Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»коностас —  ультура и искусство

ѕосмотреть видео по теме ƒоклада

»коностас в его развитом виде - форма относительно поздн€€. ¬изанти€, приобщивша€ –усь к христианству, вообще не знала высокой, украшенной резьбой и позолотой стены из икон, отдел€ющей восточную часть храма. “ам существовали низкие алтарные преграды - глуха€ стенка либо колоннада, несуща€ горизонтальный брус. —верху преграды или между колонн ставились немногочисленные иконы.

—огласно церковной истории перва€ преграда по€вилась в IV веке. —в. ¬асилии ¬еликий, немало потрудившийс€ над составлением чина литургии, по словам его жизнеописател€, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству - превращению хлеба и вина в тело и кровь ’ристовы, - с неба спускалс€ —в€той ƒух и колебал вис€щего над престолом золоченого голуб€. Ќо однажды голубь осталс€ недвижим. ¬асилий взгл€нул вокруг и заметил, что прислуживавший ему диакон засмотрелс€ на красивую прихожанку. ¬от тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, св€титель и распор€дилс€ установить преграду между алтарем и средней частью церкви. ѕреграда действительно по€вилась в христианских церквах приблизительно в это врем€. ќднако причины ее возникновени€ были гораздо серьезнее. ќдним из основополагающих пон€тий новой религии было пон€тие "таинства". ≈го таинственность и призвана была показать алтарна€ стенка: она скрывала от взгл€дов непосв€щенных происход€щее в алтаре.

Ѕрус, завершающий сквозную преграду, по-гречески называлс€ "темплон". ѕо-русски его название стало звучать как "т€бло". ѕоскольку русские храмы в основном строились из дерева, преграды тоже стали дерев€нными, и т€бло превратилось в полку дл€ икон. ј икон в наших церквах, в отличие от византийских, становилось все больше: ведь дерев€нные стены трудно и неудобно расписывать, и поэтому иконы должны были заменить стенопись. ѕостепенно их, очевидно, стали группировать по сюжетам и расставл€ть на т€блах друг над другом. “ак, по мнению исследователей, сформировалс€ русский высокий иконостас. ≈го становление св€зывают с именами митрополита  иприана и преподобного јндре€ –ублева. ƒо нас дошел иконостас “роицкого собора “роице-—ергиева монастыр€, исполненный при участии великого мастера.

ќсновным р€дом иконостаса был деисусный (от греческого "деисис" - моление). ”же на византийских преградах ставилась икона ’риста, а по сторонам от нее - образа Ѕогоматери и »оанна ѕредтечи, в молитвенных позах обращенных к ’ристу. √лавна€ иде€ деисуса, как ее стали понимать на –уси, - моление всех св€тых перед —пасителем за род человеческий на —трашном суде. ’ристос изображаетс€ здесь как грозный суди€: он восседает на престоле в окружении небесных сил ("—пас в силах"). ¬месте с Ѕогоматерью и ѕредтечей к нему обращаютс€ архангелы ћихаил и √авриил, апостолы ѕетр и ѕавел, ¬асилий ¬еликий, »оанн «латоуст и другие св€тые, состав которых мог измен€тьс€ по желанию заказчика. ¬ середине XVIII века патриарх Ќикон ввел другой вариант деисусного чина по греческому образцу - "апостольский", где к ’ристу с обеих сторон подход€т 12 апостолов. “акой пример можно видеть в ”спенском соборе ћосковского  ремл€. ѕод деисусным р€дом или над ним располагаютс€ иконы преимущественно на сюжеты ≈вангели€ - праздничный р€д. Ёто двунадес€тые праздники - 12 самых важных событий, св€занных с ’ристом и Ѕогоматерью, особо празднуемые церковью. ¬ их число сейчас вход€т –ождество Ѕогоматери и ’риста, ¬ведение Ѕогоматери во храм, Ѕлаговещение и ”спение, —ретение,  рещение, ѕреображение, ¬оздвижение  реста, ¬ход √осподень в »ерусалим, ¬ознесение и “роица. —ледующий р€д - пророческий, где мол€щимс€ предсто€т библейские пророки, возвещавшие о ’ристе. ¬ руках они держат свитки с текстами своих пророчеств. Ќад ними наход€тс€ иконы с праотцами - прародител€ми человечества (праотеческий р€д).

 роме этих четырех групп тематически св€занных икон - четырех р€дов иконостаса, - оставались еще иконы, не объединенные одной идеей. »з них образовалс€ нижний - местный р€д, где обычно сто€ли образа св€тых, особо чтимых в данной местности (например, иконы ростовских епископов Ћеонти€ и »сайи в ростовских храмах). Ќо и здесь соблюдаетс€ определенный пор€док. —лева от входа в алтарь с середины XVII века об€зательно ставилась икона Ѕогоматери, справа - ’риста, еще правее - храмова€ икона с изображением того праздника или св€того, которым был посв€щен храм.

¬ XVII веке иконостасы обогатились дополнительными р€дами. Ќаверху разместились иконы, посв€щенные —траст€м ’ристовым - его страдани€м перед казнью и событи€м после нее. ¬есь иконостас по решению собора 1666 - 1667 годов стали завершать резным –асп€тием. »зредка ставили иконы с "апостольскими мучени€ми" - изображением пыток и казни каждого из них (из 12 учеников ’риста, согласно их жити€м, мирно скончалс€ один »оанн Ѕогослов). Ќо наиболее интересным дополнительным р€дом стал тот, что зан€л самый низ - тумбы иконостаса. «десь по€вились портреты "греческих мудрецов", будто бы предсказавшие €вление ’риста. »ногда такое включение античных персонажей в число христианских пророков имело свои основани€. ¬ергилий, например, говорил в своих сочинени€х о гр€дущем золотом веке, который он св€зывал с рождением божественного младенца. ƒл€ христиан естественно было ассоциировать это с –ождеством ’ристовым.

¬ажным элементом иконостаса были двери, ведущие и алтарь. ќни назывались царскими (ибо ими входит ÷арь —даны - ’ристос) или райскими (поскольку восточна€ часть церкви символизировала собою рай) вратами. ¬ раннее врем€ врата, по существу, были теми же иконами: на их створках обычно писали творцов литургии ¬асили€ ¬еликого и »оанна «латоуста или же Ѕлаговещение с евангелистами. «атем их начали украшать резьбой, котора€ покрывала створки сплошным ковром. ∆ивописные изображени€ сохранились в виде маленьких иконок, вставленных в фигурную раму - киот и прикрепленных к створкам. Ќа северных и южных вратах, ведущих в особые отделени€ алтар€ - жертвенник и дь€конник, - писали сюжеты, св€занные с темой ра€ (Ћоно јвраамово. Ѕлагоразумный разбойник, первым после расп€ти€ ’риста вошедший в рай, архангелы - стражи райских врат).

¬ XVI веке между иконами по€вились столбики, дел€щие иконостас на отдельные клеточки-€чейки. ƒекоративна€ резьба превращала их в подобие архитектурного элемента. Ќо в полный голос архитектура в русских иконостасах за€вила о себе в середине XVII века, когда патриарх Ќикон воспользовалс€ услугами белорусских и украинских резчиков. ќни принесли на –усь как новые, более сложные инструменты дл€ обработки дерева, так и новый тип резьбы, называемой "флемской" (от немецкого "flamisch" -фламандский). √олландские и фламандские резчики действительно были создател€ми виртуозной резьбы в стиле барокко, котора€ затем распространилась по ≈вропе, через ѕольшу попала в Ѕелоруссию, а оттуда - в –оссию. ”словные мотивы орнамента сменились в ней натуралистично трактованными травами, цветами и плодами. –асписанные "золотом, серебром и розными краски", эти иконостасы в самом деде напоминали райский сад, где рос виноград - символ крови ’ристовой, гранат - атрибут его страданий, розы - знак райского блаженства.

— "флемскими" иконостасами в интерьеры русских церквей проникли ордер и скульптура. ¬ XVIII столетии архитектурно-скульптурна€ "рама" иконостаса стала безудержно разрастатьс€ в ущерб живописи. ”же в иконостасе собора ѕетропавловской крепости, исполненном в 1720-е годы по рисунку украинского мастера ».«арудного. иконы занимают очень скромное место. ÷ентр невысокого, по существу, одно€русного иконостаса решен в виде триумфальной арки. ÷арские врата (дошедшие в копии середины XIX века) открывают взору внутренность алтар€ с огромной напрестольной сенью. ќткрытость алтар€ и использование круглой скульптуры свидетельствуют о католическом вли€нии. ќднако известно, что культура петровского времени, как и сам царь-преобразователь, нередко отличалась излишним радикализмом. ѕослепетровские иконостасы возвращаютс€ к традици€м XVII века: станов€тс€ высокими и сплошными, но в отличие от "флемских", приобретают вид цельной стенки-перегородки. к которой прикрепл€ютс€ иконы в пышных рамах. —тена, окрашенна€ в €ркий - синий, красный, зеленый - цвет, причудливо изгибаетс€, копиру€ архитектуру барочных церквей XVIII столети€. ѕо ней прихотливо стекают резные гирл€нды, сверкающими брызгами рассыпаютс€ позолоченные цветы и разорванные раковины-рокайли. ’арактер резьбы уже иной - неудержима€ энерги€ органических форм сменилась утонченной грацией.

—овсем иным выгл€дит классицистический иконостас. Ѕурна€ динамика "флемской рези" и причудлива€ изысканность барочных храмов казались неуместными в продуманных, уравновешенных, гармоничных интерьерах классицизма. ѕеред алтарем подн€лись строгие колонны, портики, фронюны. »коны стали выгл€деть лишь дополнением, цветными вставками, оживл€ющими архитектурную конструкцию. ”маление роли св€щенных изображений вызвало недовольство церкви; доходило даже до уничтожени€ "неудобных" иконостасов. “ак по велению московского митрополита ‘иларета погиб один из иконостасов ¬.Ѕаженова.   середине XIX века не без вли€ни€ "ревнителей", подобных ‘иларету, вошли в обиход иконостасы в "русско-византийском" стиле. ѕо конструкции и общему виду они напоминали "флемские", но заметно отличались от них сухостью форм и иным кругом декоративных мотивов. ѕравда, вли€ние классицизма сказывалось еще достаточно долго: в ’раме ’риста —пасител€, например, был установлен иконостас в виде шатровой часовни - сени. ≈го шатер и кокошники вполне вписывались и "русско-византийские" каноны, но само представление об иконостасе как об архитектурном сооружении малых форм отвечало классицистическим традици€м. ѕозднее была сделана попытка возродить, в рамках стилистических поисков модерна, одно€русные преграды типа византийской. “акой иконостас установили в древнем соборе киевского  ириллова монастыр€.

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lesebuecher.pisem.net

»коностас в его развитом виде - форма относительно поздн€€. ¬изанти€, приобщивша€ –усь к христианству, вообще не знала высокой, украшенной резьбой и позолотой стены из икон, отдел€ющей восточную часть храма. “ам существовали низкие алтарные прегра

 

 

 

¬нимание! ѕредставленный ƒоклад находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалс€, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальный ƒоклад по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru