Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»сторические аспекты возникновени€ и развити€ общественного мнени€ — ‘илософи€

ѕосмотреть видео по теме ƒоклада

 ороткова Ћ. Ќ.

»сторическую реконструкцию первоначального типа общественного мнени€ следует соотнести с первыми объединени€ми коллективов людей, которые в истории называютс€ праобщинами. ¬едущей характеристикой этого периода €вл€етс€ установление социального (над биологическим, животным эгоизмом) приоритета в человеке, в общественных отношени€х. „тобы выжить и продолжить род, нужны были организованность, дисциплина, справедливое распределение общинного труда. ¬се, что этому мешало, подавл€лось силой такого регул€тора социальной жизни, как общественное мнение.  онечно, это было еще Ђстадноеї мнение и про€вл€лось оно в сфере материальных потребностей с дальнейшим разделением труда, с осознанием своих интересов, поступков. ќбщественное мнение выступает как способ самоуправлени€ общин.

ѕо€вление родовых общин (первобытнообщинный строй), крупные сдвиги в развитии производительных сил и, как следствие, изменение в организации общества общественное мнение начинает приобретать относительную самосто€тельность как социальный феномен, включающий уже в себ€ интеллектуальную, эмоциональную и волевую стороны общественного сознани€. ѕредельно проста€ иерархи€ управлени€ родовыми отношени€ми выражалась в простом и демократическом самоуправлении, на вершине которого находилось общественное мнение. ќбщественное мнение формирует и утверждает традиции, нормы, обычаи, формы поощрени€ и наказани€. ќбщественное мнение в этот период носит оценочный характер. »менно в этот период закладывались корни механизма действи€ общественного мнени€ и в наше врем€.

–абовладение с расцветом культуры и делением общества на классы порождает и новые качества общественного мнени€. —мена формации идет в жесткой борьбе внутри самого мнени€.  онсерватор по своей сути, оно отстаивало сохранение родоплеменных отношений, боролось со всеми новыми ростками прогресса. » одних экономических, организационных рычагов дл€ его усмирени€ было недостаточно.

¬ этот период по€вл€ютс€ первые манипул€торы общественного мнени€ духовно-идеологические. ѕостепенно укрепл€€сь, приобрета€ гибкость и организованность воздействи€, оно рождает особый слой идеологов, способных объ€снить и показать правильность безраздельного господства меньшинства над большинством. ѕо€вл€ютс€ и новые структурные компоненты общественного мнени€: относительно самосто€тельна€ идеологи€ и общественна€ психологи€. Ѕезусловно, существовало и второе общественное мнение мнение порабощенного класса. ќно развивалось и определ€лось крайне медленно и основой дл€ его объединени€ служила та часть мыслителей, писателей, ученых, которые поднимали вопросы о ценности человека, о ƒобре и «ле, —удьбы и —вободы, распростран€вшиес€ на всех людей несмотр€ на классовую принадлежность.

‘еодализм не только сохран€ет, но и усиливает экономическое, политическое и идеологическое господство прав€щего класса. ќднако и мнение Ђнизовї также расшир€етс€ и активизируетс€. — одной стороны, оно изобилует иллюзи€ми и слепой верой в то, что Ђвсе от богаї, с другой создает свои, народные традиции, обычаи, культуру. ¬ конце средних веков общественное мнение играет значительную роль и в церковных реформах.   концу эпохи феодализма общественное мнение бесправного большинства как бы останавливаетс€ в своем социальном росте. “олько следующа€ общественно-экономическа€ формаци€ оживл€ет и активизирует его.

 апитализм с его всплеском в духовной культуре (книгоиздание, по€вление газет, расцвет наук, искусства), вольный дух буржуазных революций дает видимость того, что общественное мнение вот-вот займет то главенствующее место, которое оно занимало на заре возникновени€ человечества. ќднако буржуази€, до этого активно использовавша€ мнение большинства в борьбе с остатками феодальных отношений, укрепл€ет свои позиции и направл€ет все усили€ на разработку идеологической системы, котора€ обеспечила бы ее власть и господство. ѕо€вл€етс€ идеологи€, мораль, в которой частный интерес (как основа предпринимательской де€тельности) провозглашаетс€ как высша€ цель и главный мотив человеческой жизни. —оциальное неравенство закрепл€етс€ не только в идеологии, но и в праве. Ќаступает период манипул€тивной пропаганды с использованием социально-психологических, пропагандистских и коммуникативных механизмов.

Ѕыло бы неверным считать, что общественное мнение Ђнизовї, особенно с развитием и упрочением позиций пролетариата, оставалось неизменным и полностью зависимым. „ерез профсоюзы, политические партии, через активные действи€ субъектов общественное мнение масс народа становитс€ все более весомым и значимым. » сегодн€ можно говорить, что общественное мнение в большинстве развитых капиталистических стран существует как социальный институт.

 апитализм это и начало теоретического осмыслени€ и изучени€ общественного мнени€. «десь в числе первых исследователей называют французского социолога √абриэл€ “арда (18431904 гг.). ќн считал, что общественное мнение порождаетс€ публикой, котора€ возникает, как социальна€ общность, при капитализме. Ёто общность, с весьма подвижными и не€сными границами, произрастает из особенностей массовых духовно-психологических процессов. —уществуют различные виды публики, имеющие некоторые общие интересы и согласие по наиболее важным вопросам. —в€зь поддерживаетс€ через средства массовой информации. ¬заимодейству€, публика формирует общественное мнение (“ард √. ќбщественное мнение и толпа. ћ., 1905). ¬ середине XIX века общественное мнение анализируетс€ не только социологами, но и, например, юристами. ћожно отметить работу немецкого юриста ‘ранца √ольцендорфа (1829-1889 гг.) Ђќбщественное мнениеї (—ѕб., 1899). ќн, поддержива€ идею безличности общественного мнени€, все же понимает, что его рождение св€зано с определенными сослови€ми населени€.

¬ начале XX века по€вл€етс€ интересна€ работа нашего отечественного социолога ¬ениамина ћихайловича ’востова (18681920 гг.) под названием Ђќбщественное мнение и политические партииї (ћ., 1906). Ќе будучи марксистом, ¬.ћ.’востов св€зывает зарождение общественного мнени€ с интересами определенных социальных групп. ќн рассматривает вопрос о взаимоотношени€х общественного мнени€ и политических партии.

“аким образом, постепенно накапливалс€ опыт осмыслени€ такого €влени€, как общественное мнение.

ќтечественна€ школа изучени€ общественного мнени€ относительно молода. ѕервые работы по€вились в 20-е годы (например, ’востов ¬.ћ. ќбщественное мнение и политические партии. ћ., 1906). Ќо эти научные исследовани€ не были комплексными и рассматривали метод исследовани€, а не его предмет. “олько в середине 60-х годов начинаетс€ всестороннее изучение этого уникального €влени€. —реди основополагающих работ следует назвать работы ”ледова ј. . Ђќбщественное мнение советского обществаї (ћ., 1963); √рушина Ѕ.ј. Ђћир мнений и мнени€ о миреї (ћ., 1967). ¬ это же врем€ активизируютс€ и прикладные исследовани€ общественного мнени€.

¬ последующие годы по€вл€ютс€ работы, дополн€ющие гносеологический анализ общественного мнени€ социологическим (например.  оробейников B.C. ѕирамида мнений. ќбщественное мнение: природа и функции. ћ., 1981).

¬ 90-е годы по€вл€етс€ значительное число исследований, посв€щенных как анализу эмпирических исследований общественного мнени€, так и теоретико-методологическому анализу гносеологической и социологической сущности этого феномена. Ќаиболее интересными и комплексными €вл€ютс€ работы √авры ƒ.ѕ. Ђ‘ормирование общественного мнени€: ценностный аспектї (—ѕб., 1995); Ђќбщественное мнение как социологическа€ категори€ и как социальный институтї (—ѕб., 1995). “ак что же Ђскрытої в этом социальном €влении, вызывающем столь неослабленный интерес?

—ам термин Ђобщественное мнениеї (public opinion) по€вилс€ в јнглии в XVI веке, а с XVII века становитс€ общеприн€тым. ¬  ратком словаре по социологии общественное мнение определ€етс€ как Ђсосто€ние массового сознани€, заключающее в себе скрытое или €вное отношение различных социальных общностей к проблемам, событи€м и фактам действительностиї (ћ., 1988. —. 199). ‘иксиру€ особенности общественного мнени€ как специфического способа отражени€ действительности, это определение €вл€етс€ гносеологическим подходом к анализу €влени€. ќднако, общественное мнение не только духовный феномен. Ёто определенные действи€ людей по преобразованию этой действительности.

—ледовательно, общественное мнение следует рассматривать как Ђсовместную заинтересованно ценностную оценочную и вытекающую из нее практическую де€тельность социальных субъектов и их (де€тельностей) результатї; как специфический социальный институт, Ђспособный функционировать во всех сферах жизни обществаї (см.: √авра ƒ.ѕ. ќбщественное мнение как социологическа€ категори€ и как социальный институт. —ѕб., 1995. —.63).

ѕодобный подход €вл€етс€ социологическим и, дополн€€ гносеологический анализ, позвол€ет рассматривать общественное мнение во всех аспектах его быти€. ¬ дальнейшем мы будем придерживатьс€ комплексного подхода, предложенного √аврой ƒ.ѕ.

—писок литературы

1. јндреев ».ј. ѕроисхождение человека и общества. ћ., 1982.

2. √авра ƒ.ѕ. ќбщественное мнение как социологическа€ категори€ и как социальный институт. —ѕб., 1995.

3. √оршков ћ.—. ќбщественное мнение. ћ., 1988.

 ороткова Ћ. Ќ. »сторическую реконструкцию первоначального типа общественного мнени€ следует соотнести с первыми объединени€ми коллективов людей, которые в истории называютс€ праобщинами. ¬едущей характеристикой этого периода €вл€етс€ установл

 

 

 

¬нимание! ѕредставленный ƒоклад находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалс€, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальный ƒоклад по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru