Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»стоки духовности в музыке —. ¬. –ахманинова — ћузыка

ѕосмотреть видео по теме ƒоклада

ѕушкина ¬. Ќ.

Ђя люблю церковное пениеЕ ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вс€ наша русска€ музыкаї.

—.¬. –ахманинов

 лассическа€ русска€ музыка уникальна по своей духовной наполненности. ќна берет начало от древних национальных напевов, вплетенных в канву принесенного извне византийского наследи€. ƒуховна€ музыка долгое врем€ предшествовала музыке светской. ќна была неотъемлемой частью человеческой жизни. » потому в основе творчества русских композиторов скрыты истоки национальной культуры.   таким €влени€м по праву принадлежит музыка —ерге€ ¬асильевича –ахманинова.

Ѕудущий композитор родилс€ 20 марта (по старому стилю) 1873 года в усадьбе —еменово —тарорусского уезда Ќовгородской губернии. ”же в четырехлетнем возрасте про€вились блест€щие музыкальные способности мальчика. Ќекоторые исследователи сравнивают успехи маленького —ережи –ахманинова со знаменитой одаренностью ћоцарта-ребенка. ќднако, несмотр€ на такой исключительный музыкальный дар, по сложившейс€ в семье традиции, —ережу должны были отдать в ѕажеский корпус. Ќо судьба распор€дилась иначе. –одители композитора разорились. —емь€ переехала в ѕетербург, где обучение —ережи в ѕажеском корпусе оказалось не по средствам. ёный –ахманинов поступил на младшее отделение ѕетербургской  онсерватории. Ёто событие определило его дальнейшую судьбу.

ќгромное вли€ние на духовное развитие —ерге€ оказало его общение с бабушкой, —офьей јлександровной Ѕутаковой. »менно ей он об€зан одним из самых сильных музыкальных впечатлений детства. Ѕудучи весьма религиозной, —офь€ јлександровна часто водила внука в петербургские соборы. ѕозднее композитор вспоминал: Ђ÷елыми часами мы простаивали в изумительных петербургских соборах - »саакиевском,  азанском и других, во всех концах города. ¬ соборах часто пели лучшие петербургские хоры. я всегда старалс€ найти местечко под галереей и ловил каждый звук. Ѕлагодар€ хорошей пам€ти € легко запоминал почти всЄ, что слышалї.

ќ феноменальной пам€ти –ахманинова свидетельствует следующа€ истори€: однажды (это было в начале 90-х годов XIX в.), в дом к учителю –ахманинова —.». “анееву пришел композитор ј.√лазунов. ќн собиралс€ продемонстрировать первую часть своей новой симфонии, которую ещЄ никто не слышал.  огда произведение было исполнено, —.». “анеев вышел и через некоторое врем€ вернулс€ вместе с –ахманиновым. Ђѕозвольте познакомить ¬ас с моим ученикомЕї. —ергей »ванович представил –ахманинова, сказал, что он очень талантливый человек, тоже только что сочинил симфонию.  аково же было удивление √лазунова, когда молодой композитор сел за ро€ль и исполнил только что сыгранное им сочинение! Ђ√де ¬ы с ней познакомились? я еЄ никому не показывал!ї спросил изумленный √лазунов. Ќа что “анеев поспешил его успокоить, сказав, что –ахманинов сидел в другой комнате и на слух повторил только что услышанное произведение.

¬ 1885 году —ережу перевод€т в ћосковскую консерваторию к Ќиколаю —ергеевичу «вереву, самому знаменитому преподавателю игры на фортепиано в ћоскве в то врем€. «верев не только прин€л мальчика в свой класс, но и вз€л его на полный пансион.  роме обучени€ игре на фортепиано знаменитый педагог занималс€ нравственным воспитанием реб€т.   своим ученикам «верев относилс€, как к собственным дет€м. ¬се ученики жили в его доме и обучались за его счет. –ежим зан€тий был довольно строгий: заниматьс€ приходилось с шести часов утра под бдительным наблюдением наставника. ¬ эти же годы –ахманинов начинает сочин€ть музыку. ѕервые его произведени€ на экзамене по композиции так понравились ѕетру »льичу „айковскому, что тот окружил п€тЄрку четырьм€ плюсами и насто€тельно рекомендовал юному музыканту серьезно зан€тьс€ композицией.

ќкончив ћосковскую консерваторию, как композитор и пианист, –ахманинов получает звание Усвободного художникаФ.Ќо материальное положение его оставл€ет желать лучшего, несмотр€ на блест€щие отзывы на выпускных экзаменах, предложение преподавать в консерватории он не получил и вынужден был зарабатывать частными уроками.   тому времени некоторые из его сочинений уже издавались и тоже приносили не большой доход.

¬ 1896 году он пишет свою первую симфонию. Ёпиграф к ней он выбирает из Ѕиблии: Ђћне отмщение и јз воздамї. Ёто основна€ иде€ симфонии: наказание за неправедность, нечистоту, безверие. “акие мысли часто занимали умы интеллигенции в те годы. ¬се предчувствовали страшные перемены - ѕервую мировую войну, революцию .—очин€€ симфонию, –ахманинов возлагал на нее большие надежды ."я был высокого мнени€ об этом произведении, построенном на темах из "ќбихода"*-признаетс€ композитор. Ќо надежды не оправдались. ѕосле первого и единственного исполнени€, симфонию постиг полный и оглушительный провал. ƒл€ –ахманинова это был удар такой силы, что композитор уничтожил партитуру и не сочин€л почти три года. —имфонию восстановили после его смерти и сейчас она исполн€етс€ многими оркестрами мира.

¬ эти годы мучительных переживаний, когда –ахманинову казалось, что он не состо€лс€, как композитор, его увлекла мысль о дирижерской де€тельности. »звестный московский меценат —.».ћамонтов, содержащий частную оперу, пригласил его на пост второго дирижера в свой театр. ¬ то врем€ театр ћамонтова пользовалс€ большой попул€рностью. “алантливый меценат собрал у себ€ лучшие творческие силы –оссии. ¬ его постановках пели молодой ‘едор Ўал€пин, певица Ќ. «абела-¬рубель. ¬ оформлении спектаклей, в создании костюмов и декораций принимали участие крупнейшие русские художники: —еров, ¬аснецов, ¬рубель, ѕоленов,  оровин. »менно здесь –ахманинов знакомитс€ с великим русским басом ‘.Ўал€пиным, дружбу с которым пронес через всю жизнь. ¬последствии оба артиста часто выступали вместе. »х дуэт производил неизгладимое впечатление на современников. " огда –ахманинов аккампонировал мне, не раз говорил Ўал€пин, -приходилось говорить не "я пою", а "ћы поем!" –абота в ћамонтовском театре помогла композитору выйти из творческого кризиса. ѕосле трехлетнего перерыва –ахманинов снова начинает сочин€ть.

ќдно из самых известных произведений –ахманинова - музыкальна€ поэма Ђ олоколаї на стихи  онстантина Ѕальмонта дл€ оркестра хора и солистов. ¬ различных колокольных перезвонах - праздничном, свадебном, похоронном - он передает всю человеческую жизнь, от рождени€ до смерти.  олокола на –уси испокон веков ограждали людей от беды, созывали на молитву и на бой, провожали в последний путь и ликовали в праздники. “ема колокольного звона проходит через все творчество –ахманинова: в симфони€х, фортепианных концертах, хорахЕ Ђ ажетс€, что этот звон плывет над широкой среднерусской равнинойї, - говорил один из исследователей творчества композитора.

¬ 1904 году –ахманинов снова возвращаетс€ к дирижерской де€тельности, но уже в Ѕольшом театре.  омпозитор дирижирует в театре всего два сезона. Ќо результаты его работы превзошли все ожидани€. Ѕлагодар€ ему театр выходит на новый профессиональный уровень. ≈го постановки русских опер стали образцом дл€ современников. ¬ эти годы –ахманинов становитьс€ признанным пианистом, композитором и дирижером.

¬ершиной духовного творчества –ахманинова стали ЂЋитурги€ —в€того »оанна «латоустаї и Ђ¬сенощное бдениеї. Ћюбовь к церковному пению композитор пронес через всю свою жизнь. —очинение Ћитургии было давней его мечтой. Ђќб Ћитургии € давно думал и давно к ней стремилс€. ѕрин€лс€ за нее как-то неча€нно и сразу увлекс€. ј потом очень скоро кончил. ƒавно не писалЕ ничего с таким удовольствиемї - говорил он в письмах к друзь€м. ¬ Ћитургии –ахманинов использует мелодии фольклора, знаменного пени€ и имитации колокольного звона, что придаЄт музыке истинно национальный характер. ¬ этом произведении композитор даЄт новую жизнь хоровым жанрам русской духовной музыки. —воим творчеством он противостоит бездуховности нарождавшегос€ с «апада модернизма.

Ђ¬сенощное бдениеї, в отличие от наполненной радостью и ликованием Ћитургии, носит лирический, просветленный характер. ѕроизведение было написано в один из самых т€желых дл€ –оссии периодов - шла ѕерва€ мирова€ война.

¬ советские годы –ахманинову, как и другим известным люд€м, часто приписывали сочувствие революции, сам же композитор писал: Ђя погрузилс€ в работу и не замечал, что творитс€ вокругЕ Ѕезжалостное выкорчевывание всех основ искусства, уничтожение всех возможностей дл€ его восстановлени€ не оставл€ло надеждї. –ахманинову - человеку далекому от политики, революци€ преградила творческий путь.  омпозитор выезжает в јмерику. ƒо конца жизни он так и не смог вернутьс€ на –одину.

ѕопул€рность –ахманинова как пианиста за границей была огромна. Ќо сочин€ть вдали от родины он перестал. ∆урналисты часто спрашивали его о новых произведени€х, на что он отвечал: Ђ”ехав из –оссии, € потер€л желание сочин€ть. Ћишившись –одины, € потер€л самого себ€ї. „ерез дес€ть лет, в конце жизненного пути, он все же создает несколько произведений, как воспоминание о былом. ¬сю оставшуюс€ жизнь –ахманинов тоскует по –оссии.

"я - русский композитор, и мо€ родина наложила отпечаток на мой характер и взгл€ды, - писал он. - ћо€ музыка - это плод моего характера, и потому это русска€ музыкаЕї ¬ этих словах –ахманинова - вс€ его жизнь.

¬тора€ мирова€ воина застала композитора в —Ўј. ќн очень т€жело переживал эти страшные событи€, постигшие родную страну. ¬ 1941 году –ахманинов дает концерт, вырученные средства с которого Ц 3920 долларов - полностью передает в ———–. ƒо конца своих дней он как может помогает соотечественникам: перечисл€ет деньги в различные фонды, отправл€ет посылки с продуктами и вещами. –ахманинову не удалось дожить до победы. ¬ середине концертного сезона в 1942 году он почувствовал себ€ плохо и вынужден был прервать гастроли. ƒиагноз смертелен - рак. —кончалс€ великий композитор 28 марта 1943 за несколько дней до своего семидес€тилети€ в Ѕеверли-’ил в штате  алифорни€. ѕохоронен –ахманинов на русском кладбище в  енсико.

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

ѕушкина ¬. Ќ. Ђя люблю церковное пениеЕ ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вс€ наша русска€ музыкаї. —.¬. –ахманинов  лассическа€ русска€ музыка уникальна по своей духовной наполненности. ќна бере

 

 

 

¬нимание! ѕредставленный ƒоклад находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалс€, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальный ƒоклад по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru