Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»нтерактивный подход к преподаванию психологии в технических вузах — психологи€, педагогика

ѕосмотреть видео по теме ƒоклада

Ѕазыма ».¬.

¬ведение†

ѕреподавател€м социальных дисциплин в технических вузах на своем опыте хорошо известно, что студенты нередко относ€тс€ к этим предметам как к чему-то второстепенному по отношению к их профилю, поэтому уровень мотивации и прилежани€ в отношении таких дисциплин как, например, философи€, социологи€, психологи€ и др. оставл€ет желать лучшего. ѕреподаватели этих дисциплин сто€т перед дилеммой: либо Ђгнуть свою академическую линиюї, не обраща€ внимани€ на указанное выше отношение студентов к предмету, либо попытатьс€ каким-то образом разрешить противоречие между необходимостью качественно преподавать дисциплину и отношение к ней студентов.

ќсновным фактором, осложн€ющим формирование у студентов качественных знаний, умений и навыков по психологии, мы рассматриваем значительную степень оторванности содержани€ и форм традиционного курса от возрастных и личностных потребностей студентов. »спользу€ терминологию бихевиоризма, можно сказать, что Ђценность подкреплени€ї дл€ этого курса весьма низка€, да и та Ц Ђвнешн€€ї (аттестаци€, зачет).

„тобы материал курса оценивалс€ как Ђценный и нужныйї, необходим высокий уровень Ђвнутренней мотивацииї. ¬ статье мы излагаем свою точку зрени€ относительно того, как этого можно достигнуть. ќна базируетс€ на нашем опыте преподавани€ психологии с использованием т.н. Ђинтерактивного подходаї.

»нтерактивный подход

√лавной особенностью интерактивного подхода мы считаем его диалогический характер. “радиционный учебный процесс Ц это, прежде всего, монолог и, как правило, преподавательский.  ак Ђуслышалс€ї его монолог, преподаватель может узнать лишь значительно позднее, слуша€ студентов на семинаре или экзамене. ќчевидно, что преподавателю не хватает Ђобратной св€зиї в услови€х монологического учебного общени€, если он, конечно, в ней заинтересован. Ќе секрет, что многое в содержании такого курса как психологи€, Ђнепосредственної интересно студентам. ќднако монологическа€ манера Ђобычногої преподавател€ не способствует подкреплению такого интереса. ћногие из студентов предпочитают молчать и не задавать возникающих у них вопросов, потому что уже не раз Ђобжигалисьї на своей непосредственности.

ѕреподаватель об€зан быть Ђоткрытї дл€ спонтанного диалога и, мало того, сам Ђпровоцироватьї его возникновение. “олько так студент сможет действительно перейти от Ђпассивнойї к Ђактивнойї роли в учебном процессе.

Ќо одного услови€ диалогичности €вно недостаточно, дл€ формировани€ внутренней учебной мотивации. ќдно из главных положений, на которое мы опираемс€ в своей работе, можно сформулировать следующим образом: качественное усвоение учебного материала возможно лишь при условии соотнесени€ его содержани€ с личностью обучаемого. —тудент должен Ђвидетьї материал не как нечто абстрактное по отношению к нему, а как-то, что непосредственно его касаетс€ и затрагивает, св€зано с ним и его жизнью. ” него должна быть возможность Ђузнаватьї себ€ в тех законах, правилах, теори€х, примерах и т.д., которые ему преподаютс€. Ёто узнавание позвол€ет студенту действительно присвоить и усвоить учебный материал как нечто существенно близкое и родственное, или, другими словами, сделать это частью самого себ€. ≈сли этого не происходит, то наблюдаетс€ так называемое отторжение учебного материала, как чего-то инородного, и студент благополучно забывает его после сдачи экзамена или зачета. ѕоследнее €вл€етс€ вполне нормальной реакцией человеческой психики аналогично рвотной на то, что чуждо нашей системе пищеварени€.

»сход€ из подобного рода соображений, мы постарались построить лекционные и, прежде всего, семинарские зан€ти€ таким образом, чтобы студенты ощущали себ€ непосредственными участниками происход€щего. ѕриведем р€д примеров, иллюстрирующих наш подход. ѕервым семинарским зан€тием нашего курса €вл€етс€ Ђпресс-конференци€ї студентам предлагаетс€ в анонимной форме ответить на р€д вопросов, относительно их отношени€ к преподаваемой дисциплине и уровн€ понимани€ вопросов, которые она рассматривает, а также самим сформулировать те вопросы, которые они хотели бы задать психологу-преподавателю. ƒалее ответы и вопросы зачитываютс€ в аудитории, комментируютс€ преподавателем и на все вопросы, какими бы неформальными и некорректными они ни были, даетс€ корректный вопрос. ≈сли нет ни одного вопроса относительно личности преподавател€, то сам преподаватель сообщает информацию о себе как о человеке и специалисте. “аким образом, устанавливаетс€ первичный и, во многом, определ€ющий дальнейшее развитие событий, контакт между студентами и преподавателем, происходит их взаимное знакомство и определение точек диалога, €вл€ющихс€ необходимым условием будущего учебного сотрудничества. ѕреподаватель обнаруживает себ€ в этом зан€тии именно как партнер учебного общени€. ќн открыто сообщает о своих параметрах оценок и познаний студентов: например, говорит студентам, что оценивает не механическую пам€ть и умение читать конспект, отвеча€ на вопросы, а их собственные мысли и мнени€ относительно рассматриваемого материала. »менно подобного рода активность открыто признавалась нами как нами более ценна€ форма их учебных действий. ѕроиллюстрируем это на примере еще одного семинарского зан€ти€. “ема семинарского зан€ти€ Ђ онфликты в общенииї. ѕеред семинарским зан€тием студентам давалось домашнее задание подробно описать какой-либо конфликт, участником или наблюдателем которого они сами были. Ќа семинарском зан€тии на добровольной основе студенты зачитывали описание конфликтов, и группа приступала к совместному анализу полученного материала, использу€ знани€ по конфликтологии, полученные на лекции. ѕри этом допускалось использование конспектов и других источников информации, а также обмен мнени€ми и другие элементы дискуссии. √лавное, что требовалось от студентов на этом зан€тии, это давать аргументированный, обоснованный анализ материала, выдвигать версии относительно действительных причин конфликтов, мотивов поведени€ его участников и путей его возможного разрешени€.  ак правило, при такой форме проведени€ зан€ти€ скучающих и равнодушных не наблюдалось. —тудентам особенно нравилось, что преподаватель просит высказать именно их собственные мысли, а не заучивать и повтор€ть чьи-то, хот€ они сами очень скоро замечали за собой глубоко укоренившуюс€ привычку именно воспроизводить мысли каких-либо авторитетов.

ћы отдаем себе отчет, что в наш адрес может быть сделано вполне логичное замечание, что при доминировании подобных форм проведени€ семинарских зан€тий, трудно гарантировать запоминание и усвоение так называемых усто€вшихс€ правил, концепций, аксиом и др. в ответ на это можем сказать следующее: опыт нашей работы на прот€жении трех лет с использованием интерактивного подхода, показал, что дл€ психологии, котора€ на сегодн€шний день отличаетс€ высоким уровнем противоречий различных концепций, подходов и взгл€дов к одному и тому же вопросу, такой подход €вл€етс€ залогом возможности самоопределени€ студентов и, более-менее осознанного выбора именно такой научной позиции, которую он сам раздел€ет и принимает. ƒругими словами, вместо нав€зывани€ студенту в форме некоторой абсолютной истины современного уровн€ знаний психологии, ему предлагаетс€ возможность выбора и тем самым значительно снижаетс€ риск формировани€ шаблонных узких представлений о предмете. ’очетс€ отметить и такой факт как удивительное совпадение самосто€тельных версий и гипотез студентов с имеющимис€ общеприн€тыми представлени€ми в психологии.  огда мы отмечали подобного рода совпадени€ мыслей студентов с положени€ми той или иной теории и сообщали об этом их Ђсоавторамї, нетрудно представить какое удовольствие он от этого переживал. Ёто удовольствием мы сами дл€ себ€ называем Ђудовольствием от процесса мышлени€ї, особого рода удовольствие, возникающее тогда, когда человек обнаруживает, что самосто€тельно способен определ€ть и решать научную проблему. ¬ свою очередь это удовольствие становитьс€ важнейшим мотивом, побуждающим человека вновь и вновь стремитьс€ его переживать, а тем самым и мыслить.

ќбъем статьи не позвол€ет нам детально изложить все аспекты нашего подхода, последнее планируетс€ сделать в рамках научно-методического пособи€. ¬ конце же упом€нем лишь о заключительном зан€тии курса, которое также проводитьс€ в форме пресс-конференции. —тудентам предлагаетс€ выразить свое отношение к пройденному курсу, высказав анонимно свои как позитивные, так и негативные отклики о нем. Ќаиболее ценные из них, встречающиес€ достаточно часто, дл€ нас те, в которых студенты указывают на значимое вли€ние курса на их личность, мировоззрение, способность понимать себ€ и окружающих людей, строить с ними взаимоотношени€. “акже отмечаетс€ возникновение устойчивого интереса к психологии, ее проблемам, про€вл€ющеес€ в открыто выражаемом желании продолжать изучать психологию самосто€тельно и читать соответствующую литературу. “ем самым, мы понимаем, что курс действительно оказал на них целенаправленное личностное воздействие. ‘игура и позици€ преподавател€ в глазах студентов перестают ассоциироватьс€ с чем-то авторитарным и противосто€щим их собственной позиции, тем самым они (студенты) открывают дл€ себ€ мотивацию не внешнего принуждени€ к учению по принципу Ђвы должны это знать и это ваша об€занностьї, а внутреннюю, по принципу Ђ€ могу это знать, если про€влю желание и инициативуї. «десь уместно вспомнить Ђстарую мудростьї: Ђнаучить нельз€ Ц научитьс€ можної.

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.colorpsy.boom.ru/

Ѕазыма ».¬. ¬ведение† ѕреподавател€м социальных дисциплин в технических вузах на своем опыте хорошо известно, что студенты нередко относ€тс€ к этим предметам как к чему-то второстепенному по отношению к их профилю, поэтому уровень мотиваци

 

 

 

¬нимание! ѕредставленный ƒоклад находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалс€, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальный ƒоклад по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru