курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
1. Государственно-политический кризис в СССР. 5
1.1. Предпосылки нового курса. 5
1.2. Политика перестройки. 7
1.3. КПСС в условиях перестройки. 13
1.4. Неформальные общественные организации. Зарождение многопартийности 16
2. Социально-экономический кризис в СССР. 20
2.1. Нарастание кризисных явлений к середине 89-х гг. 20
2.2. Курс на ускорение социально-экономического развития. 21
2.3. Экономические реформы 1987—1990 гг. 24
3. Проблемы межнациональных отношений в условиях кризиса союзного государства 28
Заключение. 32
Список используемой литературы.. 34
В марте 1985 года, после смерти К.У. Черненко, генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, а Председателем Совета Министров стал Н.И. Рыжков. Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройка».
Новое руководство страны встало перед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма» и защитить интересы правящей номенклатуры. Для этого стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис уже успел охватить основные звенья системы.
К середине 1980-х годов ВВП в расчете на душу населения составлял около 37% от уровня США, что позволяло СССР претендовать на статус лишь развивающейся страны. Прирост производительности труда вплотную приблизился к нулевой отметке. На единицу национального дохода в советской экономике расходовалось в 1,5— 2 раза больше электроэнергии, топлива, металла и других ресурсов, чем в промышленно развитых странах. В сущности, только в военно-стратегической области огромными усилиями поддерживался паритет с США.
Актуальность перестройки была очевидна, но она была произведена с большими потерями.
В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее, чем на 4%, что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть и продолжающейся гонки вооружений.
В это же время зазвучал призыв активизировать «человеческий фактор», как важнейшее условие ускорения. Снова вспомнились ударники и стахановцы, снова стали раздаваться голоса не сводить все к рублю, не дожидаться новой техники, а мобилизовывать «скрытые резервы» и энергию молодежи, добиваться максимальной загрузки имеющегося оборудования в три-четыре смены. Таким образом, Горбачев и его сподвижники опять обращались к субъективным факторам, стараясь не затрагивать фундаментальные основы системы, сохраняя приверженность «социалистическому выбору».
Но очередная ставка на энтузиазм, не подкрепленный передовой техникой и соответствующей квалификацией рабочих, привела не к «ускорению», а к росту количества аварий на производстве, в том числе на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года, которая стала крупнейшей аварией в использовании «мирного атома».
Антиалкогольная программа привела к тому, что в стране увеличилось подпольное самогоноварение, что, в свою очередь, сократило доходы государственного бюджета. И уже через несколько лет стало ясно, что эта кампания была нелепой и ошибочной.
Другим примером нелепостей может служить попытка, с одной стороны, активизации предпринимательства через кооперативную и индивидуальную трудовую деятельность, а с другой, усиления борьбы с нетрудовыми доходами.
В экономике не предусматривалось появления реального собственника на микроуровне, а также формирования механизма установления равновесия между спросом и предложением.
Цель курсовой работы рассмотреть процесс перестройки, возглавляемой Михаилом Сергеевичем Горбачевым и определить все ее достоинства и недостатки.
В работе будут использованы современные монографические издания по истории России и отечества, которые помогут наиболее полно и адекватно отразить тему курсовой работы.
1985 г. стал поистине переломным этапом в истории Советского Союза. Негативные факторы плановой экономики государства, кризисные явления в жизни советского общества отчетливо выявились и стали стремительно нарастать.
Как международное, так и внутриполитическое положение СССР к середине 80-х гг. было двойственным: с одной стороны, Советский Союз по-прежнему сохранял статус великой державы, а с другой — стремительно терял этот статус. Согласно переписи 1989 г., население СССР составило 286,7 млн. человек, в городах страны проживало примерно 67% населения, в сельской местности — 33%. На протяжении всех 80-х гг., как и 60— 70-х гг., происходил процесс опережающего роста неславянского населения, прежде всего в республиках Средней Азии и Азербайджане. Если количество русских, украинцев и белорусов увеличилось с 1979 г. в среднем на 6%, то узбеков, таджиков и туркменов от 34 до 45%[1].
К середине 80-х гг. СССР обладал развитой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства, что позволяло ему иметь определенные успехи в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс), и в основном обеспечивать себя на минимально допустимом уровне продуктами питания и товарами широкого потребления. Социальные и национальные противоречия в стране открыто не проявлялись. СССР обладал огромными природными богатствами, несопоставимыми ни с одной из стран мира.
Несмотря на определенные достижения в экономическом и социальном развитии (в частности, к середине 1970-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета по уровню вооружений с США и всем блоком НАТО), Советское государство оказалось в глубоком кризисном состоянии. Главной причиной его являлось падение темпов роста промышленности, происходившее на фоне быстрого индустриального развития передовых держав мира: США, Японии, Канады, стран Западной Европы. Проводимая советским руководством со времен Ленина политика, направленная на конфронтацию с капиталистическими странами и имевшая конечной целью установление советского варианта социализма во всем мире, зашла в тупик, так как уже в ближайшем будущем СССР должен был потерять статус великой державы.
Перед партийно-бюрократической элитой страны реально встала задача сохранения своей власти. Попытки «закручивания гаек», осуществляемые во время короткого руководства страной Ю. В. Андроповым, показали свою малую эффективность. Идеи более глубокой реформации общественной жизни в СССР стали проявляться все отчетливее. Начало политики перестройки связано с именем блестящего партаппаратчика М. С. Горбачева. В марте 1985 г. после кончины 74-летнего К. У. Черненко он был избран при поддержке А. А. Громыко Генеральным секретарем ЦК КПСС. В сентябре 1985г. Председателем Совета Министров был назначен Н.И. Рыжков, на этом посту заменивший Н. А. Тихонова. Цели и задачи руководителей «перестройки», способы их достижения постоянно менялись и корректировались. На знаменитом апрельском (1985) Пленуме ЦК КПССМ. С. Горбачев провозгласил новый политический курс партии — ускорение социально-экономического развитая страны на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса[2].
1.2 Политика перестройки
В перестройке можно выделить три крупных этапа:
1) 1985—1986 гг.
2) 1987—1988 гг.
3) 1989-1991 гг.
В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти - Советов - в 1985-1988 гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был двухпалатный Верховный Совет СССР, регулярно собиравшийся на свои сессии, на которых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988 г. Председателем Президиума Верховного Совета был А. А. Громыко. В октябре 1988 г. председателем был избран М. С. Горбачев, а его первым заместителем - А. И. Лукьянов.
На местах власть по-прежнему юридически принадлежала Советам различных уровней, выбранных на основе «нерушимого блока коммунистов и беспартийных». Исполнительная власть принадлежала исполкомам Советов (на уровне республик — Советам Министров), которые были чисто бюрократическими органами. Формально они были подотчетны Советам, реально же подчинялись лишь вышестоящим инстанциям. Деятельность их также контролировалась комитетами партии различного уровня. Изменилась в этой системе лишь терминология: модно стало говорить о борьбе с бюрократизмом, о демократизации и гласности.
Поистине революционные преобразования в организации государственной власти в стране начались лишь после 1988 г. В декабре 1988 г. 12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основному Закону) СССР», содержанием которого было изменение избирательной системы в СССР, принципов выборности народных депутатов СССР и принципов функционирования государственных органов. На основе этих изменений весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР, а весной 1990 г. народных депутатов союзных, автономных республик и местных Советов. Депутаты избирались сроком на 5 лет[3].
С 1989 г. изменилась сама структура выборов в органы власти. Прежде всего был отменен «нерушимый блок коммунистов и беспартийных» при одном кандидате на одно депутатское место. Теперь выборы стали альтернативными и состязательными. Это означало, что на одно депутатское место претендовало несколько кандидатов.
Однако кроме выборов по территориальным округам в 1989 г. были проведены выборы от так называемых общественных организаций — от КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журналистов. Академии наук и целого ряда других. Это привело к тому, что большая часть руководящей партийно-бюрократической номенклатуры без труда вновь попала в состав депутатского корпуса страны, в некоторых территориальных округах было по одному кандидату, и, как правило, выдвигались по-прежнему секретари райкомов, горкомов и обкомов, в других местах на одно место было три, четыре и более кандидатов. Позиции кандидатов во многом совпадали. Как консерваторы, так и демократы, обещали скорейшее повышение жизненного уровня и решение местных и общегосударственных проблем — одни на основе сохранения принципов социализма, другие на основе перехода к рыночным отношениям.
Всего народными депутатами СССР были избраны 2250 человек: из них рабочих и колхозников менее 24%, интеллигенции более 27%. Представительство профессиональных партийных работников и военнослужащих осталось практически без изменений[4].
На 1 Съезде народных депутатов (май — июнь 1989 г.) М. С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем — А. И. Лукьянов. На нем же были выбраны депутаты Верховного Совета (всего 542 человека), постоянно действующего законодательного и контролирующего органа государственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная и др. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР (Н. И. Рыжков), Председателя Комитета народного контроля (В. Г. Колбин), Председателя Верховного Суда СССР (Е. А. Смоленцев), Генерального прокурора СССР (А. Я. Сухарев), Главного государственного арбитра СССР (Ю. Г. Матвеев).
Съезд рассмотрел вопросы об основных направлениях внешней и внутренней политики СССР, о программе предстоящей деятельности правительства и принял соответствующие постановления. 2 Съезд народных депутатов СССР состоялся 12—24 декабря 1989 г. На нем были приняты постановления о работе Верховного Совета, был сформирован Совет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссий и комитетов. На II съезде были заслушаны отчеты о выполнении экономических и социальных программ, госбюджета СССР, рассмотрены программы на следующий год. Были внесены поправки в Конституцию СССР по вопросам деятельности съезда, изменения избирательной системы и Конституционном надзоре. В последующем съезды народных депутатов собирались не реже чем 2 раза в год (в 1990 г. съездов было три). В марте 1990 г. на внеочередном Съезде народных депутатов СССР Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов, должность первого заместителя была упразднена. Основные законодательные акты принимались Верховным Советом СССР.
Согласно регламенту, утвержденному на I Съезде народных депутатов. Верховный Совет ежегодно созывался Председателем Верховного Совета на две очередные сессии продолжительностью 3-4 месяца. Также собирались внеочередные сессии. Первая сессия Верховного Совета состоялась 7 июня - 4 августа 1989 г. В последующие годы Верховный Совет работал практически непрерывно, за исключением коротких каникул. В промежутке между сессиями работал Президиум ВС Совета и постоянные комиссии палат и комитетов[5].
Несколько иная ситуация имела место в Верховных Советах РСФСР и других республик, в местных Советах. В ряде Верховных Советов союзных и автономных республик в 1990 г. к власти пришли оппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинство республик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о стремлении приобрести независимость в ближайшем будущем. Наиболее интенсивно этот процесс шел в республиках Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и Закавказья (Армения и Грузия), а также в Молдавии. В том же направлении, хотя и значительно медленнее, развивались события на Украине, в Белоруссии и РСФСР.
После выборов марта — мая 1990 г. в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии стабильное большинство получили националистические силы. В среднеазиатских республиках и Азербайджане — силы, поддерживающие КПСС. На Украине, в Белоруссии и РСФСР друг другу противостояли близкие по численности блоки коммунистов и «демократов».
В РСФСР было выбрано 1068 депутатов. На I Съезде народных депутатов РСФСР (май—июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета был избран Б. Н. Ельцин, его первым заместителем — Р. И. Хасбулатов, Председателем Совета Министров назначен И. С. Силаев. Были выбраны постоянные комиссии, во многом аналогичные союзным, утверждены министры и председатели комитетов. На съезде 12 июня была принята Декларация о государственном суверенитете, принято решение о выработке программы выхода из кризиса. Как и Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР созывался на две очередные сессии два раза в год, которые также продолжались 3—4 месяца. В марте—апреле 1991 г. была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, на которой было принято решение о введении поста президента РСФСР и проведении президентских выборов в июне 1991 г. До этого срока Б. Н. Ельцин получил дополнительные права и полномочия[6].
Одновременно с выборами в союзных республиках в марте — мае 1990 г. были проведены выборы в автономных республиках и в местные Советы всех уровней. Во многих районах власть перешла к оппозиционным КПСС силам, правда, основные лидеры оппозиции были бывшими партократами. В результате победы националистических сил в автономных республиках многие из них заявили о своем суверенитете и превращении их в союзные республики. Летом — осенью 1990 г. статус союзных республик обрели Татарстан, Северная Осетия, Дагестан, Якутия и ряд других.
В некоторых местных Советах власть также перешла к силам, оппозиционным КПСС. Наиболее наглядно это проявилось в Москве и Ленинграде, где к власти пришло широкое, но достаточно аморфное движение «Демократическая Россия». В Москве председателем городского Совета стал Г. Попов, а в Ленинграде — А. А. Собчак. Демократы победили в большинстве районных Советов. Но несмотря на широкие обещания, новые составы Советов не смогли найти решения старых проблем.
Отличительной чертой функционирования новой власти стала так называемая «война суверенитетов» как на республиканском уровне, так и на местном. Каждый Совет стремился стать высшим законодательным и исполнительным органом, сконцентрировать в своих руках максимум полномочий, игнорируя во многих случаях соподчиненность. Функционирование государственных выборных органов в 1990—1991 гг. со всей очевидностью показало, что советская система в том виде, в каком она существовала, не приспособлена для успешного выполнения задач исполнительной и законодательной власти.
Исполнительная власть в СССР не претерпела таких серьезных изменений, как законодательная. Наиболее существенным изменением было введение в СССР института президентства. 14 марта 1990 г. первым президентом СССР стал М. С. Горбачев, выбранный на специально собранном для этой цели чрезвычайном Съезде народных депутатов СССР. При президенте СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский совет. Президент получил право издавать указы и постановления, которые имели законодательную силу. В феврале 1991 г. был введен пост вице-президента СССР. Вице-президентом был выбран Г. И. Янаев[7].
Другое серьезное изменение было внесено в работу Совета Министров. В феврале 1991 г. он был переименован в Кабинет министров, и за этим изменением названия стояла серьезная новация. Если ранее Совет Министров был подотчетен Верховному Совету СССР, то теперь Кабинет министров стал подчиняться непосредственно президенту. Хотя премьер-министр и должен был отчитываться и утверждаться в Верховном Совете, но практически он находился в подчинении исключительно президента. Первым премьер-министром Кабинета министров стал министр финансов В. С. Павлов.
Кабинет министров действовал почти так же, как и бывший Совет Министров. Разница заключалась в том, что было сокращено количество министерств и центральных ведомств до 55, тогда как в начале перестройки их насчитывалось 125 при определенном сокращении всего бюрократического персонала. Начинался, правда, весьма медленно и нерешительно, отказ от всеобъемлющего регулирования работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий. На местах реальная власть по-прежнему принадлежала исполкомам Советов, которые не только изменили основные принципы работы, но и практически не изменились в личном составе[8].
1.3 КПСС в условиях перестройки
Отличительной чертой было падение политического влияния КПСС и связанных с ней политических организаций, таких как ВЛКСМ и профсоюзы. Этот процесс происходил постепенно. Суть состояла в усилении противоречий между М. С. Горбачевым и его ближайшей команды и всего партийно-государственного аппарата. Как и Хрущев, Горбачев не решался разрушить аппарат, он использовал активность масс под лозунгами политики гласности и демократизации для того, чтобы заставить аппарат подчиниться ему и исполнять его волю. В решении этой задачи Горбачев пошел Значительно дальше, чем Хрущев.
В начале перестройки новая политика была ограничена «генеральной линией на совершенствование общества развитого социализма» (апрельский, 1985 г. пленум ЦК КПСС, XXVII съезд КПСС в 1986 г.) и стратегией «ускорения социально-экономического развития». Вместе с тем постепенно смещаются акценты в оперировании старыми идеологическими категориями. Так, на XXVII съезде КПСС в принятой им новой редакции Программы КПСС повторяется тезис о социально-экономических, политических, идейных и моральных преимуществах социалистического общества перед капиталистическим, хотя на самом съезде раздавалась серьезная критика отдельных сторон «реального социализма».
Перемещение центра политической жизни от партийных структур к общественному мнению, средствам массовой информации, нарождающимся «неформалам» стало важным фактором смены идеологических позиций и в самой КПСС. Произошло своеобразное возвращение к «идеалам Октября». Предпринимались попытки объяснить глобальный кризис системы совокупностью кризисов в конкретных сферах общественной жизни, показать народу, что причины сползания страны в пропасть заключаются не в доктрине, а как раз в отходе конкретных руководителей партии от истинного учения, в «деформациях» социализма.
Бывшее руководство КПСС стали обвинять в субъективизме, волюнтаризме, установлении культа личности, отходе «от генеральной линии партии» и прочих грехах. Но как вскоре показала реальность, данный подход был недостаточным, чтобы заставить государственный механизм эффективно заработать. Поэтому решено было сделать следующий шаг в сторону демократии[9].
Этим шагом стал январский (1987) пленум ЦК КПСС, после которого расширилась сфера деятельности средств массовой информации, перешедших от отдельных прорывов в запретные зоны к широкой критике, к бичеванию не отдельных недостатков, а пороков системы.
В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС создало «Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30—40-х годов и начала 50-х годов». В октябре 1988 г. ее председателем стал А. Н. Яковлев. В дальнейшем деятельность этой комиссии была подкреплена постановлением ЦК КПСС «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30— 40-х и начала 50-х годов», соответствующим указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. и указом президента СССР от 13 августа 1990 г. «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20—50-х годов».
Однако, «выражая принципиальное осуждение массовых репрессий, считая их несовместимыми с нормами цивилизации», сдвинув хронологию начала этих репрессий к середине 20-х гг., президентский указ не коснулся массовых репрессий, организованных большевистской партией ранее, а возложил всю вину за произвол и беззаконие на сталинское руководство. В 1990 и 1991 гг. на имени Ленина и его соратников лежало идеологическое табу, не позволяющее беспристрастно оценить их деятельность[10].
Примечательна сама постановка вопроса на февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС, сформулированная в речи М. С. Горбачева «Революционной перестройке — идеологию обновления». Впервые было заявлено с партийной трибуны о необходимости «свободного соревнования умов», «социалистического плюрализма мнений» который «впервые за многие десятилетия мы реально ощущаем». Генеральный секретарь ЦК КПСС заявил о намерении партии «возродить ленинский облик нового строя», признав тем самым, что этот облик утрачен. На пленуме была сделана попытка объяснить причины того что партия и народ на протяжении всех 70 лет не смогли «достаточно полно реализовать ленинские принципы нового общественного строя». Среди названных причин было и возвращение к тезису XX съезда о «культе личности», и новый тезис о сложившейся в 30-е гг. командно-административной системе управления.
В аналогичном духе проходила и XIX партийная конференция, которая состоялась 28 июня — 1 июля 1988 г. В резолюции «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», принятой на конференции, присутствует программный тезис времен застоя, но в новом, перестроечном оформлении: «Решение судьбоносных для страны и социализма задач перестройки требует повышения руководящей роли партии и новых критериев оценки выполнения ею этой своей роли». Однако цель, которая стояла перед XIX партконференцией — сплотить партию и партийный аппарат под полным руководством М. С. Горбачева, — не была достигнута.
1989-1990 гг. были периодом, когда реальная власть стала постепенно уходить из рук партаппарата. Это проявилось в усилении влияния неформальных движений, в формировании оппозиционных партий и начале широкой критики самих основ марксизма, социализма и деятельности В. И. Ленина. Когда-то единая КПСС стала раскалываться на различные фракции и группировки. Еще большим падением влияния партии в обществе характеризуется середина S990 г., когда состоялся XXVIII съезд КПСС. На съезде шла ожесточенная борьба между различными фракциями по поводу выхода партии из глубокого кризиса. Были представлены три основные фракции: центристская (платформа КПСС), демократическая и марксистская. Съезд выявил существенное расхождение их позиций при общем осознании неизбежности изменений в стране и необходимости активно включиться в перестроечные процессы, чтобы сохранить за собой реальную политическую и экономическую власть[11]. В конечном счете Горбачеву удалось доказать, что он является единственной политической фигурой, способной объединить все группировки. Последовавший сразу же за XXVIII съездом 1 съезд Коммунистической партии России стал составной частью структурных изменений в партии. Первым секретарем КП РСФСР был выбран И. К. Полозков. Оба партийных съезда не ответили на насущные проблемы страны, не смогли выработать стратегию выхода из кризиса. Все это привело к дальнейшему падению престижа КПСС в обществе, о чем свидетельствовали начавшийся массовый выход из партии и результаты социологических опросов[12].
Все другие общественно-политические организации, входившие в структуру советской государственной системы, в конце 80-х гг. попали в глубокий кризис. Это относится прежде всего к ВЛКСМ и профсоюзам. Если до 1988 г. они существовали практически без изменений, то затем темпы их трансформации стали резко увеличиваться. Комсомол перестал быть собственно политической организацией и постепенно превращался в объединение коммерческих предприятий, которые с самого начала перестройки захватили серьезные позиции на зарождающемся рынке СССР. Этому способствовало активное использование капиталов, накопленных в предыдущие, застойные времена, а также неразборчивость в выборе средств получения прибыли. Эволюция многих комсомольских вожаков, сколотивших в короткие периоды крупные капиталы, отчетливо продемонстрировала двойную мораль как бывших политических лидеров, так и бизнесменов от номенклатуры. С 1991 г. ВЛКСМ практически исчез с политической арены страны.
Положение в официальных профсоюзах также было очень сложное. Профсоюзный аппарат, как и весь управленческий, в 1985—1987 гг. настороженно встретил перестройку. Эта позиция отразила факт отрыва ВЦСПС от рабочих. В 1988—1990 гг. впервые за многие десятилетия советской власти наметился отток рабочих и служащих из официальных профсоюзов и создания альтернативных профессиональных организаций.
В 1989 г., по существу, впервые в СССР вновь появилось независимое рабочее движение. Это выразилось, в частности, в развертывании забастовок в различных отраслях промышленности, прежде всего в угледобывающей. Стремясь предотвратить падение своей популярности, ряд профсоюзов поддержал требования бастующих и стал оказывать им разностороннюю помощь. В 1989 г. во многих профсоюзах была проведена перевыборная кампания, что привело к серьезному обновлению руководства низовых организаций и их демократизации. Центральные же органы ВЦСПС по-прежнему были далеки от требований низов. Кроме того, многие лидеры ВЦСПС использовали свое положение для приобретения капитала и начала коммерческой деятельности.
В стране появились политические силы, а затем и партии, оппозиционные КПСС. Вплоть до конца 1987 г. существовало лишь разрозненное, малочисленное диссидентское движение. Но с 1987 г. в стране стало расти демократическое движение. Уже в 1987 г. появилось несколько десятков неформальных, постепенно политизировавшихся организаций, но они были крайне малочисленны и слабо организованны.
В 1988 г. неформальное политическое движение уже насчитывало сотни тысяч участников, а с 1989 г. началось образование оппозиционных партий. Этот процесс усилился в 1990 г., когда была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе. Деятельность оппозиционных сил проявлялась в издании газет и журналов, проведении митингов, а с 1989 г. и в участии в парламентской борьбе. В 1987 г. митинги оппозиционных движений собирали в лучшем случае несколько десятков человек, в 1988 г. они стали более многочисленные, а в 1990 г. в Москве прошли грандиозные манифестации, в которых принимали участие сотни тысяч человек. Первые независимые газеты и журналы полулегально стали появляться еще в 1987 г., в 1988—1989 гг. их стало больше и они стали, агрессивнее. В 1990 г. после принятия закона о печати количество независимых газет и журналов резко возросло. Они выражали интересы, как правило, той или иной оппозиционной партии или группировки.
В 1990 г. в СССР впервые с 20-х гг. появились политические партии помимо КПСС. Первыми стали Демократическая партия. Социал-демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая, Христианско-демократическая, Российский народный фронт, народные фронты в различных регионах, многие из которых были официально зарегистрированы как общественные организации на республиканском уровне. В 1991 г. были зарегистрированы общесоюзные партии, первой из которых стала КПСС, второй - ЛДП. Кроме этого, возникли различного рода экономические и культурные организации. Все они в 1991 г. были, как правило, немногочисленные (в лучшем случае несколько тысяч человек), организационно аморфные и не имеющие четкой программы.
В целом в 1990—1991 гг. в оппозиционном движении можно выделить ряд основных направлений: прежде всего демократическое, патриотическое и экологически-культурное. На выборах 1990 г. в Верховный и местные Советы РСФСР сторонники демократического движения под лозунгами «Демократической России», быстрого введения рыночных отношений добились серьезного успеха[13].
Проблемы совершенствования социалистической модели экономики, находившейся в СССР в предкризисном состоянии, придание ей динамизма и эффективности являлись ключевыми для пришедшего к власти в партии и государстве в середине 1980-х гг. нового руководства во главе с М. С. Горбачевым.
К этому времени мощный научно-технологический потенциал страны, созданный за послевоенный период, в значительной степени был исчерпан. Уже с начала 80-х гг. в экономику Советского Союза прекратился обильный приток «нефтедолларов» (в связи с падением цен на энергоносители на мировом рынке), а афганская «авантюра» и традиционный затратный механизм ведения хозяйства в сочетании с валовым принципом промышленной политики стремительно увеличивали бюджетный дефицит, отмечалось неуклонное падение промышленного производства. Широко разрекламированная «Продовольственная программа» (1982) к 1985 г. также оказалась фактически проваленной (валовой сбор зерновых в стране за 1978—1984 гг. упал с 237 до 173 млн. т). Низкая эффективность производства, отсутствие материальной заинтересованности в производительном труде, господствующая уравниловка, а также растущий голод на основные потребительские товары — вплоть до введения талонной системы распределения, способствовали созданию в СССР тех явлений, которые впоследствии будут названы застоем и механизмами торможения. В стране из-за падения рождаемости за 10 лет (с середины 70-х гг.) в 4 раза — с 12 до 4 млн. человек сократилась доля молодежи в общественном производстве, а женщины среди рабочих и служащих составляли более половины от всех занятых (тогда как даже в первые послевоенные годы этот показатель не превышал 47%). Острейшей социальной проблемой в «обществе реального социализма» являлось пьянство: в СССР только официально зарегистрированных алкоголиков насчитывалось более 21 млн. человек[14].
По мере вступления советской экономики в полосу стагнации все заметнее стала развиваться так называемая теневая экономика. Это явление, возникшее в условиях тотального огосударствления и плановой централизации хозяйства, давало некоторую возможность перераспределять продукцию и доходы населения в соответствии с нуждами потребления. Теневая экономика в СССР включала как различные виды индивидуальной трудовой деятельности и подпольные цеха по производству дефицита, так и изготовление неучтенных товаров на госпредприятиях и махинации в сфере финансовой отчетности. По приблизительным подсчетам, в Советском Союзе к середине 80-х гг. в теневом бизнесе было занято до 15 млн. человек, а объем выпускаемой неофициальной продукции народного потребления повышенного спроса уже составлял до 25 % от всего товарооборота. Происходило формирование новой социальной группы подпольных предпринимателей — «цеховиков», которые, как правило, были тесно связаны с наиболее прагматичной частью правящей в стране партийно-государственной номенклатуры. Фактически начался процесс их сращивания, что впоследствии создало особую прослойку класса «советских предпринимателей», получивших позднее на Западе название «новых русских».
Выдвинутая М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа обновления обветшавшей командно-административной распределительной системы «развитого социализма» на первых порах отличалась умеренностью. Главным лозунгом реформ провозглашался курс на всемерное ускорение социально-экономического развития страны на основе внедрения новых методов хозяйствования и использования новейших достижений научно-технического прогресса. По замыслу партийных реформаторов, предполагалось включить «дополнительные резервы и преимущества» социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый «человеческий фактор») прежде всего за счет усиления администрирования, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Новый партийный лидер призвал шире реализовывать накопленные материальные и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, в том числе за счет введения многосменного режима работы, особенно в машиностроении, повысить качество производимой продукции, развивать рационализаторство, передовые формы и методы соцсоревнования и т. д. В стратегии «ускорения» социально-экономического развития была сделана ставка на традиционные для СССР способы подстегивания «социалистического энтузиазма» в сочетании с усилением командно-административного контроля и массированной финансовой накачки приоритетных отраслей народного хозяйства.
1985—1986 гг. стали периодом осуществления крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством. Так, уже в мае 1985 г. вышло постановление Совета Министров СССР об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом (печально знаменитая антиалкогольная кампания), в рамках которой предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликероводочной продукции. Осуществление «борьбы с пьянством» ударными темпами привело за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, что резко снизило бюджетные поступления, создав к тому же сильное социальное напряжение, рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения, что отрицательно сказывалось на здоровье населения. К числу других социальны] «кампаний» этого периода относились: широко разрекламированная программа «Жилье-2000» (апрель 1986 г.)[15] предусматривавшая полное решение в стране пресловутой «квартирного вопроса» и «школьная реформа», в рамках которой должна была осуществиться полная компьютеризация средней школы. К числу административных реорганизаций в управлении экономикой относились: создание в ноябре 1985 г. министерского «монстра» — Госагропрома путем слияния семи союзных министерств и ведомств, ведающих управлением сельского хозяйства; формирование исполнительной «вертикали» областных и районных агропромышленных объединений; введение в мае 1986 г. новой контролирующей инстанции за качеством производимой продукции — госприемки, обусловившей значительный рост бюрократического аппарата на всех уровнях.
Некоторые подвижки, отмеченные в экономике СССР в первый год реализации «стратегии ускорения» (прирост производительности труда за 1985 г. составил 1,3%), породили в новом руководстве страны иллюзию движения, надежду на всесилие командных рычагов в увеличении темпов промышленного развития. Эти настроения ярко отразились в утопизме принятых на XXVII съезде КПСС (март 1986 г.) планов экономического и социального развития страны до 2000 г., в соответствии с которыми промышленный потенциал СССР за 15 лет должен был увеличиться вдвое. Неосуществимость принятых съездом решений была предопределена. Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, не изменившие социальной природы общественного воспроизводства и основанные на инерции сложившегося бюрократического хозяйственного механизма, уже находившегося в кризисном положении, не могли привести к реальным изменениям в экономике. Более того, идеология «штурмовщины» на производстве, не подкрепленная новейшими технологическими разработками, объективно создавала предпосылки для техногенных аварий. В конце апреля 1986 г. произошла авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, о которой, в силу традиционной «сверхсекретности объекта», советское руководство официально сообщило лишь через две недели[16].
Постепенно в советском руководстве росло понимание того, что без коренных преобразований в хозяйственном механизме и последующих трансформаций социально-политической системы, сложившейся в СССР, достичь реальных результатов в масштабных экономических реформах невозможно. Однако невозможно было также оценить размеры охватившего страну структурного социально-экономического и политического кризиса без глубокого научного анализа сложившейся ситуации. С 1987 г. по инициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные советские экономисты Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, П. Г. Бунич, Т. И. Заславская и др. Разработанный ими проект программы преобразований предусматривал следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально — путем развития кооперативного движения, опираясь на ленинское определение социализма как строя цивилизованных кооператоров); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе. В 1987—1988 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройке управления народным хозяйством, важнейшим из которых были закон «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г.), постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о расширении прав трудового коллектива и выборе руководителей и наконец, закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.). Однако при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля по отношению к хозяйствующим субъектам, и прежде всего кооперативам и арендным предприятиям, принятые законодательные акты практически оказались бездейственными, а реформы в экономике — блокированными. Более того, с 1988 г. начался общий кризис в сельскохозяйственном производстве, а затем и в промышленности. В связи с продолжавшим расти огромным бюджетным дефицитом резко усилились инфляционные процессы. В руководстве партии и государства нарастал конфликт между сторонниками либеральной и консервативной политическими программами осуществления реформ. Сам лидер партии М. С. Горбачев подвергался критике как слева, так и справа, и его решения не отличались последовательностью. С одной стороны, он декларировал переход к рыночным отношениям, а с другой — провозглашал верность социалистическим ценностям, что изначально было несовместимо. Реальные процессы, происходившие в экономике и связанные с возникновением новых видов предприятий (кооперативов, совместных предприятий, акционерных обществ и др.), повлияли и на государственный сектор. Госпредприятия стали преобразовываться в арендные и акционерные, хотя зачастую контроль над ними сохранялся в руках прежнего руководства. В 1990 г. было принято постановление нового ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике и соответствующее этой концепции законодательство. Несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль (от 35 до 45%), законы 1990 г. создали условия для еще большего развития коммерческих структур. Но сохранение государственного регулирования цен, не менявшихся в стране с 1961 г., при появлении товаров и услуг, производимых новыми, коммерческими структурами, объективно вело к усилению товарного голода — дефицита промышленных и продовольственных товаров. Карточная система, давно, хотя и неофициально существовавшая в различных регионах СССР, была введена даже в Москве, где были установлены нормы отпуска товаров и резко ограничен их ассортимент. Резко возросла денежная эмиссия, которая за 5 лет, к 1989 г., увеличилась в 4 раза, и в 1990 г. составляла уже около 20%. За счет иностранных займов внешний долг СССР вырос с 10 млрд. в 1985 г. до 52 млрд. долларов к 1991 г. За этот же период золотой запас СССР уменьшился в 10 раз и составил 240 т[17].
В этих условиях катастрофически падал уровень жизни советских граждан, которые во всех экономических проблемах обвиняли руководство КПСС. В промышленных регионах, особенно в угольных бассейнах, с 1989 г. начало расти забастовочное движение, которое к лету 1991 г. приобрело огромный размах.
На фоне провалов в реформировании экономики союзным центром политические элиты обретавших самостоятельность союзных республик предприняли попытки выйти из кризиса, опираясь на собственные программы. Летом 1990г. академик С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский и их соратники предложили российскому руководству так называемую программу «500 дней». Она предусматривала в этот короткий срок провести масштабную приватизацию государственной собственности, введение свободного рыночного ценообразования с параллельной индексацией заработных плат и социальных пособий. Одновременно она значительно ограничивала возможности союзного центра управлять экономикой республики. Таким образом, создавались условия для образования экономического союза республик, который мог бы стать основой для установления новых, конфедеративных связей между ними. Но эта программа так и не была реализована. Горбачев же предпочел программу экономических реформ, разработанную министром финансов СССР В. С. Павловым, ставшим премьер-министром Кабинета министров СССР в декабре 1990 г. Проект Павлова предусматривал осуществление жесткого государственного контроля при переходе к рынку[18].
Таким образом, вокруг планов экономических преобразований возникла острая политическая борьба, которая усиливала противостояние между центром и республиками. Непоследовательность в проведении преобразований в период перестройки не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономической системы, но еще больше его углубила.
Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60—70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о «сплоченной семье братских народов» и созданной в СССР новой исторической общности — «советском народе» — очередными мифами «развитого социализма».
С середины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению «социалистической законности» и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили под национал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось «умиротворить» лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987—1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа)[19].
Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной «пакта Риббентропа—Молотова» состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативные выборы депутатов возрожденных съездов народных депутатов СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала «тихой» массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальными политическими требованиями.
Уже на следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. В условиях все более нараставшего социально-экономического кризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства.
Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного «малодержавия», их национальное движение носило как бы оборонительный характер. Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев[20].
На рубеже 80—90-х гг. бывшие союзные республики не только прекратили функционировать как единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не только по экономическим, но и по политическим мотивам блокировали взаимные поставки, транспортное сообщение и т. п.
Трагические события в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М. С. Горбачева и его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16). На основании положительных результатов всенародного голосования состоялась встреча с руководителями России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, которая завершилась подписанием «Заявления 9 + I», в котором декларировались принципы нового Союзного договора. Однако процесс формирования обновления Союза суверенных государств был прерван августовским путчем.
Распад СССР вступил в решающую стадию в августе 1991 года. О выходе из него заявили республики Балтии. Первого декабря на Украине прошел референдум, на котором население республики высказалось за свою независимость. 8 декабря руководители России, Украины, Белоруссии Б.Ельцин, Л.Кравчук, С.Шушкевич подписали Беловежское соглашение о денонсации Союзного договора 1922 года и объявили о создании СНГ. 21 декабря в Алма-Ате ск СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Тем самым был подтвержден факт распада Советского Союза как единого государства. 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства[21].
На основе изложенного в работе материала можно сделать следующие выводы.
Несмотря на определенные достижения в экономическом и социальном развитии (в частности, к середине 1970-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета по уровню вооружений с США и всем блоком НАТО), Советское государство оказалось в глубоком кризисном состоянии. Главной причиной его являлось падение темпов роста промышленности, происходившее на фоне быстрого индустриального развития передовых держав мира.
Начало политики перестройки связано с именем блестящего партаппаратчика М. С. Горбачева. В марте 1985 г. после кончины 74-летнего К. У. Черненко он был избран при поддержке А. А. Громыко Генеральным секретарем ЦК КПСС. Цели и задачи руководителей «перестройки», способы их достижения постоянно менялись и корректировались. На знаменитом апрельском (1985) Пленуме ЦК КПССМ. С. Горбачев провозгласил новый политический курс партии — ускорение социально-экономического развитая страны на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса.
Проблемы совершенствования социалистической модели экономики, находившейся в СССР в предкризисном состоянии, придание ей динамизма и эффективности являлись ключевыми для пришедшего к власти в партии и государстве в середине 1980-х гг. нового руководства во главе с М. С. Горбачевым.
1985—1986 гг. стали периодом осуществления крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством.
В 1987—1988 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройке управления народным хозяйством, важнейшим из которых были закон «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г.), постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о расширении прав трудового коллектива и выборе руководителей и наконец, закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.).
1989-1990 гг. были периодом, когда реальная власть стала постепенно уходить из рук партаппарата. Это проявилось в усилении влияния неформальных движений, в формировании оппозиционных партий и начале широкой критики самих основ марксизма, социализма и деятельности В. И. Ленина. Когда-то единая КПСС стала раскалываться на различные фракции и группировки. В конечном счете Горбачеву удалось доказать, что он является единственной политической фигурой, способной объединить все группировки.
Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о «сплоченной семье братских народов» и созданной в СССР новой исторической общности — «советском народе» — очередными мифами «развитого социализма».
25 декабря 1991 года М.С.Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства.
После выборов в России в июне 1991 г., когда Б. Н. Ельцин был избран Президентом РСФСР, а два других известных лидера «Демократической России» — Г. X. Попов и А. А. Собчак — мэрами Москвы и Санкт-Петербурга, радикальные подходы в решении проблем политического развития достигли своего апогея. Стало очевидно, что эпоха перестройки, неразрывно связанная с именем М. С. Горбачева, безвозвратно уходит в прошлое.
1. Абалкин Л.И. На перепутье (Размышления о судьбах России). – М.: Институт экономики РАН, 1993. –247 с.
2. Александров Ю. Когда экономика денежная, но не рыночная: Об эволюции советской модели экономики 60-нач. 90-хх годов // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №11. - С. 79-91.
3. Денежные реформы России: Учебн. пособие / В.Д. Белоусов. – Самара: Самарский гос. тех. ун-т, 1995. – 75 с.
4. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века. – М.: Дрофа, 2003. – 896с.
5. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.П. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 727 с.
6. Корелин А. П. Краткое пособие по истории России. – М.: "Высшая школа", 1992. – 374 с.
7. Крамник В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. –СПб: СПбУЭФ, 1995. – 118 с.
8. Лившиц А.Я. Экономические реформы России. - М.: Дрофа, 2002. - 564 с.
9. Политическая реформа: цели, противоречия, этапы./ Под ред. Гулиев В.Е. - М.: Институт государства и права АН СССР, 1990. –156 с.
10. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. - СПб.: Наука, 1998. –796 с.
11. Столыпин П. A. Нам нужна великая Россия. Сборник речей. - М.: "Молодая Гвардия", 1991. - 456 с.
12. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - М.: Юстицинформ, 2002. - 416 с.
13. Яковлев Л.Б. История отечества. - М.: Логос, 1997.- 427с.
[1] Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - М.: Юстицинформ, 2002. – С.358.
[2] Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - М.: Юстицинформ, 2002. – С.359.
[3] Яковлев Л.Б. История отечества. - М.: Логос, 1997.- С.398.
[4] Яковлев Л.Б. История отечества. - М.: Логос, 1997.- С.399.
[5] Яковлев Л.Б. История отечества. - М.: Логос, 1997.- С.400.
[6] Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. - СПб.: Наука, 1998. – С.670.
[7] Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. - СПб.: Наука, 1998. – 671.
[8] Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. - СПб.: Наука, 1998. – С.672.
[9] Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. - СПб.: Наука, 1998. – С.673.
[10] Лившиц А.Я. Экономические реформы России. - М.: Дрофа, 2002. – С.533.
[11] Лившиц А.Я. Экономические реформы России. - М.: Дрофа, 2002. – С.534.
[12] Лившиц А.Я. Экономические реформы России. - М.: Дрофа, 2002. – С.535.
[13] Лившиц А.Я. Экономические реформы России. - М.: Дрофа, 2002. – С.536.
[14] Лившиц А.Я. Экономические реформы России. - М.: Дрофа, 2002. – С.537.
[15] Лившиц А.Я. Экономические реформы России. - М.: Дрофа, 2002. – С.538.
[16] Лившиц А.Я. Экономические реформы России. - М.: Дрофа, 2002. – С.539.
[17] Александров Ю. Когда экономика денежная, но не рыночная: Об эволюции советской модели экономики 60-нач. 90-хх годов // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №11. - С. 83.
[18] Александров Ю. Когда экономика денежная, но не рыночная: Об эволюции советской модели экономики 60-нач. 90-хх годов // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №11. - С. 84.
[19] Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века. – М.: Дрофа, 2003. – С.817.
[20] Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века. – М.: Дрофа, 2003. – С.818.
[21] Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века. – М.: Дрофа, 2003. – С.819.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 3 1. Государственно-политический кризис в СССР. 5 1.1. Предпосылки нового курса. 5 1.2. Политика перестройки. 7 1.3. КПСС в условиях перестройки. 13 1.4. Неформальные общественные организации. Зарождение мн
Господарські зобов'язання
Госслужащие и их роль в государственном управлении Республики Беларусь
Государственная атторнейская служба США
Государственная власть
Государственная власть
Государственная власть
Государственная власть и самоуправление в Украине
Государственная власть как институт конституционного права
Государственная власть: понятие, признаки и виды
Государственная власть: понятие, признаки, структура
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.