Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»скусство ’VII столети€ в христианской восточной ≈вропе —  ультура и искусство

 арл ¬Єрман

»скусство этого периода в ѕольше

ѕольский король ян —обесский одержал, как известно, в 1683 г. решительную победу под ¬еной, остановившую вторжение турок и вернувшую независимость ¬енгрии, изнывавшей 144 года под магометанским игом. Ќо освобожденные страны в ближайшие дес€тилети€ были до того зан€ты своим экономическим обновлением, что не могли про€вить достойной упоминани€ художественной де€тельности. ѕоэтому в области искусства имели значение в XVII столетии в ¬осточной ≈вропе только ѕольша и –осси€. Ќо восточный характер имеет, как и раньше, только русское искусство. ѕольша уже в течение нескольких столетий стала на сторону «ападной ≈вропы. ѕравда, польского искусства как такового и в XVII столетии не было, как не было искусства скандинавского. Ќо тогда как в XVI столетии ѕольша могла похвалитьс€ лучшей колонией италь€нских зодчих и ва€телей по эту сторону јльп и посто€нным наплывом лучших немецких мастеров, в XVII столетии ее искусство было приведено италь€нцами и немцами к среднему стилю эпохи, от которого не было никуда выхода.   тому же самосто€тельное развитие краковского искусства было внезапно прервано перенесением резиденции в ¬аршаву, осуществленным —игизмундом III в начале столети€; а в ¬аршаве приходилось в известной степени снова начинать сначала.

«начительнейшей из краковских церквей позднего ренессанса и барокко осталась вышеупом€нута€ крестообразна€, покрыта€ куполом церковь ѕетра, построенна€ в Ѕернардоне. —ама€ важна€ барочна€ внутренность церкви в  ракове €вилась в университетской церкви или церкви св. јнны, главным мастером которой считалс€ ѕьетро ѕаоло ќливьери. ќднако ее роскошные позолоченные лепные работы принадлежали Ѕалдасаре ‘онтана. ≈стественно, и в быстро расцветшей ¬аршаве возник в течение XVII столети€ р€д новых церквей, которые, однако, обнаруживают стиль эпохи в пустых и т€желовесных формах. ¬ художественном отношении даже больша€ холодна€ капуцинска€ церковь ѕреображени€ ’риста (1683), построенна€ придворным архитектором јгостино Ћоччи в пам€ть победы над турками, почти не имеет значени€. ¬о вс€ком случае, эти образчики показывают, что в ¬аршаве, как и в  ракове, и в XVII столетии предпочитались италь€нские художники.

ƒворец ¬иельпольского в  ракове, нынешн€€ ратуша, только среднее произведение; да и первые королевские дворцы ¬аршавы не возвышаютс€ до уровн€ образцовых произведений архитектуры. ≈сли сравнить королевский замок —игизмунда III с рисунком разрушенного Ђ—аксонского дворцаї, в котором жили позднее саксонско-польские короли, то и здесь заметно перерождение средневековых угловых башен в более удобные дл€ жилища угловые павильоны. «начительнее лучша€ постройка яна —обесского, обставленный по сторонам павильонными башн€ми средний корпус королевского замка ¬илланова близ ¬аршавы, воздвигнутый между 1688 Ц 1694 ƒжузеппе Ѕелотти.

¬ области скульптуры италь€нское вли€ние в ѕольше снова заменилось в XVII столетии немецким. Ѕреславец »оганн ѕфистер, основавший в 1612 г. большую мастерскую в Ћемберге, снабжал польские церкви претенциозными алебастровыми и мраморными гробницами, из которых отметим кн€жеские гробницы “арновского собора из-за их величины и роскоши материалов. Ѕронзовые и другие металлические скульптурные произведени€, кажетс€, выписывались преимущественно из ƒанцига. ¬о вс€ком случае, серебр€ный саркофаг св. —танислава в  раковском соборе (1671), украшенный средней величины рельефами, вышел из данцигской мастерской ѕетера фон ден –еннен. ѕроизведени€ этого рода обнаруживают скульптурный стиль эпохи в нидерландско-немецкой манере.

“ак же обсто€ло дело и с живописью в ѕольше. »таль€нец “оммасо ƒолабелла из Ѕеллуно, слабоватые картины которого, выдержанные в поздневенецианском стиле, можно встретить в церквах св. ≈катерины, св. ћарка и доминиканцев в  ракове, был придворным живописцем —игизмунда III. ¬о второй половине столети€ царило вли€ние рубенсовских гравюр. »х держалс€ пол€к ‘ранц Ћексицкий, поверхностные исполинские картины которого наполн€ют польские церкви бернардинов. ¬ качестве краковского портретиста славитс€ ƒаниель ‘рехерус, лучшим произведением которого считаетс€ все-таки довольно уродливый портрет епископа “ржебицкого в церкви францискианцев, изображающий этого сановника церкви во весь рост перед диагонально нат€нутой входной занавесью. — особенной гордостью подчеркивают пол€ки тот факт, что Ѕогдан Ћюбинецкий (1653 Ц 1729), бывший одно врем€ директором академии в Ѕерлине, был краковский уроженец. Ќо этот средней руки художник не об€зан своему отечеству ни образованием, ни славой.

–усское искусство XVII столети€. ќбщий обзор

–усские исследовани€ последних дес€тилетий с успехом старались осветить €рким светом позднейшие отделы национального русского искусства, единственной оставшейс€ в живых дочери византийского искусства.  роме истории искусства Ќовицкого и отдельных статей различных ученых, дл€ XVII столети€ имеют значение особенно Ђѕам€тники старинной русской архитектурыї —услова и Ђћатериалы к истории русской иконографииї Ћихачева. “ак как, однако, значение русского искусства тех времен ограничивалось страною царей, то мы удовольствуемс€ здесь краткими указани€ми.

¬ цветущем русском церковном зодчестве XVII столети€ мы встречаем в разнообразных вариантах и часто смешанные друг с другом, преимущественно два главных типа, возникшие р€дом уже в XVI столетии: тип п€тикупольной церкви, блест€щие луковичные купола которой, часто многочисленные, возвышаютс€ над кровлей то на высоких цилиндрических наподобие шеи башн€х, то на покрыти€х в виде обелисков, и тип пирамидальной церкви, окруженной внизу верандами и крытыми лестничными переходами, но также обыкновенно увенчанной маленькими луковичными куполами. ¬осьмиугольные пирамидальные колокольни ставились нередко р€дом с п€тикупольными церквами, но часто также соедин€лись с ними в одно неразрывное целое. —таринный дерев€нный русский стиль отзываетс€ преимущественно в более простых пирамидальных церкв€х; в некоторых област€х империи царей, в особенности на дальнем севере, и теперь нет недостатка в насто€щих дерев€нных церкв€х, сохран€ющих стиль в первоначальной чистоте, и именно потому кажущихс€ переводами со старонорвежского. ’арактерна, например, дерев€нна€ церковь в ”мбе на Ѕелом море с ее нагроможденными одна над другой кровл€ми и св€зующей все восьмиугольной средней пирамидой, увенчанной луковичным куполом. «десь нет и намека на италь€нский ренессанс.

»таль€нский ренессанс и международный барочный стиль даже в каменных русских церкв€х этой эпохи отзываютс€ лишь слегка, отрывочно и в искаженных вариантах. ѕример, данный јрхангельским собором московского  ремл€ с его капител€ми в стиле чистого раннего ренессанса, не нашел подражателей. ѕростые круглые колонны и пил€стры, производ€щие издали впечатление тосканских, несут иногда плоские верхи, представл€ющие нечто среднее между дорическими и романскими капител€ми. ¬ более чистых формах про€вл€ютс€ коринфские воспоминани€. “есно сближенные столбы перил и стройные круглые колонны св€заны широкими по€сами. ћногочисленные, роскошно украшенные наружные рамы окон увенчиваютс€ килевидными арками чаще, чем треугольными фронтонами. Ќа входных порталах, не менее богато обрамленных, круглые и плоские арки нередко чередуютс€ с килевидными. —вой особый характер некоторые крыши получают благодар€ мансардовидным, большей частью килевидно выт€нутым, фальшивым надставкам, которыми они точно усажены. —танов€сь меньше в верхних р€дах, эти украшени€ св€зывают край крыши с купольными башн€ми. ѕустых стенных площадей не люб€т. »ногда стены совершенно закрыты грановитыми или даже кассетовидными четырехугольниками. ѕерила веранд, сеней или галерей редко состо€т из отдельных столбов; большей частью это Ц сплошные стены, украшенные снаружи расположенными в р€д четырехугольными кассетами в высоту стены. —реди обильных, разнообразных отдельных форм этого стил€ можно заметить там и с€м древние геометрические образцы, зигзаги, полосы и чешуи. —равнительно с русским стилем соборов средневековь€ весь этот род постройки и украшени€ можно обозначить именем национального русского барокко.

¬ ћоскве есть так называема€ Ђ расна€ церковьї ”спени€ Ѕогородицы, известный образчик роскошного сочетани€ луковично-купольной и пирамидально-башенной системы, и в то же врем€ с крайне €сными италь€нскими вли€ни€ми, с расчленением стен колоннами в стиле коринфских и барочными наличниками окон. ¬ более чистом луковично-купольном стиле €вл€етс€ московска€ церковь Ђ–ождества Ѕогородицы в ѕутинкахї, простой нижний этаж которой производит впечатление коринфизирующего, а в верхнем рассыпаны все описанные раньше красоты. ¬ –остовском кремле имеютс€ п€ть церквей XVII столети€. ÷ерковь ¬оскресени€ и церковь »оанна „удотворца обладают высокими, обильно расчлененными фасадами, обставленными на лицевом фасаде средневековыми круглыми башн€ми, а вверху заканчиваютс€ как насто€щие п€тикупольные церкви. ÷ерковь ¬оскресени€ в –оманове-Ѕорисоглебске близ –остова (1652) Ц п€тикупольна€ церковь с €сно выраженной двухэтажной, идущей кругом верандой, полуциркульные аркады которой соответствуют полуциркульным расписным пол€м под главной кровлей, а шеи луковичных куполов расчленены килевидными фальшивыми аркадами. ѕри подобном же расположении церковь ¬оскресени€ в  остроме (1650) имеет все без исключени€ отверсти€ полуциркульные и грановитую отделку стен. ќсобенно обильно расчленена церковь  азанской Ѕожией ћатери в ћуроме (1648), снабженна€ двум€ пирамидальными башн€ми. ќбрамлени€ здесь встречаютс€ полуциркульные, килевидные с треугольными фронтонами, из которых один разорван, как в западном стиле барокко. —овершенно русскими выгл€д€т обрамлени€ окон церкви  азанской Ѕожией ћатери в ћаркове. ѕримером русской церкви XVII столети€ с плоскими куполами и плоскими закомарами может служить јрхангельска€ церковь ћакарьевского монастыр€ в ∆елтоводске.

—реди русских домов этого времени, прежде всего, следует назвать теперешнее здание дворца бельведера или терема в ћоскве, расположенного вокруг п€тиугольного двора п€тью ступенчатыми, постепенно уменьшающимис€ этажами, расчленение которых издали, но только издали, напоминает италь€низирующий поздний ренессанс. ќсобенно интересный русский частный дом этого времени, каменна€ постройка с (реставрированными) дерев€нными пристройками Ц дом «елейщикова в „ебоксарах  азанской губернии. ќткрытый двум€ арочными пролетами средний выступ, в котором идет вверх лестница, увенчан перед крышей огромной дерев€нной килевидной закомарой. Ќаконец, не следует забывать о —ухаревой башне в ћоскве, воздвигнутой в 1689 г. ѕетром ¬еликим. —равнительно с оконченным в 1660 г. »ваном ¬еликим, Ђневестойї которого называет ее русский народ, она производит своим остовом уже значительно более европейское впечатление. ќна одно из последних архитектурных произведений Ђмосковскогої периода империи царей. — основанием ѕетербурга (1703) начинаетс€ петербургский период –оссии, котора€ сознательно обращаетс€ лицом к «ападу.

ќбщий обзор

»наче, чем в конце XVI столети€, выгл€дел европейский художественный мир на исходе XVII столети€. √рандиозна€ мощь и двинутый оживлением массивный стиль барокко повсеместно сообщили ему новый отпечаток.  ак над јрно и “ибром, так и над —еной и “емзой, господствовали теперь огромные, далеко видные церковные купола, и всюду возвышались те обильно расчлененные, роскошно оживленные и, тем не менее, цельно выдержанные церковные фасады, прообразы которых в XVI столетии возникли в –име и в верхней »талии; повсюду €вились мощные, широко раскинувшиес€ дворцы, вроде ¬ерсал€, окруженные стильно распланированными садами. ¬а€ние, которому ставились главным образом декоративные задачи украшени€ дворцов, алтарей, церковных порталов и водоемов, охотно следовало за большими, одушевленными, изгибающимис€ лини€ми архитектуры. ƒвижени€ тела поэтому довольно часто возвращались к изгибам старинных готических фигур, а развевающиес€ одежды получали самосто€тельную, более живописную и декоративную, чем пластическую жизнь. ќгромные плафонные картины нового рода, расчлененные неизвестными доселе способами, распростран€ли бьющую через край, почти не св€занную с архитектоникой, красочную жизнь над исполинскими светскими и церковными залами. —тенна€ живопись большей частью еще замен€лась ткаными картинами. Ќо во всех католических церквах занимали свое место исполинские алтарные картины, полные барочных изгибов, дышащие религиозной страстью, образы которых в св€зи со стилем их роскошных обрамлений следовали господствующему стилю церковных построек. Ѕез сомнени€, италь€нские мастера XVII столети€ много содействовали дальнейшему развитию этой барочной алтарной живописи; но столь же несомненно, что она нашла свое окончательное выражение только в лучших произведени€х –убенса, на фламандской почве.

Ќар€ду с этим мощным по своей цельности, часто довольно напыщенным барочным искусством, в котором почти растворились переживани€ готической архитектуры, не исчезавшие вполне в течение целого столети€, развивалось, как и в течение всей эпохи расцвета, реалистическое направление, и хот€ оно св€зано с барочным направлением в самых грандиозных своих про€влени€х, как скульптуры Ѕернини, картины –иберы и –убенса, но все же оно принесло во всех родах искусства р€д почти вполне свободных от барокко творений, натурализм которых представл€ет €сно выраженную противоположность господствующему стилю эпохи.

¬ строительном искусстве можно сопоставить р€дом, с одной стороны, начала нового устройства протестантской проповеднической церкви, с другой Ц стремлени€ устраивать в жилых домах р€ды действительно жилых, удовлетвор€ющих жизненным потребност€м, помещений, а также и попытки приспособить €зык форм к местному строительному материалу. ¬ скульптуре, где побочные, ложноклассические течени€ создали теперь уже иного рода противовес преобладанию барочного вкуса, отдельные попытки жанра в скульптуре √олландии, Ѕельгии и ‘ранции, а затем повсеместно часть портретной скульптуры принадлежат к этому, исключительно реалистическому направлению. ¬ живописи это направление выступает особенно победоносно р€дом с прежними приемами, и, несмотр€ на участие прин€тое италь€нской живописью в реалистическом движении при посредстве  араваджо, а также позднего стил€ “ициана, в выработке нового мастерского широкого письма Ц дальнейшее развитие этого свежего направлени€ совершилось не в »талии, а в других странах. ¬еликие мастера, –ембрандт, ‘ранс ’алс и ¬еласкес, показывают, как этот реализм, внесенный великими художественными личност€ми, мог, с одной стороны, возвыситьс€ над самим собой, призвав на помощь самую мощную фантастику света и красок, а с другой Ц утвердитьс€ и развить дальше самые утонченные наблюдени€ форм и красок великой природы; показывают это также в разных случа€х и те преимущественно голландские мастера, которые умели столь же натурально, как и художественно, воспроизводить свои простые, выхваченные из природы и жизни ландшафты повседневной жизни богатых и бедных, животных и мир растений вплоть до простейшей мертвой природы. ”же в XVI столетии все эти роды живописи существовали, как художественные попытки, но именно только XVII столетие довело их до самого полного и свободного расцвета; и, конечно, не случайно то обсто€тельство, что это развитие совершилось преимущественно в протестантской и республиканской √олландии.

Ќар€ду с этим великим, по существу декоративным, барочным движением и другим не менее великим, по существу реалистическим направлением, довольно часто переплетавшимис€ с идеальными художественными представлени€ми и барочными переживани€ми, к числу которых можно теперь присоединить в некоторых отношени€х и классицизм, как третье течение, непосредственно или посредственно находившеес€ под вли€нием антиков, обнаружилась к концу XVII столети€ во всех област€х искусства, как нова€ ступень развити€, склонность к легкому, при€тному, из€щному, игривому и шаловливому, ставша€ основной чертой искусства наступающего столети€.

∆ивопись собственно была господствующим искусством XVII столети€. ≈два ли нужно здесь повтор€ть, что Ђживописноеї с его красочной и перспективной жизнью, с его светом и тенью, с его соединением крайних противоположностей на плоскости, господствовало и в строительном искусстве, и в скульптуре XVII столети€. ѕочти все именно великие мастера этого столети€, произведени€ которых проникают в наше сердце, были живописцами. XVII столетие принадлежало бы к самым мощным в художественном отношении мировым эпохам, если бы оно не подарило нам других мастеров, кроме ¬еласкеса и –иберы, –убенса и ¬ан ƒейка, ’алса, –ембрандта, ¬ермера, Ѕроувера, –ейсдала и √оббемы. Ќесмотр€ не новейшие попытки провести и в искусстве, как и в различных про€влени€х жизни, Ђпереоценку всех ценностейї, мы все не можем представить себе мир искусства без мастеров этого размаха.

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

 арл ¬Єрман »скусство этого периода в ѕольше ѕольский король ян —обесский одержал, как известно, в 1683 г. решительную победу под ¬еной, остановившую вторжение турок и вернувшую независимость ¬енгрии, изнывавшей 144 года под магометанским

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru