курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗДЕНТЕ
РЕМПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Факультет управления
Кафедра теории и практики государственного управления
Курсовая работа
на тему:
"Государственный сектор в системе государственного регулирования экономики"
Студент 4 курса, ГРНЭ-3
А.А. Уманский
Научный руководитель
С.В. Заруба
Минск 2009 г.
Содержание
Введение
2. Проблемы регулирования экономики через государственную собственность в республике Беларусь
2.1 Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования
2.2 Государственное регулирование экономики в Республике Беларусь
2.3 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в Беларуси
Список использованных источников
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, инфляция, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренции на мировых рынках требовали государственного вмешательства в экономические процессы. Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Темой курсовой работы является "Государственный сектор в системе государственного регулирования экономики".
Данная тема является достаточно актуальной. Ее актуальность определяется большой значимостью данного вопроса в современных условиях.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного сектора в системе государственного регулирования экономики.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
определить понятие государственного регулирования, рассмотреть сущность государственного сектора в регулировании экономики, сделать выводы и сформулировать предложения по совершенствованию государственного регулирования.
Объектом дипломной работы является государственный сектор. Предмет исследования - государственный сектор в системе государственного регулирования экономики.
Цель исследования - разработка конкретных рекомендаций по государственному регулированию экономики. При выполнении работы использованы методы анализа.
Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты Республики Беларусь, научные труды и учебные пособия по финансовому праву, экономике.
Содержание работы состоит из введения, двух разделов и заключения.
Данная необходимость вызвана всесторонним рассмотрением данной темы.
Основа данного деления на структурные элементы произведена с учетом логических правил деления понятий.
1. Государственный сектор в регулировании экономикой республики Беларусь
В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества важнейшая роль принадлежит государственному сектору. Государственный сектор - это часть экономики страны, представляющая комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам, полностью контролируемая государством. В системе государственного регулирования экономик: государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор - самостоятельный комплексный инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом. На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т.д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны. Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой. Он охватывает отрасли, оставленные ему частным капиталом, в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли.
Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.
Государственный сектор играет огромную роль в регулировании экономики. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно-исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования. Через государственный сектор осуществляется деятельность государства по "оздоровлению" отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. [13. С.108]. Государственный сектор Республики Беларусь используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.
Наличие действенного государственного Республики Беларусь сектора позволяет решить следующие задачи; усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохозяйственными процессами; повысить общее антикризисное воздействие; регулировать потоки инвестиций; упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства; противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики; решение проблем занятости; обеспечение внешнеэкономического равновесия; обеспечение приоритета социальных целей.
Государственный сектор в Республике Беларусь в лице Национального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:
аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства страны;
определяет процентные ставки на рынках ссудных капиталов, влияя тем самым на темпы экономического роста; осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие ликвидных средств и обеспечивая поступление средств в бюджет.
Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:
доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе;
количество занятых в нем рабочих и служащих;
удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства;
число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферам и отраслям.
Размеры государственного сектора экономики могут служить критерием экономической роли государства, хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.
Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Это связано со взаимопроникновением государственного и частного капитала и выражается в чередовании фаз национализации и денационализации. Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации, а также разгосударствления экономики. Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т.е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора); стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения; создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования ("сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот); денационализацию, приватизацию. [10. С.111].
На практике процесс разгосударствления адекватен приватизации, которая проводится в популярных формах: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций государственных предприятий работниками этих предприятий или населением, сдача в аренду и т.д. Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиг в соотношении между двумя секторами государственным и частным в пользу последнего. История формирования государственного сектора, взгляд на его деятельность и его размеры в разных странах различны и подчас противоречивы: в США и Великобритании сильны антигосударственные тенденции, основанные на принципах индивидуализма; во Франции - более позитивное видение государства и, соответственно, государственного сектора. Тенденция усиления роли государства и государственного сектора возникает как объективное требование, продиктованное необходимостью повышения эффективности экономики.
В 70-е гг. доля государственного сектора в развитых капиталистических странах составляла (в %):
в производстве валового национального продукта:
США - 1,3
ФРГ - 10,7
Франция - 16,5 Италия - 14,0
в расходах валового внутреннего продукта:
США - 32,7
ФРГ - 48,6
Франция - 45,2 Италия - 45,5 В 80 - 90-е гг. наметилась тенденция к уменьшению государственного предпринимательства. [9. С.117].
Безусловно, целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования.
Оценка эффективности основывается на:
рентабельности государственного сектора экономики;
полезности для общества.
Как правило, в странах с рыночной экономикой предприятия государственного сектора низко рентабельны, даже убыточны. В государственном секторе экономики в большей мере проявляются такие негативные явления, как бюрократизация (например, численность управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности, в два - три раза выше, чем на частных; нередки случаи некомпетентности чиновников); негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации; использование предприятий как инструмента политики и др. На государственных предприятиях, за некоторым исключением, более высоки издержки, чрезмерно привлекаются ресурсы и нерационально используются.
К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:
сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получения прибыли отраслях;
использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических проблем;
высокий уровень социальных расходов;
отсутствие конкуренции;
государственное финансирование и т.д.
В рамках государственного сектора можно выделить два типа предприятий - бюрократические и рыночные. Бюрократические отличаются финансированием расходов за счет национального бюджета, высоким уровнем политизированности (что способствует расширению политического вмешательства, порождению коррупции, негибкому механизму использования ресурсов, сдерживающему рост эффективности производства).
На предприятиях, где государство выступает как собственник и производитель, экспортер и банкир, наниматель и вкладчик, существует большая опасность его неконкурентоспособности. Рыночные модели предприятий, основанные на финансовой самостоятельности, заинтересованности в увеличении доходов, оперативной независимости, высоком уровне конкурентоспособности, более жизнеспособны и положительно влияют на социально-экономические процессы.
В экономике развитых стран используются оба типа предприятий, но преимущества второго - очевидны. В целом же наличие государственного сектора в; рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям. В Республике Беларусь масштабы государственного сектора велики: по всем параметрам он достигает порядка 80%. Однако соотношение государственного и частного основного капитала в ближайшей перспективе должно измениться в пользу последнего.
Чтобы представить современное состояние экономики республики и выяснить основные причины, обусловившие эту ситуацию, необходима, в первую очередь, трехсторонняя характеристика: оценка экономики Республики Беларусь как социально-экономической системы в составе бывшего СССР; оценка влияния распада СССР, подрыва и ликвидации командно - распорядительной системы на процессы социально-экономического развития республики; определение объективно необходимых путей развития экономики на современном этапе.
Беларусь была одной из наиболее благополучных республик бывшего Советского Союза. На конец 80-хгг. XX в. приходится наивысший уровень ее социально-экономического развития. Занимая 1% территории бывшего СССР, Беларусь в 1990 г. производила 4% валового национального продукта, 4,5% промышленных товаров и 5,6% продукции сельского хозяйства тогдашней огромной страны. Экономика республики являлась частью единого народнохозяйственного комплекса СССР [9, стр. 204].
Развиваясь как глубоко и широко интегрированная часть народнохозяйственного комплекса СССР, республика была зависимой от него и по источникам материально-технических ресурсов, и по рынкам сбыта готовой продукции. Вся структура народного хозяйства ориентировалась на вывоз продукции в другие регионы и не была приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей. Наиболее зависимой от экономических связей оказалась промышленность республики, где оборот ввоза и вывода продукции достигал почти 75% общего объема промышленного производства. До 40% промышленной продукции предназначалось для военных целей.
В целом годовой объем ввоза и вывоза продукции в Республике Беларусь в 1990 г. составил 40 млрд. рублей, или более половины валового общественного продукта [9, стр. 208].
Существенной особенностью экономики республики того периода был экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие темпы роста производства сопровождались еще более ресурсопотребления. Основные показатели эффективности (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость) снижались № протяжении последних 20 лет.
Ежегодно падал прирост продукции на 1 рубль капитальных вложений, и за 20 лет он снизился примерно наполовину. И лишь благодаря крайне низким ценам, в сравнении с мировыми, на энергетические и сырьевые ресурсы и ценам на готовую продукцию, приближенным к мировым, республика имела благоприятный торговый и платежный баланс.
Отягощающее повлияли на экономику республики чернобыльская катастрофа и нездоровая экологическая обстановка в целом. Последнее десятилетие внесло существенные изменения в социально - экономическое развитие Республики Беларусь. Условно его можно разделить на два этапа: 1998-2002 гг. и 2003-2008 гг. На первом этапе распад СССР, разрыв хозяйственных связей, нарушение планового управления экономикой раньше, чем сформировались другие структуры, резкое изменение внешнеэкономических условий, утрата традиционных рынков сбыта продукции, закупок сырья и материалов, неподготовленность к проведению самостоятельной экономической политики, особенно в сфере финансовых, кредитно-денежных и внешнеэкономических отношений, непоследовательность и отсутствие достаточно продуманных и эффективных рыночных преобразований повергли экономику республики в тяжелейший кризис.
За 1991-1995 гг. существенно ухудшились все важнейшие показатели.
С целью вывода страны из кризисного состояния была разработана программа неотложных мер, реализация которой позволила в 1994-1995 гг.
несколько уменьшить инфляцию, снизить дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. К концу 1995 г. в основном было завершено формирование экономических институтов суверенного государства, создана независимая кредитно-денежная и банковская система, сформированы органы управления, выстраивалась инфраструктура рынка товаров, рабочей силы и капиталов складывался реальный облик модели экономического развития республики социально ориентированного типа.
Актуальной стала новая задача: создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и последующему росту. Она нашла отражение в "Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. ", где в качестве приоритетов были определены: экспорт, жилье, продовольствие. Экономический спад был приостановлен в начале второго этапа. С 2003 г. заметно оживились многие отрасли промышленности, внешнеэкономическая деятельность, увеличился выпуск продукции сельского хозяйства, сократились темпы инфляции и снижения капитальных вложений. В 2003-2008 гг. в экономике республики в целом имела место позитивная динамика экономического подъема: рост ВВП, инвестиций в основной капитал, снижение потребления топливно-энергетических ресурсов, рост производства товаров народного потребления, увеличение розничного товарооборота, рост внешнеторгового оборота. Однако наряду с позитивными в этот период имели место и негативные тенденции. На фоне роста валового внутреннего продукта наблюдаются значительные различия в объемах выпуска продукции по отдельным отраслям. Несмотря на статистический рост инвестиций в основной капитал, их совокупный объем еще далек от уровня 1990 года. Ценовые перекосы и нестабильность валютного рынка повлекли нестабильность потребительского рынка, неорганизованный вывоз товаров первой необходимости из республики, бартерные сделки в реальном секторе экономики. В 1998 г. в России разразился финансово-экономический кризис. Его негативное воздействие на экономику Беларуси во многом было обусловлено [18]:
1. Высоким уровнем ориентации внешней торговли республики на неустойчивый рынок России.
2. Низкой конкурентоспособностью белорусских товаров.
3. Отсутствием равновесия в финансовой системе, разбалансированностью цен, неустойчивостью обменного курса.
Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является повернутым и открытым для всех. Формируемая модель использует опыт мирового экономического развития исходит из признания большого потенциала рыночной экономики, учитывает объективную мировую тенденцию к регулированию рыночной экономики обществом в лице государства. Одна из особенностей белорусской модели - сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах.
При формировании модели белорусской экономики учитывается и опыт развития стран с переходной рыночной экономикой, который учит, что чрезмерный акцент либо на монетарные рычаги воздействия на экономику (страны Балтии, Польша), либо на немонетарные (государства СНГ) не дает ожидаемого результата. В условиях национальной специфики необходимо их взвешенное сочетание.
Переход от административно-командной системы к рыночной экономике не может быть осуществлен в виде единовременного акта, а требуется достаточно длительный - переходный - период. В процессе формирования социально ориентированной модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода необходимо: создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике; при достаточно высоком удельном весе государственного сектор экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде; сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования; сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические процессы; создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.
Рыночная экономика может эффективно функционировать, только если агенты рынка получают адекватные "сигналы" - цены - для принятия решений по покупкам, продажам, сбережениям и инвестициям. Следовательно, главное экономическое воздействие на процессы воспроизводства оказывают цены, наиболее результативно выполняющие свои функции только при наличии стабильных финансов, т.е. эффективность рыночных отношений зависит от гармоничного единства финансов и цен. В условиях высокой и несбалансированной инфляции первоочередное значение приобретает достижение макроэкономической стабилизации как необходимого условия дальнейших реформ.
Отказ от контроля высокой инфляции имеет три важных последствия. Во-первых, в условиях высокой инфляции доходы и богатство значительно перераспределяются, что создает предпосылки для снижения экономической эффективности. Во-вторых, в условиях высокой [инфляции цены не выполняют своей сигнализирующей роли, т.к субъектам экономики становится трудно интерпретировать ценовые изменения как изменения относительных цен. В-третьих, в течение периода высокой инфляции предприятия и домашние хозяйства концентрируют экономическую активность скорее на краткосрочных (часто спекулятивных) мерах по защите своих доходов и активов, чем на долгосрочных решениях по поводу, например, сбережений и инвестиций, которые так необходимы для достижения устойчивого экономического роста. Переходный период в реформируемой экономике не обходится без "шоковой терапии", если ей в наследство достались деформированная структура относительных цен или высокая макроэкономическая несбалансированность. Если превалируют оба этих условия, тогда "шоковая терапия" является крайне необходимой, хотя и недостаточной для стабилизации экономики. Опыт стран Центральной и Восточной Европы (ДВЕ), в своей основной массе выбравших путь "шоковой терапии", показал успех и перспективность такого подхода; тогда как страны, выбравшие путь постепенных реформ, показывают значительно меньшие экономические успехи. Отказ от быстрого и решительного реформирования в Республике Беларусь способствует консервации следующих негативных особенностей переходного периода (применительно к основным фазам общественного воспроизводства): К этому следует добавить такие специфические особенности белорусской экономической жизни, как:
правовой нигилизм", т.е. стремление решать хозяйственные конфликты не путем обращения в судебные инстанции, а через поиск "вышестоящих" покровителей;
неполнота законодательства, регулирующего рыночные отношения, и неразвитость судебной системы подкрепляют данную тенденцию;
отсутствие представления у основной массы населения о целях и путях реформирования экономики;
низкий уровень управляемости внутри государственных структур.
Исходя из вышеперечисленных особенностей можно выделить следующие факторы, влияющие на издержки, цены и инфляцию:
высокое ресурсопотребление и, как следствие, высокая материалоемкость и энергоемкость продукции;
высокая себестоимость как результат отсталой технологии и 70%
износа основных производственных фондов предприятий;
затратные схемы ценообразования предприятий-монополистов;
низкая инвестиционная активность, не способствующая инновационной деятельности предприятий;
низкий платежеспособный спрос, который вынуждает предприятия снижать объемы производства, сохраняя производство лишь дешевой и некачественной продукции.
Государство пытается решать эти проблемы с помощью административного регулирования экономических процессов, что, в свою очередь, накладывает непосредственный отпечаток на инфляцию, ценообразование и государственную ценовую политику. [14. С.17] В кризисные периоды контроль над ценами усиливается. Правительство нередко использует жесткую меру регулирования - "замораживание" цен и заработной платы. Необходимым условием успешного осуществления указанного мероприятия является консолидация населения, профсоюзов, политических и общественных групп и движений округ идеи о "замораживании" цен и заработной платы, т.е. создание условий экономической солидарности. Иначе вводимые меры не будут иметь экономического эффекта. В краткосрочном плане "замораживание" цен и заработной платы способствует определенной стабилизации экономики - замедлению инфляции, увеличению занятости и росту ВВП. Однако в долгосрочном периоде это ведет к усилению негативных тенденций в развитии экономики:
росту дотаций из бюджета, снижению доходной части за счет снижения общего уровня прибыльности предприятий, росту кредитных вложений в экономику и др. В Республике Беларусь на начальных этапах реформирования экономики была проведена широкая либерализация цен, которая привела к резкому и неуправляемому росту цен и падению объемов промышленного производства.
В 1996-1999 гг. проводился жесткий контроль цен преимущественно административными методами в пользу социальной стабильности и поддержки неэффективных производителей. При этом возникли следующие проблемы: ухудшение финансовых показателей работы многих предприятий, падение инвестиционной активности, усугубление "перекрестного субсидирования", возникновение дефицита потребительских товаров. Данные меры тем не менее не останавливают инфляцию. Контроль цен, как утверждает наука и показывает опыт, не является средством преодоления инфляции. Необходимо дополнительно предусмотреть меры по устранению глубинных причин роста цен: "Не надо полагать, что можно контролировать цены просто путем наделения административного органа властью издавать приказы, запрещающие их рост.
Чтобы действенно контролировать цены, такие приказы должны быть поддержаны соответствующим действием в других областях. Они должны быть дополнены денежной политикой с целью ограничения денежной экспансии и фискальной политикой для минимизации правительственных дефицитов... Иначе контролеры будут похожи на людей, которые пытаются сбросить температуру, сидя на ртутном столбике термометра, в то время как кредиторы и потребители сбрасывают уголь на пламя", - отмечал американский экономист К. Уилкокс. [9.С. 208].
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость присутствия государственного регулирования в аграрной сфере. В силу высокого органического строения капитала в сельском хозяйстве субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей. Кроме того зависимость урожая, а следовательно, и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет к нестабильности их положения. Государство, принимая во внимание то, что продукты питания как товар имеют мало эластичный спрос и предложение, а также удовлетворяют потребности населения базового порядка, берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. Известный американский экономист Д. Гэлбрейт, характеризуя роль государства в макроэкономическом регулировании пропорций развития производства писал: "Государственное вмешательство в интересы сельского хозяйства... имеет существенное значение для сбалансированности развития. Окажись сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства, развитие бесспорно было бы недостаточным, а к настоящему времени, возможно, и опасно низким".
Характерной чертой белорусской практики управления АПК является отождествление понятий "государственное регулирование" и "государственное управление". Однако следует иметь в виду, что между данными категориями прослеживаются четкие различия. Под государственным управлением агропромышленного производства, на наш взгляд, следует понимать прямое (непосредственное) управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса, осуществляемое преимущественно посредством локального нормотворчества и методами административного усмотрения. Государственное управление должно ограничиваться рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются: собственно органы отраслевого управления (учреждения), государственные унитарные предприятия как республиканского, так и коммунального уровня; пакеты акций в акционерных обществах; контрольно-инспекционные службы и другие государственные организации АПК, государственные целевые программы.
По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственного управления) вправе осуществлять как функции управлении собственностью, так и функции оперативного управления если это предусмотрено учредительными документами. Государственные органы вправе назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других! форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях Беларуси, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности. Под государственным регулированием агропромышленного производства подразумевается косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно экономическим стимулированием), управленческое воздействие на социально-экономические процессы в (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и частном секторах агропромышленного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования. И то, и другое осуществляется государством через единую систему законодательства и органов государственного управления отраслью. Данная система в своей совокупности представляет собой инструмент реализации аграрной политики государства.
Закон Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" является основой единой налоговой системы Республики Беларусь и регулирует порядок уплаты в бюджет Республики Беларусь налогов, сборов и пошлин всеми плательщиками. Под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет Республики Беларусь, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Кроме налогов и сборов, предусмотренных вышеназванным Законом, в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством неналоговые платежи.
Местные Советы депутатов в пределах прав, предоставляемых им законодательством, могут устанавливать взимаемые на их территории местные налоги, сборы, пошлины. Закон Республики Беларусь "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", принятый палатой представителей 15 декабря 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности с целью обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику.
Закон Республики Беларусь "О поставках товаров для государственных нужд" устанавливает общие правовые и экономические принципы формирования, размещения и выполнения на контрактной (договорной) основе заказов на поставку товаров для государственных нужд всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности.
Государственные нужды - необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно - технических, оборонных, природоохранных, а также других задач. Этим законом регулируются также и отношения, связанные с поставкой товаров для местных нужд. Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из этого закона и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь. Этот закон действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках. Закон применяется к тем правоотношениям, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе в результате совершения сделок с акциями (долями), приобретения имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.
Действие закона не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции, а также на отношения, связанные с товарами, изъятыми из гражданского оборота в Республике Беларусь.
Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынка отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными актами законодательства. Правила закона применяются к отношениям, связанным с монополистической деятельностью на товарных рынках, где товары имеют ограниченную гражданскую оборотоспособность лишь постольку, поскольку иное не установлено законодательными актами, содержащими правовые нормы об обращении этих видов товаров, а также если иное не определено соответствующими нормами международного права [7. С.114].
Если иное не установлено в соответствии с нормами международного права, положения закона применяются также в тех случаях, когда субъекты права совершают действия (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции либо влекут за собой другие неблагоприятные последствия на товарных рынках.
Заключение
Подводя итог, хотелось бы отметить некоторые заключительные моменты. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Все функции государства можно условно объединить в две группы.
Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.
Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы.
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех социально-экономических участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятости денежное обращение, платежный баланс, цены НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.
Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач. Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения.
Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему.
Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные - опосредованно, например, через налоги, кредитование. Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического рост осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.
1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Уч. пособие в 2-х ч. - Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2007.
2. Антонова Н.Б., Завьялков А.Г., Кандаурова Г.А. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Под общ. ред.Н.Б. Антоновой. - Мн.: Изд-во БГЭУ: ООО "Мисанта", 2006.
3. Базылев Н.И., Гурко С.П. Макроэкономика: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ 1998.
4. Бартнев С.А. История экономических учений. - М.: Юрист, 2001.
5. Безруков В. Правительственная программа "Реформа и развитие экономики в 2006-2010" // Экономист, 2005, № 6.
6. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономика, 2002.
7. К. Макконнелл, С. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 2005.
8. Кушмян В. Государственное регулирование экономики // Экономист, 2005, № 2.
9. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь, Москва, "Дело ЛТД", 2004.
10. Проблемы социального развития Республики! Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике. Сборник научных трудов под ред. А.М. Стронгиной, Т.И. Какшинской. - Мн., 2008.
11. Переходная экономика: информация к действию // Национальная экономическая газета, №11, 2003.
12. Филатов А. Государство и рынок: кто кого // Национальная экономическая газета. №6, 2003.
13. Холодов Л.Г. Вопросы государственного регулирования экономики.
// Москва, 2004.
14. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1999.
15. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов, // под ред. М.А. Сажиной, Г.Г. Чибрикова. - М: Издательская группа "НОРМА", 2008.
16. Экономическая теория: Учебник // под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2002.
17. www.belstst.gov. by - Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларцсь.
18. www.nbrb. by - Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь.
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗДЕНТЕ РЕМПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ Факультет управления Кафедра теории и практики государственного управления Курсовая работа на тему: "Государственный се
Государственный сектор в экономике современной России: экономические и социальные функции
Государственный сектор экономики
Государство как субъект управления и его роль в регулировании экономических отношений
Государство: собственник и предприниматель в рыночной экономике
Гражданско-правовое положение акционерного общества
Гражданское право и его субьекты
Границы производственных возможностей и проблема выбора
Державна політика розвитку малого та середнього підприємництва
Державне регулювання економіки
Державне регулювання економіки
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.