курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Сергей Шипунов (Тренинг-центр «Оратор»)
Жесты, которыми мы иллюстрируем свою речь, или помогают или мешают слушателям воспринимать информацию. Они многое говорят о нас, как об ораторах. Они вносят свой весомый вклад в результат нашего выступления.
Отсутствие жестов (т.е. руки, постоянно висящие вдоль тела или зафиксированные в какой-то статической позе) – это тоже жест, который тоже несет о нас какую то информацию.
Краткая теория про жесты – на что полезно обращать внимание:
Симметрия.
Если человек жестикулирует только одной рукой – то это часто смотрится неестественно… Как рекомендация: использовать обе руки одновременно или в равной мере и левую и правую руку, если они включаются попеременно.
Если вы выступаете перед одним человеком, на расстоянии 1 м, то делать широкие размашистые жесты – скорее не нужно. Но если перед вами зал в 20-30-100 человек, то мелкие жесты будут видны разве что только тем, кто сидит на первом ряду (и то не всегда). Поэтому не бойтесь делать широкие жесты.
Широкие жесты также говорят о вас, как об уверенном в себе человеке, в то время как мелкие, зажатые – скорее как о неуверенном.
Наиболее частый вариант зажатости – это прижатые к бокам локти. Руки от локтей до плеч – не работают. И движения получаются скованными, не свободными. Отрывайте локти от боков! Рубите от плеча :-)
Возможно вы наблюдали, как иногда оратор выступает, руки по швам, а кисти рук слегка подергиваются. Чувствуется, что вот оно! Родилось движение! Но дальше кистей – почему-то не идет! Или чаще – движение вроде родилось, начало развиваться… но затухло где-то на середине. И получился незаконченный, смазанный жест. Некрасиво :-( Если уж жест родился – то позвольте ему развиться до конца, до финальной точки!
То что часто можно наблюдать – жесты вроде бы и есть, но все время тыльной стороной ладони в сторону слушателей. Закрытые. На уровне инстинктов воспринимается – а не держит ли оратор камешек в руке :-)… Как рекомендация – спокойно делать открытые жесты в сторону аудитории (чтобы по крайней мере 50% жестов были открытыми).
Иногда какой-то жест повторяется очень часто и не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Эдакий «жест-паразит». Потирание носа, затылка. подбородка… когда слишком часто поправляются очки… верчение какого-то предмета в руках… Если вы замечаете подобные жесты за собой – то давайте им отпор! Зачем перегружать свое выступление бессмысленными, не несущими информации движениями?
Опытный оратор умеет, как дирижер, управлять слушателями. Ничего не говоря, только через жесты, мимику, позу подавать аудитории сигналы «да» и «нет», сигналы «одобрения» и «неодобрения», вызывать нужные ему эмоции в зале…
Предлагаю несколько упражнений/игр на развитие ярких, живых, образных, понятных жестов!
Крокодил (Угадай слово)
Популярная в студенческой среде игра. Одна из лучших по развитию «говорящих» жестов.
В игре обычно 4-5 отгадывающих. Один показывающий.
Задача показывающего – без слов, только с помощью жестов показать то или иное слово.
Слово или случайным образом берется из первой попавшейся книги, или кто-то из зала тихонько шепчет слово показывающему, а потом с удовольствием наблюдает, как показывающий «мучается». Иногда загадывается не слово, а фраза, пословица или строчка из песни. Вариаций может быть много.
Задача отгадывающих – назвать слово, которое скрывается за этой пантомимой.
В этой игре показывающему приходится использовать/развивать два типа жестов.
«Иллюстрирующие жесты» - жесты, с помощью которых он показывает загаданное слово.
«Коммуникационные жесты» - жесты, с помощью которых оратор привлекает к себе внимание, заводит аудиторию, отсекает неправильные версии, одобряет правильное направление мыслей… Жесты, которые позволяют общаться с аудиторией без слов!
Также у показывающего развивается навык слышать аудиторию. На первых порах часто бывает так, что правильное слово уже 2-3 раза прозвучало в зале, а оратор его не слышит и не слышит… После нескольких десятков таких игр даже если несколько человек одновременно произносят свои версии – оратор умудряется слышать их все одновременно и мгновенно выделять среди них правильную.
Когда слово отгадано, показывающим становится тот, кто его угадал :-)
Помимо того, что эта игра развивающая – она веселая, азартная, увлекательная, и легко послужит украшением любой вечеринки.
Играйте в свое удовольствие!!!
Зеркало (Моделирование)
Как учатся дети? Они повторяют то, что делают взрослые. Обезьянничают! И это – один из самых быстрых и эффективных способов обучения!
Раздобудьте видеозапись, где у выступающего хорошие, яркие, живые жесты. Важно чтобы выступающий вам нравился, чтобы вы действительно хотели смоделировать его манеру выступления (в частности, его жесты).
Включите телевизор. Встаньте рядом. Запустите видеозапись. И начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели (по возможности копируйте голос, интонации, речь…). Поначалу может быть сложно, вы будете запаздывать, не успевать… Это нормально. Но через некоторое время вдруг произойдет как бы щелчок, и ваше тело уже само начнет двигаться, жестикулировать в той же манере, что ваша модель.
Чтобы произошел такой щелчок, важно делать это упражнение не менее 30 минут за один раз.
Желательно взять не одну модель, а четыре-пять. Чтобы быть не абсолютной копией какого-либо человека, а взяв понемногу от нескольких успешных ораторов и добавив к их манере выступления что-то свое, вы создали бы свой уникальный стиль.
Чтение следующий абзацев потребует от вас хорошего воображения – умения создавать внутри себя небольшие видеоклипы… Потому что речь пойдет о соответствии жестов и слов!
Когда жесты соответствуют произносимому тексту – то всё идеально! Визуальный видеоряд хорошо иллюстрирует то, о чем говорится, что облегчает восприятие информации. И это хорошо.
Чтобы развить такие поясняющие, «говорящие» жесты, можно использовать упражнение «зеркало».
Бывает так, что жесты мелькают хаотически, подобно белому шуму, т.е. никак не соотносятся с произносимыми словами… Это обычно слегка раздражает. Кажется, что оратор суетится, делает много лишних движений, непонятно к чему, непонятно зачем.
Чтобы избавиться от такой беспорядочной жестикуляции, иногда рекомендуют взять по большой толстой книге в обе руки. Делать нефункциональные жесты с такими утяжелителями становится затруднительно.
От мелких перебирающих движений пальцами помогает также такой прием: вы замыкаете большой и указательный палец в круг (овал) так, что подушечки пальцев упираются друг в друга. Приём вроде совершенно простой, но работает очень эффективно! Помимо улучшения жестов, повышается также и уверенность в себе!
Но то, что действительно способно нанести непоправимый вред выступлению оратора – это несоответствие жестов произносимым словам.
«Здравствуйте, уважаемые дамы и господа» - на слово «дамы» - жест в сторону мужчин, на слово «господа», жест в сторону женщин.
«Преступник должен понести наказание… Таких мерзавцев нужно сажать в тюрьму…», речь прокурора хороша, но то, что он на словах «преступник» и «мерзавец» делает указующие жесты в сторону судьи, заставляет последнего каждый раз слегка вздрагивать.
«У нашей фирмы есть огромное преимущество по сравнению с конкурентами…» На слове «огромное» большой и указательный палец почему то показывают маленькую щелочку в один сантиметр.
«Рост продаж просто впечатляет…» На слове «рост» правая рука движется сверху (слева) - вниз (вправо). Представили?
…
А как показывают психологические исследования, слушатель больше верит невербальному сообщению (тому, что говорят жесты, мимика, поза, интонации…), чем словам. Соответственно во всех случаях, когда жесты говорят одно, а смысл слов другой – у слушателя внутри возникает некий ступор и непонимание… и, как следствие, снижается доверие к словам оратора.
Мораль – будьте бдительны :-) По возможности прорепетируйте свое выступление, обращая внимание на то, какие жесты вы используете в ключевые моменты.
Подсказка: легче проанализировать свои жесты, когда вы репетируете без слов. Т.е. слова вы произносите внутри, во внутреннем диалоге, а жесты идут снаружи (как в реальном выступлении). Если при этом смотреть на себя в зеркало – то ещё проще увидеть, что именно говорит ваше тело.
А может, совсем отказаться от жестов? Ну их… К тому же говорят, что наличие жестов – это признак низкой культуры оратора – у оратора не хватает слов, вот он и пытается заменить их движениями рук…
Вопрос спорный… Если отойти от теоретических конструкций – то на практике 90% успешных ораторов (те, которые собирают стадионы…) жесты используют, и используют еще как активно. Поэтому если вы практик, а не теоретик, то выводы делайте сами.
Что касается высказывания о том, что «жесты вскрывают нехватку слов», то здесь скорее всего речь идёт о жестах хаотических, про которые мы говорили чуть выше в этой рассылке. И здесь соглашусь, что от беспорядочных жестов (белого шума) избавляться нужно.
Что же касается иллюстрирующих, «говорящих», облегчающих восприятие информации жестах, то использовать их стоит! С одной стороны, заботясь о слушателях – им не нужно будет сильно напрягаться, чтобы понять, о чем речь. С другой стороны, из соображений собственной выгоды – если я буду жестикулировать, то слушатели запомнят 80% того о чем я говорю… а если не буду, то дай бог 40%.
На этом завершаем философские размышления о том, «быть или не быть» жестам в наших выступлениях.
Словесное айкидо (приемы словесной эквилибристики)
Треугольник, в который лучше не попадать (или борьба с манипуляциями)
Коррекция пищевого поведения
Булимия – образ жизни
Классификация любви
Основные критерии психического здоровья
Теория и техники терапевтического анализа
Забвение
Сказка сказывается
Психоаналитические теории детского развития
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.