курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..……………………………………………….…………………………3
I. Перерастание монополистического капитала в государственно-монополистический………………………………………………………….5
1. Возникновение ГМК……………………………………………………6
2. Сущность и функции государственно-монополистического капитализма……………………………………………………………6
3. ГМК и развитие капиталистических отношений……………………10
II. Формы ГМК………………………………………………………………...13
1. Государственное регулирование……………………………………..13
1.1 Внутренние и внешние причины усиления процессов государственного регулирования………………………………..13
1.2 Основные формы государственного регулирования…………...14
2. Программирование экономики ………………………………………16
3. Милитаризация экономики …………………………………………..17
4. Частномонополистическая и государственно-монополистическая собственность………………………………………………………….18
5. Международные формы ГМК………………………………………...21
5.1 Межгосударственное регулирование международных экономических отношений…………………………………………...23
5.2 Международная интеграция……………………………………...25
III. Противоречия ГМК………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Государственно-монополистический капитализм – одна из форм капитализма. Это сложное и многостороннее явление, охватывающее экономику, политику и сферу международных отношений. Исторически возникновение государственно-монополистического капитализма было связано с первой мировой войной и было обусловлено необходимостью решения военно-экономических задач.
Вторая мировая война ещё больше развила и умножила формы ГМК. Возрастали правительственные капиталовложения в промышленность; государство строило военные заводы, часть из которых оно само эксплуатировало, а часть передавало частным монополиям. Произошло ещё большее переплетение государственного аппарата с монополиями. Сложилась разветвленная система государственного регулирования экономики.
Возникновение государственно-монополистического капитализма представляет собой существенную и определяющую закономерность развития и функционирования этой стадии капитализма.
Сущность государственно-монополистического капитализма проявляется в различных формах. Важнейшими из них являются государственное регулирование, программирование, милитаризация экономики, а также частномонополистическая и государственно-монополистическая собственность.
Но государственно-монополистический капитализм имеет свои противоречия. Основные противоречия заключаются в том, что ГМК в определенной степени сковывает деятельность монополий. Глубокие противоречия заключены в государственном регулировании экономики.
В определенном смысле государственно-монополистический капитализм противоречит не только природе капитализма, но и хозяйственной практике монополий.
Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны государственно-монополистического капитализма, преимущества и недостатки влияния.
I. Перерастание монополистического капитала в ГМК
Переход капитализма в монополистическую стадию расширил возможности этого способа производства, раздвинул его границы. Но частномонополистическая форма производственных отношений сравнительно скоро обнаружила присущую ей ограниченность. Появилась и стала развиваться новая стадия капитализма – государственно-монополистический капитализм (ГМК).
Тенденция к перерастанию монополистического капитала в государственно-монополистический отчетливо проявилась в годы первой мировой войны. Перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический — результат действия внутренних закономерностей капитализма. Это было связано с обострением противоречий между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Элементы ГМК появились на рубеже 19—20 вв. в результате превращения монополий в господствующую силу.
Процессы концентрации, специализации и комбинирования общественного производства в XX столетии протекают очень быстро. Структура общественного производства усложняется в связи с развитием различных отраслей экономики.[9, c.233]
Углубление общественного характера производства требует наличия новых форм и методов ведения капиталистического хозяйства. Основная их функция состоит в обеспечении большей планомерности регулирования общественного производства и распределения ресурсов. Создание крупных капиталистических объединений, образование транснациональных корпораций частично разрешает это противоречие на основе частнокапиталистического обобществления. Но без государства невозможно обеспечить нормальное развитие экономики в целом и её отдельных сфер.[12, c.210]
1. Возникновение ГМК
Капиталистическая экономическая система проходит в своем развитии следующие стадии: свободной конкуренции, монополистического капитализма и государственно-монополистического капитализма. Эти стадии отличаются друг от друга уровнем обобществления производства, а также превращением государства в непосредственного агента производства и сращенностью силы государства силой монополий.
Первая стадия развития капитализма – стадия свободной конкуренции– пришла на смену натуральному и простому товарному производству. Она знаменовала собой первый крупный шаг в деле превращения производства в действительно общественный процесс и обусловила дальнейшую концентрацию и централизацию производства и капитала, что привело к возникновению новой, монополистической ступени экономической системы капитализма. Эта стадия характеризовалась возникновением и утверждением существенно новых форм производственных отношений капитализма и соответствующих им механизмов функционирования, многие из которых возникли и стали действовать как прямая противоположность свободной конкуренции.[7, c.283]
Но процесс развития системы на этом не закончился. Капитализм XX века превратился в государственно-монополистический, являющийся высшей ступенью его экономической системы.
2. Сущность и функции государственно-монополистического капитализма
Возникновение государственно-монополистического капитализма представляет собой существенную и определяющую закономерность развития и функционирования этой стадии. Известно, что государственно-монополистический капитализм представляет собой соединение в единое целое силы частного монополистического капитала и силы государства. В связи с анализом этой стадии капитализма возникает вопрос об условиях и необходимости соединения этих сил.
Иногда возникновение ГМК связывают с подчинением государства монополиям и использованием его мощи в их интересах. В таком случае проявляется недооценка самостоятельной роли государства, которая приводит к тому, что этот процесс представляется как подчинение государства монополиям, а не как соединение двух самостоятельных сил.
На первых этапах существования и развития капиталистического производства государство как особый общественный институт не выполняло никаких собственно хозяйственных функций, а поэтому не могло относиться к системе экономических отношений этого общества. В основном его роль ограничивалась функциями, которые состояли в том, что оно «охраняло» частную собственность, границы своей территории, укрепляло общественный порядок и др. Собственно экономика не входила в сферу его деятельности.[7, c.283]
С переходом к монополистической стадии положение коренным образом изменилось. Растущая концентрация и централизация производства и капитала, образование монополий, сращивание монополистического промышленного и банковского капиталов, господство финансового капитала и финансовой олигархии подготовили почву для коренного изменения экономической роли и функций государства. В новых условиях рыночный механизм оказался уже не в состоянии самостоятельно и систематически регулировать существенно усложнившиеся экономические связи и отношения. Особенно остро это проявилось в связи с мировым кризисом начала прошлого века. Всё это предопределило необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества.[6, c.715]
Таким образом, в условиях ГМК государство превращается в органический элемент экономической системы общества, являющийся экономическим фактором и агентом воспроизводственного процесса. Оно становится таковым объективно в результате развития производительных сил и производственных отношений этого общества. Причём, если бы даже отдельные монополии и не стремились использовать силу государства, сам экономический процесс развития вынудил бы их это сделать. Дело в том, что отдельные, даже самые могущественные монополии, не в состоянии в современных условиях изолировано, без участия государства, осуществлять воспроизводственный процесс, что особенно наглядно подтверждает конкуренция на мировом рынке. [3, c.170]
Кроме того, сама по себе сила государства может осуществлять свою экономическую функцию в меру использования силы монополий как средства реализации своей экономической роли в развитии данной общественно-экономической системы в целом.
Следовательно, государственно-монополистический капитализм является результатом слияния силы монополий с силой государства как двух важнейших сил, обеспечивающих функционирование экономической системы современного общества.
Но в этих новых условиях экономическая роль государства сводится не только к функции регулирования хозяйственной жизни, хотя, конечно, это регулирование приобретает особенно важное значение. Но этим дело не ограничивается. Экономическая роль капиталистического государства в условиях государственно-монополистического капитализма охватывает широкий комплекс экономической деятельности, в том числе государственного сектора экономики, играющего существенную роль в экономике современных развитых стран. Высокий уровень обобществления производства и обращения обуславливает возможность и необходимость планомерности всего воспроизводственного процесса, и это усиливает и даже видоизменяет экономическую роль государства. В этой связи нобелевский лауреат по экономике В. В. Леонтьев отмечал: «Теперь мы, американцы, теряем своё экономическое первенство, потому что наше правительство не следит за стратегией управления, а японское – постоянно изучает положение и даёт указание, что делать. У них мощная научная техника, громадные средства вкладываются в прогнозирование развития экономики».[7, c.285]
Соединение силы монополий с силой государства явилось результатом не каких-то вспомогательных, субъективных действий отдельных даже самых высокопоставленных агентов общественно-экономического процесса. Напротив, оно носило объективный характер, то есть было следствием тех глубоких изменений, которые происходили в характере и структуре производительных сил общества под воздействием процесса концентрации и централизации производства и капитала. Дело в том, что уже в условиях свободной конкуренции чётко проявлялось различие между разделением труда внутри предприятия и разделением труда внутри предприятия и разделением труда внутри общества. А, между тем, это совершенно различные процессы, которые экономически фиксируются на уровне предприятия наличием кооперативной формы процесса труда и соответствующей ей непосредственно общественной, то есть планомерной, формы связи. Это с одной стороны. А с другой – разделение труда внутри общества, которое характеризуется наличием экономически обособленных производственных звеньев, связи между которыми опосредованы меновой стоимостью, то есть товарным обменом. Поэтому и обмен деятельностью в обществе свободной конкуренции существовал в форме товарного обмена. Законы этого обмена (закон стоимости, закон конкуренции, закон средней прибыли и др.) выполняли функцию общественного регулятора производственного процесса. В этих условиях экономическая роль государства сводилось именно к функции «ночного сторожа». Весь процесс общественного производства не нуждался во внешнем регуляторе в виде государства.[5, c.96]
На монополистической стадии капитализма уровень концентрации и централизации производства и капитала достигли состояния, при котором границы разделения труда внутри общества и разделения труда внутри предприятия стали разрушаться, а законы кооперации труда, прежде ограниченные пределами предприятия, стали превращаться в законы функционирования производства в масштабах целых отраслей и всей экономики, то есть стали законами кооперирования труда в масштабе всего общества, роль рыночных факторов существенно изменяется. Она ограничивается другой регулирующей силой – силой государства.[8, c.170]
Таким образом, соединение силы монополий с силой государства было подготовлено и обусловлено всем ходом экономического развития капитализма в предшествующий период и стало объективной реальностью в условиях монополистического капитализма. Энгельс писал: «Если мы от акционерных обществ переходим к трестам, которые подчиняют себе и монополизируют целые отрасли промышленности, то тут прекращается не только частное производство, но и отсутствие планомерности».
Для того, чтобы капиталистическое производство эффективно развивалось, необходимо централизованное управление и регулирование. Результаты производственного процесса должны программироваться, формироваться не на конечной его стадии, не выступать как итог воспроизводственного процесса общества, но и складываться с самого начала, а не по его завершении. Для этого необходимо наличие силы, которая была бы способна выполнить эту роль. Такой силой и выступает государство, которое использует все виды воздействия на ход воспроизводственного процесса.[12, c.211]
3. ГМК и развитие капиталистических отношений
Как известно, ГМК заметно меняет характер отношений между различными субъектами экономической жизни: немонополистическими товаропроизводителями, крупными монополистическими концернами, государством.
В результате вмешательства государства в экономику изменяются отношения собственности. Государство само становится в более или менее широких масштабах субъектом собственности.[1, c.190]
На начальных этапах становления ГМК (в период первой мировой войны и после второй мировой войны) казалось, что основная задача ГМК состоит в расширении государственной собственности. Государство взяло те средства производства и сообщения, которые не могли эффективно развиваться при акционерной форме владения.
Но вскоре стало ясно, что развитие ГМК не связано с повышением удельного веса государственной собственности. Когда частные капиталистические корпорации окрепли, значительная часть государственной собственности была вновь превращена в акционерную. Но это не только не подорвало основ государственно-монополистической системы отношений, а наоборот, укрепило их.
Во всех главных капиталистических странах государственные и смешанные предприятия сохраняют сильные позиции в национальной экономике. Они очень распространены. Государственные предприятия, как правило, функционируют в отраслях инфраструктуры с большим сроком окупаемости затрат (энергетика, транспорт, связь и др.), в капиталоёмких производствах (добывающая промышленность). [3, c.172]
Формы хозяйствования на государственных предприятиях похожи на формы частномонополистической деятельности. Но есть и различия.
Частные монополии ставят своей целью получение возможно большей прибыли. Государство же обычно преследует более широкие цели, направленные на увеличение экономического роста. Прибыль не всегда стоит на первом месте для государственных предприятий.
Например, государство может поставлять предприятиям дешевоё сырьё, электроэнергию, транспорт, предоставлять научные исследования, которые велись за государственный счёт. Так оно перераспределяет часть созданной прибавочной стоимости в пользу частного сектора. Но иногда различные отрицательные факторы способствуют переходу государственных предприятий в частные руки. Среди таких факторов можно выделить отсутствие прибыли в течение длительного времени, зависимость от бюджета и др. Именно такая волна приватизации захлестнула в последнее время государственный сектор, когда значительная часть принадлежащих ему предприятий в различных по уровню развития странах была распродана или превратилась в частные или смешанные компании.[4, c.291]
ГМК влияет на отношения собственности через осуществление макроэкономической функции государства (налоги, кредитная политика и пр.), законодательную деятельность. В этих условиях реализация отношений капиталистической собственности уже неотделима от экономической роли государства.
В условиях ГМК заметно изменились формы присвоения прибыли. В частности, резко возрастает объём перераспределительных операций через государственный бюджет. Государство само устанавливает цены на продукцию своих предприятий, регулирует кредитно-денежную сферу. Оно может в течение длительного времени поддерживать уровень рентабельности отдельных отраслей и видов производств. При поддержке государства возникают и развиваются научно-исследовательские лаборатории и центры, не приносящие прибыли в течение длительного периода.[4, c. 293]
Государство выступает центром перераспределительных процессов. Оно использует своё, основанное на политической и экономической силе, монопольное положение для поддержания капиталистического способа производства в нормальном состоянии.
II. Формы ГМК
Сущность ГМК проявляется в различных формах. Важнейшими из них являются государственное регулирование, программирование, милитаризация экономики, а также частномонополистическая и государственно-монополистическая собственность.
1. Государственное регулирование экономики
Нарастание внутренних противоречий монополистического капитализма обусловили широкое вторжение государства в экономическую сферу. Если ранее государственное регулирование экономики осуществлялось, как правило, лишь в периоды мировых войн, то теперь система государственно-монополистического регулирования стала постоянным явлением, в котором обнаруживается ряд новых черт.
Анализируя развитие капитализма, К. Маркс писал, что «В известных сферах оно ведет к установлению монополии и потому требует государственного вмешательства».[2, c.719]
1.1 Внутренние и внешние причины усиления процессов государственного регулирования.
Основной причиной усиления вмешательства государства в хозяйственную жизнь является обострение основного противоречия капитализма. Процесс концентрации и монополизации производства привел в настоящее время к появлению огромных финансово-промышленных корпораций, которые командуют десятками, а иногда и сотнями тысяч рабочих, инженеров и техников, производят колоссальные массы продукции. Процесс воспроизводства в таких корпорациях оказывает существенное влияние на всю экономическую обстановку в капиталистических странах и поэтому находится в центре внимания правительств.[8, c. 174]
Активизация экономических функций государства обусловлена также современной научно-технической революцией. Последняя выдвигает сложные задачи не только в области научных исследований, но и при внедрении их результатов в сфере производства. Финансирование научных исследований, развитие новых; не всегда прибыльных, но необходимых для капиталистической экономики отраслей производства, решение проблем занятости и переквалификации рабочих кадров, обостряющихся в ходе научно-технической революции, — все эти задачи превосходят возможность отдельных, даже крупнейших монополий. Растущая дифференциация общественного производства, появление множества новых производств, усложнение механизма общественных связей выдвигают перед капитализмом новые проблемы, которые невозможно решить на принципах свободного предпринимательства.[10, c. 445]
Возрастает роль государства и в так называемых социальных издержках капиталистического общества — в системе здравоохранения, социального обеспечения. Крупные задачи приходится решать государству и в связи с быстрым процессом урбанизации — строительство жилого фонда, перестройка городского хозяйства, сооружение коммуникаций связи, строительство транспортных магистралей и т. п.[13]
1.2 Основные формы государственного регулирования Государственно-монополистическое регулирование экономики представляет систему форм и методов государственного воздействия на все стороны процесса капиталистического воспроизводства в целях сохранения капиталистических производственных отношений и обеспечения монопольных сверхприбылей для ведущих группировок финансового капитала.
Государственное регулирование призвано обеспечить дальнейшее развитие производительных сил путем приспособления, модификации капиталистических производственных отношений при сохранении их основ.
Материальной основой регулирования процессов производства, распределения, обмена и потребления является концентрация производственных, товарных, бюджетных и валютных ресурсов в руках государств. Масштабы государственного регулирования находятся в прямой зависимости от той доли национального богатства, которой распоряжается государство.
В системе государственного регулирования экономики развитых капиталистических стран можно выделить следующие основные формы:
а) Государственное предпринимательство.
б) Государственные закупки товаров и услуг.
в) Налоговые и кредитные формы регулирования масштабов и структуры частных капиталовложений и др.
Государственное предпринимательство является государственно-монополистическим хозяйствованием, здесь государство выступает как элемент капиталистического базиса. В других формах регулирования государство выступает по отношению к базису как надстройка.[11, c.629]
К формам регулирования можно также отнести совокупность мер административно-юридического характера, регламентирующих те или иные процессы хозяйственной жизни. Административно-юридические формы регулирования процесса воспроизводства наиболее характерны для государственно-монополистического регулирования в периоды мировых войн. Именно в условиях военного хозяйства капиталистическое государство запрещает новое строительство в тех или иных отраслях хозяйства, запрещает или существенно ограничивает производство определенных видов продукции гражданского назначения, осуществляет контроль над распределением сырья и материалов, контролирует использование рабочей силы, принудительно закрепляя ее на важнейших предприятиях, строго регламентирует внешнюю торговлю, осуществляет контроль над ценами и заработной платой. Контроль над ценами и заработной платой широко используется как средство сдерживания инфляции и стабилизации процесса воспроизводства в целом. Этот контроль является составной частью «политики доходов», осуществляемой в целях создания наиболее благоприятных условий функционирования монополистического капитала.
2. Программирование экономики
Бурное развитие производительных сил в условиях научно-технической революции, растущие трудности их использования при сохранении частной собственности на средства производства, увеличение государственного сектора экономики обусловили появление и развитие экономического программирования. В капиталистических государствах появились специальные органы по регулированию всей экономики в целом — Совет экономических консультантов при президенте США, Управление экономического планирования в Японии, Министерство экономики в Англии и т. д.
Экономическое программирование в капиталистических странах подразумевает, во-первых, составление прогнозов развития экономики на определенный, обычно продолжительный период, т. е. прогнозирование. Помимо оперативных, краткосрочных прогнозов (1—2 года) и среднесрочных (до 5 лет), экономисты придают большое значение составлению долгосрочных прогнозов (до 20 лет), которые помогают заглянуть в будущее и являются отправной базой любой программы. [9, c. 239]
Среди методов прогнозирования наиболее распространенным является метод экстраполяции, т. е. механического перенесения на будущее конъюнктурных тенденций, сложившихся в предыдущий период. Полученные таким образом данные корректируются полученными путем анкетного опроса планами капиталовложений частнокапиталистических предприятий и предприятий, принадлежащих государству.
Вторым этапом программирования является составление общенациональных программ развития экономики на предстоящий период или формальное программирование. Программы развития экономики формулируют общие цели экономического и социального характера, достижение которых в определенный программой период признается правительством «жизненно необходимым». Для реализации поставленных целей составляются планы инвестиций, рассчитываются различные варианты равновесия между объемом производства и объемом конечного спроса. При составлении программ для выяснения функциональных зависимостей между различными отраслями производства, между производством и потреблением, производством и экспортом и т. д. широко используются методы экономического моделирования и математического программирования. Формальное прогнозирование исходит из того, что между различными экономическими процессами существует зависимость. Но капиталистический рынок постоянно нарушает эту зависимость. Поэтому программирование всегда содержит в себе значительный элемент сомнительности.[11, c. 632]
3. Милитаризация экономики
Военное хозяйство есть особый вид капиталистического хозяйства, где весь процесс воспроизводства подчинен потребностям войны. Организацию производства на войну через систему государственных заказов, жесткую регламентацию гражданского производства и потребления, использование государственного воздействия на процесс капиталистического воспроизводства с целью его приспособления к потребностям ведения войны называли военно-государственным монополистическим капитализмом.
Характерной чертой ГМК является милитаризация экономики и гонка вооружений, которые в современных условиях приняли огромные размеры. В середине прошлого века между двумя развитыми державами – США и тогда ещё СССР началась так называемая «холодная война», которая состояла в гонке вооружений. Хотя «холодная война» уже закончилась, Россия и США не сильно уменьшили выпуск объёмов оружия.
Милитаризация экономики в послевоенный период стала постоянным явлением в некоторых странах, превратилась в необходимое условие сохранения капиталистических производственных отношений и, следовательно, является органическим моментом процесса капиталистического воспроизводства.[3, c. 174]
В основных капиталистических странах сложился военно-промышленный комплекс – союз крупнейших монополий и военного аппарата.
Монополистический капитал широко использует милитаризацию. Государство обеспечивает монополиям новую сферу капиталовложений, финансирует монополистические корпорации, снабжает их сырьём и др. Государственные военные заказы играют большую роль в обогащении монополий.
Милитаризация плохо влияет на экономику страны, так как она, несмотря на положительные стороны – обогащение монополий, требует много расходов. Вследствие этого увеличиваются налоги для населения, на военные работы берётся значительная часть населения, используются хозяйственные ресурсы и пр. Милитаризация поглощает значительную часть государственного бюджета, усиливает безработицу и инфляцию.[11, c. 635]
4. Частномонополистическая и государственно-монополистическая собственность
ГМК основывается на двух видах собственности – частномонополистической и государственно-монополистической. Частная немонополистическая собственность занимает вспомогательное положение. Основная масса товаров производится частными монополистическими корпорациями и государственно-монополистическими предприятиями.
Вмешательство государства в экономику является фактором, который ускоряет процесс концентрации и централизации производства и капитала. Этому способствуют правительственные субсидии и льготные кредиты монополистическим объединениям. Межгосударственная монополистическая интеграция также усиливает этот процесс.
Особенно значительна роль государства в периоды экономических кризисов, когда им создаются различные монополистические союзы. Сегодня усиление межгосударственных противоречий также стимулирует активную деятельность государства по концентрации производства.[1, c. 195]
Научно-технический прогресс требует больших капиталовложений при создании новых предприятий. При содействии государства процесс концентрации производства происходит путём слияния технологически родственных предприятий, создания финансовым капиталом многоотраслевых конгломератов.
Осуществляется также концентрация и централизация банковского капитала. Происходит дальнейшее слияние банков с промышленными монополиями. Современные финансовые группы – это сросшиеся с государством союзы крупных владельцев капитала, в руках которых находятся промышленные, торговые, транспортные корпорации, а также банки, страховые общества, инвестиционные тресты и т. д.[5, c. 98]
Государство само участвует в организации процесса производства, является предпринимателем.
Государственно-монополистическая форма капиталистической собственности на средства производства возникла двумя основными путями. Во-первых, в результате строительства предприятий за счёт государственного бюджета, главным образом для военных целей; доля государственных инвестиций в валовом накоплении капитала всё время возрастает. Во-вторых, она возникла в результате национализации, огосударствлении отдельных предприятий и целых отраслей промышленности и транспорта, а также приобретения государством части акций монополистических предприятий.
В той мере, в какой государство берет средства производства непосредственно в свою собственность, оно выступает как совокупный монополистический капиталист. Огосударствление способствует улучшению деятельности частных монополий за счёт государства. Национализация осуществляет перелив капиталов частных монополий из убыточных и малодоходных отраслей в прибыльные. В результате национализации отдельных предприятий и отраслей экономики, строительства государством новых предприятий, закупок товаров, государственная собственность составляет весомую долю национального богатства.[9, c. 240]
Государственно-монополистическая собственность тесно связана с собственностью частных монополий. Государственные предприятия входят в общую систему монополистического капитала. Этому способствует акционерная форма государственных и частных предприятий. Государство покупает акции частных предприятий, а частные монополии могут приобретать пакеты акций государственных корпораций. В связи с этим предприятия, принадлежащие государству, и частные монополии могут превращаться в предприятия смешанного государственно-частного владения.
Государство участвует в инвестиционной деятельности частных монополий в форме субсидий, льготных кредитов, снижения налогов по новым капиталовложениям. Одновременно оно тратит крупные суммы на расширение и модернизацию собственных предприятий.[8, c. 178]
Наряду с частномонополистической и государственно-монополистической собственностью существует также и частная немонополистическая собственность. Концентрация производства и централизация капитала привели к изменениям в капиталистическом обществе.
Современное государство использует те возможности, которые дают ему всё большее слияние монополий с ним самим для использования результатов НТП в интересах монополий.
Экономические отношения между государством и частными монополиями развиваются преимущественно в форме рыночных связей.
Государство непосредственно участвует в процессе товарного обращения как покупатель и как продавец. Растет государственное потребление. Государство закупает товары и услуги. Государственные организации покупают у монополий сырьё, полуфабрикаты, оборудование и другие средства производства. В ряде стран государство скупает «излишки» сельскохозяйственной продукции.
Государство также является крупным продавцом товаров и услуг. Государственные предприятия в ряде стран поставляют частным предпринимателям уголь, электроэнергию, осуществляют железнодорожные перевозки и т. д.
Монополистический капитал использует государство для финансирования и поддержки своего внешнеэкономического продвижения. Это – таможенная политика, предоставление налоговых льгот монополиям, вывозящим товары за границу, экспортные премии, правительственные гарантии для инвестиций в другие страны и т. д.[1, c. 195]
5. Международные формы ГМК
Основой развития международных форм государственно-монополистического капитализма является интернационализация хозяйственной жизни капиталистических стран, интернационализация производства и капитала, т. е. растущее обобществление капиталистического производства в мировом масштабе.
Развитие массового производства, далеко выходящее за рамки внутреннего рынка, обусловлено научно-технической прогрессом. Всё это требует широкой международной специализации и кооперирования. Под воздействием тенденций научно-технического прогресса существенно увеличивается степень международного капиталистического разделения труда, о чем свидетельствуют относительно высокие темпы роста международной капиталистической торговли. Возрастает зависимость экономики большинства капиталистических стран от экспорта и импорта.
Развитие производительных сил в условиях современного капитализма перешагивает границы национальных государств. Но национальные государства препятствуют развитию международных экономических отношений.
Национальные формы вмешательства государства в экономику в интересах монополий не только не снимают, но и обостряют это противоречие, так как зачастую сопровождаются усилением протекционизма, введением прямого контроля над экспортом и импортом товаров (лицензирование внешней торговли, контингентирование импорта), отменой свободной обратимости национальных валют и введением валютных ограничений, установлением жесткого контроля над миграцией рабочей силы и т. д.[11, c. 633]
Несмотря на различные противоречия, объективные процессы интернационализации производства и капитала порождают стремление к координации интересов монополистической силы разных стран в определенных областях международной экономической жизни, что и создает условия для развития международных форм государственно-монополистического регулирования. К тому же современными государствами накоплен известный опыт регулирования национальной экономики, который может быть использован и при осуществлении международного регулирования.[11, c. 634]
Международные формы государственно-монополистического капитализма призваны регулировать международные экономические отношения. Существуют формы межгосударственного регулирования отдельных видов международных экономических отношений — международной торговли, валютной системы, транспорта, международного кредита и т. д., а также международное регулирование, охватывающее весь комплекс экономических отношений между странами.
Международное экономическое регулирование может распространяться на отношения между всеми или большинством капиталистических стран. Международные формы регулирования могут являться и продуктом соглашения нескольких государств, регулировать их отношения между собой и потому носить региональный характер.
5.1 Межгосударственное регулирование международных экономических отношений
Объектами международного регулирования являются различные сферы международных экономических отношений. Наиболее важное значение среди них имеют международная торговля и финансовые расчеты.[11, c. 636]
Стремясь к созданию более благоприятных условий для развития международной торговли и функционирования международной финансовой системы, капиталистические страны после второй мировой войны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое в дальнейшем фактически превратилось в организацию, призванную воздействовать на торговые отношения между капиталистическими странами; создали Международный валютный фонд (МВФ) для регулирования валютных отношений, а также Международный банк реконструкции и развития (МБРР) для развития международного кредита.[6, c. 717]
Появление международных экономических организаций с достаточно широкими задачами — новое явление в мировой экономике. Непосредственно они были вызваны к жизни объективной потребностью в расширении международных экономических отношений. Международные экономические организации играют роль «мирового правительства», регулирующего экономические отношения на мировой арене. Создание ГАТТ, МВФ и МБРР стало возможным в результате развития государственно-монополистического капитализма и сосредоточения в руках государства важных функций по регулированию внешнеэкономической деятельности.
Несмотря на снижение тарифных и других ограничений, на пути международной торговли остаются еще многие препятствия. Противоречия между государственно обособленными группами монополистической силы делают невозможной полную отмену таможенных пошлин, и их уровень (особенно на готовую продукцию) еще достаточно высок. [6, c. 719]
В послевоенные годы получает развитие межгосударственное долгосрочное кредитование. Развитие межгосударственного кредита связано с деятельностью Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и созданных позже в качестве его филиалов Международной ассоциации развития (MAP) и Международной финансовой корпорации (МФК). Эти организации осуществляют долгосрочное кредитование главным образом развивающихся стран. Преимущества межгосударственного кредита по сравнению с вывозом национального государственного капитала состоят в возможности скрыть подлинную сущность международного экспорта капитала, выдать его за международную помощь развивающимся странам.
Межгосударственное экономическое регулирование не всегда эффективно, так как капиталистические страны имеют свои интересы и не могут выработать единую политику по важным экономическим проблемам. У международных организаций нет возможности влиять на деятельность национальных государств при осуществлении согласованной политики на практике. В этом существенное отличие международных форм экономического регулирования, осуществляемого посредством международных экономических организаций, от национальных форм государственно-монополистического капитализма, где у государства есть реальные экономические рычаги воздействия на воспроизводство (государственная собственность, бюджет, налоговая и кредитная политика и т. д.).
Все это свидетельствует об ограниченных возможностях международного экономического регулирования в условиях острых противоречий между финансовыми группировками различных стран.[7, c. 290]
5.2 Международная интеграция
В основе развития интеграционных процессов лежит объективная тенденция к интернационализации хозяйственной жизни капиталистических стран. Международная интеграция — это наиболее развитая форма государственно-монополистического регулирования, состоящая в осуществлении наднациональной экономической политики в интересах крупнейших монополий. В отличие от рассмотренных выше форм международного экономического регулирования, которые функционируют в отдельных конкретных областях и при полном сохранении суверенитета государств-членов, интеграция в своих наиболее развитых формах предусматривает отказ от национального суверенитета в определенных областях экономического регулирования. Проведение общей внутренней и внешней экономической политики фактически означает экономическое объединение стран, участвующих в интеграции.[11, c.638]
Начальной формой интеграции можно считать зону свободной торговли, при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики.
Таможенный союз предполагает не только взаимную отмену внешнеторговых ограничений, но и установление единого внешнеторгового тарифа и проведение общей внешнеторговой политики.
Наиболее развитая форма экономической интеграции —экономический союз предполагает наряду с функционированием таможенного союза проведение общей внутриэкономической политики, деятельность наднациональных экономических органов.
Наднациональное регулирование, связанное с функционированием экономического союза, предполагает вмешательство не только в сферу обмена, но и в сферу производства. Это регулирование может направлено на стимулирование процессов воспроизводства в масштабе всех стран-участниц, ослабление тех или иных социальных противоречий и т. д. В этих целях может использоваться общая для всех стран налоговая политика, составление общих программ экономического развития и другие меры. Тем не менее и в условиях экономического союза национальное государство сохраняет в своих руках ряд экономических рычагов, в частности, такую важную экономическую функцию, как перераспределение национального дохода через государственный бюджет. [11, c. 639]
Экономическую интеграцию осуществляют страны с примерно одинаковым уровнем развития и уже достаточно тесно связанные между собой в экономическом отношении. Именно при этих условиях монополия ряда стран может быть заинтересована во взаимном снятии внешнеторговых барьеров и проведении общей экономической политики. При этом экономическое объединение ряда стран имеет своей целью укрепление позиций монополий данных стран в конкурентной борьбе с монополиями других, не входящих в эту группировку, стран. [8, c. 176]
25 марта 1957 г. в Риме шесть западноевропейских стран — Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ — заключили договор о создании Европейского экономического сообщества. Объединение этих шести стран не является случайным. Все они являются высокоразвитыми в экономическом отношении. И до создания ЕЭС они были связаны традиционными экономическими связями, представляли территориальную общность. Созданию ЕЭС предшествовал ряд договоров, заключенных между этими странами. С 1951 г. шесть стран заключили договор о создании «Европейского объединения угля и стали» (ЕОУС). Учреждение Европейского экономического сообщества было направлено на создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также на постепенное сближение экономической политики государств-членов. В этих целях предусматривалась отмена таможенных сборов и количественных ограничений для вывоза и ввоза товаров между государствами — членами сообщества; установление общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам; устранение препятствий для свободного движения рабочей силы, услуг и капиталов между государствами-членами; проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта; согласование экономической политики государств-членов.[11, c. 630]
III. Противоречия ГМК
Государственно-монополистический капитализм закономерно вырастает из самой природы монополистического капитализма. Вместе с тем он вступает в противоречие с существенными чертами капиталистического производства.[11, c.685]
В капитализме средства производства принадлежат отдельным капиталистам или группам капиталистов, за счет которых ведется производство. Между тем государственно-монополистический капитализм означает возникновение и рост предприятий, принадлежащих государству и ведущихся за его счет. И хотя в капиталистическом обществе и государственное производство есть тоже форма капиталистического производства, оно служит в конечном счете монополиям, оно противоречит свободному предпринимательству.
Глубокие противоречия заключены в государственном регулировании экономики. Конфликт между производительными силами и производственными отношениями создает необходимость в таком регулировании. Но сама природа капиталистического способа производства, где хозяйство ведется на началах частного предпринимательства, предопределяющих господство стихии, противоречит регулированию экономики всей страны из одного центра.
Более того, в определенном смысле государственно-монополистический капитализм противоречит природе не только капитализма вообще, но даже хозяйственной практике монополии. Необходимым атрибутом любой формы государственно-монополистического капитализма является та или иная степень ограничения частной инициативы, ведь государственно-монополистический капитализм есть всегда контроль, регулирование, вмешательство в дела частных фирм. Монополия же по своей природе не терпит никакого ограничения своей деятельности.[11, c. 687]
Развитие государственно-монополистического капитализма в определенном смысле сковывает деятельность монополий. Новая роль государства требует колоссального роста налогов, взимаемых не только с населения, но и с монополий. И чем дальше развивается государственно-монополистический капитализм, тем большая доля прибылей монополий поглощается налоговым обложением. Тем или иным группам монополий далеко не всегда выгодно, чтобы функция накопления капитала в какой-то мере переходила в руки государства. И все же монополии вынуждены мириться с тем, что государство ограничивает свободу распоряжения прибылями. Они вынуждены с этим мириться, ведь только опираясь на государство, на его помощь и поддержку, они могут обеспечить функционирование своих предприятий. То обстоятельство, что, с одной стороны, государственно-монополистический капитализм противоречит самой природе капиталистического способа производства и что, с другой стороны, монополии все больше прибегают к нему, ярко показывает, насколько глубоки противоречия системы господства монополий.[12, c. 210]
Таким образом, в государственно-монополистическом капитализме чрезвычайно сложно переплетаются самые противоречивые обстоятельства: а) развитие производительных сил объективно требует регулирования экономики в масштабах всей страны;
б) частные интересы тех или иных монополий также требуют государственного регулирования экономических процессов;
в) то обстоятельство, что производительные силы принадлежат не обществу, а в решающей своей массе монополиям, препятствует осуществлению экономического регулирования;
г) те или иные группы монополий в каждый данный период прямо сопротивляются государственному регулированию. Государственно-монополистический капитализм есть капиталистическая реакция на рост общественного характера производства. Но борьба противоположных тенденций делает невозможным преодоление на путях государственно-монополистического капитализма конфликта между производительными силами и производственными отношениями. Более того, именно развитие государственно-монополистического капитализма обостряет противоречия капиталистической экономики.[11, c. 687]
Углубляется основное противоречие капитализма. С одной стороны, общественный характер производства достигает небывалого уровня. Развитие государственной собственности чрезвычайно усиливает процесс концентрации капитала и производства. Сосредоточение в руках государства все возрастающей доли национального дохода форсирует процесс централизации капитала в руках «совокупного капиталиста».
С другой стороны, гигантски разросшийся с помощью государства общественный производственный механизм через государство же оказывается в распоряжении узкой группы финансовых олигархов и функционирует главным образом ради обеспечения их сверхприбылей.
В каких бы формах огосударствление ни осуществлялось, какой бы степени оно ни достигало, оно проводится всегда в интересах частных монополий и роста их сверхприбылей.
Усиление реакционности государственно-монополистического капитализма протекает в точном соответствии с его общим ростом. Как и все другие свойства государственно-монополистического капитализма, его реакционность развивается неравномерно. Экономические формы государственно-монополистического капитализма могут развиваться намного интенсивнее, чем его политические проявления. А может сложиться и противоположное положение. В США в годы второй мировой войны экономические формы государственно-монополистического капитализма приобрели небывалый размах. Когда же война закончилась, то вмешательство государства в экономику сократилось. Каково соотношение между степенью развития экономических форм государственно-монополистического капитализма и его политической реакционностью — это всегда определяется конкретным сочетанием исторических условий.
Государственно-монополистический капитализм — настолько сложное и противоречивое явление, что даже при оценке его реакционности нельзя забывать о его двойственности. Еще Ф. Энгельс писал, что когда огосударствление средств производства «станет экономически неизбежным, только тогда — даже если его совершит современное государство — оно будет экономическим прогрессом, новым шагом по пути к тому, чтобы само общество взяло в свое владение все производительные силы». Поскольку в современных условиях развитие производительных сил объективно требует управления ими из одного центра в масштабе всей страны, т. е. огосударствления, постольку в государственно-монополистическом капитализме, реализующем в какой-то мере это объективное требование, содержатся элементы движения вперед.
Государственно-монополистический капитализм доводит обобществление производства до высшей степени, возможной при капитализме, но в то же время ограничивает этот процесс. Поскольку государственная собственность и государственное регулирование экономики развиваются в интересах монополий, то обобществление производства не может быть здесь доведено до степени, которой требует достигнутый уровень развития производительных сил. [11, c. 689]
Заключение
Государственно-монополистический капитализм завершает развитие капитализма. Основой являются огромное накопление капитала, концентрация производства, превращение капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм. Государственный капитал сращивается, переплетается, сливается с капиталом частных монополий, которые используют его прежде всего в собственных интересах.
Государственно-монополистический капитализм представляет собой достаточно противоречивое явление. В его основе лежит соединение силы монополий с силой государства. Соединение силы монополий с силой государства явилось результатом не каких-то вспомогательных, субъективных действий отдельных даже самых высокопоставленных агентов общественно-экономического процесса. Оно носило объективный характер, то есть было следствием тех глубоких изменений, которые происходили в характере и структуре производительных сил общества под воздействием процесса концентрации и централизации производства и капитала. Соединение силы монополий с силой государства было подготовлено и обусловлено всем ходом экономического развития капитализма в предшествующий период и стало объективной реальностью в условиях монополистического капитализма.
Для того, чтобы капиталистическое производство нормально развивалось, необходимо централизованное управление и регулирование. Результаты производственного процесса должны программироваться, формироваться не на конечной его стадии, не выступать как итог воспроизводственного процесса общества, но и складываться с самого начала, а не по его завершении. Для этого необходимо наличие силы, которая была бы способна выполнить эту роль. Такой силой и выступает государство, которое использует все виды воздействия на ход воспроизводственного процесса.
ГМК влияет на отношения собственности через осуществление макроэкономической функции государства (налоги, кредитная политика и пр.), законодательную деятельность. В этих условиях реализация отношений капиталистической собственности уже неотделима от экономической роли государства.
Список использованной литературы:
Международная миграция рабочей силы
Акционерный капитал и процент
Антиинфляционная политика государства
Монополии в современной экономике и антимонопольное регулирование
Финансовое планирование и его совершенствование
Золотовалютные резервы РФ: динамика, структура, управление
Бюджетный дефицит и государственный долг
Эволюция бумажных и кредитных денег в денежной системе постиндустриального общества
Государственная собственность в рыночной экономике России: роль, значения, тенденции, перспективы
Безработица и ее роль
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.