Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»ереми€ Ѕентам — Ѕиографии

ѕосмотреть видео по теме ƒоклада

ј.ј. Ѕаканов, ј.‘. √р€знов

Ѕентам (Bentham) »ереми€ (ƒжереми) (1748Ц1832) - английский правовед, философ, экономист и общественный де€тель. ≈го главное филос. произведение Ч Ђ¬ведение в принципы нравственности и законодательстваї Ч было написано в 1780, но впервые опубликовано лишь в 1789 по просьбе друзей автора. ¬ первоначальном варианте текста, который называлс€ Ђ¬ведение в уголовный кодексї, Ѕ. нашел р€д недостатков, которые устран€л в течение нескольких лет. ¬ 1823 вышло расширенное и дополненное издание произведени€, содержащее 17 глав. ќно вошло в первый том одиннадцатитомного собр. соч. Ѕ., издававшегос€ в Ёдинбурге с 1838 по 1843. ѕервое рус. издание вышло в 1867. »справленное и дополненное переиздание данного перевода осуществлено в 1998. Ѕ. рассматривал Ђ¬ведениеї как подготовительный текст и в известной мере как развернутый план дл€ написани€ целой серии трактатов по вопросам юриспруденции и моральной философии. Ђ¬ведениеї €вилось основополагающим текстом дл€ нескольких поколений философов-моралистов, а также юристов.  ак этическое произведение оно содержит первое и наиболее полное изложение доктрины утилитаризма. ¬ основе позиции Ѕ. лежит Ђпринцип полезностиї, согласно которому любые действи€ следует поощр€ть или порицать в зависимости от их тенденции усиливать или ослабл€ть пользу дл€ отдельного индивида или группы лиц. Ётот принцип не доказуем на основе к.-л. др. принципа, ибо имеет абсолютно фундаментальный характер. ¬последствии Ѕ. стал называть данный принцип Ђпринципом наибольшего счасть€ї, име€ в виду, что все законы и общественные ин-ты следует оценивать с т.зр. того, насколько они способствуют наибольшему счастью наибольшего числа людей. ѕравда, при этом он считал совершенное счастье нереальным и говорил о необходимости стремитьс€ лишь к возможному счастью.

Ѕ. никогда не претендовал на приоритет в открытии рассматриваемого принципа, называ€ в качестве своих непосредственных предшественников ‘. ’атчесона, „. Ѕеккари€, ƒ. ѕристли и  . √ельвеци€. ќн также подчеркивал то вли€ние, которое на него оказала треть€ книга (Ђќ моралиї) работы ƒ. ёма Ђ“рактат о человеческой природеї. ќднако никто до Ѕ. столь последовательно не опиралс€ на сам Ђпринцип полезностиї, вывод€ из него все конкретное содержание этической и юридической теории. Ђѕринципї действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной. ¬ последней его действие наименее посто€нно. Ѕ. считал, что христианска€ мораль слишком опираетс€ на альтруизм, а это опасно дл€ общества, ибо способно нарушить его единство. Ќаиболее же посто€нно действие Ђпринципаї в первой сфере (Ђфизическа€ санкци€ї присутствует во всех перечисленных сферах, включа€ религиозную, в той мере, в какой та имеет отношение к посюсторонней жизни). Ётический утилитаризм €вл€етс€ Ђконсеквенционализмомї: при моральной оценке человеческих действий принимаютс€ во внимание только последстви€ действий. »меть хорошие намерени€ и мотивы Ч еще не значит быть нравственным человеком. ¬ этом утилитаризм противостоит основным принципам кантианской этики.

јнгл. мыслитель отнюдь не предполагал, что все люди именно с помощью Ђпринципа полезностиї будут регулировать свое поведение, ибо каждый, как он подчеркивал, стремитс€ максимизировать свое личное счастье, а не действует на основе одного лишь чувства долга. ѕоэтому Ђпринципї был прежде всего адресован законодател€м и политическим де€тел€м, способным вносить изменени€ в общество (сам Ѕ., как известно, был лидером партии реформаторов-радикалов). «аконодатели должны использовать силу поощрений и наказаний (последние важнее) дл€ того, чтобы преследование личного счасть€ индивидом соответствовало возрастанию счасть€ других. “.о., в трактовке Ђпринципаї содержитс€ нормативный момент. ” Ѕ. есть рассуждени€ и о Ђличной этикеї (в поздних произведени€х Ч Ђличной деонтологииї), котора€ призвана инструктировать индивида, как увеличить свое собственное счастье, €вл€ющеес€ элементом счасть€ всего сообщества. ќбразование должно помочь индивиду осознать, что, преследу€ общие интересы, он действует и в свою пользу. “ракту€ максимализацию счасть€ как критерий правильности действий, Ѕ., однако, ничего не говорил о справедливости в распределении счасть€.

ѕричиной любых действий он называл удовольстви€ (как чувственные, так и интеллектуальные) и страдани€, рассматрива€ человека как стрем€щеес€ к удовольстви€м и избегающее страданий существо. ¬еличина удовольстви€ отдельной личности зависит от его интенсивности, длительности, определенности (или неопределенности), близости (или удаленности) источника удовольстви€. ≈сли же речь идет о группе личностей, то добавл€ютс€ еще и такие факторы, как плодотворность, чистота и широта распространени€ (т.е. зависимость от числа людей, на которых оно распростран€етс€).  ритики Ѕ. не без основани€ отмечали, что он переоценивал сходство людей в отношении удовольствий и страданий.

¬ утилитаристской концепции Ѕ. причиной того или иного действи€ €вл€етс€, собственно, не удовольствие или страдание, испытываемое в момент совершени€ действи€, а их иде€, фиксирующа€ веро€тный баланс удовольстви€, достигаемого в результате действи€. ѕравильные действи€ людей увеличивают сумму удовольствий, а неправильные Ч уменьшают. Ќаказани€ также принос€т люд€м страдани€ и ухудшают их баланс удовольствий. ѕоэтому правител€м и законодател€м важно точно определ€ть минимально необходимое наказание за тот или иной проступок. Ѕ. стремилс€ сделать мораль и право столь же строгими и точными, как и физические науки, предвосхища€ будущую разработку ƒж.—. ћиллем Ђлогики нравственных наукї. ќн говорил, что Ђлогика волиї важнее Ђлогики разумени€ї (логики јристотел€), которой занимались многие поколени€ метафизиков. ¬ св€зи с этим Ѕ. строил Ђгедонистическое исчислениеї, которое, по его замыслу, должно было математически точно определ€ть соотношение удовольствий и страданий, получающеес€ в результате действий. Ѕ. дал исчерпывающую, как он предполагал, классификацию главных удовольствий (14 видов) и страданий (12 видов). ќбразцом дл€ него служили классификации болезней и лекарств в медицине, а также классификации биологических видов.

—огласно Ѕ., все моральные теории, отвергавшие Ђпринцип полезностиї, сводились кдвум главным: аскетическим теори€м и теори€м, основанным на принципе симпатии Ч антипатии. ѕринцип аскетизма, по его мнению, основываетс€ на извращенной идее пользы, отдава€ предпочтение страданию. “еории симпатии (или врожденного морального чувства в целом) основывались на чисто субъективных переживани€х и, как правило, сами зависели от Ђпринципа полезностиї. ќба подхода лишены той Ђобъективностиї, котора€ присуща этике пользы.

ƒл€ методологии этического и юридического исследовани€ Ѕ. характерны пристальное внимание к детал€м, апелл€ци€ к фактам и борьба с терминологическими фикци€ми. ¬се существительные, отмечал он, дел€тс€ на имена фиктивных и реальных сущностей. »мена фиктивных сущностей должны быть элиминированы из €зыка науки. ќн, в частности, был противником абстрактных моральных принципов, требу€ их редуктивного анализа (напр., сводил утверждени€ об общем благе к утверждени€м об индивидуальном благе и т.п.). Ѕ. критиковал такие пон€ти€, как Ђобщий интересї, считал риторическими метафорами попул€рные среди просветителей пон€ти€ Ђобщественного договораї, Ђестественного праваї, Ђестественного законаї, Ђчеловеческой природыї, а также пон€тие неотчуждаемых Ђправ человекаї. ќдновременно он ввел в научный оборот р€д новых слов, которые закрепились в €зыке моральной и правовой теории (напр., Ђинтернациональныйї, Ђкодификаци€ї, Ђмаксимализаци€ї, Ђминимизаци€ї и некоторые др.). ¬о Ђ¬веденииї осуществл€етс€ тонкий концептуальный анализ пон€тий: Ђудовольствиеї, Ђстраданиеї, Ђмотивї, Ђпредрасположенностьї, Ђэмоци€ї, Ђстрастьї, Ђстремлениеї, Ђдобродетельї, Ђзлої, Ђчувствительностьї, Ђнамерени€ї, Ђсознательностьї. ¬ этом отношении подход Ѕ. предвосхищает подходы аналитической метаэтики и лингвистической философии в 20 в. ”тилитаристска€ этика, основные положени€ которой были заложены Ђ¬ведением в принципы нравственности законодательстваї, оказывает значительное вли€ние и на современную моральную философию (в основном англо-амер.), представл€€ собой главную альтернативу кантианской антиэвдемонистической традиции в этике.

***

Ѕританский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. »зучал право в ќксфорде (1760Ц1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занималс€ преимущественно научной и публицистической де€тельностью. ќсновные сочинени€: Ђ“руды »еремии Ѕентамаї (тт. 1Ц11, 1838Ц1843). ¬ 1785Ц1788 предприн€л путешествие в –оссию (через »талию и “урцию), где служил его брат. Ќекоторое врем€ проживал в Ѕеларуси, в  ричеве, где им было написано несколько писем, впоследствии опубликованных под названием Ђ¬ защиту ростовщичестваї.

¬ 1789 был опубликован его главный труд Ђ¬ведение в принципы морали и законодательстваї. Ѕ. характеризовал примененный им метод как попытку привнести в изучение социальных наук методы, примен€вшиес€ в экспериментальной физике. ѕо его мнению, каждый человек стремитс€ увеличить получаемое им от жизни удовольствие и, соответственно, уменьшить страдани€. ѕри этом каждый отдельный человек лучше чем кто-либо другой может оценить источники удовольствий и страданий, выпавшие на его долю.

÷елью законодательства должно быть Ђвозможно большее счастье дл€ возможно большего количества людейї. Ётого можно достичь политическими и правовыми реформами либерального характера. —вою последующую де€тельность Ѕ. посв€тил разработке проектов реформ и их пропаганде. ќн состо€л в переписке со многими видными общественными и политическими де€тел€ми.

”чение Ѕ. имело многочисленных приверженцев в различных странах. ¬ 1792 он стал почетным гражданином ‘ранции. ≈го труды были попул€рны и в –оссии, особенно в период царствовани€ јлександра I.   числу его приверженцев причисл€ли себ€ ƒ.–икардо, ћилль, —пенсер.

—писок литературы

The Works of J. Bentham Edinburg, 1838Ц1843. Vol. 1Ц2

†в рус. пер. Ч »збр. соч. —ѕб., 1867. “ 1.

Smart J.J., Williams ¬. Utilitarianism. For and Against. Cambridge, 1973

†Dinwiddy J. Bentham. Oxford, 1989.

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/

ј.ј. Ѕаканов, ј.‘. √р€знов Ѕентам (Bentham) »ереми€ (ƒжереми) (1748Ц1832) - английский правовед, философ, экономист и общественный де€тель. ≈го главное филос. произведение Ч Ђ¬ведение в принципы нравственности и законодательстваї Ч было написан

 

 

 

¬нимание! ѕредставленный ƒоклад находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалс€, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальный ƒоклад по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru