Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»скусство √реции. √омеровска€ √реци€ —  ультура и искусство

»скусство √реции. √омеровска€ √реци€

»льина “.

¬ начале I тыс€челети€ до н. э. племена ƒревней Ёллады расселились по всему —редиземноморью. ƒорийцы зан€ли весь ѕелопонесский полуостров, остров  рит и другие острова. јхейцы были оттеснены на острова Ёгейского мор€, в ћалую јзию и на остров  ипр, в —реднюю √рецию, јттику, где жили уже ионийцы. »онийцы селились также на  икладах, на западном берегу ћалой јзии. ”же в VIII в. до н. э. греки колонизировали юг »талии, —ицилию, основали города  умы и Ќеаполь, а коринф€не Ч город —иракузы на —ицилии, и все это называлось Ђ¬елика€ √реци€ї. “аким образом, вместе с ћалой јзией и —еверным ѕричерноморьем под вли€нием греческого искусства были огромные территории. ѕериод истории эллинов с XI до VIII в. до н. э. называетс€ гомеровским, поскольку мы знаем о нем в основном из двух поэм, написанных в конце IX Ч начале VIII в. до н. э. и приписываемых √омеру.

¬ этот период перехода от родового стро€ к раннему рабовладельческому классовому обществу складываютс€ греческа€ мифологи€ и эпос. √реки были €зычниками. ќни поклон€лись многим богам, во главе которых сто€л «евс, и надел€ли их чертами, свойственными человеческой натуре. ”же в греческой религии было заложено то, что так характерно дл€ искусства греков: мерой всего видеть человека, его совершенство, его красоту. ¬ мифах греки выразили свое представление о мироздании, в мифы они вложили свое поэтическое образное воспри€тие мира. ћифологи€ Ђсоставл€ла не только арсенал греческого искусства, но и его почвуї.

ѕравда, от гомеровского периода почти не сохранилось пам€тников зодчества или монументальной скульптуры, однако мы имеем представление о гончарном ремесле, близком микенской керамике. —амые ранние глин€ные сосуды были украшены геометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака, веро€тно, имевшим символическое значение (XЧVII вв. до н. э.), позже по€вились фигуры зверей и птиц. —осуды многообразны по форме: амфоры Ч дл€ хранени€ вина и масла, кратерыЧдл€ смешивани€ вина с водой, пиксиды с крышками в виде фигурок животных или птиц Ч дл€ благовоний, кувшины с фигурным венчиком Чэнохо€ Чдл€ разливани€ вина во врем€ трапезы и т. д. — конца IX Чначала VIII в. до н. э. на вазах по€вл€етс€ и изображение человеческих фигурок. »зображение предельно плоскостное, условное, с головами и ногами в профиль, а верхней частью торса Ч в фас, как в египетском искусстве. ќ монументальной скульптуре мы знаем только по описани€м древних: это так называемые ксоаны Ч статуи из дерева и камн€.

√реческа€ архаика

VIIЧVI века до н. э.Чврем€ сложени€ и укреплени€ античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов Чназываютс€ архаическими (от греческого Ђархайосї Чдревний). ”силенно стро€тс€ и укрепл€ютс€ города, прокладываютс€ дороги, мосты, водопроводы. —кладываетс€ общегреческий рынок, чеканитс€ монета. ¬ это врем€ уже четко прослеживаетс€ социальное неравенство и борьба демоса с аристократами, эвпатридами. √реки быстро рассел€ютс€ в бассейне —редиземноморь€. »з —ицилии, с јпеннинского полуострова, ≈гипта, —еверного ѕричерноморь€ они ввоз€т рабов и хлеб, вывоз€т же в провинции в основном произведени€ художественного ремесла, керамики.

ѕериод архаики Чврем€ возникновени€ греческой письменности (на основе финикийской), медицины, астрономии, истории, географии, математики, натурфилософии, лирической поэзии, театра и, конечно, изобразительных искусств. √реки, умело использу€ достижени€ прежних культур ¬авилона, ≈гипта, создали свое собственное искусство, оказавшее огромное вли€ние на все последующие этапы европейской культуры.

«одчие этого периода уже пользовались не деревом и кирпичом на каменной основе, как раньше, а камнем. Ќа главной площади города, где происходили собрани€ и религиозные празднества, возвышалс€ храм, посв€щенный обычно божеству Ч покровителю города.

¬ период архаики постепенно была создана продуманна€ и €сна€ система архитектурных форм, котора€ стала основой всего дальнейшего развити€ греческого зодчества. √реческий храм, хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонени€ главному богу или богам, был центром всей общественной жизни граждан греческого полиса.  ак правило, он не подавл€л человека своими размерами. –азмещение храма в центре акропол€ или на городской площади уже определ€ло его роль в общественной жизни. ѕростейший тип архаического храма Ч храм в антах, состо€щий из одного небольшого помещени€ Ч наоса, открытого на восток. ћежду выступами боковых стен Ч актами Ч на фасаде были помещены две колонны. ѕростиль Ч более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны. јмфипростиль имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. Ќо основным типом храма €вилс€ периптер Ч храм пр€моугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. ѕериптер сложилс€ во второй половине VII в. до н. э., и дальнейша€ эволюци€ храмовой архитектуры шла по линии совершенствовани€ его конструкций и пропорций.

¬ основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определенна€ система соотношени€, равновеси€ несомых и несущих частей Ч ордер (от латинского Ђордої Ч строй, пор€док). ѕервые ордера назывались дорическим и ионическим (по местам их возникновени€), затем по€вилс€ коринфский, близкий к ионическому.

ќрдер был общей системой правил, никак не исключающей индивидуальности творческого решени€ в вопросах соотношени€ храма с ландшафтом, с другими сооружени€ми.

 аменное основание дорического храма Чпериптера Ч обычно трехступенчатое, называемое стереобатом, с его верхней ступенькой Ч стилобатом Ч служило как бы постаментом храма. ¬ наос, из которого, собственно, и состо€л храм, вел вход со стороны главного фасада (в некоторых храмах был еще опистодом Чпомещение позади наоса с выходом в сторону заднего фасада). Ќаос освещалс€ или через двери, или через световые люки в потолке. ƒорические колонны архаического периода не имели базы и создавали впечатление приземистых и мощных. —твол их прорезали желобки Ч каннелюры, на высоте одной трети ствол утолщалс€ (это утолщение носит название энтазиса), капитель колонны состо€ла из эхина Ч круглой каменной подушки, и абака Ч квадратной плиты, на которую опиралось перекрытие, так называемый антаблемент. јнтаблемент складывалс€ из архитрава Ч балки, лежащей непосредственно на колоннах, фриза и карниза. јрхитрав дорического ордера Ч гладкий. ‘риз дорического ордера делитс€ на пр€моугольные плиты Ч метопы и триглифы, имеющие на плоскости три вертикальных желобка. јнтаблемент завершалс€ карнизом. ƒвускатна€ крыша, покрыта€ черепицей или мраморными плитками, на переднем и заднем фасадах образовывала треугольники, так называемые фронтоны. ‘ронтоны и метопы заполн€лись скульптурой. —кульптурными украшени€ми (акротери€ми) завершались углы крыши и ее щипец (который в русской архитектуре называетс€ коньком).  лассическим примером дорического ордера может служить храм ѕосейдона в ѕестуме (»тали€, VI в. до н. э.).

 апитель ионического ордера, сложившегос€ к концу VII в. до н. э. имела эхин из двух из€щных завитков Ч волют. јрхитрав ионического ордера разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажетс€ более легким, чем гладкий дорический. ‘риз идет по антаблементу сплошной лентой. ≈го характер более легкий, из€щный, Ђженственныйї. ‘риз был часто раскрашен, детали золотились. ¬ ионической колонне энтазис менее заметен, чем в дорической, или вовсе отсутствует.  арниз богато декорирован. ”же в эпоху классики сложилс€ коринфский ордер, колонны которого более стройные, чем ионические, и завершаютс€ пышной капителью, составленной из стилизованных листьев аканфа. »зобретение коринфской капители приписывают золотых дел мастеру  аллимаху, который сделал ее сначала из металла. ѕример коринфского ордера Ч храм јполлона в Ѕассах (ок. 430 г. до н. э.). Ќо следует отметить, что греки употребл€ли коринфский ордер реже, чем дорический и ионический.

√реческие храмы архаического периода подкрашивались: тимпаны (т. е. само поле) фронтонов и триглифы Чобычно синим, метопы Чкрасным. –аскрашивалась и скульптура.  раска подчеркивала архитектонику здани€, усиливала праздничность образа. Ѕелый с цветными детал€ми храм, дл€ которого греческие зодчие всегда умели найти удачное расположение на холме, на возвышении, легко Ђчиталс€ї силуэтом на фоне неба.

ƒорический ордер €вилс€ выражением самых передовых художественных идей времени, и строгий тип периптера продолжал развиватьс€ и совершенствоватьс€ в эпоху классики как ведущий тип храма.

—ложным путем шло развитие архаической скульптуры. ћожно сказать, что греческа€ скульптура родилась на стадионах, в гимнаси€х, на олимпиадах. ѕобедители олимпийских игр всенародно прославл€лись, в их честь воздвигались статуи. ѕоскольку на сост€зани€х юноши выступали обнаженными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнаженного юношеского тела. “ак по€вились в период греческой архаики скульптурные изображени€ юношей Ч куросы, которые долго называли архаическими аполлонами. »ногда такие статуи достигали нескольких метров высоты. ‘игура монументальна, моделирована обобщенно, в ее нерасчлененности отчетливо подчеркиваетс€ св€зь с блоком. ѕуки прижаты к туловищу, одна нога выставлена вперед. ѕодчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. ”глы губ чуть приподн€ты, что позволило исследовател€м ввести термин Ђархаическа€ улыбкаї, глаза широко открыты. „етка€ фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профил€, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи. Ќо улыбка, устремленный вдаль взгл€д создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счасть€ познани€ его, что составл€ет глубокую гуманистическую идею греческого искусства.

 уросы посв€щались богам, ставились в храмах и св€тилищах, изображени€ атлетов воздвигались на площад€х городов. –ельефные изображени€ исполн€лись на надгробных плитах Ч стелах. ћатериалом служили камень, дерево, мрамор, терракота, со второй половины VI в. до н. э.Ч бронза.  амень и глину раскрашивали. –аскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой, глаза Чкрасными, но это лишь усиливало общую декоративность.

≈сли в скульптурном изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской Ч проблема задрапированного. “акие фигуры назывались Ђкорамиї (по-гречески кора Ч дева). „аще всего их наход€т около јфин, так как коры обычно изображали жриц богини јфины. ”же в ранних архаических корах видно, как скульптор стремилс€ под их одеждой Ч хитонами и пеплосом Ч как можно точнее промоделировать тело. √лаза удлиненные, широко раскрытые, Ђархаическа€ улыбкаї еле намечена.

 ора. ћрамор. јфины, музей јкропол€ ¬озничий. Ѕронза. ƒельфы, музей

 ак правило, коры раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда €рка€, очень нар€дна€. Ћица куросов и кор не индивидуализировались, а обобщались. ¬ мужских фигурах подчеркнуты статикой позы сдержанность, мужество, сила. —держанность, благородство при подчеркнутой женственности, нежности мы наблюдаем в образах кор. ¬се это выражало нравственный идеал греков в период архаики, а в искусстве той эпохи эстетический и этический идеалы сливались.

ќ монументальной живописи архаического периода ничего не известно. ќчевидно, она существовала, но не сохранилась до нашего времени. «ато мы может судить о вазописи, как VII, так и VI в. до н. э. ¬ VII в. до н. э. живопись заполн€ла всю поверхность сосуда, как ковром. —тиль этот называетс€ обычно ориентализирующим, поскольку многое, особенно в орнаменте, греки восприн€ли от искусства ¬остока: пальметты, цветы лотоса, как и многие мотивы животного мира. ¬се это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной мифологией. ”зор, подчеркнутый контуром, наносилс€ темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выдел€лись белой и пурпурной красками.

¬ конце VII в. до н. э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному. „ерным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, фигуры располагались уже не Ђковромї, горизонтальными полосами, а свободно размещались на поверхности стенок. ѕомимо мотивов растительного и животного мира в керамике јфин, особенно в VI в. до н. э., по€вл€етс€ много сцен сражений, пиров, охоты, эпизодов из гомеровских поэм. ћастера-гончары с этого времени стали подписывать свои сосуды. ЂЁксекий сделалї,Чнаписано на знаменитом килике, днище которого украшает изображение ладьи ƒиониса, который превратил захвативших его в плен пиратов в дельфинов. ¬озможно, гончар и живописец иногда объедин€лись в одном лице.

Ёксекий. јхилл и ј€кс, играющие в кости.„ернофигурна€ амфора. ¬атиканский музей

— последней трети VI в. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурна€ (фигуры естественного цвета глины выступали на фоне, сплошь покрытом лаком). Ѕолее живописные, живые, динамичные жанровые сцены все чаще смен€ют традиционно мифологические (мастера ≈вфимид, Ѕриг, ≈вфроний). «наменита€ Ђваза с ласточкойї ≈вфрони€ конца VI в. до н. э. хранитс€ в Ёрмитаже.

—оздав тип храма-периптера, решив проблемы пластики обнаженной мужской и задрапированной женской фигуры, разработав многофигурные композиции в вазописи, все более т€готеющие к изображению реального мира, искусство архаики заложило основы всей художественной системы следующего периода Ч греческой классики.

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gumer.info

»скусство √реции. √омеровска€ √реци€ »льина “. ¬ начале I тыс€челети€ до н. э. племена ƒревней Ёллады расселились по всему —редиземноморью. ƒорийцы зан€ли весь ѕелопонесский полуостров, остров  рит и другие острова. јхейцы были оттеснены на

 

 

 

¬нимание! ѕредставленное »зложение находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалось, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальное »зложение по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»скусство

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru