Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»кона Ѕожией ћатери Ђ“ри радостиї —  ультура и искусство

¬асильева ј. ¬.

ѕредание

—удьба иконы Ѕожией ћатери Ђ“рех радостейї €вл€етс€ едва ли не единственным примером в истории прославленных на –уси богородичных образов, когда икона западного происхождени€ становитс€ русской чудотворной св€тыней. ѕервоначальный образ, по преданию, принадлежал кисти всемирно известного италь€нского живописца –афаэл€.

¬ сказании об иконе повествуетс€, что в начале XVIII века, как это часто практиковалось в петровское врем€, некий живописец был послан на учебу в »талию. ¬озвратившись в –оссию, он привез с собой копию иконы Ђ—в€тое —емействої и оставил ее в ћоскве у своего родственника, насто€тел€ храма —в€той “роицы на √р€зех. ѕосле смерти художника св€щенник пожертвовал образ в свою церковь и поместил его над входом перед папертью.

—орок лет спуст€ одна знатна€ московска€ дама понесла подр€д три т€жкие утраты: оклеветали и отправили в ссылку ее мужа, имение отобрали в казну, а единственный сын, утешение матери, попал в плен во врем€ войны. Ќесчастна€ женщина искала отрады в молитве и просила ÷арицу Ќебесную быть «аступницей за невинных страдальцев.  ак-то раз она услышала во сне голос, повелевавший ей отыскать икону —в€того —емейства и помолитьс€ перед ней. —корб€ща€ дама долго ходила по московским церквам в поисках желанной иконы, пока не набрела, наконец, на “роицкую церковь на ѕокровке. «десь, на паперти, она обнаружила долгожданный чудотворный образ. ѕосле усердной молитвы перед ним женщина вскоре получила три радостные вести: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, имение возвращено из казны, а сын освобожден из плена. — тех пор св€та€ икона и получила свое утешительное название Ђ“рех –адостейї.

“роицкий храм на √р€зех, где до революции хранилась чудотворна€ икона, неоднократно перестраивалс€. ¬ середине XIX века по проекту архитектора ћ.ƒ. Ѕыковского на средства ктитора церкви ≈.¬. ћолчанова в 1861 году был возведен каменный храм, досто€вший и до нашего времени. 10 декабр€ того же года св€тителем ‘иларетом, митрополитом ћосковским, был осв€щен главный престол в честь иконы Ѕожией ћатери Ђ“рех –адостейї, или —обора Ѕогородицы, €вл€ющийс€ и поныне единственным престолом в честь этого св€того образа.

»звестно, что икона Ђ“рех радостейї весьма почиталась в царствующем ƒоме. ќдин из списков образа €вл€лс€ келейной иконой императрицы ћарии јлександровны, жены јлександра II. ќн был подарен императрице по обету, данному перед ракой преподобного —ерги€ ее фрейлиной јнной ‘едоровной јксаковой (урожденной “ютчевой), бывшей первой воспитательницей ее сына великого кн€з€ —ерге€ јлександровича. ѕосле смерти ћарии ‘едоровны образ был возвращен ј.‘. јксаковой, но ненадолго. ¬скоре фрейлина принесла его в дар —ергею јлександровичу дл€ его невесты великой кн€гини ≈лизаветы ‘едоровны. ¬ письме своему бывшему воспитаннику јксакова написала: Ђя хотела бы, чтобы ¬аша невеста прин€ла этот образ как благословение, идущее от ¬ашей матери и от св€того, который €вл€етс€ покровителем –оссии, и который, вместе с тем, и ¬аш покровительї.

—удьба образа Ѕожией ћатери Ђ“рех радостейї после закрыти€ “роицкой церкви в декабре 1929 года неизвестна. ¬ 1992 году здание храма было возвращено верующим, а при его открытии общине было прислано из ѕатриархии несколько икон, изъ€тых на таможне. „удом Ѕожиим среди переданных икон, между которыми не производилось никакого отбора, оказалс€ аналойный образ Ђ“ри –адостиї, список середины XIX века.

¬ 1996 году в тот же храм ∆ивоначальной “роицы на √р€зех принесли акафист иконе Ѕожией ћатери Ђ“ри –адостиї, вызвавший на приходе споры о том, стоит ли продолжать по установившейс€ традиции читать акафист св€тителю Ќиколаю „удотворцу или заменить его акафистом чтимой храмовой иконе. ¬ разгар обсуждений перед новым образом Ђ“рех –адостейї, написанном в начале 90-х годов XX века в русской иконописной традиции, сама собой возгорелась лампада. ѕрин€в это чудо как €вное указание Ѕожие, св€щеннослужители “роицкой церкви с тех пор по средам совершают еженедельный молебен с акафистом перед старинной чтимой иконой Ђ“рех радостейї, котора€ в это врем€ выноситс€ из алтар€.

ќбраз Ѕожией ћатери Ђ“ри радостиї издревле полюбилс€ русскому народу. ƒо революции икону особенно почитали на ƒону и  убани, так как считалось, что молитва перед ней помогает возвращению домой лихих казаков. ѕод особым покровительством образа Ѕожией ћатери Ђ“рех радостейї пребывают люди, оставшиес€ в одиночестве, оказавшиес€ в плену и на чужбине. »звестны случаи благодатной помощи от иконы военнослужащим, находившимс€ в гор€чих точках –оссии. »кона считаетс€ заступницей оклеветанных, разлученных с близкими, потер€вших накопленное трудом, а также верной охранительницей семейного благополучи€.

ѕразднование образу Ѕожией ћатери, именуемому Ђ“ри –адостиї, совершаетс€ 26 декабр€ / 8 €нвар€ в день —обора Ѕогородицы, следующий день после –ождества ’ристова.

»конографи€

ѕервоначальный образ ѕресв€той Ѕогородицы Ђ“рех радостейї, написанный –афаэлем или кем-то из представителей рафаэлевской живописной школы, ближе всего стоит к серии известных полотен прославленного мастера, изображающих ƒеву ћарию в окружении ћладенца ’риста и маленького »оанна  рестител€. —реди них - знаменита€ луврска€ Ђѕрекрасна€ садовницаї (ок. 1507-1508 гг.), Ђћадонна в зелениї (ок. 1505 г., ¬ена, ’удожественно-исторический музей). Ќа обоих полотнах, так же, как и на образе, названном впоследствии Ђ“ри радостиї, отсутствует изображение »осифа ќбручника, по€вившеес€ уже на русских иконах.

ѕосле прославлени€ образа Ѕогородицы Ђ“рех –адостейї многие списки с иконы стали писать в древнерусской иконописной традиции. ѕо сравнению с италь€нским прототипом, ћладенец ’ристос на этих образах обычно изображалс€ на руках Ѕогоматери в зеркальном отражении - с левой стороны, а »оанн  реститель и »осиф ќбручник писались по разные стороны от Ѕогородицы с ћладенцем.

—писки с иконы

ѕомимо двух известных образов Ѕожией ћатери Ђ“рех радостейї в церкви во им€ ∆ивоначальной “роицы, что на √р€зех, в ћоскве чтимые списки с иконы пребывают в двух храмах: в честь ѕоложени€ честной –изы ѕресв€той Ѕогородицы во ¬лахерне (ул. ƒокукина, 15) и в домовой церкви —офринской бригады оперативного назначени€ ћ¬ƒ –оссии.

¬ 1918 году в –изоположенскую церковь в Ћеонове перешло значительное число икон и церковной утвари из —в€то-ћихайловской церкви √родненской епархии. —реди них туда была отправлена и икона Ђ“рех –адостейї. ƒо реставрации она находилась у правого клироса главного алтар€, а в насто€щее врем€ пребывает в левом приделе перед клиросом.

¬ жизненном укладе —офринской бригады оперативного назначени€ ¬¬ ћ¬ƒ –‘чтимый образ Ѕожией ћатери Ђ“ри –адостиї зан€л подобающее место. »кона выноситс€ на плац или в актовый зал в особые случаи жизни бригады - ƒень бригады и ƒень пам€ти погибших софринских воинов, а также при отправке бойцов в командировки и во врем€ молебнов и  рестных ходов - в благословение и помощь военнослужащих.

“ропарь, глас 4

ќт св€ты€ иконы “вое€, радости неизреченны€ / преисполнила еси сердце благочестивы€ жены. / ќ, ѕречиста€ ¬ладычице мира, / ¬семощна€ ÷арице радосте, ѕриснодево, твари, /егда возвратила оной, - и мужа, и сына, и досто€ние е€, / такожде и всем нам милосердствуеши, / даруй исполнение благих желаний, /источа€ приснотекущий источник радости, мол€щимс€ “ебе / и вседушно вопиющим: / радость всему миру родивша€, // радости исполни неоскудевающей чтущих “€.

ћолитва

ќ, ѕресв€та€ ƒево, ¬себлагаго —ына ћати ¬себлага€, первопрестольнаго града и св€таго храма сего покрове, всем же сущим во гресех и скорбех верна€ ѕредстательнице и «аступнице! Ќе презри молени€ нас, недостойных раб “воих, но умоли —ына “воего и Ѕога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом “воим поклон€ющимс€, по коегожде потребе да дарует: грешником - вседейственное вразумление, пока€ние же и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; в бедах и озлоблениих пребывающим - совершенное от них избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Ѕогу благодарение; сущим в болезни - исцеление и укрепление. ќ, √оспоже ѕресв€та€, умилосердис€ ко всем чтущим всечестное им€ “вое и всем €ви всемощный покров “вой и заступление, от враг видимых и невидимых люди “во€ защити и сохрани. —упружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай; юны€ уцеломудри, отверзи им ум к воспри€тию вс€каго полезнаго учени€; от домашни€ свары единокровны€ люди миром и любовию огради, и всем нам подаждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли вед€т “€, €ко твердую и непостыдную ѕредстательницу рода христианского и, сие ведуще, слав€т “€ и “обою —ына “воего со безначальным ≈го ќтцем и ≈диносущным ≈го ƒухом, ныне и присно и во веки веков. јминь.

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

¬асильева ј. ¬. ѕредание —удьба иконы Ѕожией ћатери Ђ“рех радостейї €вл€етс€ едва ли не единственным примером в истории прославленных на –уси богородичных образов, когда икона западного происхождени€ становитс€ русской чудотворной св€т

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru