База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Характер — психология, педагогика

и его место в структуре личности

ХАРАКТЕР (от греч. charakter — печать, чеканка) — совокуп­ность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складываю­щаяся и проявляющаяся в деятель­ности и общении, обусловливая ти­пичные для нее способы поведе­ния. Познание характера индивида позво­ляет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидае­мые действия и поступки. Характер обуслов­лен общественным бытием лично­сти, усвоением социального опыта, что порождает типические  его черты, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути людей в конкретно-исторических условиях .В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в которых протекает социализация субъекта, его воспитание и вместе с тем зависящее от природных предпосылок развитие индивидуальности (задатки, темперамент, высшая нервная деятельность). Среди множества черт характера индивидума, некоторые выступают как ведущие другие как второстепенные, обусловленные  развитием  ведущих свойств, при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более протнворечивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер в ней формируется.

Xарактер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость), в отно­шении к делу (ответственность или недобросовестность); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверен­ность, гордость или приниженность);в отношении к собственности и т.д.

          X. обнаружи­вает зависимость от мировоззрения личности, ее убеждений и мораль­ных принципов, выявляя тем самым свою общественно-историческую природу.     Однако сами по себе черты характера не определяют однозначно соци­альную позицию индивида: жизне­радостностью или тревожностью могут обладать люди, коренным образом отличающиеся друг от дру­га по своим взглядам и убеждениям. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Проявляясь в деятельности, характер в ней формируется.

Xарактер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость), в отно­шении к делу (ответственность или недобросовестность); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверен­ность, гордость или приниженность);в отношении к собственности и т.д.

Типология характеров

Характер относится к индивидуальным особенностям лич­ности. Нет двух людей с одинаковыми характерами. Однако возникают вопросы: нельзя ли найти в характере некоторые общие черты, которые позволили бы объединить людей по харак­терологическим свойствам? действительно ли характер выражает только индивидуальные черты? нельзя ли в каждом индивидуаль­ном характере найти и те черты, которые являются общими для известной группы людей?

Таким образом, в психологии возникла проблема типов харак­тера. Тип характера в психологии понимается различно. Чаще под типом понимается конкретное выражение в характере неко­торых общих черт.

 Многие герои художествен­ных произведений становятся нарицательными именами, так как писатель в каждом образе дает типические черты в типических обстоятельствах, например, мы говорим о Хлестаковых, Обломовых и т. п.

Нет никаких оснований отрицать наличие типических черт в характерах. “Каждое лицо, по словам Энгельса, — тип, но вместе с тем и вполне определенная личность…”

             В жизни и в литературе, как художественном отображении жизни, характеры рассматриваются и в индивиду­альных, и в типических чертах. Некоторые характеры имеют такое широкое типическое значение, что выражают собой целое обще­ственное явление.

Давая характеристики учащихся в школе, учителя нередко отмечают не только индивидуальные, но и типические черты ха­рактера. Например, просматривая высказывания учителей по про­токолам учетно-педагогических совещаний школ, находим та­кие характеристики: “Л. — это типичный организатор, спокойный, авторитетный, доводящий свои планы до исполнения”, “К. — избалованный мамашей ребенок, — этим много сказано”, “П. и Л. — два энтузиаста, но П. — энтузиаст дельный, а Л. — с боль­шой порцией маниловщины”.

Имеются попытки дать биологическое “обоснование” типам характера, связывая характерологические особенности личности  с конституцией тела, составом крови, строением черепа и т. п. Фак­тически такие попытки приводят к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Лжеученые педологи, разрабатывавшие  учение о типах учащихся, проповедывали, что некоторые ученики являются от природы дезорганизаторами или имеют от природы патологиче­ские характеры. Нелепость этих положений опровергается повсе­дневной практической работой по воспитанию детей.

Таким же образом опровергается вредное учение о том, что характер определяется “неизменной социальной средой”. Это уче­ние приводит к логическому выводу о невозможности допустить изменение и перевоспитание характера и к отрицанию влияния личности и характера на среду.

Наконец, следует признать неправильными те точки зрения, которые допускают другое извращение: краткую схемитизацию в учении о характере, пренебрежение к индивидуальным особен­ностям и стремление разбить всех людей по типам.

Из того, что только что было сказано, вытекает неправомер­ность самого замысла разбить всех людей по характерологическим типам.

Надо стремиться в каждом характере прежде всего найти индивидуальные особенности и затем лишь типические черты. Только в том случае, если типические черты, выражающие осо­бенности целой группы людей, выступают очень резко и устой­чиво, можно сказать, что характер этого человека такого-то типa. Но и в таком случае знак равенства между типом и характером ставить нельзя. Каждый типический характер имеет свои индиви­дуальные черты.

Формирование характера

              Формирование характера проходит  в системе отношений человека к окружающей действительности: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость), в отно­шении к делу (ответственность или недобросовестность); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверен­ность, гордость или приниженность);в отношении к собственности  (щедрость или скупость) и т.д.

            Формирование характера обуслов­лен общественным бытием лично­сти, усвоением социального опыта, что порождает типические  его черты, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути людей в конкретно-исторических условиях               Характер обнаруживает завидимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. На  формирование характера накладывает свой отпечаток и темперамент индивидума, определяя динамические особенности их возникновения и протекания.

В конечном счете черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, его индивидуальности.

Особенности темперамента могут противодейство­вать или способствовать развитию определенных сто­рон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангви­нику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема — преодоление робости и тревожности. Формирование характера, осуществляющееся в коллективе, создает благоприятные условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангви­ников — усидчивости, у флегматиков — активности.

Социальной зрелости индивид достигает, располагая си­стемой сложившихся черт характера. Этот процесс протекает неприметно, и человеку кажется, что таким, как сейчас, он был всегда. Так возникает мнение, что черты человеческого ха­рактера даны ему от природы, являются врожденными- характер дан человеку от рождения.

   Чем же объяснить, что жизнь “чеканит” личность человека и почему  характер разных людей не одинаков.

    Человек рождается с различными особенностями функцио­нирования головного мозга, обладает тем или иным типом высшей  нервной деятельности. Эти особенности не психологи­ческие, а физиологические, но они выступают в качестве пер­вых причин того, что одни и те же воздействия на детей могут вызывать различный психологический эффект. Они определяют условия, в которых будут развиваться психика и сознание. Эти различия в физиологических условиях— первая при­чина различий характеров людей.

 Характер  во многом результат самовоспитания. В харак­тере аккумулируются привычки человека. Характер проявля­ется в деятельности людей, но в ней же он и формируется.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru

и его место в структуре личности ХАРАКТЕР (от греч. charakter — печать, чеканка) — совокуп­ность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складываю­щаяся и проявляющаяся в деятель­ности и общении, обусловливая ти­пичные для нее способы

 

 

 

Внимание! Представленный Доклад находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавался, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальный Доклад по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Память и внимание
Способности
Предмет психологии и ее основные задачи
Характеристика основных средств и методов психологического воздействия на людей
Характер и его место в структуре личности
Этапы и закономерности развития личности
Психические состояния человека, их классификация и свойства
Волевые качества и их развитие
Этапы волевого действия и их характеристика
Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru