Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»сторический анализ вли€ни€ патриархального уклада и православной церкви на положение женщины в русском обществе допетровского времени — »стори€

√ородска€ открыта€ научно Ц практическа€ конференци€ школьников и студентов


“ема: »сторический анализ вли€ни€ патриархального уклада и православной церкви на положение женщины в русском обществе допетровского времени

јвторы:

 

Ќаучный руководитель:

2007 г.


ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈

I. ¬ведение

1. ќбоснование выбора темы, актуальность

2. ѕостановка цели и задач

3. ‘ормулировка гипотезы

4. ќбзор литературы

II. ќсновна€ часть

√лава 1. ѕоложение женщины при первобытнообщинном стро円††††

1.1. ¬ласть женщины при матриархате

1.2. ѕричины перехода к патриархату: социально-экономические и антропологические

1.3. ѕоложение женщины в патриархальной семье

√лава 2. ’ристианска€ религи€ о роли женщины

2.1. Ѕибли€ о статусе женщины

2.2. ќтношение русской православной церкви к женщин円††††††

√лава 3. –усска€ женщина в средневековом обществ円†††

3.1. ѕоложение женщины в €зыческой среде†

3.2. —татус женщины после прин€ти€ христианства††††††††

3.3. –усска€ женщина допетровского времени глазами иностранцев

III. «аключение: причины, повли€вшие на положение женщины в русском обществе допетровского времени

IV. —писок источников

V. ѕриложение

ѕриложение 1. јнкета социологического опроса

ѕриложение 2. ѕсалмы Ѕиблии

ѕриложение 3. “аблица: владени€ ћарфа Ѕорецко醆†††††

ѕриложение 4. ќтрывки из Ђƒомостро€ї —ильвестра†††††

ѕриложение 5. —ловарь терминоↆ††††††


¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

ѕрогресс любого общества определ€етс€

по положению в нем прекрасного пола.

Ў.‘урье

¬ целом, в любую эпоху положение женщины €вл€етс€ надежным критерием эволюционного прогресса брака как социального института, в то врем€ как прогресс самого брака €вл€етс€ достаточно точным показателем развити€ человеческой цивилизации.

ѕоложение женщины всегда было социальным парадоксом; она всегда искусно управл€ла мужчиной, всегда использовала более сильное половое чувство мужчины в своих интересах и дл€ своего развити€. ”мело, пользу€сь своей привлекательностью, ей часто удавалось удерживать мужчину в своей власти Ч даже тогда, когда она была его полной рабыней.

—обыти€ двадцатого века отечественной истории способствовали быстрому развитию эмансипации со всеми еЄ последстви€ми. ∆енщины вовлекались в общественное производство, участвовали в т€желом физическом труде, приобщались к традиционно мужским професси€м, к зан€ти€м военно-прикладными видами спорта. —отни тыс€ч женщин устремились в армию, не жела€ отставать от мужчин, чувству€, что способны наравне с ними вынести все т€готы воинской службы, утвержда€ за собой право на защиту ќтечества. ћногие женщины-современники успешны в политике, бизнесе, театре, спорте. ¬озникла иде€ полного мужского и женского равенства.

Ќо в истории существовала и друга€ эпоха. »сторическа€ реальность русского средневекового общества Ц это патриархальна€ зависимость всех классов и слоев общества от абсолютной власти и особенно угнетенное состо€ние такой социальной группы как женщины. ƒревнерусское общество Ц типично мужска€, патриархальна€ цивилизаци€, в которой женщины занимали подчиненное положение и подвергались посто€нному угнетению и притеснению. ¬ ≈вропе трудно найти страну, где в XVIII веке избиение жены мужем считалось бы нормальным €влением, и сами женщины видели бы в этом доказательство супружеской любви. ¬ –оссии же это обычное €вление, которое подтверждаетс€ не только свидетельствами иностранцев, но и исследовани€ми русских этнографов.

¬ св€зи с этим возникает вопрос о факторах и причинах, повли€вших на такое униженное положение женщины. »менно его мы задали своим респондентам при проведении социологического исследовани€, в результате которого 300 опрошенных (учащиес€ гимназии, наши родители, учител€, сверстники) так и не смогли дать четкого ответа. Ётот проблемный вопрос мы считаем основополагающим в нашем исследовании.

Ќемаловажную роль в выборе темы сыграл просмотр фильма Ђ од да ¬инчиї, сн€того по одноименной книге ƒ.Ѕрауна. ќдной из проблем, подн€тых в нем, €вилось отношение церкви к женщине. ’ристианска€ религи€ отвергает мысль о причастности женщины к продолжению рода »исуса, что повлекло за собой много споров о достоверности фактов, положенных в основу этого произведени€, и недовольство церковнослужителей.

¬ажным начальным этапом в работе-исследовании над определенной темой €вл€етс€ подборка, ознакомление, анализ и систематизаци€ соответствующего информационного материала. —ледует отметить, что нами не было обнаружено специальных монографических исследований по этому вопросу, однако это не означает отсутствие таковых вообще. ¬следствие недостаточного количества информации по нашей теме в городской библиотеке мы обратились к литературным ресурсам краевой библиотеки. ќсновными источниками нашей работы стали статьи Ђƒомостро€ї —ильвестра, книги «абелина ».≈. Ђƒомашний быт русских цариц в XVI и XVII столети€хї, Ѕер-—ижель Ё. Ђ–укоположение женщины в ѕравославной церквиї и Ђ—лужение женщины в церквиї, яндиан Ѕ. Ђќдна плоть: Ѕожий дар страсти Ц любовь, секс и роль в бракеї, а также выводы по социологическому опросу, справочна€ и научна€ литература.

»зучив литературу по данному вопросу, мы определили два основных Ђпол€ї нашего исследовани€: это период перехода от матриархата к патриархату и период средневековь€ в истории –уси. »менно здесь, по нашему мнению, и кроютс€ основные причины униженного положени€ женщины. ѕроцесс Ђвыведени€ї женщины из сферы замкнутого феодального домохоз€йства началс€ Ђсверхуї, толчок ему дала де€тельность ѕетра I по созданию светского государства. ѕоэтому мы обозначили хронологические рамки своей работы до эпохи ѕетра ¬еликого.

÷ель: исследовать вли€ние периода перехода от матриархата к патриархату и православной церкви на место женщины в русском обществе допетровского времени.

¬ св€зи с этим были определены следующие задачи:

1.         сравнить положение женщины в эпохи матриархата и патриархата;

2.         вы€вить причины перехода к патриархальному укладу;

3.         сопоставить библейское представление о месте женщины с церковным представлением;

4.         проанализировать положение женщины на –уси в период €зычества;

5.         исследовать период перехода к христианству как фактор, повли€вший на изменение отношени€ общества к женщине на –уси.

“аким образом, мы выдвигаем следующую гипотезу: —татус женщины в исследуемый период не оставалс€ неизменным. ѕод вли€нием различных факторов положение женщины мен€лось: от подчинени€ и притеснени€ до частичной идеализации в общественном мнении.


√Ћј¬ј 1. ѕќЋќ∆≈Ќ»≈ ∆≈Ќў»Ќџ ѕ–» ѕ≈–¬ќЅџ“ЌќќЅў»ЌЌќћ —“–ќ≈

 

1.1.     ¬ласть женщины при матриархате

≈ще в глубокой древности периодические кровотечени€ у женщины и потер€ ею крови при родах внушили мысль о том, что кровь €вл€етс€ творцом ребенка (как и обителью души), и породили пон€тие о кровном родстве между людьми. Ќа раннем этапе эволюции родословна€ велась только по материнской линии, ибо только об этой стороне наследственности можно было судить хот€ бы с какой-то определенностью.

ѕервобытна€ семь€, происход€ща€ из инстинктивной биологической кровной св€зи матери и ребенка, неизбежно строилась на матриархате; и многие племена в течение долгого времени придерживались этой практики. ћатриархат был единственным возможным вариантом перехода от стадного группового брака к более поздней и улучшенной семейной жизни полигамного и моногамного патриархата. ћатриархат служил естественной биологической формой семьи; патриархат €вл€етс€ ее социальной, экономической и политической формой. ƒолгое существование матриархата у красного человека —еверной јмерики Ц одна из основных причин, объ€сн€ющих, почему высокоразвитые в остальных отношени€х ирокезы так и не создали насто€щего государства.

ѕри матриархате практически высшей властью в доме пользовалась мать жены; даже брать€ жены и их сыновь€ принимали более активное участие в ведении семейных дел, чем муж. ќтцов часто переименовывали в честь их собственных детей.

—амые древние расы почти не признавали роли отца, полага€, что ребенок целиком происходит от матери. ќни считали, что дети напоминают отца из-за близости с ним, либо же верили в то, что дети Ђпомечаютс€ї таким образом потому, что мать хотела, чтобы они были похожи на отца. ѕозднее, с переходом от матриархата к патриархату, всю заслугу за по€вление ребенка отец стал приписывать себе, и многие табу, касавшиес€ беременной женщины, впоследствии распространились на ее мужа.  огда приближалс€ срок разрешени€ от бремени, будущий отец прекращал работать, а с началом родов он, как и жена, ложилс€ в постель, провод€ там от трех до восьми дней. ¬ отличие от жены, котора€ могла встать на следующий день, чтобы зан€тьс€ т€желой работой, муж оставалс€ в постели и принимал поздравлени€; всЄ это было частью ранних нравов, направленных на то, чтобы утвердить право отца на ребенка.

ѕоначалу муж обычно уходил жить в клан жены, однако в более поздние времена Ц после того, как мужчина выплачивал назначенную за невесту сумму или же отрабатывал ее, Ц он мог забирать жену и детей в свой род. ѕереходом от матриархата к патриархату объ€сн€ютс€ кажущиес€ в иных услови€х бессмысленными запреты на одни типы браков между двоюродными родственниками, в то врем€ как другие браки при такой же степени родства были разрешены.

1.2. ѕричины перехода к патриархату: социально-экономические и антропологические

Ќаш учебник Ђ»стори€ –оссии с древнейших времен до конца XVII векаї под редакцией ј.Ќ. —ахарова объ€сн€ет причины перехода от матриархата к патриархату следующим образом: Ђѕереход к производ€щему хоз€йству составл€ет суть неолитической революции. ƒумаетс€, что основоположником производ€щего хоз€йства €вилась женщина. »менно она, собира€ злаки, обратила внимание на то, что, оброненные в землю, они дают всходы. »менно она перва€ приручила детенышей убитых животных, а потом стала использовать этот опыт дл€ создани€ посто€нного стада, которое давало м€со, молоко, кожу. ∆енщина полностью оправдала отведенную ей роль в период матриархата, создав основу дл€ будущего взлета человеческой цивилизации. Ќо тем самым она подготовила почву, чтобы уступить ведущую роль в обществе мужчине Ц земледельцу, вспахивавшему обширные пол€ и вырубавшему и выжигавшему лес дл€ новых посевов; скотоводу, пасшему тыс€чи голов скота и находившемус€ долгое врем€ в седле. ¬ новых хоз€йственных услови€х требовалась мужска€ сила, ловкость и доблесть. Ќаступало врем€ патриархата, когда ведущее место в семье, роде, племени зан€ли мужчиныї.

“акое объ€снение кажетс€ нам не совсем полным и убедительным. ƒругие источники позволили нам получить более четкое описание перехода от матриархата к патриархальному укладу: Ђ— отмиранием нравов охотничьего периода, когда зан€тие скотоводством позволило мужчине контролировать основной источник пищи, матриархат быстро отошел в прошлое. “ак произошло просто потому, что матриархат не мог успешно конкурировать с новым укладом Ц патриархатом. ¬ласть мужчин, €вл€вшихс€ родственниками матери, не могла соперничать с властью, сосредоточенной у мужа-отца. ∆енщине было не по силам совмещать беременность с каждодневным руководством текущими делами и растущими домашними полномочи€ми. ѕо€вление практики кражи и позднее купли жен ускорило отмирание матриархатаї.

Ёпохальный переход от матриархата к патриархату Ц одно из наиболее радикальных и резких преобразований, когда-либо осуществленных человеческим родом. Ёта перемена сразу же привела к усилению социальной активности и ускорила эволюцию семьи.

1.3. ѕоложение женщины в патриархальной семье

¬озможно, что инстинкт материнства приводил женщину к супружеству, однако именно больша€ сила мужчины в сочетании с воздействием нравов фактически принуждала ее оставатьс€ в браке. ѕастушеский образ жизни вел к созданию новой системы нравов Ц патриархальной семьи; и основой единства семьи в период господства нравов, присущих эпохе скотоводства и раннего земледели€, была деспотична€ и беспрекословна€ власть отца. Ћюбое общество, будь оно национальным или родовым, прошло через стадию автократической патриархальной власти. —купое внимание, удел€вшеес€ женскому полу в эпоху ¬етхого «авета, €вл€етс€ истинным отражением нравов скотоводов. ¬се древнееврейские патриархи были скотоводами, что подтверждаетс€ фразой: Ђ√осподь Ц ѕастырь мойї.

ћужчина был не более повинен в невысоком мнении о женщине, бытовавшем в прошлые века, чем сама женщина. ќна не смогла завоевать социального признани€ в первобытные времена, ибо не действовала в чрезвычайных положени€х Ц не совершала эффектных подвигов и не про€вл€ла героизма в кризисных ситуаци€х. ћатеринство было €вным преп€тствием в борьбе за выживание; материнска€ любовь делала женщин плохими защитницами племени.

 роме того, первобытна€ женщина неосознанно попадала в зависимость от мужчины, восхища€сь его драчливостью и мужественностью. “акое прославление воина усиливало мужское тщеславие, в равной мере подавл€€ тщеславие женщины и дела€ ее более зависимой. ¬оенна€ форма и сегодн€ заставл€ет трепетать женское сердце.

” наиболее развитых рас женщины €вл€ютс€ не такими крупными или сильными, как мужчины. Ѕудучи слабее, женщина становилась более тактичной. ќна быстро научилась пользоватьс€ своей привлекательностью. ќна стала более внимательной и консервативной, чем мужчина, хот€ чуть более легкомысленной. —котовода кормила его отара, однако на прот€жении пастушеской эпохи женщине еще приходилось добывать растительную пищу. ѕервобытный человек чуралс€ земли: она была слишком мирной, слишком неувлекательной.  роме того, бытовало давнее суеверие, согласно которому женщина Ц от природы мать Ц выращивает более богатый урожай. —егодн€ во многих отсталых племенах мужчины приготавливают м€со, а женщины Ц овощи, и когда примитивные австралийские племена наход€тс€ в пути, женщины никогда не притрагиваютс€ к дичи, а мужчины не останавливаютс€, чтобы выкопать корень.

∆енщине всегда приходилось работать; во вс€ком случае, вплоть до нынешних времен женщина была насто€щим производителем. ћужчина обычно выбирал более легкий путь, и это неравенство существовало на прот€жении всей истории человеческого рода. Ќа женщин всегда ложилс€ т€жкий груз: они носили семейный скарб и присматривали за детьми, освобожда€ мужчину дл€ сражени€ или охоты.

ѕервое освобождение женщины наступило, когда мужчина согласилс€ возделывать землю Ч согласилс€ выполн€ть работу, котора€ ранее считалась женской. ќгромный шаг вперед был сделан тогда, когда пленников мужского пола перестали убивать и стали превращать в рабов Ч сельскохоз€йственных работников. Ёто привело к освобождению женщины, котора€ получила возможность удел€ть больше времени обустройству домашнего очага и воспитанию детей.

ќбеспечение младших детей молоком животных привело к более раннему отн€тию от груди. ¬ силу этого женщины стали рожать больше детей, ибо матери освобождались от наступавшего иногда временного бесплоди€.  роме того, использование коровьего и козьего молока резко сократило детскую смертность. ƒо наступлени€ пастушеского периода в развитии общества матери обычно кормили детей своим молоком, пока им не исполн€лось четыре или п€ть лет.

 огда первобытные войны пошли на убыль, начало уменьшатьс€ неравенство в разделении труда между мужчинами и женщинами. ќднако женщины по-прежнему должны были выполн€ть насто€щую работу, в то врем€ как мужчины несли караул. Ќи один лагерь или поселение нельз€ было оставить без охраны ни днем, ни ночью, но и в этом деле мужчинам помогали сторожевые собаки. ¬ целом, по€вление земледели€ повысило престиж и социальное положение женщины, во вс€ком случае, до тех пор, пока мужчина сам не превратилс€ в земледельца. » как только мужчина зан€лс€ возделыванием земли, немедленно произошло радикальное усовершенствование методов ведени€ сельского хоз€йства, что продолжалось на прот€жении последующих поколений. Ќа охоте и на войне мужчина усвоил значение организации и использовал это знание в промышленности, а позднее, вз€в на себ€ значительную часть труда женщины, в огромной мере усовершенствовал ее примитивные методы труда.


√Ћј¬ј 2. ’–»—“»јЌ— јя –≈Ћ»√»я ќ –ќЋ» ∆≈Ќў»Ќџ

 

2.1. Ѕибли€ о статусе женщины

¬ книге Ѕыти€ (1:27) говоритс€: Ђ» сотворил (bara) Ѕог человека по образу своему, по образу своему сотворил (bara) его; мужчину и женщину сотворил (bara) ихї. ѕочему —в€той дух говорит Ђегої, а затем говорит Ђихї? ѕотому что внутри него были они.

Ќо это не говорит о том, что внутри него было два тела. ¬ 27-м стихе слово Ђсотворилї соответствует еврейскому слову bara Ц Ђсоздавать что-то из ничегої. ¬ этом стихе идет речь о сотворении их духов, а не тел. Ѕог создал тело человека из праха земли, а затем Ђвдунул в лицо его дыхание жизниї, то есть, он вдохнул в человеческое тело сотворенные духи мужчины и женщины.

Ёто не было два человека, заключенные в одно тело. Ёто было одно мужское тело, которое заключало в себе духовную сущность мужчины и женщины. Ѕог сотворил его целостным и завершенным (Ѕытие, 5:2, см. приложение 2). “ело јдама и ≈вы не были сотворены в один и тот же день. Ѕог сотворил тело јдама на шестой день, а на седьмой день отдыхал. «атем, спуст€ какое-то врем€ после того, как јдам дал имена всем творени€м в Ёдемском саду, произошло событие, о котором говорит Ѕибли€ (Ѕытие, 2:21, 22, см. приложение 2). Ѕог вз€л у јдама не только ребро; он вынул дух и душу ≈вы. ќн использовал ребро, чтобы сделать ее тело, но ее дух уже существовал с того момента, как он сотворил дух јдама. ∆енщине предназначалось стать великолепной. „тобы увидеть, каким особенным творением €вл€етс€ женщина, мы должны снова взгл€нуть на то, как Ѕог сотворил тело человека. ¬ книге Ѕытие (2:7) говоритс€, что Ѕог Ђсоздалї человека из земного праха. »так, тело мужчины было asah Ц сформировано из чего-то, что уже существовало (Ѕытие, 1:26), а также jatsar Ц сформировано и слеплено, как из куска глины.

†¬ животном мире самка каждого вида была в отдельности сформирована из праха точно так же, как самец. Ќо женщину Ѕог сотворил способом, совершенно отличным от способа, которым он сотворил мужчину или какое-либо другое существо. ∆енщина была извлечена из мужчины, что символизирует то, что она получает жизнь от мужчины. ѕотом ее вернули мужчине, что €вл€етс€ символом того, что она отдает свою жизнь ему (Ѕытие, 2:23, см. приложение 2)

“о, что Ѕог вз€л именно ребро јдама, чтобы сделать женщину, имеет очень большое значение. Ѕез ребер тело потер€ет форму, и сердце станет очень у€звимым. –ебро символизирует эмоциональную поддержку, невидимую, внешнюю силу и ободрение, без которого вы бы потерпели поражение. –ебро находитс€ под рукой, что символизирует защиту и обеспечение, которое муж дает жене. Ѕог не вз€л кость из п€тки јдама, потому что ≈ве не предназначалось быть рабыней; Ѕог не вз€л также кость из головы јдама, потому что ей не дано властвовать над мужем. ќна должна быть р€дом с ним как равна€ перед Ѕогом, трудитьс€ вместе с ним, обсуждать общие проблемы и выражать свое мнение, почитать его как самого близкого друга и возлюбленного. Ѕог предопределил женщине быть особенным творением, которое должен обеспечивать и оберегать мужчина.

Ѕибли€ €сно говорит, что муж €вл€етс€ главой семьи и жена должна подчин€тьс€ ему, но как это действует на практике? ѕодчинение прин€то толковать так Ц подчин€тьс€ мужу значит прин€ть второстепенное положение.  огда жена подчин€етс€, она как бы соглашаетс€ с тем, что она ниже своего мужа, что она менее разумна и менее способна, чем он. ¬ результате вс€ ее жизнь и ее собственна€ уникальность как бы раствор€етс€ в жизни ее мужа.

ƒругое общеприн€тое толкование власти мужа подразумевает, что муж в доме €вл€етс€ полным диктатором, что исключает любое про€вление благоразуми€ и сострадани€. Ќо эти общеприн€тые пон€ти€ не основаны на Ѕожьем —лове.

†ћы уже видели, что Ѕожье —лово повелевает мужу настойчиво и самоотверженно любить свою жену. »ме€ высшую власть в доме, он в то же врем€ служит, тем, кем он руководит. »исус показал мужь€м пример дл€ подражани€, умыв ноги ученикам, и этим провозгласил: кто из вас выше, пусть больше служит.

“о, что муж €вл€етс€ главой дома, не означает, что он в чем-то превосходит жену. » то, что жена подчин€етс€ решени€м, которое принимает муж, не означает, что она ниже или хуже его. ќни равны. (1  оринф€нам, 11:8,9, см. приложение 2)

”чение »исуса заставило мужчин посмотреть на женщин другими глазами и соответственно относитьс€ к ним как к равным перед Ѕогом, что было предметом многих споров во врем€ ≈го земного служени€.  ак в ¬етхом, так и в Ќовом «авете Ѕог четко установил духовное равенство мужчины и женщины. ќдно из самых €рких примеров этому мы находим в послании к √алатам, 3:28 (см. приложение 2). –ассматрива€ вопросы брака в Ѕиблии видно, что о женщине сказано больше, чем о мужчине. ƒл€ этого есть причины. ¬ любом обществе, в основании которого не лежат христианские принципы, к женщинам не относ€тс€ с тем уважением, которого они заслуживают. ≈е роль в семье, в ÷еркви и в обществе в большинстве случаев воспринимаетс€ ошибочно. Ѕиблейское воззрение на сущность и роль женщины €вл€етс€ одним из самых важных аспектов вли€ни€ христианства на мировое общество. Ќачина€ с Ѕыти€ и заканчива€ ќткровением Ѕибли€ недвусмысленно провозглашает духовное и вечное равенство мужчины и женщины.

 аждые несколько лет в ÷еркви снова набирает силу лжеучение, которое за основу берет стих из послани€ к ≈фес€нам (5:22): Ђ∆ены, повинуйтесь своим мужь€мї. ѕриверженцы этого учени€ утверждают, что жена должна повиноватьс€ своему мужу, даже если это потребует нарушение заповедей Ѕожьего —лова. ≈сли муж хочет, чтобы его жена совершила прелюбоде€ние с другим мужчиной, она должна это делать. » предполагаетс€, что такое ее повиновение приведет мужа к √осподу. Ќо это мнение ошибочно.

«на€ и понима€ то, что в ѕисании четко выделено различие между повиновением и послушанием, можно опровергнуть любое ложное определение. ѕовиновение или подчинение Ц это отношение к кому-то; послушание Ц это действие или поступок. Ђ¬ы должны всегда повиноватьс€ тем, кто имеет власть над вами, однако не всегда вы должны выполн€ть их требовани€. ≈сли кто-то, кто стоит у власти, будет просить вас сделать что-то противоречащее Ѕожьему —лову, вы должны отказатьс€, сохран€€ при этом отношение повиновени€ї (ƒе€ни€, 5:29, см. приложение 2). ѕо сути своей, повиновение Ц это смирение, это искреннее стремление ставить интересы других выше собственных. ≈сли бы ≈ва смиренно посоветовалась с јдамом и √осподом, прежде чем вкушать от запрещенного плода, она не стала бы жертвой обмана в Ёдемском саду. Ќо так как она решила действовать самосто€тельно, она поверила лжи, утверждавшей, что она может стать, Ђкак Ѕогї (Ѕытие, 3:5)

»стина состоит в том, что Ѕог и јдам уже сделали ее их королевой. —воей властью они поставили ее на это почетное и высокое место. јдам не выполнил свою об€занность Ц рассказать ≈ве о том, что Ѕог поведал ему об их положении на земле (Ѕытие, 2:16,17). Ќе име€ достаточного понимани€ Ѕожьего —лова, она поверила в ложь змеи и, вкусив от запретного плода, сделала себ€ рабой сатаны.[1]

2.2. ќтношение русской православной церкви к женщине

¬ обществе, где женскую специфику без вс€ких отговорок воспринимают как подчиненность, мужчины, пусть на разных уровн€х и в разных сферах, всегда пребывают в верхней части той пирамиды власти и ответственности, в образе которой многие представл€ют себе церковь. „то же касаетс€ места женщин, то оно находитс€ в основании Ц не вне церкви, но внизу; во вс€ком случае ниже того, которое занимают мужчины.

Ёта пирамидальна€ патриархальна€ концепции церкви, €вл€юща€с€ калькой со структур, которые в античном обществе обеспечивали поддержание мира в семье и в государстве, дурно вли€ла на образ мыслей и психологию христиан на прот€жении целых столетий. ¬ их сознании она существовала с иным миросозерцанием и иным опытом Ц опытом церкви, укорененным в новозаветной почве: церковь как единение во ’ристе через —в€того ƒуха отдельных людей и самосто€тельных местных церквей. ≈динение Ц в сли€нии единосущной “роицы Ц мужчин и женщин, непреодолимо разных, но равных в своем достоинстве; не устран€€, но превосход€ различи€ пола и культуры, —в€той ƒух властно изливает на них многообразные дары ради устроени€ общего Ђдома духовногої (1 ѕетр 2:5).

— одной стороны, церковный дискурс, двига€сь в русле учени€ »исуса, утверждает духовное равенство мужчин и женщин. — другой стороны, на участие женщин в церковном служении, в апостольстве церкви Ц особенно публичном Ц накладываютс€ вс€кого рода ограничени€ и запреты; в разные исторические эпохи и в разных культурах они модифицировались. ƒл€ их обосновани€ ссылаютс€ на авторитет —в€щенного ѕисани€, и в особенности раввинской экзегезы второго рассказа о сотворении мира (Ѕытие 2:18Ц24). —отворенна€ второй, из части тела јдама, ≈ва подчинена ему; она часть јдама. ¬заимозависимость просто немыслима. ќна станет мыслимой только под воздействием ƒуха, разбивающего культурные стереотипы. ѕомимо этого к ним добавл€ютс€ вс€кого рода страхи и вымыслы, осознанные и неосознанные: бо€знь Ђнечистойї Ц из-за менструальной крови Ц женщины, одновременно и слабой, и опасной. ¬ духовной сфере, где добровольное безбрачие представл€етс€ христианину вернейшим путем к совершенству, женщина дл€ мужчины Ц воплощение соблазна. “ак вопрос о месте и положении женщин пронизывает всю историю церкви, начина€ с истоков. »з непростого и напр€женного сосуществовани€ в христианском сообществе этих двух концепций и рождаетс€ вопрос о месте женщин в церкви. Ќеоднозначность церковного дискурса о женщинах, которую сегодн€ вполне справедливо разоблачают историки христианского антифеминизма, следует рассматривать именно в перспективе этого диалектического напр€жени€

¬ обществах патриархально-земледельческого уклада, которые в результате византийской миссионерской экспансии и особенно после падени€ ¬изантии станов€тс€ в —редиземноморье и восточной части ≈вропы земным уделом православи€, антропологи€ ≈вангели€ и св€тых отцов продолжает жить в глубинах церковного сознани€. ÷ерковь канонизировала новомучениц, великих монахинь, кн€гинь Ц таких, как ќльга  иевска€, котора€ почитаетс€ вместе с ее сыном ¬ладимиром как Ђравноапостольна€ї, но также и простых мир€нок Ц таких, как на заре нового времени »улиани€ Ћазаревска€, чье Ђжитиеї, изложенное ее сыном, €вл€етс€ примером милосерди€ и самопожертвовани€. [2]


√Ћј¬ј 3. –”—— јя ∆≈Ќў»Ќј ¬ —–≈ƒЌ≈¬≈ ќ¬ќћ ќЅў≈—“¬≈

3.1. ѕоложение женщины в €зыческой среде

∆енщины редко упоминаютс€ в летописных источниках. Ќапример, в Ђѕовести временных летї сообщений, св€занных с представительницами прекрасного пола, в п€ть раз меньше, чем Ђмужскихї. ∆енщины рассматриваютс€ летописцем преимущественно как предикат мужчины (впрочем, как и дети). »менно поэтому на –уси до замужества девицу часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в прит€жательной форме: ¬олодимер€, а после вступлени€ в брак - по мужу (в такой же, как и в первом случае владельческой форме; ср. оборот: мужн€€ жена, т.е. принадлежаща€ мужу).

≈два ли не единственным исключением из правила стало упоминание жены кн€з€ »гор€ Ќовгород-—еверского в Ђ—лове о полку »горевеї - ярославна.  стати, это послужило ј.ј. «имину одним из аргументов дл€ обосновани€ поздней датировки Ђ—ловаї. ¬есьма красноречиво говорит о положении женщины в семье цитата из Ђмирских притчї, приведенна€ ƒаниилом «аточником (XII в.): ЂЌи птица во птицах сычь; ни в зверез зверь еж; ни рыба в рыбах рак; ни скот в скотех коза; ни холоп в холопех, хто у холопа работает; ни муж в мужех, кто жены слушаетї.

“очно так же, как и везде, на равной ступени общественного развити€, русское общество определ€ло нравственные и общественные права женской личности ветхим и по преимуществу восточным сознанием, что лицо женщины, каково бы ни было ее положение, не есть половина, а есть величина меньша€: что женщина сравнительно с мужчиною есть малолеток, недоросль, член общества несовершеннолетний. —ама женска€ природа способствовала развитию такого убеждени€.

¬ первую эпоху человеческой жизни в пон€ти€х и представлени€х человека господствовала и управл€л всею его де€тельностью идеал богатыр€, т.е. идеал собственно физической силы человека. ¬ то врем€ физическа€ сила была первой необходимостью дл€ человека, а, следовательно, первым, высшим, почти исключительным достоинством. ¬ то врем€ по естественным причинам человек везде в своей де€тельности должен был завоевывать себе положение и побеждать природу больше силою плеча, чем силою ума. ЂЅогатырствої было исходным началом его жизни, оно же стало и высшим его идеалом.

ѕон€тно, что по физиологическим особенност€м своей природы женска€ личность не могла приравн€тьс€ к этой первозданной и тогда естественной мере человеческого достоинства. ѕризванна€ к рождению детей и ко всем т€жким последстви€м этого действи€ природы, каково воспитание или собственно вскармливание ребенка и т.д., женщина одним эти действием природы обрекалась уже на страдательную, вполне зависимую роль пред личностью мужчины, не говор€ уже о том, что самый организм ее, сравнительной слабый и нежный, никогда не мог равн€ть ее физические силы с мужскими. ¬от естественна€ причина, по которой богатырские воззрени€ первобытного человека очень легко могли воспитать в его сознании мысль о великом различии женского существа от мужского. –азличие в физических силах обоих полов было слишком очевидно, а между тем эта сила была единою мерой человеческого достоинства, единою оценкою достоинства каждой личности. “аким образом сама природа женщины, вовсе неспособна€ отвечать своею де€тельностью первозданным идеалам человека, указывала женской личности место, которое в отношении ее самосто€тельности до сих пор колеблетс€ между мужчиной и его детьми.

≈сли же мужество, вообще храброе и отважное дело, составл€ло высший идеал жизни дл€ мужчины, то это убеждение не могло оставатьс€ без вли€ни€ на положение женщины. ќбыкновенно, чего требует основна€ мысль века, на то отвечает и жизнь людей, их поступки и дела; только то и господствует в жизни, что убеждение века почитает своим идеалом. Ќе могло быть, чтобы р€дом с мужественным, сильным и отважным мужчиной, каким он был в первый век нашей истории, сто€ла женщина слаба€ или ослабленна€ нравственно, умственно и даже физически, как это было впоследствии, при господстве других идей и положений жизни. Ќе могло быть, чтобы женщина, наход€сь в сфере, где мужественное дело и отвага составл€ют стихию жизни, не воспитывалась под сильным вли€нием этой стихии, чтобы свобода действий, котора€ сама собой разумеетс€ в представлении о мужественном деле и отваге, не распростран€лась и на женщину, несмотр€ даже на физиологические услови€ ее пола.

ƒело жизни пр€мо выдвигало женщину на подвиги. ќ мужестве русских женщин в €зыческую эпоху засвидетельствовали византийские летописцы, которые рассказывают, что во врем€ войны —в€тослава с греками после одной весьма жестокой битвы, когда греки стали раздевать убитых скифов, то нашли между трупами и убитых женщин, которые в мужеском оде€нии мужескою храбростью с римл€нами (греками) сражалис€. “аким образом, народные идеалы рисовали в сущности народную действительность. “ак понимал древний век общественное положение женщины, так идеализировал он и личность ќльги. Ќо в ќльге древний век идеализировал также и вообще женское существо, как оно ему тогда представл€лось. ќн идеализирует ќльгу мудрою Ц хитрою; она хитростью победила не только древл€н, но перехитрила и самого цар€ греческого, который вздумал было вз€ть ее себе в жены. “аково в глазах €зычества свойство женской личности вообще. ’итрость в том веке €вл€лась не только положительным свойством ума, но и вещею силою, приближавшею человека к богам. ќттого все женские типы из мифической эпохи обладают, прежде всего, именно этим свойством их существа. ¬ообще €зыческий идеал присваивает женской личности существо мифическое. ќна обладает даром гаданий, чарований, даром пророчества; она знает тайны естества и потому в ее руках по преимуществу хранитс€ врачеванье от болезней, а следовательно, и колдовство, ведовство, заговоры, заклинани€. ќна в близких св€з€х с мифическими силами; в ее руках и добро, и зло этих сил. ћифический змей становитс€ спутником ее личности. Ќа особенную высоту вещего значени€ ставит €зыческий идеал вещую деву. языческие идеализации коренились конечно на почве действительности, а действительность здесь заключалась уже в самой природе женского пола, в действи€х этой природы на другой пол. Ёту-то природу €зычество и олицетвор€ло в поэтических образцах и мифах, которые как ни были многообразны, но все выговаривали одно, что в женском существе кроютс€ непостижимые демонические силы. „ары красоты и любви были очень достаточны, чтобы возвысить идеал женщины до мифического существа и вырастить на этой почве целый культ очарований во вс€ких смыслах.

¬се это должно было ставить женскую личность в самосто€тельное отношение к €зыческому обществу, давать ей самосто€тельное общественное значение. Ќо помимо веро€тных соображений есть весьма положительные свидетельства о том, что идеальный характер русской женщины-€зычницы, как он рисуетс€ в эпической народной поэзии, песн€х, обр€дах, предани€х, вполне соответствовал тогдашней действительности, т.е. что женщина пользовалась самосто€тельным положением в обществе, что ее общественна€ дол€ уравновешивалась с долею мужчины.

”кажем важнейшее, именно €зыческие браки, где свобода и самосто€тельность женской личности уже в том обсто€тельстве, что мужчины Ђумыкаху жены себе, с нею же кто свещашес€ї. Ѕрак, следовательно, зависел не столько от воли родителей, сколько от согласи€ самой невесты, хот€ вследствие родовых отношений общества необходимо было похищать невесту, ибо род даром ее не уступал. ќбщее свидетельство летописи утверждаетс€ еще более некоторыми частными случа€ми; например, полоцка€ –огнеда отказываетс€ идти замуж за робичича Ц ¬ладимира, когда отец предложил ей, за кого она хочет: за ярополка или ¬ладимира.

—вобода совещани€ о браке, свобода выбора свидетельствует вообще, что в €зыческое врем€ положение женщины было вольнее, независимее, чем в последующие века.

¬ то же врем€ следует отметить, что в домонгольской –уси женщина обладала целым р€дом прав. ќна могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). —амые высокие штрафы платились виновными в Ђпошибанииї (изнасиловании) и оскорблении женщин Ђсрамными словамиї. –абын€, живша€ с господином, как жена, становилась свободной после смерти господина. ѕо€вление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев. —уществование у вли€тельных лиц целых гаремов фиксируетс€ не только в дохристианской –уси (например, у ¬ладимира —в€тославича), но и в гораздо более позднее врем€. “ак, по свидетельству одного англичанина, кто-то из приближенных цар€ јлексе€ ћихайловича отравил свою жену, поскольку она высказывала недовольство по поводу того, что ее супруг содержит дома множество любовниц[3].

3.2. —татус женщины после прин€ти€ христианства

ѕрин€тие ’ристовой веры должно было изменить положение вещей в древней –уси, изменить характер ее жизненной де€тельности, характер ее представителей и героев. » умственный, и нравственный образ русского человека начинает мало-помалу измен€тьс€. —в€та€ вера см€гчает €зыческие нравы и обычаи.

Ќо, естественно, что вместе с благовестием евангельского учени€ приноситс€ к нам нашими учител€ми греками и их литературна€ образованность, их умственна€ и нравственна€ культура в многочисленных произведени€х их литературы, приноситс€ и известный, собственно византийский склад пон€тий о многих предметах жизни. » именно тот склад пон€тий, какой в ту эпоху господствовала в умах византийского духовенства, находившегос€ в отношении своей проповеди в исключительном положении вследствие особенного воспитани€ и развити€ византийского общества.

ƒействие такого отношени€ этой учительной литературы к нашему обществу не замедлило обнаружитьс€. —ильнее, чем на мужчину, литературные учительные идеи стали действовать на женщину, т.е. вообще на домашний быт народа, и тою собственно стороной, котора€ изображала этот мир миром погибели и прославл€ла удаление от него.

ќтрицание житейского мира выразило свои идеалы главным образом в аскетизме. ¬ том обществе на самом деле иного пути дл€ спасени€ не было. ¬ том обществе потребен был аскетизм беспощадный и всесторонний.

¬ ¬изантии особенное внимание нравственных умов обращало на себ€ поведение женщины; ее публична€ роль, которую она легко присваивала в обществе, преданном сластолюбию и роскоши; ее, можно сказать, господство над этим обществом, чего, конечно, никак не могли выносить аскетические и особенно восточные умы. ¬ самом деле, византийска€ женщина прославл€ла себ€ даже на императорском престоле такими делами и де€ни€ми, которые требовали самого беспощадного, сурового осуждени€. ѕоэтому в литературе она становитс€ предметом самых жестоких и сильных обличений, рисовавших ее пластически во всех чертах ее греховной жизни. ¬ырастает образ злой, греховной жены, тип вс€кого нравственного безобрази€, или вернее тип аскетического омерзени€ вообще к женскому существу как к существу великого, неисчерпаемого соблазна дл€ аскетической мысли.

ќсновна€ иде€, в которой главным образом таилось начало вс€ких обвинений, обличений, даже поношений женской личности в образе злой жены, а вместе с тем таилс€ религиозный страх перед женским существом, а стало быть, и неугасима€ вражда против него, основна€ иде€ всего этого заключалась в убеждении, что Ђот жены начало греху и тою все умираемї. —ловом сказать, и по библейскому, и по аскетическому воззрению женска€ личность сама по себе уже €вл€ла образ соблазнительного греха.

ѕринесенные к нам литературные, аскетические и вообще восточные, азиатские представлени€, совсем чуждые, ни мало не свойственные нашей северной природе, и физической, и нравственной, в духе своем клонились к тому, чтобы поставить женскую личность в самое невидное место общественной организации, чтобы вовсе отдалить от общества как великую помеху дл€ нравственных дел и де€ний мужчины, как воплощенную человеческую слабость и шаткость нрава.

Ћетописцы ни о каких других женских подвигах не рассказывают, как о пострижении, о построении монастырей и церквей, потому что в их глазах эти-то подвиги одни только и заслуживали и пам€ти, и подражани€.

— особенной приверженностью устремл€лось к иноческому идеалу честное вдовство, так что из вдов Ц кн€гинь и особенно бездетных, почти кажда€ оканчивала свою жизнь инокинею, а часто и схимницей. Ёто становилось как бы законом дл€ устройства вдовьей жизни.

≈ще по уставу ярослава ¬еликого, вз€тому с византийского номоканона, женска€ личность, наравне с церковными людьми, по особому смыслу своей житейской доли, выделенными от мира-общества, отдаетс€ в покровительство церковного суда, который €вл€етс€ исключительным, привилегированным ее защитником, охранителем и оберегателем ее чести и личного достоинства. — того времени, как начал действовать такой номоканон, женска€ личность по самому смыслу закона уже отстран€лась от мира-общества, €вл€лась членом не светского, общественного, а домашнего только мира, который вдобавок усиленно и неутомимо строилс€ оп монастырскому идеалу.

∆енщина постепенно удал€лась от общества и €вл€лась в нем уже только в силу некоторых жизненных обсто€тельств, требовавших неминуемо ее присутстви€ или же давших ей самосто€тельное вотчинное значение. “ак только матера€ вдова пользовалась правом сто€ть в известных случа€х наравне с мужчиной и занимать соответственное своему назначению положение. ѕо крайней мере, общество не смущалось присутствием женщины, приобретавшей мужские черты вследствие своего хот€ и вдовьего, но тем не менее отеческого, или вернее сказать, вотчиннического значени€. “ак, например, в истории встречаетс€ бо€рын€ ћарфа Ѕорецка€ (ѕосадница)[4], пирующа€ в обществе мужчин, новгородских бо€р.

∆енщина получала больше уважение, когда оставалось вдовою и притом была матерью. “огда как замужн€€ не имела вовсе личности сама по себе, вдова была полна€ госпожа и глава семейства. Ћичность вдовицы охран€лось религиозным уважением. ќскорбить вдовицу считалось величайшим грехом. Ђ√оре обидевшему вдовицу Ц говорит одно старое нравоучениеЦ лучше ему в дом свой ввергнуть огонь, чем за воздыхани€ вдовиц быть ввержену в геенну огненнуюї. ¬прочем, как существу слабому, приученному с детства к унижению и неволе, и тут не всегда приходилось ей отдохнуть. ѕримеры непочтени€ детей к матер€м были нередки. Ѕывало, что сыновь€, получив в наследство после родител€, выгон€ли мать свою, и та должна была просить пода€ни€. Ёто не всегда преследовалось, как видно из одного примера XVI века, где выгнанной матери помещиков царь приказал уделить на содержание часть из поместий ее мужа, но сыновь€м, как видно, не было никакого наказани€. »ногда, же напротив, овдовевша€, поступала безжалостно с детьми, выдавала дочерей насильно замуж, бросала детей на произвол судьбы и т. п.

3.3. –усска€ женщина допетровского времени глазами иностранцев

¬се иностранцы поражались избытком домашнего деспотизма мужа над женой. ¬ ћоскве, замечает один путешественник, никто не унизитс€, чтоб преклонить колено перед женщиной и воскурить перед ней фимиам. ѕо законам приличи€, порожденным византийским аскетизмом и глубокою татарской ревностью, считалось предосудительным даже вести с женщиной разговор. ¬ообще женщина считалась существом ниже мужчины и в некоторых отношени€х нечистым; таким образом, женщине не дозвол€лось резать животное: полагали, что м€со его не будет тогда вкусно. ѕечь просфоры позвол€лось только старухам. ¬ известные дни женщина считалось не достойною, чтоб с ней вместе есть.

¬ одном старинном поучении так отзываютс€ о прекрасном поле: Ђ„то есть жена? —еть утворена прельщающее человека во властех, светлым лицеем убо и высокими очами намизающи, ногами играющи, делы убивающее, многы бы у€звивши низложи, тепмже в доброти женстей мнози прельщаютс€ и от того любы €ко огнь возгораетс€Е„то есть жена? —в€тым обложница, покоище змеино, диавол увет, без увета болезнь, поднечающа€ сковрада, спасаемым соблазн, безисцельна€ злоба, купница бесовска€ї.

–усска€ женщина была посто€нною невольницей с детства до гроба. ¬ кресть€нском быту, хот€ она находилась под гнетом т€желых работ, хот€ на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что было потруднее, но по крайней мере не держали взаперти. ” казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой: жены казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы. ” знатных и зажиточных людей ћосковского государства женский пол находилс€ взаперти, как в мусульманских гаремах. ƒевиц содержали в уединении, укрыва€ от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен; не в нравах народа было, чтоб юноша высказал девушке свои чувства или спрашивал лично ее согласие на брак. —амые благочестивые люди были того мнени€, что родител€м следует бить почаще девиц, чтобы они не утратили своего детства. „ем знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем более строгости ожидало ее: царевны были самыми несчастными из русских девиц; погребенные в своих теремах, не сме€ показыватьс€ на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйти замуж, они, по выражению, √.ѕ.  отошихина[5], день и ночь всегда в молитве пребывали и лица свои всегда умывали слезами. ѕри отдаче замуж девицу не спрашивали о желании; она сама не знала за кого идет, не видела своего жениха до замужества, когда ее передавали в новое рабство. —делавшись женой, они не смела никуда выйти из дома без позволени€ мужа, даже если шла в церковь, и тогда об€зана была спрашиватьс€. ≈й не предоставл€лось право свободного знакомства по сердцу и нраву, а если позвол€лось некоторого рода обращени€ с теми, с кем мужу было угодно позволить это, то и тогда ее св€зывали наставлени€ и замечани€: что говорить, о чем умолчать, что спросить, чего не слышать. ¬ домашнем быту ей не давали права хоз€йства, как уже сказано. –евнивый муж приставл€л к ней служанок и холопов, а те, жела€ подделатьс€ в милость господину, нередко перетолковывали ему все в другую сторону каждый шаг своей госпожи. ¬ыезжала ли она в церковь или в гости, неотступные стражи следили за каждым ее движением и обо всем передавали мужу. ќчень часто случалось, что муж по наговору любимого холопа или женщины бил свою жену из одного только подозрени€. ƒаже и тогда, когда муж поручал жене смотреть за хоз€йством, она была не более, как ключница: ни смела ни послать чего-нибудь в подарок другим, ни прин€ть от другого, не смела даже сама без дозволени€ мужа съесть или выпить. –едко дозвол€лось ей иметь вли€ние на детей своих, начина€ с того, что знатной женщине считалось не приличным кормить грудью детей, которых поэтому отдавали кормилицам; мать впоследствии имела над ними менее надзора, чем н€ньки и д€дьки, которые воспитывали господских детей под властью отца семейства. ќбращение мужей с женами было таково: по обыкновению у мужа висела плеть, исключительно назначенна€ дл€ жены и называема€ дураком; за ничтожную вину муж таскал жену за волосы, раздевал донага, прив€зывал веревками и сек дураком до крови Ц это называлось учить жену; у иных мужей вместо плети играли ту же роль розги, и жену секли, как маленького ребенка, а у других, напротив, дубина Ц и жену били как скотину. “акого рода обращени€ не только не казались предосудительными, но еще вмен€лось мужу в нравственную об€занность.  то не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит. Ђƒомостройї[6] человеколюбиво советует не бить жены кулаком по лицу, по глазам, не бить ее вообще железным или дерев€нным орудием, чтобы не изувечить или не допустить до выкидыша ребенка, если она беременна; он находит, что бить жену плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Ёто нравственное правило проповедовалось православной церковью и самим царем при венчании митрополиты и патриархи читали нравоучени€ о безусловной покорности жены мужу. ѕривыкшие к рабству, которое влачить суждено было им от пеленок до могилы, женщины не имели пон€ти€ о возможности иметь другие права, и верили, что они рождены дл€ того, чтоб мужь€ их били, и даже самые побои считали признаками любви.

∆енщины говорили: Ђ то кого любит, тот того лупит, коли муж не бьет, значит, не любитї; пословицы эти и до сих пор существуют в народе, так же, как и следующа€: ЂЌе верь коню в поле, а жене на волеї, показывающа€, что невол€ считалась принадлежностью женского существа. »ногда родители жены при отдаче ее замуж заключали письменный договор с з€тем, чтобы он не бил жены. –азумеетс€, это исполн€лось неточно. ѕоложение жены всегда было хуже, когда у нее не было детей, но оно делалось в высшей степени ужасно, когда муж, наскучив ею, заводил себе на стороне любезную. “ут не было конца придиркам, потасовкам, побо€м; нередко в таком случае муж заколачивал жену до смерти и оставалс€ без наказани€, потому что жена умирала медленно и, следовательно, нельз€ было сказать, что убил ее он, а бить ее, по дес€ти раз в день, не считалось дурным делом. —лучалось, что муж, таким образом, приневоливал ее вступить в монастырь, как свидетельствует народна€ песн€, где изображаетс€ такого рода насилие. Ќесчастна€, чтобы избежать побоев, решалась на добровольное заключение, тем более, что в монастыре у нее было больше свободы, чем у дурного мужа. ≈сли бы жена заупр€милась, муж, чтоб разлучитьс€ с немилою - постылою, нанимал двух-трех негод€ев-лжесвидетелей, которые обвин€ли ее в прелюбоде€нии; находилс€ за деньги и такой, что брал на себ€ роль прелюбоде€: тогда жена насильно запирали в монастырь.

Ќе всегда, однако, жены безропотно и безответно сносили суровое обращение межей, и не всегда оно оставалось без наказани€. »на€ жена, бойка€ от природы, возражали мужу на его побои бранью, часто неприличного содержани€. Ѕыли примеры, что жены отравл€ли своих мужей, и за это их закапывали живых в землю, оставл€€ снаружи голову, и держали в таком положении до смерти; им не давали, есть и пить, и сторожа сто€ли при них, не допуска€, чтобы кто-нибудь из сострадани€ покормил такую преступницу. ѕрохожим позвол€лось бросать деньги, но эти деньги употребл€лись на гроб дл€ осужденной или на свечи дл€ умилостивлени€ Ѕожьего гнева к ее грешной душе. ¬прочем, случалось, что им оставл€ли жизнь, но замен€ли смерть вечным жестоким заточением. ƒвух таких преступниц за отравление мужей держали трое суток по шее в земле, но так как они попросились в монастырь, то их откопали и отдали в монастырь, приказав держать их порознь в уединении и в кандалах. ƒругие жены мстили за себ€ доносами.  ак не безгласна была жена перед мужем, но точно так же были мужь€ безгласны перед царем. √олос жены, как и голос вс€кого, и в том числе холопа, принимали в уважение, когда дело шло о злоумышлении на особу царского дома или о краже царской казны.[7]


«ј Ћё„≈Ќ»≈

 

ѕроанализировав изученные материалы по теме, выбранной дл€ нашего исследовани€, мы пришли к следующим выводам:

¬о-первых, в результате работы над данной темой мы убедились, что на положение женщины в истории –уси посто€нно оказывали вли€ние различные факторы: социально-экономические, антропологические, духовные.

¬о-вторых, во врем€ разложени€ первобытного общества мужчине стала отводитьс€ преобладающа€ роль в хоз€йстве, обществе и семье, т.к. развитие скотоводства, плужного земледели€, металлообработки требовало мужской силы. ¬ услови€х первобытнообщинного стро€, будучи слабее, женщина вынуждена была подчинитьс€ мужчине. ¬ период перехода от матриархата к патриархату на статус женщины повли€ли также антропологические изменени€ в человеческом сознании, т.е. пришло понимание причастности мужчины к продолжению рода.

¬-третьих, в период €зыческой веры женщина была частично признана равной мужчине, т.к. эта вера, опира€сь на мифологическое сознание, идеализировала женщину.

¬-четвертых, в средние века при полном духовном господстве церкви отношение к женщине строилось аналогично церковным принципам. — прин€тием христианства статус женщины вновь принизилс€. Ќа участие ее в церковном служении накладывались ограничени€ и запреты, дл€ обосновани€ которых церковь ссылалась на авторитет —в€щенного ѕисани€. «ащитница консервативных устоев, русска€ православна€ церковь поддерживала патриархальный уклад в цел€х сохранени€ своей доминирующей роли в обществе.

“аким образом, отношение в обществе к женщине строилось в зависимости от уровн€ развити€ общества. ¬ отсталом первобытном обществе ценилась физическа€ сила и главным был закон природы - Ђвыживает сильнейшийї. ¬ средние века при полном духовном господстве церкви отношение к женщине строилось аналогично церковным принципам. »сключением €вл€етс€ период €зыческой веры, в котором женщина частично была признана равной мужчине.

ѕрактическим результатом нашей работы стал словарь терминов по исследуемой теме (см. ѕриложение 5).


—ѕ»—ќ  »—“ќ„Ќ» ќ¬

I.† Ћитературный перечень

1. јйвазова —.√. √ендерное равенство в контексте прав человека. Ц ћ.: —оцис., 2001

2. Ѕер-—ижель Ё. –укоположение женщины в ѕравославной церкви. Ц ћ.: ƒрофа, 2000

3. Ѕер-—ижель Ё. —лужение женщины в церкви. Ц ћ.: ƒрофа, 2002

4. ¬ардиман ≈.≈. ∆енщина в древнем мире. Ц ћ.: Ќаука, 1990

5. √натюк ё.¬. —казани€ о стародавних временах русских. ѕер. с англ. Ц ћ.: “≈»—, 1998

6. ƒворниченко ј.ё. ƒревнерусское общество и церковь. Ц ћ.: ќмега-ѕресс, 1996

7. ∆уковский ¬.». “айны шедевров. Ц ћ.: јстрель: ј—“, 1992

8. «абелин ».≈. ƒомашний быт русских цариц в XVI и XVII столети€х. Ц Ќовосибирск: Ќаука. —иб. отделение, 1992.

9.  остомаров ћ.». ƒомашн€€ жизнь и права великорусского народа. Ц

ћ.: ѕросвещение, 1993

10. улаизина —. —емь€ Ц мала€ церковь. Ц ћ.: јстрель: ј—“, 1997

11.ѕушкарева Ќ.Ћ. Ђј се грехи злые, смертныеї. - ћ.: »зд-во ѕроспект, 1999

12.—татистический сборник Ђ∆енщины –оссииї. - ћ.: √оскомстат, 1995

13.яндиан Ѕ. ќдна плоть: Ѕожий дар страсти Ц любовь, секс и роль в браке. Ц —пб.: »зд-во Ћань, 1996

II. »нтернет-ресурсы

1. www.ssu.samara.ru/nauka/2.†††††† www.library.ru
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈

 

ѕриложение 1. јнкета социологического опроса

 

”важаемые респонденты,

просим ¬ас ответить на следующие вопросы по теме нашего исследовани€:

1.          ак ¬ы считаете, чем был обусловлен переход от матриархата к патриархату?

 

 

2.          акие известных русских женщин допетровского времени ¬ы знаете?

3.          ак ¬ы думаете, почему мужчины на прот€жении всей истории занимали ведущее положение в обществе?

4.          акое вли€ние, на ¬аш взгл€д, оказывала ѕравославна€ церковь на статус женщины в период средневековь€?

—пасибо за ¬аши ответы!


ѕриложение 2. ѕсалмы Ѕиблии

Ѕытие, 5:2. ћужчину и женщину сотворил их,

» благословил их, и нарек им им€: человек,

¬ день сотворени€ их

Ѕытие, 2:21, 22. » навел √осподь Ѕог на человека крепкий сон;

», когда он уснул, вз€л одно из ребер его,

и закрыл то место плотию.

» создал √осподь Ѕог из ребра, вз€того

у человека, жену, и привел ее к человеку.

Ѕытие, 2:23. » сказал человек: вот, это кость от костей моих

и плоть от плоти моей; она будет называтьс€

женою: ибо вз€та от мужаю

1  оринф€нам, 11:8,9.† »бо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан дл€ жены, но жена дл€ мужа.

√алатам (3:28). Енет мужеского пола, ни женского:

ибо все вы одно во ’ристе »исусе.

ƒе€ни€, 5:29и Едолжно повиноватьс€ больше Ѕогу,

нежели человекам.


ѕриложение 3. “аблица: владени€ ћарфы Ѕорецкой [8]

ѕ€тина

¬олости, погосты

ƒеревни

ƒворы

Ћюди

ќбжи

ƒеревска€

Ѕежецка€

Ўелонска€

¬отска€

ќбонежска€

»того на основных территори€х Ќовгородской земли.......................

ќбонежска€ п€тина (колонизированные в XV в. земли):

»того на колонизированных земл€х......................

¬сего во владени€х:

††† цар€ (XVI в.)

††† ћарфы (XV в.)

в. Ѕерезовец

п. ’охловский

п.  острицкий

в. Ћипна

в. ”сть-река

√линенск

¬идемер

п. ћихайловский

п. ƒубровенский:

††††††††††††††† д. ѕодгривье

††††††††††††††† д. —трупино

††††††††††††††† д. √орка

п. ќпотьский

п. —трупинский

в. ѕобедище

п. ћихайловский

п. Ќикольский

п. –ождественский

††††††††††††††† в. ћарфиньска€

††††††††††††††† в.  ондуши

††††††††††††††† в. на ¬алтеге

п. Ќикольский на ќште:

††††††††††††††† волость

††††††††††††††† волость

††††††††††††††† волостка

п. ѕокровский

п. Ќикольский на ѕудоге

п. —пасский на  ижах

в. »вашковска€

в. на —енной

п. —пасский на ¬ыгоозере

в. ћарфьинска€

п. ¬одлоозерский на ¬ар-—елге

68 (87)

2 (2)

33 (33)

15 (33)

151 (154)

Ц (10)

33 (44)

Ц ( Ц )

Ц (1)

Ц (1)

Ц (1)

Ц (1)

Ц ( Ц )

20 (20)

Ц (3)

214 (238)

Ц (126)

Ц (39)

Ц (78)

Ц (236)

Ц (127)

Ц (32)

1266

93

49

5

29

100

1

 

277


1543

1389

222 (416)

4 (3)

57 (68)

49 (66)

Ц (469)

Ц (15)

Ц (82)

Ц ( Ц )

Ц (1)

Ц (2)

Ц (2)

Ц (1)

Ц ( Ц )

Ц (28)

Ц (6)

247 (300)

Ц (231)

Ц (45)

Ц (120)

Ц (355)

Ц (142)

Ц (46)

2398

154

84

16

55

368

3

 

680


3078

2247

239 (429)

4 (3)

59 (85)

89 (87)

Ц (624)

Ц (19)

Ц (117)

Ц ( Ц )

Ц (1)

Ц (3)

Ц (2)

Ц (1)

Ц ( Ц )

Ц (52)

Ц (10)

484 (489)

Ц (223)

Ц (22)

Ц (127)

Ц (355)

Ц (86)

Ц (53)

2790

123

76

18

88

272

4

 

581


3371

2247

282 (366)

4 (3)

57 (80,6)

27 (50,16)

323 (770)

Ц

56 (85)

Ц (18)

Ц (1)

Ц (1,5)

Ц (1,5)

Ц (1,5)

Ц (8)

36 (34)

Ц (7)

278 (185)

Ц (118)

Ц (11)

Ц (20,3)

Ц (285)

Ц (30,6)

Ц (2,6)

2084,76

95

44

4

30,5

176, 86

2

 

352,36


2437,12

2315,26

 


ѕриложение 4. ќтрывки из Ђƒомостро€ї —ильвестра

 

 ак научать мужу жену свою, как угодить Ѕогу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хоз€йстве пор€док, рукоделие вс€кое знать и самой делать.

ћужь€ должны поучать жен своих с любовью и разумно. ∆ены должны спрашивать мужей своих, как Ѕогу и мужу угодить, дом свой устроить. ќни должны им во всем покор€тьс€. ќни должны иметь страх Ѕожий и соблюдать чистоту телесную. —тав с постели, очистив себ€ и молитву сотворив, они должны женщинам и девкам Ђприслугиї задать урочную работу на день.

’оз€йка сама должна знать, как мука сеетс€, как квашн€ приготовл€етс€, как в печи вал€ютс€ хлебы, простые и сдобные, как выпекаютс€; она должна знать приготовление калачей и пирогов, количество муки, необходимое дл€ этого, сколько чего можно сделать из четверти, осьмины или решета, сколько будет отрубей, сколько выйдет печени€; меру должно знать во всем. —ама хоз€йка должна уметь изготовл€ть м€сные и рыбные блюда, вс€кие пироги и блины, вс€кие каши и кисели, вс€кие пирожки. ”ме€ сама, пусть она и слуг научит этому.

¬ то врем€, когда хлеб пекут, стирают и белье, чтобы не выходило лишних дров. ’оз€йка надсматривает, как стирают красные рубашки и лучшие вещи, сколько и на какое количество рубашек выходит мыла и золы, хорошо ли вымыто, выпарено, выполоскано, высушено и выкатано все.

¬сему этому она должна знать счет, отдавать стирку по счету и принимать по счету.

—тарые вещи должны быть бережно починены, ибо они пригод€тс€ дл€ сироток.

—ама хоз€йка никогда, разве в случае болезни, не должна быть без дела; слуги, гл€д€ на нее, должны вести себ€ также. ѕридет ли муж или гость€ обычна€, она должна всегда сидеть за работою.

 ак устроить дом хорошо и чисто.

«а всем этим жена должна смотреть, всему этому она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют слова Ц побо€ми. Ќо если муж увидит, что у жены и слуг нет пор€дка и делаетс€ не так, как здесь написано, то должен он жену научить.  огда она делает все как следует, то заслуживает любви и жаловани€; если же она не живет по наставлению, сама не исполн€ет своих об€занностей и слуг не учит исполн€ть, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а, наказав, пожалует и скажет доброе слово. ƒолжно наказыватьс€ с любовью; не следует мужу сердитьс€ на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Е ƒолжно бить плетью и разумно, и больно, и страшноЕ  огда вина велика, когда ослушание значительное, сн€ть рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держаЕ ƒа чтобы люди этого не видели и не слышали.


ѕриложение 5. —ловарь терминов

 

јскетизм Ц религиозный принцип, состо€щий в ограничении и подавлении чувственных влечений и желаний, отказе от жизненных благ с целью достижени€ нравственного совершенства; религиозное подвижничество.

ƒискурс Ц речь, беседа как объект лингвистического изучени€.

ƒислокальность Ц обычай раздельного проживани€ супругов, каждого в своей родственной группе, в эпоху перехода от матриархата к патриархату.

»нокин€ Ц православна€ монахин€.

ћатриархат (от лат. mater Ц мать и греческого arche Ц начало, власть; буквально власть матери) Ц одна из форм общественного устройства, в основном в ранний период первобытного общества. ” некоторых народов матриархат предшествовал патриархату. ћатриархат характеризуетс€ матрилинейностью, матрилокальностью или дислокальностью брачных поселений.

ћатрилинейность Ц счет происхождени€ и наследовани€ по материнской линии.

ћатрилокальность Ц обычай проживани€ супругов в общине жены.

ћоногами€ Ц историческа€ форма брака и семьи, единобрачие.

Ќеолитическа€ революци€ Ц переход от присваивающего хоз€йства (собирательство, охота) к производ€щему (земледелие, скотоводство), относ€щийс€ к периоду нового каменного века (8000 Ц 3000 лет до н.э.).

Ќомоканон Ц сборник церковных канонов и гражданских законов, касающихс€ быта и семейного права ¬изантийской империи.

ѕатриархат (от греч. pater Ц отец и arche Ц начало, власть), преобладающа€ роль мужчин в хоз€йстве, обществе и семье. ¬озник на основе подъема хоз€йственной де€тельности: развитие скотоводства, плужного земледели€, металлообработки. Ёпоха патриархата Ц врем€ разложени€ первобытного общества.

ѕатриархальна€ семь€ (больша€ семь€) Ц форма семьи, во главе которой стоит мужчина. ¬озникает при патриархате, состоит из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хоз€йство.

ѕатрилинейность Ц счет происхождени€, родства и наследовани€ по отцовской линии в отцовском роде, исторически следует за матрилинейностью и сохран€етс€ до наших дней.

ѕатрилокальный брак Ц обычай проживани€ супругов в общине мужа. ѕо€вл€етс€ при патриархате и сохран€етс€ при моногамии.

–аввинский Ц относ€щийс€ к раввину, раввинам (раввин в иудаизме - служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины).

—инод (—в€тейший ¬сероссийский ѕравительствующий —инод) Ц в –усской ѕравославной ÷еркви в 1721-1917 высшее церковное учреждение. Ѕыл учрежден в ходе преобразований ѕетра I вместо упраздненного им патриаршества как ƒуховна€  оллеги€ (указом от 25 €нвар€ 1721).

—химница Ц в православии: инокин€, прин€вша€ монашеский обет вести аскетический образ жизни (схиму).

‘еминизм Ц 1) стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; 2) женское движение, целью которого €вл€етс€ устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. ¬озникло в XVIII в., особенно активизировалось с кон. 60-х гг. XX в.

Ёкзегеза Ц толкование непон€тных, не€сных слов в древних, главным образом религиозных текстах.



[1] яндиан Ѕ. ќдна плоть: Ѕожий дар страсти Ц любовь, секс и роль в браке. Ц —пб.: »зд-во Ћань, 1996 стр. 135.

[2] Ѕер-—ижель Ё. –укоположение женщины в ѕравославной церкви. Ц ћ.: ƒрофа, 2000, стр. 143.

[3] «абелин ».≈. ƒомашний быт русских цариц в XVI и XVII столети€х. Ц Ќовосибирск: Ќаука. —иб. отделение, 1992, стр. 67.

[4] —м. приложение. “аблица 1. ¬ладени€ ћарфы Ѕорецкой.

[5]  отошихин √. . (ок. 1630-1667), подь€чий ѕосольского приказа. ¬ 1664 бежал в Ћитву, затем в Ўвецию.
ѕо заказу шведского правительства составил сочинение о –оссии.

[6] Ђƒомостройї - свод нравственных норм и правил поведени€, которым должен следовать добропор€дочный христианин. —оставлен в середине XVI в. ≈го авторство св€зываетс€ с именем —ильвестера.  роме наставлений в вере Ђƒомостройї содержит рекомендации дл€ семейной и бытовой жизни русских людей. ќсобенно важно наставление о роли главы семьи, разного рода наказани€ и поощрени€, поведении женщины. ≈го предписани€ми руководствовались на –уси и в последующие века, особенно в ’ристианских и купеческих семь€х, однако с течением времени его правила стали восприниматьс€, как пережитки прошлого, и пон€ти€ Ђдомостроевскийї, Ђдомостроевщинаї ныне означают наиболее архаичные, патриархальные обычаи семейных отношений. ќсобенно важно наставление о роли главы семьи, разного рода наказани€ и поощрени€, поведении женщины.

[7] √натюк ё.¬. —казани€ о стародавних временах русских. ѕер. с англ. Ц ћ.: “≈»—, 1998, стр 53.

[8] ¬ круглых скобках привод€тс€ данные по новому письму, что позвол€ет сделать вывод о приросте за полвека (с конца XV в. до 1576 г., когда составл€лась ѕ  ќбонежской п€тины): деревень Ц на 10%, дворов Ц на 27, людей Ц на 20,8, обж Ц на 5%.

√ородска€ открыта€ научно Ц практическа€ конференци€ школьников и студентов“ема: »сторический анализ вли€ни€ патриархального уклада и православной церкви на положение женщины в русском обществе допетровского времени

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ Ќаучна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ Ќаучна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»сторический аспект введени€ нового государственного праздника в –оссии
≤стор≥€  ривор≥жж€ в роки ƒругоњ св≥товоњ в≥йни
ћ.Ѕ. ћирский. "ѕроцессы "врачей-убийц". 1929-1953 годы"
Ќаука в услови€х культа личности ».¬. —талина (1930-1950-е годы)
ќрганизационное развитие красной армии в 1939-1941 гг. и проблема соотношени€ сил сторон к началу ¬еликой ќтечественной войны
ѕоражение летом 1941 года
ѕрац€ про ѕетра ћогилу
–€занское кн€жество в XI-XIII вв. и его материальна€ культура
—оветско-финл€ндска€ война
—олдат, генерал, дипломат Ц  .ћ. ƒеревТ€нко

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru