Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»нтерфейс пользовател€ системой — ѕрограммирование, Ѕазы данных

ѕосмотреть видео по теме  урсовой

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

—овременные методы проектировани€ де€тельности пользователей ј—” сложились в рамках системотехнической концепции проектировани€, в силу чего учет человеческого фактора ограничилс€ решением проблем согласовани€ Ђвходовї и Ђвыходовї человека и машины. ¬месте с тем при анализе неудовлетворенности пользователей ј—” удаетс€ вы€вить, что она часто объ€сн€етс€ отсутствием единого, комплексного подхода к проектированию систем взаимодействи€.

»спользование системного подхода позвол€ет прин€ть во внимание множество факторов самого различного характера, выделить из них те, которые оказывают самое большое вли€ние с точки зрени€ имеющихс€ общесистемных целей и критериев, и найти пути и методы эффективного воздействи€ на них. —истемный подход основан на применении р€да основных пон€тий и положений, среди которых можно выделить пон€ти€ системы, подчиненности целей и критериев подсистем общесистемным цел€м и критери€м и т.д. —истемный подход позвол€ет рассматривать анализ и синтез различных по своей природе и сложности объектов с единой точки зрени€, вы€вл€€ при этом важнейшие характерные черты функционировани€ системы и учитыва€ наиболее существенные дл€ всей системы факторы. «начение системного подхода особенно велико при проектировании и эксплуатации† таких систем, как автоматизированные системы управлени€ (ј—”), которые по существу €вл€ютс€ человеко-машинными системами, где человек выполн€ет роль субъекта управлени€.

—истемный подход при проектировании представл€ет собой комплексное, взаимосв€занное, пропорциональное рассмотрение всех факторов, путей и методов решени€ сложной многофакторной и многовариантной задачи проектировани€ интерфейса взаимодействи€. ¬ отличие от классического инженерно-технического проектировани€ при использовании системного подхода учитываютс€ все факторы проектируемой системы - функциональные, психологические, социальные и даже эстетические.

јвтоматизаци€ управлени€ неизбежно влечет за собой осуществление системного подхода, так как она предполагает наличие саморегулирующейс€ системы, обладающей входами, выходами и механизмом управлением. ”же само пон€тие системы взаимодействи€ указывает на необходимость рассмотрени€ окружающей среды, в которой она должна функционировать. “аким образом, система взаимодействи€ должна рассматриватьс€ как часть более обширной системы - ј—” реального времени, тогда как последн€€ - системы управл€емой среды.

¬ насто€щее врем€ можно считать доказанным, что главна€ задача проектировани€ интерфейса пользовател€ заключаетс€ не в том, чтобы рационально Ђвписатьї человека в контур управлени€, а в том, чтобы, исход€ из задач управлени€ объектом, разработать систему взаимодействи€ двух равноправных партнеров (человек-оператор и аппаратно-программный комплекс ј—”), рационально управл€ющих объектом управлени€.


ѕ–≈ƒћ≈“Ќјя ќЅЋј—“№

»так, очевидно, что человек-оператор €вл€етс€ замыкающим звеном системы управлени€, т.е. субъектом управлени€, а јѕ  (аппаратно-программный комплекс) ј—” €вл€етс€ инструментальным средством реализации его управленческой (оперативной) де€тельности, т.е. объектом управлени€. ѕо определению ¬.‘.¬енды, ј—” представл€ет собой гибридный интеллект, в котором оперативный (управленческий) состав и јѕ  ј—” €вл€ютс€ равноправными партнерами при решении сложных задач управлени€.

–ациональна€ организаци€ труда операторов ј—” €вл€етс€ одним из важнейших факторов, определ€ющих эффективное функционирование системы в целом. ¬ подавл€ющем большинстве случаев управленческий труд - опосредованна€ де€тельность человека, поскольку в услови€х ј—” он ведет управление, Ђне вид€ї реального объекта. ћежду реальным объектом управлени€ и человеком-оператором находитс€ информационна€ модель объекта (средства отображени€ информации). ѕоэтому возникает проблема проектировани€ не только средств отображени€ информации, но и средств взаимодействи€ человека-оператора с техническими средствами ј—”, т.е. проблема проектировани€ системы, которую нам следует назвать интерфейс пользовател€.

»нтерфейс взаимодействи€ человека с техническими средствами ј—” может быть структурно изображен (см. на рис.1.). ќн состоит из јѕ  и протоколов взаимодействи€. јппаратно-программный комплекс обеспечивает выполнение функций:

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ќазначение протоколов состоит в том, чтобы обеспечить механизм достоверной и надежной доставки сообщений между человеком-оператором и —ќ», а следовательно, между „ќ и системой управлени€. ѕротокол - это правило, определ€ющее взаимодействие, набор процедур обмена информацией между параллельно выполн€емыми процессами в реальном масштабе времени. Ёти процессы (функционирование јѕ  ј—” и оперативна€ де€тельность субъекта управлени€) характеризуютс€, во-первых, отсутствием фиксированных временных соотношений между наступлением событий и, во-вторых, отсутствием взаимозависимости между событи€ми и действи€ми при их наступлении.

‘ункции протокола св€заны с обменом сообщени€ми между этими процессами. ‘ормат, содержание этих сообщений образуют логические характеристики протокола. ѕравила же выполнени€ процедур определ€ют те действи€, которые выполн€ют процессы, совместно участвующие в реализации протокола. Ќабор этих правил €вл€етс€ процедурной характеристикой протокола. »спользу€ эти пон€ти€, мы можем теперь формально определить протокол как совокупность логических и процедурных характеристик механизма св€зи между процессами. Ћогическое определение составл€ет синтаксис, а процедурное - семантику протокола.

√енерирование изображени€ с помощью јѕ  позвол€ет получать не только двумерные спроецированные на плоскость изображени€, но и реализовать картинную трехмерную графику с использованием плоскостей и поверхностей второго пор€дка с передачей текстуры поверхности изображени€.

¬ зависимости от вида воспроизводимого изображени€ следует выделить требовани€ по алфавиту »ћ, по способу формировани€ символов и по разновидности использовани€ элементов изображени€. »спользуемый алфавит характеризует тип модели, еЄ изобразительные возможности. ќн определ€етс€ классом решаемых задач, задаетс€ числом и типом знаков, количеством градаций €ркости, ориентацией символов, частотой мерцани€ изображени€ и др.

јлфавит должен обеспечивать построение любых информационных моделей в пределах отображаемого класса. Ќеобходимо также стремитьс€ к уменьшению избыточности алфавита.

—пособы формировани€ знака классифицируютс€ в соответствии с используемыми элементами изображени€ и дел€тс€ на моделирующие, синтезирующие и генерирующие. ƒл€ знака, который формируетс€ на экране ЁЋ“, предподчительным €вл€етс€ матричный формат.

Ќаблюдение за монитором позвол€ет пользователю построить изображение режима системы, которое формируетс€ на основе обученности, тренировки и опыта (концептуальна€ модель), следовательно, возможно сравнение этого изображени€ с изображением теоретическим в соответствии с ситуацией. “ребование адекватности, изоморфизма, сходства пространственно-временной структуры отображаемых объектов управлени€ и окружающей среды определ€ет эффективность модели.

„астота регенерации, определ€юща€ быстродействие формировани€ »ћ, а следовательно, и возможность функционировани€ системы в интерактивном режиме, вли€ет на все компоненты системы, св€занные с обработкой и отображением информации. ¬оспроизведение изображени€ осуществл€етс€ на основе его цифрового представлени€, которое содержитс€ в блоке пам€ти, называемом буфером регенерации.

–ис. 1. »нформационно-логическа€ схема интерфейса взаимодействи€.


»Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌјя ћќƒ≈Ћ№: ¬’ќƒЌјя » ¬џ’ќƒЌјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я

ѕ–ќ÷≈—— ѕ–≈ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я —Ћќ∆Ќќ… √–ј‘»„≈— ќ… »Ќ‘ќ–ћј÷»»

»нформационна€ модель, €вл€€сь дл€ оператора источником информации, на основе которой он формирует образ реальной обстановки, как правило, включает большое количество элементов. ”читыва€ различный семантический характер используемых элементов, информационную модель можно представить как совокупность взаимосв€занных элементов:

D = {Dn} , †

где Rj - множество элементов информационной модели j-й группы, n=1,...N; k=1,...K.

 оличество групп элементов информационной модели определ€етс€ степенью детализации описани€ состо€ний и условий функционировани€ объекта управлени€.  ак правило, элемент информационной модели св€зан с каким-либо параметром объекта управлени€.

Ќар€ду с этим информационна€ модель графического типа может рассматриватьс€ как сложное графическое изображение. Ёлементы информационной модели здесь выступают как элементы изображени€.

Ћюбое изображение состоит из некоторого набора графических примитивов, представл€ющих собой произвольный графический элемент, обладающий геометрическими свойствами. ¬ качестве примитивов могут выступать и литеры (алфавитно-цифровые и любые другие символы).

—овокупность графических примитивов, которой оператор может манипулировать как единым целым, называют сегментом отображаемой информации. Ќар€ду с сегментом часто используетс€ пон€тие графический объект, под которым понимают множество примитивов, обладающих одинаковыми визуальными свойствами и статусом, а также идентифицированных одним именем.

ѕри организации процесса переработки информации в системах отображени€ будем манипулировать следующими пон€ти€ми:

Ј                         —татическа€ информаци€ - относительно стабильна€ по содержанию информаци€, используема€ в качестве фона. Ќапример, координатна€ сетка, план, изображение местности и т.д.

Ј                         ƒинамическа€ информаци€ - информаци€, переменна€ в определенном интервале времени по содержанию или положению на экране. –еально динамическа€ информаци€ часто €вл€етс€ функцией некоторых случайных параметров.

“акое деление считаетс€ сильно условным. Ќесмотр€ на это, при проектировании реальных систем отображени€ информации решаетс€ без затруднений.

јЌјЋ»« —»—“≈ћџ ќ“ќЅ–ј∆≈Ќ»я »Ќ‘ќ–ћј÷»»

—истемы отображени€ информации рассматриваемого класса ј—” используют особую область растровой графики - синтез изображени€ в реальном масштабе времени. ќсновным показателем, характеризующим подобные системы, €вл€етс€ производительность, т.е. количество графических примитивов, обрабатываемых за врем€ формировани€ кадра. ѕовышение производительности таких систем дает возможность отображать за врем€ раскадровки больший объем информации, что приведет к возможности решени€ качественно новых задач.

Ќепосредственному синтезу изображени€ в системах реального времени предшествует разработка базы данных моделей сцены. —интез изображени€ заключаетс€ в формировании последовательности кадров изображени€ в результате выполнени€ алгоритма визуализации. »сходными данными €вл€ютс€ поступающие в реальном режиме времени параметры, а также информаци€ из базы данных модели сцены.

ќбобщенна€ структурна€ схема системы отображени€ информации, обеспечивающа€ формирование поликодовых информационных моделей визуального типа, приведена на рис. 2.

–ис. 2. —труктурна€ схема системы отображени€ информации.

ѕрикладна€ модель представл€ет собой математическое описание объекта управлени€, позвол€ющее моделировать его текущие и прогнозируемые состо€ни€ на основе знани€ совокупности отдельных параметров.

ѕрикладна€ база данных реализует хранение параметров управл€емого объекта, необходимых дл€ формировани€ требуемых информационных моделей, и обеспечивает их выбор по запросам прикладного программного обеспечени€.

ѕрикладное программное обеспечение выполн€ет следующие основные функции:

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ѕаза графических данных служит дл€ организации хранени€ графических объектов, соответствующих элементам формируемых информационных моделей, реализу€ их выбор по запросам графического программного обеспечени€.

ќсновные функции графического программного обеспечени€:

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

”стройства графического ввода выполн€ют функции обеспечени€ интерфейсной части диалога по вводу запросов в систему, а также функции обеспечени€ процессов измерений.  роме того, эти устройства реализуют отображение информационных моделей, выполн€€ при этом в р€де случаев частичные графические и геометрические преобразовани€, а также обеспечивают поддержание графического диалога с оператором.

”стройства неграфического ввода обеспечивают передачу команд управлени€ объектом от оператора прикладному программному обеспечению. Ќеобходимо отметить, что данные устройства могут отсутствовать, если в системе отображени€ информации передача команд управлени€ объектом реализуетс€ с использованием средств графического диалога.


‘”Ќ ÷»ќЌјЋ№Ќџ≈ «јƒј„»,  ќ“ќ–џ≈ ƒќЋ∆Ќј –≈Ўј“№ —»—“≈ћј

ѕри создании сложных ј—” велико значение разработки программного обеспечени€, т.к. именно программные средства создают интеллект компьютера, решающий сложные научные задачи, управл€ющий сложнейшими технологическими процессами. ¬ насто€щее врем€ при создании подобных систем значительно возрастает роль человеческого фактора, а следовательно, эргономического обеспечени€ системы. ќсновной задачей эргономического обеспечени€ €вл€етс€ оптимизаци€ взаимодействи€ между человеком и машиной не только в период эксплуатации, но и при изготовлении, и при утилизации технических компонентов. “аким образом, при систематизации подхода проектировани€ интерфейса пользовател€, можно привести некоторые основные функциональные задачи и принципы построени€, которые должна решать система.

ѕринцип минимального рабочего усили€, имеющий два аспекта:

Ј                        

Ј                        

«адача максимального взаимопонимани€. “.е. „ќ не должен заниматьс€, например, поиском информации, или выдаваема€ на видеоконтрольное устройство информаци€ не должна требовать перекодировки или дополнительной интерпретации пользователем.

ѕользователь должен запоминать как можно меньшее количество информации, так как это снижает свойство „ќ принимать оперативные решени€.

ѕринцип максимальной концентрации поьзовател€ на решаемой задачи и локализаци€ сообщений об ошибках.

ѕринцип учета профессиональных навыков человека-оператора. Ёто значит, что при разработке системы на основе некоторых задаваемых в техническом задании исходных данных о возможном контингенте кандидатов проектируетс€ Ђчеловеческий компонентї с учетом требований и особенностей всей системы и еЄ подсистем. ‘ормирование же концептуальной модели взаимодействи€ человека и технических средств ј—” означает осознание и овладение алгоритмами функционировани€ подсистемы Ђчеловек - техническое средствої и овладение профессиональными навыками взаимодействи€ с Ё¬ћ.


„“ќ ѕќЌ»ћј“№ ѕќƒ »Ќ“≈–‘≈…—ќћ

ѕользовательский интерфейс - в данной главе это значит общение между человеком и компьютером.

¬о многих определени€х, интерфейс отождествл€етс€ с диалогом, который подобен диалогу или взаимодействию между двум€ людьми. » точно как наука и культура нуждаетс€ в правилах общени€ людей и взаимодействи€ их друг с другом в диалоге, также и человеко-машинный диалог также нуждаетс€ в правилах.

ќбщий ѕользовательский ƒоступ - это правила, которые объ€сн€ют диалог в терминах общих элементов, таких как правила представлени€ информации на экране, и правила интерактивной технологии такие, как правила реагировани€ человека-оператора на то, что представлено на экране. ¬ данном курсовом проекте мы рассмотрим стандарт ќѕƒ фирмы IBM разработанный совместно с компанией MICROSOFT дл€ класса машин Ђј“ї.

 ќћѕќЌ≈Ќ“џ »Ќ“≈–‘≈…—ј

Ќа практическом уровне, интерфейс это набор стандартных приемов взаимодействи€ с техникой. Ќа теоретическом уровне интерфейс имеет три основных компоненты:

Ј                        

Ј                        

Ј                        

ћјЎ»Ќј   ѕќЋ№«ќ¬ј“≈Ћё

—пособ общени€ машины с пользователем (€зык представлени€) определ€етс€ машинным приложением (прикладной программной системой). ѕриложение управл€ет доступом к информации, обработкой информации, представлением информации в виде пон€тном дл€ пользовател€.

ѕќЋ№«ќ¬ј“≈Ћ№   ћјЎ»Ќ≈

ѕользователь должен распознать информацию, которую представл€ет компьютер, пон€ть (проанализировать) ее, и переходить к ответу. ќтвет реализуетс€ через интерактивную технологию, элементами которой могут быть такие действи€ как выбор объекта при помощи клавиши или мыши. ¬се это составл€ет вторую часть интерфейса, а именно €зык действий.

 ј  ѕќЋ№«ќ¬ј“≈Ћ№ ƒ”ћј≈“

†ѕервым двум компонентам интерфейса соответствуют правила ќѕƒ дл€ проектировани€ панели и интерактивных действий. “ретью часть интерфейса составл€ет комплекс представлений пользовател€ о приложении в целом, что называетс€ пользовательской концептуальной моделью.

ѕользователи могут иметь представление о машинном интерфейсе, что он делает и как им работать. Ќекоторые из этих представлений формируютс€ у пользователей в результате опыта работы другими машинами, такими как печатающее устройство, калькул€тор, видеоигры, а также компьютерна€ система. ’ороший пользовательский интерфейс использует этот опыт. Ѕолее развитые представлени€ формируютс€ от опыта работы пользователей с самим интерфейсом. »нтерфейс помогает пользовател€м развивать представлени€, которые могут в дальнейшем использоватьс€ при работе с другими прикладными интерфейсами.

—ќ√Ћј—ќ¬јЌЌџ… »Ќ“≈–‘≈…—

 люч дл€ создани€ эффективного интерфейса заключаетс€ в быстром, насколько это возможно, развитии у операторов простой концептуальной модели интерфейса. ќбщий ѕользовательский ƒоступ осуществл€ет это через согласованность.  онцепци€ согласованности состоит в том, что при работе с компьютером у пользовател€ формируетс€ система ожидани€ одинаковых реакций на одинаковые действи€, что посто€нно подкрепл€ет пользовательскую модель интерфейса. —огласованность, обеспечива€ диалог между компьютером и человеком-оператором, может снизить количество времени, требуемого пользователем как дл€ того, чтобы изучить интерфейс, так и дл€ того чтобы использовать его дл€ выполнени€ работы.

—огласованность €вл€етс€ свойством интерфейса по усилению пользовательских представлений. ƒругой составл€ющей интерфейса €вл€етс€ свойство его конкретности и нагл€дности. Ёто осуществл€етс€ применением плана панели, использованием цветов и другой выразительной техники. »деи и концепции затем обретают физическое выражение на экране, с которым непосредственно общаетс€ пользователь.

—ќ√Ћј—ќ¬јЌЌќ—“№ - “–» –ј«ћ≈–Ќќ—“»:

√оворить что интерфейс согласован - это все равно что говорить, что что-то есть больше чего-то. ћы вынуждены спросить: "Ѕольше чем что?".  огда мы говорим, что интерфейс согласован, мы вынуждены спросить: "—огласован с чем?". Ќеобходимо упом€нуть некоторую размерность.

»нтерфейс может быть согласован с трем€ широкими категори€ми или размерност€ми: физической, синтаксической и семантической.

Ј                         ‘изическа€ согласованность относитс€ к аппаратному обеспечению: схемы клавиатуры, расположени€ клавиш, использованию мыши. Ќапример, будет иметь место физическа€ согласованность дл€ клавиши F3, если она всегда находитьс€ в одном и том же месте независимо от использовани€ системы. јналогично, будет физически согласованным выбор кнопки на мышке, если она всегда будет располагатьс€ под указательным пальцем.

Ј                         —интаксическа€ согласованность относитс€ к последовательности и пор€дку по€влени€ элементов на экране (€зык представлений) и последовательности запросов действий требований (€зык действий). Ќапример: будет иметь место синтаксическа€ согласованность, если всегда размещать заголовок панели в центре и на верху панели.

Ј                         —емантическа€ согласованность относитс€ к значению элементов, которые составл€ют интерфейс. Ќапример, что означает "¬ыход"? √де пользователи делают "¬ыход" и что затем происходит?

ћ≈∆—»—“≈ћЌјя —ќ√Ћј—ќ¬јЌЌќ—“№

ќбщий ѕользовательский ƒоступ содержит определени€ всех элементов и интерактивной технологии. Ќо эти определени€ могут быть выполнены по разному из-за технических возможностей специфических систем. »так, общий интерфейс не может быть идентичным дл€ всех систем.

»нтерфейс на непрограммируемом терминале обеспечивает возможности, которые €вл€ютс€ составл€ющими тех, которые обеспечивают интерфейс программируемых рабочих станций, из-за технических различий между двум€ типами устройств.

—огласованность составных систем €вл€етс€ балансом между согласованностью физической, синтаксической, семантической и стремлением получить преимущества оптимальных возможностей системы.

ѕ–≈»ћ”ў≈—“¬ј —ќ√Ћј—ќ¬јЌЌќ√ќ »Ќ“≈–‘≈…—ј ѕќЋ№«ќ¬ј“≈Ћя

—огласованный интерфейс приносит пользовател€м и разработчикам экономию времени и средств. ѕользователи выигрывают от того, если им понадобитс€ меньше времени, чтобы научитьс€ использовать приложени€, а затем при функционировании понадобитс€ меньше времени дл€ выполнени€ работы. ƒополнительные выгоды дл€ пользовател€ будут отражены в их отношении к приложени€м.

—огласованный интерфейс сокращает уровень ошибок пользовател€, повышает их чувство удовлетворенности от выполнени€ задачи и способствует тому, чтобы пользователь чувствовал себ€ более комфортно с системой.

—огласованный пользовательский интерфейс приносит выгоды и разработчикам приложений, позвол€€ выделить общие блоки элементов дл€ интерфейса через стандартизацию элементов интерфейса и интерактивной технологии. Ёти строительные блоки могут позволить программистам создавать и измен€ть приложени€ более просто и быстро. Ќапример, из-за того, что одна и также панель может быть использована во многих системах, разработчики приложений могут использовать одни и те же панели в различных проектах.

’от€ пользовательский интерфейс устанавливает правила дл€ элементов интерфейса и интерактивной технологии, он допускает довольно высокую степень гибкости. Ќапример, дл€ интерфейса определены п€ть типов панелей, но допускаетс€, что могут быть использованы панели специфического применени€. ќбщий ѕользовательский ƒоступ рекомендует использование определенных панелей но, если это невозможно, то следует использовать специфические элементы определенных панелей.


ѕ–ќ√–јћћЌќ-“≈’Ќ»„≈— »≈ —–≈ƒ—“¬ј: –≈јЋ»«ј÷»я » —ќ«ƒјЌ»≈ ѕќЋ№«ќ¬ј“≈Ћ№— ќ√ќ »Ќ“≈–‘≈…—ј

“ри основные части разработки интерфейса следующие: проектирование панели, проектирование диалога и представление окон. ƒл€ ќбщего ѕользовательского ƒоступа также должны учитыватьс€ услови€ применени€ јрхитектуры ѕрикладных —истем. —уществуют также другие услови€: €вл€ютс€ ли входные устройства на терминалах клавишными или указательными и будут ли €вл€тьс€ приложени€ символьными или графическими.

–ј«–јЅќ“ ј ƒ»«ј…Ќј ѕјЌ≈Ћ»

”становим основные термины, относ€щиес€ к разработке панели.

Ёкран - это поверхность компьютерной рабочей станции или терминала, на которой располагаетс€ информаци€ предназначенна€ дл€ пользовател€.

ѕанель - это предопределенна€ группированна€ информаци€, котора€ структурирована специфическим способом и расположена на экране. ќбщий ѕользовательский ƒоступ устанавливает п€ть панельных схем, называющихс€ панельными типами. Ќеобходимо использовать различные панельные типы, чтобы представить различные виды информации.

ѕ€ть панельных типов следующие:

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

ћожно также смешивать части этих панельных типов, чтобы создавать смешанные панели.

—ледует представл€ть каждую панель как некоторое пространство, разделенное на три основные части, кажда€ из которых содержит отдельный тип информации.

Ёти три основных типа информации таковы:

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ќа рис. 3 представлено положение трех областей панели.

ћеню действий

“ело панели

ќбласть функциональных клавиш

–ис. 3. “ри панельные области.

ћеню действий возникает на верху панели. Ёто дает пользовател€м доступ к группе действий, которые поддерживает приложение. ћеню действий содержит в себе список выбора возможных действий.  огда пользователи делают выбор, в форме спускающегос€ меню по€вл€етс€ на экране список возможных действий. —пускающеес€ меню €вл€етс€ расширением меню действий.

—лово "действи€" в "меню действий" не подразумевает, что все команды должны быть глаголами. —уществительные также допустимы. «начение действи€ в термине "меню действий" происходит от того факта, что выбор элемента меню действий выполн€етс€ приложением через действи€ пользователей. Ќапример, в текстовом редакторе выбор "Ўрифты" меню действий €вл€етс€ существительным и разрешает пользователю потребовать действий выбора шрифтов.

Ќекоторые панели будут иметь меню действий, а другие нет.

ћеню действий и нисход€щее меню обеспечивают два замечательных преимущества дл€ пользователей.

ѕервое преимущество состоит в том, что эти действи€ станов€тс€ дл€ пользователей видимыми и могут быть затребованы на выполнение посредством простой интерактивной техники. "«апрос" означает инициацию действи€. —пособ, с помощью которого человек-оператор инициирует действие, состоит в нажатии функциональной клавиши, в выполнении выбора в нисход€щем меню или печати (вводе) команды. ћеню действий и нисход€щее меню обеспечивают визуальность, что помогает пользовател€м находить требуемые действи€ без необходимости запоминани€ и печати имени действи€.

¬торое преимущество заключаетс€ в том, что выбор в меню действий приводит к вызову нисход€щего меню, т.е. они никогда не служат причиной немедленного действи€. ѕользователи вид€т, что реализаци€ таких действий не приводит к неисправимым последстви€м, и у них не возникает страх от неправильного действи€.

ћеню действий и нисход€щее меню обеспечивает двухуровневую иерархию действий. ¬ы можете обеспечить дополнительный уровень, использу€ всплывающие окна, которые по€вл€ютс€, когда оператором делаетс€ выбор в нисход€щем меню. «атем, когда оператор† делает выбор во всплывающем окне, может по€витьс€ сери€ всплывающих окон по мере выполнени€ действий. ќбщий ѕользовательский ƒоступ рекомендует вам ограничить число уровней всплывающих окон до трех, поскольку многие пользователи испытывают трудности в понимании иерархии меню, имеющих много уровней.

“ело панели находитс€ под меню действий и над областью функциональных клавиш.  ажда€ панель, которую вы создаете, будет иметь тело, которое может быть разделено на несколько областей, если вашему приложению необходимо показать пользовател€м больше, чем одну группу информации одновременно, или пользовател€м разрешаетс€ вводить или обновл€ть более чем одну группу информации в один и тот же момент времени.

“ело панели может содержать также командную область, в которой пользователи печатают прикладные или системные команды, и область сообщений, в которой сообщени€ по€вл€ютс€.

 омандна€ область €вл€етс€ средством предоставлени€ пользовател€м командного интерфейса, который €вл€етс€ альтернативой запросам действи€м через меню действий и нисход€щее меню. ќбласть сообщений дают вам место дл€ размещени€ сообщений на экране, иное, чем дл€ окон, так как важно, чтобы сообщени€ не сталкивались с информацией на панели или с запросом действием.

ќбласть функциональных клавиш располагаетс€ в нижней части панели и оператор может выбрать размещение ее в короткой или длинной форме или вообще не размещать. ќна содержит список функциональных клавиш. Ќекоторые панели могут содержать как меню действий, так и заголовок функциональных клавиш. Ќеобходимо обеспечить включение области функциональных клавиш дл€ всех панелей, хот€ пользователь может отказатьс€ от их экранировани€. —м. рис. 4 где представлен общий вид панели пользовател€ системой.

¬ыбор —в€зи

¬ыбрать один из следующих видов св€зи:

1. ѕрием почты

2. ѕрием сообщений

3. ќтправление почты

4. ѕочтовый журнал

5. ќперации

6. ѕочтовый статус

Esc=ќтмена

F1=ѕомощь

F3=¬ыход

–ис. 4. ѕанель с областью функциональных клавиш. ќбласть функциональных клавиш экранирована в короткой форме и содержит выборы ќтмена, ѕомощь и ¬ыход.

ѕанельные элементы €вл€ютс€ наименьшими част€ми панельного дизайна. Ќекоторые элементы относ€тьс€ исключительно к определенным област€м панели, тогда как другие могут быть использованы в разных област€х.

ќбщий ѕользовательский ƒоступ обеспечивает определенное количество символов и визуальных обозначений, таких как псевдокнопки и контактные кнопки, которые вы можете, примен€ть дл€ указани€ пользовател€м, с какими из полей выбора или действий они работают.

ѕ–»Ќ÷»ѕџ ѕ–ќ≈ “»–ќ¬јЌ»я: ќЅЏ≈ “ - ƒ≈…—“¬»≈

–азбиение панели на области, которые содержат информационные объекты или выборы действий, основано на принципе объект-действие панельного дизайна. Ётот принцип разрешает пользовател€м сначала сделать выбор объекта на теле панели, а затем выбрать соответсвующее действие дл€ работы с выбранным объектом из меню действий или из области функциональных клавиш.

Ёто объектно-действенное соответствие позвол€ет вам формировать из действи€ меню действий и нисход€щие меню, включа€ в них только те, которые действительны дл€ соответствующих объектов. ѕрименение концепции объект-действи€ способствует минимизации числа режимов, большое число которых иногда доставл€ет пользовател€м неудобства и делает приложение сложным дл€ изучени€ и использовани€. ѕринцип объект-действие предпочтительнее, но в большинстве случаев также может быть применена св€зь действие-объект, при которой оператор выбирает объекты и действи€ в обратном пор€дке.

–јЅќ“ј ѕќЋ№«ќ¬ј“≈Ћя — ѕјЌ≈Ћ№ё

ѕользователь работает с элементами панели с помощью курсора выбора, одной из форм выделени€ которого €вл€етс€ цветова€ полоска, используема€ дл€ высвечивани€ полей выбора и полей ввода.  урсор выбора показывает, где и с чем пользователь собираетс€ работать. ѕользователи передвигают курсор по панели с помощью клавиатуры или мышки.

ѕ–яћќ≈ ¬«ј»ћќƒ≈…—“¬»≈

¬ ќбщий ѕользовательский ƒоступ вход€т такие концепции дизайна как концепци€ пошаговой подсказки, визуальной реплики и интерактивной техники. ќднако опытные пользователи могут и не потребовать такого уровн€ простоты в эксплуатации. ќни могут потребовать более пр€мого взаимодействи€ с приложением. ƒл€ таких пользователей ќбщий ѕользовательский ƒоступ также содержит быстрые интерактивные технологии, такие как:

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

ѕќ—“–ќ≈Ќ»≈ ƒ»јЋќ√ј

ƒиалог - это последовательность запросов между пользователем и компьютером: запрос пользовател€, ответ и запрос компьютера, окончательное действие компьютера.

¬ то врем€ как пользователь и компьютер обмениваютс€ сообщени€ми, диалог под контролем оператора движетс€ по одному из путей обеспечиваемых приложением. ѕо существу, пользователь продвигаетс€ через приложение, использу€ конкретные действи€, которые €вл€ютс€ частью диалога. Ёти диалоговые действи€ не об€зательно требуют от компьютера обработки информации; они могут лишь послужить причиной перехода от одной панели к другой или от одного приложени€ к другому, если работает более чем одно приложение. ƒиалоговые действи€ также контролируют, что происходит с информацией, которую пользователи печатают на конкретной панели; следует ли ее сохранить или запомнить, когда пользователи решают перейти к другой панели приложени€.

»так, диалог состоит из двух частей:

Ј                        

Ј                        

 аждому шагу диалога сопутствует решение сохран€ть или не сохран€ть новую информацию.

— помощью нескольких направлений хода диалога оператору предоставл€етс€ возможность альтернативного продвижени€ в своих решени€х, включа€ такие общие диалоговые действи€, как вход, отмена и выход. ќбщие диалоговые действи€ представл€ют собой набор таких действий, определенных в ќбщем ѕользовательском ƒоступе, которые имеют общее значение во всех приложени€х. — некоторыми из этих режимов пользователь может продвигатьс€:

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

ƒействи€ входа и отмены, как шаги диалога, обычно представл€ют оператору новую панель или могут представл€ть ту же самую панель, но со значительными изменени€ми. ¬ различных точках диалога действи€ сн€ти€ и выхода выполн€ютс€ одинаково независимо от того, как много точек выхода имеет приложение. Ќекоторые приложени€ имеют только одну точку выхода, а другие несколько. —овокупность нескольких общих диалоговых действий иллюстрируетс€ на рис. 5.

«десь иллюстрируютс€ возможности навигации типичного диалога при переходах от панели к панели, которые изображены пр€моугольниками. ќперации ¬перед и Ќазад €вл€ютс€ операци€ми прокрутки, а не навигационными, и используютс€ дл€ передвижени€ внутри панелей.

–ис. 5. ƒиалоговые действи€.


”ƒ≈–∆јЌ»≈ » —ќ’–јЌ≈Ќ»≈ »Ќ‘ќ–ћј÷»»

¬ то врем€ как пользователи выполн€ют навигацию приложени€, что-то должно происходить с информацией измен€емой на панели. ќна может удерживатьс€ на уровне панели или может быть сохранена.

”держиваема€ информаци€ принадлежит к информации на панельном уровне приложени€.  огда пользователи возвращаютс€ в диалог через отмену панели, приложение аннулирует или сохран€ет любые изменени€ информации на панели. ”держиваема€ информаци€ может быть экранирована в виде значений по умолчанию, когда пользователь будет просматривать эту панель в следующий раз. Ќо это не значит, что информаци€ будет сохранена.

 аждое приложение решает удерживать или сохран€ть подобную информацию.

—охранение информации означает помещение ее в область пам€ти задаваемой оператором. ƒействи€ навигации, ведущие пользовател€ по приложению, не сохран€ют информацию до тех пор, пока пользователь не укажет точно, что эти действи€ должны заканчиватьс€ сохранением информации.

≈сли действи€ пользовател€ могут привести к потере определенной информации, ќбщий ѕользовательский ƒоступ рекомендует потребовать от пользовател€ подтверждени€, что они не хот€т сохран€ть информацию, или разрешить им сохранить информацию, или аннулировать последний запрос и вернутьс€ на один шаг назад.

ќ Ќј

¬аше приложение может работать в режиме окон. Ёто значит, что панель располагаетс€ в отдельных ограниченных част€х экрана, которые называютс€ окнами. ¬ компьютерных системах, функционирующих без окон, экран предоставл€ет собой полноразмерное окно, которое не может быть передвинуто или изменено в размерах. —истема, имеюща€ режим окон, разрешает пользователю делить экран на окна, содержащие свою собственную панель. »спользу€ сразу несколько окон, пользователь может одновременно наблюдать на экране несколько панелей одного или разных приложений.

≈сли экран содержит одно или два окна, пользователь может и не видеть всю панель целиком в каждом окне. Ёто зависит от размеров окна. ѕользователь может подвинуть или изменить размер каждого окна, чтобы вместить необходимую ему информацию. “акже, пользователи могут прокручивать содержание окон, перемеща€ информацию на панели внутри области экрана, ограниченной окном.

¬озможности режима окон обеспечиваютс€ операционной системой или ее сервисными и инструментальными средствами, а иначе приложени€ сами должны реализовать этот режим.

“–» “»ѕј ќ ќЌ

–ассмотрим три типа окон:

Ј                         первичные,

Ј                         вторичные и

Ј                         всплывающие.

ѕервичное окно- это окно, с которого пользователь и компьютер начинают свой диалог. Ќапример, в текстовом редакторе, первичное окно содержит текст, подлежащий редактированию. ¬ редакторе электронных таблиц, первичное окно содержит таблицу. ¬ системах без возможности создани€ окон, следует считать весь экран первичным окном.

 аждое первичное окно может содержать столько панелей, сколько необходимо, одну за другой, чтобы вести диалог. ѕользователи могут переключать первичное окно на другое первичное или вторичное окно.

¬торичные окна вызываютс€ из первичных окон. Ёто такие окна, в которых пользователи и компьютер ведут диалог параллельно диалогу в первичном окне. Ќапример, в текстовом редакторе, вторичное окно может содержать панель, с помощью которой пользователь измен€ет формат документа, а в первичном окне содержитс€ редактируема€ информаци€. ¬торичные окна также используютс€ чтобы предоставл€ть вспомогательную информацию, котора€ относитс€ к диалогу в первичных окнах. ѕользователи могут переключатьс€ с первичных окон на вторичные окна и наоборот.

ѕервичные и вторичные окна имеют заглавные полосы в верхней части окна. «аголовок соотноситс€ с окном через приложени€.

¬сплывающие окна представл€ют собой участок экрана, в котором располагаетс€ экранируема€ панель, котора€ расшир€ет диалог пользовател€ через первичные и вторичные окна. ¬сплывающие окна св€зываютс€ с другими окнами и по€вл€ютс€, когда приложение желает расширить диалог с другим окном. ќдно из применений всплывающих окна состоит в передаче различных сообщений.

ѕеред тем как продолжить диалог с некоторым окном пользователь должен завершить свою работу со св€занным с ним всплывающим окном.

”стройства ¬вода: клавиатура, мышка и другие

ќбщий ѕользовательский ƒоступ поддерживает согласованное использование клавиатуры и мышки, или любого другого устройства, действующего как мышка. Ѕудем далее считать, что мышка €вл€етс€ основным указывающим устройством.

ѕользовател€м следует быть готовыми переключатьс€ между клавиатурой и мышкой практически на любой стадии диалога без необходимости изменени€ режимов приложени€. ќдно устройство может быть более эффективно, чем другое в известной ситуации, следовательно, пользовательский интерфейс позвол€ет дать пользовател€м возможность легко переключатьс€ с одного устройства на другое.

¬се персональные компьютерные приложени€, должны учитывать использование мышки. ќднако приложени€ на непрограммируемых терминалах не могут поддерживать мышку. Ќа этих терминалах поддержка мышки не об€зательна.

ѕоддержка  лавиатуры

ѕримем за стандарт де-факто ќбщий ѕользовательский ƒоступ, разработанный с учетом одного типа клавиатуры, а именно, расширенной клавиатуры фирмы IBM.

Ќеобходимо назначить функци€м приложени€ клавиши согласно правилам и спецификаци€м стандарта IBM. Ќазначение клавиш относ€тс€ к клавиатуре IBM Enhanced Keyboard. ƒл€ клавиатур других типов используетс€ соответствующа€ техническа€ документаци€, например, измен€ема€ клавиатура IBM Modifiable Keyboard.

ѕравила назначени€ клавиш:

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

Ј                        

—имвольные и √рафические приложени€

—имвольные приложени€ - это такие приложени€, которые ограничивают себ€ использованием только символьной информации в пользовательском интерфейсе.

√рафические приложени€ - это такие приложени€, в которых используютс€ графические элементы, такие как псевдокнопки, графический указатель, кнопка и линейка прокрутки.

¬ ќбщем ѕользовательском ƒоступе не разрешаетс€ смешивать элементы —имвольных и √рафических режимов.

ѕользовательские ѕрава

ќбщий ѕользовательский ƒоступ позвол€ет давать пользовател€м некоторые возможности самосто€тельно распор€жатьс€ некоторыми част€ми интерфейса. Ёта возможность позвол€ет в определенных пределах повысить производительность пользователей.

ѕользовательские режимы дл€ персонализации интерфейса могут оставатьс€ эффективными при перенесении их из одного приложени€ в другое. »ногда приложени€ могут иметь пользовательские режимы, которые применимы только дл€ него. Ќапример, режимы содержательные дл€ электронной таблицы, могут быть неприменимы дл€ текстового редактора или другого вида приложений.

ѕоддержка Ќациональных языков

≈сли приложение переводитс€ на другой €зык, требовани€ ќбщего ѕользовательского ƒоступа по согласованности должны учитыватьс€ в переводной версии вашего приложени€. ƒолжна учитыватьс€ эта согласованность с начального момента проектировани€ интерфейса и приложени€.

ѕравила локализации (перевода) приложени€ на другой €зык:

Ј                        

Ј                        


«ј Ћё„≈Ќ»≈

¬ современных услови€х поиск оптимального решени€ проблемы организации интерфейса взаимодействи€ приобретает характер комплексной задачи, решение которой существенно осложн€етс€ необходимостью оптимизации функционального взаимодействи€ операторов между собой и с техническими средствами ј—” в услови€х измен€ющегос€ характера их профессиональной де€тельности.

¬ этой св€зи хотелось бы подчеркнуть особую актуальность проблемы моделировани€ взаимодействи€ „ќ с техническими средствами ј—”. —егодн€ по€вилась реальна€ возможность с помощью моделировани€ на современных или разрабатываемых многофункциональных средствах обработки и отображени€ информации конкретизировать тип и характеристики используемых информационных моделей, вы€вить основные особенности будущей де€тельности операторов, сформулировать требовани€ к параметрам аппаратно-программных средств интерфейса взаимодействи€ и т.д.

√овор€ о проблемах взаимодействи€ человека с “— ј—” и практической реализации интерфейса взаимодействи€, нельз€ опустить такой важный вопрос, как унификаци€ и стандартизаци€. »спользование типовых решений, модульного принципа проектировани€ систем отображени€ и обработки информации приобретает всЄ более широкие масштабы, что, впрочем, вполне естественно. ќднако нар€ду с несомненными позитивными аспектами, необходимо констатировать и некоторые нежелательные результаты. ¬ частности сближение представл€емой оператору информационной модели обстановки с его концептуальной моделью не всегда может быть достигнуто с помощью унифицированных многофункциональных средств, например машинной графики. ћне представл€етс€, что в рассматриваемой области к вопросам унификации и стандартизации необходимо подходить с особой осторожностью и тщательным осмыслением, не забывать о роли оптимизации взаимодействи€ человека с “— при решении им оперативных задач управлени€ конкретного класса и типов. ћожно указать и р€д других, не менее актуальных проблем в области проектировани€ интерфейса взаимодействи€, которые наход€тс€ в стадии решени€ или ждут своей постановки.


Ћ»“≈–ј“”–ј

             ё.».Ўемакин. Ђ“≈ќ–≈“»„≈— јя »Ќ‘ќ–ћј“» јї - ”чебное пособие. 1996 г.

             ќрганизаци€ взаимодействи€ человека с техническими средствами ј—”, том 4: Ђќтображение информацииї, редакци€ ¬.Ќ.„етверикова, ћосква, Ђ¬ысша€ Ўколаї 1993.

             ќрганизаци€ взаимодействи€ человека с техническими средствами ј—”, том 7: Ђ—истемное проектирование взаимодействи€ человека с техническими средствамиї, редакци€ ¬.Ќ.„етверикова, ћосква, Ђ¬ысша€ Ўколаї 1993.

             Ђ ибернетические диалоговые системыї, ».ѕ. узнецов.

             Ђ–екоммендации по общепользовательскому интерфейсуї, Microsoft, редакци€ 1995г.

 

 

ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈

†TOC "«аголовок 1,2,«аголовок 2,3,Ўапка,1" ÂÂÅÄÅÍÈÅ.................................................................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc375898816† †PAGEREF _Toc375898816 2

ÏÐÅÄÌÅÒÍÀß ÎÁËÀÑÒÜ.......................................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898817† †PAGEREF _Toc375898817 3

ÈÍÔÎÐÌÀÖÈÎÍÍÀß ÌÎÄÅËÜ: ÂÕÎÄÍÀß È ÂÛÕÎÄÍÀß ÈÍÔÎÐÌÀÖÈß............................................................................................. GOTOBUTTON _Toc375898818† †PAGEREF _Toc375898818 6

ÏÐÎÖÅÑÑ ÏÐÅÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß ÑËÎÆÍÎÉ ÃÐÀÔÈ×ÅÑÊÎÉ ÈÍÔÎÐÌÀÖÈÈ.................................................................................. GOTOBUTTON _Toc375898819† †PAGEREF _Toc375898819 6

ÀÍÀËÈÇ ÑÈÑÒÅÌÛ ÎÒÎÁÐÀÆÅÍÈß ÈÍÔÎÐÌÀÖÈÈ........................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc375898820† †PAGEREF _Toc375898820 7

ÔÓÍÊÖÈÎÍÀËÜÍÛÅ ÇÀÄÀ×È, ÊÎÒÎÐÛÅ ÄÎËÆÍÀ ÐÅØÀÒÜ ÑÈÑÒÅÌÀ................................................................................ GOTOBUTTON _Toc375898821† †PAGEREF _Toc375898821 10

×ÒÎ ÏÎÍÈÌÀÒÜ ÏÎÄ ÈÍÒÅÐÔÅÉÑÎÌ..................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898822† †PAGEREF _Toc375898822 11

ÊÎÌÏÎÍÅÍÒÛ ÈÍÒÅÐÔÅÉÑÀ............................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898823† †PAGEREF _Toc375898823 11

ÌÀØÈÍÀ Ê ÏÎËÜÇÎÂÀÒÅËÞ............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc375898824† †PAGEREF _Toc375898824 11

ÏÎËÜÇÎÂÀÒÅËÜ Ê ÌÀØÈÍÅ............................................................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc375898825† †PAGEREF _Toc375898825 11

ÊÀÊ ÏÎËÜÇÎÂÀÒÅËÜ ÄÓÌÀÅÒ..................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898826† †PAGEREF _Toc375898826 12

ÑÎÃËÀÑÎÂÀÍÍÛÉ ÈÍÒÅÐÔÅÉÑ...................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898827† †PAGEREF _Toc375898827 12

ÑÎÃËÀÑÎÂÀÍÍÎÑÒÜ - ÒÐÈ ÐÀÇÌÅÐÍÎÑÒÈ:................................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc375898828† †PAGEREF _Toc375898828 12

ÌÅÆÑÈÑÒÅÌÍÀß ÑÎÃËÀÑÎÂÀÍÍÎÑÒÜ.......................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898829† †PAGEREF _Toc375898829 13

ÏÐÅÈÌÓÙÅÑÒÂÀ ÑÎÃËÀÑÎÂÀÍÍÎÃÎ ÈÍÒÅÐÔÅÉÑÀ ÏÎËÜÇÎÂÀÒÅËß..................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898830† †PAGEREF _Toc375898830 13

ÏÐÎÃÐÀÌÌÍÎ-ÒÅÕÍÈ×ÅÑÊÈÅ ÑÐÅÄÑÒÂÀ: ÐÅÀËÈÇÀÖÈß È ÑÎÇÄÀÍÈÅ ÏÎËÜÇÎÂÀÒÅËÜÑÊÎÃÎ ÈÍÒÅÐÔÅÉÑÀ GOTOBUTTON _Toc375898831† †PAGEREF _Toc375898831 15

ÐÀÇÐÀÁÎÒÊÀ ÄÈÇÀÉÍÀ ÏÀÍÅËÈ................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc375898832† †PAGEREF _Toc375898832 15

ÏÐÈÍÖÈÏÛ ÏÐÎÅÊÒÈÐÎÂÀÍÈß: ÎÁÚÅÊÒ - ÄÅÉÑÒÂÈÅ............................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc375898833† †PAGEREF _Toc375898833 18

ÐÀÁÎÒÀ ÏÎËÜÇÎÂÀÒÅËß Ñ ÏÀÍÅËÜÞ.......................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898834† †PAGEREF _Toc375898834 19

ÏÐßÌÎÅ ÂÇÀÈÌÎÄÅÉÑÒÂÈÅ........................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898835† †PAGEREF _Toc375898835 19

ÏÎÑÒÐÎÅÍÈÅ ÄÈÀËÎÃÀ................................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898836† †PAGEREF _Toc375898836 19

ÓÄÅÐÆÀÍÈÅ È ÑÎÕÐÀÍÅÍÈÅ ÈÍÔÎÐÌÀÖÈÈ............................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898837† †PAGEREF _Toc375898837 22

ÎÊÍÀ........................................................................................................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc375898838† †PAGEREF _Toc375898838 22

ÒÐÈ ÒÈÏÀ ÎÊÎÍ................................................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc375898839† †PAGEREF _Toc375898839 23

ÓÑÒÐÎÉÑÒÂÀ ÂÂÎÄÀ: ÊËÀÂÈÀÒÓÐÀ, ÌÛØÊÀ È ÄÐÓÃÈÅ................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc375898840† †PAGEREF _Toc375898840 24

ÏÎÄÄÅÐÆÊÀ ÊËÀÂÈÀÒÓÐÛ........................................................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc375898841† †PAGEREF _Toc375898841 24

ÑÈÌÂÎËÜÍÛÅ È ÃÐÀÔÈ×ÅÑÊÈÅ ÏÐÈËÎÆÅÍÈß........................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc375898842† †PAGEREF _Toc375898842 25

ÏÎËÜÇÎÂÀÒÅËÜÑÊÈÅ ÏÐÀÂÀ...................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898843† †PAGEREF _Toc375898843 25

ÏÎÄÄÅÐÆÊÀ ÍÀÖÈÎÍÀËÜÍÛÕ ßÇÛÊÎÂ........................................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc375898844† †PAGEREF _Toc375898844 25

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ........................................................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc375898845† †PAGEREF _Toc375898845 27

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈ —овременные методы проектировани€ де€тельности пользователей ј—” сложились в рамках системотехнической концепции проектировани€, в силу чего учет человеческого фактора ограничилс€ решением проблем согласовани€ Ђвходовї и Ђвыходовї че

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  урсова€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  урсова€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

–азработка »нтерфейса ѕользовател€ ј—” в —реде Delphi
ѕостроение реалистичных изображений предметов сервировки стола (стакана, фужера, рюмки, заполненных напитками) ([ урсова€])
—истема защиты от несанкционированного копировани€
ѕроектирование устройства сбора данных
‘ормирование и использование информационных ресурсов
BIOS: назначение и настройка
Ёкспертные системы на базе VP-Expert
–азработка информационно-справочной системы
ѕрограмма сложной структуры с использованием меню
–асчЄтно-по€снительна€ записка к курсовой работе по ќћѕ“

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru