База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования — Экология

         План

Введение

Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования

1.1 Теоретические основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования

1.2 Правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Глава 2. Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области

2.1 Деятельность органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области

2.2 Проблемы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области и возможные пути их решения

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается значительными выбросами (различного вида загрязнения, шумы, излучения и т.п.) в окружающую среду (атмосферный воздух, почва, водная среда).

Окружающая среда обладает ассимилирующей способностью, т.е. способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических систем. Например, биологическое равновесие в водоемах поддерживается, если вредные органические вещества, попавшие в воду в результате загрязнения, полностью уничтожаются бактериями без каких-либо негативных последствий. Однако возможности природы в самоочищении и самовосстановлении не безграничны. С возрастанием объемов выбросов, особенно высокотоксичных веществ, и их концентрации увеличивается ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы: опустынивание, сокращение площади лесов, уменьшение количества сырья и пресной воды, возникновение парникового эффекта, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия, накопление твердых, токсичных и радиоактивных отходов, выпадение кислотных дождей и т.п. Все это может привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существованию человека как вида.[1]

Большинство нынешних экологических проблем имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о значительной инерционности экологических процессов.[2] Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России.

Острота и необходимость решения экологических проблем, которые во все большей степени приобретают глобальный характер осознаны сегодня практически во всех странах мира. На рубеже 1960—1970-х гг. в развитых странах начался поиск регуляторов в области охраны окружающей среды. Практически во всех развитых странах появились центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе. Получила развитие законодательная деятельность в области охраны окружающей среды: приняты законы и акты, регламентирующие нормы, процедуры природопользования, дающие методические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы. В них закреплена роль государства в регулировании природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей.

О росте внимания к проблеме защиты окружающей среды свидетельствует тот факт, что 1987 г. был объявлен Советом Европейского сообщества «европейским годом защиты окружающей среды». В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по развитию и окружающей среде, в работе которой приняли участие представители 179 государств мира. На Конференции были приняты документы, в основе которых лежит так называемая концепция устойчивого (самоподдерживающегося, допустимого) развития (sustainable development). В соответствии с концепцией устойчивого развития устранение сложившихся противоречий между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности в рамках стабильного социально-экономического развития требуется постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь только усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.

В работе Конференции ООН по развитию и окружающей среде приняла участие и российская делегация, подготовившая доклад о состоянии окружающей среды в России. После Конференции была разработана стратегия национального развития РФ «Повестка дня для России на XXI век», основанная на принципах устойчивого развития. В апреле 1996 г. Президент РФ подписал Указ (№ 440) «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».[3]

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и тем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. При использовании природных ресурсов возникают экстерналии (внешние эффекты) — издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Например, народно-хозяйственные издержки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитываются в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов, вызванных охраной окружающей среды.

Ценообразование, искаженное внешним эффектом, ведет к ошибкам в управлении производством и потреблением. Соответственно возникает необходимость устранить расхождения между расходами и доходами отдельных хозяйствующих субъектов и расходами (убытками) общества в целом.

Цель государственного регулирования в области охраны окружающей среды в России — переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян.

Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе государственного управления охраны окружающей среды и природопользования.

В этой связи данная курсовая работа представляется мне наиболее важной и актуальной.

Объектом курсовой работы является охрана окружающей среды и природопользования, а предметом - система государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области.

Цель исследования – предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области.

Задачами курсовой работы являются:

v  изучение теоретических и правовых основ государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования;

v  анализ деятельности органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области;

v  выявление основных проблем, а также предложение рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области.

Информационной базой при написании работы послужили труды А.К. Бродского, А.Н. Голицына, А.Н. Павлова, Б.Б. Прохорова, М.В. Гальперина, Н.А. Платоновой, В. А. Шумаевой, И.В. Бушуевой, законодательные акты РФ, а также официальные сайты органов управления охраны окружающей среды и природопользования РФ и Калужской области.


ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования

1.1 Теоретические основы управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Согласно Закону «Об охране окружающей среды», принятым в 2002 г. окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;[4]

В настоящее время значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим требованиям, а состояние 16 % территории страны характеризуется как экологически неблагополучное. В связи с этим защита окружающей среды сегодня становится базисной функцией государства.[5]

Среди задач государственного регулирования в области охраны окружающей среды можно выделить следующие:

v  улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований;

v  формирование правовой основы экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

v  создание условий для становления новой модели хозяйствования и широкого применения экологически ориентированных методов управления;

v  оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них;

v  активное участие в международных экологических мероприятиях;

v  формирование эффективной системы пропаганды идей экологической безопасности и создание соответствующей системы экологоправового воспитания и обучения (формирование экологического мышления).[6]

Поиск эффективных государственных регуляторов в области охраны окружающей среды и природопользования связан с выбором критерия эффективности природоохранных мероприятий:

v  критерий экологической эффективности — объем выбросов не должен превышать установленного максимально допустимого-значения;

v  критерий экономической эффективности в статическом смысле — достижение экологической цели с минимальными народно-хозяйственными издержками при данном уровне технических знаний;

v  критерий экономической эффективности в динамическом смысле постоянное снижение минимума народно-хозяйственных издержек на предотвращение ущерба с развитием науки и техники;

v  критерий социальной эффективности применяемых инструментов государственного регулирования. Например, меры по стимулированию природоохранных мероприятий могут вызвать значительное увеличение издержек производства, что может привести к уменьшению инвестиций, сокращению производства, в крайнем случае к закрытию предприятия. Меры по усилению природоохранных мероприятий могут противоречить обеспечению занятости в условиях высокой безработицы. В то же время меры по защите окружающей среды могут оказывать и положительное влияние на уровень занятости, например в результате создания новых рабочих мест в производственной и административной сферах, связанных с контролем за осуществлением природоохранных мероприятий;

v  критерий политической осуществимости мер по усилению защиты окружающей среды.[7]

Таким образом, для достижения цели природоохранной политики необходимо определить ее приоритеты и рассмотреть все возможные последствия планируемых мероприятий.

Система стандартов, инструментов и рычагов регулирования, а также санкции в отношении нарушителей правовых норм определены Законом «Об охране окружающей среды», принятым в 2002 г.

В России используются следующие группы методов: административное регулирование, предполагающее введение нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать; система экономических стимулов — механизмов, предполагающих внедрение системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий, а также использование других экономических стимулов, имеющих целью заинтересовать производителя в рациональном природопользовании; природоохранное нормирование проводится с целью государственного регулирования нормативов качества окружающей среды и нормативов воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; система специальных механизмов и инструментов.[8]

1. Административные методы управления природоохранной деятельностью.[9]

Стандарты качества окружающей природной среды регламентируют допустимое состояние ее составляющих. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрена предельно допустимая концентрация его содержания (ПДК).

Технологические стандарты устанавливают определенные требования к процессу производства или очистной технологии. Этот стандарт означает, что предприятие, к которому он применен, должно соблюдать следующее требование: природоохранная технология соответствует некой эталонной технологии.

Стандарты качества продукции. Наиболее показательным примером служит стандарт содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т.п.

Прямые запреты применяют, если определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду (пестициды, высокотоксичные материалы), что эффективным становится только их полный запрет.

Сертификаты на использование земель и воды выдаются для ранжирования потенциально конкурирующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природопользования. Вместе с системой стандартов они служат для защиты от незапланированных выбросов.

Оценка воздействия на состояние окружающей среды служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экономических издержках предприятий.

Разрешения и лицензии получают организации, планирующие активизироваться в видах деятельности, подлежащих лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Обычно они привязаны к технологии реализации проекта или стандартам качества окружающей среды. Лицензии и разрешения выдаются на определенный период.

На первом этапе административного регулирования определяется, какую нагрузку может выдержать окружающая природная среда, и на этой основе приводится расчет ПДК. При этом выброс некоторых веществ и способы деятельности оказываются под запретом, что отражается в постановлениях или законодательных актах. На втором этапе определяются возможности каждого предприятия и устанавливаются индивидуальные стандарты воздействия предельно допустимого выброса (сброса) ПДВ (ПДС). На основании этих стандартов, предприятию выдают (не выдают) лицензию на выбросы, которая узаконит его право осуществлять воздействие на окружающую среду.

2. К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

v  разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

v  разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

v  разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

v  установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

v  установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

v  проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

v  проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

v  предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

v  поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

v  возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;[10]

Также в РФ используется система отчислений, платежей, налогов, субсидий. Каждый хозяйствующий субъект в рамках заданной экологической нормы может решать для себя: не загрязнять окружающую среду или платить за загрязнение (загрязнять окружающую среду или получать субсидии), выбирая для себя оптимальный вариант. У производителя появляется постоянный стимул для поиска новых возможностей снижения затрат на предотвращение выбросов. В результате затраты народного хозяйства на охрану окружающей среды в целом сводятся к минимуму.

Россия — одна из первых стран в мире, применившая платежи за загрязнение окружающей среды на практике. Они призваны компенсировать экономический ущерб, наносимый предприятиями природной среде в процессе своей деятельности. В соответствии с этим платежи выполняют две функции: стимулируют предприятия сокращать выбросы вредных веществ, являются источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствий производства.

В настоящее время применяются три вида платежей: за загрязнение атмосферы, за сброс в водные объекты загрязняющих веществ, за размещение отходов.

В России применяются две ставки платежей: базовая, соответствующая выбросам (сбросам) загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов, и ставка за сверхлимитные загрязнения, равная пятикратному значению базовой ставки.

Государственные субсидии (денежные пособия). Система государственных субсидий ориентируется на стимулирование экологосбалансированной деятельности. Например, предоставляются субсидии местным органам на строительство очистных сооружений.

Экологические налоги (их часто называют «зеленые») призваны решать по крайней мере две задачи: сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам и ущербу, наносимому окружающей среде; способствовать тому, чтобы экологический ущерб компенсировал загрязнитель, а не все общество. «Зеленые» налоги могут выполнять стимулирующую роль для развития экологосбалансированных производств и видов деятельности, а также «подавлять» природоемкую деятельность. Здесь государство дает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное должны «делать» рыночные механизмы воздействовать на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности и проч.

Налоговые льготы устанавливаются для производителей с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности деятельности. При осуществлении эффективной природоохранной деятельности целесообразно уменьшение налогооблагаемой прибыли, например на сумму, которую предприятие реинвестировало на природоохранные цели. В ряде случаев налоги вообще могут не взиматься, например от налогообложения освобождаются экологические фонды.

Ускоренная амортизация основных фондов (увеличение амортизационных отчислений). Ускоренная амортизация экологически чистой техники или очистного оборудования позволяет уменьшить сумму, облагаемую налогами, и тем самым увеличить чистую прибыль предприятия.

Создание рынков окружающей среды. В основе, так называемой концепции рынка окружающей среды, — идея купли-продажи прав на различного рода загрязнения. Каждое предприятие решает для себя, что выгоднее — тратить деньги на мероприятия по предотвращению выбросов или приобрести право на использование окружающей среды. Часто предприятия, а также домашние хозяйства не заинтересованы в том, чтобы брать на себя дополнительные расходы, связанные с природоохранными мероприятиями, если взамен они получают такие неосязаемые блага, как улучшение качества воздуха или устранение источника шума.

3. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями, гарантирующими экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда.[11]

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия в соответствии с показателями влияния хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и определяют предел антропогенного воздействия, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и внешнего природного окружения.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности, а также для сохранения здоровья человека, для природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

v  нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

v  нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

v  нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

v  нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

v  нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

v  нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.[12]

Преимущество нормативного регулирования — оперативность его внедрения в практику и эффективность с экологической точки зрения. Оно используется в особо тяжелых случаях, когда необходимо срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью человека экосистемы.

Система специальных механизмов и инструментов, непосредственно связанных с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия, имеющие экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ее основные элементы следующие:

v  непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера (подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций);

v  административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т.е. приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде);

v  государственное экономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов);

v  меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение и др.);

v  формирование и реализация экологических программ.

В этих мероприятиях в качестве объектов выступают охрана окружающей среды и улучшение использования природных ресурсов. В случае появления негативных экологических эффектов от проведения «большой» экономической политики государство бывает вынуждено реализовать дополнительные экологические программы или мероприятия для стабилизации ухудшающейся экологической ситуации.

1.2 Правовые основы управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений.

Главным аспектом в РФ в области экологии является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7 ФЗ. Данный Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами[13]:

v  соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

v  обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

v  научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

v  охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

v  международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.[14]

Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов, поэтому были приняты[15]:

v  Водный кодекс РФ (№74-ФЗ от 3.06.2006 года)

v  Лесной кодекс РФ (№200-ФЗ от 4.12.2006 года)

v  Земельный кодекс РФ (№136-ФЗ от 25.10.2001 года)

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (№33-ФЗ от 14.03.1995 ред. от 30.12.2008)

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от 24.06.1998 ред. от 08.11.2008)

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.05.1999 ред. от 30.12.2008)

v  Федеральный закон «О животном мире» (№52-ФЗ от 24.04.1995 ред. от 14.03.2009)

v  Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1(ред. от 30.12.2008)"О недрах"

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:

v  земля, ее недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

v  естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;

v  объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.[16]

Таким образом, теоретические и правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации являются достаточно разработанными и охватывают все проблемные вопросы, связанные с охраной окружающей среды и природопользования.


ГЛАВА 2. Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области

2.1 Деятельность органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области

Государственное регулирование природоохранной деятельности осуществляется на общегосударственном, региональном, местном уровнях.

В России единую государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ, которое выполняет координационные функции, разрабатывает соответствующие нормативные правовые акты и контролирует их выполнение. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа органов государственного управления, включая отраслевые министерства, ответственных за состояние окружающей среды на своем участке, и расширения их функций в этой области[17].

В соответствии с проводимой в Российской Федерации административной реформой, приведшей к реорганизации Министерства природных ресурсов и его структур в субъектах федерации, в Калужской области образованы:

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области;

- Агентство лесного хозяйства по Калужской области;

- Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области;

- отдел геологии и лицензирования по Калужской области регионального агентства по недропользованию по Центральному федеральному округу;

- отдел водных ресурсов по Калужской области Московско-Окского бассейнового водного управления;

- Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Калужской области;

- ГУ «Центр природопользования и охраны окружающей среды Калужской области.[18]

В состав Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области входят:

v  Отдел государственного экологического контроля

v  Отдел государственного энергетического надзора

v  Отдел по надзору за подъемными сооружениями и государственным строительным надзором

v  Отдел по котлонадзору и надзору за тепловыми установками и сетями

v  Отдел газового надзора

v  Отдел по надзору за общепромышленными, взрывоопасными и химически опасными объектами

v  Финансово-кадровый отдел

v  Технический отдел

v  Отдел государственной экологической экспертизы

Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области выполняет следующие функции:

- Осуществляет контроль в сфере:

v  охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия;

v  промышленной безопасности;

v  безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей);

v  безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики;

v  государственного строительного надзора.

- Осуществляет в установленном порядке и в пределах компетенции лицензирование и разрешительную деятельность;

- Организует и проводит государственную экологическую экспертизу;

- Проводит администрирование платежей в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.[19]

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим свои полномочия на территории Калужской области.

Управление подчиняется непосредственно Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, а в оперативном отношении - Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.

В состав Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области входят:

v  Аппарат при руководстве, кадровое, юридическое обеспечение, делопроизводство;

v  Отдел экологического контроля, контроля за особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности;

v  Отдел экономики, финансов и бухгалтерского учета, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения;

v  Отдел геологического контроля, охраны недр и надзора за водными и земельными ресурсами.

Управление Росприроднадзора по Калужской области в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности (согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.12.2007. № 527):

- Контроль и надзор:

v  в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти Калужской области;

v  в области функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;

v  за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

v  за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов);

v  за исполнением органами государственной власти Калужской области переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

v  государственный лесной контроль на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

v  за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

v  государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- Принимает решения о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых Минэкономразвития России

- Согласовывает материалы и выдает разрешения:

v  для выдачи разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

v  для выдачи распорядительных лицензий на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;

v  для принятия решения о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых Минэкономразвития России;

v  для принятия решения об экспорте коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них;

v  для принятия решения об экспорте информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории Российской Федерации, и в пределах континентального шельфа и морской зоны Российской Федерации.

- Осуществляет в пределах компетенции Росприроднадзора в проведении мониторинга объектов животного мира

- Участвует в ведении Красной книги Российской Федерации

- Участвует в ведении кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения

 - Утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проекта освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Управлением Росприроднадзора по Калужской области:

v  проводятся работы по исключению дублирования контрольно-надзорных функций с другими надзорными органами. В настоящее время составлен план совместных проверок с Управлениями Россельхознадзора и Роспотребнадзора по Калужской области.

v  заключено соглашение о сотрудничестве с ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» Калужский филиал, согласно которому последним будет представляться информация в Управление об осуществлении производственного контроля за источниками антропогенного воздействия предприятиями для принятия соответствующих мер к нарушителям природоохранного законодательства.

v  осуществляется сбор и анализ выполнения плана природоохранных мероприятий основными предприятиями области за 2008 год и разработки указанных планов на 2009 год. Результаты анализа будут служить основанием для проведения первоочередных контрольно-надзорных мероприятий, по предприятиям, которые не разрабатывают и не осуществляют мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

v  за 1 квартал 2009 года государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Калужской области проведено 68 проверок на объектах природопользования. В ходе проведения проверок выявлено 159 нарушений природоохранного законодательства, из которых 63 устранено, выдано 165 предписаний, выполнено – 67. Рассмотрено 60 дел об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, к административной ответственности за отчетный период привлечено 8 юридических и 52 должностных лица. Сумма наложенных штрафов составила 439,0 тыс. руб., взысканных – 297,66 тыс. рублей. [20]

Также на территории Калужской области располагается ЗАО Областной научно-производственный экологический центр "Регион - Центр-Экология", созданный в 1993 году Администрациями г. Калуги и Калужской области и 25 крупнейшими промышленными предприятиями г. Калуги, Калужской области. Центр имеет большой опыт научного и практического решения проблем утилизации и переработки отходов. Основной сферой деятельности является научное и практическое решение проблемы утилизации и переработки отходов: проектирование строительство и эксплуатация завода-центра по переработке сложных промышленных и твердых бытовых отходов, состоящего из локальных производств.

В структуру предприятия входят: цех демеркуризации ртутных электроламп, цех по переработке полиэтилена, площадка сбора и размещения отходов (1-4 класса опасности), отдел капитального строительства, служба правовой помощи, научно-технический отдел, производственный отдел, отдел экологического сопровождения производства, отдел специализированного транспорта, финансово-экономический отдел, информационно-аналитический центр, отдел оптовой и розничной торговли, магазин.

Основными функциями предприятия являются:

v  Проектирование и строительство экологических объектов: предприятий по переработке промышленных и бытовых отходов (полигонов, мусоросортировочной станции, производства по переработке смазочно-охлаждающих жидкостей, макулатуры, отработанных автопокрышек и резинотехнических изделий, аккумуляторов и т.д.), очистных сооружений.

v  Поставка, внедрение энергосберегающего, природоохранного оборудования и технологий.

v  Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области охраны окружающей среды

v  Прием на утилизацию металлической ртути и ртутьсодержащих отходов, проведение демеркуризационных работ в помещениях.

v  Прием на утилизацию других промышленных отходов.

v  Ликвидация аварийных ситуаций, связанных с проливом ртути.

v  Строительство и ремонт жилья.

v  Экологическое сопровождение производства.

v  Разработка программных и правовых документов регионального значения.

v  Обеспечение методическими и нормативными материалами экологического характера.

v  Информационная поддержка руководителей и специалистов предприятий и организаций.

v  Юридические услуги организациям.[21]

Также в Калужской области при консультативной поддержке Центра экологической политики Калужская областная общественная организация «Экологический центр» совместно с Калужским государственным педагогическим университетом продолжает работы по развитию региональной системы мониторинга здоровья среды. Эта работа финансируется из областного бюджета. К работам также активно привлекаются аспиранты и студенты университета, а на отдельных этапах учащиеся школ города Калуги и Калужской области. Основной целью организации является экологическое образование через научно-исследовательскую работу учащихся и школьных учителей.

На базе центра открыта общественная экологическая приемная, которая отвечает на вопросы населения и оказывает консультативную помощь в решении экологических вопросов. В основном все вопросы касаются загрязнения окружающей среды. Работники приемной представляют гражданам имеющуюся информацию или просят оказать содействие специалистов природоохранных структур, с которыми налажено хорошее взаимодействие.

Большое внимание в Калужской области уделяется подготовке кадров в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В 2007 году в Институте естествознания Калужского государственного педагогического университета открыта новая специальность «природопользование». Теперь 4 университета на территории Калужской области готовят специалистов по 6 специальностям связанным с охраной окружающей среды.[22]

Таким образом, можно сделать вывод, что в Калужской области органы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования сотрудничают с государственными образовательными учреждениями, общественными экологическими организациями и населением.

В Калужской области реализуется областная целевая программа «Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)». Она включает в себя следующие подпрограммы[23]:

v  «Минерально-сырьевые ресурсы»

v  «Регулирование качества окружающей среды»

v  «Отходы»

v  «Сохранение биоразнообразия и развитие системы особо охраняемых природных территорий»

v  «Водные ресурсы и водные объекты»

v  «Экологическое образование и просвещение населения Калужской области».

По подпрограмме «Минерально-сырьевые ресурсы»:

v  были выполнены работы, направленные на обеспечение охраны подземных вод от загрязнения и истощения путем ликвидации бесхозных скважин;

v  проведено ревизионное обследование месторождений торфа для оценки их потенциальной пожароопасности. Выявлено 125 пожароопасных месторождений торфа. Разработаны конкретные противопожарные мероприятия, которые необходимо провести на 30-ти месторождениях;

v  впервые издан «Геологический атлас Калужской области»;

v  проведено полное инспектирование состояния режимной наблюдательной сети территориального уровня, даны рекомендации по ее оптимизации;

v  продолжены поисково-оценочные работы на строительные пески, поиски питьевых подземных вод;

v  созданы карты размещения перспективных участков строительных материалов на территориях 25 районов, позволяющие более эффективно осуществлять лицензирование объектов недропользования и оперативно предоставлять органам местного самоуправления и потенциальным инвесторам необходимую информацию о состоянии минерально-сырьевого потенциала области;

v  начаты поисково-оценочные работы в зоне загрязнения подземных вод.

По подпрограмме «Регулирование качества окружающей среды» выполнено:

v  строительство канализационного коллектора в п. Бабынино;

v  строительство очистных сооружений Думиничского района;

v  капитальный ремонт осушительной системы в п. Кудиново Малоярославецкого района;

v  проведение оценки воздействия использования природных ресурсов на окружающую среду территории Калужской области;

v  обеспечение государственного экологического контроля лабораторно-аналитической информацией;

v  реконструкция очистных сооружений.

Подпрограмма «Отходы» включает в себя мероприятия по созданию производств по переработке различных видов промышленных и бытовых отходов, в т.ч. предприятий по переработке изношенных автопокрышек, пластмасс, смазывающе-охлаждающих жидкостей, растворителей и др.; использование в качестве альтернативного топлива изношенных автомобильных покрышек; мероприятия по строительству комплексов по переработке твердых бытовых отходов, проектированию и строительству полигонов ТБО, отвечающих современным экологическим требованиям, рекультивации выводимых из эксплуатации свалок, а также мероприятия по развитию системы управления отходами, в числе которых создание кадастра отходов и реестра их размещения.

По подпрограмме «Сохранение биоразнообразия и развитие системы особо охраняемых природных территорий»:

v  проведена натурная инвентаризация особо охраняемых природных территорий, которая включает научное обследование экосистем, находящихся на территории особо охраняемых природных территорий; обследование особо охраняемых природных территорий;

v  выполнено наиболее эффективное решение задачи сохранения объектов растительного и животного мира с помощью проведения биотехнических мероприятий на особо охраняемых территориях – НП «Угра» и ГПЗ «Калужские засеки»;

v  проведено зарыбление р. Угры стерлядью окской в целях сохранения численности и увеличения воспроизводства рыбных запасов.

По подпрограмме «Экологическое образование и просвещение населения Калужской области» были выполнены следующие мероприятия:

v  поездка учащихся Калужской области в Национальный парк «Плещеево озеро» на XV международную эколого-краеведческую конференцию школьников, посвященную особо охраняемым природным территориям;

v  проведение летнего экологического лагеря при историко-краеведческом музее Бабынинского района;

v  участие школьников в конкурсах, форумах по вопросам экологии и охраны окружающей среды;

v  издание 12-ти номеров газеты «Зеленый колокол»;

v  организация и проведение тематических телевизионных и радиовещательных программ.

По подпрограмме "Водные ресурсы и водные объекты": осуществляется капитальный ремонт гидротехнических сооружений пруда на р. Дугна Ферзиковского района, у д. Пеневичи Хвастовичского района, разрабатывается проект «Расчистка русла р. Медынка в районе г. Медынь Калужской области.

Также для всех программ характерно увеличение средств за счет Федерального и областного бюджета.

Проанализировав результаты программы «Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)» за 2008 год, можно сделать вывод, что мероприятия, проводимые в рамках данной программы, смогли улучшить экологическую обстановку в Калужской области, однако, для комплексного решения экологических проблем необходимо продолжать проводить данные мероприятия, а также включить в программу мероприятия по ликвидации последствий чернобыльской аварии в Калужской области.

2.2 Проблемы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области и возможные пути их решения

К острым проблемам Калужской области относятся: обеспечение радиационной безопасности населения; охрана от загрязнения р. Ока; утилизация, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления охрана от загрязнения и истощения подземных вод; обеспечение нормативного качества питьевой воды.

В результате чернобыльской катастрофы 9 районов южная и юго-западная части области подверглись радиоактивному загрязнению (Жиздринский, Ульяновский, Хвастовичский, Людиновский, Думиничский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Мещовский), это 16 процентов всей территории области, где проживают более 81 тысячи человек в 326 населенных пунктах.

За прошедшие годы выполнен большой объем работ по минимизации последствий чернобыльской катастрофы. Они проводились в рамках государственных целевых программ и включали такие важные направления, как:

v  охрана здоровья;

v  контроль за радиационной обстановкой;

v  снижение доз облучения населения и реабилитация территорий;

v  социальная и социально - психологическая реабилитация населения.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», в которой особое место нашли мероприятия, которые проводятся и будут проводиться на территории Калужской области.
 К сожалению, негативные последствия чернобыльской аварии не удается преодолеть в полной мере. К их числу, прежде всего, относятся тяжелые медицинские последствия среди участников ликвидации последствий аварии, особенно участвовавших в ликвидации последствий чернобыльской аварии в 1986-1987 годах. Научные разработки и постоянно проводимый мониторинг состояния здоровья населения, контроль за радиационной обстановкой на загрязненных территориях показывают, что проблемы, связанные с ликвидацией последствий катастрофы еще предстоит решать не один год. Поэтому необходимо особое внимание к людям, тем, кто пострадал от радиации. Это проявляется в вопросах реализации социальной защищенности и медицинской поддержке граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, особенно детей.

Важной, но малоразработанной остается проблема финансовых ресурсов для ликвидации последствий загрязнения окружающей среды в результате аварий и катастроф. Поэтому необходимо создание регионального экологического фонда в Калужской области, который будет выполнять следующие задачи:

v  финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;

v  мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;

v  экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрение экологически чистых технологий;

v  содействие развитию экологического воспитания и образования.

В 2008 г. отмечено незначительное снижение (на 0,6 млн. м3) объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, который составил 112,1 млн. м3. Только 8,37 млн. м3 (6% общего объема сброса) приходится на нормативно очищенные сточные воды. Неэффективная работа очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства городов Калуга, Таруса, Медынь и Козельск, а также молокозаводов, мясокомбинатов и других предприятий области наносит значительный ущерб качеству поверхностных водных объектов. Одна из наиболее острых проблем – ухудшение экологического состояния р. Ока. Основной вклад в загрязнение реки на территории области вносят предприятия города Калуга, в том числе ГП “Калугаоблводоканал” (53 млн. м3) и других крупных населенных пунктов. Системы ливневой канализации в Калуге и других крупных населенных пунктах не обеспечены очисткой. Ока является основным источником питьевого водоснабжения г. Калуга (48% питьевой воды поступает из Окского водозабора).

К экологическим проблемам относится и утилизация промышленных отходов. Центры образования и накопления основного объема промышленных и бытовых отходов – Калуга, Людиново, Киров, Обнинск и другие города области. За 2008 г. в области образовалось 178,9 тыс. т отходов, половина из них использована или полностью обезврежена. В неудовлетворительном состоянии (по санитарно-гигиеническим показателям) находится большинство эксплуатируемых районных и городских свалок ТБО.

В 2008 г. предприятиями выброшено в атмосферный воздух от стационарных источников 14,1 тыс. т загрязняющих веществ (на 0,8 тыс. т меньше, чем в 2007 г.). Степень улавливания загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, выше среднего по стране показателя (соответственно 87,1 и 74,5%).

Основная часть вредных выбросов поступает в атмосферу от предприятий и отопительных систем городов Калуга, Киров, Обнинск, Людиново. К предприятиям – крупным загрязнителям относятся: АО Кировский завод – 12,8% выбросов от стационарных источников в области, АО “Людиновотепловоз”, г. Людиново 2,8%. На автотранспорт приходится свыше 80% валовых выбросов в области.

На мой взгляд, текущие природоохранные мероприятия должны финансироваться из целевых источников, основанных на платежах за загрязнение, а также из средств экологических фондов.

Такой подход исключают недостатки, присущие централизованным капитальным вложениям (их обезличенность, ограниченность, субъективность, возможность нецелевого использования) и формирует условия для реализации принципа «загрязнитель платит», причем в том месте, где загрязняет, так как экологические фонды, куда поступают платежи, носят в первую очередь региональный характер.

Только 10 % средств, перечисляемых предприятиями, направляется в федеральный фонд, остальные деньги остаются на местах.

Также для решения экологических проблем в Калужской области необходимо создание рыночных отношений в экологической сфере, которое предполагает формирование рынка для единиц загрязнения, разрешая организациям покупать, продавать, торговать или перераспределять права на загрязнение.

Этот подход базируется на первоначальном распределении разрешений на загрязнение, которыми затем обеспечиваются фирмы.

Необходимо введение в практику следующих методов:

1. Концепция «пузыря»[24] сводится к трактовке множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы. Объем выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем. Если для очистного оборудования существует эффект экономии издержек при увеличении масштаба, то за счет больших предприятий можно достичь требуемого сокращения выбросов, которое будет финансироваться за счет других предприятий, находящихся в «пузыре» и не вкладывающих средства в собственное очистное оборудование. При этом можно получить существенную экономию природоохранных издержек при заданном качестве окружающей среды. Принцип «пузыря» устанавливает внешние рамки для торговли правами на загрязнение на уровне региона.

2. Разрешения на выброс распределяется между отдельными предприятиями. От предприятия требуется выполнение стандарта либо через инвестиции в очистные технологии, либо через приобретение разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем было предусмотрено при первоначальном распределении разрешений.

3. Банки прав на загрязнение развивают предыдущий подход. Предприятия, чрезмерно сокращая выбросы, экономят права на загрязнение. Они могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк становится посредником, имеющим «запас» прав, продающим и покупающим их, и выполняет учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования. Банк может также предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты, т.е. временные права на увеличение выбросов.

4. Биржи прав на загрязнение появятся при расширении рынка прав на загрязнение, когда возникает необходимость в посреднических организациях, где осуществляются сделки по купле-продаже прав на выбросы.

Также система налогов, отчислений и субсидий должна быть более гибкой, т.е. постоянно пересматриваться в соответствии с уровнем технического прогресса, экономической ситуацией в стране, регионе, уровнем инфляции и т.п. местах с наиболее напряженной экологической ситуацией система налогообложения должна быть направлена на стимулирование дополнительных затрат на природоохранные мероприятия. Повышенными налогами может облагаться экологически опасная продукция озоноразрушающие препараты, этилированный бензин, пестициды, энергоемкая техника и т. д. При этом пониженные налоги должны применяться для ресурсосберегающих и малоотходных технологий.

В отличие от административной и экономической систем регулирования рыночные методы предоставляют предпринимателям полную свободу перераспределять, перепродавать лицензии. Органы управления лишь следят за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось.

Рыночные методы являются наиболее перспективным направлением развития механизма управления природоохранной деятельностью, но они не могут заменить другие методы полностью. Каждый метод имеет свои положительные и отрицательные стороны, а значит, каждый метод имеет свою сферу применения.

Например, одним из эффективных методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования является использование информационной системы. Если организации предоставляют всю информацию, то потребители или жители близлежащих территорий оповещены о размерах загрязнения или вредных веществах в продукции. Информированность (антиреклама) ведет к изменению спроса на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения, использование соответствующих первичных ресурсов или типа технологии.

В Калужской области одной из проблем является отсутствие Закона Калужской области о территориальной системе наблюдений (областном экологическом мониторинге). Необходимость такого нормативного документа признана как учеными Калужской области, занимающимися разными направлениями экологической деятельности, так и специалистами природоохранных структур, которые не могут обеспечить функционирование полноценного экологического мониторинга на территории Калужского региона.[25] Поэтому в настоящее время необходима разработка и принятие Закона Калужской области о территориальной системе наблюдений, который сможет эффективно обеспечить экологический мониторинг, учитывая специфику данного региона.

государственный регулирование природопользование охрана


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические основы государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования, основные методы государственного регулирования в данной области (административные, рыночные, нормативные и др.), проанализирована правовая основа.

Также было уделено особое внимание анализу системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области, были рассмотрены основные проблемы данного субъекта, а также предложены способы их решения.

Проанализировав основную часть работы, видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования, однако не во всех субъектах РФ они эффективно используются.

Законодательная основа охватывает все проблемные вопросы, связанные с охраной окружающей среды и природопользования, однако не учитывает особенности различных субъектов РФ. Поэтому для эффективного мониторинга окружающей среды необходима разработка законов субъектов РФ, учитывающих их природные и экономические особенности.

Таким образом, цель исследования – предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования - достигнута.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Конституция РФ;

2.  Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009 – 61 стр.;

3.  А.К. Бродский: Общая экология. – М.: Академия, 2007 – 256 стр.

4.  А.Н. Голицын: Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды. – М.: Оникс, 2008 - 336 стр.

5.  А.Н. Павлов: Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. -  М.: Высшая школа, 2005 - 343 стр.

6.  Б.Б. Прохоров: Социальная экология. – М.: Академия, 2007 – 416 стр.

7.  М.В. Гальперин: Общая экология. – М.: Инфра-М, 2008 – 336 стр.

8.  Н.А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 653 стр.

9.  http://www.consultant.ru/ - Консультант Плюс";

10.  http://www.mnr.gov.ru/ - официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

11.  http://www.admoblkaluga.ru/ - официальный сайт Администрации Калужской области;

12.  http://prirodnadzor.kaluga.ru/ - официальный сайт Управления Росприроднадзора по Калужской области;

13.  http://www.kalugatechnadzor.ru/ - официальный сайт Управления Ростехнадзора по Калужской области;

14.  http://kspu.kaluga.ru/ - официальный сайт Калужского государственного педагогического университета;

15.  http://www.ecopolicy.ru/index.php?id=38 – официальный сайт Центра экологической политики России: Калужское региональное отделение;

16.  http://region-eko.kalugacity.ru/ - официальный сайт ЗАО Областной научно-производственный экологический центр "Регион - Центр-Экология";


ПРИЛОЖЕНИЕ

Принципы, которыми должны руководствоваться при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица Российской Федерации:

v  ответственность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

v  платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

v  независимость контроля в области охраны окружающей среды;

v  презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

v  обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

v  обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

v  учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

v  приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

v  допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

v  обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

v  обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

v  сохранение биологического разнообразия;

v  обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

v  запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

v  соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

v  ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

v  организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

v  участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

v  соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

v  обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

v  научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

v  охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

v  международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.[26]



[1] А.Н. Павлов: Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. -  М.: Высшая школа, 2005 - 139 стр.

[2] А.Н. Павлов: Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. -  М.: Высшая школа, 2005 - 153 стр.

[3] Н. А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 468 стр.

[4] Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 3 стр.

[5] М.В. Гальперин: Общая экология. – М.: Инфра-М, 2008 – 108 стр.

[6] Н. А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 470 стр.

[7] Н. А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 471 стр.

[8] Н.А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 471 стр.

[9] Н. А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 472 стр.

[10] Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 20 стр.

[11] Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 23 стр.

[12] Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 23 стр.

[13]См.  Приложение на 39 стр.

[14] Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 9 стр.

[15] http://www.consultant.ru/

[16] Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 11 стр.

[17] http://www.mnr.gov.ru/

[18] http://www.admoblkaluga.ru/

[19] http://www.kalugatechnadzor.ru/

[20] http://prirodnadzor.kaluga.ru/

[21] http://region-eko.kalugacity.ru/

[22] http://kspu.kaluga.ru/

[23] Данные на 2008 год. http://www.admoblkaluga.ru/

[24] Н.А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 675 стр.

[25] http://www.ecopolicy.ru/

[26] Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 9 стр.

         План Введение Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования 1.1 Теоретические основы государственного управления в области охраны окружающей среды и при

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Екологічна оцінка стану навколишнього середовища в басейні річки Дніпро
Екологічна паспортизація, водопостачання та водовідведення, утилізація та рекуперація відходів м’ясопереробного підприємства
Анализ методики проведения санитарно-экологического состояния объекта
Анализ техногенных и экологических рисков
Аналіз викидів пересувних джерел в місті Черкаси і перспективи впровадження енергозберігаючих технологій
Градостроительная экология
Разработка мероприятий по улучшению экологической ситуации на территории города
Расчет платежей за потребление природных ресурсов в условиях предприятия по добыче огнеупорной глины открытым способом разработки
Моніторинг атмосферного повітря
Экологическая экспертиза и аудит

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru