мотивационной структуры женщины, как семья и работа. Тем не менее для нее они представляются более значимыми, чем для мужчины. Женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы также является одной из основных потребностей многих женщин после сорока лет. [4; 42]

Период зрелости приносит еще один постоянный источник стресса, у которого даже есть название, - «синдром опустевшего гнезда». Специалисты чаще всего связывают этот синдром с состоянием женщины, так как считают, что у нее в большей степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви к детям, заботы о них. С этим и связано более острое пережи-
вание пустоты, утраты смысла жизни. Особенно сильно синдром опустевшего гнезда сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных ценностей, кроме материнства. Женщина часто просто не хочет понять, что для нее наступил новый, очень интересный период жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. Отношения с детьми теперь могут (и должны) перерасти в качественно новое чувство дружбы, основанное на прежней любви друг к другу, взаимном доверии. Это чувство удивительно тем, что оно обладает поразительной стабильностью, сохраня- ясь годами и даже десятилетиями.

Надо готовить себя к этому новому чувству, выращивая его в отношениях со своими детьми, иначе можно попасть под пресс гнетущего чувства одиночества.

Подготовка этого чувства связана с передачей ответственности за собственную жизнь взрослеющим и взрослым детям, а также с развитием у себя уверенности в себе и интереса к себе, который естественно перерастает и в интерес к другому человеку, не похожему на тебя.

В этом синдроме опустевшего гнезда женщина в полной мере сталкивается с тем переживанием, которое позволяет ей ощущать в себе свои собственные личностные качества, обнаружить их наличие или их отсутствие. [1; 615]

 

1.4 Модели поведения мужчин и женщин при прохождении кризиса середины жизни

Мужчины склонны реагировать на достижение середины жизни индивидуально, но все же в рамках некой общей схемы. Большинство мужчин ощущают обязательства как по отношению к работе, так и по отношению к семье. Большая часть из них выработала привычный образ жизни, который помогал им справляться со всеми заботами и проблемами. Фаррел и Розенберг считают, что существуют четыре главных пути развития в зрелом возрасте. Первый из них - это путь трансцендентно-генеративного мужчины. Он не испытывает кризиса середины жизни, так как нашел адекватные решения большинства жизненных проблем. Для такого мужчины середина жизни может быть временем реализации своих возможностей и достижения поставленных целей. Второй путь - это путь псевдоразвитого мужчины. Этот мужчина справляется с проблемами, делая вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем; на самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик. Мужчине, находящемуся в замешательстве, – третий путь – кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии соответствовать предъявляемым к нему требованиям, а с другой – его собственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот кризис может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.

Четвертый путь развития - это путь обездоленного судьбой мужнины. Такой мужчина был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни и проявляет признаки кризиса середины жизни. Обычно он не в состоянии справиться с проблемами. [2; 322]

Общество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха и мужественности, и большинство мужчин пытаются соответствовать этому образцу. Ряд проблем возникает у мужчин в середине жизни как раз из-за того, что им приходится свыкнуться с мыслью, что они не соответствуют этому образцу, или из-за того, что они вынуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь соответствия ему. Лишь немногим мужчинам удается в это время избежать ощущения неудачи, внутреннего разлада или потери самоуважения. [4; 51-52]

Хотя женщинам среднего возраста посвящено гораздо меньше исследований, чем мужчинам, для них середина жизни также часто является временем перехода и переоценки. Наряду с широкими индивидуальными различиями в реакциях женщин на средний возраст существуют и общие тенденции. Традиционно женщины в большей степени определяют себя в рамках семейного цикла, чем исходя из своего положения в профессиональном цикле. [2; 322] В одном из исследований женщин, проживающих на Среднем Западе США, было обнаружено, что они считают главными жизненными вехами три этапа семейного цикла. Так, 80% из них ответили, что коренная смена их роли была связана с рождением ребенка и уходом за ним в первые годы его жизни, совпадающим по времени с периодом ранней взрослости матери. Однако остальные два события происходили позднее. 40% женщин из этой выборки сообщили, что важным для них было время, когда подросшие дети покидали родительский дом. Лишь немногим из них этот переход показался очень болезненным. Последним важным переходным периодом (для 33% женщин) оказалась менопауза.

В недавно проведенном исследовании Терри Аптер выделил четыре типа «женщин в середине жизни». Традиционные женщины, ранее определявшие себя через исполняемые ими семейные роли, сталкивались со сравнительно небольшими трудностями, начав ощущать себя зрелой женщиной, отвечающей за собственное будущее. Главными проблемами для них являлись сожаления о принятых в прошлом компромиссных решениях и о нереализованном потенциале. Женщины-инноваторы, выбравшие карьеру, начинали приходить к мнению, что «карабканье на вершину» предъявляет к ним чрезмерные требования, и переоценивали «работу, выполненную ими в карьерных целях», а также последствия, которые имели их усилия. Экспансивные женщины в среднем возрасте внесли значимые изменения в свою жизнь, пытаясь расширить ее горизонты. Некоторые из них возвращались в школу, другие меняли квалификацию, третьи превращали свои увлечения в профессии. Наконец, были выявлены протестующие женщины, которые рано начали вести взрослый образ жизни, в период, когда, по сути, еще были подростками, и которые пытались теперь продлить средний возраст как можно дольше. Однако, отмечает Аптер, лишь небольшое количество женщин столкнулись с трудностями при переходе к периоду середины жизни. [3; 689]


ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Кризис середины жизни определяется как психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40–45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. Очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что жизнь прошла бессмысленно. В результате доминирующими в общем фоне настроений становятся депрессивные состояния. Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Нередко депрессивные переживания концентрируются вокруг потери смысла и интереса к жизни.

Главной особенностью переживания кризиса середины жизни мужчинами является снижение их самооценки и рост неуверенности в себе, что связано с несоответствием физического состояния интеллектуальному уровню.

Главной особенностью переживания кризиса середины жизни женщинами является синдром опустевшего гнезда, который особенно сильно сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных ценностей, кроме материнства. Специалисты чаще всего связывают этот синдром с состоянием женщины, так как считают, что у нее в большей степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви к детям, заботы о них.

Мужчины склонны реагировать на достижение середины жизни индивидуально, но все же в рамках некой общей схемы. Выделяют четыре пути развития в зрелом возрасте: путь трансцендентно-генеративного мужчины; путь псевдоразвитого мужчины; мужчина, находящийся в замешательстве; путь обездоленного судьбой мужчины.

Также выделяют четыре типа «женщин в середине жизни»: традиционные женщины, женщины-инноваторы, экспансивные женщины, протестующие женщины.


ГЛАВА II ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ

 

2.1 Подбор и разработка психодиагностических методик для исследования гендерных различий переживания кризиса середины жизни

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют гендерные различия переживания кризиса середины жизни.

Цель исследования: выявить гендерные различия переживания кризиса середины жизни.

На основании выводов из первой главы мы определили следующие задачи практического исследования:

1.  Провести диагностику депрессивных состояний мужчин и женщин среднего возраста.

2.  По результатам диагностики депрессивных состояний выбрать группу мужчин и группу женщин, находящихся в кризисе.

3.  Выявить и сравнить уровни самооценки мужчин и женщин, находящихся в кризисе.

4.  Выявить и сравнить отношения мужчин и женщин, находящихся в кризисе, к своей родительской роли.

5.  Сделать выводы о наличии гендерных различий переживания кризиса середины жизни.

Выборка: в исследовании приняли участие 15 мужчин и 15 женщин в возрасте 40-45 лет.

Для диагностики депрессивных состояний мужчин и женщин среднего возраста была использована методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова. Методика состоит из 44-х групп утверждений, в каждой из которых испытуемый должен выбрать одно, наиболее подходящее для него (см. Приложение 1). Каждое утверждение в группе имеет свой номер: 0, 1, 2, 3, который одновременно является баллом, получаемым испытуемым за выбор конкретного утверждения. Данная методика позволяет выявить уровень депрессии:

1 – 9 – депрессия отсутствует или незначительна;

10 – 24 – депрессия минимальна;

25 – 44 – легкая депрессия;

45 – 67 – умеренная депрессия;

68 – 87 – выраженная депрессия;

88 и более – глубокая депрессия.

Для диагностики уровней самооценки испытуемых была использована методика исследования самооценки А.Ц.Пуни, в которой сначала испытуемый должен проранжировать предложенные ему личностные качества по признаку их ценности в данном обществе, а затем - по их выраженности в личности самого испытуемого (см. Приложение 2). Уровень самооценки определяется с помощью коэффициента Спирмена по формуле: rs = 1- [6 S d2 / n (n2 – 1)], где d = |N1 –2|; n = 20.

Полученный коэффицент сравнивается с психодиагностичекой шкалой:

-0,45 – 0,45– низкая самооценка; 0,45 – 0,58 – адекватная самооценка; свыше 0,58 – высокая самооценка.

Для диагностики отношения испытуемых к своей родительской роли нами была использована шкала отношения родителей к ребенку «Излишняя концентрация на ребенке» методики PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет: Семейная жизнь глазами матери), состоящая из 35-ти суждений, по каждому из которых испытуемый должен выразить степень своего согласия: А – полностью согласен (4 балла); а – скорее согласен, чем не согласен (3 балла); б – скорее не согласен, чем согласен (2 балла); Б – полностью не согласен (1 балл) (см. Приложение 3).

Шкала описывает 7 признаков (на каждый из которых приходится 5 вопросов) излишней концентрации родителей на ребенке:

1.  Чрезмерная забота, установление отношений зависимости (номера вопросов: 1, 8, 15, 22, 29);

2.  Преодоление сопротивления, подавление воли (2, 9, 16, 23, 30);

3.  Создание безопасности, опасение обидеть (3, 10, 17, 24, 31);

4.  Исключение внесемейных влияний (4, 11, 18, 25, 32);

5.  Подавление агрессивности (5, 12, 19, 26, 33);

6.  Подавление сексуальности (6, 13, 20, 27, 34);

7.  Чрезмерное вмешательство в мир ребенка (7, 14, 21, 28, 35).

Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5; 18,19,20 – высокие оценки, соответственно – 8, 7, 6, 5 – низкие.

2.2 Проведение и анализ результатов исследования

На первом этапе исследования для диагностики депрессивных состояний мужчин и женщин среднего возраста нами была проведена методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова.

Результаты методики представлены в виде таблицы (цифрами обозначено количество человек):

 

Уровень депрессии

Отсутствует/

Незначи-

тельная

Минимальная Легкая Умеренная Выраженная Глубокая
Мужчины 3 10 2

-

-

-

Женщины 2 9 4

-

-

-


Из таблицы видно, что примерно одинаковое количество мужчин и женщин находятся на уровнях незначительной, минимальной и легкой депрессии.

По результатам методики диагностики депрессивных состояний мы выделили группу мужчин в составе 12-ти человек и группу женщин в составе 13-ти человек, переживающих кризис середины жизни.

На втором этапе исследования для сравнения уровней самооценки мужчин и женщин, переживающих кризис середины жизни, нами была проведена методика исследования самооценки А.Ц.Пуни. Результаты методики представлены в виде таблицы (цифрами обозначено количество человек):

Уровень самооценки
Низкий Адекватный Высокий
Мужчины 6 6 -
Женщины 2 9 2

Из таблицы видно, что половина группы мужчин, переживающих кризис середины жизни (6 человек), имеет низкую самооценку, в то время как в группе женщин, переживающих этот кризис, имеются только 2 представительницы такого уровня самооценки.

По результатам методики диагностики уровня самооценки можно сделать вывод, что находящиеся в кризисе середины жизни мужчины более подвержены низкой самооценке, чем находящиеся в кризисе середины жизни женщины.

Испытуемые, не попавшие в группы переживающих кризис середины жизни (трое мужчин и две женщины), показали следующие результаты по методике диагностики самооценки:


Уровень самооценки
Низкий Адекватный Высокий
Мужчины - 2 1
Женщины 1 1 -

Из таблицы видно, что среди мужчин, не попавших в группу переживающих кризис середины жизни, нет представителей низкой самооценки, из чего можно сделать вывод о том, что переживание кризиса середины жизни мужчинами сопровождается депрессивными состояниями.

На третьем этапе исследования для диагностики отношения испытуемых к своей родительской роли нами была проведена методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет: Семейная жизнь глазами матери) (шкала отношения родителей к ребенку «Излишняя концентрация на ребенке»).

Результаты методики представлены в виде таблицы (цифрами обозначено среднее значение выраженности признака):

Шкала «Излишняя концентрация на ребенке»

 Чрезмерная

 забота

 Подавление

 воли

 Создание

 безопасности

 Исключение

 внесемейных

 влияний

 Подавление

 агрессивности

 Подавление

 сексуальности

 Чрезмерное

 вмешательство

 в мир ребенка

 Всего
Мужчины 9 13 14 10 7 12 8 73
Женщины 12 18 14 13 14 11 16 98

Из таблицы видно, что по признаку «Создание безопасности» шкалы «Излишняя концентрация на ребенке» показатели у мужчин и женщин равны, а по признаку «Подавление сексуальности» показатель мужчин несколько выше показателя женщин. По всем остальным признакам излишней концентрации родителей на ребенке показатели женщин значительно выше показателей мужчин, что говорит о том, что женщины более подвержены синдрому опустевшего гнезда, чем мужчины.

Испытуемые, не попавшие в группы переживающих кризис середины жизни (трое мужчины и две женщины), показали следующие результаты по методике диагностики отношения к родительской роли:

Шкала «Излишняя концентрация на ребенке»

 Чрезмерная

 забота

 Подавление

 воли

 Создание

 безопасности

 Исключение

 внесемейных

 влияний

 Подавление

 агрессивности

 Подавление

 сексуальности

 Чрезмерное вмешательство

 в мир ребенка

 Всего
Мужчины 8 12 15 11 10 11 9 71
Женщины 11 13 14 12 8 11 10 79

Из таблицы видно, что сумма выраженности всех признаков шкалы «Излишняя концентрация на ребенке» у женщин, не попавших в группу переживающих кризис середины жизни, ниже, чем у женщин, находящихся в кризисе, из чего можно сделать вывод о том, что переживание кризиса середины жизни женщинами сопровождается депрессивными состояниями.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Исследование самооценки мужчин и женщин, находящихся в кризисе показало, что мужчины более подвержены низкой самооценке, чем женщины.

Исследование отношения мужчин и женщин, находящихся в кризисе середины жизни, к своей родительской роли показало, что по признаку «Создание безопасности» излишней концентрации родителей на ребенке показатели у мужчин и женщин равны, а по признаку «Подавление сексуальности» показатель мужчин несколько выше показателя женщин. По всем остальным признакам излишней концентрации родителей на ребенке показатели женщин значительно выше показателей мужчин, что говорит о том, что женщины более подвержены синдрому опустевшего гнезда, чем мужчины.

Сравнение результатов диагностики самооценки и отношения к родительской роли испытуемых, относящихся к группам переживающих кризис середины жизни и испытуемых, не попавших в эти группы, показывает, что переживание кризиса середины жизни сопровождается депрессивными состояниями как у мужчин, так и у женщин.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проблемы гендерных различий переживания кризиса середины жизни позволяет придти к следующим выводам.

Переживание кризиса середины жизни сопровождается депрессивными состояниями как у мужчин, так и у женщин, что связано с переоценкой прожитой жизни и осознанием того, что многое запланированное не удалось реализовать.

Особенностью переживания кризиса середины жизни у мужчин является неуверенность в себе и пониженная самооценка, причиной чего является несоответствие физического состояния интеллектуальному уровню.

Особенностью переживания кризиса середины жизни у женщин является синдром опустевшего гнезда, так как у них в большей степени, чем у мужчин, развито чувство сохранения семьи, любви к детям, заботы о них. Особенно сильно синдром опустевшего гнезда сказывается на женщинах, у которых не было иных забот, иных жизненных ценностей, кроме материнства.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: существуют гендерные различия переживания кризиса середины жизни.

Цели и задачи исследования выполнены полностью.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. вузов. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1999

2.  Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. М.: Издательство «Ось-89», 2003

3.  Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005

4.  Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Издательство «Эксмо», 2005

5.  Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд. - М.: Институт практической психологии, 1996

6.  Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005


Приложение 1

Бланк методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова

ПОЛ ________________ ВОЗРАСТ____________

Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа — 0, 1, 2 или 3

1 0 Мое настроение сейчас не более подавлено (печально), чем обычно.

1 Пожалуй, оно более подавлено (печально), чем обычно.

2 Да, оно более подавлено (печально), чем обычно.

3 Мое настроение намного более подавлено (печально), чем обычно.

2 0 Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.

1 У меня иногда бывает такое настроение.

2 У меня часто бывает такое настроение.

3 Такое настроение бывает у меня постоянно.

3 0 Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.

1 У меня иногда бывает такое чувство.

2 У меня часто бывает такое чувство.

3 Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного.

4 0 У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.

1 У меня иногда бывает такое чувство.

2 У меня часто бывает такое чувство.

3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.

5 0 У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).

1 У меня иногда бывает такое чувство.

2 У меня часто бывает такое чувство.

3 Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).

6 0 У меня не бывает состояний, когда на душе очень тяжело.

1 У меня иногда бывает такое состояние.

2 У меня часто бывает такое состояние.

3 Я постоянно нахожусь в таком состоянии.

7 0 Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно.

1 Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.

2 Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.

3 Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.

8 0 В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.

1 В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.

2 В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.

3 В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.

9 0 Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.

1 Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.

2 Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.

3 Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.

10 0 Я боязлив(а) не более обычного.

1 Я боязлив(а) несколько более обычного.

2 Я боязлив(а) значительно более обычного.

3 Я боязлив(а) намного более обычного.

11 0 Хорошее меня радует, как и прежде.

1 Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.

2 Оно радует меня значительно меньше прежнего.

3 Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.

12 0 У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.

1 У меня иногда бывает такое чувство.

2 У меня часто бывает такое чувство.

3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.

13 0 Я обидчив(а) не больше, чем обычно.

1 Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.

2 Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.

3 Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.

14 0 Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.

1 Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.

2 Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.

3 Я не получаю теперь удовольствие от приятного.

15 0 Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.

1 Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).

2 Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).

3 Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).

16 0 Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.

1 Я виню себя за это несколько больше обычного.

2 Я виню себя за это значительно больше обычного.

3 Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.

17 0 Обычно у меня не бывает ненависти к себе.

1 Иногда бывает, что я ненавижу себя.

2 Часто бывает так, что я себя ненавижу.

3 Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.

18 0 У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.

1 У меня иногда теперь бывает это чувство.

2 У меня часто бывает теперь это чувство.

3 Это чувство у меня теперь не проходит.

19 0 Я виню себя за проступки других не больше обычного.

1 Я виню себя за них несколько больше обычного.

2 Я виню себя за них значительно больше обычного.

3 За проступки других я виню себя намного больше обычного.

20 0 Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.

1 Иногда у меня бывает такое состояние.

2 У меня часто бывает теперь такое состояние.

3 Это состояние у меня теперь не проходит.

21 0 Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.

1 Теперь иногда бывает.

2 Оно часто бывает у меня.

3 Это чувство у меня теперь практически не проходит.

22 0 Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.

1 Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.

2 Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.

3 Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.

23 0 Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.

1 Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.

2 Я часто так думаю.

3 Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.

24 0 Желания умереть у меня не бывает.

1 Это желание у меня иногда бывает.

2 Это желание у меня бывает теперь часто.

3 Это теперь постоянное мое желание.

25 0 Я не плачу.

1 Я иногда плачу.

2 Я- плачу часто.

3 Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.

26 0 Я не чувствую, что я раздражителен(на).

1 Я раздражителен(на) несколько больше обычного.

2 Я раздражителен(на) значительно больше обычного.

3 Я раздражителен(на) намного больше обычного.

27 0 У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.

1 Иногда у меня бывает такое состояние.

2 У меня часто бывает такое состояние.

3 Это состояние у меня теперь не проходит.

28 0 Моя умственная активность никак не изменилась.

1 Я чувствую теперь какую-то «неясность» в своих мыслях.

2 Я чувствую теперь, что я сильно «отупел(а)», («в голове мало мыслей»).

3 Я совсем ни о чем теперь не думаю («голова пустая»).

29 0 Я не потерял(а) интерес к другим людям.

1 Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.

2 Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.

3 У меня совсем пропал интерес к людям («я никого не хочу видеть»)

30 0 Я принимаю решения, как и обычно.

1 Мне труднее принимать решения, чем обычно.

2 Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.

3 Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.

31 0 Я не менее привлекателен(а), чем обычно.

1 Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.

2 Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.

3 Я чувствую, что я выгляжу теперь просто безобразно.

32 0 Я могу работать, как обычно.

1 Мне несколько труднее работать, чем обычно.

2 Мне значительно труднее работать, чем обычно.

3 Я совсем не могу теперь работать («все валится из рук»).

33 0 Я сплю не хуже, чем обычно.

1 Я сплю несколько хуже, чем обычно.

2 Я сплю значительно хуже, чем обычно.

3 Теперь я почти совсем не сплю.

34 0 Я устаю не больше, чем обычно.

1 Я устаю несколько больше, чем обычно.

2 Я устаю значительно больше, чем обычно.

3 У меня уже нет никаких сил что—то делать.

34 0 Мой аппетит не хуже обычного.

1 Мой аппетит несколько хуже обычного.

2 Мой аппетит значительно хуже обычного.

3 Аппетита у меня теперь совсем нет.

36 0 Мой вес остается неизменным.

1 Я немного похудел(а) в последнее время.

2 Я заметно похудел (а) в последнее время.

3 В последнее время я очень похудел (а).

37 0 Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.

1 Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.

2 Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.

3 Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.

38 0 Я интересуюсь сексом, как и прежде.

1 Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.

2 Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.

3 Я полностью потерял(а) интерес к сексу.

39 0 Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось.

1 Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.

2 Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.

3 Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).

40 0 Я чувствую боль, как и обычно.

1 Я чувствую боль сильнее, чем обычно.

2 Я чувствую боль слабее, чем обычно.

3 Я почти не чувствую теперь боли.

41 0 Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.

1 Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.

2 Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.

3 Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.

42 0 Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.

1 Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.

2 Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.

3 Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.

43 0 У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).

1 Такое однажды со мной было.

2 Со мной такое было два или три раза.

3 Со мной было такое много раз.

44 0 Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.

1 Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.

2 Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.

3 Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.


Приложение 2

Бланк методики исследования самооценки А.Ц.Пуни

Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности. В столбце N1 проранжируйте данные качества по признаку их ценности в данном обществе. Ранг 20 получает самое ценное качество.

Качества личности N1
Аккуратность
Доброта
Жизнерадостность
Настойчивость
Ум
Правдивость
Принципиальность
Самостоятельность
Скромность
Общительность
Гордость
Добросовестность
Равнодушие
Лень
Зазнайство
Трусость
Жадность
Подозрительность
Эгоизм
Нахальство

Теперь в столбце N2 проранжируйте эти качества по их выраженности у Вас. Ранг 20 получает наиболее выраженное качество.

Качества личности N2
Аккуратность
Доброта
Жизнерадостность
Настойчивость
Ум
Правдивость
Принципиальность
Самостоятельность
Скромность
Общительность
Гордость
Добросовестность
Равнодушие
Лень
Зазнайство
Трусость
Жадность
Подозрительность
Эгоизм
Нахальство

Приложение 3

Бланк методики PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет: Семейная жизнь глазами матери) (шкала отношения родителей к ребенку «Излишняя концентрация на ребенке»)

Пол____________ Возраст________

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:

А – если с данным положением согласны полностью;

а – если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б – если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б – если с данным положением полностью не согласны.

УТВЕРЖДЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ А а б Б
1. Хорошие родители должны сберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

 

 

 

 

2. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.

 

 

 

 

3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал.

 

 

 

 

4. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

 

 

 

 

5. Ребенка следует учить избегать драк независимо от обстоятельств.

 

 

 

 

6. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

 

 

 

 

7. Родители должны делать всё, чтобы знать, о чем думают дети.

 

 

 

 

8. Родители должны делать всё, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.

 

 

 

 

9. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

 

 

 

 

10. Все молодые родители боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

 

 

 

 

11. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

 

 

 

 

12. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителем или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

 

 

 

 

13. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.

 

 

 

 

14. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.

 

 

 

 

15. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

 

 

 

 

16. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

 

 

 

 

17. Если ребенок попал в беду, в любом случае родители чувствуют себя виноватыми.

 

 

 

 

18. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

 

 

 

 

19. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

 

 

 

 

20. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям.

 

 

 

 

21. Внимательные родители должны знать, о чем думает их ребенок.

 

 

 

 

22. Родители должны знать, как поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.

 

 

 

 

23. Дети нуждаются в родительской заботе, которой им иногда не хватает.

 

 

 

 

24. Большинство родителей опасаются мучить ребенка, давая ему легкие поручения.

 

 

 

 

25. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.

 

 

 

 

26. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.

 

 

 

 

27. Одним из самих сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.

 

 

 

 

28. Так как ребенок – часть родителей, они имеют право знать всё о его жизни.

 

 

 

 

29. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту любой работе.

 

 

 

 

30. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

 

 

 

 

31. Самая главная забота родителей – благополучие и безопасность ребенка.

 

 

 

 

32. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.

 

 

 

 

33. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

 

 

 

 

34. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

 

 

 

 

35. Обязанностью родителей является знание тайных мыслей ребенка.

 

 

 

 

Министерство Высшего и Профессионального Образования Государственный Педагогический Университет Факультет Психологии Кафедра Возрастной Психологии КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Гендерные различия протекания кр

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Сущность и проблемы невербального общения
Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков
Диагностика мотивации межличностных отношений в группе
Понятие социальной перцепции
Культурно-досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения подростков
Особенности психологических технологий профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза
Психологические аспекты компьютерных игр
Психолого–педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом
Психологічний розвиток колективу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru